Понятие, признаки и правоспособность юридического лица. Лицензирование деятельности
Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ)
Федеральное агентство по образованию
Курсовая работа
по дисциплине "Гражданское право"
Тема: "Понятие, признаки и правоспособность юридического лица. Лицензирование деятельности"
Студент Лапатина Л.С.
Руководитель Курзин Н.И.
Москва 2009 г
Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ)
Задание на курсовую работу
Тема курсовой работы
Понятие, признаки и правоспособность юридического лица. Лицензирование деятельности
Студент: Лапатина Людмила Станиславовна
Руководитель: Курзин Николай Иванович
Содержание курсовой работы (наименование глав)
Глава 1. Юридические лица в Российской Федерации
Глава 2. Правоспособность и лицензирование деятельности юридического лица
Рекомендуемая литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1
2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
3. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
4. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник // Под ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева.
Срок выполнения "_____"_____________200 г.
Руководитель: _______________ Слушатель: _______________
Содержание
Введение
Глава 1. Юридические лица в Российской Федерации
1.1 Понятие и характеристика законодательных признаков юридических лиц
1.2 Государственная регистрация юридического лица, учредительные документы юридического лица
1.3 Классификация юридических лиц по различным основаниям
Глава 2. Правоспособность и лицензирование деятельности юридического лица
2.1 Правоспособность юридического лица в Российской Федерации
2.2 Лицензирование деятельности юридического лица
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.
Известно, что появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права, т.е. усложнением социальной организации общества, развитием производственных отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Юристы Римской республики обсуждали идею существования союзов, которые обладали нераздельным, обособленным имуществом и выступали в гражданском обороте от собственного имени. Само понятие "юридическое лицо" было неизвестно римским юристам, и его сущность ими не исследовалась, но идеей расширить круг субъектов частного права за счет особых организаций, союзов граждан, мы обязаны римскому праву.
В Средние века представления о юридических лицах все еще находились под влиянием догматов римского права. Однако в эту эпоху и в Новое время конструкция юридического лица получила дальнейшее развитие и как следствие накопленного опыта регулирования отношений с участием юридических лиц - создание гражданских и торговых кодексов XIX века. Бурное развитие экономики в конце XIX века привело к развитию учения о юридических лицах - появились оригинальные исследования проблем юридических лиц. Значение института юридического лица возросло в XX веке. Этот рост был обусловлен усложнением инфраструктуры и интернационализацией предпринимательской деятельности, расширением государственного вмешательства в экономику и появлением новых информационных технологий. Вследствие этого в настоящее время значительно увеличивается объем законодательства о юридических лицах, а также улучшается его качество. В отличие от таких субъектов гражданских правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
Проблема сущности правоспособности юридического лица, а вместе с тем и его правового положения при взаимодействии с другими участниками гражданского оборота заслуженно привлекает внимание ученых. О.А.Красавчиков рассматривал юридическое лицо как определенную систему социальных связей, а Б.И.Пугинский — как некое правовое средство, с помощью которого конкретная организация допускается к участию в гражданском обороте. Действительно, будучи организацией, созданной для самостоятельного хозяйствования с определенным имуществом, юридическое лицо является вполне реальным образованием, не сводимым ни к своим участникам (или к учредителям, в том числе к единственному), ни тем более к работникам ("трудовому коллективу"), которые в этом качестве не имеют никаких прав на его имущество и ни при каких условиях не отвечают по его долгам.
Институт юридического лица относится к числу основных в российском гражданском праве. Его можно определить как совокупность (подсистему) норм, устанавливающих правоспособность юридического лица и способы ее осуществления, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также особенности их организационно-правовых форм.
Правила, носящие наиболее общий характер, содержатся в главе 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. К ним следует отнести легальное определение и классификацию юридических лиц, нормы, регламентирующие правоспособность и ответственность, порядок государственной регистрации, требования, предъявляемые к учредительным документам, порядок реорганизации, ликвидации и т. д.
