Роль Центрального Банка России в условиях рыночной экономики
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность, функции и операции центральных банков
1.1. Сущность центральных банков, их структура
1.2 Основные цели и функции ЦБ РФ в условиях рыночной экономики
Глава 2. Актуальные проблемы развития банковской системы России в связи с мировым финансовым кризисом и роль ЦБ РФ в его преодолении
2.1 Денежно-кредитная политика Банка России в условиях рыночной экономики
2.2 Роль Банка России в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сегодня термин центральный банк, что называется, "на слуху". В прессе и по телевидению мы постоянно слышим сообщения вроде: "ЦБ собирается ограничить выдачу ипотечных кредитов физическим лицам", "ЦБ обвинил банк такой-то в отмывании грязных денег, что повлекло за собой его ликвидацию", "ЦБ увеличил золотовалютные резервы страны на столько-то процентов", "ЦБ выпустил в обращение купюры нового образца", "ЦБ проводит политику укрепления национальной валюты". Судя по всему, Центральный банк, или как его еще называют центробанк – это нечто значительное и могущественное.
И, действительно, это так. В большинстве стран властные полномочия ЦБ и сфера его влияния весьма широки. Сегодня весь мир с жадностью ловит каждое слово главы центробанка самого могущественного государства – Алана Гринспена. От того, какое направление своей политики изберет ФРС (центробанк США), зависит как будет развиваться американская экономика. А значит и всего мира. Непредвиденное изменение учетной ставки Гринспеном не раз приводило к обвалу валютных курсов и фондовых индексов в Токио, Сингапуре, Сеуле, Лондоне, Франкфурте-на-Майне и Париже.
Целью данной работы является изучение роли Центрального Банка России в условиях рыночной экономики. Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать и решить следующие задачи: сущность центральных банков, их структуру, функции и операции центральных банков в условиях рыночной экономики, особенности денежно- кредитной системы в России
1. Сущность, функции и операции центральных банков
1.1 Сущность центральных банков, их структура
Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. ЦБ может называться по-разному, это мало меняет его суть. Он может именоваться народным - Народный банк Китая, государственным - Государственный банк Вьетнама, эмиссионным или резервным - Федеральная резервная система США, национальным - Национальный Банк Украины, федеральным - Немецкий федеральный банк. Может быть просто Банком Англии - главное, в названии подчеркивается особое место этого учреждения в жизни страны.
Центральный банк не всегда является стопроцентно государственным банком. Например, в США, Италии, Швейцарии государство не владеет ЦБ вообще, а в Бельгии государственными являются 50% ЦБ, в Японии - 55%.
Таким образом, Центральный банк - банк-посредник между государством и реальной экономикой через остальные банки, фактически - орган регулирования, сочетающий черты банка и государственного ведомства. У ЦБ есть свои важные функции, которые были сформированы исторически и инструменты, которые должны быть закреплены за ним в законодательном порядке.
Центральный банк - важнейшая часть государственной машины, его состояние сигнализирует о здоровье экономики, а функционирование должно происходить скоординировано с другими государственными институтами.
1.2 Основные цели и функции ЦБ РФ в условиях рыночной экономики
Центральные банки разных стран выполняют примерно одинаковые функции, которые условно можно объединить в следующие группы:
1) организация, проведение и регулирование денежного обращения;
2) обслуживание счетов правительства;
3) банковское обслуживание коммерческих банков;
4) надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков;
5) валютное регулирование и валютный контроль.
Если рассматривать ЦБ с бухгалтерской стороны, то к его активам можно отнести золотовалютные резервы страны, кредиты, выданные ЦБ правительству и коммерческим банкам, государственные облигации. К пассивам - депозиты коммерческих банков в ЦБ (обязательные резервы и дополнительные депозиты); наличные деньги, которые ЦБ выпустил в обращение; счета казначейства, которые обслуживает ЦБ, капитал ЦБ.
1) Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а, значит, и всей страны в целом. Председатель Банка России или, по его поручению, один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики может принимать участие в заседаниях Государственной Думы.
2) Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга.
3) Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции (по сути, все финансово-значимые вопросы в государстве), издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью (статья 2 Закона). Данное положение, как ни одно другое, позволяет вести разговоры о так называемом "государственном статусе" Банка и его стратегическом значении для всего нашего общества в целом. В соответствии с Налоговым кодексом РФ Банк России уплачивает налоги и сборы. Доминирование целей налогово-бюджетной политики над целями денежно-кредитной политики объясняет, почему Банк России регулярно показывает провальные результаты с точки зрения удержания инфляции. Заниженные показатели инфляции позволяют Минфину получать внеплановые налоговые поступления, а вина за провал плана по инфляции ложится на плечи Центрального банка.
