Общие правила нотариального производства

Содержание

Введение

1. Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

2. Нотариальное производство и его принципы

3. Общие правила нотариального производства

Заключение

Список литературы

Введение

«Общие правила нотариального производства» – такова тема данной контрольной работы.

Совершение нотариальных действий — вид деятельности, которая весьма близко примыкает к правоохранительной деятельности в целом и одной из ее функций — оказанию юридической помощи.

Об этом говорят, прежде всего, цели и задачи, поставленные законом перед данным видом деятельности.

Как сказано в ст. 1 Основ законодательства о нотариате1, он призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ2 и другим законодательством "защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации".

О большом сходстве работы, выполняемой нотариатом, с правоохранительной деятельностью говорит и содержание нотариальных действий, которые весьма многочисленны и разнообразны.

Почти полный их перечень дан в ст. 35 Основ законодательства о нотариате.

1. Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

Это не только привычные всем свидетельствования верности копий документов и выписок из них, подлинности подписей на документах, но и многое другое: удостоверение сделок, выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, наложение и снятие запрещения отчуждения имущества, удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте или факта его нахождения в живых, обеспечение доказательств, совершение исполнительных надписей и т.д. Все нотариальные действия так или иначе имеют отношение к осуществлению правоохранительных функций, оказывают или могут оказать содействие органам, осуществляющим функции такого рода. В значительной своей части они представляют собой и важную форму оказания юридической помощи тем, кто обращается за услугами к нотариусу.

В наши дни нотариат — явление неоднородное. В его состав входят:

    государственные нотариальные конторы;

    должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия;

    нотариусы, занимающиеся частной практикой. Государственные нотариальные конторы образуются Министерством юстиции РФ или по его поручению территориальными органами юстиции, принимающими решения по согласованию с местной администрацией либо учреждениями местного самоуправления. Все нотариусы (нотариусы и старшие нотариусы), работающие в таких конторах, являются государственными служащими и получают свою зарплату из бюджетных средств. Им, как и работникам органов юстиции, присваиваются классные чины. На их долю приходится значительная часть работы, связанной с выполнением нотариальных действий. Там, где нет нотариусов, в том числе тех, что занимаются частной практикой, выполнение некоторых нотариальных действий может быть разрешено должностным лицам органов исполнительной власти. Как правило, им дозволено осуществлять несложные нотариальные действия (удостоверение завещаний и доверенностей, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, принятие мер к охране наследственного имущества и т.п.). Несколько шире полномочия должностных лиц российских консульских учреждений, находящихся за рубежом3.

Круг их прав устанавливается специально издаваемыми законодательными актами, а круг прав должностных лиц органов исполнительной власти в местностях, где нет нотариусов — Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции РФ.

С момента вступления в силу Основ законодательства о нотариате (11 февраля 1993 г.) на территории Российской Федерации допускается и поощряется частная нотариальная практика. Такой практикой, как и выполнением функций нотариуса; работающего в государственной нотариальной конторе (государственного нотариуса), могут заниматься все граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. При некоторых обстоятельствах срок стажировки может быть сокращен до шести месяцев. Квалификационный экзамен сдается комиссии, образуемой при местном органе юстиции. Решение такой комиссии может быть обжаловано в Апелляционную комиссию при Министерстве юстиции РФ, а решение последней — в суд.

Лицензии выдаются местными органами юстиции после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Свои обязанности частный нотариус начинает исполнять после назначения органом юстиции на соответствующую должность. Нотариус, впервые назначенный на должность, приносит присягу: "Торжественно присягаю, что обязанности нотариуса буду исполнять в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку".

В Основах законодательства о нотариате определены основные права и обязанности нотариусов (так называемых государственных и частных).

Они могут совершать все нотариальные действия, которые дозволены им действующим законодательством, составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения, нотариальных действий.

Им дано и право истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

К основным обязанностям отнесено оказание лицам, обратившимся к ним, содействия в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснение им прав и обязанностей, предупреждение о последствиях совершаемых нотариальных действий, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред таким лицам.

На нотариусов возложена также обязанность хранить тайну сведений, которые стали им известны в связи с осуществлением их профессиональной деятельности, а равно обязанность отказываться от совершения нотариальных действий, не соответствующих законодательству и международным соглашениям Российской Федерации.

