Право собственности на природные объекты (работа 1)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие права собственности на природные объекты

2. Содержание права собственности на природные объекты

3. Экологическая система как объект права собственности на природные объекты

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

По советскому законодательству единым и неделимым собственником земли, недр, лесов, вод и других природных объектов было государство в лице Союза ССР, по новому законодательству земля и другие природные ресурсы используются и охраняются и Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Новое земельное законодательство распределило земельную собственность по государственным уровням: федеральная собственность, собственность субъектов РФ и муниципальная собственность.

Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных долей (паев).

Положение Конституции РФ о том, что природные объекты могут находиться в собственности государства, муниципальных образований, частных лиц, а также переходить от одних собственников к другим, обусловливает возможность оборота земельных участков и участков недр.

Из всех объектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в своей оборотоспособности, в ГК РФ выделяются земля и другие природные ресурсы: указанные объекты «могут отчуждаться или другим способом переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах» (ч. 3 ст. 129). В остальном владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

1. ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Под правом собственности на землю и другие природные объекты понимаются совокупность:

• правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в ГК РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле);

• правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в пределах, установленных законодательством (право собственности в субъективном смысле);

• правоотношений, возникающих между собственником и иными лицами (собственниками или не являющимися таковыми). Из этого следует, что право собственности на объекты природы имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.

В правоотношениях обычно присутствуют два объекта. Применительно к экологическому правоотношению ими являются:

1) природный объект (непосредственный объект правового регулирования);

2) объект, имеющий две стороны:

а) заинтересованность экологопользователя в достижении своих целей;

б) стремление государства к улучшению природных объектов, а также к недопущению причинения им вреда.

Правовую специфику природных объектов как объектов экологических отношений определяет их экологическая сущность, т. е. принадлежность к единой устойчивой, взаимосвязанной, саморазвивающейся совокупности естественных компонентов природной среды, осуществляющей процессы обмена веществ и энергии. Однако объектом каждого конкретного экологического правоотношения является определенная часть природной среды с ее экосвязями (земли с их полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты против эрозийных процессов; воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы; дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и т. д.).

Любой природный объект обладает внутренним и внешним признаками.

Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которая включает:

• свойства природного объекта — типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки (например, землям присуще наличие почвенного плодородного слоя);

• состояние природного объекта — изменения, произошедшие в нем в результате природной и хозяйственной деятельности (засоренность сельскохозяйственных угодий камнями; водоемов — древесиной и т. п.);

• природные процессы, происходящие в природном объекте (ветровая и водяная эрозия почв, их засоление и заболачивание; сокодвижение в деревьях и т. п.).

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и экологической системой в целом.

Природные объекты являются объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности, если они удовлетворяют следующим требованиям:

• выступают в качестве отдельных объектов природы (земля, недра, леса и т. п.);

• предусмотрены законодательством (например, экологические взаимосвязи или ветровая и солнечная энергия не являются объектами права);

• имеют экологические связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права);

• являются доступными для эксплуатации человеком (например, нельзя использовать оползни и обвалы в горах);

• находятся в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ.

В зависимости от степени объективной материализованности, а также значимости для общества природные объекты подразделяются на состоящие в государственной собственности и на те, на которые государственная собственность не распространяется. Например, невозможно установить государственную собственность на атмосферный воздух. Он мигрирует и является естественным компонентом жизнедеятельности всех живых существ. Введение собственности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность.

Отдельные виды природных ресурсов объединяются в фонды, которые подразделяются на подфонды: земельный фонд делится по категориям земель, водный — по видам водных объектов, лесной — по видам и группам лесов и т. п. Каждый подфонд имеет свое целевое назначение, а значит, и собственный правовой статус. Государство должно использовать фонды не только в своих текущих целях, но и с учетом будущих интересов: и в этом аспекте фонды должны служить для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экологическую ценность объектов природы.

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на территориях, земли и другие природные ресурсы которых используются и охраняются как объявленная Конституцией РФ (ст. 9) основа их жизни и деятельности. Включение народов России в отношения собственности на природные объекты создало юридические предпосылки исключения преобладания интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом.

