Основы хозяйственного процессуального права
Понятие, предмет и система хозяйственного процессуального права
В соответствии с действующим законодательством хозяйственный суд в Республике Беларусь осуществляет правосудие путём разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений.
В статье 1 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь закреплён ряд основных терминов, в том числе и понятия «хозяйственный суд» и «хозяйственный спор».
Так, хозяйственный суд — это Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска, специализированные хозяйственные суды, образованные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами о судоустройстве и статусе судей и законодательными актами о хозяйственных судах.
Необходимо также определить понятие хозяйственного (экономического) спора. Это спор, возникающий при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Говоря о судах, необходимо обратить внимание на правосудие как на специфический вид деятельности.
Правосудие — деятельность суда (органа государственной власти) по разрешению различных споров в сфере права. Деятельность хозяйственного суда по осуществлению правосудия представляет собой хозяйственный процесс, а совокупность правовых норм, регулирующих порядок этой деятельности, называют хозяйственным процессуальным правом.
Хозяйственное процессуальное право (как самостоятельная отрасль права) — система норм, регулирующих деятельность хозяйственного суда и иных заинтересованных субъектов, связанных с осуществлением правосудия по делам, отнесённым к ведению хозяйственных судов.
Хозяйственное процессуальное право включает два вида норм — организационные и процессуальные. Организационные нормы закрепляют систему и порядок деятельности хозяйственных судов, процессуальные — непосредственно устанавливают порядок осуществления правосудия.
Предмет хозяйственного процессуального права представляет собой совокупность процессуальных действий суда и иных заинтересованных субъектов при осуществлении хозяйственного судопроизводства.
Хозяйственный процессуальный метод правового регулирования сочетает в себе элементы императивного (властных предписаний) характера с диспозитивным (дозволительным) началом. Одновременное сочетание в хозяйственном процессуальном методе правового регулирования императивных и диспозитивных, публично-правовых и частноправовых начал объясняется правовой природой хозяйственного процессуального права.
Хозяйственный процесс, с одной стороны, представляет собой властную деятельность хозяйственного суда по применению норм материального и процессуального права, а с другой, является формой принудительного осуществления субъективных прав в основном тех отраслей права, которые строятся на равенстве, диспозитивности их субъектов.
Императивные начала метода хозяйственного процессуального права в основном проявляются в следующем:
1)процессуальные нормы обеспечивают главенствующее положение хозяйственного суда как органа судебной власти;
2)в качестве основных юридических фактов выступают властные процессуальные действия хозяйственного суда;
3)хозяйственное процессуальное право обеспечивает хозяйственному суду право контроля за действиями сторон, а также наделяет хозяйственный суд полномочиями по руководству процессом;
4)хозяйственный процесс основывается на строго определённом процессуальном порядке осуществления правосудия — хозяйственной процессуальной форме.
Диспозитивные начала проявляются:
1)в равенстве сторон хозяйственного процесса при защите своих прав и законных интересов;
2)свободе пользования этими правами, поскольку субъекты хозяйственного процессуального права могут осуществлять либо не осуществлять свои права;
3)наличии системы гарантий прав субъектов хозяйственного процесса.
Хозяйственное процессуальное право защищает интересы истца в смысле процессуальных гарантий так же, как и интересы ответчика.
Как и большинство других отраслей права, хозяйственное процессуальное право состоит из общей и особенной частей.
К общей части относятся нормы, закрепляющие право на обращение в хозяйственный суд, принципы хозяйственного процесса, состав и компетенцию суда, подведомственность и подсудность, доказательства в хозяйственном процессе, состав лиц, участвующих в деле, судебные расходы, судебные штрафы.
Особенная часть хозяйственного процессуального права включает нормы, регулирующие процессуальные отношения в ходе реализации стадий хозяйственного процесса.
Нормы хозяйственного процессуального права находятся во взаимодействии и взаимосвязи с нормами других отраслей права. Связь хозяйственного процессуального права и конституционного права состоит в том, что в соответствии со статьей 109 действующей Конституции Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам. В главе 6 Конституции закреплён принцип осуществления правосудия ТОЛЬКО судом.
