Основные принципы избирательного права
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Курсовая работа
по государственному праву зарубежных стран
Основные принципы избирательного права
Содержание
Введение
1. Понятие избирательного права
2. Основные принципы избирательного права
3. Цензы избирательного права и ограничения избирательного права
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления, экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяет организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.
Актуальность выбранной темы заключается в исключительно высокой роли принципов избирательного права в развитии политической системы общества. Они являются каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Это вызвано тем, что выбор избирательной (электоральной) системы, в том числе и входящих в нее принципов – это не техническое решение, поскольку последствия этого выбора могут оказать значительное влияние на всю политическую систему.
Задачами данной работы являются рассмотрение основных принципов избирательного права, их сравнительный анализ, а также рассмотрение ограничительных цензов избирательно права.
Цель данной работы состоит в теоретико-правовом анализе принципов избирательного права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: произвести правовой анализ избирательного права. Выяснить какие существуют виды избирательных цензов, и дать им характеристику.
В процессе теоретического исследования мы пользовались нормативными актами, специальной литературой по конституционному праву зарубежных стран, а также специальными работами по этой теме, опубликованными в периодических изданиях и на Интернет-сайтах.
1. Понятие избирательного права
Термин «избирательное право» имеет два значения:
- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;
- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательное право одна из важнейших отраслей права. Это вызвано очень тесными связями его с политическими правами человека и гражданина.
Субъективное избирательное право включает в себя активное и пассивное избирательное право. Под активным избирательным правом понимают право гражданина избирать лиц в состав представительных органов и на отдельные должности, а также право участвовать в референдуме. Пассивное избирательное право- это право быть избранным, т. е. право выдвигаться в установленном порядке в качестве кандидата на выборную должность и занять соответствующую должность при благоприятном для данного кандидата исходе выборов.
Выборы, с одной стороны, представляют собой один из способов формирования государственных и муниципальных органов, а с другой стороны, являются одной из форм непосредственной демократии, когда граждане сами принимают важнейшие решения общегосударственной региональной и местной жизни. Не случайно в современных условиях одним из характерных признаков демократического политического режима является формирование органов публичной власти путем выборов, в которых вправе принимать участие подавляющее большинство граждан.
Выборы – это один из старейших и традиционнейших институтов (и элементов) конституционного права. Самые первые выборы появились в глубокой древности. Нам известны из истории правила, которые существовали в древних демократиях (Древнем Риме и Древней Греции), где участие свободных людей в голосованиях было обязательным, и за это даже платили. Древние республики без выборов не могли существовать. Затем этот институт практически исчез на многие сотни лет, поскольку в мире воцарился абсолютизм, и в государственные органы никто никого не избирал. Возродились выборы и избирательное право, которое их регулирует только в эпоху буржуазных революций – это XVIII век, это создание первых писаных конституций. Свое дальнейшее развитие выборы и избирательное право получили в XIX веке и сформировались уже в виде современного института только в XX веке.
В настоящее время избирательное право – один из немногих государственно-правовых институтов, который закреплен и достаточно полно разработан также в нормах международного права. Например, Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, в ст.21 закрепляет право каждого человека принимать участие в управление своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Далее в пункте 3 этой статьи говорится, что воля народа должна быть основой власти правительства. Эта воля должна находить выражение в периодических и не фальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем равном тайном голосовании или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Немногие другие институты конституционного права имеют такое четкое и недвусмысленное регулирование в общепризнанных международных актах.[9;с. 9]
Выборы – это всегда борьба идей, борьба людей, борьба экономических (и иных) лидеров. Поэтому, кроме обычных норм и правил, вокруг выборов еще и клубится иной раз некий туман недоговоренностей или наоборот строятся слишком четкие графики и схемы, доказывающие, что заранее все известно, и можно не беспокоиться противникам той или иной партии или того или иного кандидата, можно не беспокоиться и не суетиться. Например, в США долгое время была популярна, так называемая, «циклическая теория выборов», согласно который исход предвыборной борьбы зависит от природных циклов, связанных с погодой, с фазами луны и т.д. Авторы этой теории утверждали, что существует всеобщий циклический закон, который определяет и смертность от сердечных болезней, и вспышки эпидемий, и ход рыбы на нерест и т.д., и он, естественно, действует якобы и в сфере общественной жизни, поэтому надо не столько изучать потребности граждан, сколько изучать эти природные явления.
Один из французских теоретиков, придерживался похожих взглядов, и писал, что выборы во Франции во многом определяются характером почвенного покрова на избирательном округе: если почва богатая, плодородная, то там богатые крестьяне и там более прочное положение правых консервативных партий. Если почва бедна, там предпочитают левые партии.