В развитие норм ГК РФ принято ряд федеральных законов, регулирующих процессы создания и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Это Федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об акционерных обществах" и т.д.
Однако, ГК РФ был принят в 1994 году, а с тех пор жизнь, общество и рыночные отношения в России не стоят на месте. Поэтому сегодня российскими юристами разработана новая концепция Кодекса и сейчас, на базе этой концепции, идет работа по написанию новой версии первой, основной части ГК.
Государство, признавая себя равным участником гражданско-правовых отношений, гарантирует равенство всех субъектов права перед гражданским законом, и обеспечивает свободное и естественное развитие экономических отношений (регулированию которых посвящен Гражданский кодекс). Именно данными обстоятельствами подтверждается особая актуальность тематики моей курсовой работы в настоящее время в России.
Итак, главная цель работы – раскрытие понятия "юридического лица", значение этого института, оснований классификации юридических лиц, а также их видов, порядок лицензирования деятельности юридических лиц.
В соответствии с поставленной мной целью, необходимо выделить следующие задачи:
изучить действующее законодательство и произвести анализ нормативно-правовых актов в данной области;
рассмотреть виды юридических лиц, рассказать об их формах;
охарактеризовать особенности правоспособности юридических лиц.
Кроме Гражданского кодекса Российской Федерации, материалом для данной работы служили нормативно-правовые акты, литература и учебные пособия по гражданскому праву, статьи периодических изданий, прочие актуальные источники информации.
Структура данной работы соответствует предъявленным требованиям и состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка использованной литературы, который представлен нормативно-правовыми актами, научной и учебной литературой, статьями периодических изданий, информацией из Интернет-ресурсов.
Глава 1. Юридические лица в Российской Федерации
1.1 Понятие и характеристика законодательных признаков юридических лиц
Согласно пункта 1 статьи 48 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
В настоящей статье содержится определение юридического лица, на основе которого создаются и функционируют различные виды юридических лиц, предусмотренные законом. Независимо от того, к какому виду относится юридическое лицо, оно должно удовлетворять критериям (признакам), указанным в данном определении.
Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, необходимых для признания организации юридическим лицом:
1) организационное единство (упорядоченность), которое проявляется, как правило, в наличии определенной структуры, органов управления, их иерархии, соподчиненности и в регламентации отношений между его участниками;
2) наличие обособленного имущества юридического лица, которое является материальной базой его деятельности;
3) самостоятельная гражданская правовая ответственность юридического лица, в силу чего участники юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых, кроме случаев, предусмотренных законом;
4) выступление в гражданском обороте от своего имени, т.е. возможность юридического лица от своего имени вступать в правоотношения, приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.
Признание юридическим лицом определенной "организации" не означает, что в этом качестве могут выступать лишь коллективы граждан. Так, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (или упорядочено).
Можно также дополнительно выделить следующие моменты, характеризующие юридическое лицо:
а) наименование организации;
б) регистрация в государственном реестре юридических лиц;
в) наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления определенных видов деятельности;
г) самостоятельный баланс;
д) наличие счета в банке;
е) юридический адрес.
