Опека и попечительство над детьми
1
Содержание
1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми.
2. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.
3. Права детей, находящихся под опекой (попечительством).
4. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка.
Список литературы.
1. Основания и порядок установления опеки и попечительства над детьми
Опека и попечительства над несовершеннолетними детьми в семейном праве "рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей".
Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения.
Согласно п. 1 ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, к которым п. 1 ст. 29 ГК относит детей, не достигших 14 лет. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18лет (п. 1 ст. 33 ГК).
Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми преследует следующие цели:
защита личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
воспитание ребенка в приемной семье лица, заменяющего родителей.
Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК) в течение месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опека (попечительство) устанавливается по месту жительства кандидата в опекуны или попечители.
Если в месячный срок не удается оформить опеку (попечительство), то исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
При установлении опеки и попечительство не требуется согласия:
родителей несовершеннолетнего;
супруга будущего опекуна;
несовершеннолетнего любого возраста (учитывается желание). Опекун (попечитель) назначается только с его согласия.
Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано заинтересованными лицами в суде.
Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится подопечным без всякого дополнительного на этот счет решения.
Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения:
по достижении подопечным 18 лет;
в случае вступления его в брак;
в случае его эмансипации.
Опека и попечительство могут прекратиться вследствие:
освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей органом опеки и попечительства;
отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей) органом опеки и попечительства.
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или (попечительства) в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой, помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п. 3 ст. 39 ГК). Так, согласно ст. 156 УК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст. 127, 146, 153 СК).
2. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
В соответствии с п. 1 ст. 123 СК одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (при невозможности устройства на воспитание в семью), является их передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социальной помощи населению (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
К образовательным (воспитательным) учреждениям, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся такие учреждения, как детский дом для детей раннего, то есть с полутора до трех лет возраста, дошкольного возраста, школьного возраста, смешанный; детский дом — школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; а также санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть помещены в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (в том числе в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением) в случаях отклонения от норм или общественно опасного поведения, включая совершение правонарушения. При этом на них распространяются нормы материального обеспечения, предусмотренные федеральным законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что около трети от общего количества находящихся в воспитательных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (32137), из-за отклонений в умственном или физическом развитии содержатся именно в специальных (кор-рекционных) воспитательных учреждениях различного типа.
В тех регионах РФ, где отсутствуют образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть приняты в школу-интернат.
Если ребенок отказывается проживать в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то он может быть помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, — социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Детям, находящимся на полном государственном попечении в соответствующих воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны и попечители не назначаются (п. 4 ст. 35 ГК; п. 1 ст. 147 СК), Полное государственное попечение означает, что защиту прав и законных интересов несовершеннолетних детей, их обеспечение, воспитание, образование берет на себя государство в лице соответствующего учреждения. В таких случаях обязанности опекунов (попечителей) закон возлагает на указанные учреждения, а п. 1 ст. 147 СК, конкретизируя это положение, называет администрацию учреждения ответственной за выполнение этих обязанностей. Разграничить функции воспитательного учреждения по воспитанию, образованию ребенка и осуществлению над ним опеки (попечительства) весьма сложно. Так, основными задачами воспитательного учреждения являются: а) создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; б) обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; в) освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; г) обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; д) охрана прав и интересов воспитанников. Понятно, что выполнение перечисленных задач относится и к функциональной деятельности опекунов (попечителей). В случае временного помещения ребенка, уже находящегося под опекой или попечительством, в воспитательное учреждение права и обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка не прекращаются (ч. 2 п. 1 ст. 147 СК). Причиной временного устройства подопечного ребенка в воспитательное учреждение могут быть различные обстоятельства, не связанные с виновным поведением опекуна или попечителя (болезнь, служебная командировка и т. п.).
Выполнение администрацией воспитательных учреждений обязанностей опекуна (попечителя) осуществляется с соблюдением норм семейного и гражданского законодательства о правах и обязанностях опекуна (попечителя) ребенка (ст. 26, 28, 37—38 ГК; ст. 150 СК). Воспитательное учреждение выступает в защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, а также выполняет иные функции опекуна (попечителя).
Как опекун или попечитель несовершеннолетнего подопечного, воспитательное учреждение несет ответственность за причиненный им вред в порядке, установленном ГК (ст. 1073, 1074 ГК). Так, учреждение обязано возместить вред, причиненный находящимся в нем малолетним подопечным (несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет), если не докажет, что вред возник не по вине учреждения. Причем обязанность воспитательных учреждений по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК).
