Основы современной концепции государства Украины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ГВУЗ «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ВАДИМА ГЕТЬМАНА»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории государства и права
На тему: «Основы современной концепции государства Украины»
Выполнила студентка 1 курса,
группы ПР-11-07 (ДФО)
Амельченко Татьяна Викторовна
Научный руководитель:
Гарчева Людмила Петровна
Симферополь, 2008
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
1 Классификация современных концепций государства
1.1 Основные политологические и социологические концепции
1.2 Юридические концепции
1.2.1 История идей о правовом государстве. Концепция правового государства
1.2.2 История идей о социальном государстве. Концепция социального государства
2 Основы современной концепции государства Украины
2.1 Украина как правовое государство
2.2 Украина как социальное государство
3 Тенденции развития социально-правового государства в Украине
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Зачатки различных современных концепций государства прослеживаются еще в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира. В процессе этого длительного исторического периода сформировалось несколько основных концепций государства. Некоторые из них основаны на приоритете права или власти, некоторые – на экономической или политической основе. Все концепции очень разнообразны, но имеют сходные черты и в какой-то степени взаимодействуют друг с другом.
Так как тема работы касается именно концепции современного государства Украины, то особое внимание будет уделено концепциям социального и правового государства.
Идеал правового и социального государства получает закрепление и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности нашего общества. В Конституции Украины 1996 года провозглашено, что Украина является демократическим, правовым и социальным государством. Государство правовое и социальное - последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, величественная программа социально-экономической, политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности и поэтому именно человек в концепции гоосударства правового и социального становится целью все этой открываюзейся многокрасочной панорамы государственно-правовой жизни общества.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, чтобы показать и в какой-то степени сравнить основные современные концепции государств, и выяснить какие же особенности Украины позволяют соответствовать концепциям правового и социального государства и как эти концепции реализуются на практике.
Целями и задачами данной курсовой работы являются:
дать ответ на вопрос, что же такое концепции государства, определить их характерные признаки и раскрыть их классификацию;
рассмотреть историю идей о правовом и социальном государстве;
проанализировать концепции государств характерные для современной Украины;
определить тенденции развития социально-правового государства на практике.
В своей работе я постараюсь полностью осветить тематику полученой темы, а именно в полном объеме раскрыть основы современной концепции государства Украины, а также выявить их слабые и сильные стороны, основываясь на мнениях ведущих ученых специалистов по данному вопросу.
1 Классификация современных концепций государства
ХХ век дал ряд научных концепций современного государства, что обусловлено происходящими в нем политическими процессами. Современные концепции государства – это направления социологических, политологических и теоретико-правовых исследований, которые раскрывают сущность государства и ее назначение в современном обществе. В теории государства и права выделяют политологические и социологические концепции современных государств, а также юридические1.
Таблица 1
Классификация современных концепций государства |
|
Политологические и социологические |
Юридические |
Концепция солидаризма Концепция государства всеобщего благоденствия Теория плюралистической демократии Концепция элит Теория конвергенции Технократическая доктрина Концепция модернизма Концепция национального государства Фашистская доктрина Концепция переходной государственности Теория глобализации |
Концепция правового государства Концепция социального государства |
1.1 Основные политологические и социологические концепции
Государство находится в центре исследований различных общественных наук. Поэтому следует разглядывать не только юридически концепции государства, но и остановиться на отдельных социологических и политологических теориях, что имеет своей целью расширить представление про это сложное и многогранное явление, ведь все концепции актуальны и в ХХI веке.
Так, специфический путь развития государственности некоторых стран Азии и Африки (государственная власть в них была узурпирована) породил в бывшем СССР научную концепцию так называемой переходной государственности. Переходной являлась государственность, которая возникает в ходе национально-освободительной войны независимых народов и опирается на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладающего развития господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства – капиталистическому или социалистическому. Это государства, переходные от рабовладельческого типа к феодальному; от феодального к капиталистическому; от капиталистического к посткапиталистическому. Украина также переживает переходной период, но иного уровня. Она находится в числе постсоциалистических государств, взявших курс на гуманистическое демократическое правовое развитие.
