Обжалование действий и решений суда и должностных лиц в уголовном судопроизводстве
Обжалование действий и решений суда и должностных лиц в уголовном судопроизводстве
Жалоба - устное или письменное обращение в суд, государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу по поводу нарушения прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Исходя из общеправового принципа дозволенности того, что прямо не запрещено законом, данное право принадлежит российским гражданам, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РФ.
Гражданин или группа (коллектив) граждан вправе выбирать, защищать свое нарушенное право в суде или обратиться в вышестоящий по отношению к правонарушителю орган. Если жалоба подана по подчиненности, то при неблагоприятном для гражданина результате ее рассмотрения он не лишается возможности обратиться с жалобой в суд. Обжалование действий и решений органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда рассматривается законом не только как средство обеспечения соблюдения прав и интересов физических и юридических лиц, но и как способ обнаружения и устранения нарушений и ошибок, допущенных в процессе уголовного судопроизводства.
Институт обжалования действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, в УПК РФ 2001 г. приобрел самостоятельное весомое значение и выделен в отдельную главу (глава 16 раздела V УПК РФ, ст. 123 - 127). Одна из форм конституционной защиты законных прав участников уголовного судопроизводства - предоставление права на обжалование процессуальных действий (бездействия) и решений, затрагивающих законные интересы лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, или иных лиц в той части, в которой проводимые процессуальные действия (или бездействие) и принимаемые решения затрагивают их интересы. Право на обжалование процессуальных действий и решений является одним из основополагающих принципов уголовного судопроизводства (ст. 19 УПК РФ).
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Предварительное расследование как процессуальная деятельность осуществляется не только "до суда", но и "для суда", что обусловливает необходимость судебного контроля действий и решений на досудебных стадиях производства по уголовному делу. Существует ряд оснований, при наличии которых допускается безотлагательная судебная проверка: 1) наличие ограничения конституционных прав и свобод личности; 2) процессуальные действия и решения затрагивают права и свободы человека вне сферы уголовно-процессуальных отношений; 3) отсутствует прямая связь между проверкой законности и обоснованности процессуальных решений или действий и теми вопросами, которые должен решать суд при постановлении приговора.
Безотлагательная судебная проверка осуществляется по жалобам заинтересованных лиц на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора. Она не влечет приостановления ни производства по делу в целом, ни исполнения соответствующих решений или действий. Проверка ведется на основе представленных органами расследования материалов, обосновывающих соответствующие решения или действия.
Деятельность суда протекает в условиях состязательности, порядок рассмотрения жалоб точно регламентирован законом, обеспечивающим гласность, публичность разбирательства, участие заинтересованных лиц. Судебный процесс должен обеспечивать применение закона не механически, а адекватно каждому случаю, по правде и по совести. Судопроизводство, соответствующее перечисленным принципам, создает условия для выяснения действительных обстоятельств и вынесения законного, обоснованного, справедливого решения.
Ни Конституция, ни процессуальное законодательство не дают конкретного перечня действий (случаев бездействия) органов, должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы, поскольку можно обжаловать любые действия и решения, если они нарушают права и свободы граждан или затрагивают их интересы, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также по которым законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования (например, ст. 91 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" установлен исковой порядок прекращения экологически вредной деятельности по заявлениям граждан).
Участники уголовного процесса, а также лица, чьи интересы затрагиваются принимаемыми решениями, вправе обжаловать любое действие и бездействие органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда на любой стадии уголовного процесса. Право обжалования имеют все участники уголовного процесса: сторона обвинения (ч. 2 п. 18 ст. 42; ст. 43; ч. 4 п. 17 ст. 44; ст. 45 УПК РФ); сторона защиты (ч. 4 п. 10 ст. 46; ч. 4 п. 14, 18 ст. 47; ч. 1 п. 10 ст. 53; ч. 2 п. 12, 14 ст. 54; ст. 55 УПК РФ); иные участники уголовного судопроизводства (ч. 4 п. 5 ст. 56; ч. 3 п. 5 ст. 57; ч. 3 п. 4 ст. 58; ч. 3 п. 3 ст. 59; ч. 2 п. 3 ст. 60 УПК РФ) и иные лица.