Хозяйственное процессуальное право по своей системе, институтам, стадиям схоже с гражданским процессуальным правом. Эти две отрасли осуществляют правосудие в сфере гражданского оборота. Главными субъектами как в хозяйственном, так и гражданском процессе являются суды различных инстанций.
Различие между хозяйственным процессуальным и уголовно процессуальным правом состоит в основании возникновении соответствующего правоотношения (гражданско-правовой спор либо совершение уголовно наказуемого деяния).
Наиболее тесная связь у хозяйственного процессуального права существует с гражданским правом, которое оказывает непосредственное воздействие на содержание норм хозяйственного процессуального права. Так, хозяйственная процессуальная право- и дееспособность определяется право- и дееспособностью в гражданском праве. Требования к форме сделок, закреплённые гражданско-правовыми нормами, определяют принцип допустимости средств доказывания в хозяйственном процессуальном праве.
Нормы хозяйственного процессуального права взаимосвязаны также с налоговым, экологическим, банковским, административным и другими отраслями права.
Одним из основных источников хозяйственного процессуального права является Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК). Кодекс содержит совокупность норм, регулирующих весь хозяйственный процесс. Значение ХПК состоит в том, что установленный им порядок разрешения споров в сфере хозяйственной деятельности гарантирует соблюдение законности, равноправие сторон, создаёт необходимые условия для оперативного восстановления нарушенных прав участников хозяйственных (экономических) отношений. К источникам хозяйственного процессуального права относятся: Конституция Республики Беларусь; Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь; другие кодексы; законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь; международные договоры Республики Беларусь; постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
Хозяйственный процесс — это совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе этих действий процессуальных правоотношений, связанных с осуществлением правосудия по хозяйственным (экономическим) спорам.
Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:
1. Обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами.
2.Справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом.
Задачи судопроизводства в хозяйственных судах:
правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;
защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;
содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
исполнение установленных ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов;
содействие становлению и совершенствованию партнёрских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота;
укрепление авторитета судебной власти.
Для того чтобы начать процесс, заинтересованное лицо должно обратиться в хозяйственный суд в форме, предусмотренной статьей 7 ХПК. Хозяйственный процесс по любому делу проходит несколько этапов, которые именуются стадиями процесса. Под стадией процесса понимается совокупность ряда процессуальных действий, объединённых соответствующей процессуальной целью. К стадиям хозяйственного процесса относятся:
1)возбуждение дела в хозяйственном суде;
2)подготовка дела к судебному разбирательству;
3)разрешение споров в заседании хозяйственного суда;
4)производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции;
5)производство в кассационной инстанции;
6)производство по рассмотрению судебных актов в порядке надзора;
7)производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
8)исполнительное производство в хозяйственных судах.
В ряде источников приводятся иные классификации стадий, однако именно восьмизвенная структура, по нашему мнению, является наиболее полной и отражает специфику хозяйственного процесса.
Необходимо разграничивать три основных понятия: «хозяйственный процесс», «хозяйственное процессуальное право», «наука хозяйственного процессуального права». Хозяйственный процесс — это система юридических действий хозяйственного суда и других заинтересованных лиц, урегулированных нормами хозяйственного процессуального права, по поводу разрешения дел, отнесённых к ведению хозяйственных судов. Хозяйственное процессуальное право — это совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственный процесс. Наука хозяйственного процессуального права — система знаний о хозяйственном процессуальном праве и некоторых других вопросах.
Следует также разграничивать понятия науки хозяйственного процесса и хозяйственный процесс как учебную дисциплину. Хозяйственный процесс как учебная дисциплина изучает, прежде всего, действующее хозяйственное процессуальное право, его нормы и институты. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам хозяйственного процесса, накопленные правовой наукой.