В соответствии со статьёй 3 закона "О центральном банке РФ (Банке России)" целями ЦБ признаются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью его деятельности. Согласно пункту 2 статьи 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. С неё-то мы и начнём.
Защита и обеспечение устойчивости рубля. Это самая "важнейшая" функция Центробанка, которая ставится агитаторами во главу угла всякий раз при упоминании данного учреждения. По своему содержанию она формирует такое широко растиражированное ныне понятие, как противодействие инфляции.
Развитие банковского сектора. Другая, не менее значимая функция ЦБ РФ, которую он упорно не желает осуществлять, - развитие банковской сферы. Сегодня ни для кого не секрет, что коммерческих банков в России катастрофически не хватает. Не хватает как в центре, так и на периферии. На периферии особенно. Что делает государство? Правильно – создаёт центральное ведомство, которому и препоручает задачу увеличения численности коммерческих учреждений. Что делает ведомство? Правильно – раздувает численность своего собственного чиновничьего аппарата (Банк России вот уже несколько лет подряд лидирует по количеству своих служащих среди всех прочих центральных банков) и наращивает филиальную сеть банков со своим участием, в которых для того, чтобы снять даже скромную (по меркам той же Америки) сумму, необходимо подавать заявку заблаговременно.
2. Актуальные проблемы развития банковской системы России в связи с мировым финансовым кризисом и роль ЦБ РФ в его преодолении
2.1 Денежно-кредитная политика Банка России в условиях рыночной экономики
банкнотный эмиссия банковский кризис
Сегодня центральные банки предпринимают неординарные эксперименты с денежно-кредитными инструментами и пытаются вытянуть экономику из финансового кризиса любыми средствами.
Банк России стоит на перепутье. По всей видимости, 2009 год станет переломным в определении приоритетов денежно-кредитной политики. В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов", одобренных Центральным банком в октябре 2008 года, обозначен переход к режиму таргетирования инфляции. Несмотря на кризис, никто принятое решение не отменял - напротив, руководство банка России заявило о своей верности модному режиму. Однако, изъясняясь в любви к инфляционному таргетированию, Центральный банк не утрудил себя объяснить нашим гражданам, какие выгоды оно принесет и насколько подходит под особенности нашей экономики.
Тем не менее решение принято, и власти всякий раз не устают подтверждать его незыблемость. Правда, для чистоты эксперимента в законодательство о центральном банке потребуется внести изменения, ведь во всех странах - приверженцах нового режима - ценовая стабильность законодательно обозначена как конечная цель деятельности центрального банка. В нашей Конституции, в 75-й статье, утверждается, что вовсе не стабильность цен, а "защита и обеспечение устойчивости рубля" является основной целью Банка России. Разумеется, никто референдум по изменению Конституции проводить не собирается. По этой причине руководство Банка России предпочитает говорить, что инфляционное таргетирование - исключительно техническое изменение в денежно-кредитной политике, не требующее никаких "телодвижений" со стороны законодателей.
Вопрос о том, чем должен заниматься Банк России, усугубляется Федеральным законом "О Центральном банке". В статье 3 помимо защиты и обеспечения устойчивости рубля сформулированы еще две цели: развитие и укрепление банковской системы, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Это как гоняться за двумя зайцами: в сложные времена официальные цели Банка России противоречат друг другу.
Банк России, следуя европейской манере антикризисной политики, влил в банки ликвидности почти на 3 трлн рублей, а потом пытался защищать курс рубля. Итог известен - перевод ликвидности в валюту и обесценение рубля. Таким образом, за что в конечном счете должен отвечать банк России - в нашей стране с полной уверенностью не сможет ответить никто. Де-факто перед ним всегда стояло множество противоречивых целей - и курс рубля защищать, и инфляцию подавлять, и банки спасать, и экономический рост поддерживать.
