Правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг
Содержание
Введение
1. Общие положения в области качества продукции, работ и услуг
2. Правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг
2.1 Правовой режим технических регламентов
2.2 Правовые основы стандартизации
2.3 Правовые основы подтверждения соответствия
2.4 Правовые основы обеспечения единства измерений
2.5 Правовые основы обеспечения предпринимателями санитарных и гигиенических требований
2.6 Правовые основы обращения с отходами
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Качество — совокупность свойств уже изготовленной конкретной продукции, произведенных работ, оказанных услуг.
Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг договору, а в случаях, предусмотренных законом обязательным требованиям, установленным государственными стандартами. Правовое регулирование качества не означает непосредственного воздействия на объекты материального мира (вещи и их свойства), так как право регулирует общественные отношения между людьми и через их поведение воздействует на объекты материального мира. Следовательно, правовое регулирование качества означает правовое регулирование отношений, складывающихся по поводу качества продукции, работ и услуг; деятельность лиц (органов власти, изготовителей, продавцов, исполнителей, потребителей), связанную с установлением и соблюдением определенных норм (требований к качеству), обязательных для лиц, от действий которых зависит качество.
1 июля 2003 года вступил в действие Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». Принятие Закона было вызвано необходимостью перехода от старого технико-экономического уклада хозяйственной системы России к новому системному подходу управления российской экономики и технического регулирования, а также необходимостью выполнить в полном объеме требования соглашений по техническим барьерам в торговле в ВТО и снятия этих барьеров. После вступления в силу названного Закона утратили свою силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации» и все правовые основы этих законов оказались сосредоточенными в новом Законе.
Актуальность данной темы заключается в том, что качество - это соответствие требованиям ГОСТа, техническим условиям, ставящей своей задачей защиту прав граждан.
Цель работы рассмотреть особенности правового обеспечения качества товаров, работ, услуг.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1. Общие положения в области качества продукции, работ и услуг
Объективной основой государственного регулирования безопасности товаров и услуг является необходимость защитить человека, его имущество и окружающую природную среду от отрицательных последствий современного научно-технического развития, от недобросовестных производителей, компенсировать недостатки конкуренции, создать условия для честной конкурентной борьбы.
Элементами системы регулирования безопасности качества товаров и услуг являются: система выдачи лицензий (разрешений) на право ведения какой-либо деятельности, нормативы безопасности и качества, метрология и испытание изделий, процедура оценки и подтверждения соответствия изделия установленным нормам.
Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Основополагающая роль в специальном регулировании отводится ФЗ от 27.12.2002. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Закон о техническом регулировании). Этот акт регулирует отношения, возникающие:
- при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
- при оценке соответствия.
Техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления, применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»).
Понятие «техническое регулирование» включает в себя правовое регулирование в трех областях: техническое законодательство, стандартизация, оценка соответствия.
Главная цель технического регулирования – принятие технических регламентов (ТР), которые принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Техническое регулирование должно осуществляться в соответствии с принципами, определенными указанными Законом:
применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
единой системы и правил аккредитации;
единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Законодательство в данной сфере состоит и из иных, принимаемых в соответствии с Законом о техническом регулировании федеральных законов, нормативных правовых актов РФ. Распоряжением Правительства РФ в 2006 году принята Программа разработки первоочередных технических регламентов. Изменения Программы технических регламентов утверждены распоряжением Правительства РФ 28.12.2007. В новую Программу вошел 41 проект технических регламентов. С учетом опыта реализации предыдущих редакций Программы, новая редакция рассчитана на исполнение в 2008 году и в первом квартале 2009 года. Из числа включенных в Программу проектов технических регламентов, 26 будут приниматься в форме Постановления Правительства, 15 – в форме Федерального закона. Так, из первоочередных ТР Программы, предусмотренные ФЗ, являются: ТР «О безопасности химической продукции», «О безопасности пищевых продуктов» ТР «О безопасности питьевой воды». В настоящее время в Правительство РФ внесена концепция развития национальной системы стандартизации, разработанная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и согласованная с 27 министерствами (ведомствами). В июле 2008 года был принят новый ФЗ «Об обеспечении единства измерений». В этих нормативных актах содержатся различные показатели качества выпускаемой продукции:
требования к нормативной документации о качестве товаров;
формы правовой защиты прав потребителей;
компетенцию различных органов в области контроля качества выпускаемой продукции;
ответственность производителей за ненадлежащее качество производимых товаров и другие.
Акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер. Исключения сделаны лишь для технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну.
2. Правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг
2.1 Правовой режим технических регламентов
Технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»)
Исходя из данного определения, в качестве объектов технического регулирования выступают продукция, в том числе здания, строения и сооружения, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Закон о техническом регулировании четко определяет цели применения технических регламентов, приводя их исчерпывающий перечень и устанавливая правило о том, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Технические регламенты принимаются в следующих целях:
- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Главная цель разработки технических регламентов – безопасность. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Четкое установление целей технических регламентов важно и в связи с тем, что со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании и до вступления в силу соответствующих технических регламентов (максимальный срок, отведенный на их принятие, – семь лет), требования, установленные ранее нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей приведенным целям.
Основное содержание технических регламентов связано с установлением минимально необходимых требований, обеспечивающих:
- безопасность (биологическую, механическую, взрывобезопасность, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную, радиационную);
- электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
- единство измерений.
При этом требования технических регламентов не должны препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения установленных для их принятия целей.
Закон о техническом регулировании устанавливает правила формирования содержания технических регламентов. Законодательством предусмотрено принятие технических регламентов двух видов:
1) общие технические регламенты, требования которых обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
2) специальные технические регламенты, требованиями которых учитываются технологические и иные особенности отдельных видов объектов технического регулирования. Они принимаются только в тех случаях, когда с помощью общих регламентов не могут быть достигнуты определенные для технических регламентов цели.
Законом о техническом регулировании подробно установлен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. В качестве основы для разработки проектов технических регламентов могут применяться международные и (или) национальные стандарты.
По общему правилу технический регламент принимается федеральным законом. Из этого правила Закон о техническом регулировании предусматривает исключения:
а) технический регламент может быть принят международным договором, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ;
б) до вступления в силу ФЗ о техническом регламенте Правительство РФ вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте;
в) в исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, и в случаях, если для обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации необходимо незамедлительное принятие соответствующего нормативного правового акта о техническом регламенте, Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.
Принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, технический регламент вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. Необходимые для применения соответствующего технического регламента правила и методы исследований, отбора образцов и т. п. разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в течение шести месяцев со дня официального опубликования технического регламента и утверждаются Правительством РФ.
Со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, утрачивает силу. Следует иметь в виду, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям технического регулирования. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании.
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора законодательством РФ. Объекты государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, полномочия органов в данной сфере определены нормами глав 6 и 7 Закона о техническом регулировании. За нарушение требований законодательством о техническом регулировании предусматривается гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Кроме того, Законом о техническом регулировании определены санкции оперативного характера. Так, ст. 40 данного акта предусматривает принудительный отзыв продукции по решению суда и информирование о таком решении приобретателей через средства массовой информации.
2.2 Правовые основы стандартизации
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»)
Законом о техническом регулировании определены цели стандартизации, в том числе: повышение уровня безопасности жизни, здоровья, имущества; содействие соблюдению требований технических стандартов; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; взаимозаменяемость продукции и др.
Принципы стандартизации:
- добровольность применения стандартов;
- максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов;
- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, установленных Законом о техническом регулировании;
- недопустимость создания препятствий производства, обращения продукции в большей степени, чем это необходимо для достижения поставленных перед стандартизацией целей;
- недопустимость установления стандартов, противоречащих техническим регламентам;
- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
Стандарт представляет собой документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
В Российской Федерации предусмотрено использование следующих документов в области стандартизации:
1) национальные стандарты – стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации. Порядок их разработки определен Законом о техническом регулировании. Законодательством предусмотрено добровольное применение национального стандарта равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объекта технического регулирования, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту;
2) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
3) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие информацию в соответствии с ее классификацией. Они являются обязательными для применения при создании государственных информационных ресурсов и систем и межведомственном обмене информацией. Порядок их разработки, принятия, введения в действие и применения устанавливается Правительством РФ;
4) стандарты организаций – стандарты, которые разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно, учитывая цели и принципы стандартизации, установленные Законом о техническом регулировании.
В целях установления и проведения национальной политики стандартизации в РФ создается и действует национальный орган РФ по стандартизации. Данный орган утверждает национальные стандарты и организует их экспертизу, учет, опубликование и распространение; принимает программу разработки национальных стандартов; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; в соответствии с уставами международных организаций участвует в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов РФ при их принятии.
Национальный орган РФ по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации. На паритетных началах и добровольной основе в их состав включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок их деятельности утверждается национальным органом по стандартизации
2.3 Правовые основы подтверждения соответствия
Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»).
Подтверждение соответствия осуществляется согласно целям и принципам, определенным Законом о техническом регулировании. Целями подтверждения соответствия служат:
- удостоверение соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов, стандартов, договоров;
- содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ или услуг;
- повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг на российском и международных рынках;
- создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Принципы подтверждения соответствия:
- доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
- недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
- установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении продукции определенных видов в соответствующем техническом регламенте;
- уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
- недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
- защита имущественных интересов заявителей и соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
- недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.
Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техническим регламентом, исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Формами обязательного подтверждения соответствия являются:
1. Декларирование соответствия.
Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»)
При этом декларирование осуществляется по одной из следующих схем:
1) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
2) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории.