Концепция государства «всеобщего благоденствия» взяла за основу идею английского экономиста Дж.-М. Кейнса, согласно которой активное вмешательство государства в экономическую жизнь является панацеей от всех социальных невзгод, средством сглаживания классовых противоречий, оздоровления и стабилизации экономики. Государство трактовалось как надклассовое, утратившее свою прежнюю классовую сущность благодаря установлению прогрессивных налогов, перераспределению национального дохода, предоставлению социальных услуг и др. Таким образом государство должно принимать активное участие в регулировании экономических процессов с целью обеспечения каждому достаточного жизненного уровня.
Концепция государства «всеобщего благоденствия» является одним из вариантов теории социального государства.
Концепция солидаризма рассматривает государство как способ обеспечения социальной солидарности, достижение консенсуса на основе соглашения интересов и потребностей всех социальных слоев. Откидывается идея классовой борьбы, революционного пути развития общества.
Современное понятие теории плюралистической демократии включает в себя права человека, свободную конкуренцию в политической сфере, разделение властей и федерализм. Такие принципы дают гарантии каждой политической силе, каждой организации опираться на различные рычаги власти. При этом обеспечивается воля большинства при обязательном расчете воле меньшинства. Всесторонне гарантируется право каждого на свободу мысли и свободного выбора, свобода создания организаций, существование альтернативных источников информации, гарантируется оппозиция и соперничество в политической сфере. А вот концепция национального государства в современной науке расценивается неоднозначно. Чаще всего она ассоциируется с достаточно небезопасными идеями национализма, национальной исключительности одних государств в противовес другим. В условиях многонациональных государств необходимо обязательно учитывать интересы не только преобладающей нации, но и интересы национальных меньшинств.
Сторонники теории элит считают, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами. Эта функция возлагается на элиту. Элита рассматривается как меньшинство общества, которое представляет собой привилегированную группу, наделенную особыми психологическими, умственными, социальными и политическими качествами, которая непосредственно берет участие в использовании государственной власти или активно влияет на ее осуществление. Элита образовывается в трех главных сферах общественной жизни – политической, экономической и интеллектуальной – путем устранения индивидов, которые достигли в своем деле наибольших успехов.
Технократическая доктрина основана на идеи власти, которая опирается на знания и компетентность. В индустриальном обществе в условиях большого механизированного производства появляется слой технических специалистов. Согласно этой доктрине этот процесс переносится на государственное управление, которое должно осуществляться на основе технических средств особенно слоем высших функционеров, которые владеют специальными знаниями.
Теория модернизации (модернизм) – это совокупность распространенных в западной политологии и социологии концепций общественно-политического и экономического развития, которые объясняют процесс перехода от стабильного традиционного к современному индустриальному и постиндустриальному обществу, которое непрерывно меняется.
Теория глобализации (мирового государства) появилась на рубеже ХХ и ХХI веков. Родоначальник термина – американский экономист Р. Робертсон. Эта теория говорит не только о сближении государств, но еще и о стирании границ между ними в результате унификации всех сфер жизнедеятельности различных обществ мира. При этом образцом для всех государств мира является западный мир, его ценности, рыночная экономика, технологический процесс – к ним должны подтягиваться остальные государства.
Теория мирового государства имеет мифологизированный характер, так как считает возможным построить всемирное цивилизованное общество в форме мирового государства в результате осознания необходимости его создания всеми обществами планеты. Я согласна с той точкой зрения, что она базируется на иллюзиях о том, что такое осознание откроет путь к интеграции, демократии и сотрудничеству, к преодолению социальных противоречий. Совсем не учитываются возможные негативные последствия глобализационного процесса (социальные конфликты, международный терроризм и т.п.). Вместе с тем общие интересы человечества требуют решения общими усилиями глобальных проблем, угрожающих самому его существованию.
Теория конвергенции приобрела известность в конце 50-х годов ХХ века. Согласно этой теории в условиях НТР утрачивается различие между капиталистическими и социалистическими государствами, происходит их сближение путем заимствования друг у друга положительных черт, создается «единое постиндустриальное общество». В перспективе власть в конвергентном обществе, согласно теории, утратит классовый характер и общественно-политическую окраску, руководство перейдет к менеджерам (управляющим) – особому слою, возникшему в ходе НТР.
Академик А. Д. Сахаров определял конвергенцию как «реально происходящий исторический процесс сближения капиталистической и социалистической мировых систем, осуществляющийся в результате встречных плюралистических изменений в экономической, политической, социальной и идеологических сферах».
