Наука хозяйственного права
СОДЕРЖАНИЕ
1. Наука хозяйственного права. Развитие связи с другими юридическими дисциплинами. 2
2. ЦБ РФ. Функции и правовое положение 10
3. Понятие и признаки доминирующего положения на товарном рынке 14
Литература 19
1. Наука хозяйственного права. Развитие связи с другими юридическими дисциплинами.
Наукой хозяйственного права можно считать совокупность знаний, полученных с соблюдением соответствующих методик, одобренных профессионалами и обладающих признаками проверяемости, единства и способности к созданию нового. Эта система знаний направлена на изучение, объяснение и развитие хозяйственного законодательства и хозяйственного права.
Признание факта существования науки хозяйственного права зависит от признания двух обстоятельств:
а) действительного существования объекта изучения, то есть хозяйственного законодательства и хозяйственного права (хотя в принципе достаточно и хозяйственного законодательства);
б) наличия как потребности в понимании и применении хозяйственного законодательства, развитии хозяйственного права, так и некоторой совокупности знаний, отвечающих этой потребности и признакам научности.
Задачей науки хозяйственного права является (с использованием данных других наук) уяснение природы предпринимательской деятельности, ее реального состояния, возможности обеспечения стабильности отношений в этой сфере и анализ других содержательных вопросов с тем, чтобы досконально исследовать механизм правового регулирования, то есть само право, объяснить его и высказать суждения о том, каким само право и механизм его реализации должны быть.
Вопрос о содержании науки хозяйственного права является более сложным и постоянно вызывает острые споры. Для выявления того, что следует считать содержанием науки хозяйственного права, следует привлечь понятие "теоретические основы хозяйственного права". Раскрывать его прежде всего нужно на основе понятий общей теории права, различных отраслей правовой науки и с обязательным использованием потенциала науки как частного, прежде всего гражданского, так и публичного, в том числе государственного, административного, финансового права, а также общих положений, сформулированных в теории и социологии права. Это значит, что наука хозяйственного права развивается и обогащается содержательно как часть правовой науки и как ее специфическое направление, имеющее собственное поле деятельности, задачи и ответственность перед практикой. До выявления специфики науки хозяйственного права исследуется его общность, наличие черт и свойств, присущих правоведению в целом.
Многочисленные исследования, в частности, касающиеся потребностей юристов в правовых знаниях (эмпирическое знание, рекомендации, выводы), и анализ судебно-арбитражной практики, обсуждение ряда спорных проблем, возникающих в ходе предпринимательской деятельности, позволяют определить необходимые теоретические основы хозяйственного права, а соответственно, элементы науки хозяйственного права. Ими являются:
а) выявление и анализ нормативно-правовых актов и содержащихся в них правовых норм, которые регулируют предпринимательскую деятельность и применяются при возникновении споров в этой сфере; здесь приходится считаться с трудностями отнесения правового материала к предпринимательской деятельности, которая прежде всего должна получить теоретическую и эмпирическую характеристики;
б) научное познание механизма действия выделенной группы норм; причем с научных позиций выявляется наличие в этой группе определенной субординации и взаимосвязей, характер методов регулирования, соотношение императивности и диспозитивности; достаточность и наличие пробелов, этой группе норм; их связи с иными ведущими отраслями права.
Таким образом, первый элемент изучения следует обозначить как преимущественно эмпирический. Здесь наука хозяйственного права особенно близка к общей теории права и одновременно к социологии права; наряду с этим она ориентируется на систематизацию нормативных правовых актов и правовых норм, что предполагает выявление связей, между ними, уяснение логической последовательности размещения правовых предписаний.
Второй элемент содержания науки хозяйственного права определяет, опираясь на анализ потребностей в правовом регулировании предпринимательской деятельности, правовые средства функционирования хозяйственного права. На основе уяснения конкретных задач хозяйственное право разрабатывает правовые средства соответствующие собственно экономическим и правовым целям предпринимательской деятельности, условиям ее осуществления. Выявление, объяснение, систематизация правовых средств определяет эффективность и обоснованность, самостоятельность хозяйственного права. При этом выявляется, какие нормы нужно развивать в структуре этой отрасли, каковы ее предпосылки, как строится система принципов хозяйственного права, каково соотношение норм общих и частных, императивных и диспозитивных, абстрактных и казуистических.