Право на обжалование должно быть разъяснено должностными лицами правоохранительных органов, прокуратуры и суда, на которых возложена процессуальная обязанность всестороннего, полного, своевременного и объективного рассмотрения жалоб, при первом контакте с лицами, чьи интересы затрагиваются производимыми процессуальными действиями или принимаемыми процессуальными решениями. Такими должностными лицами являются дознаватель, следователь, прокурор и судья, осуществляющие уголовное судопроизводство по конкретному делу. Закон требует немедленного реагирования и устранения нарушений прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство. Действия суда обжалуются вышестоящему суду, действия прокурора помимо обжалования вышестоящему прокурору могут быть обжалованы в суд. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Правом на обжалование обладают как физические, так и юридические лица, полагающие, что нарушаются их законные интересы в сфере применения норм уголовно-процессуального права. Жалобы могут исходить от подозреваемого, обвиняемого, его защитника и законного представителя, потерпевшего и его защитника, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, а также от эксперта, специалиста, переводчика, других граждан, участвовавших или не принимавших участия в уголовном процессе, любых заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. Например, в связи с расследованием уголовного дела по обвинению М. Ходорковского Генеральная прокуратура РФ наложила арест на акции нефтяной компании "Юкос". При этом большая часть акций не принадлежала бывшему главе компании Ходорковскому. Жалобы компании "Юкос" и акционеров, которым принадлежали арестованные акции, о снятии ареста с акций совершенно обоснованны. Другой пример - необоснованная порча имущества во время обыска (взломаны двери, вскрыты стены и т.д.) при обстоятельствах, не требовавших экстренных мер. Имел место и такой случай. Во время обыска и задержания подозреваемого у него была изъята крупная сумма денег. Деньги ему не принадлежали, о чем было сделано соответствующее заявление. Тем не менее на изъятые деньги был наложен арест, и они были помещены в камеру хранения УВД для обеспечения конфискации имущества, в случае если таковая будет применена вступившим в законную силу приговором. В результате владелец денежных средств, передавший их задержанному лицу накануне для приобретения автомашины, обратился к следователю с заявлением о возврате денег. После того как в этом ему было отказано, заявитель обжаловал действия следователя прокурору и в суд по месту производства предварительного следствия. Прокурор отказал в удовлетворении жалобы, сославшись на то обстоятельство, что принадлежность денег не устанавливалась, а поскольку по делу может быть применена конфискация имущества или возмещение ущерба, деньги будут находиться в органах следствия до вынесения приговора. Тем не менее суд, изучив доводы жалобы, материалы, представленные заявителем и следователем, а также иные доказательства, принял решение о признании действий следователя незаконными и обязал его устранить допущенные нарушения.
Жалобы на нарушения в сфере применения норм уголовно-процессуального права рассматриваются по правилам уголовного судопроизводства. Допускаются как письменные, так и устные жалобы. Устные жалобы фиксируются в соответствующих отдельных процессуальных документах в том виде, в котором жалоба была заявлена, но в такой форме, чтобы было ясно, какие конкретно действия или решения обжалует заинтересованное лицо. Процессуальный документ подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу. Возможность подачи устной жалобы связана с тем, что не все лица, вовлеченные в сферу уголовного судопроизводства, обладают достаточной правовой грамотностью, и потому в обязанности должностного лица, принимающего устную жалобу, входит помощь по ее надлежащему оформлению, разъяснение написанного, ознакомление с конечным результатом, предоставление копии жалобы заявителю (с соответствующей регистрацией о ее приеме и указанием даты).