Наука хозяйственного процессуального права изучает судебную и социальную практику, связанную с функционированием суда, эффективность действия норм хозяйственного процессуального права. Исследуются также иностранное законодательство и практика функционирования хозяйственной юрисдикции за рубежом. Проведение сравнительно-правовых исследований по хозяйственному процессу облегчается сходством терминологии и основных институтов хозяйственного процессуального права и гражданского процессуального права. Наукой хозяйственного процессуального права изучаются иные формы защиты гражданских прав и деятельности органов гражданской юрисдикции.
Возникновение хозяйственного процесса в нашей стране как самостоятельной отрасли правосудия можно отнести к первой половине XIX в., когда в Российской империи были созданы специальные суды по разрешению коммерческих споров как органы по рассмотрению торговых и вексельных дел и дел о торговой несостоятельности. После Октябрьской революции старая судебная система была ликвидирована и только в 20-е годы XX в. в период новой экономической политики в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями.
В 1931 г. в СССР была образована система органов государственного арбитража, в которую входили государственный и ведомственный арбитражи. Основная задача этих органов состояла в разрешении имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в целях обеспечения договорной и плановой дисциплины и хозрасчёта.
В 1960 г. было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, а в 1974 г. Госарбитраж СССР преобразован в союзно-республиканский орган. С 1977 г. арбитраж является конституционным органом, а в 1979 г. принято новое Положение и разработаны Правила рассмотрения хозяйственных споров в соответствии с Законом «О Государственном арбитраже в СССР».
В ноябре 1998 г. Парламентом Республики Беларусь были приняты два основополагающих документа, регулирующие и закрепляющие правовые основы и принципы осуществления хозяйственно-процессуальной деятельности. Новый Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь и Закон «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» стали результатом последовательного проведения судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.
22 июня 2004 г. были внесены изменения в действующий Хозяйственный процессуальный кодекс. Новая редакция ХПК вступила в действие 6 марта 2005 г., а с 1 ноября 2007 г. утратил силу Закон «О хозяйственных судах в Республике Беларусь».
Принципы хозяйственного процессуального права
В науке под принципами обычно понимаются основополагающие начала, ключевые идеи.
Право как система общеобязательных норм, установленных и обеспечиваемых государством, также основано на принципах.
Хозяйственное процессуальное право имеет свои принципы, которые выражают сущность хозяйственного процесса. В этих принципах концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание хозяйственного судопроизводства.
Принципы хозяйственного права представляют собой систему взаимосвязанных компонентов. Каждый принцип самостоятелен, но в то же время он действует только в системе принципов хозяйственного процесса.
Принципы хозяйственного процессуального права, как и принципы вообще, имеют значение не только для правоприменительной, но и для нормотворческой деятельности. Отступление от принципов хозяйственного процессуального права приводит к вынесению незаконных решений.
Говоря о принципах, следует отметить, что в юридической науке существуют разные взгляды на их систему. Поэтому возможны различные основания для их классификации, например:
1)по функциональному признаку;
2)сфере действия;
3)правовому источнику, в котором закреплено содержание принципа.
На современном уровне развития системы гражданской юрисдикции можно утверждать, что принципы организации и деятельности органов гражданской юрисдикции совпадают по многим составляющим. В гражданском и хозяйственном процессуальном праве в настоящее время практически отсутствуют отраслевые принципы, которые в основном приобрели межотраслевой характер, действуя во всех сферах гражданской юрисдикции. Например, принцип диспозитивности характерен не только для гражданского процессуального, но и для хозяйственного процессуального права, а также конституционного судопроизводства, нотариального производства, исполнительного производства. То же самое относится к принципам состязательности и равноправия сторон. Схожесть принципов гражданского и хозяйственного процессов можно объяснить значительным сходством хозяйственной процессуальной и гражданской процессуальной форм, единством основных начал деятельности всех органов судебной власти.
Принципы хозяйственного процесса можно разделить по сфере действия:
1)на общеправовые, действующие во всех без исключения отраслях права (например, принцип законности);
2)межотраслевые, закреплённые в нормах нескольких отраслей права, как правило, близких по характеру (например, гласность судебного разбирательства);
3)отраслевые, которые закреплены в нормах только одной конкретной отрасли права.
