Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности

Курсовая работа

На тему: Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц

Минск

2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и история подоходного налога с физических лиц

1.1 Исторический аспект взимания подоходного налога с физических лиц

1.2 Развитие правового регулирования подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь

Глава 2. Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь в 2010 году

Заключение

Список использованных источников

Введение

Каждый человек в процессе жизнедеятельности получает определенные доходы, необходимые ему для благополучного существования. Одной из конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь является участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56 Конституции Республики Беларусь). Предписание данной нормы соблюдается каждым гражданином нашей страны путем уплаты подоходного налога с физических лиц, который относится к прямым налогам, зачисляющимся в местный бюджет.

Актуальность данной темы на сегодняшний день заключается в том, что законодательство в сфере регулирования порядка подоходного налогообложения физических лиц с 1991 года неоднократно реформировалось, в том числе с 1 января 2009 года вступили в силу новые существенные изменения Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», основным нововведением является которых переход от прогрессивной шкалы налоговых ставок к линейной (единой, «плоской»). В данный момент взимание подоходного налога с физических лиц регулируется Особенной частью Налогового Кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 1 января 2010 года.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы проанализировать новый порядок взимания подоходного налога с физических лиц, выявить причины и положительные стороны введения новых налоговых ставок данного налога.

Для достижения поставленной цели необходимо проследить историческое развитие подоходного налога, анализ последних изменений законодательства, регулирующего данный вопрос, а также обратиться к опыту других европейских стран, применяющих единый подоходный налог.

В данной работе использовались следующие методы исследования: общеисторический, сравнительно-правовой, логический, а также анализ собранных сведений.

Теоретической и методологической основой работы явились законодательные акты Республики Беларусь по подоходному налогообложению физических лиц (в основном нормы Особенной части Налогового Кодекса), нормативные и статистические данные, а также ряд учебников по финансовому и налоговому праву, помимо этого использовались периодические материалы и научные публикации.

Структура данной работы представлена следующим образом: введение, две главы, заключение и перечень используемой литературы.

Глава 1. Понятие и история подоходного налога с физических лиц

1.1 Исторический аспект взимания подоходного налога с физических лиц

Подоходный налог – один из основных налогов, формирующих бюджет современных государств. Он охватывает разнообразные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности. Подоходный налог обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста дохода населения [1, с. 273-274].

Рассматривая ретроспективу подоходного налога, можно придти к выводу, что по сравнению с другими налогами он появился не так давно. Он возник в условиях капиталистического общества в 18-19 вв., когда четко определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталиста, ссудный процент и т.д. На введение подоходного налога существенное влияние оказало рабочее движение, требование налоговой реформы с целью снижения налогового бремени, а также другие факторы. [2, с. 300-301]. Впервые рассматриваемый платеж был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.). С середины XIX века обложение личных доходов постепенно начинают вводить в другие страны. [3, с. 61]. Русский ученый И.Х Озеров объяснял причины введения подоходного налога в Англии «дефицитами», а затем общественными отношениями, ростом числа трудящихся, которые стали представлять уже крупную силу и были в состоянии заставить прислушиваться к их интересам…» [4, с. 362].

К изучению истории налогообложения обращались многие известные историки и юристы, такие как Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, В.Н.Татищев и др. Первым научным трудом в данной области считается опубликованная в 1818 г. книга Н.И. Тургенева «Опыт теории налогов». При этом следует отметить, что вплоть до середины 18 в. термины «налог», «налогообложение» в России не применялись. Для обозначения фискальных платежей в русском языке использовалось слово «подать». Поэтому даже в начале 20 в. налоговая политика страны называлась «податной политикой». Впервые термин «налог» упоминается в работе историка А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России» в 1766 г. В законодательстве термин налог утвердился лишь в середине 19 в. [5, с.5].

Попытки введения налогов, имеющих характер подоходного, существовали еще в довольно раннем периоде. Так в 15 и 16 вв. существовали у нас так называемые «пятая» и «десятая» деньга, которые и были не что иное, как примитивная и грубая форма подоходного налогообложения. По-видимому, первоначально сборы эти были специальными налогами на торговых людей, а затем приняли общий характер, распространились на промышленников и вообще всех подданных; раскладывались они «по животам и промыслам»; следы их просуществовали до конца царствования Петра 1. По Татищеву, эти налоги были чрезвычайными и практиковались как экстренная мера во время войн. Затем есть еще и другой, более близкий к нам, пример существования подоходного налога в России. В 1810г. вследствие напряжения финансовых сил страны правительство решилось обложить помещиков особым процентным сбором со всех получаемых ими доходов. Как в Англии, в основе лежала собственная декларация плательщиков; правильность их утверждалась на доброй вере и чести; никакие доносы на утайку доходов или неправильное их показание не принимались. Налог был прогрессивный. В 1820г. этот налог был уничтожен, и с тех пор и до сего времени новых попыток в этом роде не делалось. [6, с. 567].

