Общая теория государства и права (работа 1)

Вопрос № 1. Социально-экономический строй первобытного общества.

Вопрос № 2. Принципы правотворчества и его основные стадии.

Вопрос № 3. Виды правомерного поведения.

Практическое задание № 1. Какой нормативный акт обладает высшей юридической силой на территории РБ?

    Распоряжение директора предприятия.

    Закон РБ.

    Указ президента РБ.

    Решение администрации.

Практическое задание № 2. На какие виды юридических норм по характеру содержания правил поведения (императивные, диспозитивные, рекомендательные) подразделяются приведённые действия граждан:

    Оплата за проезд в метро.

    Получение стипендии студентом.

    Жёсткое обращение с животными.

    Подача иска в суд потерпевшим.

    Злоупотребление властью должностным лицом.

    Покупка в магазине продуктов питания.

1.) Современной наукой установлено, что государству предшествовал первобытнообщинный строй, существовавший сотни тысяч лет практически у всех народов мира. Социально-экономическая природа первобытного общества исследовалась с использованием данных археологии, этнографии и других наук, непосредственно изучающих это общество.

Экономической основой первобытного строя являлась коллективная собственность на средства производства, которая отвечала низкому уровню развития производительных сил. Экономическому строю первобытнообщинного строя соответствовали и определённые формы человеческого общежития. Первоначально это были небольшие мигрирующие группы людей, объединенные совместным добыванием пищи и необходимостью защиты от внешней среды (опасности).

Уже Homo habilis (человек умный), как полагают многие ученые, изготовлял примитивные орудия труда и охотился на разнообразных животных. Археологически эта эпоха представлена эолитами - каменными орудиями труда с острыми кромками случайной формы и универсального назначения.

Огромную роль в развитии человека сыграл огонь. Возникший естественным путём (от молнии) огонь затем постоянно поддерживался в течение сотен, а может и тысяч лет. В эпоху среднего палеолита человек изобрёл способ получения огня, который дал ему защиту от холода и диких зверей. употребление в пищу варёного мяса изменяло химический состав крови, улучшало работу мозга. Огонь сыграл важную роль и в изготовлении орудий труда, развитии способов первобытной охоты и рыболовства.

Первой социальной организаций было первобытное стадо. Примитивные орудия я труда заставляли людей добывать себе пищу сообща, сообща бороться против хищных животных. Древнейшие люди не знали индивидуального брака. Существовали неупорядочные, смешанные половые отношения - промискуитет. Все это вело к кровосмешению и в результате - к большей смерти. Постепенно в стаде формировались коллективы, основанные на кровном родстве, что способствовало выработке экономических и социальных предпосылок для перехода к родовому строю.

В верхнем палеолите начинается расцвет кремниевой индустрии. Усиливается разделение труда между мужчинами и женщинами. Неандертальский человек сменяется так называемым Homo sapiens-человек разумный. Появилась экзогамия-запрещение браков между родственниками. Так возник групповой брак, т.е. брак между братьями и сёстрами различных народов. Вместе с появлением экзогамии начинается деление стадной общины на две половины - женскую и мужскую, которые со временем образовали единый родственный и хозяйственный коллектив, один род. Родственные отношения устанавливаются по материнской линии (матриархат). Женщина - это продолжательница рода, занимается собирательством, выращиванием, что в отличие от охоты носит постоянный характер. Появляется личная собственность на стрелы, нож, топор, копье, одежду. Переход к патриархату обусловил прогресс в области изготовления орудий труда, открытием металлов (медь, бронза), развитием скотоводства. Родство устанавливается по мужской линии.

.Первоначальный и дочерние роды составляли братство, или фратрию. Несколько фратрий образовывали племя. Племена стали объединяться в союзы. Длительное существование союзов племён приводило к укреплению экономических связей между ними, что стало важным фактором в формировании народностей.

Анализ конкретно-исторических материалов даёт возможность сделать следующие выводы относительно социально-экономической системы первобытного общества.

Во-первых, господствующей формой собственности в условиях первобытного общества ,особенно на его ранних этапах, была коллективная собственность, а характер распределения и потребления-«равнообеспечиваюющим».т.е. уравнительным.

Во-вторых, социальная система первобытного общества прошла путь от первобытного стада к родовой общине (материнской, затем отцовской) и закончилась образованием территориальной (соседской) общины с присущим ей групповым и парным браком.

2.) Глобальность и исключительная важность правотворчества в жизни и деятельности общества на совершенном этапе его развития в условиях формирующегося правового государства предопределяет необходимость глубокого понимания природы данного процесса. Если на стадии правообразования правовые новации формируются под непосредственным воздействием обыденного правосознания, то правотворчество, прежде всего на научно-теоретическом и профессионально-юридическом правосознании.

Правотворчество - это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.

Правотворческая деятельность осуществляется на базе основополагающих принципов, выражающих руководящие идеи и организационные начала, которые определяют существо и общие направления этой деятельности. В теории права выделяются следующие наиболее важные принципы правотворчества в современных цивилизованных государствах.

- Демократизм. Суть этого принципа заключается в установлении и обеспечении свободного демократического порядка разработки, обсуждения и принятия нормативных правовых актов любого уровня, в особенности законов.

- Гласность. Процедуры обсуждения и принятия законов должны быть гласными, а тексты принятых актов в полной мере доступными для восприятия и понимания населением и широко доводиться до всеобщего сведения.

- Законность. В соответствии с этим принципом нормативные правовые акты должны приниматься строго в рамках правомочий, предоставленных правотворческому органу.