Элементы мистики часто возникают вокруг выборов. Особенно часто пытаются найти что–то неясное и непредсказуемое не ученые, а публицисты, иногда действительно влияя этими изысканиями на исход выборов. Например, в США некоторое время назад была популярна теория «нулевых президентов». Согласно этой теории президент, избранный в тот год, который заканчивается нулем, имеет плохую судьбу, и его ждут всяческие опасности. Была даже составлена таблица. Первым в этой таблице стоит 9-й президент – Уильям Генри Харрисон, – который был избран в 1840 году и вскоре умер (1841). Затем идет 16-й президент Авраам Линкольн, который был избран в 1860 году и погиб от пули убийцы в 1865-ом после переизбрания. Затем идет 20-й президент Джеймс Гарфилд, который был избран в 1880 и был убит в 1881-ом. Далее – 29-й президент Уоррен Гардинг, который был избран в 1920 и умер в 1923-м. Затем – президент Франклин Делано Рузвельт, который избирался четырежды, одно из его избраний пришлось на 1940 год, он умер, как известно, будучи президентом, весьма внезапно и скоропостижно, неизвестно от чего. Затем – самый знаменитый, тридцать пятый, президент США – Джон Фицджеральд Кеннеди, который избран в 1960 году и погиб от пули убийцы в 1963-м. Иногда сюда включали даже Рональда Рейгана, который был избран в 1980 году. Как известно, на него было покушение, но счастливую судьбу Рейгана объясняют тем, что современная медицина спасла его после покушения, а если бы это случилось 50 или 100 лет назад, он бы непременно погиб. Мы полагаем, что, конечно, научной ценности эта теория не имеет, но, как говорится, впечатление производит.[9;с.12]
2. Основные принципы избирательного права
Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Принципы избирательного права — руководящие идеи, основные правила применения этого права. Они являются фундаментом избирательного права, лежат в основе остальных его правил. Они придают стройность, завершенность системе избирательного нрава. Принципы служат также основой определения законности, в широком смысле — справедливости норм избирательного нрава. Они находятся в постоянном развитии. [3;с.64]
В настоящее время к основным принципам избирательного права, несмотря на определенные различия в законодательном их регулировании в разных странах, можно отнести следующие: всеобщность, равный характер выборов, принцип прямых и непрямых выборов, тайна голосования, принцип свободных выборов. В конце ХХ века данный перечень пополнился периодичностью проведения выборов.
Основными указанные принципы считаются в силу того,что сегодня они признаются обязательными практически повсеместно, где проводятся выборы. Это, заметим, стандартный набор принципов, которые, как правило, закрепляются в современном избирательном законодательстве и даже в некоторых международных актах. В то же время в некоторых странах в законодательстве зафиксированы и некоторые другие принципы. К таким дополнительным принципам относятся, например, альтернатива. Под альтернативностью на выборах понимают включение в законодательство таких условий, при которых кандидаты вступали бы в конкуренцию, а избиратель действительно имел бы возможность выбора между различными кандидатами. Для этого в избирательных округах при мажоритальной избирательной системе на одно место должно претендовать более одного кандидата, а при пропорциональной избирательной системе должно быть выдвинуто более одного партийного(или блокового) списка.
Кроме того, в юридической и политологической литературе, а также в некоторых официальных актах декларативного характера можно встретить и другие принципы. Так, заявляют о свободных выборах, о справедливых выборах и т. п. Однако, несмотря на наличие в литературе авторских определений таких принципов, они до сих пор не получили закрепления в законодательных актах. Это связано, по-видимому, с тем, что не найдено недвусмысленного их формирования в четких юридических терминах. [2;с.179]
Основные принципы:
1. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения. Признание человека недееспособным вследствие психического заболевания устанавливается на основе результатов специальной экспертизы судебными органами в строго законодательно определенном порядке. В ряде стран избирательное право гражданина приостанавливается (иногда он вообще лишается избирательного права) по решению суда в случае совершения указанных в законе преступлений, а в некоторых- автоматически в силу осуждения гражданина судом за любое преступление.