В царской Росси предпринимались попытки введения подоходного налога. Однако этому препятствовало крепостное право. После его отмены к этому вопросу вновь вернулись. Была изменена система промыслового сбора промыслового налога, введены земельный налог, подомовый налог. Активно применяются акцизные сборы. В начале 20 в. устанавливается новая система обложения доходов населения, взимаются налоги и сборы с предпринимательской деятельности, изменяется система сборов с крестьянских хозяйств, вводятся новые налоги (квартирный, гостиничный, с увеселительных заведений и др.). Закон о подоходном налоге был принят 6 апреля 1916 г. со сроком начала взимания в октябре 1917 г. Принципы подоходного налогообложения получили в нем яркое выражение. В связи с революционными событиями ввод в действие данного закона не состоялся [2, с. 301].

Позднее, в советский период в стране было введено и действовало законодательство о подоходном налоге с населения. Оно отличалось отсутствием равенства всех плательщиков перед законом: ставки зависели от социальной принадлежности. По пониженным ставкам облагались рабочие и служащие, а с остальных категорий плательщиков взимался повышенный прогрессивный налог. Подоходный налог незначительно влиял на материальное положение плательщиков, так как низкая оплата труда большинства работающих создавала весьма невысокое и одинаковое для всех налоговое бремя, которое было перенесено на предприятия. Административно-командная экономика с преобладание государственной формы собственности позволила создать всеохватывающую систему взимания налога у источника выплаты дохода. Подоходный налог, а также другие социальные взносы удерживались из фонда заработной оплаты труда, и граждане практически не участвовали в налоговых отношениях. После распада СССР порядок взимания подоходного налога существенно изменился, что связано с влиянием политических и социальных процессов, изменениями в экономике, переходом ее к рыночным отношениям [2, с. 301-301].

Введение подоходного налога обусловлено причинами, которые по-разному проявлялись в различных странах, но могут быть сведены к следующему. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. Идея подоходного налога – обеспечение равнонапряженности налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика [7].

Как социальное явление налоги подвержены влиянию политических процессов, важнейшим из которых является развитие демократии как формы государственного устройства. Подоходный налог в качестве демократического института может существовать лишь при условии, что государство не выступает как аппарат, отчужденный от граждан-налогоплательщиков, а наоборот, является аппаратом, подчиненным гражданскому обществу. Важнейший признак такой подчиненности – наличие системы общественного контроля расходования средств, собранных посредством подоходного налога, и отчетности государственных служащих о произведенных ими расходах [7].

1.2 Развитие правового регулирования подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь

С 1 января 2010 года в Республике Беларусь введена в действие Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь. С момента введения ее в действие признан утратившим силу Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон), который ранее определял порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами, в т.ч. доходов от работы по найму в виде заработной платы, вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, таким как подряд, возмездное оказание услуг и т.д. [8].

Однако порядок взимания данного налога многократно изменялся.

Сначала основными плательщиками подоходного налога, в соответствии с Законом от 21 декабря 1991 г. считались:

- рабочие и служащие

- приравненные по налогообложению к рабочим и служащим категории плательщиков (члены кооперативов, граждане, работающие на совместных предприятиях, их филиалах, отделениях, представительствах; граждане, работающие по трудовому договору в крестьянских и трудовых хозяйствах; адвокаты; граждане, включая священнослужителей, работающих в религиозных организациях).

Подоходный налог с заработков взимался исходя из месячного дохода по следующим ставкам:

Размер месячного дохода за минусом месячной минимальной заработной платы (руб.)

Ставка налога

до 3700

12% с суммы облагаемого дохода

от 3701 до 5200

15% с суммы, превышающей 3700руб.

от 5201 до 7200

20% с суммы, превышающей 5200руб.

от 7201 до 10200

30% с суммы, превышающей 7200руб.

от 10201 и выше

50% с суммы, превышающей 10200руб.

Данное законодательство допускало незначительное расслоение общества, поскольку верхний размер доходов менее чем в три раза превышал доходы наименее обеспеченного населения. Также следует отметить, что темпы роста ставки подоходного налога очень сильно опережали рост дохода (10201:3700= 2,75; 50:12= 4,17; то есть если доход вырастет в 2,75 раза, то ставка налога увеличится в 4,17 раза). Нужно учесть, что доходы граждан, получаемые по месту основной работы за выполнение работ по совместительству, а также за выполнение работ, не связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, подлежали налогообложению по ставкам в общеустановленном порядке по совокупности с основным заработком. Важный момент состоит в том, что большая категория граждан освобождалась от уплаты подоходного налога (участники Великой Отечественной войны; Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом славы трех степеней, инвалиды Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года; инвалиды с детства, а также инвалиды Ι и ΙΙ групп; военнослужащие действительной срочной службы; лица, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.).

