Организация розыскной работы аппаратов УР и их компетенция
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Дальневосточный юридический Институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Организация розыскной работы аппаратов УР и их компетенция
По курсу: ОРД
Выполнил: Н.Н.Балабкин
Благовещенск 2003
ПЛАН:
1.Понятие, назначение, субъекты и объекты розыскной работы
2.Основные функции служб и подразделений органов внутренних дел в розыскной работе
3.Организационные основы розыскной работы на различных уровнях органов внутренних дел
4.Информационное обеспечение розыскной работы
5.Анализ розыскной работы
6.Планирование розыскной работы
7.Контроль в розыскной работе
8.Учёт и оценка розыскной работы
1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Розыскная работа является одним из основных направлений оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Она направлена на обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Розыскная работа органов внутренних дел—это базирующаяся на законах и подзаконных нормативных актах деятельность по обнаружению разыскиваемых лиц, становлению личности неизвестных граждан; предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.
В территориальных органах внутренних дел розыскную работу выполняют подразделения служб криминальной милиции, милиции общественной безопасности (местной милиции) и паспортно-визовой службы. С учетом специфики и объема розыскной деятельности в указанных службах создаются розыскные подразделения или выделяются специальные сотрудники.
Подразделения криминальной милиции осуществляют розыск и установление личности:
1. Обвиняемых, подсудимых и осужденных, совершивших преступления, по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно:
— скрывшихся от следствия и суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;
— совершивших побег из ИТУ, СИЗО и из-под охраны войскового наряда;
— совершивших побег из изолятора временного содержания (ИВС), из-под стражи.
2. Скрывшихся или бежавших обвиняемых, подсудимых и осужденных (независимо от подследственности), имеющих при себе огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые, сильнодействующие или ядовитые вещества.
3. Лиц, пропавших без вести, когда по факту их исчезновения возбуждено уголовное дело.
4. Психически больных, признанных в установленном порядке социально опасными и ушедших из дома или учреждения, где они содержались.
5. Неизвестных граждан, погибших при криминальных обстоятельствах.
Подразделения милиции общественной безопасности осуществляют розыск и установление личности:
1. Обвиняемых и подсудимых (по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно) , скрывшихся от дознания или суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение.
2. Осужденных:
— к лишению свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях, не прибывших своевременно к месту, указанному в предписании, а также самовольно оставивших эти места;
— уклонившихся от исправительных работ.
3.Совершивших побег из лечебно-трудовых профилакториев и психиатрических больниц.
4. Иностранных граждан и лиц без гражданства, уклонившихся от регистрации в органах внутренних дел.
5. Лиц, пропавших без вести, а также психически больных, находящихся в беспомощном состоянии и ушедших из дома, специальных учреждений.
6. Несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, а также бежавших из приемников-распределителей, спецшкол и специальных училищ.
7. Лиц:
— которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения;
—не имеющих документов, удостоверяющих личность;
— погибших (умерших) без признаков преступного насилия.
Подразделения паспортно-визовой службы осуществляют розыск:
1.должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; по делам о взыскании средств с граждан в пользу государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций, если сумма долга составляет не менее трехкратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации;
2. граждан Российской Федерации, утративших связь с родственниками.
Органы внутренних дел на транспорте (ОВДТ) и Восьмого главного управления МВД РФ осуществляют функции местного и федерального розыска в полном объеме на обслуживаемой территории и объектах.
Подразделения ИТУ ЛТП, мест предварительного заключения и ВВ принимают участие в розыскной работе в пределах настоящей Инструкции и своей компетенции.
Все сотрудники органов внутренних дел, в пределах компетенции своих служб, должны принимать меры к установлению разыскиваемых лиц и иных фактов, имеющих значение для розыскной работы, и немедленно сообщать о них дежурному по органу внутренних дел или в розыскные подразделения.
Розыскная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами государственной безопасности, органами прокуратуры, народными судами, иными государственными органами, общественными организациями, физическими и юридическими лицами. В целях успешного розыска органы внутренних дел используют средства массовой информации: печать, радио, телевидение.