В некоторых случаях и в настоящее время определенные категории граждан не могут участвовать в выборах в качестве кандидатов. Например, ряд стран ограничивает пассивное избирательное право для военнослужащих, для священнослужителей. В некоторых случаях не допускаются к выборам в качестве кандидатов должностные лица, занимающие государственные должности: судьи общих судов или члены конституционных судов. Во Франции не могут избираться в любом избирательном округе префекты, которые выполняли свои функции на данной территории. В некоторых странах вообще государственные служащие не могут выдвигать свои кандидатуры на избираемые должности: принцип государственной службы предполагает непартийность, поэтому участие в выборах исключается. Исключается в некоторых странах возможность баллотироваться сразу в несколько органов: например, депутат нижней палаты не может претендовать на членство в верхнюю палату. Такие запреты для некоторых категорий граждан называются несовместимостью. Несовместимость не означает ограничения прав человека, потому что, если есть желание быть избранным, то можно отказаться, например, от государственной службы или выйти в отставку со службы военной и т.д. То есть имеется возможность изменить свой правовой статус, после чего заняться политикой и выдвигать свою кандидатуру на ту или иную должность.
В некоторых странах есть особые требования для избирателя или кандидата. Это обуславливается спецификой страны. В этих требованиях подчеркнуты индивидуальные характеристики государства. В некоторых странах есть специальное ограничение для натурализованных граждан, т.е. для граждан, получивших гражданство не по праву рождения, а в результате приема гражданства. Например, в Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя 3 года после получения гражданства, в Тунисе – через 5 лет, в некоторых странах натурализованные граждане вообще не получают права голоса. Например, в Мексике исключаются из списков избирателей наркоманы, в Голландии – лица, лишенные родительских прав. В Индии и Англии в выборах не участвуют банкроты. А это показывает на высокий уровень жизни в этих государствах. В некоторых странах ограничений избирательного права для активного права нет, но для пассивного права бывает.
Принцип всеобщности избирательного права, которое сейчас кажется очевидным, когда–то отсутствовал, и избирательное право не было всеобщим, потому что существовали многочисленные цензы, ограничивающие участие очень многих категорий людей в выборах. Например, в большинстве стран Западной Европы женщины получили право избирать и быть избранными только после Первой мировой войны. Существовало множество иных цензов, например, до 20-х годов нынешнего века существовали имущественные цензы, цензы образовательные и т.д. Идея всеобщего избирательного права далеко не сразу проникла во все сферы общества и во все умы, особенно в умы людей, принимающих решения и определяющих судьбы стран и народов.[8;с.123]
По общему правилу, действующему во многих государствах, избирательными правами наделяются только граждане (подданные) данного государства, иностранные граждане и лица без гражданства к участию в выборах не допускаются. В России, например, его правила- в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами и законами субъектов федерации к участию в выборах в органы местного самоуправления допускаются иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы.
2. Прямое и непрямое избирательное право. Применение принципов прямого и непрямого избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.
Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.
Существует две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы предполагают, что членов представительного органа или единоличный выборный орган выбирают выборщики- лица, специально избранные для осуществления выборов в соответствующий орган. Например, в США граждане избирают выборщиков, которые в свою очередь, избирают президента страны. Они перестают быть выборщиками сразу после того, как проголосовали. На основе косвенных выборов также формируется часть парламента Свазиленда.
В ходе многостепенных выборов избирается в начале один орган, который затем уже сам избирает другой орган другого уровня. Например, в Китае депутатов Всекитайского собрания народных представителей, собраний народных представителей провинций, городов центрального подчинения и городов, имеющих районное деление, избирают собрания народных представителей на ступень ниже, т. е. собрания формируются на основе многостепенных выборов. В Австрии Федеральный совет формируется на основе двухстепенных выборов: членов этой палаты избирают ландтаги земель. В истории можем найти пример использования косвенных многостепенных выборов. В частности, Конституция Франции 1799 года установила косвенные трехстепенные выборы.
3. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде всего, наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).В США,например, в ряде штатов в плоть до 1964 года практиковалось создание неравных избирательных округов, позволяющих избирать больше депутатов от консервативно настроенного сельского населения, чем от того же количества горожан-избирателей. И только в 1964 году Верховный суд США фактически запретил такую практику.[11;с.169]
Надо отметить, что исходя из порядка организации выборов и проведения голосования сегодня ни в одной стране технически невозможно образовать избирательные округа с абсолютно одинаковым количеством избирателей. Кроме того, при создании избирательных округов необходимо помнить об их связи с административно-территориальными единицами, населенными пунктами- ведь депутату, избранному от конкретного избирательного округа, предстоит учитывать в своей работе и проблемы населения, проживающего на определенной территории, а не просто абстрактных избирателей. А для того чтобы все-таки добиться как можно меньшего отклонения от принципа равенства избирательных округов, во многих странах устанавливают ограничения такого отклонения.
