Правовой режим особо охраняемых территорий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Экологическое право»
Содержание
1. Понятие, состав и правовой режим особо охраняемых территорий
2. Государственный земельный кадастр и его роль в государственном управлении единым земельным фондом. ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г.
Задача
Литература
1. Понятие, состав и правовой режим особо охраняемых территорий
К особо охраняемым землям, в первую очередь, относятся земли природоохранного и заповедного значения.
Земли природоохранного и природно-заповедного назначения выделяются для охраны и изучения уникальных и типичных природных комплексов, сохранения генетического фонда живых организмов. Их территории представляют собой малоизмененные человеком природные комплексы с богатой и разнообразной растительностью и животным миром, уникальными природными ландшафтами, здоровым климатом, красотой пейзажа, историческими и культурными достопримечательностями.
Сохранение полезности их естественных свойств для нужд общества требует установления для земель данной категории специального порядка использования природных ресурсов, хозяйствования и пребывания1. На их территории ограничиваются или запрещаются такие виды деятельности и поведение, которые вызывают снижение или уничтожение экологической, лечебной, рекреационной, эстетической ценности природных комплексов и объектов исторического и культурного наследия. Для нейтрализации антропогенного влияния режим регулируемой деятельности может распространяться и на участки, прилегающие к этим землям. Законом Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» и Законом Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природоохранные, природно-заповедные и особо ценные земли оздоровительного назначения были отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В Российской Федерации существует законодательная основа для формирования и существования многофункциональной системы особо охраняемых природных территорий. Все категории особо охраняемых природных территорий учитываются при перспективном планировании экономического и социального развития, разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Следует подчеркнуть, что действующее законодательство дает право на выявленных и зафиксированных в принятых схемах развития и размещения охраняемых природных территорий или территориальных схемах охраны природы территориях ограничивать хозяйственную деятельность. Это важная гарантия их сбережения и защиты. Решение об этом принимают органы государственной власти субъектов Федерации.
Для защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым в интересах охраны режимом хозяйственной деятельности. Особо охраняемые территории могут иметь федеральное, региональное, местное значение и соответственно быть собственностью федеральной, субъектов Федерации и муниципальных образований. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной политики. Предусматривается расширение площадей этих территорий до 3% площади Российской Федерации.
Высшей формой особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заповедники. Ими объявляются природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительное значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда живых организмов. Охраняет и изучает их специальное природоохранительное, научное, эколого-просветительское учреждение – государственный природный заповедник, являющийся федеральным учреждением. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации. Для его образования необходимо согласие субъекта Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Представление о необходимости создания государственного природного заповедника делают органы государственной власти субъекта Федерации и специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В таком же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.
Земля, воды, недра территории государственного природного заповедника со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными и другими объектами передаются заповедникам в бессрочное (постоянное) пользование. На территории государственного природного заповедника устанавливается строгий природоохранительный режим. Здесь полностью исключается хозяйственное использование природных ресурсов (земель, вод, недр, растительного и животного мира) и запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы и угрожающая состоянию природных объектов. Организация территории заповедника определяется поставленными перед ним задачами. Для научно-исследовательской работы здесь могут быть выделены участки, где запрещается всякое вмешательство в природные процессы.
Сохранение неприкосновенности природных комплексов и генофонда животных требует закрытости территории: пребывание посторонних лиц разрешается при наличии специального разрешения администрации государственного природного заповедника. Территория его разбивается на кварталы и кордоны. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради которых создан заповедник, допускается деятельность, направленная на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Порядок ее определяется в Положении о конкретном заповеднике. На прилегающих к территории государственного природного заповедника участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
К территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории для организации биосферных полигонов, где проводятся научные исследования, экологический мониторинг, апробируются методы рационального природопользования. Режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается специальным положением, утверждаемым органом, в ведении которого находится биосферный заповедник.
Национальными парками объявляются территории (акватории), природные комплексы которых имеют особую экологическую, эстетическую, историческую ценность. В отличие от государственных природных заповедников, представляющих собой научные учреждения и закрытую для посторонних лиц территорию, национальные парки наряду с природоохранной и научно-исследовательской работой занимаются экологическим просвещением. Их территории открыты для организации регулируемого туризма, при котором определяется «рекреационная емкость» территории и устанавливаются правила посещения национальных парков. Национальные парки образуются постановлением Правительства Российской Федерации, при условии согласия субъектов Федерации на отнесение территорий парков к объектам федеральной собственности. Представление в Правительство о создании национального парка делают органы государственной власти субъектов Федерации и специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются им в пользование (владение). Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства Российской Федерации на основании представления органов исполнительной власти субъектов Федерации и специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды. Государственные природные заказники регионального значения – органами исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Задачи и особенности режима каждого заказника федерального значения определяются в Положении о нем, утверждаемом специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации. В отношении заказников регионального значения это делают органы исполнительной власти субъектов Федерации, принявшие решение о создании этого природного заказника.
Памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении объекты, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального и регионального значения. Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Федерации природные объекты и комплексы объявляются памятниками федерального значения, территория, занятая ими, – особо охраняемой природной территорией федерального значения, а органами государственной власти субъектов Федерации – соответственно памятниками природы регионального значения и особо охраняемой территорией регионального значения.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они передаются, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
Статус особой охраны установлен для территорий, объявленных лечебно-оздоровителъными местностями и курортами. Уникальность и особая ценность их обусловлены тем, что на их территориях и акваториях имеются природные лечебные ресурсы, используемые для лечения и профилактики заболеваний и отдыха. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Их лечебно-оздоровительная ценность подтверждается специальными курортологическими, гидрологическими и другими специальными исследованиями. Для признания территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительство Российской Федерации согласовывает этот вопрос с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Федерации. Охрана лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации; для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения – исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (лечебные минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях – округа санитарной охраны.
