Понятие и предмет экологического права (работа 1)
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего
Профессионального Образования
«Сибирская Академия Государственной Службы»
Юридический факультет
кафедры теории и истории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: “Правоведение”
Тема:
“Понятие и предмет экологического права”
Выполнила студентка
Группы 09133
Чистякова Лилия Геннадьевна
Проверил: к. ю. н - доцент
Ягодина Людмила Павловна
Новосибирск 2009
Оглавление
Введение
1. Понятие экологического права
2. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации
3. Предмет экологического права
4. Метод правового регулирования экологического права
5. Принципы экологического права
6. Система экологического права
7. Общая характеристика экологического права
Заключение
Литература
Введение
Термин “экология» был введен немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношении организмов между собой и средой их обитания. В настоящее время под экологическим правом понимается система знаний о связях, взаимообусловленности и взаимопроникновении всех элементов экосистемы, наука о Земле. В1980-е вошло в оборот понятие”экология человека”-дисциплина, изучающая закономерности взаимоотношений в биосфере , а также эволюцию и развитие антропосистемы. Формирование экологического права в России и странах мира обусловлено появлением экологической проблемы во2-й половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. В начале XXстолетия большое значение приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, образовавших» природоресурсное право”. На современном этапе научного развития экологию человека рассматривают как науку, систематизирующую данные отраслевых наук - медико-биологических, географических, исторических и общественных. Особый интерес на наш взгляд представляет, юридическая экология, разрабатывающая систему нормативно-правовых актов, направленных на охрану окружающей среды. Юридический аспект экологии человека может быть включен в юридическую экологию в качестве подотрасли экологического права. Как подотрасль экологического права экология человека представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения человека и природы. Экологическое право-это самостоятельная отрасль права в правовой системе России, исторически сформировавшаяся в связи с выделением экологических интересов общества в самостоятельную категорию. Экологическое право образуют правовые нормы, регулирующие поведение людей по отношению к окружающей природной среде. Формирование экологического права обусловлено появлением экологической проблемы во второй половине XX столетия как проблемы опасной деградации окружающей природной среды под влиянием человеческой деятельности. Под воздействием этого в обществе развивается понимание необходимости подчинения своих действий требованиям, способным обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия выживания современной и будущей цивилизаций, стабильного и бескризисного развития общества. Целеустремленная деятельность государств по охране природы начинается с конца XIX столетия с практических шагов по охране памятников природы, уникальных, красивых и ценных природных объектов. В этот период по всему миру создается сеть особо охраняемых территорий. В началеXXстолетия все возрастающее воздействие приобретают мероприятия по охране природы в экономических целях - для сохранения источников сырья и запасов природных ресурсов. Эти интересы обусловили самостоятельное развитие отраслей земельного, водного, горного, лесного права, которые позднее образовали единое направление под названием “природоресурсовое право”. Затем доминирующее значение в обществе приобретают интересы сохранения благоприятной для человека среды жизни. Эти интересы определили развитие правовой охраны природы и природопользования в направлении консолидации и формирования отрасли экологического права. Учитывая, что причины и факторы, обусловившие необходимость охраны окружающей среды не исчезают, а усиливаются, в дальнейшем значение экологического права будет возрастать. Эти причины и факторы включали: рост народонаселения в условиях неограниченного пространства и ограниченных природных ресурсов, рост производственных сил, сопровождаемый усилением вмешательства человека в природные процессы, истощением природных ресурсов, загрязнением природной среды, урбанизация и связанное с этим количественное увеличение и качественное усложнение человеческих потребностей. Своей целью экологическое право ставит коструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей.
1. Понятие экологического права
Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Под экологическим правом понимают также одну из отраслей права, систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Общественные отношения могут быть направлены как на удовлетворение постоянно растущих потребностей человека в природных ресурсах Земли (природоресурсовые отношения) , так и на охрану природной среды жизнедеятельности человека (природоохранительные отношения) Таким образом, экологическое право –это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.
2. Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации
Экологические права и обязанности граждан РФ истекают из главного конституционного права каждого человека-права на жизнь (ч. 1, ст. 20Конст. ) основанного на положениях Хартии прав человека, Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Декларация прав и свобод человека и гражданина. Ст. 42 Конституции РФ закрепляет три экологических права человека:
1) право на благоприятную окружающую среду (ст. 11-13)
2) право на достоверную информацию о ее состоянии (п. 2ст. 11. Ф. З. от20. 02. 1995№24-ФЗ» Об информации, информатизации и защите информации ”
3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (гл. XIV, ст. 79)
Ст. 58 Конституции РФ содержит положение, о том, что каждый должен сохранять и бережно относиться к природе и окружающей среде. В ст. 18 Конституции РФ сказано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Экологические права граждан состоят из:
а) возможности использовать их в своих интересах.
б) возможности требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей.
в) возможности обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам.
Конституция РФ впервые наделила понятие права на благоприятную окружающую среду высшей конституционной ценностью, она значительно расширила круг отношений, регулируемых экологическим правом, поэтому вместо устаревшего закона РСФСР был принят Федеральный закон от 10. 01. 2002№7-ФЗ» Об охране окружающей природной среды”. При таком подходе в качестве субъектов правоотношений выступают все участники хозяйственной и иной деятельности, органы государственной власти управления, контроля в области экологопользования и охраны окружающей среды, а также граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией. Также к экологическим правам следует отнести право на экологическую безопасность, закрепленную в ст. 22 Ф. З. от 09. 01. 1996№3-ФЗ”О радиационной безопасности населения”, права граждан на посещение объектов использования атомной энергии, регламентирующиеся постановлением правительства от 18. 12. 1996№1516”Об утверждении Положения о посещении гражданами объектов использования атомной энергии”, право”Об экологической экспертизе” (гл. IV. ОТ23. 11. 1995№174-ФЗ) и право на приоритетное пользование животным миром (ст. 48, 49)
3. Предмет экологического права
Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.
Экологические общественные отношения:1) носят исторический характер.
Особенности современного периода: а) нерациональное природоиспользование. б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества. 2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении. 3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа. 4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:
а) сохранение природных объектов. б) улучшение природных объектов.
в) восстановление нарушенных природных объектов. Таким образом, экологические общественные отношения -это исторически обусловленные общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и эффективное использование искусственных экосистем и других материальных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами, при обязательном участии государства по эффективному использованию природных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды. Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, местом и средством жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как преобразованную в результате деятельности человека часть естественной среды. Таким образом экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.
4. Метод правового регулирования экологического права
Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования:
1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:
1) закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от17. 12. 1998№191-ФЗ» Об исключительной экономической зоне РФ”) .
2) закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.
3) закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны.
4) четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя.
5) установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность.
2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2) Обязательный учет экологических общественных интересов. 3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.
Схема метода экологического права:
Метод экологического права
Способ воздействия на общественные отношения с помощью норм права
Императивный Диспозитивный
Реализация:
Через систему нормативов качества окружающей среды
Путем установления пределов допускаемых субъектами воздействий на окружающую среду
Посредством установления политических, организационных, экономических, юридических гарантий и исполнения эколого-правовых требований
5. Принципы экологического права
Принципы экологического права как отрасли права должны соответствовать потребностям оптимального взаимодействия общества и природы. В силу этого им присущи следующие черты: обьективная обусловленность, историческая обусловленность, системность. Все принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы общей части и принципы особенной части. Рассмотрим каждую группу принципов подробнее.
IОбщеправовые принципы экологического права в основном закреплены в Конституции РФ. К их числу относят следующие принципы.
1) Принцип народовластия.
2) Принцип гуманизма. Отношения экологопользования с учетом интересов современных людей и будущих поколений. Этот принцип имеет две стороны:
а) недопустим порядок использования обьектов, наносящий вред здоровью людей.
б) каждый субъект обязан осуществлять свою деятельность экологически безопасным способом.