Идеи о сближении и взаимовлиянии государства, имеющих различные социальные системы, являются рациональными. В ХХ и особенно в ХХI веке изменилась социально-правовая характеристика буржуазных государств, прежние социалистические государства, в том числе Украина, перешли на либерально-демократический путь развития. Конституционной моделью для них стала знаковая для всего человечества концепция демократического, социального и правового государства, речь о которых пойдет далее более детально.
1.2 Юридические концепции
Основными юридическими концепциями в теории государства и права являются концепция правового государства и концепция социального государства.
1.2.1 История идей о правовом государстве. Концепция правового государства
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства. При этом античные мыслители не разделяли понятий “общество” и “государство”. Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления. Однако государство (публичная власть) доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал Аристотель, - нет места и какой-либо форме государственного строя”2. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”2.
Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден.
В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.
Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.3
Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане”2. Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что:
формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства;
принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу;
к “правильной” форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания;
следует проповедовать любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант, Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место, в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”4.
Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам:
источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей;
человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;
в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: “поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству” и “поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом”;
правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;
право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;
государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или “государство в идее, такое, каким оно должно быть” обязано сообразовываться “с чистыми принципами права”;
государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.
Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И. Писарева,1 А.И. Герцена,2 Н.Г. Чернышевского 3 и А.Н. Радищева.4
После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.
В 80-х годах ХХ века идея создания правового государства актуализировалась в странах бывшего «социалистического лагеря» как реакция на тоталитарный режим. Отечественная наука приняла формулу «правовое государство» в результате перестройки, провозглашенной в 1985 году. Украина, став самостоятельным независимым государством, определила ориентацию своего развития, заложив в Конституцию концепцию построения демократического социального правового государства.
Система идей о правовом государстве сложилась в концепцию правового государства, принципом которой стала реализация замысла о построении конституционного государства, где не только человек ответственен перед государством, но и государство перед ним.
Правовое государство – тип государства развитого гражданского общества, в котором организация и деятельность власти основана на принципе верховенства права, признании и обеспечении прав и свобод человека, взаимной ответственности государства и личности, соблюдении реального разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем. Концепция правового государства основывается на конституционном режиме и предполагает непротиворечивую правовую систему.
В юридической литературе в качестве основных признаков концепции любого правового государства обычно выделяются следующие:
верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;
принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;
приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;
взаимная ответственность государства и личности.
1.2.2 История идей о социальном государстве. Концепция социального государства
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.
Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.
Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.
В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж.Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.
Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отцовский) характер, связанный с установлением убогого равенства.
Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.
Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшествовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов.
Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители, например, римские цезари, заботились о предоставлении людям «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в. В каждой же конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.
Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Не случайно среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разделение труда: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе - правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы - на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе.
Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «общественный», то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому «социальным», по мнению Протасова В.Н., в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития5. Однако в данном случае под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями.
С учетом сказанного можно выделить условия существования концепции социального государства и ее характерные признаки6, которыми являются:
Демократическая организация государственной власти.
Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину.
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано в Конституции ФРГ в 1949 г.).
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции. К последним, в частности, относятся:
- поддержка социально незащищенных категорий населения;
- охрана труда и здоровья людей;
- поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
- поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
- финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
- борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
- поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
- участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
забота о сохранении мира в обществе.
В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель - при помощи социальной политики, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе и правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.
2 Основы современной концепции государства Украины
В Конституции Украины 1996 года провозглашено, что Украина является демократическим, правовым и социальным государством. Так какие же особенности Украины позволяют соответствовать концепциям правового и социального государства и как эти концепции реализуются на практике?
2.1 Украина как правовое государство
Как уже известно, правовое государство – это государство, которое выражает идеи гуманизма, справедливости, формального равенства и свободы, высшей социальной ценностью в которой признаются права человека.
Правовое государство выступает как такой тип государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах. Целью правового государства является благосостояние индивида и общества.
Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, Украина как правовое государство предполагает действие следующих принципов и условий:
Верховенство права - в Конституции Украины 1996 г. записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права».
В нашей стране признаются права человека высшей социальной ценностью и непосредственно действующим правом; закрепляются в конституции каталога прав и свобод человека в соответствии с международными стандартами, а также создание социально-правового механизма их обеспечения (реализации, охраны, защиты).
Закон должен соответствовать праву, должны соблюдаться конституционные требования о правовом характере издаваемых законов, что означает: право, как справедливая и равномерная и равномерная мера свободы, получает отработанное в законе содержание, гарантируется прямое действие конституционного закона и закрепленных в нем неотчуждаемых прав человек.
Правовая определенность – возможность гражданина в разумных границах и при определенных обстоятельствах предусматривать юридические последствия своих действий, что означает: не только наличие норм права, но и четкое их закрепление в соответствующих юридических источниках, установленных действующей конституцией либо другим нормативно-правовым актом, понятность их содержания и бесконфликтное соотношение между источниками права.
В Украине предусмотрено ограничение государственной власти правом то есть свобода в обществе может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в области права; самоограничение государственной власти своих прав возможно с помощью ею же созданных правовых законов при высокой культуре людей, составляющих эту власть.
Сформировавшееся гражданское общество – общество с высокой развитой системой взаимодействия свободных и равноправных граждан и их объединений.
В сформировавшемся гражданском обществе должен реализовываться принцип равных возможностей людей свободно и безопасно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь действующим правом и собственным правосознанием;
Взаимная ответственность личности и государства – признание правового равенства сторон в конкретных правоотношениях: с одной стороны, ответственность личности как объекта власти, с другой – ответственность государства как субъекта власти подразумевает собой:
Ответственность государства перед личностью за все виды ее безопасности выражается в гарантиях: правовой защищенности конституционно закрепленных прав и свобод личности; не превышения пределов полномочий, четкого соблюдения законов; возмещение за свой счет и за счет органов местного самоуправления морального и материального ущерба, причиненного незаконными действиями органов власти, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий. Регулирование ответственности государства перед личностью происходит в рамках специальнодозволительного режима: «Разрешено только то, что прямо предусмотрено законом».
Ответственность же личности перед государством подразумевает выражается в соблюдении запретов, исполнении обязанностей, предусмотренных Конституцией Украины, использовании предоставленных прав в определенных рамках, установленных законами. Ответственность личности перед государством зависит также от наличии у личности чувства долга, способности к критическому самопознанию, порядку, дисциплине, гражданственности. Регулирование ответственности граждан и их объединений перед государством происходит в рамках общедозволенного режима: «Разрешено все, что прямо не запрещено законом».
Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами:
Правовое государство предполагает разделение власти. Именно разделение власти создает ситуацию реального контроля со стороны общества над государственной властью. В правовом государстве каждая ситуация действует в строго определенных границах. Для законодательной власти это означает, что законодательная деятельность – не только право, но и обязанность этой власти. К тому же четко определяются границы законодательной деятельности, в соответствии с которыми решается вопрос о правомерности изданных законов. Сами же законы должны в полной мере соответствовать основному закону (конституции).
Исполнительная власть в правовом государстве должна быть подлинно исполнительной, то есть программа действий выработана не этой властью, а законодательной. Таким образом, принцип верховенства закона проводится в организации и функционировании всей системы исполнительной власти. Для контроля за исполнительной властью устанавливается процедура принятия правовых решений с обязательным заслушиванием мнений заинтересованных сторон и экспертов, а также письменным обоснований решений.
Особое значение в правовом государстве имеет правосудие. С помощью него осуществляется контроль за защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Это достигается строжайшим проведение в жизнь принципа невмешательства в принятие конкретного судебного решения.
В правовом государстве законодательная, исполнительная и судебная власть обладают каждая своей сферой, закрытых для других властей и этот принцип невмешательства одной власти в сферу другой поддерживается механизмом «сдержек и противовесов».
Принцип конституционности:
В Украине признается верховенство и наивысшая юридическая сила Конституции относительно законодательных и иных правовых актов. Эти законы и правовые акты не должны ей противоречить.
Также Конституционным судом осуществляется конституционный контроль, за соответствием Конституции законов и иных актов законодательной и исполнительной власти, что обеспечивает принятие правового закона.
Принцип законности:
Поддерживается верховенством законов в иерархии нормативных актов – высшая юридическая сила закона относительно всех других нормативно-правовых актов, соответствие подзаконных актов закону; легальностью пути принятия законов и их изменения – пути выявления воли народа непосредственно, через референдум или опосредованно – через представительный орган; выполнение требований законов всеми государственными органами и организациями, должностными лицами, а также гражданами и их объединениями, то есть нельзя выходить за «рамки» законов.
