Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь

Тема 6

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Вопросы темы:

1. Государственно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений

2. Формы общественных объединений, их права и обязанности

3. Формы участия общественных объединений в управлении страной

Литература:

    Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

2. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XII: В ред. Законов Респ. Беларусь от 31.01.1995 г., от 29.11.1999 г., от 22.06.2001 г., 26.06.2003 г., от 19 июля 2005 г. //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

3. О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений: Декрет Президента Респ. Беларусь, 26 января 1999г., № 2: В ред Декретов Президента Респ. Беларусь от 13.07.1999 г., от 18.04.2001 г., от 27.03.2002 г., от 04.04.2002 г., от 11.11.2002 г., от 11.09.2003 г., от 14.12.2005 г. //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

4. Об утверждении нормативных правовых актов по вопросам оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур: Постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 30 августа 2005г., № 48 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.

5. Кодавбович В.А. Конституционное право: Учеб.-метод. комплекс /В.А. Кодавбович, О.В. Сидоренко. – Минск.: Изд-во МИУ, 2003. – 268 с.

6. Конституционный статус общественных организаций в СССР. //Отв.ред. А.И. Щиглик. – М., 1983.

1. Государственно-правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции “каждый имеет право на свободу объединений”. Право на объединение является одним из основных прав человека, позволяющих ему активно участвовать в управлении делами общества и государства.

Формирование правового государства в Республике Беларусь невозможно без функционирования самостоятельного и независимого от государства гражданского общества, составным элементом которого являются общественные объединения.

Виды общественных объединений


1) политические партии

2) профессиональные союзы


4) организации, созданные органами государственного управления

3) религиозные организации


5) органы территориального общественного самоуправления


6) адвокатура и др., организация и деятельность которых регулируется отдельными законами


В нашей стране действуют разнообразные виды общественных объединений. К их числу относятся: 1) политические партии; 2) профессиональные союзы; 3) религиозные организации; 4) организации, созданные органами государственного управления; 5) органы территориального общественного самоуправления; 6) адвокатура и др., организация и деятельность которых регулируется отдельными законами.

Порядок организации и деятельности общественных объединений регулирует Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII “Об общественных объединениях”. Согласно части 1 ст. 1 настоящего Закона под общественным объединением понимается добровольное объединение граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных и культурных прав.

Все общественные объединения ставят перед собой достижение следующих целей: реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развитие активности и самодеятельности граждан, привлечение их участия к управлению государственными и общественными делами; удовлетворение профессиональных и любительских интересов; охрана здоровья населения; участие в благотворительной деятельности; патриотическое воспитание и т.д.

Следует отметить, что правовое регулирование государством порядка организации и деятельности общественных объединений имеет свои пределы. Значительная часть вопросов регулируется нормами самих общественных объединений.

Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов законности, добровольности, самостоятельности и гласности.

Общественные объединения создаются по инициативе граждан, достигших возраста 18 лет, за исключением молодежных и детских общественных объединений, которые могут создаваться гражданами, достигшими возраста 16 лет (часть1 ст. 8 Закона).

Следует отметить, что правовое регулирование государством порядка организации и деятельности общественных объединений имеет свои пределы. Значительная часть вопросов регулируется нормами самих общественных объединений.

Принципы создания общественных объединений

Добровольность

Самостоятельность



Гласность


Общественные объединения создаются по инициативе граждан Республики Беларусь, достигших возраста 18 лет, за исключением молодежных и детских общественных объединений, которые могут создаваться гражданами, достигшими возраста 16 лет.

Молодежным признается общественное объединение граждан в возрасте граждан до тридцати одного года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

Детским признается общественное объединение граждан в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей. (части 2 и 3 ст. 8 Закона)

На территории Беларуси могут создаваться и действовать международные, республиканские и местные общественные объединения.

Международным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию Республики (одной или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств и которое имеет там организационные структуры.

Республиканским признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию всей Республики Беларусь.

Местным признается общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию одной или нескольких административно-территориальных единиц.