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЛУЖБ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОЗЫСКНОЙ РАБОТЕ
Функции служб и подразделений органов внутренних дел по осуществлению розыскной работы устанавливаются в соответствии с действующим законодательством и другими нормативными актами МВД РФ, МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей и автономных образований. УВДТ. ОВДТ, УЛИТУ, УИТУ .
Службы и подразделения органов внутренних дел, принимающие участие в розыскной работе, выполняют следующие основные функции:
Розыскные подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности и паспортно-визовой службы— рассматривают заявления, жалобы, розыскные поручения, задания и ориентировки, иную информацию по розыскным вопросам и принимают по ним соответствующие меры; заводят розыскные дела, дела по установлению личности неизвестных граждан, контрольно-розыскные карточки, литерные и контрольно-наблюдательные дела и выполняют по ним необходимые мероприятия; ведут поиск в местах возможного появления разыскиваемых лиц; выступают инициаторами по привлечению к выполнению розыскных задач в установленном порядке сил и средств других служб органов внутренних дел, вносят предложения о наиболее эффективной их расстановке и использовании; осуществляют информационно-аналитическую работу и планирование в сфере розыска, изучают эффективность использования в ней сил и средств различных служб и подразделений, распространяют положительный опыт; взаимодействуют с другими правоохранительными органами, юридическими лицами, в т. ч. со средствами массовой информации, осуществляют предупредительные мероприятия.
Подразделения территориальных органов внутренних дел и соответствующие им структуры ОВДТ и Восьмого главного управления:
1. Аппараты УР, БЭП, ОП, УНОН — выявляют разыскиваемых лиц в процессе повседневной деятельности; принимают участие в неотложных мероприятиях по плану «Сирена»; привлекаются к розыску обвиняемых, подсудимых, осужденных по направлениям своей деятельности; исполняют розыскные поручения, задания и ориентировки, поступившие из других органов внутренних дел; осуществляют меры по предупреждению уклонения обвиняемых и подсудимых от дознания, следствия и суда.
2. Экспертно-криминалистические подразделения—участвуют в осмотре трупов неизвестных граждан и мест последнего пребывания без вести пропавших лиц; проводят диагностические и идентификационные исследования и экспертизы с целью получения сведений о разыскиваемых лицах и неопознанных трупах; обеспечивают применение криминалистических учетов в процессе розыска.
3. Подразделения информационных центров МВД, УВД— «осуществляют сбор, учет, регистрацию и обработку розыскной информации, выдают ее по запросам и инициативно в заинтересованные аппараты; издают розыскные бюллетени; ведут оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, разрабатывают и обеспечивают функционирование АИПС оперативно-розыскного назначения, участвуют в обеспечении контроля за своевременностью объявления и прекращения розыска.
4. Оперативно-технические подразделения—обеспечивают проведение оперативно-технических мероприятий по заданиям оперативных аппаратов в порядке, установленном нормативными актами МВД России.
5. Дежурные части—управляют силами и средствами в случаях возникновения ситуаций, требующих проведения неотложных розыскных действий; оперативно ориентируют о разыскиваемых лицах постовых и патрульных, участковых инспекторов милиция» а при необходимости и других сотрудников; выявляют разыскиваемых среди доставленных в дежурную часть за правонарушения; организуют задержание разыскиваемых при поступлении сведений о их появлении на обслуживаемой территории.
6. Участковые инспектора милиции—осуществляют меры прёдупрёдительного характера к лицам, намеревающимся уклониться от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязательств и правил; принимают непосредственное участие в розыскных мероприятиях по обнаружению разыскиваемых лиц; инициативно и по заданиям выполняют другие розыскные задачи.
7. Подразделения обеспечения охраны общественного порядка выявляют разыскиваемых лиц в районах расположения постов и маршрутов патрулирования, в медицинских вытрезвителях, спецприемниках; принимают участие в преследовании и задержании разыскиваемых обвиняемых, подсудимых, осужденных.
8. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, ГАИ—участвуют в розыскной работе как по поручению руководителей органов внутренних дел, так и инициативно.