Земельное законодательство предусматривает выделение земель для рекреационных целей. К ним относятся выделенные в установленном порядке территории, занятые домами отдыха, санаториями, спортивно-оздоровительными базами, туристскими трассами, пионерскими лагерями и другими учреждениями отдыха.
Для рекреационных целей выделяются территории за пределами городской черты – пригородные зеленые зоны, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющие защитные, санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения. Выделение земель рекреационного назначения производится по решению органов исполнительной власти краев, областей, автономных округов; в республиках, входящих в состав Российской Федерации, – в порядке, устанавливаемом законодательством этих республик.
Территории, отведенные для пригородных зон, должны использоваться в соответствии с их назначением для природоохранных, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. Земельный кодекс устанавливает, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению. На территории зеленых зон запрещено строительство, несовместимое с защитными, санитарно-гигиеническими функциями и целями отдыха.
Землями историко-кулътурного назначения признаются участки земли и территории, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, а также занятые учреждениями культуры, с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел, иного прикладного искусства. Памятники культуры и истории весьма разнообразны. Принято подразделять их на памятники истории, искусства, археологии, градостроительства и архитектуры и др. По своему значению для общенациональной культуры и истории выделяются объекты исторического и культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации, регионального и местного значения.
Для земель историко-культурного значения устанавливается особый режим. Для отдельных памятников культуры и истории земельные участки могут выделяться без изъятия их у землепользователей. Земельным кодексом не допускаются изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму.
2. Государственный земельный кадастр и его роль в государственном управлении единым земельным фондом. ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г.
Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, государство несет ответственность за их состояние, использование, охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельными ресурсами: они организуют и осуществляют землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры1. Основой государственного управления является принцип устойчивого развития, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
государственного контроля за использованием и охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Статья 13 Федерального закона РФ «О государственном земельном кадастре» устанавливает обязательный перечень (состав) документов, которые подразделяются на основные, вспомогательные и производные.
К основным документам относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и кадастровые карты (планы).
К вспомогательным документам – книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
К производным документам – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.
Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с принципами:
единства системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;
непрерывности внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;
открытости сведений государственного земельного кадастра:
сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
В Федеральном законе «О государственном земельном кадастре» установлен также принцип обязательности государственного кадастрового учета земельных участков (ст. 7).
Этот принцип по содержанию вносит некоторое дополнение к п. 4 ст. 18 и п. 2 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые допускают государственную регистрацию прав на земельный участок, даже если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка. Императивная норма Федерального закона «О государственном земельном кадастре» об обязательности государственного кадастрового учета земельных участков ведет к бездействию указанных правовых норм Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
Он содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках:
их кадастровые номера;
местоположение (адрес);
площадь;
категория земель и разрешенное использование земельных участков;
описание границ земельных участков, их отдельных частей;
зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;
наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Обязательному государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, при проведении государственного кадастрового учета земельный участок становится объектом правоотношений, объектом недвижимости. А после государственной регистрации права в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок становится объектом определенного вещного права соответствующего субъекта, а также может быть объектом обязательственного правоотношения.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют в необходимом объеме информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.
На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Кадастровое деление территории РФ и присвоение кадастровых номеров земельным участкам осуществляются в соответствии с Правилами кадастрового деления территории Российской Федерации и Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. № 660.
Вся территория Российской Федерации, включая территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, делится на кадастровые округа. В пределах кадастрового округа ведется государственный реестр земель кадастрового округа, являющийся составной частью Единого государственного реестра земель. Требования к кадастровому делению утверждены приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г.
Приказом Росземкадастра от 14 мая 2001 г. МаП/89 «О кадастровом делении территории Российской Федерации» на территории РФ создано 89 кадастровых округов, утверждены схема расположения кадастровых округов и перечень наименований и номеров кадастровых округов. Ведение государственных реестров земель кадастровых округов возложено на соответствующие территориальные органы Росземкадастра.
Задача
По решению областной администрации от 24 июня 2002 года коммерческой организации ООО «Строймаш» было предоставлено 30 га земли в безвозмездное пользование сроком на 5 лет.
Правомерны ли действия областной администрации? Каков порядок предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование?
Порядок предоставления земельных участков в безвозмездное срочное пользование определен в статье 24 Земельного кодекса.
В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:
1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса, на срок не более чем один год;
2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;
3) из земель отдельных видов организаций, гражданам в виде служебного надела;
4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса.
Так в данном случае в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 24 Земельного кодекса земельный участок был предоставлен сроком на 5 лет, то следует признать действия администрации неправомерными.
Литература
Земельный кодекс РФ.
Федеральный закон «О государственном земельном кадастре».
Крассов О.И. Земельное право. Москва, 2005.
Земля и право. Пособие для российских землевладельцев. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор С. А. Боголюбов. Москва, 2003.
1 Земля и право. Пособие для российских землевладельцев. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор С. А. Боголюбов. Москва, 2003.
1 Крассов О.И. Земельное право. Москва, 2005.