Существует еще одна уловка, связанная с избирательными округами, при помощи которой правящая партия стремится обеспечить себе на выборах более благоприятные условия по сравнению с другими партиями. Это связанно с тем, что накануне выборов в большинстве стран границы избирательных округов уточняются и изменяются, поскольку с течением времени численность населения и его возрастная структура в различных регионах меняются. Другими словами, изменения границ избирательных округов объясняется необходимостью обеспечить материальное равенство. Однако даже притом, что создаются избирательные округа с равной численностью избирателей, правящая партия, проводящая изменения территории избирательных округов, преследуют и свои собственные цели. Ведь заранее более или менее известно, какие группы населения поддерживают те или иные партии и где эти группы территориально расселены. А границы избирательных округов совсем не обязательно должны совпадать с границами административно-территориальных единиц. В результате этого в ходе очередного пересмотра границ избирательных округов правящая партия может создать искусственный перевес своих сторонников над сторонниками других партий в определенных избирательных округах. В настоящее время для этих целей используется компьютерная техника. В США же родился специфический термин для обозначения этого явления- джерримандеринг. В этом термине запечатлелась фамилия одного из политических деятелей ХIХ века, преуспевших в искусстве нарезки избирательных округов для обеспечения победы своей партии. Губернатор штата Массачусетс Э. Джерри был автором Закона 1812 года, предусматривавшего деление штата на новые избирательные округа. Новые округа были нарезаны вопреки всем естественным и традиционным делениям, что и позволило партии Э. Джерри одержать победу, и имели весьма причудливую конфигурацию. Когда кто-то высказал мнение, что один из округов по своим очертаниям напоминает саламандру, издатель местной газеты заметил: « Я назвал бы это «джерримандер»». [11;с.185]
Принцип равенства выборов не исчерпывается предоставлением избирателям равного количества голосов. Участие в выборах на равных основаниях предполагает также и равные для всех избирателей возможности участия на всех стадиях избирательного процесса - выдвижение кандидатов на выборную должность, ведение предвыборной агитации и т.п.
С точки зрения пассивного избирательного права равенство выборов означает равноправие кандидатов на выборную должность. Принцип равенства должен соблюдаться на всех ступенях избирательного процесса - от предъявления одинаковых требований для регистрации в качестве кандидата до предоставления равных возможностей контроля за ходом голосования и подсчета голосов.
Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие. Например, в Великобритании до 1948 года было такое правило, что британский гражданин мог голосовать и по месту жительства, и по месту его недвижимости (земельной собственности). Можно было утром проголосовать в Лондоне, а затем переехать на свой земельный участок где-нибудь в Эссексе и там проголосовать второй раз. Такая система сейчас является анахронизмом и нигде не применяется.
Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы - курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей.
В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу.
В демократичности этого принципа нет сомнения. Однако некоторые страны допускают отклонения от этого принципа и как раз из самых благих побуждений. В большинстве случаев это связано с проведением гендерной политики, устойчивых сильных влияний религии и других особенностей государства. В государстве Бутан из 150 мест в парламенте 10 отданы представителям духовенства – буддистским монастырям. Например, в Бангладеш из 330 мест в парламенте 30 зарезервировано для женщин. Эти места заполняются после выборов членами парламента для представительства женщин в парламенте, иначе они туда, скорее всего, не попали бы. В Индии несколько постоянных мест закреплены за представителями англо-индийской общины – лицами, происходящими от смешанных браков между англичанами и индийцами. Одной из особенностей является также наличие определенного образования. Кстати говоря, в Индии Верхняя палата имеет обязательные квоты: 1/12 Верхней палаты избирается от лиц с университетским образованием, и 1/12 – от учителей. Это делается умышленно для того, чтобы увеличить процент образованных людей в законодательном органе. Каждая демократическая страна приспосабливается к постоянно меняющимся обстоятельствам, к развитию внешних и внутренних сфер жизни государства и общества. И все это,на наш взгляд, как нигде отражается в принципе равного избирательного права.
4. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.