Закон требует, чтобы каждое юридическое лицо имело свое наименование, индивидуализирующее его среди прочих организаций. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Указание на его организационно-правовую форму сразу же дает знать участникам оборота об основных признаках организации - является ли она коммерческой или некоммерческой, как строится ее ответственность и т.д. Законы об отдельных видах юридических лиц, включая и нормы самого ГК, требуют включения дополнительных сведений в наименования юридических лиц соответствующего вида. Обязательное включение в наименование указания на характер деятельности установлено для тех юридических лиц, которые в силу закона должны обладать специальной правоспособностью.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется решение многих вопросов, например место исполнения обязательства, в котором участвует юридическое лицо (ст. 316 ГК), подсудность споров, место уплаты налогов и т.д. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
В зависимости от вида юридического лица состав учредительных документов различен, так, например, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава, а правовой базой для деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор (ст. 52 ГК). Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав. Устав – это свод правил, регулирующих деятельность предприятий, организаций, учреждений и их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, их права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности. Учредительный договор - консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения. Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а утверждается учредителями (участниками) юридического лица. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Как уже отмечалось, в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Состав (перечень) органов юридического лица (высший и исполнительные органы), компетенция каждого из них, порядок их назначения или избрания определяются для различных видов юридических лиц (их организационно - правовых форм) помимо ГК также и законами об этих видах юридических лиц, иными правовыми актами и учредительными документами конкретного юридического лица. Органы юридического лица формируют и выражают его волю, и поэтому именно через них, т.е. посредством совершаемых ими действий, оно приобретает гражданские и иные права и принимает на себя обязанности. Их действия рассматриваются как действия самого юридического лица.
Орган юридического лица или действующее от его имени лицо не могут выходить за рамки предоставленных им полномочий. Законом определено, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.
В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.
Юридическое лицо может быть реорганизовано, ликвидировано, быть признано несостоятельным (банкротом).
Реорганизация является способом как прекращения деятельности юридических лиц, так и возникновения новых. При слиянии прекращается самостоятельное существование сливающихся организаций, и на их базе образуется новое юридическое лицо. При присоединении одно юридическое лицо вливается в другое и таким образом перестает существовать как таковое, а это "другое" продолжает свое существование. При разделении на базе прекратившегося юридического лица возникают новые. При выделении возникает новое юридическое лицо, а то, из которого оно выделилось, продолжает свое существование. При преобразовании юридическое лицо прекращает свое существование, и на его базе возникает новое. Таким образом, в четырех случаях реорганизации из пяти юридическое лицо прекращает существование, причем в трех из них - при разделении, слиянии и преобразовании - наряду с прекращением возникает новое (при слиянии и преобразовании) или несколько новых (при разделении) юридических лиц. При выделении налицо лишь возникновение одного или нескольких новых юридических лиц.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а также в случаях, установленных законом, в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда в случаях, предусмотренных в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса.
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.
В следующем разделе мною будет рассмотрен порядок государственной регистрации юридического лица более подробно.
1.2 Государственная регистрация юридического лица, учредительные документы юридического лица
Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции от 19.07.2009) и издаваемых в соответствии с ними иными нормативными правовыми актам Российской Федерации.
В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях. Именно содержание учредительных документов, в которых отражаются цели создания юридического лица, отражает все его критерии правосубъектности.
Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", таким органом является Федеральная налоговая служба, подчиненная Министерству финансов Российской Федерации. Регистрацией общественных объединений и политических партий как юридических лиц занимается Федеральная регистрационная служба.
Для регистрации юридического лица в соответствии со статьей 12 вышеназванного Федерального закона представляют следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются ценным почтовым отправлением с описью вложения. Но Правительством Российской Федерации могут быть определены и иные способы представления документов в регистрирующий орган. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются также Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В Российской Федерации ведется государственный реестр юридических лиц, содержащий сведения об их создании, реорганизации и ликвидации. Данные государственной регистрации юридического лица включаются в единый государственный реестр юридических лиц, который, в свою очередь, открыт для всеобщего ознакомления. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.
Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации юридического лица только в случаях, установленных законом, а это в случае:
а) непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) при регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации или реорганизации при внесении соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Наличие судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на установленные нарушения. Оно должно быть принято не позднее 5 дней после подачи документов на регистрацию.
В случае отказа юридическому лицу в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации уполномоченным государственным органом, данные действия могут быть обжалованы в судебном порядке.
Лишь с момента государственной регистрации и внесения в государственный реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размерах, установленных статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, завершающим этапом образования юридического лица является государственная регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. Государственная регистрация юридического лица является юридическим фактом, в результате которого юридическое лицо приобретает правоспособность.
