Понятие, правовые основы и принципы государственной службы в ОВД
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра Управления, административного права и АД ОВД
Дисциплина: Государственная служба в ОВД РФ
Реферат
На Тему: «Понятие, правовые основы и принципы государственной службы»
Подготовил:
Курсант 144 взвода
Рядовой милиции
Красный А.Н.
Проверил:Преподаватеть кафедры
капитан милиции
Хряков В.А.
Белгород 2008
Примерное распределение времени:
План Реферата |
Страницы |
Вступительная часть |
4 |
Учебные вопросы: |
|
1. Понятие и система государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации. |
6 |
2.Задачи государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, и их классификация. |
14 |
3.Функции государственной службы в системе МВД России, и их классификация. |
21 |
4.Принципы государственной службы в системе МВД России. Понятие и классификация.
|
29 |
Заключительная часть (подведение итогов) |
35 |
Литература:
Основная:
Конституция Российской Федерации. М., 1993 г.
Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 16, ст. 503.
Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Дополнительная:
Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Приказ МВД Российской Федерации от 14 декабря 1999 г № 1038 «Инструкция о порядке применения Положения службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Введение
В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ «О системе государственной службы РФ» служба в органах внутренних дел относится к правоохранительной службе. Положения данной статьи вступит в силу после принятия ФЗ «О правоохранительной службе в РФ».
Государственная служба в органах внутренних дел – это разновидность общественно - полезной деятельности гражданского общества и самостоятельный вид федеральной государственной службы Российской Федерации, она носит специальный характер и функционирует в единой системе органов внутренних дел как системе органов исполнительной власти.
Органы внутренних дел созданы для решения задач по защите прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и иных действий; предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений и других задач. Эти государственные функции выполняют непосредственно должностные лица органов внутренних дел, в целом составляющие кадры органов внутренних дел.
С целью эффективного выполнения указанных задач кадры органов внутренних дел должны быть соответствующе подготовлены. Особое внимание уделяется личным качествам каждого из работников: моральным, уровнем общего и специального образования в зависимости от выполняемых конкретных задач по должности, физическим данным.
В данной лекции в основном рассматриваются задачи, функции, принципы и место государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации в общей системе государственно-служебных отношений, правовое положение сотрудника милиции.
Государственная служба была, есть и в обозримом будущем останется одним из главных институтов государства. Поэтому следует уточнить «объем» понятия государственной службы, поскольку оно употребляется в двух различных смыслах. Кроме того, данная тема тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как теория государства и права, административное право, административная деятельность, трудовое право и др.
Вопрос № 1. Понятие и система государственной службы в Российской Федерации.
Слово «служба» имеет несколько значений. Под службой может пониматься как орган исполнительной власти, так и структурное подразделение органа исполнительной власти. В данном случае служба понимается как вид деятельности.
Государственная служба является одним из ключевых конституционных и административно-правовых институтов. Это - неотъемлемая, органическая часть, один из фундаментальных элементов российской государственности, один из ведущих институтов административного права. Традиционно принято рассматривать государственную службу в широком и узком смысле слова.
В широком смысле государственная служба обычно представляется одной из форм трудовой деятельности людей, которая выражается в осуществлении административных, социально-культурных и воспитательных функций. Категории граждан, исполняющих такие функции в государственных организациях, а именно: в государственных органах и учреждениях (школах, больницах, вузах, культурно-просветительских учреждениях), на государственных предприятиях в качестве руководителей и инженерно-технического персонала, объединялись единым понятием - «служащие» наряду с такими разновидностями работников как рабочие и крестьяне.
В узком смысле слова под государственной службой принято понимать профессиональную деятельность граждан, состоящих на руководящих либо исполнительских должностях в качестве соответствующих специалистов, в аппарате государственных органов, в органах управления государственных учреждений и предприятий, наряду с вспомогательным персоналом, либо техническими исполнителями (уборщицы, секретари, машинистки и т.п.).
Теснейшим образом с понятием «государственная служба» связано понятие «государственная должность». Общеизвестно, что под должностью принято считать служебное место, которое определяет правовой статус замещающего его работника.
Государственной является должность в государственных органах с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Должности государственной службы утверждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом, или иным нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
При этом должности государственной службы подразделяются на :
а) должности федеральной государственной гражданской службы;
б) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
в) воинские должности;
г) должности правоохранительной службы.
Кроме того, должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
Соотношение же указанных должностей согласно ч.4 ст.8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»1 определяется указом Президента или федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 1 указанного закона должности государственной службы могут быть также разделены в зависимости от того, исполнение чьих полномочий они призваны обеспечивать. Согласно такой классификации устанавливаются должности, обеспечивающие исполнение полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);
субъектов Российской Федерации;
государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).
Закон закрепил еще один формальный признак государственной должности. Ее могут замещать лишь граждане Российской Федерации.
К признакам государственной должности следует также отнести возможность ее замещения на профессиональной основе и, кроме того, - в течение определенного времени, а также при соблюдении условий, устанавливаемых законодательством.
Таким образом, под государственной службой в законе надлежит понимать профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий России, ее субъектов, федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Будучи разновидностью службы, вообще и обладая всеми ее признаками (информационное содержание, деятельность за вознаграждение и т.д.), государственная служба имеет ряд особенностей, определяющих ее качественное своеобразие.
Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные государственные должности.
Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, выполнение государственных функций, что тесным образом связывает государственную службу с осуществлением исполнительной власти.
В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансирования. Государственная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда - это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.
В-четвертых, на лиц, замещающих должности государственной службы не распространяется законодательство о труде. Трудовые отношения, участниками которых они являются, регулируются специальными законами и иными нормативно-правовыми актами 2.
В соответствие с принципом разделения властей уместно также различать государственную службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.
Государственная служба занимает особое место в механизме управления государством и играет важную роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, создания необходимых условий для развития личности, укрепления основ гражданского общества
Основная цель государственной службы в органах внутренних дел: обеспечение организационно-правовых, морально-психологических и иных условий для формирования высокопрофессионального кадрового корпуса органов внутренних дел, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД России, обществом и государством.
Правовую основу государственной службы составляют: Конституция Российской Федерации; Декларация прав и свобод человека и гражданина; международные правовые документы, регламентирующие прохождение государственной службы (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый на 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.); конституции республик, являющихся субъектами РФ; уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов РФ; специальные федеральные законы и иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы («О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г.3, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 24 июля 2004 г.4, «О милиции» от 18 апреля 1991 г.5, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1992 г.); указы Президента, регламентирующие важнейшие вопросы государственной службы («О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» от 16 августа 1995 г. № 854; «О первоочередных мерах по организации системы государственной службы в Российской Федерации» от 3 июня 1993 г. № 848 и другие); постановления Правительства РФ («О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 июля 1993 г. № 720; «Положение о межведомственной комиссии по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти и ее состав» от 11 августа 1995 г.; нормативно-правовые акты, принимаемые различными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти РФ (Приказ МВД «О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту» от 19 июля 1999 г. № 526).
На основе этих правовых актов устанавливаются особенности государственной службы в отдельных государственных органах. В частности, вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации регламентируются законом РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних Российской Федерации», а также другими нормативными актами, включая индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.
В соответствии с законом «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению полномочий:
Российской Федерации;
Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов Российской Федерации;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации. Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба,
- военная служба,
- правоохранительная служба.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы.
В Законе «О системе государственной службы Российской Федерации» определены основные понятия:
- федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (статья 4);
- военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства ( статья 6 );
-правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (статья 7);
-федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (статья 10).
По своему правовому положению сотрудники органов внутренних дел являются государственными служащими.
Применительно к сотрудникам органов внутренних дел это означает, что они являются гражданами Российской Федерации, состоят в должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации и им в установленном законодательством порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации. Им выдаются служебные удостоверения и жетоны установленных Министерством внутренних дел Российской Федерации образцов.
Сотрудники органов внутренних дел после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты позволяют в качестве характеристики профессиональных отношений в органах внутренних дел сделать несколько общих выводов:
а) профессиональные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации - это государственно-служебные отношения;
б) эти
отношения связаны с деятельностью
государственного
органа,
входящего в структуру федеральных
органов исполнитель
ной
власти Российской Федерации;
в) государственно-служебные
отношения в органах внутренних
дел
Российской Федерации представляют
собой разновидность федеральных
государственно-служебных отношений
Российской Федерации и занимают свое
самостоятельное место;
г) исходя из полномочий МВД России, государственно-служебные отношения в них должны регламентироваться федеральным законодательством и в соответствии с ним нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации;
д) государственно-служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации должны обладать элементами устойчивости, надежности, эффективности, целенаправленности.