Наука хозяйственного права должна обеспечить воплощение в нормах, соотносимых с предпринимательской деятельностью, именно правового начала, природы права и одновременно их технологичность и соответствие правильно понятым нуждам экономики в целом и субъектов предпринимательской деятельности в особенности.
Третий элемент содержания науки хозяйственного права образуют способы совершенствования хозяйственно-правовой практики, он является поисковым по своему характеру. Его развитие должно реализовывать потенциал права в этой сфере, что находит выражение, например, в специальных правовых средствах, облегчающих создание предприятий, их защиту от различных рисков, в новых формах договоров и проч. Именно для этого разрабатываются, как и в иных отраслях правовых наук, специфические правовые понятия (дефиниции, конструкции, виды ответственности, способы реализации прав), которые облекаются в форму научно проверенных и упорядоченных утверждений.
Данный элемент науки хозяйственного права еще недостаточно проработан. Именно правовая наука должна содержать в себе рациональные способы реализации как собственных утверждений, так и уже существующих правовых предписаний.
Выделение этих направлений отражает логическую структуру науки. Методика и система исследования, последовательность изложения материала должны определяться собственно предпринимательской деятельностью, ее целями и содержанием.
Содержание науки хозяйственного права - это система утверждений, опирающихся на фактические данные о состоянии, тенденциях развития и практике осуществления предпринимательской деятельности, выработанных на основе принятых научных методов и объясняющих состояние, пути и возможности развития, изменения, совершенствования хозяйственного законодательства, средств хозяйственного права и путей их практической реализации при осуществлении предпринимательской деятельности.
При этом содержание науки хозяйственного права отражается в ее общей и особенной частях, выступая в качестве отдельных теорий, гипотез, суждений, имеющих различную степень надежности данных. Общая часть отражает сквозные хозяйственно-правовые элементы, правовые идеи, начала, принципы общего характера, которые в своей совокупности определяют единство и непротиворечивость хозяйственного права, обеспечивают возможность отсылки от одной нормы к другой и от них к системно более разработанным либо смежным отраслям права.
Теоретические основы хозяйственного права в таком понимании аналогичны теоретическим основам любой отрасли права. В этом смысле в российском праве достаточно обоснованно говорят о теории уголовного права, теории гражданского права, теории гражданского процесса и проч. При этом, разумеется, нужно учитывать неодинаковую разработанность и соответственно правовую выраженность теоретических основ различных правовых дисциплин и отраслей права.
Задачи науки хозяйственного права отличаются от задач и целей самого права. Если хозяйственное право напрямую регулирует предпринимательскую деятельность и связанные с ней общественные отношения, то наука хозяйственного права делает это косвенно, через влияние на хозяйственное законодательство. Поэтому наука хозяйственного права может решать наряду с актуальными, текущими задачами, определяемыми действующим правом, также и задачи стратегические.
Теория хозяйственного права:
а) обеспечивает обоснованность и эффективность нормотворческого процесса; именно на основе теоретических основ нормотворческий процесс может развиваться непротиворечиво, без резких поворотов в дозволениях и запретах, с осознанием остающихся пробелов, пониманием возможностей реализации правовых норм и ее последствий;
б) позволяет разработать механизм реализации норм хозяйственного права, учитывающий интересы самых различных субъектов права;
в) дает возможность выработать критерии оценки соответствия хозяйственного права принципам и закономерностям правового регулирования;
г) позволяет создать единый понятийный аппарат, в известной степени единое правовое мышление, дающее возможность обеспечить единство правового регулирования, несомненно присущее праву как социальному институту;
д) дает возможность объяснять нормотворческие и правореализационные решения и предвидеть последствия нарушения закономерностей правового регулирования.
