Статистика биржевой деятельности

Статистика биржевой деятельности

Оглавление:

1 Понятие и сущность товарной биржи и биржевой деятельности

2 Задачи биржевой статистики

3 Система показателей биржевой статистики

4 Методы расчета индексов товарной биржи

Цель: ознакомить с понятием товарной биржи; системой показателей биржевой статистики.

После изучения вы сможете: различать сделки по видам на товарной бирже; пользоваться системой показателей биржевой статистики.

Информационные источники:

    Статистика рынка товаров и услуг./ Под ред. И.К. Биляевского. – М.: Финансы и статистика, 1995.

    Кулагина Г.Д. Статистика товарного обращения. – М.: Финансы и статистика, 1989.

Содержание темы: рассмотрение биржи как составной части рыночного механизма; предмета изучения биржевой статистики; характеристики деловой активности биржи с помощью индексного метода.

1 Понятие и сущность товарной биржи и биржевой деятельности

Товарная биржа — классический институт рыночной экономики, организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок товаров с постоянным местом и временем заключения сделок по стандартам и образцам с официальной котировкой цен.

Биржа — составная часть рыночного механизма; она выявляет реальное соотношение спроса и предложения, формирует равновесные цены и ориентирует на них оптовый рынок, способствует вовлечению товарной массы в сферу товарного обращения. Кроме того, биржа — инструмент стабилизации цен через хеджирование, инструмент коммерческих спекуляций на разнице цен и в силу этого притягательная сфера инвестирования.

Под термином «биржа» понимается и сам биржевой процесс, и соответствующая инфраструктура, обеспечивающая совершение биржевых сделок, учет их результатов, страховые операции, соблюдение установленных правил и т. п.

Потребности регулирования и контроля биржевого процесса, выявление закономерностей биржевой торговли, оценки биржевой конъюнктуры, прогнозирование спроса и предложения обусловливают необходимость статистического исследования биржевой деятельности.

Предметом изучения биржевой статистики являются: биржевая конъюнктура, движение товарной массы, биржевое ценообразование, уровень и тенденции цен на бирже, инвестиционные процессы, доходы и потери продавцов и покупателей, воздействие биржи на рынок товаров, биржевая инфраструктура.

Отдельная товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий рынок определенного товара или комплекса товаров с постоянным местом и временем работы.

В мировой практике деятельность товарных бирж преимущественно ограничивается куплей-продажей сырья и сельскохозяйственных товаров. Отечественная биржа пока еще совершает операции с готовой продукцией различных отраслей. Биржевые товары, как правило, — это сырье, относятся к началу технологического процесса производства продукции. Поэтому они во, многом определяют цены других производимых из них товаров. Классический биржевой товар — массовый продукт, унифицированный по качеству и объему, обладающий строго определенными, легко конкретизируемыми, стабильными свойствами. Он не должен выходить из моды или морально устаревать. Это означает, что биржевой товар может не доставляться на биржу. Покупателю должно быть безразлично: кто продавец, из какой партии взят товар, что необходимо для осуществления сделок на срок. Наиболее известные биржевые товары: нефть и нефтепродукты, цветные и драгоценные металлы, лес, хлопок, каучук, кофе, сахар, зерно. Один и тот же товар может быть биржевым водной стране и не быть им в другой. Следует иметь в виду, что биржа, как юридическое лицо, не выступает одной из сторон при совершении сделок купли-продажи, а только обеспечивает их совершение и соблюдение правил биржевой торговли.

Биржа осуществляет котировку цен, устанавливает стандарты на биржевые товары, разрабатывает типовые контракты, фиксирует торговые процедуры, осуществляет арбитраж, производит расчеты, занимается информационным обслуживанием, оказывает различные услуги своим клиентам. В большинстве стран существуют государственные структуры, осуществляющие лицензирование бирж (выдающие разрешение на осуществление деятельности), контроль за биржевой торговлей и страхованием биржевых операций, консалтинговую деятельность (предоставление услуг по консультированию) и статистическую деятельность.