Вопрос № 2. Задачи государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, и их классификация
Задачи государственной службы в органах внутренних дел очень многообразны. В конечном итоге они как составляющая часть общих задач государственной службы Российской Федерации связаны с реализациями задач государственных органов.
Вопрос следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкий смысл охватывается задачами, которые стоят перед всей государственной службой Российской Федерации. Для узкого подхода задачи государственной службы органов внутренних дел вытекают из общих задач, стоящих перед этими органами.
В целом Министерство внутренних дел Российской Федерации представляет сложную систему органов, которые осуществляют свою деятельность через различные формы.
К основным формам относят: организационно-массовую работу, нормотворческую деятельность, правоприменительную (регулятивную и правоохранительную) деятельность, материально-технические операции.
Компетенция различных органов внутренних дел Российской Федерации определяется различными правовыми актами. Так, согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О милиции» к задачам, стоящим перед органами и подразделениями системы МВД России, относятся:
1)обеспечение безопасности личности;
2)предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3)выявление и раскрытие преступлений;
4)охрана общественного порядка и общественной безопасности;
5)защита
частной, государственной, муниципальной
и иных
форм
собственности;
6)оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных интересов;
7)иные задачи, возложенные только настоящим Законом.
Другой федеральный закон - «Об оперативно-розыскной деятельности» к задачам оперативно-розыскной деятельности, в том числе и для органов внутренних дел, относит: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Исходя из задач, которые поставлены перед органами внутренних дел Российской Федерации не только указанными, но и многими другими Законами, можно выделить основные и вспомогательные задачи государственной службы в органах внутренних дел.
К первым (основным) можно отнести те, которые вытекают из общих поставленных задач перед МВД России:
осуществление деятельности, связанной не только с применением мер государственного воздействия, но и не требующей таковых, с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности через государственно-служебные отношения сотрудников, проявляющиеся по всем направлениям реализации полномочий органов внутренних дел в сфере государственного управления;
- создание
условий для совершенствования работы
с кадрами
органов внутренних дел, их
профессиональной подготовки;
- обеспечение государственной охраны (защиты) сотрудников;
- создание
обновленной нормативной правовой основы
для
эффективной
деятельности сотрудников органов
внутренних дел
как
государственных служащих;
- обеспечение
различного рода условий для
проявления
принципов
как основы организации государственной
службы в деятельности
органов внутренних дел и их сотрудников;
- обеспечение
нормальной деятельности органов
внутренних
дел и выполнение сотрудниками
профессиональных, должностных
обязанностей
по обеспечению исполнения полномочий
этих органов;
- искоренение условий для проявления бюрократизма, нарушений законности среди сотрудников;
- создание
прочных механизмов, сопровождающих не
только
отбор,
но и профессиональный рост каждого
сотрудника.
