Правовая, кадровая и организационная работа министерства культуры Саратовской области
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
"ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А. Столыпина"
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления
ОТЧЕТ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Выполнила:
студентка 5 курса
специальности 080504.65
заочной формы обучения
2 группы
Проверил:
Саратов 2010
Отзыв – характеристика о прохождении практики
В период с 22 февраля по 02 апреля 2010 года студентка 5 курса факультета "Государственное и муниципальное управление" Поволжской академии государственной службы Степаненко Д.Е. проходила практику в отделе правовой, кадровой и организационной работы министерства культуры Саратовской области.
В ходе прохождения практики Степаненко Д.Е. в полной мере ознакомилась с основными направлениями работы отдела, функциональными обязанностями его сотрудников; изучила комплекс нормативно - правовой документации, регламентирующей деятельность министерства. На период практики в отделе на Степаненко Д.Е. был возложен ряд обязанностей, которые она успешно выполняла, в том числе: подготовка документов и необходимых материалов для заседания Коллегии министерства; запрос информации из подведомственных учреждений, ее обобщение, многочисленные разовые поручения.
В процессе работы Степаненко Д.Е. проявила добросовестность и исполнительность, зарекомендовала себя как грамотный и ответственный работник, умело использующий для решения поставленных задач полученные знания и навыки.
Считаю, что по результатам прохождения практики студентка заслужила оценку "отлично".
Начальник отдела
Календарный план прохождения практики
Дата |
Изучаемые вопросы, характер выполняемой работы |
Результат, итоги проделанной работы |
Подпись руководителя подразделения |
22.02.2010 - 26.02.2010 |
Знакомство с коллективом, изучение Положения о министерстве культуры Саратовской области, Положения об отделе правовой, кадровой и организационной работы, и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность отдела и министерства в целом. |
Изучила нормативно - правовые акты, получила представление об основных принципах деятельности министерства и отдела. |
|
01.03.2010 - 02.03.2010 |
Изучение проекта Закона Саратовской области "О культуре", работа с входящей документацией. |
Изучила основные направления работы по подготовке проектов нормативно-правовых актов, приобрела навык работы с документами. |
|
03.03.2010 - 05.03.2010 |
Подготовка документов и необходимых материалов для заседания Коллегии министерства. |
Изучила основные принципы проведения бесед и собраний |
|
08.03.2010 - 12.03.2010 |
Работа с документами. |
Приобрела навык практического использования законодательства в области государственного управления. |
|
15.03.2010 - 19.03.2010 |
Работа по запросу и обобщению информации из подведомственных учреждений. |
Приобрела навыки сбора статистической информации. |
|
22.03.2010 - 26.03.2010 |
Анализ предоставленной информации. |
Приобрела навыки анализа статистических данных. |
|
29.03.2010 - 02.04.2010 |
Подготовка отчета о прохождении производственной практики, сбор необходимых для него материалов. |
Отчет
С 22 февраля 2010 года по 02 апреля 2010 года я проходила производственную практику в отделе правовой, кадровой и организационной работы министерства культуры Саратовской области. Целями данной практики являются:
закрепление и расширение теоретических знаний, полученных в процессе обучения в академии;
овладение передовыми методами управления и получение практического опыта по оценке конкретных проблемных ситуаций и принятию управленческих решений;
приобретение опыта работы в трудовых коллективах при решении организационно - правовых вопросов.
Передо мною стояли следующие задачи:
ознакомиться со структурой министерства, его задачами, основными направлениями деятельности, правовым и информационным обеспечением;
определить пределы компетенции министерства;
ознакомиться с задачами, основными направлениями деятельности, правовым и информационным обеспечением отдела правовой, кадровой и организационной работы;
выявить недостатки в работе отдела правовой, кадровой и организационной работы министерства;
приобретение опыта работы в трудовом коллективе при решении организационно - правовых вопросов.
Министерство культуры Саратовской области является органом исполнительной власти, который реализует на территории области государственную политику в сфере культуры. Министерство обладает правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, образуется постановлением Правительства Саратовской области.
Деятельностью министерства руководит министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и функций. Для решения поставленных задач и рассмотрения основных вопросов деятельности министерстве образуется коллегия в составе министра, его заместителей по должности, работников министерства, ведущих деятелей культуры, искусства, ученых и специалистов.
Основными функциями министерства культуры являются:
участие в разработке и реализации государственной политики, направленной на сохранение и развитие культуры и искусства;
создание условий для сохранения развития культуры народов, проживающих на территории области;
создание условий для реализации на территории области права на свободу творчества, участия граждан в культурной жизни и пользования учреждениями культуры и искусства;
разработка и реализация областных целевых программ, участие в разработке и реализации федеральных программ в сфере культуры;
управление деятельностью подведомственных учреждений и организаций.
Основными задачами министерства культуры являются:
разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Саратовской области в сфере культуры, проектов правовых актов по вопросам, отнесенным к его компетенции. В настоящее время министерством культуры разрабатывается проект закона Саратовской области "О культуре", что является своевременным и актуальным, т.к на сегодняшний день в Саратовской области отсутствует какой-либо базовый нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере культуры. Целями издания данного закона являются создание нормативно-правовой базы государственной политики правового регулирования в сфере культуры, создание условий для реализации прав и свобод человека и гражданина, создание благоприятных правовых условий в сфере культуры, повышение качества услуг, предоставляемых организациями культуры, совершенствование взаимоотношений организаций культуры с государственными органами власти Саратовской области, органами местного самоуправления в сфере культуры и иными организациями. Этот закон обозначит основные принципы государственной политики в области культуры, закрепит меры государственной поддержки учреждений культуры области и отрасли в целом, а также способы взаимодействия органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим сферу культуры, с целью формирования единого культурного пространства на территории Саратовской области.
участие в разработке перспективных и ежегодных прогнозов и программ социально-экономического развития области, а также проекта областного бюджета на соответствующий год.
разработка и реализация в установленном порядке областных целевых программ развития сферы культуры. Сегодня успешно реализуется областная целевая программа "Развитие культуры" на 2009-2012 годы. Данная программа направлена на обеспечение сохранности историко-культурного наследия, сохранение и развитие традиционной культуры народов, проживающих на территории области, стимулирование культурно-досуговой деятельности, сохранение и развитие системы художественного и профессионального образования, профессионального мастерства и поддержка молодых дарований, развитие профессионального искусства, литературы и художественного творчества. В рамках программы проводятся мероприятия по поддержке молодых дарований, национальных культур народов, населяющих область (т.к. Саратовская область является многонациональным субъектом РФ, это способствует сохранению культурных традиций различных наций), по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров, по организации научно-методического обеспечения художественного образования и профессионального искусства, кроме того, мероприятия, направленные на сохранение и развитие фольклора, традиционного и современного песенного и инструментального исполнительства.
организация государственной экспертизы областных, районных (городских) программ и проектов в сфере культуры.
осуществление анализа и прогнозирование тенденций развития сферы культуры.
обеспечение государственного учета, хранения, реставрации пополнения, использования и популяризации государственных музейных и библиотечных фондов.
содействие сохранению и развитию народного творчества, профессионального искусства, обеспечение разнообразия культурно-досуговой деятельности населения области.
оказание поддержки и содействия развитию национально-культурных центров.
реализация мер государственной поддержки деятельности культуры и искусства, творческой молодежи.
расширение гастрольной и выставочной деятельности, установление и развитие связей и контактов творческих коллективов, организаций культуры и искусства.
подготовка и проведение областных массовых культурных мероприятий.
обеспечение координации гастрольно-концертной деятельности на территории области.
организация подготовки специалистов в учебных заведениях культуры и искусства области.
осуществление международного культурного сотрудничества, направление творческих коллективов, отдельных исполнителей и специалистов за пределы Российской Федерации по вопросам, связанным с выполнением возложенных на Министерство задач, участие в разработке проектов соглашений, договоров и программ по международному сотрудничеству Саратовской области в сфере культуры, содействие созданию структур международного культурного сотрудничества.
определение направлений экономических преобразований в сфере культуры и осуществление их реализации.
определение объемов и осуществление финансирования подведомственных учреждений, организаций и областных программ сферы культуры.
осуществление в пределах своей компетенции методической и консультативной работы, обеспечение развития информационной системы в сфере культуры, издание справочно-информационной, методической и другой литературы.
Отдел правовой, кадровой и организационной работы является структурным подразделением министерства культуры области и находится в непосредственном подчинении первого заместителя министра.
Основными нормативно-правовыми документами, которыми в практической деятельности руководствуется отдел, являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 78-Ф3 "О библиотечном деле", Федеральный закон от 15 апреля 1993 года N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 года N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2005 года N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)", Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, Закон Саратовской области 25 сентября 2008 года N 222-ЗСО "Об обязательном экземпляре документов Саратовской области", Закон Саратовской области от 4 ноября 2003 года N 69-ЗСО "Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся на территории Саратовской области", Закон Саратовской области от 2 февраля 2005 года №15-ЗСО "О государственной гражданской службе Саратовской области", Постановление Правительства Саратовской области от 25 августа 1999 года N 77-П "О государственной поддержке театрального искусства в Саратовской области", Постановление Губернатора Саратовской области от 24 августа 1998 года N 495 "О совершенствовании организации гастрольно-концертной деятельности на территории Саратовской области".
Основными задачами и функциями отдела являются:
документационное, организационное, правовое обеспечение деятельности министерства;
осуществление систематического контроля своевременного исполнения документов, подготовки ответов на обращения и заявления граждан, соблюдения законодательства по вопросам кадровой политики, государственной гражданской службы, а также соблюдения законности в уставной деятельности подведомственных министерству учреждений;
оформление и рассылка распорядительных документов, контроль правильного и своевременного составления и оформления документов, формирование их в дела, подготовка дел к сдаче на государственное хранение;
организация разработки документов правового характера и их экспертиза, правовой подготовки сотрудников министерства, информационной, консультативной и методической работы;
организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв, аттестации гражданских служащих, а также их профессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировки;
организация проверки достоверности предоставляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу;
организация проведения служебных проверок, плановых и внеплановых проверок деятельности подведомственных министерству учреждений;
обеспечение деятельности министерства по реализации основных направлений и механизмов проводимой им кадровой политики, решению правовых и организационных вопросов, формированию и развитию государственной гражданской службы в министерстве;
осуществление предварительной экспертизы соответствия действующему законодательству нормативных и иных правовых актов, подготавливаемых в министерстве, а также проектов нормативных правовых актов, направленных в министерство на согласование иными органами государственной власти;
представление и защита интересов министерства в суде, иных государственных органах, органах местного самоуправления, а также в иных организациях независимо от форм собственности;
обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;
сбор, анализ и систематизация информации по правовым и кадровым вопросам;
составление статистической отчетности по кадровым вопросам и т.д.
Следует отметить, что указанный перечень задач и функций отдела правовой, кадровой и организационной работы не является исчерпывающим. В данном отчете мною определены лишь основные его функции и задачи.
09 марта 2010 года на ПДС с министерствами и ведомствами социальной сферы при заместителе Председателя Правительства Саратовской области обсуждался вопрос о трудоустройстве и закреплении молодых специалистов в отраслях социальной сферы области. В соответствии с поручениями, данными по итогам постоянно действующего совещания, я принимала участие в проведение анализа деятельности по привлечению в учреждения культуры области молодых специалистов с высшим образованием. В целях исполнения данного поручения мною было составлено письмо руководителям государственных учреждений культуры и искусства Саратовской области с просьбой о направлении в министерство сведений о количестве принятых на работу молодых специалистов в период с 2007 по 2009 гг., а также о мерах, принимаемых для их закрепления. В результате анализа сведений, предоставленных подведомственными учреждениями, могут быть сделаны следующие выводы: в государственных учреждениях культуры и искусства области проводится активная работа по привлечению и трудоустройству молодых специалистов, однако меры, принимаемые по их закреплению, на мой взгляд, не достаточны. В ряде организаций таковые вообще не применяются. В основном в качестве мер по привлечению молодых специалистов применяются надбавки к должностному окладу, но, как правило, их размер не высок, что не является, по моему мнению достаточным стимулом.
Основным недостатком в работе данного отдела является, на мой взгляд, отсутствие внимания к вопросу адаптации новых сотрудников. Сотрудники, пришедшие сегодня работать в органы государственной власти, владеют передовыми знаниями, не обременены опытом прошлого, но у них недостаточно управленческих навыков, знания методов аппаратной работы. Вновь поступившим на государственную гражданскую службу необходимо не только адаптироваться к новому месту работы, но и освоить, по сути, новую профессию, то есть овладеть теоретическими и практическими знаниями и умениями, приобрести профессиональное мышление и сознание. В большинстве случаев поступающие на службу чиновники уже имеют профессиональное образование и опыт работы в других сферах, поэтому перед ними стоит еще более сложная задача - не просто обучиться, а переобучиться. Поэтому отсутствие внимания к вопросу адаптации новых сотрудников, влечет за собой неврабатываемость нового сотрудника в коллектив, его уход или увольнение по инициативе администрации. А исходящая из этого текучесть кадров способствует снижению эффективности работы организации в целом. Я думаю, что эту проблему можно решить путем правового закрепления вопроса адаптации новых сотрудников, включив ее организацию в перечень основных задач и функций Положения об отделе правовой, кадровой и организационной работы, определив круг основных мероприятий, проводимых в рамках адаптации, таких как знакомство нового сотрудника со структурой и основными направлениями деятельности министерства, организациями, с которыми оно взаимодействует в процессе своей работы, а также основными положениями организационной культуры министерства.
Хотелось бы выделить и положительные моменты в работе отдела. В частности то, что в министерстве активно разрабатываются и внедряются показатели оценки эффективности и результативности деятельности работников, вопросу о введении которых уделялось большое внимание федеральными органами государственной власти в рамках проведения реформы системы государственной службы. Сотрудниками составляются отчеты по указанным показателям, что служит основанием для установления им стимулирующих надбавок. Введение показателей, предоставление отчетов по ним способствуют развитию системы государственной гражданской службы, а главное, являются несомненным стимулом для гражданских служащих к эффективной и результативной деятельности.
Заключение
В результате прохождения практики я решила, поставленные мною задачи, а также приобрела следующие навыки:
анализа деятельности государственного органа;
практического использования законодательства в области государственного управления, в частности Федерального закона от 24.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе российской Федерации", Закона Саратовской области от 2 февраля 2005 года №15-ЗСО "О государственной гражданской службе Саратовской области";
работы по организации бесед и собраний;
оценки конкретных проблемных ситуаций, разработки вариантов их разрешения;
сбора, анализа и систематизации нормативно-правовых актов и статистических данных (проведение работы по сбору и анализу информации по трудоустройству и закреплению молодых специалистов в отрасли культуры).