Основные вопросы исполнительного производства в России
Основные вопросы исполнительного производства в России
1. Понятие исполнительного производства. Соотношение исполнительного производства и гражданского процесса
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Говоря о соотношении исполнительного и гражданского процесса, следует заметить, что исполнительное производство как применение специально уполномоченными должностными лицами государства специальных мер принудительного исполнения судебных решений появилось несколько позже самого судопроизводства, направленного на вынесение этих самых решений, т.к. община принуждала к исполнению принятых ею по спорам сородичей решений собственным авторитетом. Это является дополнительным аргументом для обоснования того, что исполнительное право выделилось не из гражданского процессуального в чистом виде, а является автономным образованием с собственными правовыми источниками.
С другой стороны, основанием исполнительного процесса до реформы 1864 года могли служить не только судебные решения, но и другие судебные и нотариальные акты, а в некоторых случаях даже «частные» и «домашние» документы. Порядок исполнительного производства не был чётко урегулирован и зависел от местных особенностей и учреждений, занимающихся исполнительной деятельностью.
2. Исторические особенности развития исполнительного производства в России
Историческое развитие института исполнительного производства непосредственно связано с правовыми нормами. По ранним литературным источникам в Древней Руси исполнением занимались мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.
К XVIII в. единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Но впоследствии было принято решение о создании особого круга лиц, занимающихся исполнением, - судебных приставов. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.
Основные признаки исполнительного производства этого периода:
- исполнительное производство носило государственный характер;
- судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом как органов юстиции, так и председателей соответствующих судов;
- как часть судебного процесса исполнительное производство имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков;
- оно преимущественно защищало государственную, общественную и кооперативную собственность, например, путем установления ряда существенных ограничений по обращению взысканий в отношении государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций.
После принятия в 1997 г. федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» начались реформы системы принудительного исполнения с целью придания ей современного облика, соответствующего современным социально-экономическим реалиям. Впоследствии порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 г. и ряде подзаконных актов.
В 1997 году в Российской Федерации принимаются два федеральных закона. Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» - важнейшая часть реформы исполнительного производства. После 1917 г. государство впервые посчитало возможным и необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения исполнительных документов, главным образом судебных актов Гражданское процессуальное право России.
3. Нормативно-правовая база совершения исполнительных действий. Источники права
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ определяет время и сроки совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства, включая случаи:
1) создающие угрозу жизни и здоровью граждан;
2) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;
4) обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.
Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.
Источники права, юридическое понятие, охватывающее вопросы о силе, создающей право, и силе, придающей ему общеобязательный характер. Термин «источники права» употребляется в научной литературе и в смысле источников познания права, т. е. материалов, которые содержат данные, позволяющие познать характер и содержание права различных государств в разные эпохи (тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления юристов, летописи и исторические хроники, археологические памятники и т. д.).
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:
- нормативно-правовой акт;
- нормативный договор;
- правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
- правовой обычай;
- религиозные догмы;
- правовая доктрина;
- принцип права;
- правосознание.
4. Предмет исполнительного права и предмет исполнительного производства
Предмет отрасли исполнительного права составляют отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве. Дефиниции предмета отрасли исполнительного права у сторонников первой группы не имеют принципиальных различий. К примеру, О.В. Исаенкова в качестве предмета исполнительного права называет само «исполнительное производство». Следовательно, в предмет исполнительного права включают совокупность правоотношений, связанных с исполнением актов, подлежащих принудительному исполнению, в которые вступают судебный исполнитель и другие участники, начиная от стадий возбуждения исполнительного производства, подготовки, принятия мер принудительного исполнения до окончания исполнительного производства.
Рассматривая исполнительное производство как самостоятельную отрасль права, необходимо обратиться к традиционным понятиям любой отрасли права: предмету и методу правового регулирования.
Под предметом правового регулирования обычно понимается то, что регулируется правом. Далее имеются некоторые теоретические расхождения по поводу определения содержания предмета правового регулирования. Авторы данного учебного пособия исходят из того, что предметом правового регулирования являются правовые отношения, существующие в рамках той или иной отрасли права, а применительно к процессуальному праву дополнительными элементами выступают процессуальные действия и процессуальная форма.
5. Стадии исполнительного производства
Стадия исполнительного производства — это совокупность процессуальных действий, которые направлены на достижение определенной цели.
Каждая стадия исполнительного производства представляет собой группу процессуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В большинстве случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления судебного пристава-исполнителя.