Однако, предоставив "фору" традиционным отраслям, правительство сделало стратегическую ошибку: начало раздавать бюджетные ресурсы, в результате чего бюджет вместо нулевого сальдо грозит получить в 2009 году дефицит в 10% ВВП. Размер государственной поддержки частному сектору экономики в 2 трлн рублей оказался равен приросту выплат по внешнему долгу в связи с девальвацией. Если бы государство позволило бы самостоятельно "выплывать" из кризиса предприятиям, то девальвация стала бы похожа на "игру с нулевой суммой". Однако решения о беспрецедентной государственной поддержке привели к тому, что девальвация превратилась в игру с проигрышами для всех сторон. И бюджет дефицитен, и эффективность господдержки остается под вопросом. Сегодня Банк России обязуется стабилизировать бивалютную корзину на отметке 41 рубль, что соответствует курсу приблизительно 36 рублей за доллар. Выбранный уровень действительно позволяет сбалансировать текущий счет платежного баланса. Достигается это в основном за счет импорта. Экспорт сырья в физическом выражении мало чувствителен к курсу рубля, что говорит о том, что в период нефтяного процветания рост держался за счет вздутия цен на энергоносители. Девальвация рубля не привела к стимулированию экспорта. Напротив, ввоз иностранных потребительских товаров сократился, что и позволило сбалансировать текущий счет. Хотя данные по торговому балансу запаздывают на квартал, моделирование показывает, что исходя из текущих нефтяных цен и реального эффективного курса рубля торговое сальдо стабилизируется на положительной отметке в 8-10 млрд долларов в месяц (рисунок 3). Однако будет ли этого достаточно для правительства? При сбалансированном текущем счете экономический рост будет в лучшем случае нулевой. Прогнозы роста реального ВВП включают только печальные сценарии (рисунок 4): -2,2% (Минэкономразвития), -0,7% (МВФ), -1,2% (Банк Москвы) и др. - по возрастающей. Вопрос заключается в том, должен ли Банк России обеспечить нейтральную внешнеторговую позицию, или он должен также способствовать экономическому росту? Вопрос скорее институционально-политический, ответ на который зависит от влияния правительства на Банк России.
Если отвечать на него, исходя из предыдущего опыта, то для стимулирования роста Банку России предстоит еще обесценить рубль от стабильных уровней, достигнутых в феврале 2009 года. Конкурентные девальвации в других странах и инфляция "съедают" положительные эффекты нашей девальвации. Если мы хотим вернуться к экономическому росту на уровне первой половины 2000-х годов (до 4%), когда нефть в среднем стоила "всего" 31 доллар за баррель, то рубль целесообразно обесценивать, пока его эффективный реальный курс не придет в соответствие с предыдущими ценами на нефть (рисунок 5). Новый равновесный курс рубля может составить 40-42 рубля за доллар (таблица). Конечно, это условное равновесие, которое зависит от инфляции, поведения других валют и цен на сырье. И в дальнейшем оценки справедливой цены рубля должны пересматриваться, что подразумевает регулирование границ валютного коридора. Возможно, что границы коридора целесообразно пересмотреть в апреле, когда будет известна статистика за первый квартал и будет возможно оценить эффекты девальвации. Аргументом против продолжения девальвации может быть стабилизация девальвационных и инфляционных ожиданий, которые оказывают серьезное влияние на рубль. Переход на полностью плавающий курс рубля, что предлагают некоторые экономисты и что необходимо для полноценного таргетирования инфляции, невозможен по нескольким причинам. Период финансовой нестабильности и экономического спада является не самой благоприятной средой для самоустранения Банка России с валютного рынка. В любом случае свободное плавание рубля не позволит сохранить международные резервы из-за выплат по внешнему долгу. Вне зависимости от того, какой режим валютного курса будет выбран, плавающий или фиксированный, резервы будут идти на погашение внешних долгов.
Кроме того, в условиях нестабильности свободное плавание приведет к гиперреакции валютного рынка. На примере Исландии и Украины, где валюты обесценились вдвое после того, как центральные банки ушли с валютного рынка, можно увидеть, что делают с курсом спекулянты и паникующее население. Наконец, макроэкономические условия должны отвечать требованиям устойчивого плавания. В частности, сбалансированный бюджет, устойчивый банковский сектор, невысокая внешнеторговая открытость, низкая инфляция и пр. - все это позволяет сохранять стабильный валютный курс даже в условиях плавания. В настоящее же время макроэкономические условия не соответствуют требованиям устойчивого плавания.
Укрепление рубля, которое может начаться, по различным причинам (вхождение России в состав ОПЕК, рост цен на нефть, восстановление нормальной работы международного финансового рынка, долларовый кризис и др.), в среднесрочной перспективе позволит Центральному банку отказаться от целевых ориентиров валютного курса и перейти к плаванию. Однако оно будет представлять собой "квазиплавание" в рамках широкого коридора, размах которого будет превышать 15 рублей.