1.3 Классификация юридических лиц по различным основаниям
Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать всё их множество по различным критериям.
В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).
В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.
Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.
Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).
В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).
Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).
По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.
И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором - личные.
Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории:
а) хозяйственные товарищества и общества,
б) производственные кооперативы,
в) государственные и муниципальные предприятия,
г) некоммерческие организации.
Также можно упомянуть и филиалы, и представительства юридических лиц.
Хозяйственные товарищества - договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:
1) Полное товарищество. Участники такой организации несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по ее обязательствам всем своим имуществом.
2) Товарищество на вере. Данное товарищество состоит из двух категорий участников: полных товарищей (или иначе - комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей-вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.
3) Общество с ограниченной ответственностью. Данное общество являет собой коммерческую организацию, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованную одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам.
4) Общество с дополнительной ответственностью. Данная коммерческая организация имеет уставной капитал, разделенный на доли заранее определенных размеров. Образовавшие ее одно или несколько лиц несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал.
5) Акционерное общество - коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на равные доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями.
Производственные кооперативы – еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.
Особой разновидностью коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации - организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на:
1) Потребительские кооперативы. Потребительский кооператив представляет собой объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов.
2) Общественные объединения - некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей. Существуют такие разновидности общественных объединений, как общественные организации, общественные движения, общественные фонды и некоторые другие.
3) Религиозные организации - объединение граждан, имеющие основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками.
4) Фонд - некоммерческая организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями.
5) Учреждения. Это организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера, и финансируемая им полностью или частично.
6) Объединения юридических лиц. Представляет собой некоммерческую организацию, образованную несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.
Из приведенного выше списка видно, что организационно-правовых форм предприятий существует великое множество. Достаточно сложно без квалифицированной юридической консультации выбрать более приемлемую форму для будущего предприятия.
Глава 2. Правоспособность и лицензирование деятельности юридического лица
2.1 Правоспособность юридического лица в Российской Федерации
Правоспособность юридического лица в общем понимании представляет собой способность юридического лица иметь гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления своей деятельности. Правоспособность юридического лица определяется в уставе (положении) данного юридического лица.
В современном гражданском праве России выделяется общая и специальная правоспособность юридических лиц. Под общей (универсальной) правоспособностью понимается способность юридического лица иметь любые гражданские права и обязанности, которые необходимы ему для осуществления любого вида деятельности, не противоречащего действующему законодательству. Под специальной правоспособностью понимается наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые отдельно регулируются законом, соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
Следует учитывать, что общую правоспособность в соответствии с Гражданским Кодексом РФ могут иметь только коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий (абз. 2 п. 1 ст. 49). Юридические лица с иными организационно-правовыми формами имеют специальную правоспособность.
Участники любой коммерческой организации могут при желании "уменьшить" объем ее правоспособности, т.е. сделать правоспособность специальной. Для этого в учредительных документах юридического лица необходимо закрепить конкретный закрытый перечень видов его деятельности. При этом даже для многих коммерческих организаций законом изначально предусмотрена только специальная правоспособность (например, страховые организации, банки и др.). Сделки, совершенные юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, т.е. внеуставные сделки, иногда называемые сделками ultra vires, недействительны.
Правоспособность юридического лица в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ возникает в момент его создания (т.е. в момент его государственной регистрации) и прекращается в момент завершения его ликвидации (т.е. в момент внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц).
Права юридического лица могут быть ограничены лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Случаи и порядок возможного ограничения отдельных прав юридического лица предусматриваются обычно в законах, посвященных конкретным видам юридических лиц. Как правило, это имеет место при нарушении юридическими лицами действующих нормативных актов и правил, установленных в их учредительных документах, а также при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, затрагивающих интересы общества. Так, Федеральным законом от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" за Банком России закреплено право в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков) вводить запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года.
Решение об ограничении прав, принятое уполномоченным органом государства, может быть обжаловано юридическим лицом в суд (п. 2 ст. 49 ГК РФ).
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок получения лицензий будет рассмотрен мною в следующем разделе данной главы моей курсовой работы.
Таким образом, правоспособность юридического лица определяется с помощью двух критериев: цели деятельности и вида деятельности. Наличие цели деятельности, предусматриваемой в учредительных документах, является обязательным условием существования каждого юридического лица. При этом в понятие цели деятельности юридического лица вкладывается весьма широкий смысл: получение или неполучение прибыли в процессе своей деятельности.
2.2 Лицензирование деятельности юридического лица
Конституция Российской Федерации предусматривает равное для всех право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности, субъекты хозяйствования вправе осуществлять его в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии. Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Действие данной правовой нормы распространяется на юридические лица общей и специальной правоспособности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Единого закона о лицензировании не существует, оно предусматривается в законодательных актах об отдельных видах деятельности.
Основным нормативным актом, определяющим правовую основу лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Статьей 3 данного Закона закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства:
- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласность и открытость лицензирования;
- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Вышеназванный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Действие Закона о лицензировании распространяется только на виды деятельности, установленные ст. 17 указанного Закона.
Необходимо отметить, что Закон о лицензировании содержит только общие положения, касающиеся лицензирования. По каждому лицензируемому виду деятельности существует соответствующий нормативный акт, подробно регламентирующий порядок лицензирования. Так, например, необходимость получения лицензии на осуществление банковской деятельности предусмотрена Федеральным законом от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", страховой деятельности с заключением договоров страхования - Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 (в ред. от 30.10.2009) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и ст. 938 ГК, порядок лицензирование образовательной деятельности установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности".
Указанные Законы также содержат лишь общие положения о лицензировании конкретного вида деятельности. Более подробно порядок лицензирования раскрывается в подзаконных актах. Как известно, высшей юридической силой обладают законы, подзаконные акты не могут противоречить нормам закона. В случае противоречия положений закона и подзаконного акта применению подлежат нормы закона.
В любом случае юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.
В случае нарушение лицензионных требований и условий лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензий с последующим возобновлением их действия после устранения нарушений.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" Правительсво Российской Федерации:
а) определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;
б) устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Данным постановлением установлено, что деятельность, лицензия на
осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов Российской Федерации о намерении осуществлять лицензируемой вид деятельности на их территориях.
В некоторых случаях информация о наличии лицензии у организации либо индивидуального предпринимателя должна быть в обязательном случае раскрыта. Так, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию. Статьей 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" установлен запрет на рекламу товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусматривает поэтапную отмену в России 49 из 124 лицензировавшихся ранее видов деятельности. В частности, с 1 января 2007 г. прекратилось лицензирование туроператорской, турагентской и еще других видов деятельности, а с 1 января 2010 г. прекращается лицензирование строительной деятельности в области инженерных изысканий и архитектурного проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции. Регулирование данной деятельности путем предоставления стройкомпаниям допуска к строительству должны осуществлять саморегулируемые организации (СРО) в области строительства, проектирования и изыскательской деятельности.
Законом предусматривается также упрощение процедур получения и переоформления лицензий, сокращены сроки выдачи лицензий с 60 до 45 дней. В целом в дальнейшем лицензироваться будут только самые опасные виды деятельности.
Заключение
В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в Российской Федерации произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.
Таким образом, проанализировав предложенные нормативно-правовые акты и другие источники по выбранной теме, мною выяснено, что юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений.
Любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками. Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права.
Первым признаком юридического лица является организационное единство (наличие четкой внутренней структуры, органов управления и соответствующих структурных подразделений для выполнения своих функций). Организационное единство юридического лица определяется действующим законодательством и должно быть закреплено учредительными документами (уставом, учредительным договором). В уставе обязательно определяются – наименование организации, предмет и цели деятельности, место нахождения, органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования и расходования имущества, условия реорганизации и прекращения его деятельности.
Следующим признаком юридического лица можно назвать наличие у него обособленного имущества (наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущества которым юридическое лицо отвечает по своим обязательствам). Степень имущественной обособленности имущества у различных видов юридических лиц может существенно различаться. Так, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, тогда как унитарные предприятия — лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления.
Третьим признаком юридического лица является наличие самостоятельной имущественной ответственности. Любая организация (юридическое лицо) несет определенную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и отвечает по своим долгам своим имуществом. Необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов. Существующие исключения из правила о самостоятельной ответственности юридического лица ни в коей мере не затрагивают общий принцип, поскольку ответственность иных субъектов права по долгам юридического лица является лишь субсидиарной (т. е. дополнительной к ответственности самого юридического лица).
Четвертым признаком юридического лица является выступление в гражданском обороте от своего имени. Это означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. Это - итоговый признак юридического лица и одновременно та цель, ради которой оно и создается. Наличие организационной структуры и обособленного имущества, на котором базируется самостоятельная ответственность, как раз и позволяют ввести в гражданский оборот новое объединение лиц и капиталов - нового субъекта права.
В данной курсовой работе я рассмотрела наиболее важные, как я считаю, аспекты гражданско-правового положения юридических лиц, как субъектов гражданских правоотношений.
Я постаралась четко и в соответствии с законом раскрыть содержание понятия, признаки и значение юридических лиц, порядок их образования, лицензирования их деятельности, описала и проанализировала виды юридических лиц.
Мне кажется, что тема юридические лица, как субъекты гражданского права является одной из основных, так как субъекты (физические и юридические лица) - это участники всех правоотношений. А ведь никаких отношений не может быть, если нет их участников. Так, по данным Федеральной налоговой службы России, на 1 декабря 2009 года в России зарегистрировано 4,232 млн. юридических лиц.
В данной курсовой работе я рассмотрела В заключении всего сказанного можно сделать вывод: правовые знания становятся насущной необходимостью. Основы гражданского права надо знать каждому, чтобы грамотно формулировать, защищать и отстаивать свои законные интересы.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (в ред. от 30.12.2008) // РГ. 2009. № 7.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 28.11.2009) // РГ. 2001. № 256.
4. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (в ред. от 19.07.2009) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // РГ. 2001. № 153-154.
5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. № 33. Часть 1. Ст. 3430.
6. Федеральный закон от 02.07.2005 № 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // РГ. 2005. № 144.
7. Федеральный закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // РГ. 2008. № 158.
8. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. ФЗ от 18.07.2009 № 181-ФЗ, от 22.09.2009 N 218-ФЗ) // РГ. 2002. № 127.
9. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в ред. от 27.09.2009) "О рекламе" // РГ. 2006. № 51.
10. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (в ред. от 30.12.2008) "О Правительстве Российской Федерации" // РГ. 1997. № 245.
11. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 (в ред. от 30.10.2009) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // РГ. 1993. № 6.
12. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766.
13. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 (в ред. от 15.06.2009) "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности". // СЗ РФ. 2006. № 6. Ст. 700.
14. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 277 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"// РГ. 2009. № 63.
15. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 г. № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"// РГ. 2006. № 250.
Научная и учебная литература:
1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой // Отв. редактор О.Н.Садиков. М.,1995.
2. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" / Отв. ред. Б.М.Гонгало, П.В.Крашенинников. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.
3. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник // Под ред. Ю.К.Толстого., А.П.Сергеева. М.: Юрайт, 2005.
4. Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М.: МЭСИ, 2007.
5. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: Юрайт,1984.
6. Римское государственное право. Учебник // Под редакцией И.Б.Новицкого, И.С.Перетерского. М.: Вольтер Клувер, 1994.
7. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М.: "Статус", 2000.
8. Матвеенко П.В. Правовое регулирование лицензирования.// Гражданское право. 2006. № 4
9. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.orq/wiki/