Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении
План
Введение
1. Правовое значение пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях
2. Порядок и сроки подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
3. Особенности рассмотрения жалобы по делам об административном правонарушении
4. Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
5. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
6. Особенности деятельности прокурора на стадии пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, как одной из стадий производства по делам об административных правонарушениях.
Пересмотр - это новое разбирательство дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление без изменений.
Стадия пересмотра является необязательной. Лишь небольшое количество дел рассматривается в порядке контроля, но уже сам факт существования такой возможности дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания.
Институт пересмотра дела выполняет в производстве следующие функции:
обеспечивает реализацию прав участников на защиту от незаконных и необоснованных процессуальных решений;
закрепляет полномочия судебных органов по контролю за административными юрисдикционными актами;
создает условия для реализации полномочий административного (ведомственного) контроля за действиями подчиненных органов и должностных лиц;
обеспечивает пересмотр судебных решений, в том числе в порядке надзора;
обеспечивает осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности органами административной и судебно-административной юрисдикции.
Все вышесказанное говорит об актуальности темы контрольной работы.
Целью данной работы является изучение стадии производства по делам об административных правонарушениях, а именно стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
Определить правовое значение пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях;
Рассмотреть порядок и сроки подачи жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях;
Рассмотреть виды решений по жалобе на постановление и особенности рассмотрения жалобы по делам об административных правонарушениях;
Определить особенности деятельности прокурора на данной стадии и рассмотреть возможность пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление об административном правонарушении.
Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть официальные документы и нормативные правовые акты по данной тематике, найти и рассмотреть материал в учебной литературе, монографиях, статьях.
Все поставленные задачи рассмотрены в данной работе по главам. Объем работы составляет 17 листов.
1. Правовое значение пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях
Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении1. Правом обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях наделены: лица (граждане, должностные, юридические лица), в отношении которых ведется производство; потерпевший; законные представители физического лица, привлекаемого к административной ответственности; законные представители потерпевшего; защитники указанного физического лица и представители потерпевшего (ч.1 ст.30.1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 - ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ, далее по тексту КоАП).
В соответствии со ст.25.3 КоАП защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители1.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица2.
Указанными участниками производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст.30.1 КоАП постановления могут быть обжалованы:
вынесенное судьей районного (городского) суда - в вышестоящий суд;
вынесенное коллегиальным органом - в районный (городской) суд по месту нахождения указанных коллегиальных органов (здесь имеются в виду созданные в соответствии с федеральным законом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);
вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный (городской) суд по месту рассмотрения дела; рассмотрение жалобы вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом не препятствует подаче жалобы в районный (городской) суд;
вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - в районный (городской) суд по месту рассмотрения дела (такими органами могут быть, кроме административных комиссий, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законом субъектов Российской Федерации на основании п.4 ч.2 ст.22.1 КоАП, например, административная коллегия, коллегия контрольно-счетной палаты субъекта Российской Федерации) 2.
В российской судебной системе особое место занимают мировые судьи, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Это создает основания утверждать, что постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный (городской) суд по месту функционирования мирового судьи. Такое положение, в свою очередь, приводит к суждению о том, что постановление судьи районного (городского) суда в данном случае может быть пересмотрено в порядке производства по делу об административном правонарушении областным и приравненным к нему судом (ч.2 ст.30.9 КоАП).
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
2. Порядок и сроки подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу1.
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать2. Другой вариант действий вышестоящего суда - в целях оперативного пересмотра постановления истребовать из соответствующего суда материалы дела об административном правонарушении и рассмотреть жалобу.
В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение2.
В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.
Надо иметь в виду, что только в срок поданная жалоба приостанавливает течение срока для обращения постановления к исполнению (ст.31.1 КоАП).
При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.
Если жалоба с приложенными к ней дополнительными материалами принимается к рассмотрению, судья не выносит по этому поводу отдельного процессуального документа, но в случае отклонения ходатайства о восстановлении срока для обжалования постановления им выносится определение (ч.4 ст.30.3 КоАП). В производстве по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях исчисляются сроки по общепринятым правилам. Такие сроки признаются истекшими в 24 часа последнего дня обусловленной (расчетной) даты, не считая выходных и праздничных дней.
3. Особенности рассмотрения жалобы по делам об административном правонарушении
Судьи рассматривают жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях по правилам ст.30.1 - 30.11 КоАП.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях выполняется весь комплекс задач по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению всех обстоятельств дела (ст.24.1 КоАП). Выполнению этих задач способствует соблюдение правила о том, что суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ч.3 ст.30.6 КоАП). Этому правилу подчиняются действия судьи с момента получения жалобы на всех этапах подготовки ее к рассмотрению.
При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:
выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест1.
Общие нормы о десятидневном сроке на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и ее рассмотрение не применяются по делам о нарушениях избирательного законодательства и законодательства о референдуме, ответственность за которые предусмотрена ст.5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 КоАП. Ст.30.3, 30.5 КоАП дополнены правовыми нормами, устанавливающими, что по делам указанных категорий сроки подачи жалобы на постановление по делу и срок рассмотрения жалобы составляют пять дней.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления;
в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение1.
4. Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит отдельный процессуальный документ в форме решения (ч.1, 2 ст.30.7 КоАП). Этот документ должен быть полным, обстоятельным и мотивированным, как и постановление по делу, что предусмотрено ч.2 ст.30.7 и ст.29.10 КоАП.
В соответствии со ст.29.10 в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления1.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из пяти возможных решений.
1. Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
2. Об изменении постановления. При этом не может быть усилено административное наказание или иным образом ухудшено положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
3. Об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Такое решение может быть принято в случае:
а) малозначительности совершенного правонарушения и возможности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ освобождения от административной ответственности;
б) наличия обстоятельств, исключающих, согласно ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении;
в) недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
4. Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело. Такое решение принимается:
а) в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;
б) в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
5. Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом1.
Наряду с этим в результате рассмотрения дела суд вправе оставить постановление без изменения либо изменить его, если не усиливается административное наказание и не ухудшается иным образом положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Кроме того, возможно вынесение определения о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если это установлено при рассмотрении жалобы по существу (ч.3 ст.30.7 КоАП).
В вводной части решения по жалобе необходимо указывать об участниках производства по делу об административном правонарушении, присутствовавших при рассмотрении жалобы.
Выполняя требование о соблюдении правил КоАП в части мотивировки решения по жалобе в соответствии со ст.29.10 КоАП, в описательно-мотивировочной части решения по жалобе надо отражать: факт совершения административного правонарушения и доказанность вины в его совершении лица, в отношении которого вынесено обжалованное постановление; наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств либо оснований для прекращения производства по делу; соразмерность назначенного административного наказания степени тяжести, общественной опасности административного правонарушения и данным о личности правонарушителя.
Решение вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы или об отказе в этом должно быть зафиксировано в описательно-мотивировочной части этого процессуального документа.
Резолютивная часть решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должна быть конкретной и четкой, исключающей различные понимание и толкование. Исполнимости решения по жалобе (особенно в случаях изменения вида и меры административного наказания) призваны способствовать соблюдение правил о немедленном оглашении решения, вручении (или высылке) его копии и доведении его до сведения органа исполнения, а также заинтересованных участников производства (ст.30.8 КоАП).
5. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд1.
Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП.
Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 КоАП, в трехдневный срок со дня вынесения решения2.
6. Особенности деятельности прокурора на стадии пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (в т.ч. постановление судьи) и последующие решения вышестоящих органов (должностных лиц) по жалобам на такое постановление могут быть в течение 10 суток опротестованы прокурором в порядке, которые установлены ст.30.1 - 30.3 КоАП, и рассматриваются в порядке и сроки, которые предусмотренные ст.30.4 - 30.8 КоАП. О результатах рассмотрения протеста выносится решение, копия которого направляется соответствующему прокурору и заинтересованным участникам производства по делу, указанным в ст.25.1 - 25.5 КоАП (ст.30.10 КоАП).
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть опротестованы прокурором. При этом право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям1.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены также в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ2.
Заключение
В результате проделанной работы была рассмотрена одна из стадий производства по делам об административных правонарушениях, а именно пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Пересмотр постановлений и решений, принятых в рамках производства по делам об административных правонарушениях, на сегодняшний день является комплексным правовым институтом, в котором сосредоточен разноотраслевой процедурно-процессуальный инструментарий.
Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения. Факультативность означает, что ее возникновение связано с усмотрением участников процесса, имеющих право на обжалование и опротестование, в то время как наличие других стадий зависит от вида производства, юридических свойств и видов постановлений и решений по делу. Ни орган, рассмотревший дело, ни вышестоящий орган в порядке контроля не могут по своей инициативе пересмотреть принятое постановление или решение по жалобе (протесту).
Конституционным основанием стадии пересмотра являются ст.33, 45 и 46 Конституции РФ, гарантирующие каждому человеку государственную защиту и самозащиту своих прав, включая право на обращение с жалобой в государственные и муниципальные органы и на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти. Реализация этих конституционных норм в законодательстве осуществляется путем создания специальных процессуальных институтов, в том числе института общей и специальной административной жалобы, а также судебного оспаривания незаконных актов государственной власти.
Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл.30 КоАП РФ.
Институт пересмотра дела выполняет в производстве следующие функции:
- обеспечивает реализацию прав участников на защиту от незаконных и необоснованных процессуальных решений;
закрепляет полномочия судебных органов по контролю за административными юрисдикционными актами;
создает условия для реализации полномочий административного (ведомственного) контроля за действиями подчиненных органов и должностных лиц;
обеспечивает пересмотр судебных решений, в том числе в порядке надзора;
обеспечивает осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности органами административной и судебно-административной юрисдикции;
способствует формированию единообразной административно-деликтной юрисдикционной практики.
Стадия пересмотра постановления и (или) решения по делу, как правило, состоит из следующих этапов: подачи жалобы или протеста; подготовки дела к пересмотру; слушания дела; вынесения решения по делу; доведения решения до сведения заинтересованных лиц. Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела в порядке надзора. До вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно обжалование - когда оспаривается постановление суда общей юрисдикции, в том числе мирового судьи. Максимальное - трехкратное обжалование - допускается в отношении постановления административного органа: вышестоящему органу, в районный и вышестоящий суд.
Список использованной литературы
Официальные документы и нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 - ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ;
Постановление Пленума Верховного Суда от 27.12.2007 №52 "о сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях";
Письмо Верховного Суда РФ от 20.08.2003 №1536-7/общ. "Разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования".
Учебники, монографии, статьи:
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. - 608 с.
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2007. - 816с.
Хазанов С.Д. "Общая характеристика стадии пересмотра в производстве по делам об административных правонарушениях" Журнал российского права, N 10, 2004
1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 – ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ
2 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 – ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ
2Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Админимтсративное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 – ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ
1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Админимтсративное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
1Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Админимтсративное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195 – ФЗ с изм., внесенными Федеральным законом от 16.05.2008 N 74-ФЗ
1 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.
2 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 816с.