Специальных требований к процессуальным документам, в которые заносятся устные жалобы, закон не устанавливает, они оформляются по общим правилам составления процессуальных документов. В них указывается: время составления, лицо, которым составлен процессуальный документ, содержание жалобы, информация о заявителе. Письменную жалобу заявителю целесообразно подавать в двух экземплярах, оставляя зарегистрированную копию у себя. Жалоба, заявленная при проведении следственного действия (обыск, осмотр, выемка и т.п.), заносится в протокол следственного действия. Если такая жалоба заявлена устно, то составляется отдельный процессуальный документ помимо занесения устной жалобы в протокол следственного действия. Поступившая жалоба должна быть немедленно направлена лицом, производившим следственное действие, прокурору, осуществляющему надзор за расследованием по данному делу. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения, если только это не найдут нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор или судья.
Жалобы, поступившие к начальнику органа дознания или начальнику следственного отдела, в течение 24 часов должны быть направлены прокурору, осуществляющему непосредственный надзор за исполнением законов при расследовании по конкретному уголовному делу. Указанные должностные лица должны ознакомиться с жалобой или снять копию, в пределах своей компетенции принять меры к устранению допущенных нарушений закона, привлечению к ответственности виновных лиц, а также меры по предупреждению подобных нарушений в будущем. О принятых мерах сообщается прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовного дела, в форме пояснительной записки к поданной жалобе.
Вышестоящий по отношению к осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовного дела прокурор (вплоть до Генерального прокурора РФ) вправе лично рассмотреть и разрешить жалобу, поступившую из средств массовой информации, органов законодательной и исполнительной власти, а также от физических или юридических лиц.
В местах содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых представители администрации следственного изолятора во время обязательного ежедневного обхода камер принимают жалобы и после регистрации направляют их в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, соответствующему адресату.
Вопросы, связанные с порядком направления жалобы, адресованной в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, защитнику и т.п., должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей (подвергаются цензуре). Жалоба направляется по принадлежности в течение трех дней со дня поступления, за исключением праздничных и выходных дней.
Жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, имеющие право контроля за местами содержания под стражей, цензуре не подлежат и не позднее следующего за днем подачи жалобы рабочего дня направляются адресату. Если жалоба подается в запечатанном конверте, вскрытие его категорически запрещается. Понятие "органы государственной власти, имеющие право контроля за местами содержания под стражей", согласно ч. 1 ст. 38 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы" включает: 1) Президента РФ; 2) Правительство РФ; 3) законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя названный Закон об этом не говорит, правом контроля пользуется Федеральное Собрание в лице двух палат: Государственной Думы и Совета Федераций. Кроме того, согласно ст. 19 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. на жалобы, направленные Уполномоченному по правам человека в РФ, распространяется аналогичный порядок.
Жалобы на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда направляются не позднее трех дней с момента подачи, за исключением праздничных и выходных дней. Оплата расходов по пересылке кассационных жалоб, жалоб, адресованных прокурору, в суд или иные органы государственной власти, имеющие право контроля за местами содержания под стражей, производится за счет государства. Остальные жалобы отправляются за счет заявителя. При отсутствии у подозреваемого или обвиняемого денег на лицевом счете расходы производятся за счет мест содержания под стражей (за исключением телеграмм).
Не допускается преследование в любой форме подозреваемых и обвиняемых, связанное с жалобами на действия должностных лиц, администрации мест содержания под стражей. Жалобы, содержащие законные просьбы, вопросы или предложения, связанные с содержанием под стражей, или иные вопросы - не связанные с производством по уголовному делу, с согласия подозреваемого или обвиняемого разрешаются на месте администрацией места содержания под стражей, и адресату жалоба не направляется. Если заявитель настаивает на отправке жалобы адресату либо администрация некомпетентна решить поставленные в жалобе вопросы, администрация места содержания под стражей дополняет жалобу приложением письменных пояснений по существу поставленных вопросов и мерах по их разрешению, а затем направляет жалобу адресату.
