Правовое государство и гражданское общество (работа 3)
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (У) МИД РФ
Кафедра …
Эссе на тему:
Правовое государство и гражданское общество
Подготовил:
ФИО
Научный руководитель:
ФИО
Москва, 2003
ПЛАН:
Введение 3
§ 1. Развитие концепции и структура гражданского общества 4
§ 2. Развитие понятия и признаки правового государства 8
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Введение
В настоящее время, проблема построения гражданского общества и правого государства является чрезвычайно важной. Это объясняется тем, что в течение почти века, люди на территории России, а тогда еще СССР жили при режиме, который впору назвать тоталитарным. Как следствие многие права и свободы человека были ущемлены и стали не правами, а обязанностями.
В настоящее время в России протекает процесс формирования гражданского общества, основанного на свободе народа. Приоритет отдается правам и свободам человека. В России, о гражданском обществе, так же как и о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад.
Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Отметим, что правовое государство — это такое государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений1.
Следует подчеркнуть, что словосочетание «гражданское общество» условно, так как любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Возможно догосударственное, родовое общество нельзя было назвать гражданским, но тогда и не существовало понятия гражданин, гражданство.
Актуальность данной работы подчеркивается главным образом ролью гражданского общества, а также тем фактом, что Россия начала строить правовое государство, включающее гражданское общество чуть больше десяти лет назад.
§ 1. Развитие концепции и структура гражданского общества
На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.
Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона. Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в ХVIII-ХIХ веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) 2.
В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных3. Несмотря на устарелость взглядов Гегеля общество и государство той эпохи, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), в зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.
Отметим, что в древности,
государство, или публичная власть
доминировало над обществом, господствуя
над ним то в форме восточной деспотии,
то в форме Римской империи, то в форме
средневековой монархии. Аристотель,
например, определял государство как
достаточную для самодовлеющего
существования совокупность граждан,
т.е. не что иное, как гражданское общество.
А Цицерон, обосновывая правовое равенство
людей, писал: «...закон есть связующее
звено гражданского общества, а право,
установленное законом, одинаково для
всех...».
В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. Уже на рубеже XVI—XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и некоторых других мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах.
Отметим, что Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия ... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли же, полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.
Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и государственного строя, социальными и эолитическими потрясениями, массовыми движениями, столкновениями классов, коренными преобразованиями общественной идеологии.
Характеризуя гражданское общество, И. Кант главными считал следующие идеи4:
а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;
б) столкновение человеческих
интересов и необходимость их защиты
являются побудительными причинами
самосовершенствования людей;
в)
гражданская свобода, законодательно
обеспеченная правом, есть
необходимое
условие самосовершенствования, гарантия
сохранения и возвышения человеческого
достоинства.
Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Следовательно, «выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... — писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».5
Отметим, что в основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся6:
экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
легитимность и демократический характер власти;
безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;
классовый мир, партнёрство и национальное согласие;
правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;
политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;
невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Таким образом, гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
высокое сознание людей;
высокая материальная обеспеченность
их на основе владения ими
собственностью;
широкие связи между членами общества;
наличие государственной власти,
подконтрольной, преодолевшей
отчуждение
от общества власти, где ее носители —
всего лишь наемные работники, обладающие
соответствующей компетентностью,
мастерством, способностью решать
проблемы общества;
децентрализация власти;
передача части власти органам самоуправления;
согласование позиций вместо конфликтов;
развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.
Говоря о России, отметим, что становление гражданского общества является важнейшей и долговременной задачей, решение которой зависит от множества факторов и условий. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведёт, в конечном счёте, к достижению указанной цели.
Признание естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развитие частной инициативы – существенные шаги на пути к гражданскому обществу. Тем не менее, следует иметь в виду, что существует различие между гражданским обществом как концепцией, идеей, процессом, реальностью.
§ 2. Развитие понятия и признаки правового государства
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.
Отметим, что ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства7.
Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. «Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя».8
В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности внесли также Вольтер, Гельвеций, Руссо, Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим признаком публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путём принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Гегель рассматривает государство в контексте общей системы его фундаментальных философских представлений о мироздании, важной частью которых является философия права. Государство в трактовке Гегеля — это тоже право, но наиболее развитое и содержательно богатое, так как оно включает в себя признание всех остальных прав — прав личности, семьи и общества.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д И Писарева, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, А. И. Радищева, П. И. Пестеля, И. М. Муравьева и других мыслителей, подвергавших обоснованной критике беззакония феодализма.
Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считай ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства. Инерция властного отрицания и научного непризнания многовекового опыта теории и практики правовой государственности породила серьезные социально-экономические, культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.
В последние годы в русле реформаторских процессов, проходящих в стране, произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, четко обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Используя научный арсенал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных цивилизованных странах, отечественное правоведение, философская, экономическая и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.
Итак, в заключении отметим, что правовому государству присущи следующие признаки:
1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина. Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным.
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политической бюрократии).
Следует признать и иметь в виду, что традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как деление власти, «раздел пирога», а как создание системы противовесов, возможностей, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций.
Так, законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.
Делаем вывод, что правовое государство—многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом.
Заключение
Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.
Что касается правого государства, оно представляет собой суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права. Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета, ограничено правом, исключает беззаконие и произвол.
В настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности.
Список использованной литературы
Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Издательская группа ИНФРА-М, 1997.
Г.В Гегель – Философия права. – М.: Полит, 1997 г.
Ивашковская Т.В., Павлов В.А. История зарубежной философии. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с.
Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зеркало, 1997
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993
1 Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зеркало, 1997, стр. 227.
2 Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, стр. 226
3 Г.В Гегель – Философия права. – М.: Полит, 1997 г., стр. 300.
4 Ивашковская Т.В., Павлов В.А. История зарубежной философии. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 64 с., стр. 46.
5 Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Зерцало, 1997, стр. 227.
6
Алексеев С.С. Теория государства и
права. Учебник. — М.: Издательская группа
ИНФРА-М, 1997. — стр. 248.
7 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. проф. Стрекозова В.Г.- М.: ИПП «Отечество», 1993.- с. 48
8 Там же, стр 53.