Данный принцип избирательного права означает такую процедуру подачи голосов, которая исключает наблюдение и контроль за волеизъявлением избирателя. Тайное голосование может проводиться как с помощью бюллетеней, так и специальных машин для голосования. Соблюдение тайны голосования обеспечивается различными гарантиями:
- на бюллетенях не ставится никаких пометок, которые позволяли бы определить личность проголосовавшего;
- бюллетень опускается в ящик, который опечатан и не может быть вскрыт в течение всего времени голосования;
- в помещении для выборов отводится особая комната или оборудуются отдельные кабины, закрытые от посторонних взоров, в которых избиратели заполняют бюллетени или манипулируют с машиной для голосования;
- запрещается присутствие в комнате (кабине) для голосования других лиц, кроме голосующего;
- в случае досрочного голосования после соблюдения процедуры тайного заполнения бюллетеня избирателем, избиратель сам вкладывает бюллетень в конверт и заклеивает его, а затем в его присутствии на месте склейки ставятся подписи самого избирателя и двух членов комиссии и печать избирательной комиссии; конверт вскрывается только в день голосования в присутствии членов комиссии и наблюдателей и, с соблюдением тайны волеизъявления избирателя, бюллетень опускается в урну для голосования;
- нарушение тайны голосования членом избирательной комиссии или другим должностным лицом является преступлением и влечет уголовную ответственность.
Тайное голосование известно практически всем странам, но, как указывают разные источники, введено оно было только в последней трети XIX века, во всяком случае, в странах Западной Европы.
Еще в конце XIX в., на выборах в Дании, достаточно было сказать чиновнику о том, как избиратель хочет голосовать. Тайна голосования зависела, таким образом, от доброго расположения этого должностного лица. При голосовании на референдумах в Греции на избирательных участках образовывались два прохода с надписями «да» и «нет», в конце которых чиновники подсчитывали число проходивших избирателей.[пока 15]
В США очень распространены машины для голосования. Они упрощают процесс голосования. Эти машины также устанавливаются в закрытых кабинах. При помощи такой машины голосование проводится быстро, человек, нажимая рычажки, выбирает кандидата в президенты и одновременно с этим выбирает сенатора, члена Палаты Представителей, мэра города, советника в муниципальный совет, участвует в местном референдуме и т.д.
Однако, во-первых, при сканировании бюллетеня машина может ошибиться, а во-вторых, устройство является программированным, и, следовательно, в принципе возможно ее программирование, с тем чтобы при подсчете голосов она вносила некоторые искажения. Как бы то ни было, но когда по настоянию А. Гора, проигравшего Дж. Бушу президентские выборы в 2000 году и оспорившего их результаты, начался пересчет итогов голосования «вручную» по бюллетеням, результат такого пересчета не совпал с данными, полученными с использованием машинной обработки. Правда, пересчет был проведен по сравнительно небольшому числу избирательных округов, поэтому невозможно сделать глобальные выводы. Но Верховный суд поспешил заявить, что никакого юридического значения такой пересчет иметь не будет, и его постарались как можно быстрее свернуть.[2;с. 205]
В некоторых странах бюллетень выдается в специальном плотном конверте, и человек, зайдя в кабину, вынимает его из конверта, заполняет, прячет обратно в конверт и опускает в урну. Это подчеркивает особую тайну этого голосования.
В некоторых странах, борясь с избирательным мошенничеством, с нарушением законодательства о выборах, фактически нарушают тайну голосования. Например, в некоторых штатах США (Колорадо) на бюллетене для голосования ставится цифра, число, совпадающее с порядковым номером избирателя по списку. В штате Южная Каролина избиратель получает бюллетень после того, как называет, за кого он собирается голосовать. В некоторых штатах еще во время регистрации избиратель отвечает на вопрос, за кого он будет голосовать.
Достаточно интересна процедура голосования в Великобритании. Там граждане получают бюллетени, которые сброшюрованы в специальную книгу. Бюллетени имеют номер, корешок имеет тот же номер. При желании, используя оставшиеся на корешке цифры, можно узнать, как проголосовал человек, получивший бюллетень с определенным номером.
В ряде стран допускается голосование по почте (Швейцария, Великобритания, Дания). Естественно, когда человек посылает бюллетень в конверте, который имеет адрес, тайна отсутствует. Существует голосование по доверенности (в Бельгии, Голландии). Конечно, доверенность должна быть заверена либо местными органами власти, либо нотариусом Образовательный ценз можно назвать естественным цензом, потому что, как справедливо. При таком голосовании также не будет тайны голосования.
5. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.
Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах.
Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать "за" или "против" какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Ни один избиратель не может быть принужден кем бы то ни было объявить, как он намерен голосовать или как он голосовал за кандидата (кандидатов), списки кандидатов.[5;с.146]
Кандидат, политическая партия (коалиция) и другие участники избирательного процесса несут ответственность перед обществом и государством в соответствии с конституцией и законом. Ни один кандидат, ни одна политическая партия (коалиция), ни одно иное общественное объединение или общественная организация не имеет права использовать методы психического, физического, религиозного принуждения или призывы к насилию, или угрозы применения насилия, или любые иные формы принуждения.[1;с.204]
В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.