Политика Банка России, по всей видимости, станет напоминать политику ряда центральных банков в Восточной Европе, которые хотя и перешли на инфляционное таргетирование, в то же время должны поддерживать стабильный обменный курс к евро, рассчитывая на скорое вхождение в состав Еврозоны. Когда рубль войдет в "квазиплавание", а денежно-кредитная политика окажется без номинального якоря (ранее им был валютный курс), встанет вопрос о том, посредством чего денежные власти намерены регулировать макроэкономическую конъюнктуру. Инфляционное таргетирование предполагает управление денежным рынком через процентные ставки. Готов ли к этому Банк России? Вплоть до последнего времени он игнорировал потребности межбанковского рынка, обходясь либо формальными мерами по его поддержке (компенсация части убытков по межбанковским кредитам крупнейшим банкам), либо опирался на госбанки, предоставляя им наибольший объем ресурсов. Властям необходимо создавать условия институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности рынка, добиваться роста эффективности процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать межбанковский рынок и макроэкономический анализ. Несмотря на то что все эти задачи официально провозглашены, никаких конкретных шагов для подготовки таргетирования инфляции не предпринимается, а программы перехода на новый режим не существует.
Если намерения ввести таргетирование инфляции озвучиваются всерьез, то работа должна вестись по нескольким направлениям:
повышение независимости денежно-кредитной политики в плане самостоятельного назначения целевых ориентиров, которые не должны заимствоваться из планов Министерства финансов или Минэкономразвития и быть реалистичными и достижимыми;
расширение транспарентности деятельности Банка России (финансовая отчетность Центрального банка, публикация стенограмм и протоколов совета директоров, комитета по денежно-кредитной политике и комитета банковского надзора, обнародование оперативных прогнозов инфляции, ключевых макроэкономических и финансовых индикаторов, а также прогноза ставок Центрального банка, раскрытие экономико-математического инструментария и др.);
повышение эффективности денежного рынка (создание централизованного электронного межбанковского кредитного рынка, ликвидация региональных диспропорций и иерархической структуры межбанковского рынка, развитие сегментов рынка с большей срочностью);
развитие процентной политики (назначение целевых процентных ориентиров, подгонка денежно-кредитного инструментария для их достижения, сужение коридора процентных ставок);
увеличение ответственности Центрального банка за промахи в достижении целевых ориентиров инфляции (в настоящее время Банк России не несет никакой ответственности, если его цели остались невыполненными).
2.2 Роль Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисные меры
В актуальные задачи стратегии завершения антикризисных мер, связанных с деятельностью Банка России, входят:
— снижение риска инфляционного давления в конце 2010 – начале 2011 года;
— предотвращение неадекватного ценообразования на финансовые активы вследствие избыточной ликвидности в банковском секторе;
— избежание гиперреакции валютного курса рубля;
— и, наконец, устранение риска безответственного поведения участников рынка.
Всякий регулятор призван стабилизировать рыночную среду. Если он тратит усилия на разъяснение своей политики, на снижение неопределенности будущего — рынок воздает ему сторицей: и стабилизация оказывается успешной, и участники рынка испытывают доверие к регулятору. Однако похоже, что Банк России является исключением. В то время как ФРС США публично расписала, что и как она будет делать, сворачивая антикризисные меры, Банк России предпочитает хранить молчание. Конечно, регулятор не может быть уверен в своих дальнейших действиях, когда его политика во многом зависит от внешних рынков. Тем не менее центральными банками наработан арсенал формирования рыночных ожиданий в условиях неопределенности собственных действий: "веерные" диаграммы, сценарные расчеты, публикация консенсус-прогнозов и пр. Банк России остается в стороне от новейших средств взаимодействия с целевой аудиторией, по-прежнему полагая, что лучшей политикой является политика молчания. В результате экспертному и банковскому сообществу самому приходится делать за денежные власти работу: разрабатывать и предлагать варианты сворачивания антикризисных мер. По крайней мере, тогда появляется повод для диалога, а за ним и возможность избежать нелепых действий, вредящих рынку.