Жалобы, содержащие сведения, способствующие совершению преступления, либо которые могут помешать установлению истины по делу, либо содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо выполненные тайнописью, шифром, передаются для рассмотрения лицу или органу, в производстве которого находится уголовное дело. Все поступившие жалобы проходят обязательную регистрацию, каждой принятой администрацией мест содержания под стражей жалобе присваивается регистрационный номер и в обязательном порядке сообщается заявителю вместе с датой отправки. Ответы на жалобы вручаются подозреваемым или обвиняемым под расписку. Ограничения и временного приостановления направления жалоб не допускается. Для лиц, водворенных в карцер либо содержащихся под стражей в режиме особых условий и карантина, предусмотрен обычный порядок приема и отправки жалоб.
Федеральным законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. В соответствии с Конвенцией предусматривается процедура международного рассмотрения индивидуальных жалоб. Граждане Российской Федерации имеют право обратиться в Европейский Суд по правам человека с жалобами на нарушения прав и свобод, допущенные представителями государственной власти. Жалобы принимаются Европейским Судом в тех случаях, когда исчерпаны все имеющиеся внутри страны средства правовой защиты нарушенных прав или когда эта защита очевидно неэффективна.
Институт обжалования действий (бездействия) и решений дознавателя, органа дознания, следователя - прокурору, а прокурора - вышестоящему прокурору не является новым, поскольку УПК РСФСР содержал правила и порядок такого обжалования. Рассмотрение жалобы прокурором в большинстве случаев включает в себя проведение необходимых проверочных действий, относящихся к ее содержанию. Для надлежащего рассмотрения жалобы и принятия по ней законного и обоснованного решения прокурору необходимо истребовать и изучить материалы дела, материалы оперативно-розыскной деятельности и иные материалы либо выехать непосредственно на место и провести проверочные действия, получить объяснения от дознавателя, следователя, должностных лиц, осуществляющих ведомственный процессуальный контроль, от заявителя и других лиц.
По окончании проверки по требованию заявителя материалы проверки должны быть предоставлены ему для ознакомления, исключая ту часть материалов, которая касается государственной или иной охраняемой законом тайны. Независимо от характера решения, принятого по жалобе, заявитель должен быть о нем извещен незамедлительно. Определение порядка учета, регистрации и прохождения жалоб, контроля за своевременным и правильным их разрешением содержится в инструкции по делопроизводству. Когда жалоба содержит сведения, указывающие на признаки преступления, заявитель вызывается для дачи объяснений и предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Объяснения могут быть написаны собственноручно либо даны в устной форме и записаны прокурором, производящим проверку. Лица, отказавшиеся явиться по вызову для дачи объяснений, не могут быть подвергнуты приводу.
Решение прокурора по жалобе принимается в течение трех суток, а в исключительных случаях в течение 10 суток и оформляется постановлением. Признав доводы, приведенные в жалобе, обоснованными, прокурор обязан незамедлительно принять меры к устранению нарушений закона. При отказе в удовлетворении жалобы необходимо в мотивированном постановлении аргументированно разъяснить мотивы такого решения со ссылками на нормы закона и материалы уголовного дела либо иные материалы, истребованные в ходе проверки. Заявителю также разъясняется порядок обжалования принятого решения вышестоящему прокурору либо в суд, хотя зачастую прокурор этого не делает, а ограничивается лишь фразой: "постановление может быть обжаловано". Такой подход не соответствует закону, а неразъяснение прокурором порядка обжалования является нарушением прав граждан. Копия постановления, как правило, не направляется заявителю, а выдается по его просьбе. Заявитель во всех случаях должен пользоваться правом ознакомления с материалами проверки, проведенной по его заявлению.
В работе по проверке жалоб на нарушение закона должностными лицами правоохранительных органов прокурор вправе требовать содействия как от структурных подразделений внутренней безопасности, так и от руководства этих органов. Сейчас происходит постепенное отмирание общенадзорной функции прокуратуры и переход к такому принципу осуществления плановых общенадзорных проверок, когда нет законных поводов для вмешательства помимо поступивших сигналов о правонарушениях и вне рамок вопросов, затронутых в жалобе (заявлении), кроме случаев защиты безгласного интереса (служебная зависимость либо несовершеннолетние), а равно неперсонифицированного общественного интереса.
