Налоговый статус иностранных юридических лиц на территории РФ
Содержание
Введение
1. Особенности учета иностранных организаций на основе уведомлений
2. Постоянное представительство иностранной организации: сущность и условия возникновения
Заключение
Список литературы
Введение
Иностранные юридические лица, которые намереваются осуществлять деятельность или имеют недвижимое имущество, транспортные средства на территории РФ, обязаны зарегистрироваться в российских налоговых органах. Они должны встать на учет независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры РФ связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Порядок учета иностранных организаций в налоговых органах определен МНС РФ в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденном Приказом МНС РФ № АП-3-06/124 от 7 апреля 2000 г.
В соответствии с данным положением учету в налоговых органах подлежат:
- иностранные юридические лица, компании, фирмы, а также любые другие организации (включая полные товарищества и личные компании), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств;
-международные организации, созданные на основе международного договора, обладающие международной правосубъектностью и имеющие статус юридического лица, располагающие в РФ своими постоянными органами, филиалами или представительствами;
- дипломатические представительства иностранных государств в РФ.
Иностранные организации обязаны становиться на учет в налоговых органах РФ в течение 30 дней в следующих случаях:
1) если организация осуществляет деятельность на территории РФ более 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности);
При постановке на учёт в налоговый орган представляются следующие документы:
заявление о постановке на учёт по форме 2001И;
легализованные выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации;
справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);
решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в РФ или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.
Если иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым инспекциям, осуществляющим учёт иностранных организаций, то она обязана встать на учёт в каждой налоговой инспекции. Если иностранная организация уже состоит на учёте в налоговом органе, то при открытии этой организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учёт иностранных организаций, она представляет следующие документы:
заявление о постановке на учёт по форме 2001 И;
решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в РФ или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в РФ;
доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;
-копию Свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учёт, заверенную в установленном порядке.
При постановке на учёт налоговый орган выдает иностранной организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.
2) если организация имеет недвижимое имущество и транспортные средства (в том числе ввезенные ею на территорию РФ), принадлежащие ей на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения.
В этом случае постановка на учет осуществляется по месту нахождения вышеназванного имущества или по месту регистрации транспортных средств в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций.
В налоговый орган представляются следующие документы:
- заявление о постановке на учет по форме № 2004ИМ;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;
- заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения;
- легализованная выписка из торгового реестра, или сертификат об инкорпорации, или другой документ аналогичного характера.
Заявление иностранной (международной) организации о постановке на учет подается в налоговый орган в течение 30 дней с даты регистрации в РФ права собственности или прав владения и (или) пользования, и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию РФ. В случае отсутствия установленного законодательством требования о такой регистрации - в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав.
При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме № 2401 НМД с указанием ИНН и КПП.
3) если организация открывает счета в банках на территории РФ.
Такие иностранные организации также подлежат учету в налоговых органах РФ по месту постановки на учет банка (по месту нахождения филиала), в котором им открывается счет. В этих целях данные организации должны представить в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной (международной) организации, следующие документы:
- заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме № 2005ИМ;
- справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).
Налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме № 2402ИМ с указанием кода иностранной организации (КИО) и КПП.
Если в результате проведения операций по счетам, открытым в банках на территории РФ возникает обязанность самостоятельной уплаты налогов, то такие организации подлежат постановке на учет в налоговом органе в установленном для подобной деятельности порядке в течение 30 дней с момента возникновения обязанности.
В случае закрытия счетов иностранными организациями они обязаны в десятидневный срок со дня закрытия счета информировать соответствующий налоговый орган путем направления Сообщения по форме № 2303ИМ.
1. Особенности учета иностранных организаций на основе уведомлений
Учёт иностранных и международных организаций, осуществляющих деятельность в РФ в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), производится путем направления ими Уведомлений соответственно по формам 2503И и 2503М. Данные уведомления направляются в налоговый орган, осуществляющий учёт иностранных (международных) организаций, по месту осуществления ими деятельности и в МНС РФ. Уведомление должно быть направлено до начала осуществления деятельности в РФ.
