Правовое регулирование лицензирования в Республике Казахстан
Содержание
Введение
I. Лицензирование как предмет правового регулирования
Основные понятия и принципы лицензирования
Формы и сферы лицензирования
Классификация лицензий
II. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
2.1 Структура государственной системы лицензирования
III. Лицензирование туристской деятельности в Республике Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Я выбрала в качестве темы своего реферата: "Правовое регулирование лицензирования в Республике Казахстан".
Целью данного реферата является краткий обзор вопросов и практики лицензирования в Республике Казахстан.
Основным нормативным актом в данной сфере является Закон РК «О лицензировании», принятый 11.01.2007г. Данный Закон раскрывает основные понятия, требования для занятия лицензируемыми видами деятельности, основные принципы лицензирования, дает общие данные по содержанию документов, срокам рассмотрения документов, а также приводит основания для отказа в выдаче лицензии.
Для начала необходимо отметить, что лицензирование вводится в целях государственной безопасности, реализации государственной монополии, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан. Действующая в Республике Казахстан система лицензирования характерна для всех развивающихся государств и связана это с рядом экономических и иных причин, а также имеет общие основы с процедурой и практикой лицензирования во многих странах СНГ.
Что собой представляет лицензия?
Ст. 2 Закона «О лицензировании» дает следующее определение лицензии: «Под лицензией понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия».
При этом, получатели лицензии являются лицензиатами, а государственные органы, выдающие лицензии именуются лицензиарами.
Подробный перечень лицензиаров и их компетенция определен и установлен Правительством и содержится в «Перечне государственных органов (лицензиаров), уполномоченных выдавать лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию», утвержденному Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.12.1995г. за № 1894. В указанный перечень время от времени вносятся поправки, поэтому необходимо сверяться и проверять, кто является лицензиаром по интересующему виду деятельности.
За исключением некоторых видов деятельности, например, связанных с доступом к информации, составляющей государственный секрет, лицензирование деятельности казахстанских и иностранных лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида лицензии осуществляется на равных основаниях. При этом необходимо иметь в виду, что для государственных предприятий может быть предусмотрено преимущественное право выдачи лицензий, которые законодательными актами отнесены к государственной монополии.
I. Лицензирование как предмет правового регулирования
1.1Основные понятия и принципы лицензирования
Законодательство Республики Казахстан о лицензировании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона «О лицензировании» и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Основные понятия:
квалификационные требования - совокупность количественных и качественных нормативов и показателей, характеризующих способность заявителя заниматься отдельным лицензируемым видом деятельности и (или) под видом лицензируемого вида деятельности;
единый технологический процесс - совокупность технологически взаимосвязанных и последовательных действий, выполняемых в процессе производства в рамках одного лицензируемого вида деятельности;
автоматическое лицензирование импорта отдельных товаров - мера, установленная в целях мониторинга посредством выдачи лицензии;
лицензиар - государственный орган, осуществляющий лицензирование;
лицензиат - физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию;
лицензия - разрешение, выдаваемое соответствующим лицензиаром физическому или юридическому лицу на занятие отдельным видом деятельности;
лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, для занятия которым требуется получение лицензии;
подвид лицензируемого вида деятельности - конкретизация соответствующего вида деятельности в рамках одной лицензии;
реестр лицензий - база данных, содержащая сведения о выданных, переоформленных, приостановленных, возобновленных и прекративших действие лицензиях;
лицензирование - комплекс мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензий, осуществлением контроля лицензиаров за соблюдением лицензиатами соответствующих требований, приостановлением и возобновлением действия лицензий, лишением лицензий;
лицензионный контроль - деятельность лицензиара, направленная на обеспечение соблюдения лицензиатами законодательства Республики Казахстан о лицензировании;
заявитель - физическое или юридическое лицо, обратившееся в соответствующий лицензиар с заявлением о выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии;
уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий разработку и проведение государственной политики и координирующий деятельность других государственных органов в области лицензирования.