Нотариальные действия и иные услуги являются, как правило, платными. В большинстве случаев размер оплаты определяется законодательством, регламентирующим взимание государственной пошлины. Основным таким актом Налоговый кодекс РФ, претерпевший многократные изменения и дополнения. В некоторых случаях возможно взимание нотариусом оплаты за услуги в размере, определенном соглашением между ним и обратившимся к нему лицом Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов и других обязательных платежей становятся его собственностью.

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязательно должен быть членом нотариальной палаты — профессионального объединения. Такие объединения, не занимающиеся коммерческой деятельностью, образуются в республиках, краях, областях, округах и городах Москве и Санкт-Петербурге. В соответствии с Основами палаты представляют и защищают интересы нотариусов, содействуют развитию частной нотариальной практики, организуют стажировку лиц, желающих стать нотариусами, и повышение квалификации уже работающих частных нотариусов, а также выполняют некоторые другие функции.

Нотариальные палаты — самоуправляющиеся организации. Их высшими органами являются собрания занимающихся частной практикой нотариусов, их помощников и стажеров. Собрания утверждают уставы, палат и избирают правления и президентов, которые действуют в соответствии с предписаниями уставов.

Все палаты образуют объединение, именуемое Федеральной нотариальной палатой. Это тоже самоуправляющаяся организация. Ее высшим органом является собрание представителей местных палат. На этих собраниях утверждается Устав Федеральной палаты, избираются ее правление и президент, выполняющие текущую организационную работу.

В соответствии со ст. 30 Основ на Федеральную нотариальную палату возлагаются:

    координация деятельности нотариальных палат;

    представление интересов нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях и организациях;

    обеспечение защиты социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

    участие в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

    обеспечение повышения квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

    организация страхования нотариальной деятельности;

    представление интересов нотариальных палат в международных организациях.

Она также может решать и другие задачи, определяемые ее Уставом.

Контроль за деятельностью нотариусов возложен на суды, органы юстиции, нотариальные палаты и налоговые органы.

Суды рассматривают жалобы на отказ в совершении нотариальных действий или неправильное их совершение.

Органы юстиции контролируют исполнение профессиональных обязанностей нотариусами государственных нотариальных контор, а нотариальные палаты — нотариусами, занимающимися частной нотариальной практикой.

Налоговые органы проверяют исполнение всеми нотариусами налогового законодательства.

Руководство органов юстиции нотариатом проявляется не только в контроле за профессиональной деятельностью государственных нотариусов. Оно включает осуществление значительно более широкого круга полномочий. К ним относятся:

    ведение Министерством юстиции РФ Реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой;

    определение порядка прохождения стажировки будущих нотариусов;

    решение вопроса о сокращении срока стажировки;

    выдача лицензий на право нотариальной деятельности;

    определение порядка выдачи лицензий (только Министерство юстиции РФ);

    образование квалификационных комиссий при органах юстиции, которые принимают экзамены у лиц, желающих стать нотариусами;

    образование на паритетных началах с Федеральной нотариальной палатой Апелляционной комиссии, рассматривающей жалобы на решения местных квалификационных комиссий;

    участие в утверждении положений о квалификационных комиссиях и Апелляционной комиссии;

    открытие и упразднение государственных нотариальных контор;

    утверждение правил нотариального делопроизводства (Министерство юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой);

    контроль за исполнением этих правил (местные органы юстиции совместно с нотариальными палатами);

    определение совместно с нотариальными палатами количества должностей нотариусов в конкретном нотариальном округе; учреждение и упразднение этих должностей;

    наделение нотариусов полномочиями по рекомендации нотариальных палат;

    участие в определении порядка проведения конкурсов на занятие должностей нотариусов;

    определение и изменение территории деятельности нотариусов (местные органы юстиции совместно с нотариальными палатами);

    назначение на должности стажеров или помощников нотариуса;

    наделение полномочиями нотариуса лица, временно замещающего его (местные органы юстиции совместно с нотариальными палатами);

    определение порядка совершения нотариальных действий должностными лицами органов представительной или исполнительной власти в местностях, где нет нотариусов.