Поступившие в ходе расследования уголовных дел жалобы и решения, принятые по ним, приобщаются к материалам соответствующих уголовных дел. Сроки рассмотрения жалоб сокращаются в той части, которая касается разрешения жалоб, не содержащих признаков преступления. Прежний порядок, установленный Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 10), предусматривал 30-дневный срок рассмотрения жалобы со дня ее поступления. Уголовно-процессуальным кодексом РФ данная статья фактически признается недействующей, поскольку Кодекс закрепляет единый для всех жалоб срок рассмотрения - 3 дня и максимально 10 дней.
Судебный порядок обжалования действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, а также суда, с нашей точки зрения, является более эффективным. Осуществляя правосудие - государственную деятельность, направленную на рассмотрение и разрешение правовых конфликтов, суд становится основным гарантом правопорядка и законности, защиты прав, свобод и законных интересов человека. Положения ст. 46 и 52 Конституции РФ гарантируют право каждого на судебную защиту и право потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью на доступ к правосудию. Рассмотрение жалоб - форма как прямого, так и косвенного судебного контроля за несудебным (досудебным) производством. Суд занимает центральное место в системе правоохранительных органов, он не стоит на защите ведомственных интересов. Судебная практика по делам о рассмотрении жалоб имеет целью устранение небрежности, натяжек, фальсификаций, отступлений от закона со стороны дознавателя, следователя, прокурора.
Жалобы могут приноситься на действия и постановления дознавателя, следователя, прокурора, т.е. решения, принятые при производстве предварительного следствия или дознания (кроме обвинительного заключения). Заинтересованное лицо вправе обжаловать постановление дознавателя, следователя, прокурора: а) об отказе в возбуждении уголовного дела; б) о прекращении уголовного дела; в) иные действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства; г) действия (бездействие) и решения указанных лиц, вследствие которых может затрудниться доступ граждан к правосудию. Проверка законности и обоснованности прекращения дела осуществляется по материалам только этого дела, без исследования каких бы то ни было новых доказательств.
Жалоба на действия (бездействие), указанные в статье 125 УПК РФ, может быть подана заинтересованным лицом непосредственно в суд по территориальности либо через дознавателя, следователя или прокурора. Если жалоба подается непосредственно в суд, он сам принимает необходимые меры к истребованию необходимых для рассмотрения и разрешения жалобы документов. Принесение жалобы через дознавателя, следователя или прокурора обязывает последних вместе с жалобой представить в суд необходимые документы или материалы дела.
Законодатель определяет подсудность рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Эти жалобы рассматривают районные суды общей юрисдикции по месту производства предварительного расследования. При поступлении жалобы в суд она регистрируется, заводится отдельное производство, к которому приобщаются: жалоба, представленные сторонами материалы, данные о подготовке к заседанию, постановление судьи по результатам рассмотрения жалобы, а также иные документы.
Если суд сочтет представленные материалы недостаточными для всестороннего и объективного разрешения дела, он вправе истребовать необходимые материалы.
Закон устанавливает 5-дневный срок рассмотрения жалобы со дня ее поступления в суд. Аналогичный срок был установлен ст. 220.2 УПК РСФСР для обжалования меры пресечения в виде заключения под стражу. Жалоба рассматривается с участием прокурора, заявителя, его защитника, представителя, если они участвуют в уголовном деле (о чем необходимо получить подтверждение от органа, производящего предварительное следствие). В рассмотрении жалобы могут принимать участие и иные лица, чьи интересы затрагиваются обжалуемыми действиями (бездействием) или решениями.
Неявка участников судебного процесса, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, но не явившихся в судебное заседание, не сообщивших суду причину своей неявки и не выразивших желания непосредственно участвовать в рассмотрении жалобы, не является препятствием для начала заседания и решения вопроса по существу. Нечеткость формулировок или недостаточная грамотность оформления жалобы не могут служить поводом для отказа в принятии ее судом к своему производству. Если жалоба подана в суд непосредственно, о ее поступлении уведомляется прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурор в течение 24 часов знакомится с доводами, приведенными в жалобе, и в случае необходимости направляет в суд дополнительные материалы. Независимо от того, к кому из должностных лиц - дознавателю, следователю, прокурору, администрации места содержания лица под стражей и т.д. - поступила жалоба, если она адресована суду, то это порождает обязанность направления жалобы по принадлежности.