9. Следователи и дознаватели—выявляют разыскиваемых лиц среди привлекаемых к уголовной ответственности; принимают меры по предупреждению уклонения обвиняемых от следствия и суда, их обнаружению; дают розыскные поручения органам дознания; объявляют розыск обвиняемых и обеспечивают розыскные подразделения необходимой информацией; выполняют иные процессуальные действия.
Руководители следственных подразделений — осуществляют процессуально-ведомственный контроль за своевременным и обоснованным объявлением обвиняемых в розыск, правильным избранием меры пресечения, возобновлением производства по уголовным делам после обнаружения разыскиваемых.
10.Подразделения мест предварительного заключения и лишения свободы — проводят неотложные мероприятия по розыску совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу; выполняют розыскные поручения; информируют заинтересованные органы внутренних дел о результатах исполнения; осуществляют работу по предупреждению побегов осужденных и лиц, заключенных под стражу.
11. Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ—принимает участие в мероприятиях по установлению местонахождения разыскиваемых лиц по поручению руководителей органов внутренних дел.
12. Подразделения внутренних войск—совместно с территориальными органами внутренних дел участвуют в местном розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск, а также военнослужащих внутренних войск, самовольно оставивших место службы (дезертиров); ориентируют о них органы внутренних дел; ведут контрольно-розыскные карточки на таких лиц; выполняют розыскные задания ГУКВВ, округов, соединений и частей внутренних войск,
В пределах установленной компетенции службы и подразделения органов внутренних дел, несут ответственность за результаты розыскной деятельности.
Комплексное использование сил и средств служб и подразделений органов внутренних дел в розыскной работе в масштабе республики, края, области, городского и районного звена возлагается на руководителей органов внутренних дел, которые несут персональную ответственность за ее эффективность.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1. Организационные основы розыскной работы в горрайлинорганах
1.1. В горрайлинорганах розыскную работу организуют их руководители и начальники служб. В этих целях они:
1.1.1. Поддерживают силы и средства служб и подразделении в постоянной готовности для выполнения задач по розыскной работе.
1.1.2. С учетом складывающейся оперативной обстановки определяют направления розыскной работы и функциональные обязанности конкретных исполнителей.
1.1.3. Организуют работу по своевременному получению и направлению информации по розыску.
1.1.4. Совершенствуют систему управления подразделениями и нарядами, выполняющими задачи по розыску, создают группы оперативного поиска и заслоны на узловых железнодорожных станциях, автомагистралях, крупных морских и речных портах, аэропортах и других местах наиболее вероятного появления разыскиваемых лиц.
1.1.5. Осуществляют контроль, оказывают методическую и практическую помощь подчиненным сотрудникам, создают необходимые условия для их нормальной работы.
1.2. Ведущая роль в розыскной работе ГОРОВД возлагается на аппараты уголовного розыска.
1.3. Руководители аппаратов уголовного розыска, паспортно-визовых и милиции общественной безопасности помимо участия в решении вопросов, перечисленных в п. 1.1, осуществляют:
1.3.1. Анализ обстановки по линии розыскной работы и внесение предложений об изменении расстановки личного состава ГОРОВД.
1.3.2. Непосредственное руководство работой по розыскным делам, делам по установлению личности неизвестных граждан; ведение работы по наиболее актуальным и сложным розыскным делам.
1.3.3. Меры по организации и поддержанию постоянного взаимодействия подчиненных сотрудников между собой, со следователями и работниками других служб, а также иными физическими и юридическими лицами.
1.3.4. Обучение работников ГОРОВД приемам и методам обнаружения разыскиваемых лиц.
2. Организационные основы розыскной работы в МВД, ГУВД, УВД,УВДТ'.
2.1. В МВД, УВД задачи по организации розыскной работы по своим направлениям деятельности выполняют подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, служб паспортно-визовой, исполнения наказаний и лесных исправительно-трудовых учреждений.