Принципы также можно классифицировать на конституционные и закреплённые в отраслевом законодательстве. Следует подчеркнуть расширение числа конституционных принципов: это наиболее важные принципы межотраслевого характера, имеющие особое политико-правовое значение. Ввиду значения судебной власти эти важнейшие начала её функционирования непосредственно закреплены в Конституции Республики Беларусь. К их числу относятся: осуществление правосудия только судом; независимость судей; гласность судебного разбирательства; состязательность и равноправие сторон.
По функциональному признаку принципы хозяйственного процесса подразделяются:
1)на судоустройственные (например, осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства и др.);
2)судопроизводственные (это равноправие сторон; право на юридическую помощь).
Глава 2 ХПК содержит перечень принципов судопроизводства в хозяйственном суде. Следует подчеркнуть, что основу большинства этих принципов составляют положения, закреплённые в главе 6 Конституции Республики Беларусь.
Основным принципом хозяйственного процессуального права является принцип законности (статья 14 ХПК). Указанный принцип предусматривает не только строгое соблюдение законности. Нарушение правовых установлений влечёт применение различных видов ответственности к участникам хозяйственных правоотношений. Если при рассмотрении конкретного дела суд придёт к выводу, что нормативный правовой акт не соответствует Конституции Республики Беларусь, он должен принять решение, которое соответствовало бы Конституции, и после вступления в законную силу судебного постановления поставить перед Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении им предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.
Не менее важным является принцип, закреплённый в статье 10 ХПК, — осуществление правосудия в хозяйственном судопроизводстве только хозяйственным судом. Данный принцип подчеркивает исключительное право хозяйственного суда на осуществление правосудия по делам, отнесённым к его компетенции. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также Кодексом о судоустройстве и статусе судей судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в установленном порядке. Судебная власть в республике осуществляется только судами в лице судей, которые назначаются на должность Указом Президента Республики Беларусь. В основу построения судебной системы заложены два принципа, предусмотренные статьей 109 Конституции: принцип территориальности и принцип специализации. Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется хозяйственными судами, система которых закреплена в Кодексе о судоустройстве и статусе судей, а полномочия внутри судебной системы распределяются в соответствии с правилами подсудности. Следует отметить, что в настоящее время хозяйственные суды осуществляют также административное судопроизводство по ряду правонарушений.
Одной из важнейших гарантий, закреплённых в Конституции Республики Беларусь, является гарантия защиты прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определённые законом сроки. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией и иными актами законодательства, а также от незаконных действий государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь.
Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.
В статье 15 ХПК закрепляется принцип равенства всех перед законом и хозяйственным судом. В рамках указанного принципа реализуется положение, закреплённое в статье 22 Конституции, предусматривающее равенство всех перед судом и законом. Следует отметить, что указанный принцип распространяется не только на физических, но и на юридических лиц. Независимо от формы собственности и организационно-правовой структуры субъекты хозяйствования обладают равными правами в ходе осуществления правосудия, они могут рассчитывать на равную защиту своих нарушенных либо оспариваемых прав. Кроме того, разрешение хозяйственных споров осуществляется по единым правилам, установленным ХПК.
В соответствии со статьёй 62 Конституции каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. Указанное право даёт возможность пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счёт государственных средств.
Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Для реализации этого конституционного принципа в ХПК предусматривается возможность оказания юридической помощи при ведении дел в хозяйственных судах посредством адвокатов в соответствии с Законом об адвокатуре, а также представителей (глава 7 ХПК) и т. д.
Особо следует подчеркнуть, что юридическая помощь может оказываться на любой стадии хозяйственного судопроизводства.
В целях наиболее эффективной защиты прав юридических и физических лиц реализуется принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде. Этот принцип представляет собой такое правило, в соответствии с которым в зависимости от категории дела и ряда других критериев разбирательство дела в хозяйственном судопроизводстве осуществляется судьёй хозяйственного суда единолично либо хозяйственным судом в коллегиальном составе.