Хеджирование — это форма страхования кассовых сделок от ценовых рисков; обычно осуществляется в форме операций по покупке или продаже фьючерсного контракта. Хеджирование может быть коротким (заключается срочный контракт на продажу) или длинным (заключается срочный контракт на покупку). Короткое хеджирование предпринимается для защиты в будущем нынешней кассовой цены при продаже, а длинное хеджирование — для защиты в будущем нынешней кассовой цены при покупке. Хеджирование позволяет стабилизировать цены.

В соответствии с признаком срочности сделки выделяются кассовые и сделки на срок. Существуют:

    кассовые сделки «кэш» (cash) с немедленным завершением сделки, т. е. поставкой товара и расчетом продавца с покупателем;

    кассовые сделки «спот» (spot) с быстрым завершением сделки, т. е. расчетом продавца и покупателя в двух-трехдневный срок.

Сделки на срок (срочные) отличаются тем, что момент исполнения сделки (оплата и передача товара) отдален от момента заключения сделки на значительное время (до 24 месяцев). Цена устанавливается в момент заключения сделки. Сроки исполнения сделок (позиции) стандартизованы.

Сделки на срок расширили возможности биржевой спекуляции т. е. игры на разнице цен. На кассовом рынке была возможна только игра на повышение цены, когда биржевики, играющие на повышение (на биржевом жаргоне они называются «быки»), приобретали товар в надежде его дальнейшей продажи по более высокой цене. На срочном рынке появилась возможность игры на понижение. Биржевики, играющие на понижение цены, называются «медведями». Они заключают сделку, не имея товара, и надеются, что к моменту исполнения сделки им удастся купить товар по более низкой цене, чем установлено в контракте, чтобы извлечь выгоду.

Можно указать следующие основные сделки на товарной бирже:

    сделки с реальным товаром;

    форвардные сделки;

    фьючерсные сделки;

    сделки купли-продажи опционов;

    хеджирование;

    спрединг.

Сделка с реальным товаром предусматривает поставку товара покупателю (некоторые биржи имеют складские помещения). Однако реальные поставки на биржах не превышают, как правило, 5—10% мировой торговли соответствующими товарами.

Форвардная сделка — это срочная сделка с реальным товаром с отсроченной уплатой по ценам, как правило, установленным на момент заключения сделки. Форвардная сделка допускает игру на разнице цен.

Фьючерсная сделка — срочная сделка, которая не предусматривает фактической поставки товара и представляет собой торговлю контрактом на покупку или продажу товара. Такая сделка называется бумажной, ее целью является получение разницы между ценой товара на дату заключения контракта и ценой на дату исполнения контракта.

Опцион — срочная сделка с условием на основании договора, в соответствии с которым один, из участников приобретает право покупки или продажи товара по фиксированной цене в течение некоторого периода времени, выплачивая другому участнику денежную премию за обязательство обеспечения при необходимости реализации этого права. Лицо, приобретающее право, называется держателем опциона, а лицо, принимающее обязательства, — надписателем опциона. Опцион — вид сделок с ограниченным риском для его владельца. Владелец опционного контракта может или исполнить, или не исполнить, или передать его другому лицу.

Спрединг (spreding) — особая форма сделок, которая позволяет извлечь выгоду из разных фьючерсных контрактов. Спрединг подвержен меньшему риску, чем простая фьючерсная сделка. Существуют три типа спрединга:

    внутрирыночные сделки: один товар предлагается по разным срокам поставки;

    межтоварные сделки: два взаимосвязанных рынка товаров (например, рынки пшеницы и кукурузы), но один срок;

    межрыночные: один товар, один срок, но на нескольких разных биржах.

Биржевой товар стандартизируется не только по качеству, но и по количеству. Минимальное количество, которое может быть продано, называется биржевой единицей или фасовкой. Она соответствует, как правило, вместимости одного транспортного средства или места. Стандартной величиной фактического объема поставки товара является лот, т. е. определенное количество товара, кратное единице (например, тысяча единиц или тонна, или 100 упаковок и т. д.).