Судебное заседание по жалобе происходит в открытом режиме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 241 УПК РФ, когда суд определением или постановлением вправе объявить судебное заседание закрытым. Это возможно, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) проведения закрытого судебного заседания требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких.
Судебная проверка по жалобе начинается с того, что председательствующий судья объявляет участникам процесса, какая жалоба подлежит рассмотрению, состав суда, т.е. называет свою фамилию, имя, отчество, должность, разъясняет лицам, явившимся в судебное заседание, их права и обязанности, в том числе и право на отвод. Судья выясняет, нет ли отводов или ходатайств до начала рассмотрения жалобы по существу. В процессе рассмотрения жалобы ведется протокол судебного заседания в порядке, установленном ст. 259 УПК РФ. Суд определяет порядок рассмотрения жалобы. Как правило, судебное заседание начинается с объяснений заявителя, который обосновывает мотивы жалобы. В случае отсутствия заявителя суд докладывает дело участникам процесса, а затем заслушивает мнение других явившихся в суд лиц. Суд также выслушивает мнение прокурора по существу принесенной жалобы, а также по иным вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела по жалобе, предложения прокурора о применении закона. По окончании рассмотрения жалобы заявитель имеет право реплики.
В процессе обоснования жалобы, как и в процессе произнесения реплики, не должны вестись споры, не имеющие отношения к жалобе, недопустимы некорректные выпады в адрес участников судебного процесса.
Реплика - возражения стороны на судебном процессе. Правом реплики пользуется только заявитель. В реплике должна содержаться аргументация позиции заявителя на основании данных, которые исследовались в судебном заседании. Воспользоваться репликой - право, а не обязанность заявителя. Реплика, как и обоснование жалобы, не может быть ограничена временем. Судья вправе предложить заявителю говорить о вопросах, относящихся к заявлению, если в своей реплике заявитель выходит за рамки существа жалобы. По результатам проверки судья выносит постановление, в котором: 1) констатирует признание действия (бездействия) или решения соответствующих должностных лиц незаконными или необоснованными и обязывает устранить допущенные нарушения; 2) признает обжалуемое действие (бездействие), решение выполненным в соответствии с законом и отказывает в удовлетворении жалобы. Копия постановления судьи по жалобе направляется заявителю и прокурору с указанием права и порядка обжалования. Постановление судьи может быть обжаловано в кассационном порядке в 10-дневный срок в вышестоящий суд.
Принесение жалобы в суд также не влечет за собой обязательного приостановления обжалуемого действия или исполнения обжалуемого решения. Принесение жалобы на постановление дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их действия (бездействие) и решения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, не является основанием приостановления действия или исполнения решения, которые обжалованы. Исключение составляют случаи, когда орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор сами найдут нужным приостановить действие или исполнение решения до рассмотрения и разрешения жалобы судом по существу.
Судебные решения по уголовным делам, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы сторонами в суде второй инстанции в кассационном и апелляционном порядке. Обжаловать судебное решение вправе осужденный (оправданный), защитник и законный представитель, а также государственный обвинитель, потерпевший и его представитель. Судебные решения также вправе обжаловать иные лица в той части, в которой эти решения затрагивают их права и интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.
В апелляционной инстанции рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу приговоры и постановления, вынесенные мировыми судьями. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций, за исключением не вступивших в законную силу приговоров и постановлений, выносимых мировыми судьями.
Новым для уголовного процесса является и представление, т.е. акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном главами 43, 44, 45, 48 УПК РФ. Ранее Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР предусматривал пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговора, определения и постановления суда по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законодательством. Теперь предусмотрен иной порядок обжалования вступившего в законную силу приговора, определения и постановления суда, основанный на принципе равных процессуальных прав сторон обвинения и защиты. Как и иные участники процесса, прокурор должен обратиться в суд надзорной инстанции с ходатайством. По самостоятельной инициативе прокурора (протесту), как это было ранее, надзорное производство не может быть возбуждено.