6. Периодичность проведения выборов. Данный принцип наряду с другими закреплен в Декларации «О критериях свободных и справедливых выборов», принятой в 1994 году на 154 сессии Совета Межпарламентского союза. Статья 1 указанной Декларации гласит: « В любом государстве полнота власти может проистекать только из волеизъявления народа, выраженного на подлинно свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего, равного и тайного голосования». Хотя это Декларация не является документом, обязательным для исполнения, однако ее моральная сила велика, поскольку она была одобрена единогласно на сессии Совета столь авторитетной международной организации, как Межпарламентский союз, а во время голосования присутствовали и поддержали Декларацию представители 112 стран мира. В ряде стран мира этот принцип уже занял достойное место в национальных законодательных актах.
3. Цензы избирательного права и ограничения избирательного права
Круг лиц, за которыми конституция и избирательные законы признают избирательные права, ограничивается так называемыми цензами, т. е. специальными условиями допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.
Виды цензов:
Возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет - в США, Великобритании, Германии, Италии, с 20 лет - в Японии, Швейцарии, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа правом голоса пользуются с 16 лет. Для пассивного избирательного права возрастные цензы выше. Например, президентом Италии можно стать по достижении 50 лет. Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.
До середины 60-х годов в большинстве стран активное избирательное право начиналось с 21 года. 21 год – возраст полного совершеннолетия, возраст правосубъектности по гражданскому праву, когда человек получал право вступать во владение наследством, мог самостоятельно совершать сделки и т.д. Но этот возраст, который казался нормальным в XIX веке и первой четверти XX века, к концу 50-х годов стал восприниматься, как нечто ненормальное и неестественное. Особенно этот возраст стал не соответствовать житейским реалиям в 60-е годы. В США, когда Америка участвовала во Вьетнамской войне, в США существовала всеобщая воинская обязанность. Сложилась довольно странная ситуация: молодежь, призываемая в армию, гибнущая во имя американских идеалов, не имела права участвовать в политической жизни страны. Это был абсурд. Стали звучать слова: «Слишком молод для выборов, в самый раз – для войны...». Понижение возрастного ценза до 18 лет началось в 60-е годы. В Великобритании этот возрастной ценз опустился в 70-м году, в этом же году – в ФРГ. США закрепили восемнадцатилетний возраст в 1971.Во Франции этот возраст был введен в 1974 году, в Италии и Швеции – 1975 и т.д. [9;с.33]
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определенное время. Например, во. Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии - 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного округа.
Наличие такого ценза достаточно объяснимо, потому что человек должен прожить какой–то минимум в данном городе, в данном районе для того, чтобы узнать какую–то специфику этого города, чтобы чувствовать себя членом этой городской или сельской общины. Особенно это касается выборов в местные органы.
Кстати, иногда даже из–за небольшого срока (1–2 месяца) значительные категории граждан не участвуют в выборах. Например, в США есть значительный контингент сезонных рабочих, которые переезжают с места на место в связи с уборкой урожая, и они не участвуют в выборах. В США в выборах не участвует много людей, живущих в передвижных домах (трейлерах). Эти люди (по некоторым данным их около 6 миллионов) практически не участвуют в политической жизни.
Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не требует сам по себе этого проживания. Например, по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором - не менее 9 лет.
Ценз грамотности и образовательный ценз предполагают допуск к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования. В настоящее время он почти не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать конституцию страны. Применяется данный ценз в основном тогда, когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.
Образовательный ценз - требование избирательного закона, в соответствии с которым активное и/или пассивное избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный, зафиксированный соответствующим документом, уровень образования. Образовательный ценз в некоторых странах проверяется при регистрации избирателей.(Республика Саха(Якутия),США) То есть нужно было продемонстрировать определенный уровень политического образования и образования вообще.
Ценз грамотности избирателей связан с тем, что отсутствие образования может помешать свободному волеизъявлению, способствовать махинациям в этой сфере, что подрывало бы основы демократии. Таким образом, неграмотные люди, неискушенные в политике, могут легко оказаться объектом манипуляций нечистых на руку политиков.Однако сегодня радио и телевидение получили весьма широкое распространение не только в развитых странах, но и в развивающихся странах. Благодаря этим средствам массовой информации граждане получают достаточно сведений, чтобы быть в курсе политических событий и составить собственное представление о партиях и политических деятелях. К тому же многим неграмотным гражданам жизненный опыт помогает разобраться в том, кто является их другом, а кто пытается использовать их голоса в узкокорыстных целях.[7;с.183]
В ряде стран, где очень высок процент неграмотных, их допускают голосовать без всяких условий, более того, облегчают им возможность выбора. В конституции Эквадора записано, что голосование обязательно для умеющих писать и читать и факультативно (желательно) – для неграмотных. В Перу после принятия новой конституции в 1980 году к избирательным урнам были допущены неграмотные (около миллиона человек). В Индии, где очень много неграмотных, голосование для них упрощается тем, что каждая партия, каждый кандидат должен иметь символ (некий иероглиф), и бюллетени, помимо надписей, имеют графический знак, на который ориентируются избиратели. Каждая партия имеет свой символ (ладонь, колос, силуэт коровы, голубя и т.д.), и неграмотный избиратель, видя лица кандидатов, слушая их выступления, одновременно видит и символ этого движения или избирательного блока, а потом ставит «птичку» у этого символа.
Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму или чтобы он уплачивал налоги определенного размера. В XX в. этот ценз практически везде был отменен.
В литературе справедливо отмечалось, что люди, не имеющие имущества, не добившиеся определенного положения в государстве, не должны допускаться к управлению государством. Пролетарии, не имеющие ничего, кроме «собственных цепей», как правило, были безграмотными и аполитичными, и работали слишком много, чтобы воспринимать адекватно окружающий мир. Но с развитием цивилизации и техники, с сокращением продолжительности рабочего дня, с ростом профсоюзного движения, имущественные ограничения стали выглядеть неприлично. После Первой мировой войны они практически исчезли. Имущественный ценз сейчас в открытом виде практически не существует. В некоторых странах он применяется лишь по отношению к кандидатам в депутаты, т.е. в сфере пассивного избирательного права. Например, для регистрации кандидата в президенты в Аргентине требуется предъявить доказательства об определенной сумме годового дохода как свидетельство того, что человек стремится стать президентом не для обогащения, а для служения народу. Это представляется справедливым. Такое требование о выплате определенной суммы налога до сих пор действует в избирательном праве Австралии, Колумбии, Мексики, Новой Зеландии, Коста-Рики.
Моральный ценз предполагает определенные нравственные требования к избирателю. На наш взгляд,этот ценз имеет наибольшую стабильность в государствах, где религия стоит на одном из первых мест. Это ни в коем случае не говорит о том, что в атеистических странах он отсутствует. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах - лишенные родительских прав и т. п. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда (Великобритания, Россия). Статья 48 конституции Италии предусматривает возможность лишения права на голосование в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе: прямая отсылка на закон. В настоящее время встречается данный принцип редко, в основном в развивающихся странах (например, в Заире).
Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определенной религии. Например, в Исламской Республике Иран для того, чтобы быть избранным в иранский парламент, нужно быть мусульманином и необходимо активно проповедовать ислам. Там свыше 90% членов парламента – служители культа, священники, исповедующие ислам.
Ценз пола предполагал недопущение к выборам женщин. До конца XIX в. он существовал почти во всех странах. Во Франции этот ценз был отменен во второй половине 1940-х гг., а в Швейцарии, известной своими демократическими традициями, его отменили лишь в начале 1970-х гг.[4;с.235]
В России при выборах в губернские и уездные земские учреждения, а затем в Государственную думу женщины не принимали участие непосредственно. За них в выборах участвовали лица, снабженные доверенностями, которые были подписаны самой верительницей и двумя свидетелями с удостоверением подписей полицией. Вообще передача права на участие в выборах - явление, достаточно редко встречающееся в избирательном праве других государств, так как оно противоречит основному принципу выборов, заключающемуся в личном волеизъявлении гражданина - была характерна для избирательной системы Российской Империи. [8;с.165]
В большинстве современных государств не существует политических ограничений для женщин, т.е. женщины не ограничиваются в праве избирать и быть избранными.
В ряде стран Ближнего Востока не только женщины, но и мужчины не имеют права голоса, поскольку там пока вообще нет никаких выборов. Например, в Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратах. В Кувейте женщины не имеют избирательного права, хотя мужчины участвуют в выборах. Кувейт при этом может сослаться на исламскую традицию.
В некоторых странах были и есть особые нормы, ущемляющие женщин. Например, на Гаити женщины могут избирать только в местные органы, в Гватемале до недавнего времени существовало своеобразное правило – в выборах участвуют только грамотные женщины, а мужчины – любые. В Коста-Рике и Сальвадоре существовало правило: в выборах принимают участие замужние женщины, достигшие 25 лет, а незамужние – только с 30 лет.[9;с.37]
Рассмотренные цензы представляют собой ограничения как активного, так и пассивного избирательного права. К ограничениям пассивного избирательного права относятся несовместимость и неизбираемость.