Схема декларирования соответствия и состав доказательственных материалов определяются соответствующим техническим регламентом. Порядок декларирования соответствия и требования к декларации приведены в ст. 24 Закона о техническом регулировании. Форма декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этот же орган осуществляет регистрацию оформленных деклараций.
2. Обязательная сертификация, осуществляемая органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия. Срок действия сертификата устанавливается техническим регламентом. Требования к сертификату соответствия определены в ст. 25 Закона о техническом регулировании. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этот же орган ведет реестр выданных сертификатов в порядке, установленном Правительством РФ.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, который определен Постановлением Правительства РФ. Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями. Результаты исследований (испытаний) и измерений испытательная лаборатория оформляет протоколом, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Права и обязанности органа по сертификации определены ст. 26, а права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия – ст. 28 Закона о техническом регулировании.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в установленном Законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»)
Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Маркировка осуществляется самостоятельно заявителем любым удобным для него способом.
Законом о техническом регулировании (ст. 29) определены условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Для помещения такой продукции под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии с международным договором РФ. Указанные документы представлять не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Оно проводится для установления соответствия объектов технического регулирования национальным стандартам, стандартам организаций и условиям договоров, системам добровольной сертификации. Система добровольной сертификации может быть создана индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами в порядке, определенном ст. 21 Закона о техническом регулировании. Эта система должна быть зарегистрирована органом исполнительной власти по техническому регулированию. Добровольная сертификация осуществляется на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. На прошедшие добровольную сертификацию объекты выдаются сертификаты соответствия.
Сертифицированные объекты могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации.
Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. (Ст. 2 ФЗ «О техническом регулировании»)
Порядок применения знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Порядок применения знака соответствия национальному стандарту определяется национальным органом по стандартизации.
2.4 Правовые основы обеспечения единства измерений
Для контроля за соблюдением требований, предъявляемых к качеству, важно обеспечить единство измерений различных параметров продукции, работ или услуг. Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за узаконенные границы с заданной вероятностью. (ст. 1 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений»).
Защитить права и законные интересы предпринимателей и потребителей, экономики в целом от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений призван новый ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 №102-ФЗ.
Обеспечение единства измерений в Российской Федерации достигается следующими способами. Во-первых, к применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц, принятой Генеральной конференцией по мерам и весам. Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории РФ устанавливает Правительство РФ. Во-вторых, в качестве исходных для воспроизведения и хранения единиц величин в целях передачи их размеров всем средствам измерений данных величин используют государственные эталоны, признанные решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходных на территории РФ.
Деятельностью, направленной на обеспечение единства величин, занимается метрологическая служба. Государственная метрологическая служба включает, помимо других структур, государственные научные метрологические центры, которые несут ответственность за создание, совершенствование, хранение и применение государственных эталонов величин. Метрологические службы могут создаваться в органах управления и организациях, если это необходимо для обеспечения требуемой точности измерений.
Метрологические службы юридических лиц подлежат аккредитации на право проверки средств измерений.
В целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм органы государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор, в соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.05.2003 №287.
Виды государственного метрологического контроля:
1) утверждение типа средств измерений. Средство измерений – это техническое устройство, предназначенное для измерений. Средства измерений подвергаются обязательным испытаниям. Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом. Срок действия сертификата устанавливается при его выдаче. Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России;
2) поверка средств измерений, в том числе эталонов. Поверка средств измерений – это совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм. Допускаются продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений. Положительные результаты поверки удостоверяются поверительным клеймом или свидетельством;
3) лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений.
Государственный метрологический надзор осуществляется:
1) за выпуском, состоянием и применением средств измерений, за аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм;
2) за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. В данном случае надзор проводится в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество этих товаров;
3) за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Надзор осуществляется в случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без ее вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке.
Государственный метрологический контроль и надзор проводят должностные лица Госстандарта России. Их права и обязанности определены ст. 20 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений».
Средства измерений, не подлежащие поверке, могут подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже. Калибровка представляет собой совокупность операций, выполняемых в целях определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и пригодности средств измерений к применению. Калибровка проводится метрологическими службами юридических лиц с использованием эталонов, соподчиненных государственным эталонам единиц величин. Результаты калибровки удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке. Кроме того, может производиться добровольная сертификация средств измерений
2.5 Правовые основы обеспечения предпринимателями санитарных и гигиенических требований
Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предъявляет большое количество требований к производственной деятельности в сфере соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. (Ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)
В данном Законе установлены критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и меры, направленные на обеспечение этой безопасности. К таким мерам в сфере внешнего управления относится:
- проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- широкая информированность населения о гигиенической и эпидемиологической обстановке;
- формирование системы государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля.