Органы юстиции самостоятельно или совместно с нотариальными палатами вправе осуществлять и некоторые другие полномочия по руководству нотариатом.

2. Нотариальное производство и его принципы

Поскольку государственные и частные нотариусы совершают, нотариальные действия в установленном законом порядке, это дает основание квалифицировать их работу как нотариальное, производство. Основы законодательства о нотариате устанавливают основания и условия выполнения нотариальных действий, регламентируют отказ в их совершении, отложение, приостановление и прекращение нотариального производства. Кроме того, Основы определяют правовую силу (обязательность) нотариально удостоверенных документов.

Нотариальное производство не является гражданским или арбитражным процессуальным, не регулируется гражданским или арбитражным процессуальным законом и относится к органам исполнительной власти. Гражданская процессуальная форма в нотариальной деятельности также не реализуется.

Принципами нотариального производства общепризнанно считать законность, тайну совершения нотариальных действий, обоснованность действий нотариуса, содействие гражданам и организациям в осуществлении их прав и законных интересов и принцип национального языка.

Принцип законности пронизывает все нотариальное законодательство, он закреплен во всех без исключения нормах права и обращен прежде всего и главным образом к нотариусам. В соответствии с этим принципом на нотариусов возложены обязанности действовать в точном соответствии с предоставленными полномочиями, при выполнении действий соблюдать дух и букву применяемого права, требовать соблюдения законности от всех граждан и организаций, обращающихся в нотариальные конторы.

В нотариальном производстве исключаются усмотрение нотариуса, а также аналогия закона и права.

Принцип нотариальной тайны традиционен в нотариальном законодательстве многих стран.

Он закреплен в ст. 5 и 16 Основ законодательства о нотариате и образует обязанность нотариуса сохранять тайну совершаемых нотариальных действий, в первую очередь связанных с оформлением завещаний, наследства, в том числе и после сложения полномочий или увольнения.

Поэтому только суд вправе освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия (ст. 16 Основ).

Сведения о совершаемых действиях нотариусы вправе предоставлять лицам, от имени или по поручению которых они совершены. Справки о завещаниях выдаются только после смерти завещателя.

Нотариус должен представлять в налоговые органы справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (ст. 16 Основ).

Принцип обоснованности действий также обращен к нотариусам и создает для них обязанность обосновывать нотариальные действия действительных обстоятельств, убедительно подтвержденных документами. В нотариальном производстве нет доказывания, все необходимые сведения представляет гражданин или организация. И лишь когда заинтересованные лица не могут собрать нужные документы, нотариус вправе проявить активность и запросить информацию.

Представленные документы нотариус оценивает с позиций их относимости, допустимости и достоверности.

Принцип содействия гражданам и организациям в осуществлении их прав и законных интересов нормативно закреплен в ст. 15, 16 Основ и проявляется в обязанности нотариуса оказывать содействие обратившимся лицам в истребовании необходимых документов из организаций и от должностных лиц, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о юридических последствиях с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред, составлять проекты документов и т. д.

Принцип национального языка закреплен ст. 10 Основ и сущность его заключена в двух положениях:

    нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством;

    если обратившееся лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, нотариус обеспечивает ему переводчика и переводит тексты оформленных документов. Данный принцип является проявлением конституционного начала о языке официального делопроизводства.

3. Общие правила нотариального производства

Место совершения нотариального действия определено Основами и, как правило, происходит в нотариальной конторе. В исключительных случаях по уважительной причине (болезнь, инвалидность, престарелый возраст) действия могут совершаться) по месту жительства нахождения клиента, что и отмечается в удостоверительной надписи и нотариальном реестре.

Срок совершения нотариального действия — в день предъявления клиентом необходимых документов и уплаты государе венной пошлины.

Откладывать совершение действий допустимо в случаях:

    необходимости истребования дополнительных сведений;

    запроса заинтересованных лиц об отсутствии возражений против совершения определенных нотариальных действий (например, запроса о согласии другого супруга об отчуждении квартиры, приобретенной в период совместной жизни);

    направления документов на экспертизу (в таких случаях отложение не может превышать одного месяца);

    заявления заинтересованного лица, желающего оспаривать в суде право или факт, нотариального удостоверения которого просит клиент. В таких случаях нотариус откладывает производство до десяти дней. Если в этот срок из суда не поступит соответствующего сообщения, нотариальное действие совершается. При подтверждении судом наличия такого дела, нотариус останавливает производство до разрешения дела судом.