Суды, рассматривающие надзорные жалобы и представления (ст. 403 УПК РФ), изучив их, выносят одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления; 2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.
Жалоба и представление приносятся через суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое судебное решение. Апелляционные жалобы и представления подаются в районный суд. Кассационные жалобы и представления подаются: 1) в судебную коллегию по уголовным делам верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; 2) в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ; 3) в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.
Жалоба и представление должны содержать: 1) наименование суда, в который подаются жалоба или представление; 2) данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения; 3) указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего; 4) доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК РФ; 5) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов; 6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.
УПК РСФСР устанавливал для подачи кассационной жалобы, а также кассационного протеста срок 7 суток со дня провозглашения приговора, а для осужденных, содержащихся под стражей, - тот же срок со дня вручения копии приговора. Новый УПК предусматривает единый срок подачи жалобы и представления на приговор или иное решение суда первой инстанции в апелляционном или кассационном порядке - 10 суток. Суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое решение, после поступления жалобы или представления извещает об этом осужденного или оправданного, его защитника, обвинителя, потерпевшего и его представителя и направляет им копии принесенных жалоб или представления. Кроме того, суд извещает гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, если жалоба или представление затрагивают их интересы. Суд также разъясняет возможность подачи на жалобу или представление письменных возражений с указанием срока подачи. Возражения, поступившие на жалобу или представление, приобщаются к материалам уголовного дела. С подачей жалобы или представления в кассационном или апелляционном порядке срок вступления приговора или иного обжалуемого решения приостанавливается, приостанавливается также приведение приговора в исполнение. Исключение составляют приговоры или иные судебные решения, согласно которым лицо подлежит освобождению из-под стражи (ст. 311 УПК РФ). Лица, подавшие жалобу или представление, вправе отозвать их до начала заседания суда, а также вправе изменить их либо дополнить новыми требованиями. Возражения на жалобу или представление могут быть поданы как до начала заседания суда, так и во время заседания, вплоть до удаления суда в совещательную комнату. Возражения могут быть представлены в письменном виде либо устно.
Жалобы и представления на судебные решения, вступившие в законную силу, подаются в порядке, предусмотренном главами 48 "Производство надзорной инстанции" и 49 "Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств" УПК РФ.
Статья 402 УПК РФ закрепляет положение, согласно которому осужденные, оправданные, их защитники, потерпевший и его представитель, а также прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Ходатайство прокурора именуется надзорным представлением, а ходатайства остальных участников процесса - надзорными жалобами (ст. 402 УПК РФ).
Жалобы и представления в порядке надзора приносятся в: 1) президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа; 2) Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ; 3) президиум окружного (флотского) военного суда; 4) Военную коллегию Верховного Суда РФ; 5) Президиум Верховного Суда РФ. Какой орган будет пересматривать дело в порядке надзора, напрямую зависит от того, какой орган вынес обжалуемый приговор, определение, постановление. Надзорная жалоба или надзорное представление должны содержать: 1) наименование суда кассационной инстанции, в который подаются жалоба или представление; 2) данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения; 3) указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего; 4) доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований отмены или изменения приговора; 5) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов; 6) подпись лица, подавшего жалобу или представление. К основаниям отмены или изменения приговора относятся: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой или апелляционной инстанции; б) нарушение уголовно-процессуального закона; в) неправильное применение уголовного закона; г) несправедливость приговора.
Глава 49 УПК РФ предусматривает возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст. 413 - 419). Под вновь открывшимися обстоятельствами в российском процессуальном законодательстве понимаются юридические факты, которые служат основанием для пересмотра вступивших в законную силу приговора, постановления и определения суда и возобновления дела в уголовном процессе. В соответствии со ст. 415 УПК РФ право возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору, который своим постановлением возбуждает производство ввиду вновь открывшихся обстоятельств, проводит соответствующую прокурорскую проверку с истребованием копии приговора, постановления или определения суда, вступившего в законную силу, по которому появились новые или вновь открывшиеся обстоятельства, а также справку о вступлении приговора, постановления, определения в законную силу.