Разрабатываются и внедряются многочисленные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. Кроме того, установлены специальные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, которые обязаны учитывать предприниматели при производстве, транспортировке и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, при закупке продукции из-за рубежа, при хозяйственно-питьевом снабжении населения, при захоронении, переработке и утилизации отходов, при выполнении работ с радиоактивными веществами и др.
Помимо обязанностей предприниматели имеют и права:
- на получение, согласно законодательству РФ, в соответствующих государственных органах информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Достижению санитарно-эпидемиологического благополучия населения способствует и реализация норм Закона РФ от 14.05.1993 «О ветеринарии». В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О ветеринарии», мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе для определения их пригодности к использованию в пищу. Реализация и использование для пищевых целей данных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке экспертизе, запрещается. Хозяйствующие субъекты, виновные в нарушении ветеринарного законодательства, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. Основания и порядок применения органами государственного ветеринарного надзора мер административной ответственности предусмотрены ст. 24 Закона «О ветеринарии». Согласно Закону о техническом регулировании (ст. 46) и Закону РФ «О ветеринарии», техническое регулирование в области применения ветеринарно-санитарных мер осуществляется до принятия соответствующих технических регламентов.
2.6 Правовые основы обращения с отходами
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления закреплены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Целями регулирования отношений, возникающих при обращении с отходами, являются предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Отходы производства — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. (Ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»)
Обращение с отходами включает деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Закон устанавливает требования к обращению с отходами. Приведем некоторые из них.
1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Опасными считаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека – самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 №818, ведется государственный кадастр отходов и проводится паспортизация опасных отходов. Во исполнение данного акта Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2.12.2002 №785 утвержден Паспорт опасного отхода и Инструкция по его заполнению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы.
2. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, организации и индивидуальные предприниматели обязаны иметь техническую и технологическую документацию об их использовании и обезвреживании.
3. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
4. При проектировании предприятий необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными нормативами и требованиями.
5. При эксплуатации предприятий и иных объектов необходимо внедрять малоотходные технологии, проводить инвентаризацию отходов, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
6. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений. Место строительства объектов размещения отходов определяется на основе специальных геологических, гидрологических и иных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
7. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды. После окончания эксплуатации данных объектов необходимо проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду.
8. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр.
9. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и уменьшения количества отходов устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении нормативов и лимитов деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена.
10. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Статистическая отчетность в области обращения с отходами представляется в порядке и сроки, определенные Госкомстатом России.
11. Размещение отходов осуществляется на платной основе. Законодательством устанавливаются базовые нормативы платы и дифференцированные ставки с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами наступает дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность. В частности, ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
Заключение
В данной работе изучено правовое регулирование качества продукции, работ и услуг. Регулирование осуществляется для оценки и контроля уровня и состояния качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности продукции.
Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» определил систему установления и применения требований к продукции, процессам производства, работам и услугам. Основными инструментами технического регулирования стали технические регламенты, которые представляют собой обязательные правила, вводимые Федеральными законами; национальные стандарты – правила для добровольного использования; процедуры подтверждения соответствия; аккредитация; государственный контроль и надзор.
Закон «О техническом регулировании» направлен на создание основ единой политики в областях технического регулирования, стандартизации и сертификации, отвечающей современным международным требованиям; направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны. Формирование в стране комплекса технических регламентов в первую очередь направлено на защиту национально-технических разработок и использование результатов научно-технической деятельности в интересах национальной экономики, т.е. на обеспечение технологической безопасности государства. России предстоит пройти большой и трудный путь формирования собственный системы технического регулирования. Намеченное разделение сфер обязательных и добровольных требований призвано, с одной стороны, учесть возросшую значимость проблем безопасности, с другой стороны – противостоять государственной зарегулированности рынка и повысить действенность рыночного регулирования хозяйственных отношений.
Список использованной литературы
Федеральный закон от 27.12.2002. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 23.11.2009).
Востриков, Г.Г. Предпринимательское право / Г.Г.Востриков. - М.: Юристъ, 2005. – 85 с.
Гличев, А.В. Современные методы управления качеством / А.В.Гличев // Стандарты и качество. – 2002. - №4. – С.9.
Гущин, В.В. Российское предпринимательское право / В.В.Гущин, Ю.А.Дмитриев. - М.: Эксмо, 2005. - 736 с.
Мазур, И.И. Управление качеством: Учеб. пособие / И.И.Мазур, Д.В.Шапиро; Под ред. И.И.Мазура. - М.: Высшая школа, 2003. - С.8-9.
Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. С.А.Зинченко, Г.И.Колесника. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». – 2008. – 688 с.
Предпринимательское право: Учебник для вузов / Под ред. Н.М.Коршунова, Н.Дэриашвили. – М.: Закон и право, 2007. – 578 с.
Щирский, Д.А. Предпринимательское право России: конспект лекций / Д.А.Щирский. - М.: Эксмо, 2007. - 128 с.