Основные принципы лицензирования:
1. Выдача лицензий осуществляется на равных основаниях и равных условиях для всех лиц, отвечающих требованиям, установленным для данного вида деятельности;
2. Введение лицензионного порядка по отдельным видам деятельности устанавливается в целях национальной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан;
3. Установление исчерпывающего перечня видов и подвидов деятельности;
4. При включении новых видов или подвидов деятельности их лицензирование осуществляется после принятия соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих квалификационные требования и правила лицензирования видов деятельности;
5. Лицензирование отдельных видов деятельности устанавливается в случаях, если требования по обязательному подтверждению соответствия отдельных видов продукции, процессов недостаточны для достижения целей государственного администрирования;
6. Лицензия является неотчуждаемой и не может быть передана лицензиатом другому физическому или юридическому лицу;
7. Действие лицензий распространяется на всей территории Республики Казахстан;
8. Виды деятельности, входящие в единый технологический процесс и являющиеся необходимым элементом осуществления вида деятельности, лицензированию не подлежат;
9. Осуществление отдельных видов деятельности или совершение определенных действий (операций), требующих лицензирования, допускается лишь при наличии лицензии, за исключением деятельности, осуществляемой государственными органами, а также Банком Развития Казахстана.
Осуществление отдельных видов деятельности в финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов, допускается лишь при наличии лицензии, за исключением деятельности, проводимой кредитными товариществами, обществами взаимного страхования, а также Национальным оператором почты.
1.2Формы и сферы лицензирования
Форма лицензии и приложения к ней устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Приложение к лицензии, в котором указываются подвиды деятельности, является неотъемлемой частью лицензии.
Формы лицензий для осуществления деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов устанавливаются уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций или Национальным Банком Республики Казахстан.
Лицензированию подлежат отдельные виды деятельности в следующих сферах:
промышленности;
использования атомной энергии;
оборота ядовитых веществ;
технической безопасности;
транспорта;
оборота наркотических средств, психотропных веществ;
обеспечения информационной безопасности;
специальных технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий;
оборота вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых веществ и изделий с их применением;
использования космического пространства;
информатизации и связи;
образования;
средств массовой информации;
сельского и лесного хозяйств, землеустройства, геодезии и картографии;
здравоохранения;
обслуживания физических и юридических лиц;
игорного бизнеса;
ветеринарии;
судебно-экспертной;
культуры;
финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов;
архитектуры, градостроительства и строительства;
изготовления государственных символов Республики Казахстан;
таможенного дела;
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, производства табачных изделий;
экспорта и импорта товаров;
товарных бирж.
1.3Классификация лицензий
Лицензии различаются:
1. По субъектам:
выдаваемые гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан;
выдаваемые иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства и международным организациям.
При разделение по субъектам нужно отметить, что для отдельных категорий установлена упрощенная процедура получения лицензий, так, например, для субъектов малого бизнеса действует ускоренный порядок рассмотрения документов.
2.По объему деятельности:
генеральные — выдаваемые без ограничения срока (обычно это лицензии на осуществление определенного вида деятельности или работ);
разовые — на совершение определенной хозяйственной операции в пределах разрешенного объема, веса или количества, а также срока (например, экспортные или импортные лицензии);
опеpационные — на совеpшение опpеделенной опеpации в банковской деятельности и операций, связанных с использованием валютных ценностей, определенных валютным законодательством.
По территориальной сфере действия:
действие, которых ограничивается определенной территорией (обычно областью) Республики Казахстан;
действие, которых распространяется на всю территорию Республики Казахстан;
действие, которых распространяется за пределы Республики Казахстан.
Лицензии на каждый отдельный вид деятельности также отличаются визуально: имеют отдельную форму (оформление), цвет, могут быть с приложениями и без.
Лицензии являются неотчуждаемыми, то есть не передаваемыми лицензиатом другим физическим или юридическим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.
На основании Закона «О лицензировании», и в его продолжение действует целый перечень различных постановлений, законов и подзаконных актов, что создает на практике неудобство для работы и проверки информации, так как многие положения указанных нормативных документов имеют отсылочный характер.
II. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
На основании Закона «О лицензировании», Правительством был принят и действуют целый ряд нормативных актов, которые детально раскрывают предмет и цель лицензирования отдельных видов деятельности, квалификационные требования для лицензиатов, перечень необходимой документации, сроки и условия выдачи лицензий.
Для информации некоторые из них:
Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 г. N 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;
Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июля 1996 г. N 918 «О лицензировании туристической деятельности в Республике Казахстан»;
Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 1997 г. N 1037 «О лицензировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан», с изменениями и дополнениями;
Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1998 года N 100 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием атомной энергии»;
Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 13 июля 1993 г. N 597 «Об утверждении положения о порядке лицензирования образовательной деятельности и положения о негосударственных учреждениях образования (внесены изменения постановлениями Правительства РК»; и другие.
Согласно Закону пакет необходимых документов должен содержать:
заявление установленного образца, форма которого утверждается Правительством Республики Казахстан; — документы, подтверждающие соответствие лицензиата квалификационным требованиям;
документ, подтверждающий уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности;
для юридических лиц — копию свидетельства о государственной регистрации.
Однако, на практике, данный перечень, в зависимости от заявленного вида деятельности, может быть дополнен и/или расширен.
Я бы хотела также отметить, что в процессе получения лицензии лицензиат сталкивается с процедурой прохождения согласования в государственных органах или органе, которые дают предварительную оценку представленных документов, а также сообщают о возможности осуществления заявителем указанного вида деятельности в соответствии с требованиями законодательства. Такое согласование должно быть выдано в форме положительного заключения.
В случае, если заявителем представлен не полный пакет документов, или необходимо уточнение информации (например, по перечню видов деятельности), то уполномоченные государственные органы вправе запросить их и выдают заключение только при наличии всех необходимых документов.
Более того, законодательством предусмотрены случаи, когда в дополнение к полученной лицензии необходимо получать еще дополнительно разрешения государственных органов на осуществление деятельности, например, в случае проведения некоторых видов импортных операций. Поэтому настоятельно рекомендуется проанализировать перечень необходимых разрешительных документов (лицензий, согласований, разрешений и иных разрешительных документов), а также сроки и условия их выдачи перед принятием решения о занятии тем или иным видом деятельности.
После оформления и получения необходимых лицензий, также необходимо соблюдать условия их выдачи и предоставлять необходимые отчеты или информацию в уполномоченный государственный орган в установленные сроки с приложением необходимой документации.
Обращаю также внимание на то, что согласно ст. 24 Закона «О лицензировании» предусмотрена ответственность за занятие деятельностью без соответствующей лицензии либо с нарушением лицензионных норм и правил влечет установленную законодательством административную и уголовную ответственность, а доход, полученный от осуществления деятельности, в отношении которой установлен лицензионный порядок, без лицензии, подлежит изъятию в соответствующий бюджет органами налоговой службы, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. При этом, Законом «О лицензировании» также предусмотрена ответственность государственных органов (лицензиаров) и их должностных лиц за нарушение законодательства о лицензировании.
Поэтому соблюдение норм и требований лицензионного законодательства является важным при осуществлении деятельности на территории Республики Казахстан.
2.1 Структура государственной системы лицензирования
Государственную систему лицензирования составляют:
1) Правительство Республики Казахстан;
2) уполномоченный орган;
3) лицензиары.
компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в области лицензирования, стратегических и тактических мер по ее осуществлению;
2) определение перечня лицензиаров;
3)утверждение квалификационных требований, за исключением квалификационных требований, утверждаемых уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан, а также квалификационных требований к видам деятельности в сфере игорного бизнеса;
4) утверждение правил лицензирования видов деятельности, за исключением правил лицензирования видов деятельности, утверждаемых уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан;
5) утверждение формы заявления для получения лицензии и приложения к лицензии, за исключением формы заявления, утверждаемой уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан;
6) утверждение перечня ядов, производство, переработка, перевозка, приобретение, хранение, реализация, использование и уничтожение которых подлежат лицензированию;
7) утверждение единой формы заключения о соответствии заявителя предъявляемым квалификационным требованиям в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического надзора;
8) утверждение перечня видов деятельности и подвидов деятельности, по которым необходимо заключение органов в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического надзора, санитарно-эпидемиологической службы.
К компетенции уполномоченного органа относятся:
1) формирование государственной политики в области лицензирования;
2) сбор, анализ, обработка информации, предоставляемой лицензиарами, в порядке, определяемом уполномоченным органом.
Компетенция государственных органов
Лицензиары осуществляют:
1) разработку проектов квалификационных требований и правил лицензирования видов деятельности;
2) установление соответствия заявителя квалификационным требованиям при выдаче лицензии и приложения к лицензии;
3) лицензирование;
4) лицензионный контроль;
5) ведение реестра лицензий.
В реестре лицензий должны быть указаны следующие сведения:
наименование лицензиара;
дата выдачи и номер лицензии и приложения к лицензии;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность физического лица, а также номер и дата выдачи свидетельства в случае государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя;
наименование и организационно-правовая форма, местонахождение - для юридического лица;
виды и подвиды деятельности;
срок действия лицензии;
регистрационный номер налогоплательщика;
номер платежного поручения и дата уплаты лицензионного сбора;
основания и дата переоформления лицензии и приложения к лицензии;
основания и даты приостановления, возобновления действия лицензии;
основание и дата прекращения действия лицензии;
6) осуществление запроса в органы в области охраны окружающей среды, ядерной, радиационной, промышленной, противопожарной безопасности и государственного энергетического надзора, санитарно-эпидемиологической службы на соответствие заявителя квалификационным требованиям;
7) оказание электронных услуг с применением информационных систем.
III. Лицензирование туристской деятельности в Республике Казахстан
Согласно стратегии развития Республики Казахстан до 2030 года, туризм определен как одно из приоритетных направлений экономического роста страны. При этом государство оказывает всяческую поддержку деятельности, направленной на развитие туризма в Республике. Неудивительно, что за последние годы так выросла популярность туристской деятельности, а также увеличился приток иностранных туристов в Казахстан.
В соответствии требованиям законодательства Республики Казахстан туристская деятельность подлежит обязательному лицензированию. При этом вопросы лицензирования туристской деятельности в достаточной степени урегулированы законодательно, в частности, основными нормативно-правовыми актами в данной сфере являются Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 №214-III «О лицензировании» и Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 года № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан», а также ряд нормативных постановлений Правительства Республики Казахстан.
Что входит в перечень лицензируемых видов деятельности?
Лицензия в Республике Казахстан выдается на каждый из следующих видов туристской деятельности:
1) туроператорская;
2) турагентская;
3) услуги инструктора туризма.
Туроператорская лицензия выдается только юридическим лицам, самостоятельно формирующим свои туристские продукты, представляющие собой совокупность туристских услуг, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в ходе путешествия. Иными словами, туроператором считается фактический производитель туристского продукта.
При этом Виды услуг в туристской индустрии:
1) услуги по предоставлению туров;
2) услуги по предоставлению мест проживания;
3) услуги по предоставлению питания;
4) информационные, рекламные услуги;
5) транспортные услуги;
6) развлечения;
7) иные туристские услуги.
Турагентская лицензия выдается физическим или юридическим лицам, осуществляющим деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором.
Лицензия на услуги инструктора туризма выдается профессионально подготовленному физическому лицу, имеющему соответствующую квалификацию и опыт прохождения туристских маршрутов.
Так квалификационные требования, предъявляемые к заявителю при ицензировании туроператорской деятельности, являются наиболее широкими и включают наличие следующих условий:
1. закрепление туристской деятельности в уставе как основной;
2. собственного или арендованного помещения для офиса;
3. договора страхования гражданско-правовой ответственности по договору на туристское обслуживание;
4. работников с туристским образованием или имеющих опыт практической работы в сфере туризма не менее одного года;
5. реестра туристских маршрутов;
6. программы обслуживания туристов;
7. образца договора на туристское обслуживание в соответствии с требованиями статьи 17 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан»;
8. собственной или арендованной материально-технической базы либо договора оказания услуг с организацией, имеющей материально-техническую базу, необходимую для предоставления:
- мест размещения туристов;
- туристского снаряжения;
- транспорта;
9. договора с туристской организацией осуществляющей экскурсионную деятельность, имеющей гидов (гидов-переводчиков), экскурсоводов с подтверждающими документами об окончании учебного заведения (соответствующих курсов) и медицинской справкой о психическом состоянии здоровья;
10. договора с перевозчиком;
11. туристской путевки, памятки туристу;
12. информации для туристов о стране въезда и выезда;
13. рекламно-информационного материала (проспекты, буклеты, видеоматериал, листовки, журналы, схемы и карты).