Высокая управленческо-правовая культура государственного аппарата, эффективная профессиональная работа системы правоохранительных и контрольно-надзорных органов – прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и т.п., то есть наличие совершенного механизма государственных органов и организаций, действий должностных лиц с соответствующей квалификацией и правосознанием, максимально отработанной процедурой, фундамен которой составляет процессуальное право. Неотвратимость последствий за неправомерные действия и их эффективная профилактика.
Развитое правосознание и правовая культура общества, социальных групп, граждан. Знание права и умение его реализовать. Ограничение правового нигилизма и правового догматизма. Преемственность правовой культуры и разумная правовая аккультурация.
Таким образом если говорить о концепции Украины как правового государства, то можно заметить, что то государство, к которому мы сейчас стремимся выступает самой идеальной формой организации и функционирования государственной власти. Развитие правового государства неотделимо от становления прав человека, которые собственно и выступили той ключевой категорией, вокруг которой развивались главные ее характеристики. Только правовое государство может выступать как объективный признак интересов внутреннего неоднородного и противоречивого гражданского общества.
2.2 Украина как социальное государство
В современных условиях общественного развития к основным характеристикам правового государства присоединяется социальный характер государства, что и создает концепцию социального государства.
Украина как социальное государство представляет собой правовое государство развитого гражданского общества с социально ориентированным рыночным хозяйством, способное создавать условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, гарантировать социальную безопасность личности, установить социальное согласие в обществе.
Основными признаками социального государства, которые существуют в Украине являются:
Наличие правового государства и развитого гражданского общества как условия его функционирования;
Наличие экономической основы – социально ориентированного рыночного хозяйства;
Наличие юридической основы – социального законодательства и осуществления на его основе социальной политики;
Гарантирование реализации экономических, социальных и культурных прав человека;
Гарантирование социальной безопасности личности, способной самостоятельно обеспечивать необходимый уровень материального благосостояния для себя и членов его семьи
Оказание государством социальной помощи гражданам хотя бы на уровне прожиточного минимума, которые не способны нести ответственность за свое благосостояние (старым, больным, безработным по независящим от них причинам);
Проведение социально политик государства, направленной на укрепление социальной справедливости и социального согласия в обществе, сведения до минимума чрезмерного имущественного расслоения населения, формирования среднего класса (разумное обложение доходов).
Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:
Как личности, которая отличается от других физическими и психическими, то есть имеет индивидуальность;
Как члену социального организма, каким является гражданское общество, то есть личности, которая входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;
Как гражданину, который находится в особых правовых связях с государством.
Таким образом социальное государство обеспечивает всех членов общества полнотой гражданских прав, реализуя себя в системе мер социальной политики.
Идея об ориентации Украины на социальное государство содержится в Конституционном договоре между Верховной Радой и Президентом Украины «Об основных началах организации и функционировании государственной власти местного самоуправления на период до принятия Конституции Украины». Здесь, в частности, подчеркивается, что договор гарантирует социальную направленность рыночной экономики. Поэтому становление социального государства в Украине связано с экономическим ростом, возможностями перераспределения доходов. Поскольку меры по перераспределению становятся все более дорогими, социальное государство стоит весьма дорого7. Оно нуждается в формировании многочисленного бюрократического аппарата.
Четкое текстуальное выражение о необходимости построения в Украине социального правового государства содержится в ст. 1 Конституции Украины 1996 года.
Целью украинского социального государства является гарантирование всем гражданам минимального уровня цивилизованного существования, не пытаясь в каждом случае проявлять особую заботу. Действует общий принцип, что люди сумеют сами удовлетворить свои потребности. В соответствии с этим помощь оказывается наиболее нуждающимся, а также тем, кто не может самостоятельно преодолеть нищету. Особое внимание, как уже упоминалось выше, уделяется профессиональному обучению, переквалификации, выравниванию стартовых возможностей молодежи. При этом используется как метод прямого перераспределения, так и возвратная ссуда. Централизованная система социального обеспечения заменяется сетью мелких групп социальной помощи, однако предоставление услуг на общественных началах весьма трудно заполняет пространство, оставленное государством. Здесь препятствием выступают не только объемы требуемой социальной помощи, но и то обстоятельство, что людей нелегко увлечь идеей создания богоугодных заведений и фондов милосердия с целью простоя подмены государственных учреждений.