Для создания международного общественного объединения необходимо не менее 10 учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по 3 учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения (абзац 1 часть 4 ст. 8 Закона);

для республиканского – не менее чем по 10 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь, а также от города Минска (абзац 2 часть 4 ст. 8 Закона);

для местного – не менее 10 учредителей (членов) в большинстве административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность объединения (абзац 3 часть 4 ст. 8 Закона).

Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет, а в случаях, предусмотренных уставом, и моложе, но имеющие письменное разрешение своих законных представителей. Юридические лица не могут быть членами общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами.

Общественные объединения имеют фиксированное членство.

Порядок государственной регистрации общественных объединений аналогичен порядку регистрации политических партий. Международные и республиканские общественные объединения регистрируются в Министерстве юстиции Республики Беларусь, а местные – в управлениях юстиции облисполкомов и Минского горисполкома на основании заключения Республиканской комиссии по регистрации (перерегистрации) общественных объединений. Организационные структуры общественного объединения, наделенные правами юридического лица, подлежат государственной регистрации, а не наделенные правами юридического лица – постановке на учет, которое осуществляется по месту нахождения их юридического адреса, соответственно управлениями юстиции облисполкомов, Мингорисполкома, районными, городскими исполнительными и распорядительными органами.

Решение Министерства юстиции Республики Беларусь об отказе в государственной регистрации общественного объединения может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь, решения управлений юстиции облисполкомов и Мингорисполкома – соответственно в областные и Минский городской суды.

Зарегистрированному общественному объединению, союзу выдаются свидетельства о государственной регистрации и их символики и один экземпляр устава, на котором делается отметка о государственной регистрации.

Министерством юстиции Республики Беларусь ведется Государственный реестр общественных объединений, союзов, управлениями юстиции облисполкомов и Мингорисполкома – реестры местных общественных объединений, союзов.

2. Формы общественных объединений, их права и обязанности

В Республике Беларусь отсутствует специальное законодательство, регулирующее организационно-правовые формы создания и деятельности общественных объединений.

Общественные объединения являются некоммерческими организациями.

В силу пункта 3 ст. 46 ГК Республики Беларусь “Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством”. Согласно абзацу 1 пункта 1 ст. 117 ГК Республики Беларусь общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основании общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 ст. 118 ГК Республики Беларусь фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. В силу абзаца 1 пункта 1 ст. 120 ГК Республики Беларусь учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Таким образом, в соответствии с законом “Об общественных объединениях” граждане Республики Беларусь имеют право создавать их только в одной организационно-правовой форме – общественного объединения.

Практика России более многообразна. В Российской Федерации общественные объединения в соответствии с законом могут создаваться, в зависимости от целей деятельности, в 5 различных организационно-правовых формах. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественная организация – организационно-правовая форма общественного объединения, основанная на жестком членстве для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение – организационно-правовая форма общественного объединения, не основанная на жестком членстве, преследующая социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.

Общественный фонд - организационно-правовая форма общественного объединения, предназначенная для аккумулирования имущества на основе добровольных взносов, иных поступлений и использование его на общественно-полезные цели.

Общественное учреждение – организационно-правовая форма общественного объединения, предназначенная для оказания бесплатной помощи населению.

Орган общественной самодеятельности – организационно-правовая форма общественного объединения, созданная гражданами по месту работы, учебы, жительства, основной целью которого является совместное решение социальных проблем.

Общественные объединения имеют право объединяться в союзы и ассоциации.

Общественные объединения имеют право: осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей; беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности; пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством; учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством; защищать права и законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях; участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством; поддерживать связи с другими общественными объединениями, союзами; создавать союзы (часть 1 ст. 20 Закона).

Общественное объединение может осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей. Такая деятельность может осуществляться только посредством образования коммерческих организаций.

Государственный контроль и надзор за деятельностью общественных объединений осуществляют органы прокуратуры, должностные лица регистрирующих органов и налоговые органы. Иное вмешательство в деятельность общественных объединений запрещается.

