Порядок осуществления нотариальной деятельности
1. Получение лицензии на осуществление нотариальной деятельности. Занятие должности нотариуса и отстранение от должности
Основы законодательства о нотариате ликвидировали монополию государственных органов на совершение нотариальных действий. Согласно ч. 2 ст. 1 Основ нотариальные действия в Российской Федерации совершают как нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, так и нотариусы, занимающиеся частной практикой.
На должность нотариуса назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационные экзамены и получившие лицензию на право нотариальной деятельности.
Лицензия на право нотариальной деятельности (далее — лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основе решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации.
Квалификационная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью, образуется при органах юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей с участием представителя нотариальной палаты.
Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию. Апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.
Положение о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждается Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 4 Основ).
Порядок назначения на должность нотариуса заключается в следующем:
должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество должностей нотариусов в нотариальном округе;
наделение нотариуса полномочиями на основе рекомендаций нотариальной палаты производится Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению органом юстиции — на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.
Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.
Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность (ч. 2 ст. 13 Основ).
Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации о труде.
Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:
осуждения его за совершение умышленного преступления — после вступления приговора в законную силу;
ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
неоднократного совершения дисциплинарных проступков, нарушения законодательства, а также невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (ч. 4 — 5 ст. 12 Основ).
Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Поэтому нотариусы не вправе:
заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;
оказывать посреднические услуги при заключении договоров (ст. 6 Основ).
Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции других субъектов Российской Федерации.
Как правило, они создаются в городах, а в крупных городах — в каждом городском районе.
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору. Он может открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с действующим законодательством.
Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Основ).
2. Органы адвокатского самоуправления
Адвокатская палата субъекта Российской Федерации, как установлено в п. 1 ст. 29 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", является негосударственной НКО, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 4 этой же статьи адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката.
Федеральная палата адвокатов РФ в соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства. Федеральная палата адвокатов РФ как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.
Адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов.
Адвокатская палата является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого она образована.
Адвокаты не отвечают по обязательствам адвокатской палаты, а адвокатская палата не отвечает по обязательствам адвокатов.
Адвокатская палата подлежит государственной регистрации, которая осуществляется на основании решения учредительного собрания (конференции) адвокатов и в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Адвокатская палата не подлежит реорганизации. Ликвидация адвокатской палаты субъекта Российской Федерации может быть осуществлена на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в порядке, который устанавливается федеральным законом.
На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.
Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.
Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.
Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.
Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда.
Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.
Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается.
Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов.
Федеральная палата адвокатов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Федеральная палата адвокатов не подлежит реорганизации. Ликвидация Федеральной палаты адвокатов может быть осуществлена только на основании федерального закона.
Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.
3. Задачи
1. 24 ноября квалификационной комиссией было принято решение о присвоении Сергачеву статуса адвоката. Присягу адвоката Сергачев принес 29 ноября. 25, 26, 27 и 28 ноября Сергачев осуществлял адвокатскую деятельность, в частности участвовал в качестве защитника по уголовным делам на стадии предварительного расследования.
Имел ли право в перечисленные дни Сергачев выполнять функции защитника? Как следует поступить квалификационной комиссии? Как следует при таких обстоятельствах поступить следователям, осуществлявшим предварительное следствие по делам, где в перечисленные дни Сергачев осуществлял защиту обвиняемых?
На основании ФЗ №63 от 31.05.02 гл.3 ст.9-15 в перечисленные дни 25, 26, 27 и 28 ноября Сергачев не имел права выполнять функции защитника.
Если на действия 25, 26, 27 и 28 ноября адвоката Сергачева подана жалоба, то квалификационная комиссия имеет право на объективное и справедливое рассмотрение жалобы.
2. Адвокат Палычев обратился к органам адвокатского образования с просьбой принять на работу в качестве его помощника выпускника юридического колледжа Иванова. Ему было отказано, поскольку адвокатское образование не имеет средств оплачивать работу помощника по трудовому соглашению.
Законны ли мотивы отказа? Как следует поступить адвокату?
ВАРИАНТ: Как измениться ситуация, если адвокат обратился с просьбой принять Иванова Стажером?
Если во внутреннем договоре адвокатского образования регламентировано, что можно отказать в приеме помощника адвоката - , то мотивы отказа законны.
Адвокат Палычев, может предложить выпускнику юридического колледжа Иванову обратиться в адвокатский кабинет.
Если адвокат обратиться с просьбой принять Иванова стажером, то ситуация не измениться, так как оплачивать работу будет адвокатское образование.
Список литературы
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
3. Буробина В.И. «Адвокатская деятельность» - Москва: ЮНИТИ, 2007-389с
4. Гаврилов С.Н. «Адвокатура, общество и государство» - Москва: Юристъ, 2007-421с
5. Демидова Л.А. «Адвокатура в России» - Москва: Просвещение, 2006-402с
6. Арсеньев К.К. «Заметки о русской адвокатуре» - Москва: ЮНИТИ, 2007-396с
7. Васьковский Е.В. «Организация адвокатуры» - СПб.: Питер, 2007-398с
8. Винавер М. «Очерки об адвокатуре» - СПб.: Питер, 2006-274с
9. Иванова С.Д. «Адвокатская деятельность и проблемы ее совершенствования в условиях судебно-правовой реформы» - Ижевск: Детективинформ, 2005-353с
10. Смоленский М.Б. «Адвокатская деятельность в России» - Москва: Март, 2008-488с
11. Лубшев Ю.Ф. «Адвокат в уголовном деле» - Москва: ЮНИТИ, 2007-421с
12. Лубшев Ю.Ф. «Адвокат в уголовном деле» - Москва: ЮНИТИ, 2006-483с
13. Лубшев Ю.Ф. «Адвокатура в России» - Москва: ДАНАТА, 2007-323с
14. Орлов Ю.К. «Судоустройство и правоохранительные органы в РФ» - Москва: Проспект, 2007-320с
15. Швецова В.И. «Судоустройство и правоохранительные органы в РФ» - Москва: Проспект, 2006-374с