Как правило, в хозяйственном суде первой инстанции дела рассматриваются судьями единолично, однако, учитывая сложность и характер дела, председатель хозяйственного суда либо его заместитель могут принять решение о коллегиальном рассмотрении.
Рассмотрение дела в хозяйственном суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанцией, с учётом специфики данных стадий (пересматриваются ранее вынесенные решения), проводится коллегиально.
При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда входит нечётное количество судей, один из которых является председательствующим. Решение по делу принимается большинством голосов. Если один из судей выражает несогласие с решением, он может высказать своё особое мнение.
Главное значение принципа коллегиальности заключается в том, что его несоблюдение при рассмотрении дел является основанием для отмены судебных актов (см. статьи 280, 297, 314 ХПК), за исключением надзорного производства.
Одним из конституционных принципов является принцип независимости суда. Применительно к судьям хозяйственных судов данный принцип получил развитие в статье 12 ХПК, где говорится не только о независимости судей, но и о подчинении их только законодательству.
Независимость судей предполагает как организационную, так и функциональную независимость. Организационная независимость основана на соблюдении конституционного принципа разделения властей (статья 6 Конституции Республики Беларусь). Органы исполнительной и законодательной власти не имеют права вмешиваться в деятельность хозяйственного суда, влиять на него при вынесении решения по делу.
Функциональная независимость — это независимость судей при исполнении своих полномочий. Однако рассматриваемое понятие предполагает расширенное толкование. Судьи должны быть независимы в своих убеждениях, никто не имеет права оказывать влияние на судей при принятии решения.
Независимость судей может быть достигнута только благодаря комплексу правовых предписаний и гарантий. Так, для судей хозяйственного суда существует особый порядок назначения на должность и оставления должности, им предоставляются соответствующие гарантии осуществления профессиональной деятельности, их материальное обеспечение предусмотрено за счёт средств государственного бюджета. Большинство гарантий деятельности судей закреплено в ХПК (например, тайна совещательной комнаты, возможность выносить особое мнение и т. д.).
Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность недопустимы и влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.
В статье 20 ХПК закреплено положение, согласно которому судопроизводство в хозяйственном суде должно осуществляться на одном из государственных языков. В соответствии со статьёй 17 Конституции Республики Беларусь государственными языками в нашей стране являются белорусский и русский.
Закрепление данного принципа позволяет обеспечивать в полном объёме права участников хозяйственного процесса. Так, лица, участвующие в деле и не владеющие государственными языками, имеют право вступать в хозяйственный процесс и знакомиться с материалами дела с помощью переводчика. При этом переводчик не имеет права без уважительных причин уклоняться от выполнения возложенных на него обязанностей. В соответствии со статьёй 131 ХПК оплата труда переводчика и возмещение понесённых им расходов в связи с явкой в хозяйственный суд осуществляются за счёт средств республиканского бюджета. Указанное положение подчёркивает доступность защиты своих прав и законных интересов в хозяйственном судопроизводстве.
ХПК закрепляет два самостоятельных, но тесно связанных между собой принципа хозяйственного судопроизводства — равноправие и добросовестность сторон, состязательность. Состязательность сторон проявляется в том, что лица, участвующие в деле, занимают противоположные позиции, и, для того чтобы отстоять свою позицию, они должны представлять соответствующие доказательства. Особо следует отметить, что в хозяйственном процессе бремя доказывания лежит на сторонах и стороны равны в своих правах и обязанностях. Хозяйственный суд, в свою очередь, осуществляет в необходимых случаях помощь сторонам (например, принимает меры по обеспечению доказательств).
Принцип гласности разбирательства дел в судах закреплён в статье 114 Конституции Республики Беларусь. Норма статьи 21 ХПК конкретизирует конституционную норму и устанавливает открытое судебное разбирательство в хозяйственных судах. Принцип гласности означает, что разбирательство дела в целом во всех хозяйственных судах и на всех стадиях процесса должно проводиться в открытых заседаниях. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается, если открытое разбирательство может привести к разглашению сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела, в том числе при удовлетворении хозяйственным судом ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость неразглашения таких сведений либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству.