Правовоая культура и правосознание
КУРСОВАЯ РАБОТА
Правосознание и правовая культура
Содержание
Введение
Глава I. Общая характеристика правосознания
§ 1. Понятие, структура, функции правосознания
§ 2. Соотношение права и правосознания. Виды правосознания
§ 3. Кризис современного правосознания
Глава II. Правовая культура
§ 1. Понятие правовой культуры
§ 2. Правовое воспитание
Глава III. Правовой нигилизм
Заключение
Библиография
Введение
Я выбрала предметом своей курсовой работы тему «Правосознание и правовая культура», поскольку она очень актуальна на сегодняшний день Несмотря на то, что данная тема уже давно исследуется в науке теории государства и права, бурные диспуты по поводу дискуссионных вопросов данной темы ведутся до сих пор. Общеизвестно, что важнейшим показателем правовой культуры общества выступает уровень правосознания выступает уровень правосознания людей, живущих в нем. Для России это особенно актуально, так как в 1993 г. была принята Конституция РФ1, где в ст. 1 провозглашается, что Россия – правовое государство, а в настоящее время, как показывают социологические опросы, большинство граждан не верит в действенность законодательства, кроме того подавляющее количество населения не знает своих основных прав, не знает куда обращаться в случае их нарушения, что свидетельствует о крайне низкой правовой культуре населения.
Целью моей курсовой работы является выявление особенностей современного правосознания россиян, исследование такого института теории права, как правовая культура. Задачами на пути к поставленной цели являются:
изучить понятие, структуру, правосознания;
раскрыть соотношение права и правосознания, рассмотреть виды правосознания;
проанализировать современное правосознание, показать в чем заключается его кризис;
рассмотреть понятие, функции правовой культуры;
определить место и роль правового воспитания населения в правой культуре, выявить проблемы, стоящие на сегодняшний день перед обществом в этой сфере;
исследовать такое характерное для современной России явление, как правовой нигилизм.
При написании данной работы, помимо нормативно-правовых актов, я использовала труды таких ученых, как Ильин И.А., Марченко М.Н., Певцова Е.А. и др.
Глава I. Общая характеристика правосознания
§ 1. Понятие, структура, функции правосознания
И.А. Ильин, крупнейший правовед первой половины ХХ века, справедливо подчеркивал, что "нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренебреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием.
В настоящее время нет единого мнения по поводу определения понятия «правосознание». И.А. Ильин, понимал под правосознанием внутренний, личностный регулятор юридически значимого поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно, который, однако, всегда остается необходимой формой жизнедеятельности человека и общества1. В.С. Нерсесянц определяет правосознание как совокупность представлений, взглядов, убеждений, оценок и чувств людей к праву и государственно-правовым явлениям2.
Однако, по моему мнению, наиболее удачным является определение, предложенное Юрашевичем Н.М.: правовое сознание – это система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (к социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества; к прошлому, действующему или ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридически значимых ситуациях3.
Правосознание в своей структуре содержит правовую идеологию или познавательную, когнитивную сторону (знания, идеи, взгляды и т. д.) и правовую психологию или социально-психологическую, эмоционально-волевую сторону (переживания, чувства, привычки, убеждения и пр.), т. е. правовоззрение.
Специфика правосознания по сравнению с другими сферами или областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т. д.) составляет осознание и переживание связанности явлений и процессов с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, с юридическими правами, обязанностями и санкциями.
Правовая идеология – это систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения. Она должна формироваться как процесс выявления, теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов путем достижения социального компромисса. Правовая идеология обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок1.
Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сущности обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают обязанности. Человек, не знающий права (конституции и других законов) своего государства, ведет внеправовую жизнь, руководствуется стихийно возникшими самодеятельными представлениями о правах и обязанностях, присущими ему в той или иной степени от природы или приобретенными в результате практического опыта, в том числе "дурной" практики.
Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и переживаний, характерных для личности (конкретного человека), всего общества в целом или конкретной социальной группы (групп). Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) знания права; б) органически присущие правовой культуре обычаи, традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; в) ее самооценка, т. е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия принципам и нормам права.
Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены права и свободы других, законность, а значит, и правопорядок в обществе.
Установлено, что правосознание представляет собой узловой пункт, аккумулирующий в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении именно как результат правовых установок и ценностных ориентации.
Итак, можно смело сделать вывод о том, что право не просто нуждается в правосознании, как отмечает М.Н.Марченко1, оно не может существовать без него: действовать, являться жизненной, движущей силой, а правосознанию право необходимо для того, чтобы приобрести предметную оценку и социальную справедливость.
Ведь право только тогда выполняет свою роль регулятора общественных отношений, когда оно не только осознано мыслью и проверено опытом, но и признано как духовная ценность и жизненная необходимость, т. е. личность усмотрела в его принципах и нормах на основе правовых чувств и переживаний объективное значение для себя и окружающих, а поэтому добровольно вменяет себе в обязанность следование правовым предписаниям.
Правовая идеология и правовая психология, составляющая содержание правового сознания, находятся в тесной взаимосвязи, взаимно обслуживая друг друга, что выражается, в частности, в одинаковом характере отношений к различным правовым явлениям. Соответственно, правосознание представляет собой сложный комплекс идеологических и психологических компонентов (элементов). От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность контроля ее над переживаниями, эмоциями, чувствами и т. п., умение властвовать собой. В свою очередь, от правовой психологии зависит, в конечном счете, признание или непризнание права, а соответственно — следование правовым предписаниям или нарушение их. В этом смысле правовое сознание выполняет роль своеобразного фильтра, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).
Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основными функции правосознания являются познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие практически охватываются ими, например, информативная или прогностическая и др.
Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний (идей, категорий, взглядов, представлений и т. п.), являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии "правовая подготовка". Знания всегда вызывают у человека определенное отношение, т. е. оцениваются.
Оценочная функция вызывает к жизни определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентации, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Это позволяет определять в целом роль правосознания как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения (деятельности) людей в юридически значимых ситуациях.
В основе любой деятельности человека лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях этой деятельности. Это относится и к функционированию его в правовой сфере. Однако правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться. Следует учитывать степень практического владения этими знаниями, умение применять право, действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
§ 2. Соотношение права и правосознания. Виды правосознания
Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. В соответствии с содержанием правового сознания вырабатываются содержание и форма юридических актов, определяются структурные особенности отдельных норм права и правового акта в целом. Вместе с идеологией правовая психология служит корректирующим началом при разработке, обсуждении и принятии нормативных актов. Их язык, терминология тоже отвечают сложившимся в обществе правовым представлениям, уровню развития правовой культуры законодателей и граждан.
Как пример воздействия правосознания на право можно привести правотворчество, когда депутаты во время принятия законов обсуждают решения по различным вопросам.
Правовые нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правовых отношениях, ответственности. Их активная роль проявляется по отношению как к общественному, так и к индивидуальному правосознанию, политическому и другим видам сознания граждан. Воздействие права на общественное сознание выражается в том, что правовые акты придают обязательное значение тем правовым и политическим взглядам и представлениям, которые зародились в общественном сознании, но еще не стали в нем господствующими. Получив отражение в правовом акте, эти взгляды и представления наделяются авторитетом государственной воли, что определяет их активную роль в формировании и развитии правосознания1.
Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей (разной в разных условиях) осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания.
Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок.
Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или стимуляцию соответствующего поступка, поведения, с другой — установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает прежде всего из основного социального назначения права — управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной волей народа или элиты, выраженной в законе и обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства.
Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятия правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессионально-юридическое правосознание, как разновидность правосознания. Так, в п. 4 ст. 1 ранее действовавшего Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР"2 от 12 июля 1991 г. прямо говорилось, что "Конституционный Суд РСФСР разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией РСФСР и правосознанием...". Ныне действующий Закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" 1994 г.1 прямо такой нормы не содержит, но указанное правило легко выводится при уяснении смысла ряда его статей. Так, согласно ст. 1 "Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства". В ст. 5 Закона при перечислении основных принципов деятельности Конституционного Суда указывается принцип независимости судей, реализация которого возможна лишь путем использования в качестве механизма собственного правосознания.
Таким образом, правовое сознание является органической составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма или инструмента.
Известны различные виды правосознания. По субъекту правовое сознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. Эта классификация, как и любая другая, условна.
С точки зрения глубины отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное2.
Обыденное правосознание характеризует социальную практику как эмпирическую деятельность, в процессе которой выражаются субъективные отношения людей к действующему праву, представления о своих правах и обязанностях, о справедливости или несправедливости норм права, о сущности и принципах правовой организации общества, чувства, настроения, эмоции, связанные с оценкой существующего правового режима.
Обыденное правосознание свойственно как основной массе членов общества (коллективное правосознание), так и каждому индивидууму в отдельности (индивидуальное правосознание) и формируется на базе повседневной жизни в процессе собственной практической деятельности Каждый человек так или иначе сталкивается с правовыми нормами: определенная информацию получает из средств массовой информации, наблюдая за деятельностью законодательных или исполнительных органов государственной власти, отдельных должностных лиц, самостоятельно осуществляя действия, предусмотренные правовыми нормами, а также прибегая к защите государства при нарушении его прав и законных интересов. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание основ, общих принципов правовой организации общества, и здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями человека1.
Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание является (должно являться) непосредственным источником правотворчества, служит (должно служить) совершенствованию юридической практики.
Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов. В его содержание наряду с квалифицированными научнообоснованными суждениями, выводами, закономерностями входит, как уже отмечалось, умение применять право. Проблема профессионального правосознания заслуживает специального рассмотрения. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие различным отраслям правовых отношений (например, предпринимательская, коммерческая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, трудовая и т. д. и т. п.).
Правовое сознание юристов должно быть теоретическим, т. е. представлять собой систему правовых знаний, выраженных в юридических принципах, нормах и категориях, в знании основных тенденций и закономерностей государственно-правовой действительности. Правовая теория является концептуальной формой существования правового сознания, самым глубоким способом фиксации объекта правового отражения.
Для юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение. Она должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний принципов и норм права, а главное — умением их применять.
Кроме того, юриста-профессионала должно отличать не просто устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, а согласие (солидарность) с правовым предписанием (с законодателем), понимание полезности, необходимости и справедливости его применения, привычка соблюдать правовой закон.
§ 3. Кризис современного правосознания
Кризис современного правосознания обусловлен общими кризисными явлениями, происходящими в постсоветском обществе, переоценкой прежних взглядов, представлений и идей. С одной стороны, падает вера в возможность быстрого построения правового социального государства, создания действенной правовой системы, способной защитить человека как от произвола и беззакония бюрократического чиновничьего аппарата, так и от криминальных структур. С другой стороны, в сегодняшнем правосознании велико влияние идеологи неразвитого рынка. Между тем, очевидно, что для цивилизованного рыночного общества необходимо развитое индивидуальное правосознание, личностное осмысление роли права, способность индивида к самостоятельным действиям, к саморегуляции, основанной на правовой культуре. Кризис правосознания во многом обусловлен положением, сложившимся в правовой сфере, существенным разрывом между конституционными нормами и реальными отношениями, отсутствием четкого и успешно функционирующего правотворческого процесса, системы объективных критериев оценки эффективности российского законодательства, деятельности государственных органов и должностных лиц. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" первоочередной задачей государства признается проведение правовой реформы1. Ее основными целью, в том числе, является повышение уровня правовой культуры, правосознания граждан, преодоление правового нигилизма.
Кризис правосознания проявляется также в несовершенстве действующего законодательства. Сама Конституция Российской Федерации во многом декларативна, представляет бой теоретическую модель пока еще недостижимого будущего. Правовая система страдает от избыточности и несогласованности нормативного материала. Объясняется это тем, что акты унаследованы от СССР; другие были приняты в РСФСР, когда она находилась в составе Союза; третьи представляй собой концептуально новые документы, в основе которых лежат либо американские юридические конструкции, либо заимствованные из романо-германской правовой системы. В законодательстве трудно разобраться даже юристу-профессионалу, а для неподготовленного человека оно практически недоступно. Все это осложняет осмысление необходимости права, его оценку, а также восприятие процессов правоприменения. В подобных условиях трудно говорить о ясном и отчетливом правосознании населения и отдельных граждан.
Часто законодательство воздействует на формирование правового сознания опосредованно, через правоприменительную практику.
Таким образом, предстоит огромная работа по приведению в соответствие с Конституцией федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, а также подзаконных актов, согласованию планов законотворческих работ парламентов субъектов Федерации.
Особое место в обеспечении прав и свобод человека, упрочении и защите конституционного строя отводится судебным и правоохранительным органам. В 1997 г. принят Закон "О судебной системе Российской Федерации"1, являющийся основополагающим актом, устанавливающим федеральную систему и правовой статус как судов общей юрисдикции, так и специализированных судов. Однако неукомплектованность судейского корпуса, слабая техническая оснащенность и зачастую низкая квалификация судей затягивают рассмотрение дел, а иногда и вообще делают это нецелесообразным. Естественно, что у этих людей подобное "правосудие" может сформировать негативное отношение действующему праву.
Серьезной социальной проблемой становится состояние профессионального правосознания юристов (работников милиции, прокуратуры, следователей, судей). В силу различных причин происходит разрушение их изначальных правовых взглядов, установок, чувств, убеждений, возникают новые псевдоправовые или неправовые конструкции, что отрицательно влияет на профессиональное поведение юристов. Деформация правосознания юриста может приобретать различные формы: а) искажение правового сознания, выражающееся в несформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок и представлений; б) правовой негативизм — осознанное игнорирование требований закона; в) деформированное правосознание, переходящее в преступную установку.
Преступность — мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона, которая стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Помимо теневой экономики возникли теневая политика, невидимые кланы и группы давления. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые "дыры" и "щели".
На уровень правосознания огромное влияние оказывает
нравственное состояние общества. Порождением тоталитаризма явилось отсутствие духовности, религиозности, что в свою очередь привело к нравственной деградации человека.
Основу нравственного сознания составляют представления о добре и зле, совести, стыде. При этом нравственные начала должны быть одинаковыми для всех людей не как факт, а как требование. Осознание этого требования может быть малоразвито или затуманено в человеческой душе, но оно должно обязательно присутствовать во всех человеческих душах. Эмпирическое добро и зло может быть разное для каждого человека в отдельности, но нравственное добро и зло должно быть одно для всех.
Как справедливо отметил В. Иванов, правосознание — это не только правовая психология и правовая идеология. Правосознание человека есть акт совести, проверяющий соответствие свободной воли человека, его деяний и помыслов законам нравственности, данным от Бога1. Высоконравственная личность может быть вполне законопослушной, не зная конкретных законодательных актов, но для этого необходимо, чтобы законы отражали жизненные реалии сквозь призму справедливости, свободы и гуманизма.
Глава II. Правовая культура
§ 1. Понятие правовой культуры
Вообще, правовую культуру можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу в науке теории государства и права принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества1.
Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте, правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.
В рамках традиции западной социологии права данное понятие использовалось для социальных измерений опыта юристов и граждан, участвующих в правовой действительности. С. С. Алексеев считает, что правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику. А. П. Семитко подчеркивал, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы — правовые тексты, правовая деятельность, сознание и уровень развития субъекта. Такая структура правовой культуры не совсем полна, ибо в ней есть характеристики, которые не являются самостоятельными элементами понятия. Например, такие элементы, как «уровень совершенства законодательства» или «юридическая практика» — расплывчаты. В таком случае вносится некий элемент субъективности в изучение данного явления, что создает основу для зависимости исследовании от ориентации ученого. Анализируя феномен правовой культуры, А.К. Уледов подчеркивал, что этим словом обозначают определенное состояние общества на данном этапе его развития1. При этом было доказано, что целью правового воспитания выступает правовой прогресс.
При сравнении понятий «правосознание» и «правовая культура» можно смело сделать вывод о том, что последнее значительно шире. Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры - политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п.
При изучении правовой культуры важно различать содержание и уровень развития правовой культуры. Ее содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также правовой системой. Уровень же правовой культуры — это степень ее интенсивности, насыщенности.
Следует отметить, что современный этап отмечается формированием целостной концепции правовой культуры, в задачу которого входит развитие юридических знаний, традиций.
Необходимо отметить, что правовая культура и должна осознаваться как целостная система, внутри которой функционируют относительно самостоятельные подсистемы. Их изучение позволяет выработать общие механизмы качественного обновления правовой культуры.
Правовая культура - особое социальное явление, которое характеризует правовое состояние общества и личности и представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов. Констатируя факт повышения роли личности в современной правовой жизни, важно разобраться в функционально-содержательном аспекте правовой культуры. Здесь правовая культура представляется разновидностью общественной культуры, которая отражает определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательной деятельности и юридической практики. При этом она охватывает собой все ценности, созданные в области права.
Констатируя различное функциональное проявление правовой культуры, нельзя не обратить внимание на ее праворегулятивную задачу, направленную на обеспечение устойчивого, динамичного функционирования всех элементов правовой системы, общества. Действительно, правовая культура способна создать основу для сплочения людей, их взаимосогласованности. Она обеспечивает результативность общения индивидов в сфере права. Такая функция реализуется через правовые и другие социальные нормы.
Не менее важной является ценностно-нормативная функция, с помощью которой мы пытаемся оценить различные явления, факты, социальные институты, совершаемые поступки. Оценивая различные правовые явления, люди сопоставляют их с правовыми ценностями, эталонами того, как должно быть правильно. При этом диапазон оценивания действительно широк: от конкретных правовых норм, законов до поведения людей, деятельности правоохранительных органов в защите прав личности.
Правосоциализаторская функция исследуется с позиции формирования правовых качеств личности. Вот именно здесь и проявляется актуальность целенаправленной воспитательной работы, создания условий осуществления самообразования человека1. Однако необходимо учитывать правовую действительность, в условиях которой реализуются задачи правового образования.
Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. При этом обращают внимание на то, что она обеспечивает не только цивилизованный уровень общения субъектов права друг с другом, но и систему целенаправленной трансляции правовых ценностей из поколения к поколению. С помощью различных средств коммуникации индивид познает право, приобщается к правовым культурам других народов.
Можно смело сделать вывод о том, что в настоящее время Россия активно интегрируется в мировое сообщество. Однако по сравнению с развитыми странами такой важный фактор, влияющий на уровень правовой культуры, как доступ к правовой информации в нашей стране все еще достаточно низок. Для его преодоления, по моему мнению, необходимо принять следующие меры:
гражданам должно быть в одинаковой степени доступно федеральное законодательство, акты субъектов Российской Федерации, постановления и решения органов местного самоуправления;
органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы;
создать и развить существующие так называемые фотографические базы данных: о зарегистрированных юридических лицах, о правах на недвижимость, о выданных гражданам дипломах и удостоверениях, о потребительских стандартах и санитарных нормах и т.д.
Вышеуказанные меры позволят, на мой взгляд, если не решить, то значительно повысить уровень правовой культуры населения.
§ 2. Правовое воспитание
Во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию широких народных масс и, естественно, правовому обучению юристов-профессионалов.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры1.
Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию — положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.
Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании — правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости1.
В настоящее время следует констатировать, что педагоги, работающие в школах России, обладают обыденным уровнем правосознания. Это объясняется отсутствием у многих из них юридической подготовки. К сожалению, система повышения квалификации учителей права не разработана на федеральном уровне и остается вне поля зрения нормативных установок Министерства образования страны. В 2002 г. осуществлен первый выпуск учителей права в Институте педагогической юриспруденции Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Екатеринбурге. Это новое поколение специалистов, обучавшихся по специальности «Юриспруденция», отличается высоким уровнем правовой культуры, диагностирование которого было осуществлено специалистами вуза1.
Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.
Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение законности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной реформы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы. Непосредственная цель — правомерное поведение, в том числе правовая активность граждан и профессиональная активность юристов и других государственных служащих в процессе реализации их компетенции в юридически значимых ситуациях.
Некоторые основные цели, указанные выше, достижимы лишь при соблюдении в правовоспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса.
Особо значимую роль в правовом воспитании и обучении имеет судебная практика и деятельность судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием. Поэтому воспитание уважения к суду и понимания необходимости решать все конфликты в суде входит необходимым компонентом в содержание устойчиво положительного отношения к практике реализации права1.
Наконец, следует обратить внимание на такое средство, как самовоспитание, которое представляется наиболее эффективным для формирования правосознания всех субъектов права. Самовоспитание заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практике. Наряду со специальной подготовкой самовоспитание для юристов-профессионалов — способ профилактики деформации сознания и личности и поддержания на должном уровне профессионализма.
В заключение следует отметить, что необходимо отказаться от установки на преимущественно просветительскую деятельность, а направить все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции.
Глава III. Правовой нигилизм
Формирование правового государства, выдвигающее на первый план приоритетное значение права, имеет одну из своих главных целей — обеспечение достойной жизни каждого гражданина и всего общества. Однако даже при наличии в государстве широко развитой системы права и других необходимых предпосылок вряд ли это будет свидетельствовать о достижении поставленной цели, если уровень правосознания в обществе остается на низком уровне.
На сегодняшний день нет единых подходов к изучению правового нигилизма и форм его проявления. Чаще всего нигилизм проявляется сразу многими оттенками: в культуре, науке, искусстве, этике, религии, политике, праве, экономике. В традиционном его понимании нигилизм воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное. Нигилизм в правосознании рассматривается как отрицание норм права, роли законодательства, сведение права к совокупности произвольных действий представительной исполнительной власти1.
Сущность правового нигилизма в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть "элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии... отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни"2.
Существует множество различных форм правового нигилизма. Я постараюсь рассмотреть лишь некоторые из них, наиболее очевидные и распространенные.
1. Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов.
Эти нарушения составляют огромное количество уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных и дисциплинарных поступков.
Преступность — мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния.
2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам". Неисполняемость же законов — признак бессилия власти.
Такое всеобщее несоблюдение законодательства — результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей разболтанности и безответственности.
3. Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в "разреженном правовом пространстве".
В данную форму правового нигилизма как весьма вредную и опасную указал Президент РФ: "Нередко федеральными и региональными органами власти, отдельными должностными лицами. Делаются попытки обойти нормы Конституции и закон в угоду сиюминутной целесообразности и конъюнктуре"1.
4. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.
Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивного отношения к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Право как бы само выступает причиной нигилизма.
По данным МВД РФ, примерно половина всех граждан, подвергшихся преступным посягательствам (изнасилованию, ограблению, избиению, хулиганскому оскорблению и т. д.), не обращаются ни в суд, ни в прокуратуру, ни в милицию, так как не верят в их возможности реально помочь, защитить, наказать виновных.
Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опоры. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам.
5. Наконец, можно выделить теоретическую форму правового нигилизма, проистекающую из некоторых старых и новых постулатов. Они были связаны как с догматизацией и вульгаризацией известных положений марксизма о государстве и праве, так и с рядом неверных или сугубо идеологизированных, а потому искаженных представлений о государственно-правовой действительности и ее развитии (отмирание государства и права, замена правового регулирования общенормативным или моральным, примат политики над правом, власти над законом, лобовой классовый подход, жесткий экономический детерминизм и т. д.).
Таким образом, можно смело делать вывод о том, что для преодоления правового нигилизма (уровень которого крайне высок в нашей стране в настоящее время) необходимо, чтобы государство, опираясь на общественные формирования, приняло меры к его подавлению. На мой взгляд, оно должно взять на себя заботу по выработке национальной доктрины формирования правосознания у граждан и правововую регламентацию и координацию участия в этом деле общественных объединений.
Заключение
В результате работы были исследованы особенности такого института, выделяемого в науке теории государства и права, как правосознание и правовая культура. На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Для преодоления современного кризиса правосознания необходимо на практике реализовать конституционное положение о том, что вся деятельность государства, каждого его органа и должностного лица должна быть подчинена интересам обеспечения прав и свобод человека. Требуется всеобъемлющая система процедур и механизмов защиты прав и свобод человека, причем наряду с совершенствованием традиционных судебных и административных форм защиты должны разрабатываться новые, нетрадиционные. В частности, необходимо скорейшее принятие закона о петициях и обращениях граждан в органы исполнительной власти. Как пример, можно привести опыт Великобритании, где действует Управление жалоб на действия полиции. В его компетенцию входит контроль за рассмотрением наиболее серьезных жалоб, проверка материалов по всем жалобам на действия полиции с целью решения вопроса о дисциплинарной или уголовной ответственности ее работников.
Выработка новых ориентиров российской политики должна учитывать тот факт, что формирование правосознания осуществляется под воздействием социальной среды. Уважительное отношение к праву может сформироваться, когда оно становится частью традиции, в течение длительного времени функционирует в неизменном виде и развиваясь по пути общественного прогресса.
Несмотря на все проблемы, указанные в работе, связанные со степенью правосознания, уровнем правовой культуры, наличия в современном обществе такого негативного фактора, как правовой нигилизм, в целом за последние десять лет произошли существенные положительные изменения: практически во всех средних общеобразовательных учреждениях появился предмет «Правоведение», в библиотеках стали доступны широкому числу граждан правовые системы «Гарант» и «Консультант плюс», в вузах на многих неюридических факультетах также появилась дисциплина, посвященная основам современного права. Все это не может не свидетельствовать о внимании, которое обратило государство на данные проблемы.
Библиография
Нормативно-правовые акты
Конституция РФ. "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1, ст.1.
ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994 г. № 13, ст. 1447
Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. N 673 "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995 г. № 28, ст. 2642
Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 12 июля 1991 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991 г., № 30, ст. 1017
Специальная литература
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.– М.: Юрист, 2005 г.– 622 с.
Иванов В. Вера — совесть — правосознание — государство // Право и жизнь 1994. № 6
Ильин И.А. О сущности правосознания.–М.: Рагогъ, 1993.– 243 с.
Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– 620 с.
Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.– М.: Новый учебник, 2003 г.– 416 с.
Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи // Государство и право. 2005 г., № 4
Попов В.В. Некоторые формы преодоления правового нигилизма и пути его преодоления. // Юрист. 2002, № 1
Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– 832 с.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юрист, 1997.– 712 с.
Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993, № 8
Уледов А.К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки, 1974, №2
Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правого сознания. // Извстия вузов. Правоведение. 2004 г., № 2
1 "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
1 Ильин И.А. О сущности правосознания.–М.: Рагогъ, 1993.– с. 24
2 Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– с. 384
3 Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правого сознания. // Известия вузов. Правоведение. 2004 г., № 2
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.– М.: Юрист, 2005 г.– с. 241
1 Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– с. 379
1 Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– с. 391
2 Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991 г., № 30, ст. 1017
1 СЗ РФ. 1994 г. № 13, ст. 1447
2 Венегеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.– М.: Юрист, 1999 г.– с. 256
1 Проблемы общей теории государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. Нерсесянца В.С..–М.: Норма, 1999 г.– с. 380
1 СЗ РФ. 1995 г. № 28, ст. 2642
1 СЗ РФ. 1997. № 1, ст.1
1 Иванов В. Вера — совесть — правосознание — государство // Право и жизнь 1994. № 6.
1 Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– с. 391
1 Уледов А. К. К определению специфики культуры как социального явления // Философские науки, 1974, №2
1 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юрист, 1997.– с. 571
1 Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.– М.: Новый учебник, 2003 г.– с. 47
1 Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи // Государство и право. 2005 г., № 4
1 Ягофаров Д.А. Первый выпуск учителей права // Основы государства и права. 2002 г., № 3
1 Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков.– М.: Новый учебник, 2003 г.– с. 51
1 Попов В.В. Некоторые формы преодоления правового нигилизма и пути его преодоления. // Юрист. 2002, № 1
2 Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993, № 8.
1 Общая теория государства и права: Академический курс. / т. 2: Теория права; под ред. Марченко М.Н.–М.: Зерцало, 1998 г.– с. 416