Поводом для возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств являются: 1) сообщения граждан; 2) сообщения должностных лиц; 3) данные, полученные в ходе предварительного расследования и судебного рассмотрения других уголовных дел. В этих случаях пересмотр приговора, определения или постановления суда осуществляется Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ не позднее одного месяца со дня поступления представления.
По результатам рассмотрения представления Президиум Верховного Суда РФ отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации или постановлением Европейского Суда по правам человека. Копии постановления Президиума Верховного Суда РФ в течение трех суток направляются в Конституционный Суд РФ, лицу, в отношении которого принято данное постановление, прокурору и Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
Литература
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(ПРИНЯТА ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ 12.12.1993)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(УТВ. ВС РСФСР 27.10.1960)
ЗАКОН РСФСР ОТ 19.12.1991 N 2060-1
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17.01.1992 N 2202-1
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ЗАКОН РФ ОТ 21.07.1993 N 5473-1
"ОБ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОТ 26.02.1997 N 1-ФКЗ
"ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(ОДОБРЕН СФ ФС РФ 12.02.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.03.1998 N 54-ФЗ
"О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД И ПРОТОКОЛОВ К НЕЙ"
(ПРИНЯТ ГД ФС РФ 20.02.1998)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ОТ 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ПРИНЯТ ГД ФС РФ 22.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30.12.2001 N 196-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(ПРИНЯТ ГД ФС РФ 20.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 10.01.2002 N 7-ФЗ
"ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
(ПРИНЯТ ГД ФС РФ 20.12.2001)
"КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД"
(ЗАКЛЮЧЕНА В Г. РИМЕ 04.11.1950)
(ВМЕСТЕ С "ПРОТОКОЛОМ [N 1]" (ПОДПИСАН В Г. ПАРИЖЕ 20.03.1952),
"ПРОТОКОЛОМ N 4 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВ И СВОБОД ПОМИМО ТЕХ, КОТОРЫЕ УЖЕ ВКЛЮЧЕНЫ В КОНВЕНЦИЮ И ПЕРВЫЙ ПРОТОКОЛ К НЕЙ"
(ПОДПИСАН В Г. СТРАСБУРГЕ 16.09.1963),
"ПРОТОКОЛОМ N 7" (ПОДПИСАН В Г. СТРАСБУРГЕ 22.11.1984))
"ПОСТАТЕЙНЫЙ
КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ОБ ОБЖАЛОВАНИИ В СУД ДЕЙСТВИЙ И
РЕШЕНИЙ, НАРУШАЮЩИХ ПРАВА И СВОБОДЫ
ГРАЖДАН" (П.Ю. Кантор) (Юридический
Дом "Юстицинформ", 2005)
"СУДЕБНОЕ
ОБЖАЛОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ ОРГАНОВ
ЮСТИЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
РЕГИСТРАЦИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ"
(Р.С. Тихий) ("Российский судья",
2005, N 12)
"ОБЖАЛОВАНИЕ
В СУД ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ
КАК ГАРАНТИЯ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ В СФЕРЕ
УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА"
(И.
Антонов, Г. Васильева) ("Юридический
мир", 2005, N 10)
"ПРЕДЕЛЫ
СУДЕБНОГО ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ
ДОЗНАВАТЕЛЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ И ПРОКУРОРА
В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА"
(Е.Н. Никифоров) ("Российский судья",
2005, N 5)
"ОБЖАЛОВАНИЕ
ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ СУДА И ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ"
(И.Л. Трунов) ("Адвокат", N 2, 2004)
"ОБЖАЛОВАНИЕ
В СУД НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ:
КАК ПОВЫСИТЬ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ" (О.
Журавлева) ("Российская юстиция",
N 1, 1998)