Наука хозяйственного права и ее развитие крайне необходимы для разработки целей правового регулирования предпринимательской деятельности, учета внешних аргументов, то есть факторов, находящихся за пределами права, но влияющих на него, и внутренних аргументов, то есть факторов, присущих собственно хозяйственному праву. Как нельзя понять гражданско-правовые предписания, не опираясь на теорию обязательств или научное понимание сделки, так, на наш взгляд, нельзя принять грамотное решение в сфере хозяйственного права, не опираясь на научное понимание и научное объяснение предпринимательской деятельности, хозяйственного риска, предпринимательского договора и т.д.
Структура науки хозяйственного права организует ее содержание и является предпосылкой построения научной дисциплины. Содержание науки хозяйственного права - это то, что она сообщает; структура - это то, как соотносятся между собой сообщаемые сведения. В этом смысле наука включает в себя теорию или методологию познания, описательно-объяснительные теории, которые традиционно образуют общую часть отраслевой дисциплины, и общие положения различных институтов особенной части.
Структура науки хозяйственного права, может быть представлена следующим образом:
предпосылки и метаоснования данной системы знаний и данной правовой отрасли;
собственно приемы собирания, обработки и оценки информации, соотносимой с правовым материалом, например статистические данные и сами возможности собирания информации, как они поняты и отражены в структуре дисциплины, несомненно образуют ее гносеологический структурный элемент;
понятийный аппарат, которому правоведы обычно уделяют очень большое внимание, исходя из того, что понятие, термин должен содержать в себе некий принятый и научно одобренный набор значений и смыслов;
принятая система оценки значимости используемой аргументации и проверки ее корректности;
отдельные правовые институты и правовые средства, представленные как система сбалансированных суждений и оценок, то есть как используемые исходные и объяснительные модели.
Такая структура науки хозяйственного права может оказаться более эффективной, интенсивнее влиять на практику, обладать большей обозримостью и лучше поддаваться осознанию. Она удобна для использования как открытая, но внутренне согласованная и авторитетная система знаний.
Вместе с тем теоретические основы любой правовой дисциплины, в том числе хозяйственного права, могут содержать в себе и неверные суждения. Это ставит вопрос о том, как обеспечить на основе коллективных усилий истинность и корректность теоретических основ правовой дисциплины. Применительно к хозяйственному праву необходимо указать на следующие приемы:
а) выход в экономическую метатеорию, то есть согласование теоретических правовых суждений с выводами экономистов, которые принимаются в качестве исходных; трудности состоят в том, что и эти выводы могут быть неправильными, однако уклоняться от их освоения нельзя;
б) многомерный анализ практики, связанный с выявлением потребностей, интересов и результатов деятельности предпринимателей, состояния инфраструктуры рынка, балансирование интересов клиентов, зачастую имеющих противоположную направленность, например, - у экспортеров и импортеров;
в) конструирование правоотношений с учетом необходимости распределения прав и обязанностей, ответственности и рисков между всеми их участниками, а также с учетом требования о свободе воле субъектов, вступающих в частно-правовые и публично-правовые отношения;
г) глубокий анализ тенденций развития предпринимательской деятельности и хозяйственного права, позволяющий проследить их развитие на протяжении длительного временного интервала в различных условиях.
Существенным фактором, обеспечивающим корректность разработки теоретических основ хозяйственного права является создание и развитие рынка правовых идей, ведение научной полемики, обмен результатами научных исследований с целью критического анализа, хотя и в этом случае теоретические основы хозяйственного права могут оказаться результатом коллективного заблуждения.
Что касается соотношения науки хозяйственного права с иными научными дисциплинами, то здесь можно выделить следующие виды отношений. Первый - использование исходных положений, разработанных в системно более абстрактных отраслях науки, а именно в экономической теории, социологии. Второй - обмен данными с рядом социальных наук (маркетинг, логистика, банковское дело, менеджмент и проч.). Третий - использование положений правовых наук - в частности общей теории государства и права, конституционного, административного, гражданского, трудового права.
Наука хозяйственного права рассматривается как открытая отрасль знания, способная воспринимать положения иных наук и использовать их. Вместе с тем ряд положений науки хозяйственного права, несомненно, значимы для иных отраслей правовой науки.