В качестве самостоятельных стадий исполнительного производства следует выделять:
1. возбуждение исполнительного производства;
2. подготовку судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению;
3. применение мер государственного принуждения к должнику;
4. обжалование действий судебного пристава-исполнителя.
Стадия возбуждения исполнительного производства характеризуется такими процессуальными действиями, как:
1. предъявление исполнительного документа судебному приставу-исполнителю;
2. принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.
При подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа; на данной стадии возможно также совершение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа; разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; заявление отводов судебному приставу-исполнителю.
В случае добровольного неисполнения требований исполнительного документа на стадии применения мер государственного принуждения к должнику задействуется механизм принудительного исполнения через Службу судебных приставов. При этом в качестве мер принудительного исполнения выступают: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящее у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе.
Стадия обжалования действий судебного пристава завершает исполнительное производство, хотя и не обязательно является последней стадией. По действующему законодательству обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно в любое время в ходе принудительного исполнения.
6. Сроки в исполнительном производстве, сроки совершения исполнительных действий
Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав - исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.
Можно выделить такие разновидности процессуальных сроков: предусмотренные законом для судебного пристава - исполнителя и иных участников исполнительного производства; установленные судебным приставом - исполнителем для совершения отдельных исполнительных действий.
Законом предусмотрены сроки совершения исполнительных действий в качестве, с одной стороны, меры, направленной на защиту интересов взыскателя, с другой стороны - меры, дисциплинирующей судебного пристава-исполнителя и нацеливающей его на своевременное исполнение исполнительного документа. То есть данной нормой государство в лице судебного пристава-исполнителя (должностного лица) обязывается к своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и фактическому удовлетворению (защите) прав и охраняемых законом интересов взыскателя в определенные сроки.
Закон предусматривает общий (п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве") и специальные (п. 2 ст. 13 Закона) сроки совершения исполнительных действий.
7. Понятие, основание, объект гражданско-исполнительных правоотношений
Гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты — Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».
Отложение исполнительных действий является факультативной стадией исполнительного процесса, что, однако, не умаляет ее значения на практике. Статья 38 Закона предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.
Судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.
Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в гражданско-исполнительном праве. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий.
8. Особенности гражданско-исполнительных правоотношений
Об исполнительном производстве можно говорить как об институте гражданско-исполнительного права, включающем в себя нормы, регулирующие деятельность уполномоченных на осуществление принудительного исполнения требований исполнительного документа лиц или, как это долгое время было принято в гражданском процессуальном праве – заключительной стадии гражданского процесса. Однако на этот счет имеются и другие мнения. Так, В.М. Шерстюк например, полагает, что исполнительное производство не является стадией гражданского или арбитражного процесса в силу специфики отношений, возникающих в связи с исполнением решений юрисдикционных органов. Действительно, центральная фигура исполнительного производства – судебный пристав-исполнитель, который обладает по отношению к сторонам сугубо властными полномочиями, является лицом, олицетворяющим силу государственного принуждения к исполнению требований юрисдикционных органов. Его цель – принудить к исполнению таких требований оговоренными в законе средствами, способами, в определенные сроки и т.л. Определенные элементы диспозитивности в возможном поведении сторон присутствуют, но весьма незначительно, да и то, в основном, у взыскателя.
С точки зрения деятельностного подхода рассматриваемый правовой феномен – это деятельность уполномоченных субъектов по осуществлению принудительного взыскания, привлечению к ответственности нарушителей гражданско-исполнительного законодательства, а также совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами гражданско-исполнительного права. Деятельность судебных приставов-исполнителей широка и многогранна по различным основаниям.
9. Функции гражданско-исполнительных правоотношений
Гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты — Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».
Современное исполнительное производство не обусловлено объективно существующими однородными связями в системе реальных общественных отношений, поэтому невозможно установить его самостоятельное место в системе российского права. Поскольку процесс исполнения юрисдикционных актов регламентирован нормами различной отраслевой направленности, теоретических и практических предпосылок для выделения процедур, регулирующих правоотношения в исполнительном производстве, в самостоятельную отрасль права (Д.Х. Валеев, О.В. Исаенкова, А.А. Максуров) нет. Формирование такой отрасли будет происходить с нарушением правил законодательной техники, так как для этого методы правового регулирования, имеющие различный характер, придется искусственно объединять.
10. Разновидности гражданско-исполнительных правоотношений
Обязательство в самом общем виде представляет собой взаимоотношение участников экономического оборота (товарообмена), урегулированное нормами обязательственного права, т.е. одну из разновидностей гражданских правоотношений.
Обязательство является лишь одной из разновидностей гражданских правоотношений. Поскольку обязательства оформляют процесс товарообмена, они относятся к группе имущественных правоотношений. В этом качестве они отличаются от гражданских правоотношений неимущественного характера, которые поэтому не могут приобретать форму обязательств. Невозможно, например, существование обязательства по защите чести и достоинства личности или по выдаче патента на изобретение (хотя передача патентообладателем прав на использование своего изобретения другим лицам происходит в форме договорного обязательства, ибо такие права имеют имущественную природу). Иное дело, что обязательства, как и сам товарообмен, в отдельных случаях могут носить неэквивалентный или вообще безвозмездный характер, что не изменяет их имущественную природу. Обязательство может быть направлено и на удовлетворение неимущественного интереса управомоченного лица или иметь предметом совершение обязанным лицом действий неимущественного характера, если при этом не теряется связь с имущественным обменом (например, в виде получения контрагентом за совершение таких действий денежного или иного имущественного эквивалента), чем сохраняется имущественная природа обязательства.
11. Особый статус имущества религиозных организаций
Культовые здания, сооружения и другое имущество, которое находится в коммунальной собственности, передается предприятиями, учреждениями и организациями, на балансе которых оно находится, в бесплатное пользование или в собственность религиозных организаций бесплатно по решению соответствующих органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, и органов местного самоуправления.
Бывшее церковное имущество целесообразно возвращать в собственность религиозных объединений, а не непосредственно религиозных организаций. Такой подход имеет целый ряд преимуществ. Только религиозные объединения как институции, имеющие необходимый кадровый потенциал и материально-денежные ресурсы, могут нести перед государством полную ответственность за сохранность переданного им имущества, а также нести расходы по его содержанию. Возвращение имущества религиозным объединениям, а не религиозным организациям на местах позволит минимизировать влияние на процесс реституции местной политической конъюнктуры, поскольку все спорные вопросы будут решаться межконфессиональной согласительной комиссией в Киеве в комплексе с другими проблемами, и решения этой комиссии будут обязывать чиновников на местах.
12. Отложение, приостановление и прекращение исполнительных действий
Отложение исполнительных действий производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Заявление об отложении исполнительных действий рассматривается арбитражным судом в десятидневный срок.
В соответствии со статьей 45 арбитражный суд производит приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного не только на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, но и на основании следующих исполнительных документов: актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; актов органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; актов других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; по неисполненным в процессе ведения основного исполнительного производства постановлениям судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, при условии, что должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
13. Добровольное исполнение
Добровольное исполнение — это законодательно установленная обязанность должника.
С этой целью законодатель наделяет государственного исполнителя соответствующим инструментарием (ст.4 закона «Об исполнительном производстве»). Основным назначением органов ГИС является исполнение решений суда, в которых предусмотрены меры принуждения.
В ст.11 закона «Об исполнительном производстве» четко определено понятие сторон исполнительного производства — это должник и взыскатель. Взыскателем согласно закону является физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ. Должником является физическое или юридическое лицо, которое обязано, по решению суда, совершить определенные действия (передать имущество, исполнить другие обязанности, предусмотренные решением) или воздерживаться от их совершения. Следовательно, исходя из того, что сторонами исполнительного производства закон определяет должника и взыскателя, принудительное исполнение решения органами ГИС предусматривает наличие долга или определенного его эквивалента.
14. Изменение порядка и способа исполнительных судебных актов
Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка этих надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием к рассмотрению заявления.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
Копии определения направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.
Определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядке его исполнения или об отказе в удовлетворении заявления может быть обжаловано.
15. Извещение, вызовы
Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.
Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.
Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом.
16. Стороны исполнительного производства. Их права и обязанности
Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы настоящего Федерального закона, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия.
Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.
Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
17. Защита прав взыскателя и должника в исполнительном производстве
Защита прав взыскателя и должника при совершении исполнительных действий допускается способами, предусмотренными статьями90 и 91 закона, а именно:
- путём подачи жалобы взыскателем или должником на действия либо бездействие судебного пристава - исполнителя по исполнению исполнительного документа (п.1 ст. 90 закона),
- путём подачи взыскателем либо должником иска о возмещении вреда, причинённого судебным приставом – исполнителем гражданам и организациям (п.2 ст. 90 закона),
- путём подачи взыскателем иска к организации о взыскании с неё подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по её вине организации (ст.91 закона).