Сначала доход измерялся просто в рублях, а позднее – в минимальных заработных платах. После того, как 1 мая 1992 г. Размер минимальной заработной платы был повышен до 1 тыс. руб., изменяется прогрессивная шкала ставок подоходного налога.

Размер месячного дохода

Размер налога

До 10-кратной минимальной заработной платы

12%, превышающей месячную минимальную заработную плату

От 10-кратной месячной минимальной заработной платы +1 руб. до 15-кратной минимальной заработной платы

15%, превышающей 10-кратную месячную минимальную заработную плату

От 15-кратной месячной минимальной заработной платы +1 руб. до 20-кратной минимальной заработной платы

20%, превышающей 15-кратную месячную минимальную заработную плату

От 20-кратной месячной минимальной заработной платы и выше

30%, превышающей 20-кратную месячную минимальную заработную плату

Данное изменение делает уступки населению с высоким уровнем дохода, а не малоимущим слоям. По-прежнему сохраняется курс на малые разрывы в расслоении населения по уровню дохода (20/10=2, т.е. в 2 раза). Однако максимальная ставка подоходного налога значительно сокращается (была 50%, стала 30%, т.е. уменьшилась в 1,67 раза).

Далее в законодательстве происходят изменения, согласно которым наблюдается практика, что налог вводится с середины года, а его действие начинается с начала года. Исчисление и уплата налога началась с 1 января 1999 г., а утвержден он был только 9 мая 1999 г.

Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме, полученный в течение календарного года.

Подоходный налог с облагаемого дохода, полученного в течение календарного года, и с облагаемого совокупного годового дохода взимается из сумм среднемесячных минимальных заработных плат, сложившихся в календарном году, в следующих размерах.

Размер облагаемого совокупного годового дохода

Ставка налога

До 240 среднемесячных минимальных заработных плат

9%

От 240 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб. до 600 240 среднемесячных минимальных заработных плат

15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных минимальных заработных плат

От 600 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб. до 600 840 среднемесячных минимальных заработных плат

20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных минимальных заработных плат

От 840 среднемесячных минимальных заработных плат + 1 руб. до 600 1080 среднемесячных минимальных заработных плат

25% с суммы, превышающей 840 среднемесячных минимальных заработных плат

От 1080 среднемесячных минимальных заработных плат и выше

30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных минимальных заработных плат

Первоначально создается впечатление, что законодатель идет навстречу малообеспеченным слоям населения, понизив ставку налога с 12% до 9%, однако следует отметить, что ставка налога 12% упраздняется вообще. И если доход хоть немного превышает 240 среднемесячных минимальных заработных плат, то ставка налога увеличивается почти в 2 раза (с 9% до 15%). Ранее ставкой 30% облагался доход выше, чем 20-ти кратная месячная минимальная заработная плата, то теперь доход увеличился до 1080 среднемесячных минимальных заработных плат, т.е. в 54 раза. Также если ранее допускался двукратный разрыв в доходах населения, то на данном этапе он составляет 4,5 раза (1080/240=4,5). И также стоит отметить, что если раньше большая группа граждан (участники Великой Отечественной войны; Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом славы трех степеней, инвалиды Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года; инвалиды с детства, а также инвалиды Ι и ΙΙ групп; военнослужащие действительной срочной службы; лица, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС и др.) полностью освобождались от уплаты подоходного налога, то теперь их доходы уменьшаются в размере десяти минимальных заработных плат за каждый месяц года, в течение которого либо за который получен доход.

Вскоре минимальная заработная плата перестала использоваться в качестве норматива для расчета пенсий, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, сборов, штрафов и других платежей. Эти функции стала выполнять базовая величина, а шкала налоговых ставок налога приняла следующий вид.

Размер налоговой базы за налоговый период

Налоговые ставки

(суммы налога)

1. до 240 среднемесячных базовых величин

9%

2. от 240 среднемесячных базовых величин + 1 руб. до 600 среднемесячных базовых величин

21,6 среднемесячной базовой величины + 15% с суммы, превышающей 240 среднемесячных базовых величин

3. от 600 среднемесячных базовых величин + 1 руб. до 840 среднемесячных базовых величин

75,6 среднемесячной базовой величины + 20% с суммы, превышающей 600 среднемесячных базовых величин

4. от 840 среднемесячных базовых величин + 1 руб. до 1080 среднемесячных базовых величин

123,6 среднемесячной базовой величины + 25% с суммы, превышающей 840 среднемесячных базовых величин

5. от 1080 среднемесячных базовых величин + 1 руб. и выше

183,6 среднемесячной базовой величины + 30% с суммы, превышающей 1080 среднемесячных базовых величин

В 2009 году Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц» претерпел, пожалуй, самые значительные изменения после того, как в 2005 году он был утвержден в новой редакции. Изменения, внесенные в него Законом Республики Беларусь от 13.11.2008 №449-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», касаются снижения ставок подоходного налога, порядка налогообложения индивидуальных предпринимателей, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, иных объектов налогообложения. [10].