Ко вторым (вспомогательным) можно отнести задачи, которые непосредственно вытекают из функциональной деятельности конкретных органов и подразделений МВД России, наделенных определенными полномочиями. В частности:
- формирование нормативных правовых актов в области государственно-служебных отношений, направленных на сближение правового статуса сотрудников органов внутренних дел квалифицированными кадрами Вооруженных Сил Российской Федерации при изменении службы последними;
- создание
из специалистов экспертных советов
рабочих
групп
по рассмотрению проектов нормативных
актов и иных документов,
подготовленных на конкурсной основе,
касающихся государственно-служебных
отношений в органах внутренних дел;
- создание автоматизированного управления процессом профессиональной адаптации сотрудников в органах внутренних дел;
- введение в число основных критериев работы сотрудников органов внутренних дел состояния соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации;
- совершенствование механизма ответственности сотрудников органов внутренних дел за незаконные действия (или бездействия) при реализации нормативно-правовых актов;
- создание в кадровых аппаратах центров по изучению и оцениванию профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел, в особенности, руководителей;
- создание
системы мониторинга, направленного на
работу
по
развитию кадрового потенциала,
формирование резерва кадров,
планированию
карьеры, проведению периодической
аттестации;
- создание
научно-методического совета по проблемам
под
готовки,
переподготовки и повышения квалификации
кадров для
государственной
службы в органах внутренних дел при
Федеральном
органе по вопросам государственной
службы в органах внутренних
дел;
- создание
системы отбора кандидатов на
руководящие
должности,
при которой каждый новый уровень
должностных лиц
характеризовался
бы более высоким набором
профессиональных,
интеллектуальных
и нравственных качеств; престиж должности
совмещался
бы с авторитетом личности;
- создание в органах внутренних дел единой системы предотвращения коррупции и борьбы с ней;
- определение
перечня должностей, которые потенциально
в
наибольшей
степени могут быть повержены различным
проявлениям
коррупции и установление за этими
должностями особого контроля;
- создание ведомственного контрольно- наблюдательного совета по борьбе с коррупцией;
- разработка программы информирования общественности по вопросам государственной службы в органах внутренних дел и путях совершенствования этой службы;
- ежегодная оценка деятельности каждого сотрудника органов внутренних дел за выполнение функциональных обязанностей;
- определение
базовых практических органов внутренних
дел
с целью
проведения экспериментов по отработке
методик, оценок,
различных
технологий кадровой в органах внутренних
дел;
- создание
независимой комиссии по спорам, конфликтам
и
другим
вопросам государственной службы в
органах внутренних
дел;
- создание банка данных и базы знаний по системе подготовки специалистов и их профессиональном использовании на службе;
- разработка механизма по практической реализации положений Кодекса чести сотрудника органов внутренних дел;
- внесение
предложений в Правительство Российской
Феде
рации
по созданию механизмов реализации
отдельных прав сотрудников
органов внутренних дел, предусмотренных
действующим
законодательством;
- разработка критериев, механизмов анализа и оценки влияния государственной службы на состояние и деятельность органов внутренних дел;
- внедрение новых технологий и меток по расчету потребности в кадрах, планированию карьеры, организации оценки и повышения квалификации, анализу текучести кадров;
- определение
научно обоснованных нормативов
штатное
обеспечения
деятельности органов внутренних дел;
- выработка научно обоснованных норм и нормативов служебной нагрузки сотрудников внутренних дел;
- создание специализированных подразделений с аналитическими функциями обобщения и распространения положительной опыта по вопросам функционирования государственной службы и устранению имеющихся недостатков;
- пересмотр
тематики служебной подготовки личного
состава
органов
внутренних дел на предмет более глубокого
изучения вопросов
государственно-служебных отношений;
- создание
принципиально новых психологических
служб,
которые
способствовали бы повышению эффективности
деятельности
(боеспособности) личного состава органов
внутренних дел;
- проведение
на постоянной основе психодиагностических
процедур
среди сотрудников органов внутренних
дел;
- разработка механизмов повышения престижности государственной службы в органах внутренних дел;
- разработка
методик по адаптации сотрудников
органов
внутренних
дел в экстремальных условиях работы.
Широкий смысл к определению задач государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации тесно увязывается с задачами государственной политики Российской Федерации, которую необходимо оценить как более научно-теоретическую категорию:
признание,
соблюдение и защиту прав и свобод
человека и
гражданина
и человека;
обеспечение государственного суверенитета, конституционного строя, ценности и неприкосновенности территории;
- осуществление
государственно-служебных отношений
на
основе
единства темы государственной власти,
разграничении
предметов
ведения и полномочий между органами
государственной
власти
Российской Федерации и органами
государственной власти
субъектов
Российской Федерации, равноправия и
самоопределения
народов
в Российской Федерации;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в социальном государстве, где гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
выполнение государственно-служебных отношений в условиях идеологического многообразия, когда никакая идеология, религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, где общественные объединения равны перед законом;
постоянное совершенствование деятельности государственных служащих на основе мощной правовой базы, состоящей из общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и местного самоуправления научной организации труда и внедрения прогрессивных методов решения управленческих задач; применения электронно-вычислительных средств;
создания модели непрерывного повышения профессионального уровня государственных служащих.