- Научная обоснованность. Этот принцип предполагает глубокую научную проработку соответствия принимаемого акта назревшим потребностям развития общества, т.е. необходимости и обоснованности урегулирования правом определённых общественных отношений.

- Всесторонний учёт и обеспечение права и свобод личности. В демократических социальных правовых государствах учёт и обеспечение прав и свобод граждан объявляется их высшей целью. В этой связи признаётся приоритет общепризнанных принципов и норм международного права в сфере права человека и обеспечивается соответствие им внутреннего национального законодательства.

- Сочетание общегосударственных и региональных интересов. Этот принцип актуален, прежде всего, для государств с федеративным устройством. Он заключается в том, что правотворческие решения федеральных властей должны учитывать интересы регионального характера, отражать местные особенности.

Правотворческая деятельность представляет собой сложный и многогранный процесс, складывающийся из необходимых, последовательно осуществляемых организационных действий, которые в теории принято называть стадиями. Стадии процесса принятия подзаконных актов выделяются исходя из традиционно сложившейся логической последовательности осуществления этой деятельности. В обобщённом виде можно выделить следующие основные стадии правотворчества:

- принятие решения о подготовке проекта нормативного акта (эта стадия может включать и планирование);

- подготовка (разработка) проекта и его согласование;

- обсуждение и принятие нормативного акта;

-опубликование нормативного акта (или доведение его содержания до сведения адресатов другим способом, если он не публикуется) и введение его в действие;

Подготовка и принятие любого нормативного правового акта осуществляются в рамках этих стадий. Содержание каждой из них в значительной степени определяется особенностями нормативного акта, его видов, объёмом, сложностью, характером регулируемых отношений и т.д.

3.) Правомерное поведение представляет собой общественное явление, полезное для общества, государства, организаций и граждан. Оно означает правомерное использование тех моральных, имущественных и иных ценностей, которые в состоянии удовлетворить соответствующие потребности участников общественных отношений и определённое использование которых лежит в основе интересов всего общества и каждого гражданина.

Виды правомерного поведения весьма разнообразны. Они могут определяться, как по объективным, так и по субъективным основаниям.

В зависимости от характера деяния правомерное поведение может выступать в виде любого позитивного действия, либо бездействия субъекта права, посредством которого реализуются его субъективные права и обязанности. Следовательно, правомерное поведение может быть как активным, так и пассивным. Правомерным при этом оно остаётся не только когда совпадает с желаниями субъекта права, но и когда не совпадает с ними, но совершается по его воле.

В зависимости от содержания правовых предписаний, реализуемых в правомерном поведении (запреты, обвязывания, дозволения), правомерное поведение может выступать в виде соблюдения, исполнения и использования, а также применения, если правовой нормой предусматривается государственно-властная деятельность.

В зависимости от формы реализации правомерное поведение может выступать в виде правоотношения или правового деяния, осуществляемого индивидуально, т.е. вне правоотношения.

Правомерное поведение может классифицироваться и по мотивам, побуждающим субъекта поступать правомерно. Во-первых, это может быть социально-активное поведение, основанное на глубокой убеждённости в необходимости и целесообразности следования правовым предписаниям. Во-вторых это может быть правомерное поведение, лишенное каких-либо особых идеологических, нравственных или иных оснований, кроме привычки поступать в соответствии с требованиями социальных норм, в данном случае - правовых. В-третьих, это может быть конформистское правомерное поведение, представляющее собой приспособление, подчинение своего поведения поведению определённой социальной группы или просто окружающих. В-четвёртых, это может быть правомерное поведение, основанное на страхе перед государственным принуждением или наказанием, предусмотренными правовыми нормами.

Во всех своих видах и при любых обстоятельствах правомерное поведение должно рассматриваться как положительное явление в правовой сфере, как благо для государства и общества. Тем не менее приоритетными были и остаются такие виды правомерного поведения, в основе которых лежит прочное правосознание.

Задача №1. Ответ:2-Закон РБ.

Основной закон (Конституция РБ) - это приведённая в единую научную систему совокупность юридических норм, выражающих волю народа, облечённых наивысшей юридической силой, закрепляющих и регулирующих основные устои общества, государства, правовой статус человека и гражданина.

Задача №2. Ответ:

    Оплата за проезд в метро – императивная

    Получение стипендии студентом - поощрительная

    Жестокое обращение с животными- запрещающая

    Подача иска в суд потерпевшим - диспозитивная

    Злоупотребление властью должностным лицом – запрещающая

    Покупка в магазине продуктов питания - рекомендательная



Список используемой литературы:

  1. Общая теория государства и права: Учеб. пособие/ Г.А. Василевич, А.Ф. Вишневский, Л.О. Мурашко, А.Г. Тишковенко; Под общ. ред. А.Г. Тишковенко. -Мн.: Книжный дом,2006.-320 с.

    Основы права: Учебник/ Под общ. ред, Шишко Г.Б.-Мн.: Амалфея,1998.-768 с.

    Общая теория права: учеб. пособие для вузов/С.Г. Дробязко, В.С. Козлов.-2-е изд., исправл. и доп. -Минск: Амалфея,2007.-480 с.

    Общая теория государства и права: учебник/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского.-Минск: Интегралполиграф,2009.-552 с.

    Основы государства и права: Учебное пособие. 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.-640 с.

    Основы права: экспресс-курс/Е.А. Авраменко [и др.]; общ. ред. А.В. Щукина. -Минск: Современная школа,2008.-416 с.

2