Порядок управления территориальными органами пенсионного фонда России
Калачинский филиал
Автономного учреждения среднего профессионального образования Омской области
"Техникум "Учебный центр "Ориентир"
Контрольная работа
По дисциплине: "Организация работы органов социального обеспечения"
Порядок управления территориальными органами Пенсионного фонда России
Работу выполнила:
Студентка 4 курса
Группа СЗ 36
Отделение: заочное
Специальность:
Право и организация
социального обеспечения
2009
У Пенсионного фонда Российской Федерации более 100 миллионов клиентов – все работающее население страны, пенсионеры, страхователи, получатели ежемесячной денежной выплаты и дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Ежегодно в Фонд поступает более 87 миллионов документов. Около 99 % из них - в электронной форме. Годовой объем информации, которой Фонд обменивается с клиентами, выражается в терабайтах. Учитывая количество клиентов и широкую номенклатуру услуг, такой объем информации невозможно было бы обработать в требуемые сроки без использования современных информационно-коммуникационных технологий. Именно активное их внедрение и оптимальное применение является сегодня ключевым фактором успешной работы Пенсионного фонда. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают эффективную работу сотрудников Фонда во всех ситуациях: на их рабочих местах в офисах органов ПФР, во время приема страхователей и граждан, в консультационных пунктах на предприятиях и в организациях. Автоматизированное рабочее место имеется у каждого специалиста ПФР.
Локальные вычислительные сети районного звена на региональном уровне объединены в корпоративную сеть передачи данных, а корпоративные сети ПФР в регионах объединяются с использованием магистральных каналов связи в глобальную корпоративную сеть ПФР. Телекоммуникационная сеть передачи данных используется в целях эффективного управления деятельностью подразделений ПФР на всей территории страны, для онлайнового доступа сотрудников ПФР к информационным ресурсам, для выполнения производственных процессов, связанных с передачей значительных объемов информации в ходе информирования застрахованных лиц. Единая сеть передачи данных Пенсионного фонда поддерживает услуги голосовой связи, электронной почты и удаленного доступа к базам данных.
Таким образом, именно информационно-коммуникационные технологии позволяют сотрудникам Пенсионного фонда справиться с огромным и постоянно растущим объемом услуг, предоставляемых на всей территории страны миллионам граждан и организациям, добиваясь при этом необходимого качества и экономичности в работе. Информационно-коммуникационные технологии позволяют гражданам получить информацию об их правах в сфере социальной защиты, причем как информацию о юридических нормах, устанавливающих эти права, так и сведения о конкретных правах конкретного человека. Кроме того, благодаря применению информационно-коммуникационных технологий становится возможным в сжатые сроки реализовать инициативы государства в области социального обеспечения и социального страхования. Здесь, в частности, можно упомянуть реализацию Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, в соответствии с которым в течение пяти месяцев была создана и стала реально использоваться во всех регионах страны информационная база получателей выплат по этому закону, в которой к настоящему времени содержатся данные более чем на 16 миллионов человек.
Конечно, процесс развития информационно-коммуникационных технологий в Пенсионном фонде неотделим от этапов становления и развития Фонда в целом.
Первый этап был связан с выделением бюджета ПФР в самостоятельный и независимый от федерального и региональных бюджетов, созданием организационной основы Фонда, внедрением технологии учета страховых взносов (работой со страхователями). Этот этап закончился к середине 90-х годов.
Второй этап характеризовался развитием технологической и организационной базы преобразований: внедрением персонифицированного учета и укреплением федерального характера пенсионной системы. В 1996 г. был принят Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", в соответствии с которым изменялись принципы и порядок учета пенсионных прав работающих граждан. Основное значение для определения размера пенсии приобретал не общий трудовой, а учтенный страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. А в 1997 г. были приняты изменения к Закону о государственных пенсиях, согласно которым пенсии должны назначаться на основании сведений персонифицированного учета. В том же году в системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учета, который обеспечивает оперативное взаимодействие со всеми территориальными отделениями ПФР по каналам телекоммуникационной сети передачи данных, ведет базу данных персонифицированного учета центрального уровня. Таким образом, второй этап преобразований в пенсионной системе заключался в формировании информационно-технологической основы дальнейших преобразований и конкретизации направлений предстоявших работ, а также самого облика будущей пенсионной системы. Можно считать, что этот этап завершился в 1997 г., когда система персонифицированного учета была развернута на большей части территории страны.
Началом третьего этапа преобразований, который продолжается и сегодня, можно считать одобрение в начале 1998 г. Правительством Российской Федерации Программы пенсионной реформы и входящего в нее плана конкретных мер. В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" № 113-ФЗ, который усилил страховой характер пенсионного обеспечения в России. На этом этапе реформирования была укреплена институциональная основа пенсионной системы – в 1998 г. был принят Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах.
В сентябре 2000 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Указом было рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить с Пенсионным фондом соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий. В результате накануне полномасштабной структурной реформы удалось унифицировать принципы и формы работы органов пенсионного обеспечения по всей территории страны, объединив в них весь цикл работы пенсионной системы - от регистрации страхователей и застрахованных лиц до выплаты пенсий. В процессе выполнения своих функций ПФР стал решать три взаимосвязанные задачи: формирование ресурсов для финансирования пенсий; фиксацию пенсионных прав застрахованных лиц (в том числе их расчетного пенсионного капитала) в процессе их трудовой деятельности; назначение, перерасчет и выплату пенсий.
Создание перечисленных организационных, институциональных и технологических предпосылок позволило в конце 2000 г. радикально активизировать реформирование пенсионной системы. В 2001-2002 гг. был принят блок новых пенсионных законов - "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Их реализация привела к серьезным структурным и технологическим изменениям системы пенсионного обеспечения России.
Стал полностью использоваться информационно-технологический потенциал созданной в ПФР системы персонифицированного учета: все процедуры назначения, перерасчета и корректировки пенсий основываются на информации о приобретенных соответствующим лицом пенсионных правах, отраженной в его индивидуальном лицевом счете в системе персонифицированного учета ПФР. Законодательно был введен ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии, который охватывает около 6 миллионов работающих пенсионеров и осуществляется в течение 2-3 месяцев.
Ежегодно производится информирование десятков миллионов занятых в экономике граждан России - застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования, включая рассылку им писем с извещениями ПФР. В 2003 году в Пенсионном фонде создан Технологический комплекс печати и рассылки документов застрахованным лицам, на котором, с использованием данных персонифицированного учета, производится печать, конвертование и подготовка к рассылке документов застрахованным лицам о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования, а также документов для выбора застрахованным лицом управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда. Появился и новый информационный поток, связанный с приемом и обработкой заявлений граждан о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда для управления пенсионными накоплениями этих лиц. У Пенсионного фонда возникли новые функции, связанные с взаимодействием (прежде всего информационным) с другими организациями: организациями - трансферагентами, осуществляющими прием заявлений граждан, управляющими компаниями, негосударственными пенсионными фондами, органами исполнительной власти как федеральными, так и субъектов Российской Федерации, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации и его региональными отделениями. Потребовалось серьезное развитие информационного взаимодействия с налоговой службой и Федеральным казначейством для учета страховых взносов, уплаченных страхователями и поступивших на счета Пенсионного фонда. Во исполнение Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ создана система электронного информационного обмена с электронной цифровой подписью для регистрации организаций и предпринимателей. С принятием функций назначения и выплаты пенсий на всей территории страны потребовалось оснастить в ПФР техникой и технологией десятки тысяч новых рабочих мест, обеспечить им доступ к информационным ресурсам Фонда, организовать соответствующие коммуникации. В соответствии с основными группами клиентов в автоматизированной информационной системе (АИС) Пенсионного фонда с функциональной точки зрения выделяются три взаимосвязанных человеко-машинных подсистемы:
- подсистема взаимодействия со страхователями;
- подсистема персонифицированного учета, работа которой базируется на программно-техническом комплексе персонифицированного учета (ПТК СПУ);
- подсистема назначения и выплаты пенсий.
Информационные технологии, предоставляемые отделениям и территориальным органам Пенсионного фонда России, являются не только настраиваемыми аппаратно-программными комплексами, но и технологическими агрегатами, позволяющими функциональным его подразделениям вместе с отделениями "конструировать" технологические процессы решения конкретных задач как в целом во всей системе, так и в конкретной территории. Развитие Автоматизированной информационной системы ПФР базируется на ряде принципов, включая принцип открытости, принцип методологического, технического и информационного единства, принцип использования в территориальных органах только рекомендованных в системе ПФР общесистемных программных средств, принцип одноразового ввода данных и многократного их использования и другие. В процессе реализации указанных принципов обеспечивается достоверность циркулирующей в системе информации и ее защита от несанкционированного доступа и искажений. Хотя основная обработка данных в Фонде выполняется во внутренней (Интранет) сети, есть необходимость обеспечения доступа в Интернет. Основные потребности – почта Интернет и доступ к Web-ресурсам для обмена данными с внешними организациями, поиска информации. Кроме того, публикация материалов Пенсионного фонда на официальном сайте в Интернет (http://www.pfrf.ru/) позволяет оперативно информировать пользователей этой сети, в том числе и средства массовой информации, об изменениях в обязательном пенсионном страховании, о ходе пенсионной реформы, о мероприятиях, проводимых Фондом, в частности, о его международном сотрудничестве. Значимым фактором международного признания достижений Пенсионного фонда Российской Федерации в области внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий стало предложение Международной ассоциации социального обеспечения провести в Москве XI международную конференцию МАСО по информационным и коммуникационным технологиям в области социального обеспечения, которая проходила в г. Москве 29 июня – 1 июля 2005 года. В состоявшейся серьезной дискуссии по теме "Информационные и коммуникационные технологии как ресурс и инструмент трансформирования системы социального обеспечения" приняли участие порядка 500 экспертов из 81 страны мира, представляющих около 200 национальных организаций социального обеспечения. На Конференцию прибыли Президент МАСО Корасон Де Ла Пас, Почетный президент МАСО Йохан Верстратен, руководитель Технического комитета МАСО по информационным и коммуникационным технологиям Алонсо Феррерас, директор Департамента по подготовке и проведению мероприятий МАСО Алехандро Бонилья и другие представители руководства Ассоциации. В работе приняли также участие представители Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, наши коллеги из стран Содружества Независимых Государств и приглашенные эксперты. С основным докладом на Конференции выступил Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации М.Ю. Зурабов, который подчеркнул, что Московская конференция проходит в период изменений в самой парадигме социальной защиты и социального страхования населения, а именно, изменений, предопределенных новыми серьезными тенденциями в демографической, экономической и технологической ситуации в странах – участниках МАСО. Доклад об интеграции систем предоставления услуг на примере некоторых проектов Пенсионного фонда Российской Федерации представил Заместитель Председателя Правления Пенсионного фонда России А.П. Колесник. В течение трех дней состоялось конструктивное обсуждение актуальных проблем в социальном страховании, полезный обмен опытом достижений в сфере применения информационных технологий для нужд социальной защиты населения и результативные встречи с коллегами из других стран. Как и другие участники конференции, Пенсионный фонд представил результаты, достигнутые в пенсионном обеспечении и страховании граждан России с использованием информационно-коммуникационных технологий. Анализ и обобщение передового международного опыта использования информационных технологий не только обогащает всех его участников, но и способствует нахождению правильных решений постоянно возникающих новых задач в области социального обеспечения граждан. Особенностью современных информационно-коммуникационных технологических проектов является то, что они не являются автоматизацией уже применяемых процедур обработки информации сотрудниками организаций социального страхования и социальной защиты, а порождают новое содержание в их работе и новое качество предоставления услуг. В этом контексте можно сказать, что на основе информационно-коммуникационных технологических проектов осуществляется реинжиниринг действующих и создание новых бизнес процессов социальной защиты населения.
Сегодня можно выделить следующие основные направления (имеющие приоритетное значение для многих стран, и России в том числе) решения актуальных содержательных проблем социальной защиты населения с помощью информационно-коммуникационных технологий:
-обеспечение своевременности и полноты уплаты работодателями страховых взносов, обеспечивающих доходную часть бюджета Пенсионного фонда путем повышения качества администрирования этого процесса;
- интеграция подсистем (организаций) социальной защиты населения – таких, как пенсионное страхование (обеспечение), медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и т.п. в единую систему, использующую унифицированные процедуры взаимодействия с населением, страхователями, финансовой системой и органами власти и управления; использование стандартов открытых информационных систем для реализации указанного взаимодействия;
-обеспечение информационных услуг населению в круглосуточном режиме по правовым и организационным вопросам деятельности органов социальной защиты населения;
-предоставление гражданам доступа к информации индивидуального учета их прав по всем направлением социального страхования и социальной защиты с соблюдением необходимой конфиденциальности и информационной безопасности.
Перед Пенсионным фондом Российской Федерации стоят сегодня и такие важные задачи, как обеспечение полноценного функционирования вводимой в скором времени профессиональной пенсионной системы (что потребует с нашей стороны серьезных организационных и технологических усилий), постоянное совершенствование имеющихся и создание новых информационных реестров, например, общероссийской базы данных участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Приложение 1
Об утверждении порядка организации работы пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации постановления правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 22.12.2005 N 174-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217 "Об утверждении Правил финансирования в 2006 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" и в целях координации работы, рассмотрения и принятия решений по вопросам финансирования указанных расходов утвердить Порядок организации работы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217.
Приложение 2
Порядок организации работы пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по реализации постановления правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217
1. В соответствии с настоящим Порядком осуществляется организация деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) и его территориальных органов по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 217 "Об утверждении Правил финансирования в 2006 году расходов на социальные программы субъектов Российской Федерации, включая оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации" (далее - Правила) и контроль за целевым использованием средств ПФР в 2006 году.
2. Территориальным органам Фонда при согласовании социальной программы субъекта Российской Федерации и составленной на ее основе заявки в соответствии с вышеназванными Правилами необходимо обращать внимание:
на соответствие включенных в нее мероприятий целям, указанным в пункте 2 Правил;
на обоснованность мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания населения (далее - учреждения социального обслуживания) и оказанию адресной социальной помощи;
на обоснованность указанного в заявке (Приложение 1) распределения объема средств ПФР между учреждениями социального обслуживания и по направлениям оказания адресной социальной помощи;
на критерии отбора получателей адресной социальной помощи и обоснования условий оказания данной помощи неработающим пенсионерам.
Размер адресной социальной помощи определяется исходя из целевого характера выплаты, сложившейся практики ее оказания в субъекте Российской Федерации, цен на товары и услуги.
3. Для рассмотрения заявок и социальных программ субъектов Российской Федерации и подготовки предложений по вопросам, связанным с выделением средств на финансирование социальных программ, включая расходы на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, а также на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в Фонде создается Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с реализацией социальных программ субъектов Российской Федерации (далее - Комиссия). Комиссия действует на основании положения о ней, утвержденного постановлением Правления ПФР.
Комиссия ПФР в 10-дневный срок со дня поступления в Фонд заявок и социальных программ рассматривает их и выносит предложения Правлению ПФР для принятия решений.
4. Распоряжением Правления ПФР в соответствии с пунктом 5 Правил принимается решение о финансировании социальных программ и об утверждении лимитов расходов на их финансирование, в том числе на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
5. Территориальные органы Фонда взаимодействуют (входят в состав коллегиальных органов) с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными согласно социальной программе субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за ее реализацией и целевым расходованием средств ПФР (далее - уполномоченные органы).
6. Территориальные органы ПФР после согласования дополнительных смет расходов учреждений социального обслуживания населения в разрезе статей и подстатей экономической классификации расходов, финансируемых за счет средств ПФР в 2006 году (Приложение 2), составленных учреждениями социального обслуживания в соответствии с пунктом 6 Правил, представляют один экземпляр в Фонд.
7. Территориальные органы Фонда осуществляют финансирование расходов учреждений социального обслуживания в соответствии с утвержденными дополнительными сметами расходов после представления учреждениями социального обслуживания документов, подтверждающих фактическое выполнение работ, поставку товаров, оказание услуг (накладные, счета-фактуры, акты приема-передачи и т.п.).
Отбор поставщиков продукции и исполнителей (подрядчиков) выполнения работ (оказания услуг), размещение заказов должны осуществляться заказчиком социальной программы в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", при этом отделения ПФР вносят предложение о включении своего представителя в состав конкурсной комиссии.
8. Территориальные органы Фонда осуществляют финансирование адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по направлениям, указанным в пункте 2 Правил, в соответствии со списками получателей адресной социальной помощи из числа неработающих пенсионеров, составленными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании заявлений пенсионеров с учетом критериев отбора получателей адресной социальной помощи, установленных в субъекте Российской Федерации.
Списки на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и инвалидам в связи с празднованием Дня Победы, проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида могут составляться без личного заявления получателя.
Территориальные органы Фонда согласовывают указанные списки, сверяя их с данными о получателях пенсий, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Списки получателей адресной социальной помощи должны содержать информацию о размере и способе получения данной помощи. К спискам прилагаются копии соответствующих документов.
Финансирование адресной социальной помощи на приобретение предметов первой необходимости и осуществление подписки на периодические печатные издания может осуществляться в виде целевой оплаты товаров или услуг поставщикам этих товаров (услуг) или полного (частичного) возмещения расходов, произведенных неработающим пенсионером на указанные цели.
Адресная социальная помощь на газификацию домовладений неработающих пенсионеров осуществляется при условии принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о проведении в 2006 году работ по газификации домовладений при наличии в населенных пунктах распределительных газовых сетей либо гарантий ввода их в эксплуатацию в сроки, позволяющие завершить весь комплекс запланированных работ до конца текущего года.
Территориальные органы Фонда осуществляют выплату адресной социальной помощи, как правило, в сроки и способом, установленными для выплаты пенсий.
9. Лимиты расходов на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам утверждаются распоряжениями Правления ПФР после принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации.
10. Территориальные органы Фонда ведут учет получателей адресной социальной помощи и средств, выделенных на ее оказание.
Сведения о полученной пенсионером адресной социальной помощи хранятся в его пенсионном деле.
11. Направление средств на финансирование социальных программ и проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий производится Фондом путем перечисления денежных средств с текущего счета Фонда с символом "01" в 15 - 16 разрядах номера лицевого счета, открытого на балансовом счете N 40401 в ОПЕРУ-1 при Банке России, на лицевые счета отделений Фонда с символом "01" 15 - 16 разрядах номера лицевого счета.
12. Фонд и его территориальные органы в соответствии с пунктом 13 Правил осуществляют контроль за целевым расходованием средств Фонда на финансирование социальных программ и проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
При выявлении фактов нецелевого расходования средств ПФР, выделенных на финансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, как в текущем финансовом году, так и в предыдущие годы, Фонд вправе принять решение о приостановлении или прекращении финансирования социальных программ в данном субъекте Российской Федерации либо о корректировке лимитов расходов на финансирование социальных программ.
В установленный срок указанное решение направляется в отделение ПФР и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При принятии Фондом решения о прекращении финансирования социальной программы субъекта Российской Федерации отделение ПФР в месячный срок, но не позднее окончания финансового года, осуществляет возврат неиспользованных средств на централизованный счет ПФР.
13. Территориальные органы Фонда ежемесячно представляют в Фонд оперативную информацию о финансировании расходов на оказание социальной помощи в 2006 году (Приложения 3 - 4).
По завершении финансового года территориальные органы ПФР в установленный срок представляют отчет о финансировании расходов на оказание социальной помощи в 2006 году (Приложения 5 - 6).
Оперативная информация и отчет о финансировании расходов на оказание социальной помощи в 2006 году представляются с пояснительной запиской.
14. При неполном освоении средств Фонда, выделенных в текущем финансовом году на финансирование расходов на социальные программы, территориальные органы Фонда по окончании финансового года перечисляют остаток неиспользованных средств на централизованный счет ПФР.