Несовместимость заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если данное лицо намерено и далее его сохранять) или какое-либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). Например, во Франции депутат и сенатор не могут осуществлять руководящие функции в частных компаниях, предприятиях, если их деятельность как-то связана с правами государства, не допускается совмещение более двух выборных мандатов, кадровые военнослужащие не могут быть депутатами Национального собрания и т. п.
Неизбираемость - это достаточно специальные случаи. Так, во Франции генеральные инспекторы административных органов со специальными поручениями и префекты не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они выполняют свои функции или выполняли их в последние три года до выборов.
Заключение
Знание сути понятия «избирательное право» необходимо каждому сознательному человеку, желающему жить в демократическом обществе, так как эти знания дают нам понимание механизма и смысла выборов. А выборы являются одним из основополагающих принципов демократического государства.
Рассмотрев эти понятия можно сделать следующие выводы:
Понятие «избирательное право» имеет два значения:
- система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
- гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.
Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится.
Принципы избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.
Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. То есть, исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.
Равное избирательное право означает равное количество голосов у каждого избирателя, равные основания и возможности участия в выборах всех избирателей, а также равенство избирательных округов.
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.
Принцип свободы выборов, означает, что участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается.
Тайное голосование - предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора.
Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. В юридической литературе выделяется множество разновидностей избирательных цензов. Приведем следующую классификацию:
Технические цензы, позволяющие упорядочить процедуру и итоги выборов. Технически цензы выводят из числа участников избирательного процесса:
- недееспособных и несовершеннолетних лиц.
- лиц, не имеющих устойчивых и определенных оснований для пользования активным избирательным правом.
В большинстве стран к выборам допускаются только граждане, редким исключением можно привести Великобританию, Испанию, Польшу. Здесь можно привести и ценз оседлости, допускающий к выборам лишь лиц, имеющих постоянное местожительство на конкретной территории; лиц, возраст которых дает основания для отграничения их пассивного избирательного права.
Охранные цензы выводят из числа участников выборов лиц, влияние которых на политику может оказаться опасным для государственного строя (ограничения, налагаемые на военнослужащих, государственных служащих, банкротов, должников).
Дискриминационные цензы порождают бессрочное лишение избирательных прав, применяемые к представителям оппозиции, а также к категориям лиц со слабой социально-правовой защищенностью. Такие цензы исключают возможность участия в выборах женщин, лиц "низкого происхождения", определенной национальности, расы.
В прошлом весьма распространены были имущественные цензы, которые применялись к лицам, не имеющим достаточно высоких доходов.
Встречаются и такие цензы, природу которых определить сложно (внебрачное сожительство, ценз грамотности и др.).
Список литературы
Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Дегтярева О.В. Зарубежное избирательное право. Учебное пособие. – М: Норма- 2003г.- 288стр.
Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран. Учебник- М: Норма- 2007г. – 656стр.
Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-издание, переработанное и дополненное. - М.: Книжный мир - 2007г. – 792 стр.
Белоновский В.Н., Гасанов К.К. Избирательное право- М: Юнити- 2006г. -351стр.
Власов И.С. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан в законодательстве зарубежных государств- М: Юнити- 2005- 144стр.
6. Иваченко А.В. Избирательное право и процесс в РФ – М: Инфа- 1999г. -856 стр.
7. Маклаков В.В. Зарубежное избирательное право-М: Норма- 2003г. – 607 стр.
8. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник- 5-ое издание-М: Москва- 2008г. – 607стр
Чудаков М.Ф. Конституционное право зарубежных стран – М: Новое знание- 2001г. -576 стр.
10.Эриашвили М.И. и др. / под ред.В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право- 2001. – 678 стр
11. Выборы в бундестаг ФРГ
12.Жуковский И.И. Конституционные органы Германии:- http://www.tsygankov.ru
13. Портников Виталий. Дрезденская ловушка: - http://www.politcom.ru
14. Сущность и функции политических выборов - http://www.eulaw.edu.ru
15. Федеративная республика Германия и Германская Демократическая Республика: - http://www.kazanfed.ru
16. Штански Н.В. Современные тенденции объединения избирательных систем как оптимальный инструмент влияния общества на власть в демократическом государстве: -http://remove-this-fake.yurclub.ru