В условиях построения демократического правового государства комплексная реализация задач государственной службы в органах внутренних дел позволила бы достичь и определенные цели в этой области:
1) создать обновленную систему государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации;
2) построить новую модель кадровой работы в этих органах, адекватную моделям в других странах, путем внедрения технологий и методик по расчету потребности в кадрах, планированию карьеры, организации оценки и повышению квалификации, оценке эффективности деятельности государственной службы, анализу текучести кадров и других составляющих;
3) пополнить органы внутренних дел государственными служащими, обладающими высоким уровнем культуры и профессионализма;
4) сформировать идеальную модель сотрудника органов внутренних дел как государственного служащего и определить степень соответствия сотрудников органов внутренних дел идеалу модели профессии;
5) привести корпус государственных служащих органов внутренних дел к мировому уровню и стандартам, дающим возможность работать с различными международными организациями по предупреждению и раскрытию преступлений.
Вопрос № 3. Функции государственной службы в системе МВД России, и их классификация.
Под функциями государственной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Функции являются конкретными направлениями организующего воздействия на специфические государственно-служебные отношения, возникающие в процессе создания государственной службы и деятельности государственных служащих.
Выделяют следующие общеправовые функции - регулятивную, охранительную, обеспечительную, коммуникативную, интегративную и социальные (экономическую, политическую, воспитательную, экологическую).
Регулятивная функция - обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей на субъекты права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Наиболее характерными элементами осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности (правосубъективности) граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, в том числе и компетенции должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям.
Охранительная функция - это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному обществу.
Специфика охранительной функции состоит в следующем:
во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;
во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний:
в-третьих, она является показателем политического и культурного общества, гуманных начал, содержащихся в праве.
Способ охраны очень часто зависит от развитости общества, от его политической сущности. Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнивать с правоохранительной деятельностью государства. Если охранительная функция права - это действия самого права, то правоохранительная деятельность государства,
во-первых, является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действия специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда, арбитража) по охране права;
во-вторых, это действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора;
в-третьих, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность - на охрану самого права.
Государственная служба в органах внутренних дел в охранительной функции права направлена на установление и поддержание определенного правого режима в государстве с помощью различных законных мер обеспечения.
Обеспечительная функция права нацелена на то, чтобы стоящие перед государством задачи, функции в конечном итоге были выполнены. Для этого государство задействует различные органы Министерство внутренних дел России, исходя из своего правового статуса, возглавляет сложную систему органов внутренних дел.
Коммуникативная функция направлена на обеспечение социально полезного накопления целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях ее реформирования.
Что касается социальных функций права, то они в самом общем виде представляют собой комплексное воздействие на сложившиеся сферы общественных отношений. Так, экономическая функция права влияет на экономические отношения, т.е. экономическую сферу. Политическая функция права - на политическую сферу. Воспитательная функция права - на духовную сферу. Экологическая - на экологическую сферу.
Государственная служба в органах внутренних дел как правовой институт, а в целом и государственная служба Российской Федерации в области социальных функций права осуществляет реализацию целей и функций государства применительно к сферам общественных отношений.
В основу формирования государственной службы в органах внутренних дел положено два момента. Первый связан с объективными (практическая реализация функций права и государства), а второй с субъективными (подготовленность к службе, интеллектуальные способности, соблюдение дисциплины и т.д.) предпосылками становления этой государственной службы. Исходя из предпосылок формирования государственной службы в органах внутренних дел, сфер ее реализации и содержания трудовых операций можно предположить следующую классификацию функций данной службы: общие, основные и обеспечивающие.
К общим функциям государственной службы в органах внутренних дел можно отнести те, которые, на наш взгляд, характерны для системы управленческих взаимоотношений: планирование, предвидение, организация, регулирование, руководство, контроль, координация, учет, информационная.
1) Планирование - эта функция занимает центральное место в механизме государственной деятельности и государственно-служебных отношений. Для ее выполнения от государственных служащих требуется знание объективных законов развития гражданского общества, международного и национального законодательства, а также целей, задач, средств достижения планируемого процесса. В этой функции подчеркиваются сроки и способы реализации конкретных программ, в том числе направленных на совершенствование государственно-служебных отношений. Ей присуща разработка общей концепции развития и реформирована не только государственной службы в органах внутренних дел, но государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности. Достижение органами внутренних дел намеченных целей и выполнение поставленных задач возможно только при научно обоснованном планировании.