Учёт иностранных и международных организаций, извлекающих доходы от источников в РФ, не относящихся к их отделениям в РФ, производится путем направления ими Уведомлений соответственно по форме 2504И. Иностранные организации направляют Уведомление в налоговый орган по месту нахождения источника выплаты дохода и в МНС РФ. Уведомление направляется в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов отдельно по каждому источнику выплаты дохода с указанием каждого вида дохода.
В случае, если деятельность организации в соответствии с законодательством РФ и соглашениями об избежание двойного налогообложения образует постоянное представительство иностранной организации, то такие иностранные организации учитываются налоговым органом на основании Уведомления по форме 2501 И.
Уведомление представляется организацией, деятельность которой образует постоянное представительство иностранной организации. Уведомление направляется в налоговый орган, в котором осуществляется учёт иностранных организаций, и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в течение 30 дней с даты подписания соответствующего договора (соглашения, контракта) с иностранной организацией (в случае отсутствия вышеуказанного договора - в течение 30 дней с момента начала осуществления такой деятельности).
Вместе с Уведомлением в налоговый орган направляются:
копия договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон;
легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если организация является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.
В случае, если деятельность физического лица образует постоянное представительство иностранной организации, такие иностранные организации учитываются налоговым органом на основании Уведомления по форме 2501 И.
Уведомление представляется физическим лицом, деятельность которого образует постоянное представительство иностранной организации. Уведомление направляется в налоговый орган, в котором осуществляется учёт иностранных организаций, и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в течение 30 дней с даты подписания договора (соглашения, контракта) о представлении интересов иностранной организации (в случае отсутствия вышеуказанного договора - в течение 30 дней с момента начала осуществления такой деятельности).
Вместе с Уведомлением в налоговый орган направляются:
копия договора (соглашения, контракта, доверенности либо иного документа), определяющего обязательства сторон;
легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если физическое лицо является одним из её учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.
Учёт иностранных и международных организаций, имеющих по любым основаниям в РФ движимое имущество, подлежащее обложению налогом на имущество в Российской Федерации, не относящееся соответственно к отделениям и представительствам этих организаций в РФ, производится путем направления ими Уведомлений по форме 2502ИМ.
Иностранные (международные) организации направляют Уведомление в налоговый орган по месту нахождения указанного движимого имущества в РФ и в МНС РФ. Уведомление направляется в налоговый орган в течение 30 дней с момента ввоза движимого имущества в РФ, возникновения права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения движимым имуществом на территории РФ.
Иностранные и международные организации, дипломатические представительства, поставленные на учёт в соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Положения, обязаны не позднее трех дней со дня принятия решения об окончании деятельности сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учёт. Иностранные и международные организации, имеющие в РФ недвижимое имущество и транспортные средства, не относящиеся соответственно к отделению или представительству этих организаций в РФ, в течение десяти дней с момента прекращения у этих организаций права собственности в отношении вышеназванного имущества, прав владения и(или) пользования, и(или) распоряжения недвижимым имуществом и транспортными средствами или с момента вывоза данного имущества с территории РФ обязаны заявить в налоговый орган о снятии с учёта.
В целях снятия с учёта в налоговый орган представляются:
заявление о снятии с учёта по форме 2006ИМД;
копия решения уполномоченного органа иностранной (международной) организации о закрытии отделения (представительства международной организации) или, в соответствующих случаях, копия акта сдачи работ;
декларация о доходах и расчёты (декларации) по налогам, составленные на дату окончания деятельности иностранной (международной) организации;
письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетов иностранных и международных организаций и дипломатических представительств;
заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих прекращение у иностранной организации прав собственности (владения, пользования, распоряжения) или копии грузовых таможенных деклараций, подтверждающих вывоз принадлежащих иностранной (международной) организации транспортных средств с территории РФ;
свидетельство о постановке на учёт.
Снятие с учёта иностранных и международных организаций и дипломатических представительств производится налоговым органом в течение четырнадцати дней после подачи заявления. Снятие с учёта завершается направлением иностранной и международной организации и дипломатическому представительству Информационного письма о снятии с учёта по форме 2203ИМД.
2. Постоянное представительство иностранной организации: сущность и условия возникновения
Постоянным представительством иностранной организации признается, в частности, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство или любое иное место регулярного осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ. Наличие или отсутствие постоянного представительства определяется исходя из положений соответствующего международного соглашения об избежание двойного налогообложения и положений налогового законодательства РФ, не противоречащих положениям соглашения.
Термин «постоянное представительство» не имеет организационно-правового значения, а определяет так называемый налоговый статус иностранной организации, то есть обязанность по уплате налога на прибыль в РФ.
Определяющим критерием для квалификации деятельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой через постоянное представительство является регулярность ее осуществления. При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. Началом существования строительной площадки, как это установлено в п. 3 ст. 308 НК РФ, считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику или дата фактического начала работ.
Для всех иных случаев осуществления деятельности иностранной организацией постоянное представительство считается образованным с начала регулярного ее осуществления. Сам по себе критерий «регулярность» в налоговом законодательстве не определен. Это позволяет устанавливать наличие постоянного представительства с первого дня осуществления предпринимательской деятельности иностранной организацией в РФ либо на основе анализа фактического осуществления предпринимательской деятельности в каждом конкретном случае. Очевидно, что единичные факты совершения иностранной организацией каких-либо хозяйственных операций в РФ (например, отдельные факты продажи принадлежащего иностранной организации на праве собственности недвижимого имущества или отдельные факты реализации какого-либо имущества представительского офиса иностранной организации в России), если такая деятельность не носит регулярного и целенаправленного характера, не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства.
Таким образом, налоговым законодательством РФ установлены признаки, при наличии которых в совокупности деятельность иностранной организации в РФ считается постоянным представительством. К таким признакам относятся:
- наличие любого места деятельности иностранной организации в РФ (не обязательно офиса);
- осуществление иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;
- регулярное осуществление иностранной организацией такой деятельности.
Обстоятельства, не приводящие к образованию постоянного представительства:
1. Деятельность подготовительного и вспомогательного характера, к которой относятся:
- использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих иностранной организации, до начала поставки;
- содержание запаса товаров, принадлежащих иностранной организации, исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки до начала поставки;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров иностранной организацией;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора и (или) распространения информации, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, слуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью организации;
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
Заключение
Следовательно, чтобы факты осуществления иностранной организацией на территории РФ указанной выше деятельности не могли рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства, такая деятельность должна осуществляться исключительно в пользу самой иностранной организации, а не в пользу иных лиц. Такая деятельность не должна составлять значительную часть бизнеса иностранной организации и быть идентичной основной деятельности данной организации.
2. Владение имуществом само по себе не может рассматриваться как приводящее к образованию постоянного представительства (п. 5 ст. 306 НК РФ). Однако использование имущества в коммерческих целях является признаком постоянного представительства для иностранной организации.
Если сдача имущества в аренду иностранной организацией в РФ не связана с находящимся в России представительством данной организации и не осуществляется при его посредничестве либо посредничество или деятельность не носит регулярного характера, то нет и оснований для образования постоянного представительства.
3. Ввоз товаров в Россию. Этот пункт охватывает случаи заключения контрактов на поставку товаров в Россию (вывоз товаров из России) непосредственно самой иностранной организацией, когда подписание контрактов производится сотрудниками головного офиса данной организации за границей либо в России на основании письменных указаний этой организации. Когда сотрудники российского представительства иностранной организации подписывают такого рода контракты по поручению самой организации, но при этом не оговаривают существенные условия контрактов и не участвуют в их заключении и реализации, такая деятельность не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства иностранной организации в России.
Список литературы
Налоговый кодекс РФ (части 1 и 2): Официальный текст. – М.: «Издательство ЭЛИТ», 2009 г. – 456 с.
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник /Романовский М.В. и др.; Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Юрайт, 2009. – 621 с.
Налоги: Учеб. Пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Черника Д.Г. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656 с.
Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2009. – 176 с.
Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.
Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 293 с.
Аронов А.В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник – 2009 - №5. – С. 33-36.
Баскин А.И., Саакян Р.А. О прогнозировании развития налоговой системы // Налоговый вестник – 2009 - №6 – С. 12-18.
Пронина Л.И. О разграничении налоговых полномочий и увеличении доходов местных бюджетов // Финансы – 2009 - №5 – С. 30-33.
Шаталов С.Д. Опорные конструкции налоговых преобразований // Финансы. – 2008. – №2.- С. 3-7.