Установление личности клиента производится по паспорту военному билету, записи в паспортах родителей (усыновителей) и других документах, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия (ст. 42 Основ).

Свидетельствование верности копий документов может производиться и по предъявлении удостоверений с места работы.

Подписи свидетельствуемых документов и сделок производятся гражданами в присутствии нотариуса, что специально письменно подтверждается им.

Если документ должен подписать руководитель организаций (директор, генеральный директор, управляющий, президент и т. п.), то, возможно, что у нотариуса есть образец его подписи, с которым и сличается сделанная подпись. В случаях, когда гражданин в результате болезни, неграмотности, физических недостатков не может сам подписать документ, он подписывается другим гражданином по его поручению и в его присутствии, что и оговаривается в удостоверительной надписи и в самом документе.

Содержание нотариально удостоверенной сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух нотариусом (ст. 44 Основ).

Если гражданин глухой, немой или глухонемой, он прочитывает документ сам и подписывает его. Если клиент неграмотный глухонемой, то приходится прибегать к услугам переводчика. Слепому клиенту документ зачитывает нотариус.

Требования к удостоверяемым документам. Тексты удостоверяемых документов должны быть подготовлены с помощью пишущей машинки или компьютера либо — в порядке исключения — написаны четко и ясно от руки.

Все числа и сроки хотя бы один раз должны быть написаны (напечатаны) прописью. Фамилии, имена и отчества, место жительства граждан, наименование юридических лиц, их юридические адреса указываются в нотариальных документах без сокращения.

В документах нельзя делать записи карандашом, оставлять пробелы (они прочеркиваются нотариусом). Подчистки недопустимы. Если в удостоверяемом документе есть какие-либо исправления, они оговариваются в удостоверяемом документе и отмечаются в удостоверительной надписи. Зачеркивания в нотариальных документах не разрешаются, а если они сделаны, то так, чтобы можно было прочитать первоначальный текст.

В случае, когда в удостоверяемом документе несколько страниц, то каждый лист нумеруется и прошнуровывается. Число пронумерованных листов заверяется подписью нотариуса и скрепляется печатью нотариальной конторы.

Удостоверительные надписи. Текст их разработан Министерством юстиции РФ. Они представляют собой штампы.

С их помощью нотариусы удостоверяют:

    копии документов и выписки из них;

    сделки;

    перевод документов с одного языка на другой;

    подлинность подписей на документах;

    время предъявления документов и др.

Штамп удостоверительной надписи ставится на лицевой стороне документа, оборотная сторона при этом прочеркивается. Если текст документа размещен на двух сторонах листа, то штамп удостоверительной надписи ставится на оборотной стороне, а на лицевой стороне — часть наименования города.

В тех случаях, когда текст документа не умещается на лицевой и оборотной сторонах, к документу прикрепляется еще один лист, где и помещается удостоверительная надпись.

Свидетельства нотариусов представляют собой самостоятельный документ.

Свидетельствами оформляются:

    право наследования;

    удостоверение факта нахождения гражданина в живых и в определенном месте;

    тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

    принятие документов клиента на хранение в нотариальную контору и др.

Ограничения в праве совершать нотариальные действия немногочисленны и связаны с личностью нотариуса и работников нотариальных контор (ст. 47 Основ).

Например, недопустимо совершение нотариусом действий на свое имя или от своего имени, а также на имя или от имени супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков). Аналогичные ограничения предусмотрены и в отношении других работников данной конторы.

Нотариальные действия нотариус, его супруга и родственники должны совершать в иной нотариальной конторе.

Несоблюдение указанных ограничений делает совершенные нотариальные акты юридически недействительными.

Отказ в совершении нотариального действия правомерен только тогда, когда совершение такого действия будет противоречить закону (ст. 48 Основ).

Нотариус вправе отказать также в совершении нотариального действия, если;

    действие подлежит совершению другим нотариусом,

    с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;

    сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;

    сделка не соответствует требованиям закона;

    документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Отказ оформляется в течение десяти дней постановлением нотариуса.