С 1 января 2009 года применяются новые ставки подоходного налога, перечень которых приведен в статье 18 Закона в новой редакции от 13 ноября 2008 года. Законодатель ушел от прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, рассчитываемой в среднемесячных базовых величинах, применяемых к совокупному годовому доходу, полученному плательщиком в отчетном календарном году от всех источников.

По новым правилам при исчислении подоходного налога применяются три ставки: 9, 12 и 15%. Все названные ставки налога являются автономными, применяются в зависимости от объекта налогообложения и условий исчисления подоходного налога по конкретному виду дохода, а также с учетом его происхождения. При выборе ставки категория плательщика в некоторых случаях также имеет значение.

С вступлением в силу ОсНК появились некоторые изменения в налогообложении подоходным налогом физических лиц в 2010 году по сравнению с 2009 годом. Анализу произошедших изменений будет посвящена следующая глава.

Глава 2. Правовое регулирование взимания подоходного налога с физических лиц в 2010 году

Основные изменения в порядке подоходного налогообложения с физических лиц в 2010 году.1

Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» (далее - Закон № 72-З) введена в действие с 1 января 2010 г. Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Особенная часть Налогового кодекса).

Согласно ст. 2 Закона № 72-З Особенная часть Налогового кодекса применяется к отношениям, регулируемым налоговым законодательством и возникшим с 1 января 2010 г.

По отношениям, регулируемым налоговым законодательством, возникшим до 1 января 2010 г., Особенная часть Налогового кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

В соответствии со ст. 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Общая часть Налогового кодекса) налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК) и иными актами налогового законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы могут быть установлены в виде дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины).

Вопросы исчисления подоходного налога изложены в гл. 16 ОсНК «Подоходный налог с физических лиц». Так, в данной главе изложен порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, который в целом соответствует порядку и принципам, ранее установленным Законом Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц».

Рассмотрим наиболее значимые изменения по вопросам исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц по сравнению с 2009 годом на основе анализа норм ОчНК и ОсНК.

При этом сохранились субъекты налогообложения. Статья 152 ОсНК определяет, что ими являются физические лица, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 6 статьи 13 ОчНК. Бланкетность данной нормы позволяет сделать вывод, что это граждане Республики Беларусь, граждане либо подданные иностранного государства, а также лица без гражданства (подданства).

Для физических лиц:

- объект обложения налогом - доход за месяц;

- налогообложение доходов физических лиц производится по единой ставке налога;

- удержание налогов источником выплаты дохода в течение календарного года.

Для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов:

- объект обложения налогом - доход за квартал;

- налогообложение доходов производится по ставке налога 15 процентов (для резидентов Парка высоких технологий - 9 процентов).

В соответствии с дополнениями, внесенными в подпункт 2.14 пункта 2 статьи 153, расширен круг физических лиц, для которых работа в организациях, осуществляющих в соответствии с законодательством обязательное привлечение к труду или трудовую терапию (реабилитацию) физических лиц, в целях налогообложения будет признаваться местом их основной работы. К таким организациям, например, относятся лечебно-производственные мастерские. Для привлекаемых к такому труду физических лиц работа в данных организациях будет являться местом основной работы, и они смогут реализовать свое право на применение стандартного налогового вычета.

В пункте 5 статьи 156 конкретизирована налоговая база подоходного налога с физических лиц с доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами в соответствии с законодательством о декларировании физическими лицами доходов и имущества, которая будет определяться как денежное выражение суммы такого превышения. При этом при исчислении подоходного налога не будут применяться следующие налоговые вычеты:

- стандартные (статья 164);

- социальные (статья 165);

- имущественные (статья 166);

- профессиональные (статья 168).

С 1 января 2010 года для доходов, полученных в виде дивидендов, по которым источником является белорусская организация, порядок определения налоговой базы изменяется (статья 159). Для того чтобы исчислить подоходный налог с таких сумм необходимо определить налоговую базу в соответствии с пунктом 4 статьи 141 ОчНК, т.е. в аналогичном порядке, как и для определения налоговой базы по налогу на прибыль. То есть будет установлен механизм налогообложения подоходным налогом уменьшающий налоговую базу при начислении (выплате) дивидендов организацией-источником, на сумму поступивших ей дивидендов.

Как и в 2009 году для дивидендов, полученных физическими лицами от источников за пределами территории Республики Беларусь, порядок налогообложения остается прежним. Такие доходы подлежат декларированию физическими лицами по окончании налогового периода посредством представления ими налоговой декларации в налоговые органы.

Изменения в пункте 6 статьи 160 коснулись сроков перечисления подоходного налога в бюджет. Исчисленный и удержанный подоходный налог по операциям от реализации ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка перечисляется в бюджет налоговым агентом при осуществлении им фактической выплаты доходов (денежных средств) плательщику.

Изменения в налогообложении коснутся алиментов, получаемых физическими лицами (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 163). Так, с 1 января 2010 года значения не будет иметь, по каким основаниям и кому из граждан причитаются алименты - выплачиваются они в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, или выплата осуществляется по законодательству других государств.

При решении вопроса о налогообложении или освобождении от налогообложения доходов, полученных физическими лицами от реализации продукции пчеловодства, будет иметь значение на территории какой страны произведена продукция. Если продукция пчеловодства произведена на территории Республики Беларусь, то она будет освобождаться от налогообложения подоходным налогом в пределах пятисот базовых величин, а если на территориях других государств, например, России или Украины, - то получаемые доходы, подлежат налогообложению.

Кроме этого, необходимо иметь в виду, что для освобождения от налогообложения необходимо наряду со справкой, выдаваемой местным исполнительным и распорядительным органом либо вместо нее (в случае, когда пасека размещена не на тех земельных участках, которые в установленном порядке предоставлены плательщику, реализующему произведенную им продукцию пчеловодства), представлять ветеринарно-санитарный паспорт пасеки, выданный на территории Республики Беларусь (подпункт 1.15 пункта 1 статьи 163). В 2009 году при освобождении таких доходов не учитывались такие факторы, как: где произведена продукция пчеловодства и где выдан ветеринарно-санитарный паспорт пасеки - на территории Республики Беларусь или за ее пределами.

Изменения коснулись и доходов плательщиков, получаемых от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в результате дарения, в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно, освобождаемых от налога в пределах пятисот базовых величин в год от всех источников (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 163). В 2009 году значение имело, от каких физических лиц они получены - являющихся налоговыми резидентами или не являющихся ими. Только при условии получения таких доходов от физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Республики Беларусь, указанные доходы подлежали освобождению от уплаты налога. С 1 января 2010 года это условие исключено. Теперь вне зависимости от резидентства физических лиц рассматриваемые доходы, будут освобождаться от налога в пределах пятисот базовых величин в год.

Доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в 2009 году освобождались от налога, если были получены в сумме от всех источников - организаций и индивидуальных предпринимателей, в пределах, не превышающих 150 базовых величин в год. С 2010 года данная льгота расширена и без налога уже можно будет получать аналогичные доходы в больших размерах:

- от организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся местом основной работы (службы, учебы), - в пределах 150 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода;

- от иных организаций и индивидуальных предпринимателей (за исключением полученных от профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций), - в пределах 10 базовых величин от каждого источника в течение налогового периода (подпункт 1.19 пункта 1 статьи 163).

Также увеличен необлагаемый налогом предел до 1 000 базовых величин в год в отношении доходов, в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, в денежной и натуральной формах, получаемых от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь, инвалидами, несовершеннолетними, не имеющими родителей (родителя), и плательщиками, нуждающимися (при наличии соответствующего подтверждения) в оказании дорогостоящей медицинской помощи, в том числе проведении операций (подпункт 1.21 пункта 1 статьи 163). В 2009 году указанные доходы в денежной и натуральной форме подлежали освобождению в пределах 300 базовых величин в год, при получении их от любых организаций и граждан этой же категорией плательщиков.

Меняется и подход в решении вопроса об освобождении доходов (кроме доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученных плательщиками - налоговыми резидентами Республики Беларусь, от возмездного отчуждения автомобилей и других механических транспортных средств (подпункт 1.33 пункта 1 статьи 163). С 1 января 2010 года освобождаться от налога будет доход, полученный в течение календарного года от возмездного отчуждения одного автомобиля, технически допустимая общая масса которого не превышает 3 500 килограммов и число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Это, как правило, легковые автомобили. Доходы, полученные от возмездного отчуждения автомобиля, технически допустимой общей массой более 3 500 килограмм (в основном это грузовые автомобили) и (или) число сидячих мест которого, помимо сиденья водителя, превышает 8 (автобусы), освобождению от налога не подлежат. Вместе с тем, при исчислении налога налоговым органом будут учитываться документально подтвержденные расходы на приобретение таких транспортных средств. Если в течение одного дня гражданином произведено возмездное отчуждение 2 и более механических транспортных средств, то право на определение очередности совершения сделок предоставляется самому гражданину.

Также конкретизирована редакция, касающаяся сделок возмездного отчуждения имущества, полученного гражданами по наследству, и заключенных с физическими лицами, состоящими в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного. К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруги. С 1 января 2010 года при определении очередности отчуждения имущества для освобождения от налога такие сделки в очередности не учитываются.

С целью исключения для физических лиц роста налоговой нагрузки размеры стандартных налоговых вычетов (статья 164) на 2010 год проиндексированы, т.е. размеры вычитаемых из налоговой базы таких вычетов увеличены.

С 1 января 2010 года данные налоговые вычеты будут предоставляться в размере:

- 270 000 белорусских рублей при получении дохода, не превышающего 1 635 000 белорусских рублей (подпункт 1.1 пункта 1);

- 75 000 белорусских рублей на каждого ребенка и иждивенца (подпункт 1.2 пункта 1);

- 150 000 белорусских рублей при наличии 3-х и более детей до 18 лет или ребенка-инвалида, а также вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям (подпункт 1.2 пункта 1);

- 380 000 белорусских рублей для физических лиц, относящихся к льготным категориям плательщиков (граждане, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС; лица, награжденные высшими государственными наградами; ветераны войны; инвалиды I и II группы, дети-инвалиды (подпункт 1.3 пункта 1).

Также стандартные налоговые вычеты будут предоставляться налоговым агентом в отношении доходов физических лиц, не имеющих места основной работы.

Налоговые вычеты будут предоставляться плательщику налоговым агентом по письменному заявлению плательщика при предъявлении трудовой книжки, а при отсутствии трудовой книжки - по письменному заявлению плательщика с указанием причины ее отсутствия. При получении доходов от нескольких налоговых агентов стандартные налоговые вычеты предоставляются по выбору плательщика только одним налоговым агентом. Налоговый агент должен будет направлять в налоговый орган по месту своей постановки на учет информацию о предоставлении плательщикам стандартных налоговых вычетов по форме, установленной Министерством по налогам и сборам (пункт 2 статьи 164).

В 2009 году стандартные налоговые вычеты предоставлялись только в отношении доходов, полученных по основному месту работы, и не применялись по доходам от работы по внешнему совместительству и по договорам подряда.

С 1 января 2010 года для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов существенно изменился порядок предоставления стандартного налогового вычета (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 164).

Так, индивидуальные предприниматели (частные нотариусы), не имеющие в отчетном периоде (квартале) места основной работы (службы, учебы), при определении размера налоговой базы за отчетный период (квартал) применяют, в частности, стандартный налоговый вычет в размере 270 000 белорусских рублей за каждый месяц отчетного периода (квартала) при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в отчетном периоде (квартале) 4 905 000 белорусских рублей (пункт 3 статьи 164).

То есть, для целей применения указанного стандартного вычета, из дохода (выручки) вычитаются:

- налоги и сборы, уплачиваемые из выручки (статья 176);

- доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц (статья 163);

- профессиональный налоговый вычет (статья 169).

Если полученный размер дохода составит 4 905 000 белорусских рублей или менее, то индивидуальный предприниматель (частный нотариус) вправе будет за отчетный квартал применить стандартный налоговый вычет в размере 810 000 белорусских рублей.

С 1 января 2010 года увеличивается размер социального налогового вычета с 24 до 48 базовых величин в год по уплаченным плательщиком в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком по аналогичным видам страхования за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), - за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста) (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 165).

Кроме этого, если данные вычеты не использованы плательщиком полностью в текущем календарном году, то их остаток переносится на последующие налоговые периоды до полного их использования. Такое же правило применялось и в 2009 году, но только в отношении расходов, понесенных плательщиками при получении платного образования (пункт 6 статьи 165).

Индивидуальные предприниматели и частные нотариусы, не имеющие в течение отчетного периода места основной работы (службы, учебы), применяют социальные налоговые вычеты при исчислении подоходного налога за отчетный период (квартал).

С 1 января 2010 года новшества коснутся также и плательщиков, получающих авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 168). Право на получение профессионального налогового вычета будет предоставлено на выбор плательщика:

- либо получать данный вычет в течение налогового периода у налогового агента в размерах, установленных абзацами вторым - четвертым части второй подпункта 1.3 пункта 1 статьи 168, т.е. по нормативу;

- либо при подаче им налоговой декларации (расчета) в налоговый орган по окончании налогового периода, но по сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (пункт 4 статьи 168).

В 2009 году профессиональный налоговый вычет данной категории плательщиков предоставлялся только по окончании налогового периода посредством представления налоговой декларации (расчета) в налоговые органы.

С 1 января 2010 года будет снижена ставка подоходного налога в отношении дивидендов с 15 до 12 процентов (статья 173). По такой же ставке будет исчисляться подоходный налог с доходов:

- получаемых плательщиками, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, - по доходам от возмездного отчуждения ими недвижимого имущества физическим лицам;

- образующихся в результате выплаты участникам (акционерам) организации их доли (пая, части доли или пая, стоимости акций) при ликвидации организации, выходе (исключении) их из состава участников организации, отчуждении участником (акционером) доли (пая, части доли или пая, акций) в уставном фонде организации в размере, превышающем сумму их взноса (вклада) в уставный фонд, а также в результате выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, в виде увеличения доли (пая), номинальной стоимости акций, произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты изменяют процентную долю участия в уставном фонде хотя бы одного из участников (акционеров).

В 2009 году перечисленные доходы, как и дивиденды, облагались налогом по ставке 15 процентов. Редакция подпункта 3.1 пункта 3 статьи 175 конкретизирует особенности отнесения отдельных доходов (за период нахождения плательщика в отпуске, пособия по временной нетрудоспособности, перерасчетов доходов за выполнение трудовых или иных обязанностей), исчисленных в одном месяце, но приходящихся на другие месяцы (в том числе предыдущего или следующего календарного года), в доходы того месяца, за который они начислены.

Доходы, выплачиваемые по решению суда, а также доходы, выплачиваемые в виде индексации заработной платы и денежного довольствия в связи с повышением цен на товары (работы, услуги), в виде премий и вознаграждений любого характера и периодичности, согласно редакции подпункта 3.3 пункта 3 статьи 175 включаются в доходы того месяца, в котором осуществляется их начисление, независимо от того, за какие периоды времени такие суммы выплачиваются.

Аналогичные правила отнесения доходов применялись и в 2009 году.

С 1 января 2010 года обязанность по удержанию подоходного налога не будет распространяться, кроме случаев выплаты доходов в виде оплаты труда за первую половину месяца, также и на премии (пункт 8 статьи 175).

Положения по обязанности предоставления налоговыми агентами в налоговый орган по месту постановки на учет сведений о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства) новыми не являются, просто ранее они содержались в других статьях Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц». Новыми будет являться два вида доходов, по которым налоговым агентам также необходимо будет представлять сведения:

- доходы, выплачиваемые физическим лицам в виде возврата взносов, в том числе проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства;

- доходы, выплачиваемые физическим лицам в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения пятилетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на пять и более лет.

Срок представления таких сведений единый - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, на магнитных носителях в порядке и по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам. При численности физических лиц, получивших доходы, до десяти человек налоговыми агентами сведения могут быть представлены на бумажных носителях (пункт 11 статьи 175).

Изъятие из статьи 175 положений, регулирующих порядок уплаты налога в бюджет, не означает, что его вовсе не надо перечислять. Данный вопрос является предметом регулирования бюджетного законодательства.

С 1 января 2010 года имущественные налоговые вычеты будут предоставляться в отношении доходов, полученных физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от реализации находящегося в Республике Беларусь недвижимого имущества, а также по доходам от сдачи ими в аренду (наем) жилых и нежилых помещений (статья 177).

Такие плательщики будут иметь право на следующие вычеты:

- в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества при возмездном отчуждении имущества (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 166);

- в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 168).

Кроме этого, к таким доходам с 1 января 2010 года будет также применяться единая ставка налога 12 процентов, вместо применяемой в 2009 году 15 процентов.

Обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) предусмотрена, как и в 2009 году для лиц, получавших доходы за пределами республики, а также получавших доходы, удержание налога с которых не возложены на источник выплаты, как правило, это доходы, получаемые от физических лиц. Изменениями, предусмотренными в статье 180, с 1 января 2010 года установлено, что эта обязанность будет распространяться и на плательщиков, получивших доходы:

- в виде возврата взносов, в том числе проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) индивидуальных жилых домов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства - в случае применения в отношении сумм таких взносов имущественного налогового вычета, установленного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 166;

- в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения пятилетнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на пять и более лет, - в случае применения в отношении сумм таких взносов социального налогового вычета, установленного подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 165.

Порядок и сроки представления налоговой декларации (расчета) остались без изменений.

В пункте 1 статьи 181 конкретизировано, что суммы подоходного налога по доходам, исчисленным исходя из сумм превышения расходов над доходами, в случаях, установленных законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества, уплачиваются плательщиком на основании извещения налогового органа.

Дополнение пункта 2 статьи 182, устанавливающего, что для освобождения от подоходного налога либо налогообложения по пониженным налоговым ставкам, а также получения налоговых вычетов или налоговых льгот в соответствии с действующим для Республики Беларусь международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения, позволит плательщику представлять подтверждение того, что он является резидентом иностранного государства, с которым Республика Беларусь имеет действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, не только налоговому органу, но и налоговому агенту.

В 2010 году порядок расчета налоговой базы индивидуальными предпринимателями и частными нотариусами, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с отражением доходов, полученных от предпринимательской и частной нотариальной деятельности, а также сроки уплаты подоходного налога не изменились.