Законодатель устанавливает следующие принципы использования природных объектов:

• с 1991 г. введено полностью платное землепользование в форме земельного налога или арендной платы, дифференцированных в зависимости от качества и местоположения земельного участка, что является существенным экономико-правовым рычагом для повышения эффективности землепользования. Законом об охране окружающей среды (ст. 3) установлена платность использования всех природных ресурсов;

• использование земель, связанное с вторжением в экологические системы этого природного объекта (сельское и лесное хозяйство), осуществляется, как правило, через институт, являющийся правом самостоятельного хозяйствования на земле;

• установление частной собственности на землю для граждан, введение в земельные отношения системы арендных отношений позволяет включить производителя сельскохозяйственной продукции в отношения собственности;

• каждый гражданин России имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяется законодательством; отказ гражданам в предоставлении земли может быть обжалован в судебном порядке;

• каждый пользователь земли несет ответственность за результаты хозяйствования на предоставленном ему земельном участке и лишается права собственности, землепользования или аренды, если используемый им участок ухудшается;

• предусмотрен ряд мер по экономическому стимулированию рационального использования и охраны земель: освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, предоставление льготных кредитов и т. п.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Содержание права государственной и других форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, пользования и распоряжения.

1. Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Например, России как государству принадлежит право владения в экономической зоне, внешняя граница которой находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) РФ. На этой территории, находящейся далеко за пределами государственных границ, Россия вправе осуществлять лишь определенные виды экологопользования: использование дикой фауны и т. п.

Владея землей и другими природными объектами, государство имеет право ограничить либо запретить доступ граждан или организаций на тот или иной природный объект или осуществление ими определенных видов хозяйственной деятельности. Так, на территории государственных заповедников запрещаются все виды лесопользования, заготовки сена, лекарственных растений, цветов и т. п.

2. Право пользования землей и природными объектами выражается в их хозяйственной и иной эксплуатации, извлечение из них полезных свойств и использование в целях удовлетворения потребностей общества.

Данное право осуществляется с соблюдением правил, которые были введены Законом об охране окружающей среды и конкретизированы в ЗК РФ, Л К РФ, ВдК РФ и т. д., а также в законах о животном мире, об атмосферном воздухе. Соблюдение них правил в Российской Федерации подлежит специальному экологическому контролю со стороны специально уполномоченных на то государственных органов, а непрерывное наблюдение за результатами экологопользования в экосистеме осуществляется службой мониторинга.

3. Право распоряжения собственника землей и природными объектами предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, в отношении же природных объектов его следует трактовать как определение юридического статуса природного объекта, поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды и состояние самого объекта, на которое человек не всегда может оказать решающее влияние. Установление юридического статуса объекта государством как собственником заключается в категоризации объекта по основному целевому назначению и в определении непосредственного целевого назначения природного объекта при передаче его в собственность, владение, пользование или аренду конкретному лицу (гражданину, организации).

Категоризация природных объектов — первый этап распоряжения ими, имеющий общегосударственное значение. Категоризация имеет место в отношении практически всех природных объектов: земли подразделены на семь категорий; полезные ископаемые — на две и т. п.

Распределение и перераспределение природных объектов между собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами составляют второй этап установления их юридического статуса. Разновидностями его реализации являются:

1) предоставление природных объектов в собственность, аренду и пользование, осуществляемое с соблюдением установленных законом процедур (изыскания, согласования, рассмотрение дела о предоставлении объекта и т. п.);

2) изъятие природных объектов, осуществляемое с соблюдением определенных правил (установление факта, дающего право на изъятие природного объекта, оформление дела по изъятию, исполнение решения по изъятию природного объекта);

3) обмен природными объектами между собственниками, пользователями и арендаторами и переоформление в связи с этим титулов владения объектов, расчетов между субъектами права экологопользования и т. п. Последнее допустимо лишь при наличии соответствующего решения уполномоченного на то органа.

В условиях существования разных форм собственности на землю и другие природные объекты эти правомочия имеют определенные особенности:

а) они должны осуществляться в соответствии с российским законодательством и правовыми актами субъектов РФ, которые не должны им противоречить;

б) правомочия собственников природных ресурсов и других природных объектов могут осуществляться от имени собственников их региональными органами, реализующими соответствующие функции:

• распоряжение природными объектами в границах субъектов РФ в интересах всех субъектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления, а также собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами;

• разработка и совершенствование экологического законодательства субъектов РФ, а также Российской Федерации в целом;

• установление границ территорий с особым правовым режимом природных объектов в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления;

• определение порядка и предельных размеров платы за землю и другие природные объекты, а также установление льгот по взиманию платежей;

• разработка и выполнение совместно с органами местного самоуправления субъектов РФ программ по рациональному использованию природных объектов;

• контроль над использованием и охраной природных объектов.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Система отношений государственной и иных форм собственности складывается под влиянием двух основных тенденций: интересов государства в максимальной эффективности производства и в сохранности природных объектов и экосистемы страны в целом. Поэтому государство устанавливает обязанности экологопользователей с позиций эффективного использования природных объектов при охране и повышении их естественной продуктивности.

Экологическая система страны рассматривается законодательством с трех позиций: как целостный интегрированный объект, как его обособленные части, имеющие некоторую самостоятельность, и как индивидуальные природные объекты, обладающие относительной самостоятельностью.