Что можно предложить денежным властям и чего ожидать от них в свете предстоящего сворачивания антикризисной политики? В конце 2009 года на встрече министров финансов и управляющих центральных банков стран G-20 были приняты международные рекомендации, касающиеся exit policy. В целом они носят достаточно общий характер и ориентированы прежде всего на фискальную консолидацию и сокращение дефицита бюджета, а также прекращение действия нестандартных инструментов денежно-кредитной политики. В развивающихся странах и России масштабы антикризисной политики, как и сам кризис, были скромнее, и денежным властям не потребуется разрабатывать изощренные программы завершения антикризисных мер. Тем не менее exit policy в России затронет процентную политику и изменения денежно-кредитного инструментария.
В течение кризиса 2008–2009 годов процентная политика Банка России пережила несколько фаз развития. Осенью 2008 года регулятор произвел экстренное снижение процентных ставок по инструментам рефинансирования для повышения ликвидности в банковском секторе и расширения доступности операций рефинансирования для банков. В ноябре 2008 – феврале 2009 года ему пришлось пойти на временное повышение процентных ставок для противодействия оттоку капитала и атаки на курс рубля. С апреля 2009 года по настоящее время Банк России осуществляет снижение процентных ставок для стимулирования кредитной активности и экономического роста.
В свете завершения антикризисных мер процентная политика Банка России сталкивается с рядом среднесрочных задач. К ним относятся:
— поддержание текущего экономического восстановления;
— плановое снижение инфляции до 5–6%;
— поддержание приемлемой волатильности эффективного курса рубля; снижение процентных ставок по кредитам.
В то же время Банку России при принятии решений о процентных ставках необходимо обращать внимание на несколько рисков. В конце 2010-го и в 2011 году может возникнуть угроза роста инфляции из-за возобновления положительного сальдо текущего счета и роста расходов федерального бюджета, которые традиционно возрастают к концу года. Кроме того, реализуя политику низких ставок, Банк России должен учитывать возможность формирования финансовых "пузырей" и накопления избыточной ликвидности в банковском секторе.
Ожидается, что в середине 2010 года денежный рынок достигнет "дна" процентных ставок. Для Банка России это будет сигналом к необходимости пересмотра процентной политики. Однако в целом процентная политика не может быть предопределена до конца 2010 года по ряду причин. Во-первых, Банк России не придерживается формальных правил денежно-кредитной политики, которые предпочитают некоторые центральные банки за рубежом. Во-вторых, процентная политика во многом ориентируется на курсовую политику. Ставка рефинансирования обладает чувствительностью как к процентным ставкам ведущих иностранных центральных банков, так и к курсу рубля. В результате процентная политика дрейфует вслед за ценами на беспоставочные валютные форварды. По всей видимости, регулятор предпочтет инерционное поведение. Ставка рефинансирования будет снижаться с запаздыванием, так и не достигнув оптимального "дна" летом 2010 года (которое оценивается в 6,5–7%). По всей видимости, нам предстоит увидеть еще пару снижений ставки на 0,25% в месяц, и на этом эпопея смягчения процентной политики завершится. Цена инерционного поведения будет состоять в укрепляющемся рубле и слабом экономическом восстановлении.
Идет много разговоров о том, что ставка рефинансирования не может быть адекватно снижена в связи с угрозой инфляции во второй половине 2010 года. Однако нужно иметь в виду, риск инфляции проистекает не из-за снижения процентных ставок Центрального банка, а из-за возможного быстрого восстановления мирового спроса на сырьевые товары. Это, в свою очередь, приведет к существенному притоку денег в российскую экономику и росту совокупного внутреннего спроса, а также увеличению цен в "неторгуемых" секторах с наименьшим уровнем конкуренции. Низкие процентные ставки выступают не главным фактором инфляции.
Как ни странно, финансовый кризис значительно ускорил модернизацию денежно-кредитной политики. Во-первых, были апробированы новые инструменты, такие как аукционы беззалоговых кредитов и временные гарантии по межбанковским сделкам. В последующем они могут оказаться востребованными при возникновении новых периодов финансовой нестабильности. Во-вторых, произошла перенастройка целевых операционных ориентиров денежно-кредитной политики. Стоимость бивалютной корзины стала более волатильной, значение процентных инструментов повысилось. В-третьих, Банк России наладил тесный диалог с банковским и экспертным сообществом, что добавило понимания денежно-кредитной политики и определенности рыночным ожиданиям. Антикризисные меры, таким образом, приблизили преобразования денежно-кредитной политики, связанные с более свободным курсообразованием рубля и повышением эффективности процентной политики, которые в последующем позволят реализовать инфляционное таргетирование.