2.2. В МВД, УВД отвечающими за организацию розыскной работы в республике, крае, области, автономном образовании являются аппараты уголовного розыска, на которые совместно с милицией общественной безопасности и паспортно-визовыми подразделениями возлагается:
2.2.1. Изучение и оценка состояния розыскной работы в горрайорганах, эффективности использования сил и средств в целях:
своевременного выявления негативных тенденций в розыске, причин их возникновения и выработки мер по совершенствованию это^г деятельности, оказание практической помощи подчиненным подразделениям.
2.2.2. Подготовка на основе анализа розыскной работы предложений руководству МВД, УВД проектов управленческих решений, обобщенных материалов к совещаниям-семинарам руководителей -органов внутренних дел и заседаниям коллегии по вопросам' розыскной работы, других аналитических и информационно-справочных материалов для руководства МВД, УВД, а также информации по розыску в соответствующие органы.
2.2.3. Осуществление планирования розыскной работы.
2.2.4. Организация взаимодействия с правоохранительными органами и иными юридическими лицами.
2.2.5. Координация действий служб и подразделений МВД, УВД при разработке и реализации мер реагирования в условиях осложнения оперативной обстановки по розыскной работе.
2.2.6. Осуществление контроля за ведением розыскных дел;
изучение и распространение положительного опыта.
2.2.7. Подбор, расстановка, обучение кадров, участвующих в розыскной работе.
2.2.8. Рассмотрение писем и заявлений по вопросам розыскной работы и принятие по ним соответствующих решений.
2.2.9. Непосредственное участие в розыске; ведение наиболее сложных розыскных дел на скрывшихся опасных преступников и по другим категориям разыскиваемых. Розыскные подразделения заводят или принимают к своему производству розыскные дела по собственной инициативе или по решению руководства МВД, УВД в зависимости от объекта розыска и иных обстоятельств, обусловивших сложность и особую актуальность розыска.
2.3. В управлениях (отделах) органов внутренних дел на транспорте, 8 ГУ, управлениях исполнения наказаний и лесных исправительно-трудовых учреждений, округах, соединениях, частях внутренних войск для ведения розыскной работы исходя из ее объема могут создаваться розыскные подразделения либо выделяться специальные работники.
2.4. Оперативное управление силами и средствами, участвующими в розыске по плану «Сирена», обеспечивают на основе решений руководства дежурные части МВД, УВД. На них возлагается ответственность за обеспечение руководителей МВД, УВД полной и достоверной розыскной информацией по республике, краю, области, транспортной магистрали; своевременную передачу необходимой информации горрайлинорганам и непосредственно подчиненным служебным нарядам.
2.5. Министры внутренних дел республик, начальники УВД периодически на оперативных совещаниях или коллегиях рассматвивают состояние розыскной работы, по результатам принимают яеобходимые меры.
3. Организационные основы розыскной работы в МВД РФ.
3.1. В Министерстве внутренних дел РФ задачи по организации розыскной работы по своим направлениям деятельности выполняют ГУУР, ГУООП, ГУВДТ. 8 ГУ, ГУИН, ГУЛИТУ, ГУКВВ,
ПВС.
3.2. В МВД России ответственным за организацию розыскной работы является ГУУР, на которое совместно с ГУООП и ПВС возлагается:
3.2.1. Изучение и оценка состояния розыскной работы в масштабах РФ; определение основных тенденций и проблем в розыске в целом и по отдельным его направлениям; выявление факторов, оказывающих влияние на состояние розыскной работы.
3.2.2. Осуществление на основе анализа перспективного и текущего планирования розыскной деятельности.
3.2.3. Подготовка предложений по совершенствованию организационной структуры и штатов розыскных подразделений.
3.2.4. Координация розыскной работы в МВД РФ; обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами и иными юридическими лицами.
3.2.5. Подготовка совместно с научными учреждениями и учебными заведениями МВД РФ предложений по совершенствованию законодательства и проектов ведомственных, межведомственных и межгосударственных нормативных актов в этой области.
3.2.6. Принятие мер к повышению уровня профессиональной подготовки личного состава, осуществляющего розыск, обобщение и распространение положительного опыта розыскной деятельности в целом и по ее отдельным направлениям.