Обжалование нотариальных актов или отказ в их совершении возможно в районный суд обычно в порядке особого производства. При этом действуют правила исключительной подсудности: дело рассматривает суд, на территории которого расположена соответствующая нотариальная контора.

Однако возможно обжалование в суд нотариальных актов и в исковом порядке, когда возникает спор о праве.

Например, отказ в выдаче исполнительной надписи рассматривается судом в порядке особого производства, а оспаривании исполнительной надписи по существу (оспаривание оснований выдачи надписи, размер взыскиваемой суммы и т. п.) — в исковом порядке.

Уплата государственной пошлины. Институт нотариальной государственной пошлины одновременно регулируется финансовым и нотариальным законодательством.

При этом можно выделить следующие основные правила:

    каждое нотариальное действие оплачивается государственной пошлиной в порядке, установленном НК РФ;

    при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы (ст. 22 Основ);

    государственная пошлина бывает простая в твердых ставках (с учетом минимального размера оплаты труда) и пропорциональная — в процентном отношении к сумме документа (цены договора, стоимости имущества и т. п.);

    в предусмотренных законом случаях заявители освобождаются от уплаты государственной пошлины;

    если госпошлина внесена в большем размере, излишне уплаченная пошлина возвращается налоговыми органами по постановлению нотариуса;

    государственная пошлина подлежит возврату, если нотариус отказал клиенту в совершении нотариального действия.

Дубликаты нотариальных удостоверений и свидетельств выдаются по письменному заявлению заинтересованных лиц взамен утраченных документов, если их экземпляры хранятся в делах нотариальной конторы. При этом взимается государственная пошлина и удостоверяется личность обратившегося лица (ст. 52 Основ).

Регистрация нотариальных действий производится в реестровых книгах, где указываются не только порядковый номер, но и цифровой и буквенный индексы.

Копии документов физических и юридических лиц подшиваются в наряды (дела). Установлены особые правила оформления наследственных прав — по ним заводятся особые дела (ст. 50, 51 Основ).

Заключение

Итак, принципами нотариального производства общепризнанно считать законность, тайну совершения нотариальных действий, обоснованность действий нотариуса, содействие гражданам и организациям в осуществлении их прав и законных интересов и принцип национального языка.

Кроме того, отметим, что многообразие действующих нормативных актов, встречающееся порой их несоответствие друг другу порождает множество вопросов при совершении нотариусами отдельных нотариальных действий.

Для оказания помощи нотариусам представляется целесообразной на основе обобщения судебной и нотариальной практики разработка Федеральной нотариальной палатой рекомендаций нотариусам по совершению нотариальных действий.

Развитие международных отношений Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Государств, стремление этих государств создать наиболее благоприятные и равноправные условия для обеспечения хозяйственной деятельности, обеспечить гражданам данных государств и лицам, проживающим на их территориях, предоставление в отношении личных и имущественных прав такой же правовой защиты, как и собственным гражданам, по всей видимости, в ближайшее время поставит вопрос перед этими государствами о создании единого нотариального пространства.

На наш взгляд, непременным участником проработки этого вопроса, в том числе и с правовой точки зрения, должна стать Федеральная нотариальная палата.

Список литературы

    Конституция РФ 1993 г. // Гарант, 2009 г.

    Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изм. и доп. от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20 октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля, 13 марта, 3, 30 июня, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 10 ноября, 4, 5, 18, 29, 30 декабря 2006 г.) // Гарант, 2009 г.

    Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г.) // Гарант, 2009 г.

    Глущенко П.П. Основы нотариальной деятельности. / П.П. Глущенко, А.М. Судов. – М.: Из-во В.А. Михайлова, 2000.

    Нотариат / Под ред. Рюминой Ю.С. –М.: ПРОСПЕКТ, 2003.

    Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. Аргунова В.Н. – М.: Спарк, 1999.

    Справочник по нотариату. / Под ред. Е.П. Михайловой, И.В. Тараниной. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

1 Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г.) // Гарант, 2009 г.

2 Конституция РФ 1993 г. // Гарант, 2009 г.

3 Нотариат / Под ред. Рюминой Ю.С. –М.: ПРОСПЕКТ, 2003.С.42.