Если вред причинен находящимся в воспитательном учреждении несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, это учреждение обязано возместить вред полностью или в недостающей части (когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда); если не докажет, что вред возник не по его вине. Однако обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда прекращается как по достижении причинившим вред подопечным совершеннолетия, так и в случаях, когда у него до достижения, совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда до достижения совершеннолетия он приобрел дееспособность в полном объеме (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК).
В некоторых случаях воспитательным учреждениям при выполнении обязанностей опекуна (попечителя) следует руководствоваться не только нормами СК и ГК, но и иных федеральных законов. Так, ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с последующими изменениями и дополнениями) предписывает администрации воспитательного учреждения, в которое помещен несовершеннолетний ребенок, утративший попечение родителей, в течение трех месяцев оформить договор передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетнего. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние (а для совершения таких сделок требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства и соблюдение иных положений гражданского законодательства), зачисляются администрацией воспитательных учреждений на счет по вкладу на имя несовершеннолетнего подопечного в местном отделении Сберегательного банка.
Правовой статус воспитательного учреждения, выполняющего функции по опеке (попечительству), предусмотрен Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое регулирует деятельность как государственных, так и муниципальных воспитательных учреждений. В своей деятельности администрация воспитательного учреждения руководствуется федеральным законодательством и решениями соответствующего органа управления образованием, а также международными актами в области защиты прав ребенка. Каждое из воспитательных учреждений имеет свой устав, который утверждается учредителем. Деятельность любого воспитательного учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования.
Управление воспитательным учреждением осуществляется в соответствии с его уставом и Законом об образовании на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления учреждением являются совет учреждения, общее собрание, педагогический совет, попечительский совет и другие формы. Непосредственное руководство воспитательным учреждением осуществляет директор, прошедший соответствующую аттестацию.
Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 147 СК). Формы такого контроля законом прямо не определены и на практике могут выражаться в посещении работниками органа опеки и попечительства воспитательных учреждений в ознакомительных целях, обследовании условий жизни и быта воспитанников, разрешении жалоб и заявлений, составлении в необходимых случаях актов, направлении запросов о представлении сведений о деятельности учреждения и т. п.
Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства (п. 3 ст. 147 СК). Под выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В целях последующего жизнеустройства при выпуске воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт); справка о пребывании в учреждении; документы о состоянии здоровья; документ об образовании (для детей школьного возраста); сведения о родителях или близких родственниках; документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь, ранее занимаемую им или его родителями, пенсионная и сберегательная книжки, исполнительный лист на взыскание алиментов, ценные бумаги и другие документы, если таковые имелись в личном деле.
Законодательством РФ предусмотрены меры по социальной адаптации и материальному обеспечению выпускников воспитательных учреждений. В частности, при поступлении в учреждения среднего и высшего профессионального образования им выдается воспитательным учреждением комплект сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременное денежное пособие в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда (п. 4 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
В случае трудоустройства на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности они обеспечиваются за счет средств воспитательных учреждений одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот .и детей, оставшихся без попечения родителей").
Администрации воспитательного учреждения предоставлено право в исключительных случаях разрешать временно (до одного года) бесплатно проживать и питаться в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения. Кроме того, выпускники воспитательного учреждения, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и приезжающие в учреждения в выходные и праздничные дни или на каникулярное время, могут по решению Совета воспитательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном учреждении (п. 7 ст. 6 "Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Вопрос о бытовом устройстве, определении на работу или учебу (исходя из образования и возраста) выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением может быть решен органом местного самоуправления и комиссией по делам несовершеннолетних по месту жительства воспитанника с учетом конкретных жизненных обстоятельств.