Способом защиты прав лиц, которые не являются сторонами исполнительного производства, в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание при совершении исполнительных действий, является согласно статье 92 закона РФ «Об исполнительном производстве» освобождение имущества от ареста или исключении его из описи.
Кроме того, в случае причинении им вреда при совершении исполнительных действий, им принадлежит такой способ защиты нарушенных гражданских прав, как возмещение причинённого вреда.
Основным способом защиты прав сторон в исполнительном производстве является обжалование действий либо бездействия судебного пристава – исполнителя.
В соответствии с положениями ст. 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве» объектом обжалования являются как действия судебного пристава – исполнителя, так и отказ в совершения действия. При этом не имеет значения, каким распорядительным документом оформлены действия судебного пристава-исполнителя: постановлением, в том числе утверждённым старшим судебным приставом-исполнителем, либо в иной форме. По таким жалобам возникает вопрос о компетенции судебных органов.
18. Правопреемство и соучастие в исполнительном производстве
Соучастие в исполнительном производстве возникает на основании требований, вытекающих из солидарных обязательств, а также в результате правопреемства, наступившего в стадии исполнения решения. Возникает данный вид соучастия, когда имеется несколько наследников одной очереди.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон судебный пристав – исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Правопреемство – это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее не участвовавшему в исполнительном производстве.25 Правопреемство в соответствии с данной статьей возможно в течении всего исполнительного производства: с момента его возбуждения до его окончания по основаниям, указанным в ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Суд и судья являются основными субъектами исполнительного производства и играют важную роль в процессе принудительного исполнения. Это связано с тем, что, во – первых, значительная часть исполнительных документов представляет собой судебные акты. Во - вторых, судебный контроль за производством принудительного исполнения исполнительных документов является самым действенным и эффективным, т. к. суд – это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный ( ст. 1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»26 ).
19. Представительство в исполнительном производстве, виды представителей, их полномочия
Под представительством в исполнительном производстве следует понимать деятельность одного лица (представителя), осуществляемую на основании предоставленных ему полномочий в исполнительном производстве от имени и в интересах другого лица (представляемого) в целях защиты его прав, а также для оказания представляемому помощи в реализации им своих прав при исполнении исполнительных документов судебным приставом-исполнителем.
Необходимость в представительстве в исполнительном производстве обусловлена различными обстоятельствами, в том числе объективного характера. Так, не все стороны, участвующие в исполнительном производстве, обладают дееспособностью (несовершеннолетние, лица, признанные судом недееспособными, не могут лично вести свои дела в исполнительном производстве - они участвуют через представителей).
Представительство в исполнительном производстве допускается при исполнении как судебных актов, так и актов других органов. Для выполнения поставленных задач представитель вступает в различные отношения с судебным приставом-исполнителем. Эти отношения регулируются нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве". Отношения же, возникающие между представителем и представляемым, регулируются нормами материального права (гражданского, семейного, трудового и др.). Так, отношения, возникающие из договора поручения, являются гражданско-правовыми, отношения между родителями и детьми - семейно-правовыми.
Представителем в исполнительном производстве может выступать только дееспособное физическое лицо (гражданин). Представитель в исполнительном производстве всегда выступает от имени представляемого. Формула "выступление от имени представляемого" означает правомерные действия представителя в исполнительном производстве, совершаемые в пределах его полномочий по отношению к судебному приставу-исполнителю и направленные на получение определенных правовых результатов для представляемого. Через представителей в исполнительном производстве могут выступать граждане и организации.
Полномочия представителей, выступающих в исполнительном производстве на основании договора, юрисконсультов, других работников организаций, работников юридических фирм, юридических кооперативов и др., должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с Законом.
Доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются в нотариальном порядке.
Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем соответствующей организации.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
Законные представители - родители, усыновители, опекуны и попечители представляют судебному приставу-исполнителю документы, удостоверяющие их полномочия. Родители, усыновители представляют судебному приставу-исполнителю паспорт или свидетельство о рождении ребенка, опекуны и попечители решение органа местного самоуправления о назначении их опекунами или попечителями. Для законных представителей не требуется представления доверенности.
Лица, которые не могут быть представителями (ст. 36). Представителями в исполнительном производстве не могут быть лица, не достигшие возраста 18 лет или состоящие под опекой или попечительством. Судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда не могут быть представителями в исполнительном производстве. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратур или как законные представители.
20. Понятые в исполнительном производстве, требования предъявленные к понятым
Слово «понятой» у большинства ассоциируется с уголовным процессом, раскрытием преступлений. Вместе с тем, понятые привлекаются к участию в процессуальных действиях налоговыми, таможенными и многими другими государственными органами.
В обязательном порядке понятые сопровождают судебного пристава при совершении ряда важных и затрагивающих имущественные права сторон исполнительных действий, а именно связанных с:
— вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами, либо принадлежащих должнику или другим лицам;
— осмотром;
— арестом;
— изъятием и передачей имущества должника;
— выселением должника;
— вселением взыскателя в случае воспрепятствования должником исполнению решения.
Количество понятых при совершении исполнительных действий не может быть менее двух.
Проблемы с привлечением понятых усугубляются еще и тем, что лицо, привлекаемое в данном качестве, должно соответствовать определенным требованиям, а именно быть:
— полностью дееспособным гражданином;
— достигшим 18-летнего возраста;
— не заинтересованным в результатах совершения исполнительного действия;
— не состоящим в родстве, подчиненности или подконтрольности с другим понятым или с участниками исполнительного производства.
21. Участие переводчика в исполнительном производстве
При совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть дееспособный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода.
Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.
Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.
Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.
22. Участие специалиста в исполнительном производстве
В качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.
Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава-исполнителя, отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать техническую помощь.
Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, установленных настоящей статьей, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.
23. Организация деятельности службы судебных приставов «ФЗ о судебных приставов».
Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.
Руководитель федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (главный судебный пристав Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
24. Права и обязанности судебных приставов
Судебный пристав-исполнитель имеет право вызывать граждан и должностных лиц по находящимся у него на исполнении исполнительным документам как в подразделение судебных приставов к своему месту службы, так и к месту совершения исполнительных действий. При уклонении вызываемого от явки судебный пристав-исполнитель выносит постановление о его приводе Ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве".. Судебный пристав-исполнитель имеет право требовать предоставления объяснений, выдачи справок, давать указания гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, о выполнении конкретных действий.
Судебный пристав исполнитель в соответствии со ст.29, 31, и 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обязан предоставить сторонам исполнительного производства или их представителям возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства или снять с них копии. Он должен подготовить выписки документов, разъяснить сторонам их права и обязанности, сроки и порядок обжалования ими действий судебного пристава-исполнителя, рассмотреть их заявления и ходатайства.
Судебный пристав-исполнитель обязан взять самоотвод, если к этому имеются основания, предусмотренные законом.
Приняв исполнительный документ и возбудив исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель для облегчения своей работы должен составить план дальнейших действий, согласовав его при необходимости со страшим судебным приставом.
Обязанность совершать предусмотренные законодательством исполнительные действия.
Судебный пристав-исполнитель единолично определяет, какие исполнительные действия следует совершать в каждом конкретном случае. В ходе их совершения он имеет право входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или ему принадлежащие, проводить их осмотр или их вскрытие, а на основании определения суда - совершать аналогичные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащим им.
Судебный пристав-исполнитель вправе арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество (за исключением имущества, изъятого из оборота), налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной или иной собственности, для временного хранения изъятого имущества. Он может, с согласия собственника, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества (понесенные при этом расходы относятся на счет должника).
25. Процессуальные документы судебных приставов исполнителей
Юридические действия судебного пристава-исполнителя оформляются различными процессуальными документами. К их числу относятся постановления, акты, заявления, уведомления. Характер и содержание выносимого процессуального документа в основном определяется в нормах Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также в ГПК, АПК, иных актах исполнительного законодательства.
Особое значение имеет представление судебного пристава-исполнителя, составляемое в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Представление выносится при установлении судебным приставом-исполнителем в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления. Представление вносится судебным приставом-исполнителем в соответствующие органы, в данном случае по подведомственности в органы прокуратуры. Представление не имеет значения процессуального документа, влияющего на динамику исполнительного производства, а является формой реагирования судебного пристава-исполнителя на правонарушения, некий аналог частного определения суда.
Постановления судебного пристава-исполнителя . Основным юридически значимым процессуальным актом, выносимым судебным приставом-исполнителем, является постановление. Постановления выносятся по наиболее существенным вопросам исполнительного производства, разрешаемым судебным приставом-исполнителем и затрагивающим интересы сторон и иных лиц. Отдельные постановления подлежат утверждению старшим судебным приставом, который таким образом осуществляет предварительный оперативный контроль за решениями судебного пристава-исполнителя. Письменное оформление юридических действии судебного пристава-исполнителя путем вынесения постановлений обеспечивает их фиксацию, возможности контроля и последующего обжалования
Акты судебного пристава-исполнителя . Акты составляются судебными приставами-исполнителями в случае необходимости фиксации совершаемых ими юридических действий как форма закрепления установленных ими фактических обстоятельств. В актах содержатся положения, фиксирующие как установленные факты (например, перечень описанного имущества), так и совершение связанных с этим действий, например о разъяснении прав участникам исполнительного действия, о передаче арестованного имущества на хранение должнику либо другим лицам, назначенным судебным приставом-исполнителем.
Заявления судебного пристава-исполнителя . Заявления судебного пристава-исполнителя составляются в тех случаях, когда имеющейся в его распоряжении информации недостаточно для правильного и своевременного исполнения исполнительного документа.
Уведомления судебного пристава-исполнителя . Уведомления носят информационный характер с целью извещения участников исполнительного производства и других заинтересованных лиц о совершенных или планируемых исполнительных действиях. Закон специально оговаривает в ряде случаев необходимость такого извещения для защиты прав, принятия своевременных мер по реализации полномочий органов исполнительной власти. Соответствующий документ может носить различное название — уведомление, письмо, но независимо от названия неизменно его сугубо информационное значение.
26. Подготовительные действия
В подготовительной стадии как судебный пристав-исполнитель, так и арбитражные управляющие осуществляют действия подготовительного и обеспечительного характера - выявляют имущество должника, принимают меры по его сохранности, в том числе наложение ареста на имущество, деньги и ценности, их изъятие и передачу на хранение другим лицам, осуществляют оценку и продажу активов должника, аккумулируют денежные средства для расчетов с взыскателями и т.п.
Стадия непосредственного исполнения включает в себя действия судебного пристава-исполнителя и арбитражных управляющих по осуществлению расчетов с кредиторами, взыскателями в порядке и очередности, которые установлены соответственно Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 64), Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (ст. 78), а также Законом 2002 г. (ст. 134 - 137, 142).
27. Розыск должника, его имущества, ребёнка
Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 28 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер.
В обязательном порядке розыск объявляется в случае отсутствия у судебного пристава-исполнителя сведений о месте нахождения должника по исполнительным документам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, либо возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также по исполнительным документам об отобрании ребенка. По перечисленным категориям взысканий (за исключением взыскания алиментов) должником может выступать как физическое, так и юридическое лицо. По делам об отобрании ребенка должником также может выступать и юридическое лицо, к примеру детское учреждение, школа-интернат, правда, разыскивать его вряд ли придется. Следует особо отметить, что по делам указанных категорий окончание исполнительного производства путем возвращения исполнительного документа взыскателю по основаниям ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не допускается.
Факультативный порядок объявления розыска существует в отношении всех других исполнительных документов. При этом от взыскателя необходимо письменное заявление об объявлении розыска и согласие нести бремя расходов по розыску и авансировать данные расходы.
Розыск по категориям дел, предусматривающих его обязательное объявление, может быть объявлен как по заявлению взыскателя, так и по инициативе судебного пристава-исполнителя.
28. Понятия мер принудительного исполнения
Мерами принудительного исполнения (ст. 45 Закона «Об исполнительном производстве») являются:
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
Приведенный в ст. 45 перечень мер принудительного исполнения исполнительных документов не является исчерпывающим. Эти меры определяются судебным приставом-исполнителем в зависимости от характера предписания исполнительного документа, изложенного в резолютивной части подлежащего принудительному исполнению судебного акта или акта иного органа.
Порядок применения каждой из перечисленных мер принудительного воздействия имеет свою специфику и изложен в соответствующих главах Закона «Об исполнительном производстве».
29. Обращение взыскания на имущество должника
Обращение взыскания на имущество должника заключается в его аресте (описи), изъятии и принудительной реализации. Взыскание по исполнительным документам в первую очередь обращается на средства должника в гривнах и иностранной валюте, иные ценности, в том числе средства на счетах и вкладах должника в учреждениях банков и иных кредитных организациях, на счета в ценных бумагах в депозитариях ценных бумаг. Наличные средства, обнаруженные у должника, изымаются.
Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц, производится по определению суда в присутствии понятых. Так, на заложенное имущество может быть обращено взыскание при недостаточности у должника иного имущества для полного удовлетворения предъявленных ему требований, не обеспеченных залогом, с соблюдением установленных гражданским законодательством Российской Федерации прав залогодержателя.
Залогодержатель, оставивший за собой заложенное имущество, обязан удовлетворить требования кредиторов, пользующиеся преимуществом перед его требованием, из стоимости заложенного имущества в размере, не превышающем стоимости этого имущества.
30. Обращение взыскания на заработную плату, иные доходы должника
Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях:
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 Федерального закона.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.
При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.
О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.
31. Обращение взыскания на денежные средства и имущество находящиеся у 3-х лиц
Обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, производится на основании судебного акта.
Заявление взыскателя или судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления заявления.
Вступивший в законную силу судебный акт об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, подлежит немедленному исполнению.
Положение, предусмотренное частью 1 ФЗ, не применяется в случаях:
1) обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
2) обращения взыскания на ценные бумаги и денежные средства должника, находящиеся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в статье 73 настоящего Федерального закона;
3) исполнения судебного акта, содержащего требование о наложении ареста на имущество должника.
32. Особенности обращения взыскания на имущество должника организации
Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника-организации и находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации, подлежат изъятию незамедлительно по их обнаружении.
Изъятые денежные средства в рублях в тот же день сдаются в банк для перечисления на счет взыскателя в размере долга, для зачисления в доход федерального бюджета в размере суммы исполнительского сбора, а оставшиеся средства, предназначенные для покрытия расходов по совершению исполнительных действий, вносятся на депозитный счет подразделения.
Судебный пристав-исполнитель принимает меры по наложению ареста на денежные средства должника-организации, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, предусмотренные статьей 46 настоящего Федерального закона.
В случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
На это имущеrство налагается арест или с ним производятся иные исполнительные действия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
33. Исполнение исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
После возбуждения исполнительного производства по исполнительному документу, обязывающему должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона устанавливает должнику срок для их добровольного исполнения.
Исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника исполняется немедленно. Исполнение исполнительного документа считается завершенным с момента фактического допуска указанного работника к исполнению прежних обязанностей, последовавшего за изданием приказа администрации об отмене своего незаконного распоряжения об увольнении или о переводе.
случае невыполнения требований, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи, без уважительных причин судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штрафные санкции и иные меры, предусмотренные статьей 85 настоящего Федерального закона, и назначает новый срок исполнения исполнительного документа. В случае, если для исполнения исполнительного документа участие должника необязательно, судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом, с взысканием с должника трехкратного размера расходов по совершению исполнительных действий.
В случае невозможности исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа в суд или другой орган, его выдавший, которое утверждается старшим судебным приставом.
Постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.
В случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель помимо принятия мер, предусмотренных статьей 85 настоящего Федерального закона, обращается в суд с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнительного документа о выселении должника выселение осуществляется судебным приставом-исполнителем принудительно.
Судебный пристав-исполнитель официально извещает должника о дне и времени принудительного выселения. Отсутствие должника, извещенного о дне выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа.
Выселение состоит из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных и запрещения выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помещением.
Исполнение исполнительного документа о выселении должника оформляется судебным приставом-исполнителем актом о выселении.
В случае неисполнения исполнительного документа о вселении взыскателя в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, вселение осуществляется судебным приставом-исполнителем. Вселение состоит из обеспечения судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение и его проживания (пребывания) в нем. При этом должнику разъясняется, что производится принудительное вселение и он обязан не чинить взыскателю препятствий в проживании (пребывании).
В случае воспрепятствования должником исполнению исполнительного документа о вселении взыскателя исполнительные действия производятся с участием понятых, а в необходимых случаях - органов внутренних дел. При дальнейшем воспрепятствовании проживанию (пребыванию) взыскателя вновь производятся указанные действия и применяются штрафные санкции и иные меры, предусмотренные статьей 85 настоящего Федерального закона.
34. Распределение взысканных денежных средств, очерёдность удовлетворения требований взыскателя
Денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Не востребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.
Денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;
2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;
3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор;
4) в четвертую очередь погашаются штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем на должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, распределяются в следующей очередности:
1) в первую очередь возмещаются расходы по совершению исполнительных действий;
2) во вторую очередь уплачивается исполнительский сбор;
3) в третью очередь погашаются штрафы, наложенные судебным приставом-исполнителем на должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.
Денежные средства, оставшиеся после удовлетворения всех указанных требований, возвращаются должнику. О наличии остатка денежных средств и возможности их получения судебный пристав-исполнитель извещает должника в течение трех дней.
В случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда;
2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.
35. Исполнительный сбор
Исполнительный сбор представляет собой штраф, меру административной ответственности за неисполнение исполнительного документа.
П.1 ст.81 Закона предусматривает, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника-гражданина в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, с должников-организаций - 50 минимальных размеров оплаты труда.
36. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета и бюджетной системы (БК)
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является:
- представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа:
- представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
- невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.
В случае возврата в суд исполнительных документов по указанным в абзацах втором и третьем настоящего пункта основаниям взыскателю направляется уведомление с приложением всех поступивших от него документов.
37. Особенности обращения взыскания на имущество супругов
По обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. При недостаточности этого имущества кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая причиталась бы супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания.
Взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все, полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи. При недостаточности этого имущества супруги несут по указанным обязательствам солидарную ответственность имуществом каждого из них.
Если приговором суда установлено, что общее имущество супругов было приобретено или увеличено за счет средств, полученных одним из супругов преступным путем, взыскание может быть обращено соответственно на общее имущество супругов или на его часть.
Ответственность супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, определяется гражданским законодательством. Обращение взыскания на имущество супругов при возмещении ими вреда, причиненного их несовершеннолетними детьми, производится в соответствии с пунктом 2 статьи 45.
38. Понятие контроля и надзора в исполнительном производстве
Поначалу понятия "надзор" и "контроль" представляются схожими. Вместе с тем отличие терминов объясняется разным характером проверки и полномочий, которыми располагают контрольные и надзорные органы. Предмет надзора наряду с исполнением законов, представляющим собой деятельность по осуществлению их предписаний, охватывает и все иные формы реализации права, в частности соблюдение законов, которое обычно трактуется как следование запретам, установленным ими. Кроме того, надзор, в отличие от контроля, всегда осуществляется извне по отношению к объектам иных систем. Последнее действительно позволяет отличать процессуальные формы надзора и контроля в исполнительном производстве, в частности за деятельностью судебного пристава - исполнителя.
Можно выделить следующие процессуальные формы надзора: судебный и прокурорский.
Надзор, в отличие от контроля, всегда осуществляется извне. Суд и прокуратура организационно составляют самостоятельную систему и осуществляют надзор не только за действиями судебного пристава - исполнителя в исполнительном производстве, но и за законностью в других сферах правовых отношений. В отличие от надзора контроль в исполнительном производстве означает совокупность процессуальных средств по обеспечению верховенства закона, защиты прав и интересов граждан и организаций, осуществляемых внутри исполнительного производства. При осуществлении контроля в исполнительном производстве используются внутриотраслевые процессуально - правовые средства воздействия.
39. Административная ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве
Ответственность - это обязанность лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное правонарушение. Ответственность в исполнительном производстве состоит в обязанности субъекта претерпевать неблагоприятные последствия в случае нарушения этим субъектом императивных предписаний закона, регулирующего исполнительное производство, и невыполнения требований судебного пристава-исполнителя, осуществляющего принудительное исполнение исполнительного документа.
Статья 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве, статья 17.15 - за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (Статья 17.14).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственны арбитражному суду на основании части 3 статьи 23.1 указанного Кодекса без каких-либо изъятий, поскольку субъектом данного правонарушения может выступать только юридическое лицо – банк или иная кредитная организация.
40. Уголовная ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве
За нарушение, допущенные должником, может наступить и уголовная ответственность при наличии в умышленных действиях лица состава преступления. В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется ряд норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Статья 315 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за злостное неисполнение вступивших в законную силу судебных актов, а равно за воспрепятствование их исполнению представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации.
Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению - наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Статья 312 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, подвергнутого описи или аресту; сокрытие или присвоение имущества, подлежащего конфискации по приговору суда, равно иное уклонение от исполнения вступившего в законную силу приговора суда о назначении конфискации имущества).
41. Дисциплинарная ответственность судебных приставов исполнителей
Судебные приставы — должностные лица — государственные гражданские служащие Российской Федерации, на которых Федеральным законом «О судебных приставах» возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством.
За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.
Дисциплинарная ответственность - одна из правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины. Вид юридической ответственности (наряду с уголовной, административной, гражданско-правовой). Заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией предприятия или учреждения.