Фактически все сферы социального государства требуют все большего увеличения затрат, и проблема состоит в том, чтобы установить строгие границы финансовых обязательств со стороны общества и установить их пределы. К примеру, отмечается значительный и непрекращающийся рост числа получателей социальной помощи. В этой связи все труднее решить проблему средств, с помощью которых можно было бы выполнить обещания, данные социальным государством.
Наше современное социальное государство вошло в полосу кризиса, во многом связанного с тем, что налоговая система, основной опорой которой является обложение доходов, все в меньшей степени соответствует характеру существования. Это имеет отношение к проблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существования социального государства. В это связи характерны подходы к социальному государству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества, основанного на труде. Я считаю, что общей тенденцией является то, что не исключая государственного вмешательства в социальную жизнь, в частности путем перераспределения доходов, происходит движение к меньшему государству и большей децентрализации.
Таким образом, прогнозировать перспективу успешного развития Украины можно не только путем оптимального сочетания принципов правовой государственности и демократизма. Концепция социального и правового государства является достоянием всего человечества. Эта рациональная концепция, включающая в себя правовое и социальное, в случае успешной реализации способна вывести Украину в число самых цивилизованных государств мира.
3 Тенденции развития социально-правового государства в Украине
Тенденции развития правовой социальной государственности проявляются, в первую очередь, через воплощение в реальность главных принципов правового государства – преобладание права и верховенство правового закона, ограниченности государства правами и свободами человека, разделения власти.
Последнее время в истории нашей страны проиходят события, которые становятся переломным этапом, который ознаменовался глубокими перестройками во всех сферах общественной жизнедеятельности – политической организации, экономике, социальной структуре, общественном мнении. Главными ориентирами дальнейшего развития выбраны идеалы демократического, социально-правового государства со всеми присущими ему характеристиками и гражданского общества, основанного на свободных рыночных отношениях, разнообразии и равенства всех форм собственности, свободы самоопределения и инициативности граждан, социальной солидарности.
На самом высоком законодательном уровне в Конституции Украины отмечается, что наше государство является демократическим, правовым и социальным. Это важное положение закрепляет направление дальнейшего развития нашего государства и общества, но утверждать, что у нас окончательно построено правовое государство, было бы преждевременно.
Принцип преобладания права и производный от него принцип верховенства Конституции и законов в Украине пока что находится на начальной стадии воплощения в жизнь. Кое-где законы принимаются без учета реальных общественных нужд и даже вопреки им, закрепляя чьи-то субъективные интересы.
На практике принцип верховенства Конституции и закона нередко нарушается, решения исполнительной власти подменяются или конкретизируют их, хотя должны исключительно приниматься на их основе и на их исполнении. Центральные и местные органы исполнительной власти должны принимать решения, которые бы обеспечивали эффективную реализацию законов, а не заниматься их «усовершенствованием», как это часто бывает.
Принцип разделения власти, заложенный в Конституции, в Украине, еще окончательно не реализован. Система «сдержек и противовесов» как основа разеления полномочий между ветвями власти достаточно четко не отработана. Я думаю, что эффективное взаимодействие всех ветвей власти возможно только при условии тесного и настойчивого сотрудничесва между ними, а не резкой конфронтации, так как каждая из ветвей государственной власти неспособна оптимально реализовывать свои полномочия без взаимодействия с другими.
Принцип ограничения государтсва правами и свободами человека – самая важная характеристка правового государства (также как и другие принципы) реализованного в Украине далеко не окончательно. Права и свободы человека пока что не стали наивысшей социальной ценностью, содержанием и направленностью деятельности государства и общества, уровень обеспеченности не только социально-экономических, но и культурных, а также даже некоторых общественных и политических прав и свобод является достаточно низким. Неуверенность большей части граждан в своем будущем, недоверие в реальности провозглашенным правам и свободам приводит к дестабилизации общественных отношений, к падению авторитета и легетимности государственной власти, а иногда и к антисоциальным проявлениям.
Все вышеперечисленные факторы негативно влияют на процесс воплощения принципов правового социального государтсва. Эту проблему, я считаю, невозможно решить без последовательного внедрения комплексов средств правового, социально-экономического, политического, организационного и воспитательного характера. Особенную роль в процессе построения правовой социальной государственности должы играть юристы – как ученые-теретики, так и практические работники. Основным направлением их работы должны быть всесоронние обеспечения прав и свобод личности, без чего реализация концепций правового и социального государства просто невозможна8.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе я рассмотрела основные современные концепции государств, особое внимание уделив при этом концепциям провового и социального государства, так как они в большей степени характеризуют Украину.
Концепция правового и социального государства, венчающие общий замысел либерально-просветительской трактовки сущности права, стали значительным теоретическим достижением философско-правовой мысли. В странах, где эти концепции дошли до практического воплощения, в целом сформировался достаточно строгий правовой и общественный порядок. Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального, равенства, выраженные в некоторых идеях о социальной справедливости (свойства социального государства), находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).
Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение – наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений. Социальное и правовое государство совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распроняться в границах соблюдения основных прав человека.
Для большей части человечества, в т. ч. и для нашей страны, то состояние общества, которое можно было бы назвать подлинно правовым, по-прежнему остается лишь заманчивой и желанной целью, в общем-то вполне достижимой, но, к сожалению, не в самом ближайшем будущем.
В Украине практически уже есть многое для реализации поставленных целей, но политический процесс идет очень сложно. На него оказывает большое воздействие сама во многом противоречивая история формирования политического и правового сознания населения. Политический плюрализм и многопартийность, как факторы гражданского общества, пока еще носят окраску пережитков тоталитарного сознания.
В понятие правового государства и социального сегодня уже вкладывается смысл материального и духовного благополучия населения страны. И все задачи, по поводу становления государственности, в конце концов, направлены на обеспечение высокого уровня жизни человека, а не на создание красивой структуры государственных властей и декларативного обеспечения прав и свобод личности. Социально-правовое государство становится таковым только тогда, когда все, что закреплено на бумаге, будет реализовано в жизни.
Правовое государство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело. Я считаю, что правовое государство построить за десять лет невозможно. Как мы можем наблюдать,в других странах этот процесс протекал достаточно долго, в течение веков, постепенно шлифовался и совершенствовался десятками поколений. Это значит, что нужно бороться за свои права, использовать для разрешения многих проблем нормы права, а не нормы обычаев, активно осуществлять свои конституционные избирательные права.
В заключение остается только добавить, что тот путь, который Украина изберет в следующем тысячелетии зависит только от нас самих.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Украины, 1996 года
Конституционный договор между Верховной Радой и Президентом Украины «Об основных началах организации и функционировании государственной власти местного самоуправления на период до принятия Конституции Украины» от 08.06.1995г.
«Теория государства и права», Бабкина О.В., Волынка К.Г., Киев, 2003 г.
«Теория государства и права (энциклопедический курс)» Скукун О.Ф., издательство «Эспада», 2005 г
Волынка К.Г. «Теория государства и права», Киев, 2003 г.
Ю.Н. Оборотов «Теория государства и права (прагматический курс)»
Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999
В. С. Нерсесянц. "История политических учений", М.,норма, ч.1;М. 2002.
Цицерон. Диалоги. М., 1966,
Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т. 3.
Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955.
В.И. Хропанюк "Теория государства и права" ,М.1993.
Писарев А.И. Собр. соч. в 4-х т. М., 1955 – 1956.
Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997
Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15-ти т. М., 1939
Радищев А.Н. Полн. собр. соч. в 3-х т. М.—Л., 1938 –1952.
1 «Теория государства и права», Бабкина О.В., Волынка К.Г., стр. 81
2 Аристотель. Политика. М., 1911. — С. 155.
23 Цицерон. Диалоги. М., 1966, --- С.24.
34 Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 312.
5 Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. — С. 289.
4 Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч.2. — С. 233.
1 Писарев А.И. Собр. соч. в 4-х т. М., 1955 – 1956.
2 Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1954 –1965. т. 6 с.199 --205. т.12 с.186, 189 –190. т.22 с.575—586, 590—593.
3 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15-ти т. М., 1939 –1950. т.4 с.330 –331, 404 –405, 728 – 730. т. 9 с.172 –197, 348 – 350, 825 – 833.
4 Радищев А.Н. Полн. собр. соч. в 3-х т. М.—Л., 1938 –1952.
5 Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.201.
6 Протасов В.Н. Теория права и государства. М., 1999. С.204.
7 Ю.Н. Оборотов «Теория государства и права (прагматический курс)», стр. 136-138
8 Волынка К.Г., Бабкина О.В., «Теория государства и права», стр. 85-87