Защита прав выпускников воспитательных учреждений органом опеки и попечительства включает не только проверку выполнения администрацией воспитательного учреждения обязанностей по выдаче выпускникам необходимых документов, но и принятие необходимых мер по их трудоустройству, обеспечению жильем, выплате положенных пенсий, пособий и т. п. Если выпускнику не исполнилось восемнадцать лет, то орган опеки и попечительства может назначить ему попечителя. В том случае, когда попечитель не подыскан, функции попечителя возлагаются на орган опеки и попечительства. По достижении выпускником учреждения совершеннолетия орган опеки и попечительства должен оказывать ему помощь в реализации и защите прав, предоставляемых законом лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом нельзя забывать, что законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия, а потому имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В основном эти льготы касаются порядка поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование (п. 1 и 2 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Во время обучения во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образовательного учреждения (п. 3 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). При условии успешной сдачи всех экзаменов и зачетов в период экзаменационной сессии студентам образовательных учреждений из числа данной категории лиц в обязательном порядке назначается стипендия. Причем размер стипендии должен быть не ниже 80% установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда. С 1 января 1998 г. размер стипендии, выплачиваемой обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении. Кроме того, им также должно выплачиваться сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на >: >. весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует их лечению (п. 9 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Кроме того, в случае расторжения заключенного контракта с образовательным учреждением они освобождаются от возмещения причиненных учебному заведению и работодателю до получения диплома затрат, связанных с установлением им государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот на условиях и в порядке, определенных контрактом.
3. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
Перечень прав, детей, находящихся под опекой (попечительством), дан в ст. 148 СК и включает в себя права как личного, так и имущественного характера. Подопечные дети имеют все те права, которыми СК наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в ст. 148 СК лишь конкретизируются положения гл. 11 Семейного кодекса о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). Кроме того, специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: а) воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание; б) обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства; в) причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; г) сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; д) защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя); е) обладание правами, предусмотренными ст. 55 и 57 СК (то есть право на общение с родителями и другими родственниками; право выражать свое мнение).
Федеральным законодательством для детей, находящихся под, опекой (попечительством), предусмотрен ряд льгот. Так, они в первоочередном порядке принимаются в дошкольные образовательные учреждения. Такая же льгота предусмотрена для них при приеме в школу-интернат и в кадетскую школу.
На детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются также льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе:
а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета (п. 1 ст. 7 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
б) предоставление бесплатных путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний), бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников (п. 2 ст. 7 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
в), гарантированное право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса (п. 7 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
г) обеспечение обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы (п. 10 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
д) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплата ста процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
е) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов (п. 6 ст.1 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Кроме того, согласно приложению к Положению о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденному приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 г. № 50, им также предоставлено право на: а) бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений; б) оплату (по нормам служебных командировок) в период каникул учащимся и студентам вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений суточных расходов за время пребывания в пути к месту жительства семьи, где они ранее воспитывались; в) выплату денежных средств на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также единовременного денежного пособия в сумме двух минимальных размеров оплаты труда при трудоустройстве (приложение № 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями); г) освобождение от платы за обучение в спортивных и музыкальных школах, школах искусств.
Таков примерный перечень прав и льгот, предоставленных федеральным законодательством детям, находящимся под опекой (попечительством). Законами субъектов Российской Федерации положения федерального законодательства о правах детей, утративших родительское попечение и находящихся под опекой (попечительством), могут быть дополнены.
Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в целом совпадают с правами детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно ст. 149 СК дети, утратившие родительское попечение и находящиеся в одном из перечисленных учреждений, имеют право: а) на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов; б) на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; в) на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения"— на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; г) льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях; д) на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, на выражение своего мнения (ст. 55—57 СК).
4. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
Принцип ответственности опекунов (попечителей) за воспитание и развитие ребенка закреплен в нормах международного права, соответственно предметом их основной заботы должны являться наилучшие интересы ребенка (ст. 18 Конвенции о правах ребенка). Данное положение закреплено и в ст. 150 СК, устанавливающей право и обязанность опекунов и попечителей воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, о его обучении и воспитании, содержании, защищать его права и интересы, что соответствует и нормам гражданского законодательства (п. 3 ст. 36 ГК). Перечисленные в Семейном кодексе права и обязанности опекунов (попечителей) вытекают из содержания задач опеки и попечительства над детьми, определенных в ст. 31 ГК и ст. 145 СК и во многом сходных с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей (ст. 63 СК), в то же время основания возникновения указанных полномочий у родителей и опекунов (попечителей) различны (родительские права возникают в силу факта отцовства и материнства, удостоверенных в установленном законом порядке, а права и обязанности опекунов и попечителей основаны на административном акте, то есть решении органа опеки и попечительства).
Права опекуна и попечителя (как и родительские права) не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При осуществлении предоставленных им законом прав опекуны и попечители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Если опекун (попечитель) будет злоупотреблять своими правами, осуществлять их в противоречии с интересами подопечного ребенка, то орган опеки и попечительства должен вынести решение об отстранении опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК).
Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекунами (попечителями) безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 1 ст. 36 ГК).
Права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются по достижении подопечным ребенком возраста восемнадцати лет, при вступлении его в брак, а также в случае эмансипации несовершеннолетнего подопечного (ст. 40 ГК). Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) может стать его освобождение или отстранение от исполнения обязанностей органом опеки и попечительства (ст. 39 ГК).
Как и родителям, СК предоставляет опекунам и Попечителям право самостоятельно определять способы воспитания подопечных детей, но с учетом мнения детей и рекомендаций органов опеки и попечительства (п. 1 ст. 150 СК). Эти способы должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Опекун (попечитель) имеет право выбора образовательного учреждения и форм обучения подопечного ребенка с учетом мнения ребенка. При этом опекун (попечитель) должен исходить из необходимости получения подопечным основного общего образования. Аналогичное требование Кодексом предъявляется и к родителям, что основано на положениях федерального законодательства (ст. 63. СК; п. 1 ст. 10, п. 3 ст. 50 и п. 3 ст. 52 Закона об образовании).
Опекуны и попечители несовершеннолетних детей обязаны проживать совместно со своими подопечными (п. 2 ст. 36 ГК). В свою очередь, подопечные дети согласно п. 1 ст. 148 СК имеют право проживать вместе со своим опекуном (попечителем). В этой связи они беспрепятственно регистрируются органами внутренних дел на жилую площадь опекунов и попечителей (и наоборот) по решению органа местного самоуправления об установлении опеки и попечительства с указанием в нем места конкретного жительства.
Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного. Обязанностью опекунов и попечителей является извещение органов опеки и попечительства о перемене места жительства (п. 2 ст. 36 ГК).
Важно, что на опекунов (попечителей) возложена защита прав и интересов несовершеннолетних детей, находящихся под их опекой (попечительством), не только на территории РФ, но и за ее пределами.
Права и обязанности опекунов (попечителей) в гражданско-правовой сфере регулируются ГК (ст. 37—38 ГК). Как законные представители, опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК).
Опекуны малолетних (несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет) совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия и необходимые гражданско-правовые сделки, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно, поскольку не обладают полной гражданской дееспособностью (ст. 28, п. 2 ст. 32 ГК).
Малолетние подопечные в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения (п. 2 ст. 28 ГК). Имущественную ответственность по всем сделкам малолетнего (даже тем, которые он вправе совершать) несут опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Они также отвечают за вред, причиненный малолетними подопечными, если не докажут, что вред возник не по их вине. Обязанность опекуна по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением подопечным совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда (п. 3 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 1073 ГК).
Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение ими тех сделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно (п. 1 ст. 26 ГК; п. 2 ст. 33 ГК). Перечень сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе совершать самостоятельно, то есть лично, шире круга сделок, совершаемых малолетними. В дополнение к сделкам, которые малолетние подопечные в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе совершать самостоятельно, несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет предоставлено право без согласия попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; по достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов (производственных или потребительских) в соответствии с законами о кооперативах (п. 2 ст. 26 ГК). На совершение любых иных сделок (то есть не перечисленных в п. 2 ст. 26 ГК) несовершеннолетним подопечным требуется письменное согласие (или последующее письменное одобрение) попечителей (п. 1 ст. 26 ГК). Кроме того, попечители должны оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК).
В отличие от опекунов попечители не несут ответственности по сделкам, совершенным их подопечными, в том числе с письменного согласия попечителей. Ответственность по сделкам, которые несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, могут совершать самостоятельно, а также по сделкам, совершенным с письменного согласия попечителей, несут сами несовершеннолетние подопечные (п. 3 ст. 26 ГК).
Несовершеннолетние подопечные в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет отвечают за причиненный вред на общих основаниях, самостоятельно. Однако, если у подопечного нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части попечителем, если он не докажет, что вред возник не по его вине (п. 1—2 ст. 1074 ГК). Обязанность попечителей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним подопечным в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается с достижением причинившим вред совершеннолетия или получением им доходов, имущества, достаточных для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность в полном объеме (п. 3 ст. 1074 ГК).
Под виной опекунов (попечителей), влекущей ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними подопечными, следует понимать как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство, поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания ит. п.).
Закон возлагает на опекунов и попечителей обязанность заботиться о содержании своих подопечных (п. 3 ст. 36 ГК) и в этих целях предоставляет им право расходовать полученные подопечными доходы (пенсия, пособия, алименты и т. п.), кроме случаев, когда подопечные вправе распоряжаться ими самостоятельно. При этом ст. 37 ГК устанавливает условия распоряжения опекунами (попечителями) доходами несовершеннолетних подопечных: исключительно в интересах подопечного (на удовлетворение его потребностей и с наибольшей выгодой для него) и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить лишь необходимые для содержания подопечного расходы на повседневные нужды (продукты питания, одежда, книги и т. п.) за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 1 ст. 37 ГК). В остальных случаях опекуну (попечителю) нужно получать согласие органа опеки и попечительства, который определяет — каким, образом следует расходовать доходы, причитающиеся подопечному. Поэтому опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие подопечному на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК). Опекунами (попечителями) не может быть самостоятельно осуществлен отказ от участия несовершеннолетних подопечных в приватизации жилья. Разрешение органа опеки и попечительства на совершение перечисленных сделок на практике выдается в письменной форме для исключения возможных споров, хотя закон прямо не устанавливает конкретную форму такого разрешения. При совершении сделки без получения необходимого согласия органа опеки и попечительства он вправе требовать в судебном порядке признания ее недействительной как несоответствующей требованиям закона (ст. 166, 168 ГК).
Порядок управления опекуном или попечителем имуществом подопечного должен определяться законом (п. 2 ст. 37 ГК), что имеет важное значение для охраны имущественных прав несовершеннолетнего подопечного.
Для исключения возможных злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), защиты имущественных прав подопечного гражданским законодательством (п. 3 ст. 37 ГК) определены виды сделок, которые не вправе совершать опекуны (попечители). Так, опекунам, попечителям, их супругам и близким родственникам запрещается совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.
При необходимости постоянного управления недвижимым и иным ценным движимым имуществом подопечного ребенка орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК). В частности, в Москве решения по назначению доверительных управляющих имуществом подопечных должны приниматься главой Управы района (лично или через подразделения администрации района). Имущество, передаваемое в доверительное управление, на время управления обособляется от другого имущества подопечного ребенка. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление. Доверительный управляющий вправе совершать в отношении имущества, переданного в управление, в соответствии с договором любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя (то есть подопечного). Содержание договора доверительного управления имуществом, права и обязанности доверительного управляющего, ответственность доверительного управляющего и другие вопросы, связанные с доверительным управлением имуществом подопечного, регулируются ст. 1012— 1026 ГК. Принципиально важно, что при осуществлении доверительным управляющим полномочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 37 ГК для опекунов (попечителей) и устанавливающих их полномочия в отношении имущества подопечного (п. 1 ст. 38 ГК). Причем любые права на недвижимое имущество, связанные с распоряжением им на условиях доверительного управления или опеки, должны регистрироваться только на основании документов, определяющих такие отношения, в том числе на основании договоров или решения суда. Доверительное управление имуществом подопечного ребенка прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом (ст. 1024 ГК), а также в случае прекращения опеки и попечительства (п. 2 ст. 38 ГК).
Семейный кодекс (п. 2 ст. 150) предоставляет опекунам (попечителям) несовершеннолетних такие же средства защиты своих прав, какие предоставлены родителям для защиты родительских прав. Поэтому опекун или попечитель вправе требовать в судебном порядке возврата детей, находящихся у них под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя детей без законных оснований (то есть нет решения о передаче ребенка под опеку или попечительство, нет решения суда о передаче ребенка на воспитание или решения суда об установлении усыновления), в том числе от близких родственников ребенка (родителей, братьев, сестер, дедушки, бабушки). Требование опекуна (попечителя) о возврате ребенка от лиц, незаконно удерживающих его у себя, рассматривается судом в порядке искового производства с обязательным привлечением к делу органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства готовит заключение по существу спора (ст. 78 СК). Суд может с учетом мнения ребенка отказать в иске опекуну (попечителю) о возврате ребенка, если придет к выводу, что удовлетворение иска не отвечает интересам ребенка. Возможно также, что суд, рассматривая дело, придет к выводу, что ни опекун (попечитель), ни лицо, удерживающее ребенка, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие (ст. 68 СК). В таком случае суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства, а полномочия опекуна (попечителя) прекращаются решением органа опеки и попечительства.
Список литературы:
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ)
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.
Закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Закона о приватизации жилищного фонда в РФ
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 г. № 50