3.2.7. Проведение совещаний и семинаров руководящего и оперативно-начальствующего состава органов внутренних дел по вопросам совершенствования розыскной деятельности.
3.2.8. Участие в организации внедрения в розыскную деятельность органов внутренних дел достижений науки и техники.
3.2.9. Оказание практической помощи МВД, УВД в организации розыскной работы, осуществление контроля за их деятельностью по выполнению законов, правовых актов МВД РФ по вопросам розыска.
3.2.10. Подготовка в органы законодательной и исполнительной власти информации о состоянии розыскной работы, внесение предложений по этим вопросам.
3.2.11. Рассмотрение писем, заявлений граждан, иной информации по вопросам розыскной работы и принятие соответствующих управленческих решений.
3.2.12. Ведение в необходимых случаях производства по розыскным делам на скрывшихся особо опасных преступников, иных категорий разыскиваемых по указанию руководства МВД РФ.
3.3. Для решения задач по организации розыскной деятельности в ГУВДТ, Восьмом главном управлении, ГУКВВ МВД РФ исходя из объема розыскной работы создаются розыскные подразделения или выделяются специальные работники. В пределах своей служебной компетенции они решают соответствующие вопросы организации розыскной работы, перечисленные в п. 3.2.
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
4.1. Информационное обеспечение розыскной работы направлено на получение, сбор, обработку, хранение и выдачу заинтересованным службам соответствующей информации. Оно имеет свои особенности на различных уровнях органов внутренних дел.
4.2. На уровне горрайлинорганов внутренних дел:
4.2.1. Ответственными за организацию розыскного информирования являются руководители ГОРОВД.
4.2.2. Перечень служб и подразделений ГОРОВД, иных учреждений и организаций, до которых должна доводиться розыскная информация, определяется с учетом необходимости их участия в розыскной работе.
4.2.3. Информирование других органов внутренних дел осуществляется путем направления розыскных заданий и ориентировок.
4.2.4. В целях информирования населения в установленном порядке используются возможности средств массовой информации, оборудуются стенды «Их разыскивает милиция».
4.2.5. Для решения розыскных задач в дежурных частях ведутся картотеки разыскиваемых лиц:
4.2.5.1. Взятых на учет по розыскным делам, контрольно-розыскным карточкам.
4.2.5.2. По розыскным заданиям других органов внутренних дел.
4.2.6. Руководители ГОРОВД назначают ответственных лиц за ведение картотек, стендов «Их разыскивает милиция» и определяют их функциональные обязанности.
4.2.7. В крупных городах за счет местного бюджета могут создаваться бюро несчастных случаев (БНС).
4.3. На уровне МВД, УВД информационное обеспечение розыскной работы осуществляется информационными центрами при участии розыскных подразделений.
4.3.1. Для информирования органов внутренних дел о разыскиваемых преступниках и без вести пропавших ИЦ МВД, УВД по согласованию с розыскными и иными подразделениями издает розыскные бюллетени и плакаты по мере необходимости.
4.3.2. Информационные центры МВД, УВД ведут учеты разыскиваемых, опознаваемых, устанавливаемых лиц и неопознанных трупов граждан, размещают циркуляры федерального розыска. Для этой цели создаются автоматизированные информационные системы (АИС).
4.4. На уровне МВД РФ информационное обеспечение розыскной работы возложено на Главный информационный центр. В этих целях ГИЦ:
— ведет учеты разыскиваемых, опознаваемых лиц и неопознанных трупов граждан;
— издает циркуляры об объявлении и прекращении федерального розыска 'и рассылает их в ИЦ МВД, УВД;
— издает сборники-ориентировки с фотографиями состоящих на централизованном учете неизвестных больных и неопознанных трупов граждан, в первую очередь детей и жертв преступлений (по согласованию с ГУУР( ГУООП, ПВС);
— выпускает специальный бюллетень о розыске особо опасных преступников, а также гастролирующих по регионам России и за рубежом (по материалам ГУУР и НЦБ Интерпола в РФ).