Конкретизирован порядок распределения внереализационных доходов при невозможности их отнесения к конкретному режиму налогообложения (пункт 6 статьи 176). Так, индивидуальные предприниматели, уплачивающие подоходный налог наряду с применением особых режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, система уплаты единого налога и др.), внереализационные доходы, облагаемые подоходным налогом, определяют исходя из доли доходов, облагаемых подоходным налогом, в общей сумме доходов (как облагаемых подоходным налогом, так и доходов, полученных с применением особых режимов налогообложения) в соответствующем периоде.

С учетом новой редакции статьи 63 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, в случае обнаружения индивидуальным предпринимателем или частным нотариусом неполноты сведений или ошибок в налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу за отчетный квартал прошлого календарного года, индивидуальный предприниматель (частный нотариус) должен будет представить уточненную налоговую декларацию (расчет) за прошлый календарный год. При обнаружении неполноты сведений или ошибок за прошлый отчетный квартал текущего календарного года изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете), представляемой за очередной отчетный квартал текущего календарного года.

С учетом изменений в порядке представления стандартного налогового вычета и порядка представления уточненной налоговой декларации (расчета) форма налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу будет изменена. Налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу по новой форме индивидуальные предприниматели и частные нотариусы будут представлять за первый квартал 2010 года.

Кроме того, предполагается, что в налоговой декларации (расчете) по подоходному налогу будет производиться расчет налоговой базы и суммы сбора на развитие территорий (глава 31).

Заключение

Подоходный налог в Республике Беларусь прошел достаточно долгий исторический путь в своем развитии, становлении и поиске наиболее оптимальной формы, максимально удовлетворяющей всех участников налоговых отношений: от налогоплательщиков до непосредственно самого государства по вопросу доходов в бюджет от налоговых поступлений.

В 2010 году в Республике Беларусь подоходное налогообложение осуществляется по единой ставке в размере 12%. Переход к этому был обусловлен неэффективностью прогрессивной ставки подоходного налога с физических лиц, применявшаяся в нашей стране ранее, что подтверждается статистическими данными.

Введение Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь позволило более детально систематизировать нормы, регулирующие взимание подоходного налога.

Анализ действующего законодательства в сфере правового регулирования взимания подоходного налога позволяет выделить следующие положительные стороны введения и применения линейной ставки данного налога:

- не произойдет роста налоговой нагрузки на граждан с низким и средним уровнем доходов;

- упростится для бухгалтеров порядок исчисления подоходного налога;

- отмена выдачи справки о налогообложении доходов при изменении в течение года места основной работы;

- максимальное сокращение сферы декларирования для физических лиц;

- способствование легализации «теневых» и доходов, сокрытых от налогообложения;

- предполагается рост поступления от налога в бюджет.

Список использованных источников

    Налоговое право Республики Беларусь / А.Д Кишкевич, А.А. Пилипенко. – Мн.: Тесей, 2002. – 304 с.;

    Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И Химичева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 600 с.;

    История возникновения и развития налога на доходы физических лиц в России / С.Е Тарараев. // Государство и право. – М., 2003. - № 9;

    Основы финансовой науки. Вып. 1 / И.Х. Озеров. – М., 1911;

    Налоговое право: Учебник для студ. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.;

    Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю. А. Крохина. - 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2004. - 720 стр.

    Налог на доходы физических лиц / В.В. Александров. // Право и экономика. – М., 2001. - № 1;

    Исчисление подоходного налога в 2010 году / Юрий Веремейко. // Заработная плата. – Мн., 2010. - № 2;

    Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1991 г. № 1327-ХII «О подоходном налоге с физических лиц» (в ред. Законов Республики Беларусь от 09.12.2005 N 78-З, от 12.07.2006 N 142-З, от 29.12.2006 N 190-З, от 26.12.2007 N 302-З, от 13.11.2008 N 449-З, от 12.05.2009 N 19-З);

    Особенности уплаты подоходного налога в 2009 году / Вера Ерохова. // Юрист. – Мн., 2009. - №1(92);

    Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22 декабря 2009 года № 2-1-9/1120 «О разъяснении Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь»;

    О некоторых измерениях в исчислении подоходного налога в 2010 г. / Л.Т. Кухтин. // Планово-экономический отдел. – Мн., 2010. – № 3;

    Указ Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 года N 497 «Об уплате подоходного налога в фиксированных суммах» (в ред. от 09.03.2010 N 143);

    Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. N 166-З (в ред. от 29.12.2009 N 72-З);

    Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения»;

    Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-3.

1 Основные использованные источники: Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 22 декабря 2009 года № 2-1-9/1120 «О разъяснении Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь»;

Исчисление подоходного налога в 2010 году / Юрий Веремейко. // Заработная плата. – Мн., 2010. - № 2;

О некоторых измерениях в исчислении подоходного налога в 2010 г. / Л.Т. Кухтин. // Планово-экономический отдел. – Мн., 2010. – № 3.

Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г.