2. ЦБ РФ. Функции и правовое положение
Правовое положение о Центральном банке РФ (Банке России) определено ФЗ РФ от 10.07. 2002 г. № 86-ФЗ в ред. от 12.06. 2006 г. "О Центральном банке РФ".
Все банки в совокупности представляют собой систему, вне которой их деятельность невозможна. Руководящая роль в этой системе принадлежит Банку России. Он определяет основы банковской деятельности, которая не может быть реализована вне системы, вне подчинения единым правилам ведения операций, вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы.
Центр системы - Банк России выполняет уникальные функции, не свойственные никакой иной организации. Только Банк России осуществляет изготовление и эмиссию денежных знаков в соответствии с решениями высшего представительного органа Российской Федерации. Лишь ему принадлежат функции резервной системы. Только он руководит всеми банками, начиная от регистрации уставов, выдачи лицензий на совершение банковских операций и кончая надзорными и регулирующими функциями.
Центральный банк РФ (Банк России) является главным Банком Российской Федерации и находится в ее собственности. Банк России - юридическое лицо. Он экономически самостоятелен, осуществляет расходы за счет собственных доходов. Эти доходы Банк России получает за счет предоставления кредитов банкам, ведения расчетно-кассового обслуживания банков со взиманием комиссионного сбора, за счет операций в отношении государственных ценных бумаг, чеков, векселей, драгоценных металлов, за счет иных операций, соответствующих его уставу.
Основу имущественной базы Банка России составляет его уставный капитал. В ходе деятельности имущественная база Банка России пополняется за счет полученных доходов. Он может создавать фонды различного назначения. Имущество принадлежит Банку России на праве хозяйственного ведения.
Хозяйственная компетенция распределяется по нескольким направлениям. В области организации денежного обращения Банк России осуществляет эмиссию денег, организует обращение денежных знаков, осуществляет регулирование денежной массы в обращении. В области денежно-кредитного регулирования Банк России определяет нормы депонируемых в нем обязательных резервов коммерческих банков, учетные ставки по кредитам, экономические нормативы для банков, рефинансирует банки путем предоставления им срочных кредитов по процентной (учетной ставке) Банка России, определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов, кредитует банки и иные кредитные учреждения в качестве кредитора последней инстанции.
Банк России является законным агентом государства по реализации его финансов и в этом качестве проводит операции по осуществлению кассового исполнения бюджетов, использует временно свободные средства бюджетов РФ, республик, входящих в Федерацию, местных бюджетов, средства общереспубликанского фонда стабилизации, а также других фондов в установленном порядке. Банк России учитывает на своем балансе государственный долг Российской Федерации в размере купленных у Министерства финансов РФ государственных ценных бумаг.
Банк России принимает на баланс облигации государственного займа РФ, реализует их размещение, погашение и выплату процентов по ним. Министерство финансов РФ уплачивает Банку России проценты по этим облигациям.
Как центр банковской системы Банк России осуществляет надзор за деятельностью банков и ее регулирование. Он устанавливает для всех банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора; устанавливает единые правила бухгалтерского учета, статистической отчетности и совершения банковских операций в банках.
Банк России вправе давать другим банкам обязательные предписания об устранении нарушений законодательства о банках и установлении экономических нормативов. В связи с выявленными нарушениями Банк России вправе применить предусмотренные законом санкции.
В порядке регулирования деятельности банков Банк России устанавливает для банков экономические нормативы (минимальный размер уставного капитала, предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска, показатели ликвидности банка, минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, и др.); выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, регистрирует уставы банков и ведет книгу регистрации банков, определяет порядок формирования обязательных страховых фондов для возмещения убытков клиентов.
Банк России реализует внешнеэкономические функции. Он вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в Российской Федерации и за границей на базе действующего законодательства и в соответствии с международной банковской практикой. Банк России представляет интересы Российской Федерации в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях, где межгосударственное сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков. Он выдает лицензии (разрешения) на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций на территории РФ, осуществляет регулирование курса рубля по отношению к денежным единицам иностранных государств, управляет золотовалютными резервами РФ, находящимися на балансе Банка России, выдает лицензии на осуществление банками операций в иностранной валюте в Российской Федерации и за границей. При необходимости он может вводить ограничения для банков на объемы привлечения кредитов из-за границы и уровень процентных ставок по ним в рамках единой федеральной денежно-кредитной политики.