5.АНАЛИЗ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Руководители органов внутренних дел и их служб решения о расстановке сил и средств и их использовании в целях розыска принимают на основе анализа оперативной обстановки. При этом информация по розыскной работе анализируется за декаду, месяц, квартал, полугодие, девять месяцев, год.
1. Анализ суточной информации осуществляется в МВД, ГУВД, УВД и горрайлинорганах для организации текущей работы по розыску. Анализу подлежит информация о фактах уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей, правил, а также безвестного исчезновения граждан, обнаружения неопознанных трупов граждан.
2. Анализ декадной и месячной информации осуществляется в МВД, ГУВД, УВД и горрайлинорганах для своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки по линии розыскной работы, внесения необходимых коррективов в запланированные мероприятия, осуществления маневра имеющимися силами и средствами, участвующими в розыске. Анализу за указанные периоды подлежит информация о количестве разыскиваемых лиц в целом и по категориям; о фактах обнаружения граждан, личность которых не установлена; об обстоятельствах, связанных с розыском (о времени, месте, способе уклонения и т. д.); о расстановке сил и средств.
3. Анализ за квартал, полугодие, девять месяцев и год осуществляется в МВД РФ, МВД, УВД, ГОРОВД для оценки состояния розыскной работы, результатов розыска и эффективности использования при этом сил и средств; выявления факторов, влияющих на состояние розыскной работы и ее результативности, а также для разработки комплексных мероприятий по совершенствованию организации розыска.
Анализу за указанные периоды подлежит информация о количестве разыскиваемых лиц, о проделанной работе по другим направлениям розыска, об обстоятельствах, характеризующих розыск (время, место, способ уклонения и т. д.).
6.ПЛАНИРОВАНИЕ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Организационной основой деятельности всех служб, участвующих в розыскной работе, являются перспективные, текущие и специальные планы органов внутренних дел, планы работы служб и их структурных подразделений.
Планируемые мероприятия по розыскной работе разрабатываются с учетом результатов анализа оперативной обстановки и должны обеспечивать сосредоточение сил и средств на решении актуальных вопросов розыска, поддержание их оперативно-тактической готовности к розыскным действиям, совершенствование информационного обеспечения розыска, укрепление взаимодействия служб и подразделений, использование в розыске технических средств, возможностей средств массовой информации, а также устранение причин и условий, отрицательно влияющих на состояние и результаты розыскной работы и др.
Руководители органов внутренних дел и их служб организуют исполнение планов, обеспечивают комплексное использование сил и средств в процессе розыска.
Розыск вооруженных и других преступников, представляющих повышенную общественную опасность, осуществляется органами внутренних дел по заранее разработанным планам под условным наименованием «Сирена».
В органах внутренних дел могут разрабатываться и другие специальные типовые планы по розыску.
План «Сирена» вводится в действие министрами, начальниками УВД, горрайлинорганов внутренних дел. Организация и управление задействованными силами и средствами возлагаются на штабные подразделения и дежурные части. Ими же разрабатываются указанные специальные типовые планы.
7. КОНТРОЛЬ В РОЗЫСКНОЙ РАБОТЕ
Руководители органов внутренних дел, служб и подразделений (в пределах их компетенции) осуществляют постоянный контроль в сфере розыскной деятельности. В этих целях они:
1. Проверяют фактическое исполнение службами основополагающих нормативных актов, планов по вопросам розыскной деятельности.
2. Изучают состояние и организацию розыскной работы МВД, УВД и горрайлинорганов.
3. Разрабатывают меры по устранению выявленных недостатков, внедрению оправдавших себя на практике форм и методов розыскной работы. Обобщают материалы проверки, подготавливают выводы для доклада соответствующим руководителям и принятия по ним управленческих решений.
4. Заслушивают на заседаниях коллегий и оперативных совещаниях начальников служб и подразделений МВД, УВД, ГОРОВД о состоянии розыскной работы.
5. Изучают материалы на заведение розыскных дел, дел по установлению личности неизвестных граждан, контрольно-розыскных карточек с указанием о разрешении заведения или отказа (с соответствующим обоснованием); изучают указанные дела и контрольно-розыскные карточки в процессе розыска и при его прекращении, а также контрольно-наблюдательные дела.
Для обеспечения контроля, анализа и оказания помощи в розыске преступников и без вести пропавших граждан розыскными аппаратами МВД РФ, МВД, УВД ведутся контрольно-наблюдательные дела. Они заводятся для осуществления контроля за розыском лиц, совершивших особо тяжкие преступления, пропавших без вести, возможно ставших жертвами преступлений и иных категорий по усмотрению министра, начальника УВД.
Руководители органов внутренних дел и соответствующих служб при осуществлении контроля истребуют из подчиненных аппаратов необходимые сведения и материалы по розыскной работе.
8. УЧЁТ И ОЦЕНКА РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Решая задачи розыскной работы, органы внутренних дел ведут ее учет и оценку.
В процессе розыскной работы учитываются розыскные поручения, задания, ориентировки, заявления, сообщения и другая информация, в которой содержатся сведения по фактам розыска людей, установления личности неизвестных граждан', проверочные материалы, розыскные дела, дела по установлению личности неизвестных граждан, контрольно-розыскные карточки. Материалы с результатами по розыску также учитываются и сосредоточиваются в контрольно-наблюдательном и литерном делах.
Приему, регистрации, учету и разрешению подлежат:
а) розыскные поручения, задания и ориентировки;
б) устные или письменные заявления, сообщения, содержащие сведения о розыскных фактах;
в) информация, поступившая по телефону, телеграфу, из средств массовой информации, и иные сигналы о событиях, фактах, имеющих отношение к розыску, по которым ОВД обязаны проводить проверочные действия (в дальнейшем именуется как «другая информация»),
Заявления, сообщения и другая информация о розыскных фактах поступают в ОВД в установленном порядке. Их прием и реагирование по ним являются обязанностью работников милиции.
Регистрация и учет заявлений, сообщений и другой информации о розыскных фактах осуществляются дежурной частые ГОРОВД по месту их поступления.
Регистрации также подлежат:
а) постановление органа дознания, следователя, прокурора определение суда об объявлении розыска обвиняемого, подсудимого, осужденного;
б) копия приговора на осужденного к исправительным работам, к отбыванию наказания в колонии-поселении и определение суда о замене неотбытого срока исправительных работ и отбывания наказания в колонии-поселении—лишением свободы;
в) определение суда о направлении лица на принудительное лечение в психиатрическую больницу, ЛТП и сообщение администрации о его побеге;
г) определение суда о розыске должника, ответчика;
д) заключение подразделений виз и регистрации об иностранном гражданине или лице без гражданства, скрывшемся от учета;
е) заявление лица о розыске родственника — гражданина Российской Федерации.
На основании регистрации информации о розыскных фактах осуществляется количественный учет и статистическая отчетность.
Органы внутренних дел по заявлениям, сообщениям и другой информации о розыскных фактах осуществляют первичную проверку. Ее результаты сосредоточиваются в проверочном материале.
В проверочный материал входят объяснения, справки и другие необходимые материалы (документы), в том числе оперативно-розыскного характера, подтверждающие или не подтверждающие достоверность полученной информации.
Розыскная работа отражается в материалах розыскного» дела, дела по установлению личности неизвестных граждан (приложение 1,2).
Учет розыскной работы осуществляется для определения эффективности деятельности органов внутренних дел, их розыскных и иных подразделений и разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Эффективность розыскной работы определяется ее конечными результатами, которые достигаются в процессе предупреждения уклонений от уголовной ответственности и отбывания наказания, а также быстрого обнаружения наибольшего числа разыскиваемых, установления личности и неопознанных трупов.
Оценка розыскной работы дается на основе анализа динамики неразысканных (неустановленных) лиц в отчетном периоде, а также динамики неразысканных (неустановленных) лиц за весь период розыска прошлых лет.
Рост указанных показателей в органе внутренних дел служит основанием к изучению состояния розыскной работы в данном органе.
По результатам изучения состояния розыскной работы дается итоговая оценка деятельности органа внутренних дел в данном направлении.