2) Предвидение - данная функция отображает будущее состояние органов внутренних дел в осуществлении государственного управления и государственной службы этих органов. Она может отображать и изменения, которые могут произойти в данных объектах. Ей свойственно нести и информационный материал о тех событиях, которые могут наступить. Предвидеть - значит давать опережающую возможную картину действительности. В предвидении различают три формы: предсказание, прогноз, предположение.
Предсказание - однозначное утверждение о будущем состоянии того или иного объекта или наступление какого-либо события.
Прогноз вырабатывается на научной основе и звучит не столь категорично. В нем отражается наиболее вероятное состояние объекта или возможность наступления события, однако, допускается, что объект может оказаться и в ином состоянии или прогнозируемое событие не произойдет.
Предположение представляет собой описание одного или несколько возможных вариантов (гипотезе) будущего состояния интересующих нас объектов.
3)
Организация
как функция
предполагает создание упорядоченности
в системе управления государственной
службой в органах
внутренних
дел, осуществление различных мер (на
законной основе)
по реализации концепций, планов, решений,
связанных с государственно-служебными
отношениями, формирование устойчивых
начал
в государственной службе, которые могли
бы влиять на существенные
отношения с целью выполнения поставленных
задач перед органами внутренних дел,
обеспечение необходимого воздействия
субъекта управления на объект управления,
установление на базе принципов
государственной службы в органах
внутренних дел
ее структуры с четким распределением
должностных полномочий
служащих.
4) Регулирование
связано с непосредственным осуществлением
действий организационного характера
в области государственной
службы органов внутренних дел, которые
влекут установление,
изменение
или прекращение государственно-служебных
отношений.
С той целью допускается использование
различных методов,
форм и способов
государственного управления и
государственной
службы.
Эта функция обеспечивает нормальный
режим во взаимоотношениях
между различными элементами системы
государственной
службы. Регулирование
способствует разработке нормативных
актов и различных рекомендаций
по совершенствованию государственной
службы в органах
внутренних дел.
5 )Информационная функция включает многие моменты, но как правило, они имеют одну направленность, которая связана с обеспечением деятельности органов внутренних дел. Без соответствующей информации нельзя принять решение, связанное с эффективностью управления силами и средствами органов внутренних дел. Эта функция органически связана с управлением. Для осуществления своей управленческой деятельности органы внутренних дел используют различную информацию, подготовленную сотрудниками: экономическую, криминологическую, статистическую, криминалистическую, социологическую, демографическую, экологическую и т.д.
6) Руководство - это функция по установлению общих начал и направлений осуществления государственной службы для органов внутренних дел и государственной службой в органах и подразделениях МВД России исходят от стратегии и тактики, общих государственно-служебных отношений, сложившихся в стране, и устоявшейся структуры управления в системе органов внутренних дел.
7) Контроль как функция государственной службы в органах внутренних дел проявляется:
а) в оценке фактического состояния этой службы на предмет соответствия (несоответствия) ведомственной базы государственно-служебных отношений принятым общим законодательным актам, регламентирующим эти отношения в российском обществе;
б) в анализе различных отклонений в ходе исполнения правовых норм государственной службы в органах внутренних дел с целью выработки общих подходов к решению задач, направленных на достижение не только промежуточных, но и конечных результатов в данной области;
в) в выявлении положительного опыта реализации государственно-служебных отношении, как на федеральном, так и на региональном уровнях, обеспечивающего эффективность в реализации всех сторон правового статуса сотрудников, для его распространения и подготовки предложений по совершенствованию правовой базы этих отношений.
8) Координация - это функция, с помощью которой достигается согласованность всех кадровых аппаратов внутренних дел различных уровней управления с целью выполнения поставленных задач в области государственной службы.
9) Учет как функция - это сбор сведений обо всех сторонах проявления института государственной службы в органах внутренних дел путем регистрации, сравнения, обобщения и сопоставления конкретных показателей. Посредством данной функции происходит информирование о состоянии, достижении и выполнение конкретных правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения в этих органах. Эту функцию можно рассматривать как центральную (основную), влияющую на все другие функции государственной службы с целью их успешной реализации.
Основные функции государственной службы в органах внутренних дел способствуют реализации тех направлений деятельности этих органов, которые в пределах своих полномочий осуществляют государственное управление в отведенной им сфере. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации оговаривает более 40 узловых функциональных аспектов своей деятельности. В качестве примера можно привести некоторые:
- определение основных направлений по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечения общественного порядка, общественной безопасности;
- осуществление анализа состояния правопорядка и преступности и подготовка предложений по усилению борьбы с криминогенными проявлениями;
- организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной и экспертно-криминалистической деятельности, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
- осуществление мер по борьбе с коррупцией, терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом оружия и наркотических средств;
- обеспечение охраны важных государственных объектов, особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам;
- организация лицензионной деятельности;
- рассмотрение поступающих предложений, заявлений и жалоб граждан, а также публикаций и сообщений средств массовой информации по вопросам деятельности органов внутренних дел.
Обеспечивающие функции государственной службы в системе МВД России способствуют реализации общих и основных функций.
Среди них можно выделить следующие:
- осуществление мер по обеспечению защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества сотрудников, обеспечение системы собственной безопасности;
- разработка и реализация федеральных программ кадрового обеспечения, подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих;
- организация материально-технического, информационного, юридического, финансового обеспечения органов и подразделений МВД России и личного состава;
- создание новых структурных подразделений, проведение реорганизационной работы, перераспределение прав и обязанностей между органами и персоналом;
- формирование новых форм связи и автоматизированного управления.
Вопрос № 4. Принципы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Понятие и классификация
Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с признаками государственной службы, закрепленными в Федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в «Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма. Гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.
Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (статья 3) установлены следующие принципы государственной службы:
Федерализм.
Законность.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Равный доступ к государственной службе.
Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Взаимосвязь государственной и муниципальной службы.
Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.
Профессионализм и компетентность государственных служащих;
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты представляет собой новое явление в российском законодательстве. Права личности являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена владением государственным языком Российской Федерации, возрастом и другими требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих.
Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы. Статьей 15 Конституции установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.
К принципам государственной службы следует также отнести общепризнанные основополагающие правила поведения, законодательно закрепленные в нормативных актах, регулирующих отдельные направления деятельности органов внутренних дел.
Кроме названных ранее, можно также отметить Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
В нем предусмотрено, что в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе, всем лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, если это не противоречит правовому статусу, рекомендуется придерживаться следующих принципов:
- исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
- осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;
- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
- соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;
- соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;
- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
- проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим Должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
- при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов,
- не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;
- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;
- соблюдать установленные в государственном органе прав, ла публичных выступлений и предоставления служебной информации;
- уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.
Государственный служащий, наделенный организационными распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призван:
- принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
- не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
Заключение
В настоящее время наиболее приоритетным направлением развития кадровой работы в органах внутренних дел Российской Федерации является качественное улучшение системы подготовки и воспитания кадров.
В целях упрочения духовно-нравственных основ службы в органах внутренних дел, воспитания у сотрудников гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения законов и этических норм будет создаваться качественно новая система образовательно-воспитательной работы среди личного состава. Особое внимание в работе предлагается уделять индивидуально-воспитательной работе руководителей подразделений и сотрудников воспитательных аппаратов, укреплению дисциплины, формированию морально-психологической устойчивости и поддержанию здорового психофизического состояния личного состава.
Важным по-прежнему остается и дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы кадровой работы, включая разработку и внедрение нового порядка и условий прохождения службы в органах внутренних дел. Не менее актуальным является создание оптимальной системы научно-аналитического и информационного обеспечения регулирования кадровых процессов в системе МВД.
Реализация приоритетных направлений кадровой позволит обеспечить создание организационно-правовых, морально-психологических и иных условий для формирования высокопрофессионального кадрового корпуса ОВД, способного эффективно решать правоохранительные задачи, поставленные перед МВД обществом и государством.
Литература:
Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями, внесенными законами РФ в 1999г.).
Федеральный Закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
Приказ МВД Российской Федерации от 14 декабря 1999 г № 1038 «Инструкция о порядке применения Положения службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Овсянко Д.М.Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие.- М.: Юристъ, 2005.
1 См. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2063.
2 См.: ч. 2 ст. 1 и ч. 6 ст. 8 Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации».
3 См.: СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
4 См.: СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
5 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 18 апреля 1991. № 16. Ст. 503.
1