Все эти изменения должны быть подкреплены адекватной информационной политикой. Ее цель должна состоять в предотвращении дестабилизации финансового рынка в связи с непредсказуемостью сворачивания антикризисной поддержки. В задачи информационной политики Банка России в ходе завершения антикризисных мер должны входить:
— управление ожиданиями изменения ставки рефинансирования; сглаживание колебаний процентных ставок денежного рынка;
— предотвращение шоков на рынке облигаций (фондовый риск);
— минимизация процентного риска банков; помощь банкам в управлении риском ликвидности.
Банку России целесообразно принять информационный меморандум о завершении антикризисной политики, который в общих чертах определял бы предстоящие задачи и меры денежных властей.
Кроме того, положительно воспринималось бы обнародование плана завершения антикризисных мер с объяснением критериев завершения каждой операции; публикация укрупненного графика со сроками и последовательностью поэтапного завершения антикризисных мер; раскрытие прогнозов изменения ставки рефинансирования и инфляции в форме веерных диаграмм без четких обязательств Банка России (для минимизации процентного риска и риска ликвидности в банковском секторе). В случае успешной реализации информационной политики Банк России сможет добиться нескольких результатов. В их числе снижение неопределенности будущего и предсказуемость предстоящих событий для участников рынка, минимизация риска обвала и паники, рост доверия к политике Банка России и рост понимания действий денежных властей.
Заключение
Независимо от сценариев экономического развития Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования, включая механизм усреднения, и нормативной базы, применяемой при формировании банками обязательных резервов. Банк России продолжит политику, направленную на снижение общего уровня обязательных резервных требований по мере увеличения спроса на деньги со стороны экономических агентов.
В области политики обязательных резервных требований Банк России будет продолжать использовать обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковской системы. При этом предполагается сохранить тенденцию к относительному снижению обязательных резервов кредитных организаций, в том числе путем возможного повышения коэффициента усреднения.
Таким образом, денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, ориентирована на обеспечение стабильности внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы и поддержание стабильной работы всех звеньев российской банковской системы
Список использованных источников
1. Методология основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, Швейцария, октябрь 1999 г.) // Вестник Банка России. - 19 апреля 2009г. - №23.
2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" - текст, комментарий / Под общ. ред. Лубенченко К.Д. - М.: 2000.
3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Вестник Банка России. - 29 декабря 2003г. - №71.
4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 июля 2002г. - №28. - Ст.2790.
5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 6 декабря 1990г. - №27. - Ст.357.
6. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 декабря 2003г. - N 52.
7. Приказ ЦБР от 11 сентября 1997 г. N 02-394 "О введении в действие Инструкции "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы" // Вестник Банка России. - 2009. - №59.
8. Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2005 г. NN 983п-П13, 01-01/1617 "О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года" // Вестник Банка России. - 13 апреля 2005г. - №19.
9. Письмо ЦБР от 31 января 2003 г. №04-15-3/371 "Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций" // Вестник Банка России - 5 февраля 2003г. - №7.
10. Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 10 августа 2004 г., протокол N 21) // Вестник Банка России. - 25 августа 2004г. - №51.
11. Вишневский А.А. Банковское право. Краткий курс лекций. - М.: Статут. - 2004.
12. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007г.
13. Кредитные организации в России: правовой аспект / Отв. ред. Е.А. Павлодский. - М.: 2010г.
14. Тадеев А.А. Банковское право. - М.: 2009
15. Правовое регулирование банковской деятельности в РФ. Место ЦБ РФ в банковской системе РФ. Учебное пособие. М., 2007.
16. Ерпылева Н.Ю. Банковское регулирование и надзор: новеллы российского законодательства // Законодательство и экономика.-2005.-№3, 4.
17. Калантырский Д.Я. Пути совершенствования правового регулирования банковского надзора в Российской Федерации // Юридическая работа в кредитной организации - №1 - 2008 г.
18. Ларина Л. Мегарегулятор: Festina lente // Банковское дело в Москве. - №9. - 2009 г.
19. Мурычев А.В. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит. - 2007. - №4.
20. Риск-менеджмент, банковский надзор и Базель II: "pro" и "contra" банкиров // Банковское дело в Москве - №9 - 2005г.
21. Смирнов И.Е. Подготовлен законопроект о мегарегуляторе финансовых рынков // Управление в кредитной организации. - №6. - 2006 г.