Право собственности как основа предпринимательства
Право собственности как основа предпринимательства
Собственность на средства производства является важнейшим условием производственной деятельности, составляет имущественную основу хозяйствования. К. Маркс характеризовал производство как процесс потребления средств производства (производительное потребление). Собственнику, принадлежат средства производства, на базе которых осуществляется предпринимательская деятельность. Собственник организует предприятия, определяет его задачи, устанавливает уполномоченному-предпринимателю границы имущественных прав и долю прибыли, которую он будет получать за использование переданного имущества. Эти положения в полной мере относятся к современной рыночной экономике нашей страны.
В соответствии с Конституцией РФ (п. 2 ст. 8), Гражданским кодексом РФ в России признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону.
Сферой регулирования предпринимательских отношений является производительное потребление, отношения предпринимательства на основе различных форм собственности. Такие собственники как государство в лице Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования реализуют его, создавая предприятия, организации и учреждения, сдавая имущество в аренду. Им предоставляется право хозяйственного ведения или оперативного управления.
Итак, право частной собственности реализуется самим собственником (группой собственников). Эти отношения составляют основу предпринимательских отношений.
Содержание правовой регламентации отношений по поводу хозяйственной деятельности (производительного потребления) раскрывается через категорию правового режима имущества. Правовой режим имущества — это установленный в юридических нормах порядок формирования имущества и наделения им различных хозяйственных образований, порядок управления им со стороны этих образований и других звеньев народного хозяйства. Есть и более ограничительное понимание правового режима имущества как совокупности прав и обязанностей, осуществляемых в отношении тех или иных видов имущества организациями, за которыми это имущество закреплено. В этом определении отсутствует ссылка на порядок формирования имущества и наделения им хозорганов. Говоря о государственной собственности, мы исходим из того, что единым собственником всего имущества является государство. Хозяйственная деятельность осуществляется не государством непосредственно, а создаваемыми им специально для этой цели различными коммерческими и некоммерческими формированиями. Последние наделяются государством из единого фонда государственной собственности имуществом, необходимым для предпринимательской или иной деятельности, комплексом прав и обязанностей в отношении этого имущества. Эти формирования друг от друга обособлены, они являются владельцами закрепленного за ними имущества. Но государство также не утрачивает своего права собственности на это имущество.
Государство осуществляет свои правомочия собственника в различных правовых формах (в форме нормативно-правового регулирования порядка управления государственным имуществом и определения объема имущественных прав и обязанностей предприятий и организаций, в форме закрепления за ними имущества из единого государственного фонда, определения направлений использования ресурсов, последующей их реализации, создания, реорганизации и ликвидации хозорганов и т.п.).
Несколько по-иному обстоит дело с собственностью обществ, хозяйственных товариществ и кооперативных организаций. Здесь уровень обобществления собственности, как правило, совпадает с уровнем имущественного обособления хозяйствующих субъектов: собственниками являются отдельные коммерческие организации — акционерные общества, хозяйственные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, кооперативы, колхозы, полностью распоряжающиеся на правах собственника принадлежащим им имуществом. Поэтому государственные и муниципальные органы не могут вмешиваться в их имущественные отношения. Воздействие таких органов на имущественную сферу возможно не путем прямого распоряжения имуществом, а лишь косвенно, путем нормативного регулирования, организации, руководства, планирования и контроля деятельности.
Обособление имущества характерно для звеньев общественного производства на всех уровнях — предпринимательских структур, их союзов и объединений, подразделений хозяйствующих субъектов, органов хозяйственного руководства.
Состав имущества, обособленного на каждом из уровней общественного производства, предопределяется характером и целями деятельности данного конкретного звена, его местом в системе общественного производства, выполняемыми им функциями.
Наиболее широкой имущественной базой наделяются предпринимательские, коммерческие звенья, в рамках которых происходит процесс материального производства и которые для осуществления этой деятельности должны располагать всем необходимым комплексом имущества: в натурально-вещественной форме (основные и оборотные фонды); в форме денежных средств.
Имущество предпринимательских структур частично распределяется между их подразделениями (цехами, филиалами, представительствами). Состав закрепляемого за ними имущества предопределяется сферой и характером их деятельности.
Внутренние подразделения предприятий функционируют только во внутрипроизводственной сфере и не вступают во внешние отношения с другими организациями. В связи с этим круг закрепляемого за ними имущества ограничивается в основном средствами производства, предназначенными для непосредственного производительного потребления, предпринимательской деятельности. Денежные средства цехам, как правило, не предоставляются, поскольку распоряжение ими связано с участием во внешних отношениях. Исключение составляют средства, предназначенные для материального поощрения работников (премии, вознаграждения, материальная помощь и др.), т.е. используемые без выхода во внешние отношения. Подразделениям, находящимся вне места нахождения предприятий, могут открываться в кредитных учреждениях текущие счета для средств зарплаты и административно-управленческих расходов.
Отнесение вопроса о пределах и формах имущественного обособления внутренних подразделений к компетенции предприятий, в состав которых они входят, обусловлено ограничением деятельности таких подразделений внутрипроизводственной сферой, организация которой является функцией этих субъектов предпринимательской деятельности.
По-иному обстоит дело с имущественным обособлением дочерних предприятий, филиалов. Они являются хозрасчетными, крупными хозяйствующими образованиями с широкой компетенцией в различных отраслях производственно-хозяйственной деятельности. Иногда дочерние фирмы территориально удалены от основного предприятия. В связи с этим они нуждаются в более широкой имущественной базе, чем внутренние подразделения предприятий.
Эта специфика указанных хозяйственных образований закреплена в законодательстве: имущественный статус филиалов, дочерних предприятий определяется не только на базе создаваемых основным предприятием локальных норм, но и в первую очередь путем общенормативного определения состава закрепляемого за ними имущества и основного содержания их прав на него. Филиалы дочерних предприятий могут заключать от имени предприятия хозяйственные договора. В состав их имущества входит имущество, используемое во внешних отношениях с другими организациями.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что имущественное обособление как внутренних подразделений предприятий, так и филиалов дочерних предприятий — это обособление на базе имущества, принадлежащего самим предприятиям. Будучи закрепленным за их структурными звеньями, соответствующее имущество не выбывает из состава имущества предприятий и объединений, сохраняющих свои права на него. В то же время эти подразделения наделяются собственной имущественной правосубъектностью, в которой находит выражение их имущественная самостоятельность.
Определенная часть финансовых ресурсов народного хозяйства аккумулируется в органах хозяйственного руководства — центрах хозяйственных систем в виде различных резервов и фондов денежных средств. Они используются в целях экономического регулирования и финансового обеспечения бесперебойной хозяйственной деятельности подчиненных хозяйственных органов и в интересах развития системы в целом, а также для премирования и удовлетворения культурно-бытовых потребностей работников аппарата управления.
Создание в органах хозяйственного руководства таких фондов и резервов — объективная необходимость. Она обусловлена их положением как центров хозяйственных систем, организующих и руководящих деятельностью хозяйственных органов, несущих ответственность за ее результаты, за состояние и развитие отрасли (подотрасли). При отсутствии у центра необходимых средств такое руководство было бы невозможно хотя эта функция министерств в настоящее время резко сокращается.
В настоящее время в распоряжении центров хозяйственных систем могут создаваться централизованные фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий, жилищного строительства либо резервы по этим фондам, единый фонд развития науки и техники, централизованный премиальный фонд за создание, освоение и внедрение новой техники, фонд содействия внедрению изобретений и рационализаторских предложений, централизованный фонд ширпотреба, резерв капитальных вложений и др.
Кроме этого, все органы хозяйственного руководства наделяются имуществом, необходимым для работы аппарата управления.
Сделаем некоторые выводы.
1) Для осуществления предпринимательской деятельности, участия в хозяйственных отношениях, сочетающих планово-организационные и имущественные элементы, субъект предпринимательства должен обладать определенным имуществом. Ведь предпринимательская деятельность связана с использованием имущества для достижения определенных целей, для получения прибыли.
2) Принадлежащее субъекту хозяйственного права имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной собственности. За государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями имущество закрепляется путем передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление последних.
Обществам, товариществам, кооперативам имущество принадлежит на праве собственности.
3) Субъекты предпринимательского права должны отвечать за результаты своей деятельности. Эта ответственность используется как средство экономического стимулирования. Она может выражаться в двух формах: в виде экономической ответственности и в виде имущественной ответственности.
4) Субъект хозяйственного права не только обязан отвечать за результаты деятельности, но и иметь возможность обращаться за защитой своих хозяйственных прав в случае их нарушения.
5) Возможность осуществления предпринимательской деятельности предопределяется необходимой имущественной самостоятельностью.
Понятие имущественной самостоятельности неоднозначно. В широком смысле под ней понимают возможность самостоятельного, от своего имени и за своей ответственностью, участия в различных имущественных отношениях, приобретения прав и обязанностей. Такая самостоятельность опосредствуется различными правовыми формами, среди которых одно из ведущих мест занимает обязательство.
Но об имущественной самостоятельности можно говорить и в более узком смысле — как об объеме прав хозяйственных звеньев на закрепленное за ними имущество, дающих им возможность самостоятельно, по своему усмотрению совершать действия на базе и поводу этого имущества.
Такая трактовка имущественной самостоятельности обосновывается разными уровнями обособления имущества.
В тех случаях, когда уровень имущественного обособления совпадает с обособлением собственника, имущественная самостоятельность предпринимательских субъектов опосредствуется институтом права собственности (предприятие с частной формой собственности). Но когда уровни обособления имущества и обобществления собственности не совпадают, т.е. субъект обособления собственником не является, институт права собственности не может опосредствовать имущественную самостоятельность хозяйственных звеньев.
В этих случаях в качестве юридической формы имущественной самостоятельности хозяйствующих звеньев, не являющихся собственниками имущества, выступает право хозяйственного ведения или оперативного управления.
Мы уже знаем о том, что не только собственники имущества могут самостоятельно пользоваться и распоряжаться им. Нередко такое право передается коммерческим и некоммерческим организациям.
Одной из юридических форм самостоятельности в предпринимательских правоотношениях является право хозяйственного ведения.
Будучи урегулированным нормами статей 294 и 295 ГК РФ институт хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом в пределах, определяемых гражданским законодательством. Это принадлежащее предприятию право дает ему максимум возможностей реализовать владение, пользование и распоряжение имуществом. Хотя распоряжение имуществом в таких случаях и ограничено законом.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Сфера применения права хозяйственного ведения сегодня связана с государственным или муниципальным унитарным предприятием. Под унитарным предприятием ГК РФ (ст. 113) понимает коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Право хозяйственного ведения унитарного государственного или муниципального предприятия означает не только ограничение распоряжения имуществом. Устав унитарного предприятия должен содержать помимо общих сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Устав утверждается собственником имущества. Собственник или уполномоченный им орган назначает руководителя предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Других ограничений для унитарных государственных и муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не существует. Они самостоятельны в выборе коммерческих партнеров, в планировании производственной деятельности, реализации продукции и использовании прибыли. В то же время эти предприятия на равных условиях обязаны уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.
Институт хозяйственного ведения не был известен в дореформенной России. Однако такое право имело место в экономике с господствующей государственной формой собственности. Тогда главной фигурой в хозяйствовании был трудовой коллектив предприятия, с полномочиями которого связывалось определение направлений деятельности предприятия, реализация его имущественных прав.
Впервые термин «полное хозяйственное ведение» был использован в Законе «О предприятиях в СССР» от 4 июня 1990 г. Однако в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» уже применяется иной термин. В соответствии с этим законом государственное и муниципальное имущество могло передаваться государственным и муниципальным предприятиям в хозяйственное ведение.
Однако законодатель в это вещное право вкладывал иной смысл, другие основания установления: объем реализации триады права хозяйственного ведения имуществом — право владения, пользования и распоряжения — передавался предприятию собственником по договору, а не в соответствий с законом, то есть ограничения на право распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение предприятию собственником, определялись последним в договоре с предприятием. Собственник был вправе оставить за собой определенный объем правомочий, сохранить возможность пользоваться и распоряжаться имуществом и т.д. Поэтому в каждом конкретном случае выяснить правовой режим имущества предприятия можно было только опираясь на учредительные документы и устав предприятия.
Новое гражданское законодательство, регулирующее отношения в сфере предпринимательства, восприняло только институт хозяйственного ведения.
Вторая специфичная форма ограничения имущественной самостоятельности выражена в юридической конструкции права оперативного управления имуществом. Его содержание составляют правомочия владения, пользования и распоряжения, осуществляемые организациями, за которыми имущество закреплено в установленных законом пределах, в соответствии с целями их деятельности, назначением имущества (ст. 296 ГК РФ). Закон, таким образом, раскрывает правомочия оперативного управления через ту же триаду владения, пользования и распоряжения, что и правомочия собственника. Но это категории не однозначные.
Право собственности представляет собой самостоятельное и независимое субъективное право, осуществляемое собственником в силу и в пределах Закона по своему усмотрению и независимо от других субъектов. Право же оперативного управления не только опирается на закон, но и зависит от власти собственника, базируется на праве собственности. Оно производно от него, возникает лишь постольку, поскольку собственник признает необходимым закрепить определенное имущество за данной организацией в целях выполнения стоящих перед нею задач и возложенных на нее функций. Собственник не утрачивает право на имущество, переданное в оперативное управление.
Если говорить о соотношении права собственности и права оперативного управления, то последние выступают как способ реализации первого. Они не противостоят и не ограничивают первых. Это и позволяет собственнику сохранить за собой возможность распоряжаться имуществом, находящемся в оперативном управлении. Такое распоряжение проявляется в изъятии, перераспределении объектов оперативного управления, в определении целевого назначения материальных и финансовых ресурсов.
Институты права хозяйственного ведения и оперативного управления сформировались в законодательстве как институты, опосредующие имущественную самостоятельность организаций — юридических лиц.
В нормативных актах эти понятия используется применительно к хозорганам лишь первичного звена. Но они могут применяться и для характеристики имущественной самостоятельности иных звеньев экономики — внутренних подразделений, филиалов, представительств, органов хозяйственного руководства.
Вопрос о сфере действия институтов права хозяйственного ведения и оперативного управления в юридической литературе рассматривается и понимается неоднозначно. С одной стороны, они представляются институтами гражданского права. Юридические лица выступают как участники отношений товарного оборота, то есть внешних отношений.
В предпринимательском праве обосновывается концепция права хозяйственного ведения и оперативного управления как институтов, опосредующих имущественную самостоятельность любых имущественно обособленных звеньев народного хозяйства, не являющихся собственниками закрепленного за ними имущества, независимо от сферы их функционирования. Предпосылкой права хозяйственного ведения и оперативного управления по предпринимательскому праву выступает не правоспособность юридического лица (гражданско-правовая концепция), а закрепление в той или иной форме за соответствующим звеном определенного комплекса имущества и наличие хозяйственной правосубъектности, достаточной для управления имуществом и реализации правомочий владения, пользования и распоряжения им в пределах компетенции данного звена в присущих ему (его деятельности) формах. Носителями права хозяйственного ведения и оперативного управления являются не только организации — юридические лица, но и внутренние подразделения, филиалы и представительства, а также органы хозяйственного руководства в отношении закрепленного за ними имущества.
Однако субъектом права оперативного управления новое гражданское законодательство признает не любое юридическое лицо, получившее имущество от собственника с данным правовым титулом, а только бюджетные и иные финансируемые за счет средств собственника учреждения. Это понятно, так как учреждения такого рода ведут хозяйственную деятельность в качестве потребителей товаров, работ, услуг и потому должны жестко выдерживать заданные параметры по реализации имущества. Правомочия учреждения строго определены рамками и целями деятельности, установленными в положении о данном учреждении. По общему правилу учреждения не имеют права распоряжаться доходами от имущества (а по большей части и не должны иметь доходов). В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В отличие от унитарных государственных и муниципальных предприятий с правом хозяйственного ведения на имущество, которые создаются только собственниками государственной и муниципальной формы собственности, учреждения на праве оперативного управления имуществом могут создаваться собственниками любой формы собственности.
Однако на основе оперативного управления имуществом могут создаваться не только учреждения, но и коммерческие организации, предприятия.
В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права пользования, владения и распоряжения им. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, распорядиться им по своему усмотрению.
Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с. согласия собственника этого имущества. Производимую продукцию казенное предприятие реализует самостоятельно, если иное не предусмотрено правовыми актами. Порядок же распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Список использованных источников
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации // [Электронный ресурс] / ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» Последнее обновление 10. 10. 2009г.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 2. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995г. [Электронный ресурс] / ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» Последнее обновление 10. 10. 2009г.
3 Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 736 с.
4 Ершова, И.В. Предпринимательское право [Текст]: учебник/ Инна Е80 Владимировна Ершова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006 – 560с.
5 Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов / С. Э. Жилинский. — 8-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. - 944с.
6. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / [Вознесенская Н.Н. и др.]; под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 560 с.
7 Садиков О.П. Гражданское право России. Особенная часть [текст]: Курс лекций / О.П. Садиков. - М.: Юристъ, 2004 – 567 с.
8 Суханов Е. Гражданское право [текст]: Учебник / Суханов Е. - М.: БЕК, 2002 – 219с.