Управление Банком России осуществляется советом директоров Банка и Председателем Банка России. Последний назначается и освобождается от должности Государственной Думой по представлению Президента РФ.
Компетенция совета директоров в ведении дел Банка России является решающей. К его полномочиям относятся:
а) разработка основных направлений денежно-кредитной политики РФ;
б) определение объемов и видов операций Банка России с банками и бюджетами, а также на рынке ценных бумаг, на валютном рынке;
в) определение размеров кредитов Банка России, предоставляемых другим банкам, и процентных ставок (учетных ставок) по этим кредитам;
г) создание и изменение фондов, образуемых в соответствии с Уставом Банка России;
д) установление экономических нормативов для банков;
е) рассмотрение отчета о работе, баланса, счета прибыли и убытков Банка России;
ж) другие вопросы, предусмотренные уставом Банка России и регламентом работы совета директоров.
Структура системы Банка России состоит из главных управлений, действующих от имени Банка России в пределах предоставленных им полномочий. В их составе действуют на правах структурных подразделений расчетно-кассовые центры.
Банк России и его территориальные главные управления составляют единую централизованную систему. Главные управления Банка России обеспечивают проведение единой федеральной политики в области денежного обращения, кредитования, расчетов, кассовых операций и осуществляют надзор за деятельностью банков. В пределах своей компетенции они распоряжаются закрепленным за ним имуществом и заключают от имени Банка России договоры с юридическими и физическими лицами.
3. Понятие и признаки доминирующего положения на товарном рынке
Среди всех хозяйствующих субъектов действующее законодательство особо выделяет правовое положение лиц, занимающих доминирующее положение на рынке. В юридической литературе такие субъекты именуются иногда монополистами. Доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
Кроме того, доминирующее положение может возникать в силу соглашений между конкурентами, а также монополистом и его покупателем или потребителем.
Согласно Методическим рекомендациям по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденным приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г., доминирующее положение хозяйствующего субъекта может явиться результатом как внешних, так и внутренних факторов, в том числе:
государственной политики, включая дифференцированную систему налогов, предоставление субсидий и других льгот;
слияний, присоединений, а также ликвидации хозяйствующих субъектов;
производственной или научно-технической стратегии, в том числе внедрения нововведений;
деятельности хозяйствующего субъекта по устранению конкурентов с рынка неконкурентными методами;
соглашений между хозяйствующими субъектами (явных, тайных);
других факторов.
Удерживание доминирующего положения само по себе не является правонарушением.
Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. в ред. от 01.02. 2005 г. утвержден Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Включение в Реестр и исключение из него хозяйствующих субъектов (независимо от места их государственной регистрации) осуществляются на основании решения федерального антимонопольного органа, если хозяйствующий субъект имеет долю более 35% на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом.
Реестр является открытым. Содержащиеся в нем сведения предоставляются по запросам заинтересованных юридических и физических лиц.