За нарушение Конституции, Закона об общественных объединениях, иных актов законодательства, а также требований устава к общественным объединениям могут быть применены следующие меры ответственности: письменное предупреждение; приостановление деятельности; ликвидация общественного объединения.

Письменное предупреждение выносится регистрирующим органом.

Общественное объединение в соответствии со ст. 29 Закона Республики Беларусь “Об общественных объединениях” ликвидируется по решению суда в случаях: совершения объединением действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды; нарушения общественным объединением законодательства и (или) их учредительных документов в течение одного года после вынесения письменного предупреждения; если при государственной регистрации общественного объединения со стороны их учредителей были допущены нарушения Закона об общественных объединениях и (или) иных актов законодательства, носящие неустранимый характер; если численность и состав общественного объединения не соответствует требованиям, предъявляемым к количественному составу учредителей; неустранения нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, в срок, установленный решением суда.

Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда за однократное нарушение законодательства о массовых мероприятиях в случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, а также за нарушение общественным объединением установленных законодательством требований, предъявляемых к использованию иностранной безвозмездной помощи.

3.Формы участия общественных объединений в управлении страной

Большая роль принадлежит общественным объединениям социально-экономического и социально-культурного характера в управлении страной. Общественные объединения имеют некоммерческий характер – они не ставят перед собой цель извлечение прибыли. С другой стороны, политический характер их участия в общественной жизни также не является их основной целью.

Общественным объединениям обеспечивается возможность участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и управления, выступать с инициативой. Так, например, в соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь” “республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы при разработке мер государственной поддержки молодежных и детских объединений учитывают их предложения.

Молодежные и детские объединения имеют право в установленном порядке:

готовить Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь доклады о положении детей и молодежи, по решению соответствующих органов участвовать в обсуждении докладов республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации государственной молодежной политики;

вносить субъектам права законодательной инициативы предложения о внесении изменений и дополнений в акты законодательства, затрагивающие интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов республиканских и местных программ в области государственной молодежной политики.

По решению соответствующих государственных органов представители молодежных и детских объединений могут участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи”.

Согласно абзацу 6 части 1 ст. 20 Закона об общественных объединениях они имеют право представлять и защищать права и законные интересы своих членов в государственных, хозяйственных и общественных органах и организациях.

Общественные объединения социально-экономической направленности создают в политической системе страны альтернативные государству структуры. Эти объединения разрабатывают собственные программы социально-экономического развития государства, экономики, выступают за реформу налогообложения, предлагают новые формы управления экономикой. В своей деятельности они активно взаимодействуют с государственными структурами.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Избирательного кодекса Республики Беларусь общественные объединения имеют право при проведении выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики выдвигать своих членов в качестве наблюдателей. Согласно ст. 35 Избирательного кодекса общественные объединения вправе из своих членов выдвигать в соответствующую территориальную, окружную, участковую комиссию по одному представителю. В соответствии с частью 1 ст. 38 Избирательного кодекса общественные объединения и их должностные лица обязаны содействовать комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.

Общественным объединениям предоставляется право свободного и всестороннего обсуждения предвыборных программ кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, их политических, деловых и личных качеств, проведения агитации за или против кандидата на собраниях, митингах, в средствах массовой информации, а также во время встреч с избирателями (часть 1 ст. 45 Избирательного кодекса).

Им же предоставляется право беспрепятственной агитации за предложение по проведению референдума, против предложения по проведению референдума, против решения, вынесенного на референдум ( часть 4 ст. 45 Избирательного кодекса).

Общественные объединения вправе вносить во внебюджетные фонды средства для проведения выборов и референдумов. В порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, общественные объединения предоставляют в распоряжение комиссий необходимые для подготовки и проведения выборов, референдума, голосования об отзыве депутата, члена Совета Республики помещения, оборудование, средства связи и транспортные средства, оказывают иную материальную помощь (части 1, 3, 6, 8 ст. 48 Избирательного кодекса).

Общественные объединения являются необходимыми элементами социальной политики государства. Они являются ее проводниками, помогают государственным органам ее реализации на практике.