Право СССР послевоенного периода
Введение
2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, положив конец второй мировой войне. Победа в Великой Отечественной войне – величайший вклад СССР в разгром фашистской Германии. Советский народ, не жалея себя, неся на себе все тяготы и лишения, которые принесла война, не допустил победы фашизма.
Война осталась в прошлом, и в послевоенный период основные задачи советского государства виделись в:
восстановлении разрушенного войной народного хозяйства и переводе значительной части оборонных предприятий на мирную продукцию;
переводе вооруженных сил на мирное положение;
укреплении международного положения СССР, его влияния в решении международных вопросов;
продолжении борьбы с «врагами народа», шпионами и диверсантами.
В первые послевоенные годы в советском обществе циркулировали настроения ожидания демократических перемен, либерализации политической и общественной жизни. Однако, несмотря на первоначальные внешние проявления демократизации государственного управления (упразднение чрезвычайных органов военного времени, проведение послевоенных выборов представительных органов власти), внутренняя политика государства не претерпела серьезных изменений по сравнению с довоенным периодом. Внешнеполитическая ситуация, характеризовавшаяся началом так называемой «холодной войны», в рамках которой разворачивалась идеологическая, информационная и психологическая война двух сверхдержав, способствовала развертыванию новых идеологический кампаний по борьбе с врагами, что создавало определенный «общественный фон» для осуществления новых репрессий и позволяло удерживать общество в состоянии мобилизационной готовности на случай новой войны.
Как мы видим, восстановление проходило в достаточно напряженных условиях, которые оказывали огромное влияние на общество. Но, не смотря ни на что, в стране началось реформирование во всех сферах права, которое должно было ускорить процесс перехода общества к мирному времени, уменьшить уровень преступности, нормализовать отношения в хозяйственных и производственных отраслях, и цель этого реферата – проследить за развитием права в послевоенный период, дать характеристику основным отраслям права того времени и выяснить, каких результатов добилось государство в первые послевоенные годы.
Трудовое, социальное и семейное право
С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года с 1 июля 1945 года восстанавливались «очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»1. Отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на роботу в различные отрасли народного хозяйства.
Восстанавливалось действие норм трудового права, которые в военное время не применялись, в том числе система коллективных договоров на предприятиях между администрацией и фабрично-заводскими комитетами профсоюзов. В соответствии с четвертым пятилетним планом Советское государство вновь вернулось к решению вопроса о привлечении кадров для промышленности, строительства и других отраслей народного хозяйства через систему организованного набора рабочей силы на основе договоров хозяйственных организаций с колхозами и колхозниками. За 1945-1950 гг. таким способом было привлечено около 5,5 млн. рабочих.
В первые послевоенные годы сохранялось тяжелое положение в сфере оплаты труда большинства трудящегося населения страны. Менее половины (43%) рабочих и служащих имели заработок, позволяющий оплатить питание по самому необходимому минимуму. Сокращение трудовой недели и прекращение сверхурочных работ повлияли на снижение заработной платы. На отдельных предприятиях сокращение оплаты труда увеличилось в 2 раза. Практиковалась задержка выплат заработной платы: за июль 1946 г. полностью получили зарплату лишь 24 млн. рабочих и служащих (из 30,6 млн.)2.
После проведения денежной реформы 1947 г. и промышленного подъема 1948-1949 гг. заработная плата трудящихся начинает увеличиваться: за годы четвертой пятилетки среднемесячная заработная плата рабочего в промышленности увеличилась на 52,7%3.
Повышалась роль профсоюзных организаций. Постановление Секретариата ВЦСПС от 21 июля 1947 года обязывало ФЗМК не допускать сверхурочные работы для беременных женщин, кормящих матерей, подростков, больных открытой формой туберкулеза легких. ФЗМК должны были строго следить за соблюдением трудового законодательства администрацией, особенно в отношении рабочего времени, времени отдыха, труда женщин и подростков. Значительное внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС от 21 июня 1949 года был установлен обязательный медицинский осмотр всех работавших на предприятиях с вредными условиями труда.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года для женщин, имевших детей до одного года, сохранялся непрерывный стаж во всех случаях перехода на другую работу.
Государство уделяло внимание и моральному стимулированию добросовестного труда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 сентября 1947 года рабочих и горных мастеров за безупречную работу в лавах и забоях продолжительностью от 5 до 20 лет награждали медалями и орденами.
Семейное право претерпевает небольшое, но знаменательное изменение: в 1948 году были запрещены браки с иностранцами. В указе по этому поводу давалось обоснование: наши женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей, в непривычных условиях чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации.
Правда, у людей, намеренных вступить в брак с иностранцами, и после запрета оставалась возможность: один из брачующихся мог сменить свое гражданство. Однако отказ от советского гражданства мог рассматриваться как измена Родине.
Подобная политика в области семейных отношений полностью отражает попытки Сталина изолировать Советский Союз от других государств. Неофициально браки с иностранцами рассматривались как антипатриотичные: кто же способен променять лучшую в мире страну на какую-либо иную?
Колхозное и земельное право
В годы Великой Отечественной войны нормативно-правовые акты, принимаемые общесоюзными государственными органами, преследовали две цели: обеспечить сельское хозяйство необходимой рабочей силой и получить максимально возможное количество сельскохозяйственной продукции. Меры, применяемые для достижения этих целей:
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 года увеличило обязательный минимум трудодней в 1,5 раза.
В 1941-1944 гг. было вовлечено дополнительно около 2,5 млн. человек.
За невыполнение обязательного минимума трудодней устанавливалась уголовная ответственность, исключение из колхоза и лишение приусадебного участка.
По окончании войны чрезвычайные меры в сельском хозяйстве были частично отменены. Прекратилась мобилизация рабочих и служащих в сельскую местность, отменена уголовная ответственность за невыполнение колхозниками установленного минимума трудодней. Однако, обязанность выполнять минимум трудодней сохранилась еще на долгие годы.
К разрушениям, вызванным войной, прибавились последствия сильной засухи 1946 года на значительной территории европейской части СССР. Естественно, что государство и партия неоднократно обращали внимание на необходимость подъема сельского хозяйства.
19 сентября 1946 года Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», в котором вскрывались серьезные нарушения в колхозной сфере. На основе этого постановления была проведена большая работа по дальнейшему организационно-хозяйственному укреплению колхозов, по всемерному упрочению социалистической собственности. За период с 1946 по 1948 г. колхозам было возвращено 6 млн. га земли, 250 тыс. голов скота и значительное количество другого имущества.
Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 апреля 1948 г. «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочиванию оплаты труда в колхозах» ориентировало колхозы на восстановление производственных бригад как основной формы организации труда в колхозе, позволяющей рационально использовать труд колхозников в предоставленной МТС сельскохозяйственной техники. Возникшие в ходе войны полеводческие звенья предполагалось немедленно ликвидировать4.
В 1950 году было решено провести укрупнение колхозов. Укрупненные колхозы становились более крепкими. Но это приводило порой к громоздкости артели, затрудняло управление ею, возникало дальноземелье, постепенно умирали мелкие селения, находившиеся вдали от центральной усадьбы. Постановление Совета Министров СССР от 26 апреля 1950 г. «О мерах в связи с укрупнением мелких колхозов» регулировало вопросы землепользования, возникшие в ходе укрупнения колхозов. Постановление Совета Министров СССР от 26 апреля 1950 г. указывало, что изменение границ колхозных земель, их слияние, должны производиться лишь с согласия на то не менее чем 2/3 членов сельскохозяйственной артели.
В этот период был сделан шаг и к более высокой интеграции сельскохозяйственного производства, начали создаваться разного рода межколхозные организации. В связи с этим Совет Министров СССР 3 февраля 1951 года утвердил Положение о порядке строительства и эксплуатации межколхозных электроустановок.
Все эти мероприятия, конечно, отразились на послевоенном восстановлении сельского хозяйства, однако, сколько-нибудь существенных сдвигов в сельскохозяйственном производстве не произошло, деревня по-прежнему не могла обеспечить город всем необходимым в достаточном объеме. В первую очередь это было связано с тем, что существенные недостатки колхозного строительства: нарушение принципов материальной заинтересованности колхозников в конечных результатах труда, ограничение хозяйственной самостоятельности колхозов тормозили их развитие.
Уголовное право
Сразу после войны были отменены или признаны утратившими юридическую силу нормативно-правовые акты военного времени, устанавливавшие уголовную ответственность за деяния, имевшие общественно важный характер лишь в условиях войны. 7 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «Об амнистии в связи с победой над Гитлеровской Германией». От наказания освобождались лица, осужденные к лишению свободы сроком до трех лет, а неотбытый срок лишения свободы сокращался наполовину. Полностью освобождались от наказания лица, осужденные за самовольный уход с предприятий военной промышленности, и военнослужащие, осужденные с применением отсрочки исполнения приговора до окончания военных действий. Результатом амнистии стало резкое увеличение преступности. Особо ярко это прослеживалось в крупных промышленных зонах.
В первые послевоенные годы смертная казнь применялась достаточно часто. К военным преступникам и пособникам немецко-фашистских оккупантов по приговорам военных трибуналов применялся квалифицированный вид смертной казни – повешенье, приводившийся в исполнение публично.
26 мая 1947 года Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об отмене смертной казни». В нем говорилось: «Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Отменить в мирное время смертную казнь, установленную за преступления действующими в СССР законами.
2. За преступления, наказуемые по действующим законам смертной казнью, применять в мирное время заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.
3. по приговорам к смертной казни, не приведенным в исполнение до издания настоящего Указа, заменить смертную казнь, по определению вышестоящего суда, наказанием, предусмотренным в статье 2 настоящего Указа»5.
Одновременно ужесточается ответственность за преступления против собственности. 4 июня 1947 года Президиум верховного Совета СССР издал указы «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан». В указах наглядно проявилась основная тенденция государственной уголовной политики: предпочтение отдавалось в первую очередь защите и охране государственно и общественной собственности.
Уголовная ответственность была ужесточена по следующим составам:
Июнь 1947 года. За разглашение государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну.
Апрель 1948 года. За изготовление и продажу самогона.
Январь 1949 года. За изнасилование.
Февраль 1953 года. За нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах.
Ужесточение уголовной ответственности и применявшиеся внесудебные репрессии объяснялись активизацией борьбы с преступностью и воспринимались партийно-советским руководством как один из рычагов воздействия на общество, средство выполнения государственных задач. Например, когда в 1947-1948 гг. в Украинской ССР обозначилась тенденция к массовым отказам колхозного крестьянства т работы в колхозах и бегству в города, первый секретарь ЦК компартии Украины Н.С. Хрущев выступил с инициативой принятия Президиумом Верховного Совета СССР Указа от 21 февраля 1948 года «О выселении из Украинской ССР лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни». 2 июня 1948 года начинается репрессивная кампания, в ходе которой в 1948-1953 гг. было выселено в отдаленные районы 333266 колхозников и 13598 членов их семей.
Уголовно-правовые нормы, принимавшиеся в СССР в послевоенный период, использовались советским государственно-партийным руководством и как средство идеологической борьбы с внешнеполитическими противниками. Так, в ноябре 1947 года по инициативе Советского Союза Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция, направленная против пропаганды войны. 12 марта 1951 года на основании этого документа международного права Верховный Совет СССР принял закон «О защите мира», в котором пропаганда войны в любой форме объявлялась тягчайшим преступлением против человечества, а виновные должны были предаваться суду как тяжкие военные преступники. Безусловно, что данный документ носил декларативный характер, поэтому Закон на практике никогда не применялся.
Заключение
Итак, подводя итоги, скажем, что основной внутриполитической задачей Советского государства в первые послевоенные годы являлась задача восстановления разрушенной экономики страны, что потребовало чрезвычайных мер.
В отличие от стран запада, СССР должен был рассчитывать только на свои внутренние ресурсы. Был взят курс на максимальное форсирование индустриального развития страны за счет усиления прежних административно-командных методов руководства.
Благодаря жесткой централизации и концентрации всех внутренних ресурсов уже в 1948 году объем промышленного производства достиг довоенного уровня. В 1946-1950 гг. было восстановлено и построено заново 6200 промышленных предприятий. Сельскохозяйственные урожаи 1947-1948 гг. позволили улучшить снабжение продуктами питания населения. В конце 1947 года в СССР была отменена карточная система снабжения населения продовольствием и товарами среднего спроса. А вот сельское хозяйство так и не смогло достичь к 1950 году довоенного уровня.
Окончание войны принесло уменьшение напряженности рабочих: снова вводится 8-часовой рабочий день, отпуска, государство снова начинает заботиться о женщинах и детях.
Значительную роль оказывают изменения в сфере уголовного права: массовая амнистия привела как к положительным, так и к негативным последствиям, которые были быстро устранены в течение нескольких лет. В послевоенный период начинается изоляция Советского Союза от других государств, что находит отражение в принимаемых в том периоде нормативных актах: запрет вступать в брак с иностранцами, усиление наказания за разглашение государственной тайны (случайная утрата материалов, составляющих государственную тайну, если это не влекло более тяжелых последствий, влекло наказание сроком от четырех до шести лет в исправительно-трудовом лагере).
Все эти и многие другие изменения способствовали быстрому самостоятельному восстановлению Советского Союза.
Литература
Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. – М., 2007.
История отечественного государства и права. Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006.
Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / Под ред. А.А. Красновского. – М., 2007.
Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. – М., 1999.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права (послеоктябрьский период) / Под ред. О.И. Чистякова. – М., 1994.
Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. – М., 1997.
1 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. – М., 1997. С. 296.
2 История отечественного государства и права. Учебник / Под ред. Р.С. Мулукаева. – М., 2006. С. 498.
3 Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / Под ред. А.А. Красновского. – М., 2007. С. 297.
4 Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. – М., 1999. С. 324.
5 Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 – 1991 гг. – М., 1997. С.299.