При несогласии организации с признанием ее положения доминирующим на товарном рынке арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта. Так, антимонопольный орган установил, что организация доминирует на областном рынке эмалированной посуды с долей 77,7%. При этом антимонопольный орган исходил из того, что эмалированная посуда взаимозаменяемых товаров не имеет, ее рынок совпадает с границами области, на территории которой расположен заявитель. Доля последнего на рынке с учетом перечисленных обстоятельств должна определяться исходя из показателей органов статистики об объемах эмалированной посуды, поставленной в эту область. Организация обратилась в суд с требованием о признании недействительным решения антимонопольного органа, ссылаясь на неправильное определение географических и товарных границ рынка, повлекшее завышение ее доли. Суд заявленное требование удовлетворил, правомерно руководствуясь следующим. Определение границ рынка и расчет доли, занимаемой на нем хозяйствующим субъектом, должны производиться антимонопольным органом по правилам, изложенным в Методических рекомендациях по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденных приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. № 67, и Порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденном приказом ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. № 169. В данном случае такие правила не были соблюдены. Устанавливая факт доминирующего положения организации-заявителя, антимонопольный орган не определил ни вид рынка (оптовый или розничный), ни состав участвующих в нем продавцов и покупателей (п.2.2. и 3 Порядка). Не была исследована структура рынка и его открытость для международной и межрегиональной торговли (п.6 и 7 Порядка). Так, вместо проведения анализа возможностей и выявления объемов поставки в область аналогичных товаров из других регионов эти объемы были признаны равными показателям статистических органов. Наличие или отсутствие барьеров входа на областной рынок для иных производителей антимонопольным органом не изучалось (п.7.3 Порядка). Вывод о том, что эмалированная посуда представляет собой отдельный товарный рынок и не имеет заменителей, сделан в результате проверки возможностей только областных производителей металлической посуды и не учитывал того, что товары организации-заявителя имеют многофункциональное назначение (сахарницы, хлебницы, чайники, кастрюли и т.д.) и некоторые из них могут быть заменены изделиями из дерева, стекла, фарфора, фаянса, пластика и т.д. , выпускаемыми как в самом регионе, так и за его пределами. Поскольку оценка границ товарного рынка и доли на нем хозяйствующего субъекта была проведена антимонопольным органом с нарушением установленных требований, основанное на такой оценке решение о доминировании организации-заявителя на этом рынке правомерно признано судом недействительным.
Как видим, споры о признании недействительными решений о включении организаций в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, подлежат рассмотрению арбитражными судами по искам заинтересованных организаций.
Включение в Реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц, производится исходя из их совокупной доли на рынке. Например, акционерное общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным решения о включении в Реестр, поскольку его доля на рынке определенного товара не превышает 35%. При рассмотрении дела суд установил, что истец владеет долей от 50 до 100% голосов в дочерних акционерных обществах аналогичного профиля. На основании ст.4 Закона о конкуренции истец и его дочерние общества составляют группу лиц, которая рассматривается как единый хозяйствующий субъект. Следовательно, для включения в Реестр лиц, действующих как группа, достаточно, чтобы их совокупная доля на рынке определенного товара превышала 35%. При таких условиях суд констатировал, что антимонопольный орган правильно определил долю акционерного общества на рынке и включил его в Реестр в составе группы лиц.
При нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей группы лиц соответствующее предписание может быть дано и другим членам группы, способным обеспечить устранение нарушения.
В то же время следует иметь в виду, что решение антимонопольного органа о включении хозяйствующего субъекта в Реестр не является необходимым условием для признания его субъектом, доминирующим на рынке. Организация обратилась с требованием о признании недействительным решения антимонопольного органа о понуждении ее заключить договор с потребителем. Суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил, так как организация не была включена в Реестр. При этом суд считал, что доминирующее положение может устанавливаться только в отношении организаций, включенных в Реестр. Поскольку ст.5 Закона о конкуренции устанавливает запреты исключительно для субъектов, доминирующих на рынке, у антимонопольного органа отсутствовали основания для вынесения предписания. Кассационная инстанция решение отменила и в удовлетворении требования отказала. При этом она исходила из того, что правомочия устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке в соответствии со ст.12 Закона о конкуренции предоставлены антимонопольным органам. Факт доминирования определяется на основании критериев, предусмотренных ст.4 Закона о конкуренции. Указанная статья не требует включения хозяйствующего субъекта в Реестр в качестве условия признания его положения доминирующим. При наличии доказательств доминирования субъекта на рынке антимонопольный орган вправе применить к нему меры, предусмотренные ст.12 Закона о конкуренции. Представление доказательств, подтверждающих долю хозяйствующего субъекта на рынке, является обязанностью антимонопольного органа.
Литература
Гражданский кодекс РФ. Часть 1.М., 2005.
О Центральном банке РФ: ФЗ РФ от 10.07. 2002 № 86-ФЗ в ред. от 12.06.2006. // СПС "Консультант-плюс".
Ершова И.В. Предпринимательское право. М., 2004.
Круглова М.Ю. Хозяйственное право. М., 2004.
Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2005.
Сорк Д.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности.