Право на образование в Республике Беларусь
Право на образование в Республике Беларусь
Введение
Право на образование вместе с другими культурными правами входит в состав прав второго поколения. Такое название обусловлено не только приоритетом естественных прав первого поколения над культурными, социальными и экономическими правами, но и временем их разработки. Если права первого поколения сформировались в конце ХIХ века, то права второго поколения стали появляться в конституциях государств только в середине ХХ века.
Суть права на образование состоит в предоставлении каждому человеку возможности получения базового, специально-технического и высшего образования, а также возможности самообразования.
Право на образование является необходимым условием соблюдения других прав. Без получения образования невозможно полностью реализовать право на труд, так как без специальности найти хорошую работу крайне сложно. А без работы законопослушный человек вынужден вести скромный, если не нищенский, образ жизни. Он чувствует себя ущербным, неполноценным членом общества. При этом ставится под сомнение одно из прав первого поколения – право на достоинство, потому что безработный человек.
Таким образом, права второго поколения нужны, прежде всего, для того, чтобы сделать возможной реализацию прав первого поколения.
В данном реферате произведен анализ закона Республики Беларусь об образовании, приводятся выдержки из основных статей этого закона, с тем, чтобы выявить их недостатки, особо остановившись на тех статьях, которые на сегодняшний день не выполняются или выполняются не полностью.
1. Международные законы о праве на образование
Первым общеизвестным международным документом, в котором провозглашается право на образование, является Всеобщая Декларация прав человека. В статье 26 Декларации сказано: право на образование предполагает обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего и профессионально-технического, а высшее образование должно быт доступно для всех на основе способностей каждого; родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Но Декларация прав человека просто провозглашает основные права, задает эталон правового законодательства для всех стран. Однако она не требует соблюдения этих прав.
Вторым важным документом является Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Он был принят 16 декабря 1966-го года и вступил в силу 3 января 1976-го года. Основное отличие Пакта от Декларации состоит в том, что Пакт обязывает все государства, которые в нем участвуют, неукоснительно соблюдать все его пункты. Среди основных статей Пакта, качающихся права на образование, можно назвать следующие:
– статья 3: участвующие в Пакте государства обязуются обеспечивать равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами.
– статья 6: участвующие в Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Меры, которые должны быть приняты государствами в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки.
– статья 13:
– государства признают право каждого человека на образование, они соглашаются, что образование должно быть направлено на развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам;
– начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
– среднее образование в его различных формах должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия необходимых мер, и в частности, постепенного введения бесплатного образования;
– высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия необходимых мер, и в частности, постепенного введения бесплатного образования;
– должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.
Как видим, Пакт признает, что право на труд можно реализовать только при наличии системы подготовки кадров, а правильное функционирование этой системы невозможно без утверждения права на образование. Основное внимание Пакт уделяет всеобщности образования, его доступности и обязательной бесплатности.
Закон Республики Беларусь об образовании соответствует международным нормам и также провозглашает всеобщее право на получение бесплатного образования. Однако практика не всегда совпадает с теорией. В следующем разделе будут рассмотрены отдельные пункты закона об образовании и их реализация на практике.
2. Закон Республики Беларусь об образовании
2.1 Общие положения
В 1991-м году на седьмой сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва был принят Закон РБ об образовании. Он гласит: «Республика Беларусь – суверенное государство, имеет собственную систему образования и воспитания и гарантирует каждому своему гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего ее требованиям и способностям, активное приобщение к культурно-историческому наследию белорусского народа, других национальных общностей республики.
Республика Беларусь обеспечивает приоритетное развитие образования, соответствующее социально-экономическим условиям функционирования этой сферы, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, усвоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности».
Цель этого закона – уточнить и утвердить законодательные аспекты функционирования системы образования, указать его цели и принципы. Подобный закон должен быть у любого социального государства, или государства, которое стремится стать социальным. С первого взгляда может показаться, что закон об образовании можно было и не писать. Так как он провозглашает очевидные истины, любое государство с разумным правительством заинтересовано в наличии отлаженной системы образования и подготовке квалифицированных специалистов. Школы, училища и ВУЗы работали и до принятия этого закона. Однако это не так. В современном обществе под любое действие должна быть подведена юридическая база, чтобы в случае нарушений, злоупотреблений или конфликтов в сфере образования можно было сослаться на соответствующий закон. А чтобы было на что ссылаться, закон описывает основные принципы управления и финансирования учебных заведений, права и обязанности учащихся и преподавателей.
2.2 Принципы образовательной политики
Закон об образовании провозглашает следующие принципы государственной политики в сфере образования:
– приоритет общечеловеческих ценностей;
– национально-культурная основа;
– научность;
– ориентация на мировой уровень образования;
– гуманизм;
– связь с практикой;
– экологическая направленность;
– демократизм;
– светский характер;
– преемственность, непрерывность;
– обязательность базового девятилетнего образования;
– поощрение таланта и образованности;
– единство обучения, духовного и физического совершенствования.
Первостепенной целью образования закон называет гармоническое развитие личности.
На мой взгляд, перечисленные принципы довольно полно характеризуют тот идеал, к воплощению которого нужно стремится. Единственным спорным моментом является светский характер обучения. Видимо, это обозначает, что на процессе получения образования не должны влиять ни какие религиозные организации. С одной стороны это правильно. Существование общеобразовательных учреждений с уклоном к какой-либо религии несовместимо со свободой вероисповедания, а также противоречит такому принципу обучения, как научность. С другой стороны, для претворения в жизнь принципа национально-культурной основы образования следует ввести в базовую программу изучение основ православной религии. Ведь одним из краеугольных камней славянской культуры являлось православие. Именно с потерей веры в высшую справедливость и самопожертвование связывают многие люди озлобленность, враждебность и наплевательство молодого поколения.
Как уже говорилось, приведенные принципы отражают идеальную модель системы образования. Но идеал, как правило, достичь трудно. Среди всех принципов, на мой взгляд, наиболее часто нарушаются принципы обязательности базового девятилетнего образования и поощрения таланта и образованности. Мне известны случаи, когда учащиеся решали, что девять классов – это слишком много. Проучившись 7–8 лет, они находили какую-нибудь работу и прекращали обучение. Никаких действий по возвращению таких людей в школу не было, да и не могло быть. Закон провозглашает обязательность образования, но не указывает, как этого можно достичь.
Что касается поощрения образованности, то конечно, невозможно и недостойно нормального общества вводить тарифы на оплату успехов в обучении, победы в соревнованиях и олимпиадах. Однако какая-то материальная заинтересованность должна присутствовать, ведь на одном энтузиазме «далеко не уедешь». А в нашей системе образования долгие годы единственным поощрением были похвальные листы, почетные грамоты и благодарственные письма родителям. И даже высшая награда школьного обучения – золотая медаль – уже давно не является золотой.
Таким образом, кроме провозглашения принципов образования, следует позаботиться и об их исполнении.
2.3 Право на образование
Согласно закону Республики Беларусь об образовании, все жители Республики Беларусь (включая иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь) имеют право на равные возможности доступа к национальной системе образования. Данное право обеспечивается развитием государственных и других учебных заведений, бесплатным обучением в государственных базовых школах.
Создание и существование развитого, устойчивого государства возможно только если народ этого государства будет состоять из политически, юридически и профессионально грамотных людей. Всеобщность образования невозможна без законодательного оформления права человека на образование. Поэтому данная статья – не просто копирование международного законодательства, она является необходимым условием правильного и эффективного функционирования системы образования.
Следует отметить, что о всеобщности образования говориться и в Конституции Республики Беларусь. В частности, статья 49 гласит: «Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях».
К сожалению, реализация права на образование при понижении благосостояния семьи ниже определенного уровня становится затруднительной или вообще невозможной.
В «Национальном докладе Республики Беларусь о выполнении решений всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей» упоминаются следующие данные: 51,4% семей имеют доход ниже прожиточного минимума, а 46,7% населения живет ниже уровня бедности.
При сложившейся ситуации в некоторых малообеспеченных семьях дети с ранних лет вынуждены зарабатывать деньги и на обучение у них просто нет времени. К счастью, таких семей сравнительно немного. Но сколько в стране семей, для которых покупка нормальной одежды и школьных принадлежностей стала непозволительной роскошью.
Нужно сказать, что и бесплатность школьного образования сейчас относительна. В связи со скудным финансированием сферы образования школы вынуждены находить дополнительные источники денег, и находят их в лице родителей школьников. Часто мне приходилось слышать причитания по поводу очередного сбора денег на учебники, ремонт класса и т.п.
2.4 Структура системы образования
Согласно закону Республики Беларусь, наша система образования состоит из следующих элементов:
– дошкольное воспитание;
– общее среднее образование;
– внешкольное обучение и воспитание;
– среднее специальное образование;
– высшее образование;
– подготовка научных и педагогических кадров;
– повышение квалификации и переподготовка кадров;
– самостоятельное образование граждан.
Как видим, система образования охватывает практически все возрастные категории, что называется «век живи, век учись». Но и тут нельзя не остановиться на коррективах, которые внесло плохое экономическое положение. Самое большое негативное влияние было оказано на подготовку научных и педагогических кадров. Люди не хотят идти в науку, так как заработная плата в этой сфере одна из самых низких и всегда можно найти менее квалифицированную, но лучше оплачиваемую работу. То же самое можно сказать и об учителях. Закон указывает, что средняя ставка заработной платы педагога устанавливается не ниже средней заработной платы служащих в промышленности, а преподавательского состава ВУЗов – в 1,5 и более раза выше этого уровня. Все это ведет к дефициту кадров в учебных заведениях, падению престижа профессии учителя. Многие люди, всей душой радеющие за учительское дело, предрекают скорый распад системы образования, если ситуация с ее финансированием не улучшится.
Поэтому очень важным является то, как именно происходит распределение денежных средств в сфере образования.
2.5 Механизм финансирования учебных заведений
Основное средство финансирования государственных учреждений – государственный бюджет и средства местных бюджетов.
Развитие системы образования обеспечивается государственным финансированием в размере не менее 10% от национального дохода Республики Беларусь.
Местные советы депутатов в пределах своих полномочий устанавливают размеры финансирования, условий оплаты труда, налоговые льготы для учебных заведений на своей территории.
В государственных учебных заведениях не разрешается взыскание платы с учащихся и студентов за обучение. Допускается введение платы за повторное обучение, получение второй или дополнительной специальности.
Следует сразу отметить, что эта часть закона уже не соответствует действительности. Многие ВУЗы ежегодно объявляют дополнительный набор на платной основе. Обучение на платной основе, особенно студентов из дальнего зарубежья, позволяет получить дополнительный, весьма ощутимый источник финансирования.
В бюджете также оговорено и распределение средств между отдельными элементами образования. Как видно из таблицы 2, большая половина всех средств тратиться на высшее образование. С одной стороны, это хорошо, но с другой, создается впечатление, что дополнительные средства на высшее образование взяты из всех остальных статей расхода, кроме расходов на среднее специальное образование.
Таблица 2 – Расходование средств на различные сферы образования
Статья расхода |
Сумма |
млр. руб. |
|
Дошкольное образование |
3,5 |
общее образование |
1,2 |
учебно-воспит. учреждения |
0,2 |
проф-тех. образование |
1,1 |
среднее спец. образование |
22,2 |
высшее образование |
54,6 |
Повышение квалификации. |
3,5 |
внешкольное образование |
1,2 |
Другое |
8 |
Всего |
95,5 |
Кроме того, в законе не говорится об особенностях финансирования отраслевых учебных заведений.
2.6 Права учащихся
Закон об образовании называет следующие права учащихся:
– выбор профиля и форм обучения;
– сдача экзаменов экстерном;
– бесплатность в государственных учреждениях пользования учебниками, пособиями;
– на безопасные условия и охрану здоровья при обучении;
– на льготы питания, медицинского обслуживания и проезда в государственном транспорте;
– на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе;
– получение повышенных стипендий теми, кто учится на «хорошо» и «отлично»;
– предоставление студентам отсрочки от призыва на воинскую службу.
Там, где есть права, обязательно присутствуют и обязанности. Согласно закону об образовании, учащиеся обязаны:
– уважать достоинства преподавателя;
– овладевать знаниями и практическими навыками;
– соблюдать правила внутреннего распорядка.
Перечисленные права позволяют сделать процесс получения знаний более простым, доступным и привлекательным. Но к сожалению, некоторые из этих прав выполняются не полностью.
Начнем с первого права – на выбор профиля обучения. Каждый абитуриент, поступая в учебное заведение, определяет ту специальность, которую он хочет изучать. Но, как правило, он плохо представляет себе те предметы, которые ему придется изучать помимо специальных.
Проанализировав ситуацию в высших учебных заведениях можно прийти к выводу что зачастую программа перегружена предметами не связанными с изучаемой специальностью, что иногда идет в ущерб основным предметам. Без сдачи зачетов и экзаменов по этим предметам студент не сможет получить диплом, даже если он отлично разбирается в предметах непосредственно связанных с его будущей специальностью. Примерно такая же ситуация в средних учебных заведения. Всеми признается, что школьная программа перегружена, и нужно сократить если не предметы, то хотя бы объем изучаемого по ним материала. Но никаких серьезных действий по изменению сложившейся ситуации не предпринимается.
Право бесплатного пользования учебниками и пособиями, также иногда нарушается. Как уже говорилось, в некоторых школах обязательным является сбор денег родителями на приобретение учебников.
С правом на льготы тоже иногда возникают казусы. Благополучно дело обстоит только со льготным проездом в городском транспорте. Льготы на питание распределяются городскими властями по неизвестному принципу. Так, в некоторых учебных заведениях города к стипендии полагается дополнительная плата на питание, а студенты других учебных заведений денег на питание не получают. В законе не хватает более развернутой формулировки, в чем именно заключаются льготы студентов на питание и медицинское обслуживание.
О праве на поощрение и вознаграждение за успехи в учебе уже говорилось в главе 2.2, посвященной принципам системы образования.
3. Право на образование в других странах
Право на образование присутствует в конституциях большинства стран мира. И хотя формулируется оно по-разному, основная идея законов остается прежней: государство должно обеспечивать всеобщее образование. Но в некоторых законах не упоминается бесплатность образования. Например, в статье 46 Конституции КНР от 1982 года сказано: «Граждане КНР имеют право на образование и обязаны учиться. Государство обеспечивает всестороннее нравственное, интеллектуальное и физическое развитие молодежи, подростков и детей». Как видим, этот закон иначе трактует обязательность образования. Если в белорусском законе говориться, что среднее образование является обязательным для всех, то в законе КНР не оговаривается обязательный минимум образования. Но при этом закон КНР называет обучение обязанностью граждан, а за невыполнение своих обязанностей человека можно привлечь к суду. В белорусском законодательстве понятие обязательности образования более мягкое.
А в Конституции ФРГ большое внимание уделялось религиозной теме в обучении. Вот, к примеру, выдержки из статьи 7 этой Конституции:
1. Все школьное дело находится под надзором государства.
2. Лица, управомоченные на воспитание, имеют право решать, будет ли ребенок получать религиозное воспитание.
3. Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно. Ни один учитель не может быть обязан против своей воли преподавать религию.
4. Право учреждения частных школ гарантируется.
Весьма интересна с точки зрения права на образование Конституция США. В основных статьях Конституции это право не упоминается. Нет его и в первых десяти поправках, которые носят название «Билль о правах». Остальные поправки посвящены в основном избирательной системе страны. Данный факт можно объяснить тем, что Билль о правах принимался во второй половине восемнадцатого века, а социальные, культурные и экономические права стали рассматриваться значительно позднее. На этот случай в Конституции США есть поправка IХ, которая гласит: «Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.»
Образцовой можно назвать Конституцию СССР, в статье 45 которой провозглашается всеобщность и бесплатность образования, минимальный его уровень и методы обеспечения права на образование: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».
Заключение
Обобщая вышеизложенный материал, можно сказать, что закон Республики Беларусь об образовании гарантирует каждому гражданину возможность получения разностороннего образования, но только при благоприятном экономическом положении в стане.
Основной проблемой в данной области является то, что закону не хватает механизма обеспечения прав малоимущих слоев населения и более конкретной системы финансирования учебных заведений.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Об образовании: закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. №1202-XІІ с изм. и доп. от 11 июля 2007 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. – М: «Юристъ» 1999 г.
4. Конституция Соединенных Штатов Америки. – Москва. ТОО «Иван» – 1993 г.
5. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. – Москва. «Юридическая литература» 1989 г.
6. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. №33 (35), 1991 г.
7. Котляр И.И. Права человека. Брест. Издательство С. Лаврова. 1997 г.
8. Газета «Беларускi час» №83 (633), 27 октября 2000 г.
9. Газета «Беларускi час» №87 (637), 11 ноября 2000 г.
10. Права человека. Сборник международно-правовых документов. – Минск: Белфранс. 1999 г.
11. «Народная газета» №30 (2440), 17 февраля 2000 г.
12. «Настаŷницкая газета» №118 (5162), 11 ноября 2000 г.