Квалификационные
требования к турагентам аналогичны
требованиям, предъявляемые к заявителю
при лицензировании туроператорской
деятельности, за некоторым изъятием.
Инструктор туризма должен обладать
профессиональной подготовкой,
соответствующей квалификацией и опытом
прохождения туристских маршрутов, а
также иметь разработанный туристский
маршрут, медицинскую справку о психическом
состоянии здоровья и собственное или
арендованное туристское снаряжение.
Стоит
помнить, что заявитель несет установленную
законодательством Республики Казахстан
ответственность за достоверность
предоставленных документов. В случае
нарушения данного условия, лицензия
может быть отозвана.
Размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности туроператора и турагента определяется его условиями и составляет для:
1) туроператора не менее четырех тысяч и не более десяти тысяч месячных расчетных показателей на момент заключения договора;
2) турагента не менее двух тысяч и не более пяти тысяч месячных расчетных показателей на момент заключения договора.
Размер страховой премии по договору обязательного страхования ответственности туроператора и турагента устанавливается по соглашению сторон и составляет для:
1) туроператора не менее 1 процента и не более 2 процентов от страховой суммы, установленной договором;
2) турагента не менее 1,5 процента и не более 2 процентов от страховой суммы, установленной договором.
Таким образом, к лицензируемым видам деятельности в сфере туризма предъявляются достаточно жесткие требования, что связано, в первую очередь, с необходимостью обеспечения интересов физических лиц, пользующихся услугами туристических компаний
Стоит учитывать, что в соответствии с законодательством Казахстана, отсутствие у компании, осуществляющей лицензируемых видов деятельности, соответствующих разрешений и лицензий влечет ответственность, как на само юридическое лицо, так и на должностное лицо Компании. В частности, законодательством предусмотрены следующие виды ответственности:
1. Имущественная ответственность в соответствии с гражданским законодательством.
2. Административная ответственность (штраф на должностное лицо в размере до двадцати пяти МРП, и юридическое лицо до двухсот пятидесяти МРП).
3. За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, с причинением крупного ущерба, уголовным законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностное лицо, до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
При этом весь доход, полученный от безлицензионной деятельности, для которой предусмотрена лицензия или специальное разрешение, изымается в пользу государства.
Именно поэтому главным условием ведения бизнеса в сфере туризма является беспрекословное соблюдение требований законодательства о лицензировании для чего необходимо сформировать четкий профессиональный подход.
Заключение
Итак, в данной работе мною была рассмотрена тема: "Правовое регулирование лицензирования в Республике Казахстан".
Мною были сделаны следующие выводы:
Прежде всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт - направленный на непосредственно защиту интересов граждан и интересов самого государства.
Я считаю, что институт лицензирования в настоящее время в Республике Казахстан достаточно хорошо регламентирован: действует Закон, устанавливающий виды деятельности подлежащие лицензированию, порядок лицензирования, а также действует множество иных нормативных актов регулирующих порядок лицензирования каждого конкретного вида деятельности.
Список использованной литературы
Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995;
Кодекс Республики Казахстан от 27.12.1994 года "Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть)";
Закон Республики Казахстан от 11.01.2007 №214-III "О лицензировании";
Закон Республики Казахстан от 13.06.2001 №211-2 «О туристской деятельности в Республике Казахстан»;
Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 г. N 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;
Порохов Е.В., Янцен Н.Я., Анисимов В.А., Бабкин С.А. Правовые основы предпринимательской деятельности. Алматы: Фонд «Формирование налоговой культуры», 2001.
Коммерческое право. Учебник. Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. Спб. 1998 г.