3) Принцип социальной справедливости. Обеспечивает каждому субъекту экологических правоотношений равноправное положение в экологопользовании.
4) Принцип законности. Составными элементами данного принципа являются:а) принцип всеобщности, состоящий в распространении нормативных предписаний на всех субъектов экологических правоотношений.
б) принцип безусловности, не допускающий отступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, не предусмотренных законом.
в) принцип единства, предпологающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений. 5) Принцип интернационализма. Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными. С международной стороны он предполагает международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст. 81Закона об охране окружающей среды) .
6) Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8Конституции РФ) . Он обеспечивается:
а) пресечением монополии.
б) защитой от незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий-экологопользователей.
7) Принцип стимулирования надлежащего исполнении экологопользователями своих прав и обязанностей
В экологическом законодательстве применяется позитивное (стимулирование экологопользователей к надлежащему исполнению ими своих обязанностей) и негативное (применение юридической и иной ответственности за нарушения) стимулирование. 8) Принцип субъективного вменения. Эколого-правовая ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75Закона об охране окружающей среды) .
9) Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.
10) Принцип сочетания убеждения и принуждения. Меры дисциплинарной ответственности применяются к отдельным лицам и в необходимых случаях (ст. 190 ГК РФ) .
11) Принцип гласности. Все граждане РФ имеют право на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ) ; должностные лица, виновные в искажении этой информации, несут ответственность. При применении ответственности должна соблюдаться гласность.
6. Система экологического права
Как отрасль права экологическое право подразделяется на Общую, Особенную и Специальную части, состоящие из институтов, объединяющих в себе эколого-правовые нормы. Под институтом экологического права понимается совокупность правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений. В Общую часть входят институты, содержащие положения, выполняющие служебную функцию по отношению ко всем или к группе институтов Особенной части. В Особенную часть входят институты, имеющие узкоцелевое назначение в силу специфики объектов, по поводу которого эти институты возникают: экологоправовые режимы недропользования, землепользования и др. Система экологического права как отрасли права состоит из следующих институтов.
Общая часть. Право различных форм собственности на природные объекты. Право экологопользования. Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды. Эколого-правовая ответственность.
Особенная часть. Раздел I. Эколого-правозащита отдельных компонентов, составляющих экологическую систему России. РазделIIЭколого-правовая защита атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов экологических систем. Раздел IIIЭколого-правовой режим использования и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. Специальная часть. Международное экологическое право. Проблемы и решения загрязнения Мирового океана. Экология и космос. Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права и как учебной дисциплине. Основные подходы к нему являются: исторический подход, логический (исследование частных явлений после изучения общих закономерностей) и экономический (охват всех сторон и знаний исследуемых явлений) .
I Принципы Специальной части:
1) принцип интернационализма. Международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными.
2) Принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8Конституции РФ) . Он обеспечивается: а) пресечением монопольных тенденций, возникающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов. б) защитой от незаконного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий-экологопользователей.
3) Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологопользователями своих прав и обязанностей. 3) Принцип субъективного вменения. Ответственность применяется только за виновные экологические правонарушения (ст. 75Закона об охране окружающей среды)
4) Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений.
5) Принцип сочетания убеждения и принуждения.
6) Принцип гласности.
II Принципы общей части экологического права. 1) Принципы приоритетов интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защиты прав отдельного человека. 2) Принцип примата общегосударственного управления экологопользованием и охраной окружающей среды. 3) Принцип строго целевого, рационального и эффективного использования природных объектов. 4) Принцип приоритета охраны использования природных объектов. 5) Принцип комплексного подхода в экологопользовании. 6) Принцип устойчивости экологопользования. 7) Принцип платного использования природных ресурсов и объектов. 8) Принцип плановости экологопользования.
III Принципы особенной части экологического права. 1) Приоритет земель сельскохозяйственного назначения. 2) Приоритет вод питьевого и бытового назначения. 3) Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых. 4) Приоритет лесов защитного назначения. 5) Приоритет существования животных в состоянии естественной свободы.
Систему экологического права образует единство правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию природных объектов и охране окружающей среды. По своей предметной характеристике экологическое право, тем самым может быть отграничено от конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей. Нормы экологического права внутренне взаимосвязаны и располагаются в определенной иерархии. Расположение юридических норм по отношению к друг другу, их соотношение характеризуют структуру экологического права.
7. Общая характеристика экологического права
Экологическое право- отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, через которые обеспечивается взаимосвязь общества, человека и природы как целостной системы.
Формы проявления:
1) Правовая концепция (правовые идеи и доктрины)
2) Нормы права (правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей среды)
3) Правоотношения (общественные отношения, связанные с применением, реализацией нормы экологического права)
а) отраслевые (землеохранительные, охрана недр, лесоохранительные, водоохранительные, охрана животного мира, охрана атмосферного воздуха
б) комплексные (охрана природных территорий, комлексов, природо-заповедного фонда, лечебно-оздаровительных, рекреационных и иных зон.
Предмет регулирования: от отношения в сфере использования окружающей среды, отношения в сфере воздействия на окружающую среду, отношения в сфере охраны окружающей среды, отношения по защите экологического права и законных интересов физических и юридических лиц. Объекты экологических правоотношений включают действие субъектов права по отношению к окружающей природной среде. Эти действия включают использование природных объектов для различных целей и как пространства, и как ресурса, размещение в природных средах жидких, газообразных и твердых отходов, преобразование природных комплексов и защиту от стихийных сил природы. Окружающая природная среда, на использование или охрану которой направлены действия человека, включает часть материального мира, находящуюся вне общества, в которую входят природные объекты в своем единстве и взаимодействии, включая объекты как естественного, так и искусственного происхождения, но не выделенные из природной среды. Структура экологического права отражает вертикальное построение права. Экологическое право имеет сложную и подвижную структуру. Нормы экологического права - первичные единицы структуры, объединяющиеся в институты права по признаку регулирования относительно однородных общественных отношений. Среди институтов экологического права можно назвать институты обращения с отходами, конституционных прав человека в области охраны окружающей среды, институты экологической экспертизы, доступа к экологической информации, лицензирования, платежей за природопользование. Подотрасли экологического права: земельное, водное, горное, лесное, фаунистическое, атмосферное право, которые в свою очередь также имеют свою внутреннюю структуру. Нормы подотраслей экологического права объединяются в институты права собственности на земли, недра, воды и т. д. , права пользования, государственного управления, юридической ответственности.
Заключение
Экологическое право (право окружающей среды) - составная часть системы права на определенном этапе развития государства. Оно закрепляет и регулирует основные отношения в весьма сложной сфере жизнедеятельности человека на Земле. Эти отношения зависят от воли субъектов, поддаются правовому регулированию и складываются по поводу составных частей экосистемы, их экологических связей и всей совокупности материальных и культурно-исторических объектов, составляющих сферу обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и оптимальное состояние здоровья. Своей целью экологическое право ставит конструирование модели экологически корректного, максимально соответствующего законам природы поведения людей. К основным функциям экологического права относят:
Установление экологической правосубьективности
Установление режима неизменности естественных сложившихся параметров природных сфер
Контроль за состоянием окружающей среды и регулирование деятельности по прогнозированию ее состояния
Лицензирование и лимитирование деятельности социальных субъектов, связанной с вмешательством в естественные процессы в природных сферах
Регулирование технологической деятельности по поддержанию экологического равновесия и воспроизводству природных ресурсов
Регулирование ответственности за нарушении естественного состояния окружающей среды.
Литература
Б.В. Ерофеев. Экологическое право России. – М. , 2006. -430с.
Г.В. Мальцева. Правоведение. учебник. – М. , 2003. -578с.
Л.А. Бадурдинова. Правоведение. Методические рекомендации. – Новосибирск, 2007. 127с.
Петров. М. Экологическое право. – М. , 1997. -557с.
5. Гучков В.В. Экологическое право. – М. , 2001. – 363с.