Экологическая система как целостный интегрированный объект отражена в законодательстве неполно, преимущественно с позиций охраны окружающей среды, и представляет совокупность экологических систем, каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной взаимосвязью с остальными. Несмотря на их индивидуальность, эти экосистемы можно типизировать (типичные ландшафты, курортные местности, заповедники, заказники, достопримечательные природные объекты и др.).

Охраняемые законом обособленные части экосистемы составляют объект правового регулирования второго уровня, который должен осуществляться не в ущерб первому. Так, если горные работы, допустимые к проведению в первой зоне курортов, наносят вред окружающей природной среде, то они должны быть прекращены.

Объектами третьего уровня правового регулирования являются природные объекты, обладающие индивидуальной самостоятельностью. Так, земля не может быть сравнима с водами, атмосферный воздух — с лесами, недрами, животным миром и т. п. Эти природные объекты фигурируют в законе как объекты государственной собственности, использование каждого из них регулируется нормативно-правовыми актами.

Исходя из этого, правовое регулирование экосистемы осуществляется также на трех уровнях использования и охраны: экосистемы страны в целом; отдельных экосистем, входящих в экосистему страны; отдельных природных объектов.

Правовое регулирование происходит с позиций взаимосвязи природных объектов и их относительной самостоятельности, поэтому в законодательстве имеются основополагающие нормативно-правовые акты, которые регулируют основные природные объекты и взаимосвязаны друг с другом, чем обеспечивается комплексное правовое регулирование экологопользования.

Вместе с тем в правовом регулировании преобладает природоресурсовый, а не экологический подход. Это выражается в том, что:

• в сферу регулирования и правовой защиты взяты лишь те природные объекты (компоненты природных объектов), которые полезны обществу преимущественно с экономических позиций. Так, собственники, землепользователи и арендаторы должны повышать плодородие почв, но не обязаны увеличивать содержание гумуса в почвенном слое. Снижение же количества гумуса в почве, в конечном счете, отрицательно сказывается на ее плодородии;

• законодательством установлен ряд правовых мер и стимулов, направленных на уничтожение той части экосистемы, которая экономически вредна обществу. Например, законом предусмотрены меры борьбы с сорняками, поскольку из-за них теряется до трети урожая сельскохозяйственных культур на полях. Однако нужно отметить, что пресекательные меры, если они проводятся без должного научного обоснования, могут отрицательно сказаться на состоянии экосистем (введение стимулов по истреблению волков нарушает равновесие в животном мире). Природные объекты при таком подходе обретают статус природных ресурсов, которые можно подразделить на:

а) возобновимые природные ресурсы, имеющие относительно простой порядок разрешения их использования. Так, для лесорубочных работ достаточно лесорубочного билета (ордера); для рыбной ловли — соблюдение предельных норм вылова рыбы; для охоты — общего права на охоту и т. п.;

б) невозобновимые природные ресурсы, характеризующиеся более жестким порядком предоставления в собственность, владение, пользование или аренду. Например, для приобретения права добычи полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным, необходимо получить горный отвод, а если они добываются открытым способом — земельный отвод и акт па землепользование;

в) относительно возобновимые природные ресурсы, создающиеся только естественным путем за довольно длительный промежуток времени. Так, для воссоздания почвенного покрова толщиной до 25 см требуется до 10 тыс. лет.

Таким образом, экосистема страны находится в сфере правоотношений собственности и влияет на механизм действия этих отношений: на способы включения в него людей, реализации правомочий собственника и т. п. Объектами же собственности могут быть только земля, недра, воды, леса, животный мир, которые являются основной жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природные объекты являются объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности.

Под правом собственности на землю и другие природные объекты понимаются совокупность: правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в пределах, установленных законодательством и правоотношений, возникающих между собственником и иными лицами (собственниками или не являющимися таковыми).

Правовую специфику природных объектов как объектов экологических отношений определяет их экологическая сущность, т. е. принадлежность к единой устойчивой, взаимосвязанной, саморазвивающейся совокупности естественных компонентов природной среды, осуществляющей процессы обмена веществ и энергии.

Содержание права государственной и других форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, пользования и распоряжения. Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочия собственности осуществляется собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

    Гражданский кодекс Российской Федерации части первая, вторая, третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с изм. от 26 января, 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.,21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.).

    Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Федеральный закон от 27 января 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 22 августа 2004 г.);

    Федеральный закон от 13 февраля 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 22 августа 2004 г.);

    Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. – М., Норма, 2004.

    Ерофеев Б. В. Экологическое право: учебник. — 3- е изд., доп. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.

    Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек:Учебное пособие – М.,2005.

    Природопользование: Учебник для студентов вузов /Э.А. Арустамов/ - М., 2003.

1