Биржа унифицирует (ограничивает число, возможных вариантов) место и время поставки. Унификация времени поставки заключается в том, что товар поставляется лишь в определенные периоды, называемые позициями. Для каждого товара характерны свои периоды поставки. В частности, иа рынке сельскохозяйственных продуктов периоды поставки определяются сезонностью производства:

Унификация места поставки определяется по соответствующему перечню складов, хранилищ, элеваторов. Иногда разрешается поставлять товар вагонами на железнодорожную станцию. Унификация необходима для обеспечения сопоставимости цен на товар, которая зависит от места поставки. Биржа или уполномоченная ею фирма выдает продавцу складское свидетельство — варрант. Продавец передает его покупателю в обмен на чек.

Биржевые операции осуществляются не самими покупателями и продавцами, а биржевыми посредниками — брокерами и дилерами. Брокеры в основном совершают сделки от имени клиента и за его счет, получая комиссионное вознаграждение. Дилеры совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Дилеры приобретают товар в собственность и заинтересованы продать его дороже, чем купили. Посредник (брокер или дилер) получает поручение (приказ) клиента на продажу или покупку, которое включает три параметра: количество товара (число типовых контрактов), срок поставки, цену. Расчет с клиентом осуществляется непосредственно или через расчетную палату биржи. Брокеры и другие посредники уплачивают бирже определенный процент с каждой сделки.

Сама биржа - некоммерческое учреждение, но ее члены могут заниматься коммерцией. Как правило, биржа :— акционерное общество, возглавляемое биржевым советом (советом директоров), ответственным перед собранием акционеров. Различаются две категории членов биржи: полные и неполные. Полные члены имеют право на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи без ограничения. Член биржи имеет место в операционном зале, дающее право самостоятельно заключать сделки без участия посредников. Член биржи имеет право сдавать свое место в аренду в соответствии с установленными правилами.

Операционный зал биржи оборудуется информационными и учетными средствами, специальной связью. Место для заключения сделок именуется биржевым кольцом (полом), а также рингом, ямой (питом), поскольку пол находится на уровне 1—1,5. м ниже уровня зала. Место члена биржи — это столик, кабина, «подкова» (типа прилавка), оборудованные телефонной, телексной и телефаксной связью и компьютером с выходом на электронно-информационное табло биржи.. Каждое место имеет свой номер. '

Первый клиент, принявший предложение брокера, считается совершившим сделку вне зависимости от последующих предложений. Если на приобретение товара претендуют несколько покупателей, то между ними проводится торговля на аукционном принципе «на повышение». Если цена продавца выше цены покупателя, то при отсутствии других предложений сделка может состояться, если цены продавца и покупателя сравняются на основе взаимных уступок.

Оформление контрактов осуществляется уже в конце дня или не позднее утра следующего дня. Операторы биржи после заключения сделки в устной форме обязаны в течение 30 мин информировать о ней расчетную палату. Брокер обязан передать клиенту информацию о заключении сделки.

Некоторые комитеты (палаты) биржи имеют непосредственное отношение к формированию информации о биржевой деятельности. В частности, расчетная палата (в некоторых биржах — клиринговая палата) регистрирует все сделки, в том числе срочные, осуществляет расчеты с клиентами и операторами биржи, платежи всякого рода. Контрольный комитет ведет наблюдение деловой активности на бирже. Он контролирует ход поставки реального товара, следит за концентрацией биржевых контрактов в руках отдельных фирм, борется с искусственным дефицитом и манипулированием ценами. Котировальный комитет осуществляет фиксацию цен, их анализ и прогнозирование, а также публикацию цен. Ряд бирж имеет статистический комитет, который обеспечивает информационное обслуживание биржи, ведет учет и статистические расчеты, в частности индексов.

биржа товарный индекс сделка

2 Задачи биржевой статистики

Информационно-аналитическое обеспечение субъектов и объектов биржевой деятельности представляет важную задачу статистики и необходимое условие регулирования и страхования биржевой торговли. Государственная статистика и органы, призванные контролировать и лицензировать биржи, нуждаются в сведениях о масштабах и состоянии биржевого рынка, его инфраструктуре, доходах и расходах участников биржевого процесса. Бизнес-статистика испытывает нужду в данных о потенциале биржевого рынка, закономерностях его развития, прогнозах продажи и цен, инвестициях на биржевом рынке. Таким образом, задачи биржевой статистики сводятся к сбору и анализу информации о биржевой конъюнктуре, тенденциях биржевого товарооборота и цен, роли бирж на товарном рынке, материальном обеспечении биржевого процесса. Конкретные задачи биржевой статистики сводятся к следующему:

    сбор и обработка информации о наличии бирж и биржевой деятельности;

    оценка состояния биржевого рынка на конкретную дату или за период;

    выявление потенциала биржевой торговли, оценки спроса и предложения, их соотношения;

    оценка деловой активности на бирже;

    оценки и анализ биржевого товарооборота, его объема, структуры и динамики, характеристика роли товарных бирж на оптовом рынке товаров;

    анализ соотношений сделок с реальным товаром и сделок на срок;

    анализ уровня, колеблемости и динамики биржевых цен, их сезонной цикличности, прогнозирование биржевых цен;

    оценка и анализ коммерческих результатов биржевой торговли;

    характеристика состояния и развития инфраструктуры биржевой торговли.

3 Система показателей биржевой статистики

Задачи статистического исследования биржевой деятельности реализуются с помощью соответствующей системы показателей, общая схема которой приводится ниже:

1. Число, состав и размер бирж

1.1) общее число бирж;

1.2) распределение бирж по видам и товарной специализации;

1.3) распределение бирж по размеру уставного капитала и по числу членов-пайщиков.

2. Спрос и предложение на бирже

2.1) число и объем заявок на продажу и покупку товаров;

2.2) соотношение заявок на продажу и покупку товаров (по числу и объему заявок);

2.3) индекс числа заявок;

2.4) индекс среднего объема заявок.

3. Товарооборот бирж; .

3.1) общий объем товарооборота, в том числе поставка реального, товара;

3.2 ) удельный вес поставки реального товара в общем объеме оптового товарооборота;

3.3) товарная структура (ассортимент) товарооборота, размер продажи отдельного товара (в натуральных и стоимостных единицах и в процентах к общему объему товарооборота);

3.4) средний размер товарооборота одной биржи;

3.5) звенность товарооборота (число перепродаж);

3.6) индексы товарооборота;

3.7) индекс ассортиментных сдвигов.

4. Деловая активность на биржевом рынке

4.1) число сделок, в том числе с реальным товаром, и число срочных сделок;

4.2) доля сделок с реальным товаром и сделок на срок;

4.3) среднее число сделок на одну биржу.

5. Биржевые цены

5.1) уровень цен (котировка) по сделкам с реальным товаром и фьючерсным сделкам;

5.2) базовые цены, цены предложения, спроса и продажи;

5.3) средние цены за период;

5.4) разрыв цен фьючерсных сделок;

5.5) индекс цен;

5.6) среднее отклонение.

6. Хеджирование

6.1) размер страховки фьючерсных сделок;

6.2) размер депозитов (гарантийного задатка) при фьючерсных сделках;

6.3) размер маржи (сумм, выплачиваемых для покрытия неблагоприятных колебаний цен).

7. Коммерческая эффективность биржевой деятельности

7.1) биржевые издержки (затраты на биржевые операции и содержание биржевого аппарата), их уровень и структура;

7.2) доходы от биржевых операций (комиссионные от биржевых операций, плата за место на бирже, прочие доходы);

7.3) чистая прибыль, дивиденды пайщиков;

7.4) налоги и другие обязательные платежи (отчисления, страховки, взносы и т. п.);

7.5) рентабельность (прибыль в процентах к уставному капиталу, прибыль в расчете на одно место, прибыль в процентах к товарообороту биржи, прибыль в расчете на одну сделку).

8.-Биржевая инфраструктура

8.1) основные фонды, всего и в среднем на одну биржу;. |

8.2) размеры операционного зала (площадь, м2), число оборудованных мест («ям»);

8.3) обеспеченность бирж информационно-вычислительным оборудованием — в целом и биржевого кольца;

8.4) численность и состав работников биржи;

8.5) число брокерских (дилерских, маклерских) контор, численность их работников;

8.6) наличие, число и площадь (емкость) складских помещений биржи.

Источниками информации для расчета статистических показателей служат: государственная статистическая отчетность и данные бухгалтерского учета, данные расчетной (учетной) палаты, данные котировочной палаты (в том числе котировочные бюллетени), отчетность брокеров (если она введена решением совета биржи), специальные маркетинговые исследования, выполненные по' заказу биржи (в том числе конъюнктурные обзоры и прогнозы).

В учетно-статистических целях могут быть использованы данные типовых контрактов (объем купли-продажи, качество, срок и место поставки для реального и фьючерсного товара), гарантийные задатки, базовая цена и лимиты ее изменения. В брокерским отчете обычно приводятся: ежемесячный отчет о проведенных операциях, включающий перечень сделок, в том числе с реальным товаром, прибыли и убытки от сделок.

4 Методы расчета индексов товарной биржи

Биржевые индексы характеризуют деловую активность биржи. К ним относятся: индексы числа заявок, индексы оптового товарооборота; индексы биржевых цен.

Индекс продажи товара отдельного ассортимента рассчитывается как отношение количества продажи данного товара за изучаемый период ( ) к предшествующему ( ) в натуральных единицах:

(3.6.1)

При этом можно измерить динамику продажи к любому базисному периоду, перемножая индексы за каждый последующий период после базисного. Требуется только обеспечить сопоставимость отрезков времени (периодов). Если исчисляются индексы за неравные промежутки времени, можно рассчитать средний дневной (или средний декадный, месячный и т. п.) индекс.

Для этого применяется формула средней геометрической

(3.6.2)

Для товара в целом, включая все его виды и сорта, строится два типа индексов:

    количественный: количество товара всех видов и сортов суммируется (в текущем периоде — t; в базисном — τ):

(3.6.3)

    стоимостный: перед суммированием объем продаж товара всех сортов и видов взвешивается (соизмеряется) по неизменным ценам (рн). В качестве неизменной цены обычно применяют цены на начало периода или наиболее последовательного, стабильного периода:

(3.6.4)

Недостаток этого индекса в том, что он скрывает изменение стоимости товара за счет ассортиментных сдвигов (например, при одном и том же количестве товаров увеличение доли дорогих видов дает рост стоимости). Выявить влияние ассортиментных сдвигов можно с помощью индекса ассортиментных сдвигов, отражающего влияние сдвигов ассортиментной структуры на динамику стоимости:

(3.6.5)

где q' — доля конкретного ассортиментного вида во всей ассортиментной группе/

Важнейшим показателем деловой активности является индекс цен товарной биржи. На фондовой бирже такие индексы получили большое распространение для анализа динамики цен акций. На товарной бирже также целесообразно рассчитывать индексы цен. Используются данные котировок. Включаются только цены фактической продажи.

Для реальных товаров строится индекс цен с учетом реальных весов. Для цен фьючерсных контрактов применяются невзвешенные индексы цен.

Индекс цен одного вида товара — обычный индивидуальный индекс цен:

(3.6.6)

где t относится к последующему периоду, а т — к предыдущему.

Индекс цен по нескольким видам товара одного наименования представляет собой индекс средних цен:

(3.6.7)

где и — средние цены за период.

В общем индексе цен, т. е. в индексе цен по всем товарам, в качестве весов могут использоваться или количество каждого вида товара (qТ) в выбранном периоде, или стоимостные доли в объеме реализации (dt или дτ). В первом случае индекс имеет вид:

(3.6.8)

Во втором случае веса должны относиться или к периоду t, или
к периоду τ. Индексы имеют вид:

(3/6/9)

(3/6/10)

где iр — индивидуальные индексы средних цен по каждому виду товара отдельно.