Муниципальные образования, как субъекты гражданского права (учредительные документы, право собственности и приватизация объектов муниципальной собственности, компетенция администраций муниципальных образований в гражданском обороте)

Юридический факультет

Курсовая работа

Муниципальные образования как субъекты гражданского права (учредительные документы, право собственности и приватизация объектов муниципальной собственности, компетенция администраций муниципальных образований в гражданском обороте)

Барнаул – 2010г.

Содержание

Введение

Глава 1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований

1.1 Понятие публичных образований

1.2 Виды публичных образований

1.3 Правовой режим деятельности публичных образований

1.4 Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

1.5 Субъекты публичной собственности

1.6 Объекты публичной собственности

Глава 2.право муниципальной собственности

2.1 Понятие приватизации публичного имущества

2.2 Способы приватизации

2.3 Приватизация государственного и муниципального имущества

2.4 Приватизационные ценные бумаги

2.5 Приватизация публичных предприятий путем их преобразования в акционерные общества

2.6 Продажа приватизационных объектов по конкурсу и на аукционах

2.7 Государство как собственник

2.8 Государство как субъект ответственности

2.9 Участие государства во внешнеторговом обороте

2.10 Компетенция глав муниципальных образований в гражданском обороте и учредительные документы

Список используемой литературы

Введение

Гражданское право, как и любое другое имеет свою систему и отрасль. Право – это совокупность норм правил поведения, которые существуют для регулирования и охраны общественных отношений. Система гражданского права единая, не хаотичная, не случайная, внутренне организована и структурирована.

Право как системное образование состоит из различных обособленных элементов (подразделений). В связи с этим выделяются подразделения, которые регулируют крупные участки общественных отношений, а также другие подразделения, которые регулируют определенные виды общественных отношений, обособленные по тому или иному признаку (признакам). Для выделения в системе права внутренних элементов и их разграничения используются специальные признаки. Так для признания той или иной совокупности норм, в качестве отрасли права необходимо наличие у данной совокупности норм собственного предмета и метода. С пониманием предмета гражданского права и определением существа образующих его общественных отношений в литературе связаны многочисленные споры как по самым общим, так и по частным вопросам.

Благодаря тому что Гражданский кодекс характеризует его исходя не только из регулируемых общественных отношений, но и из регулируемой деятельности, особое место в нем занимают отношения, складывающиеся и существующие в сфере предпринимательской (коммерческой) деятельности между соответствующими субъектами (предпринимателями и коммерсантами).

Характеристика предмета гражданского права имеет четыре группы общественных отношений:

    Организационные отношения;

    Отношения по поводу нематериальных благ (так называемым неимущественным отношениям, не связанным с неимущественными);

    Административные отношения;

    Специально регулируемые имущественные и неимущественные отношения.

Глава 1. Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований

Правовое положение государства и государственных (муниципальных) образований составляет важную часть учения о субъектах гражданского права, в которой тесно переплетены частноправовые и публично-правовые элементы. От подхода к государству в рамках права публичного зависит и его положение в гражданском праве.

Государство как носитель суверенитета единого и неделимого (не может существовать двух суверенитетов на одной и той же территории). Соответственно государство и в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект. Ценность такой конструкции состоит в том, что за действия каждой своей части отвечает государство в целом, обладающее несравненно большим объемом имущества. Поэтому случаи, когда у государства отсутствуют средства для того, чтобы рассчитаться со своими кредиторами, относительно редки.

В то же время Российское государство является многоуровневым образованием. Это связано как с множественностью функций, выполняемых государством в современную эпоху, так и с особенностями именно Российской Федерации, колоссальные размеры территории которой и многообразие культуры и быта населяющих ее людей уникальны. Рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве при таких обстоятельств нельзя. Государство подразделяется на субъекты различных уровней – Российскую Федерацию, субъекты Федерации и муниципальные образования (города, районы, села, поселки, деревни и т.д.). Эти субъекты считаются самостоятельными лицами, имеющими свою структуру, собственное имущество и, по общему правилу, не отвечающими по обстоятельствам друг друга.

1.1 Понятие публичных образований

Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (абз.2 п.1 ст.2,п.1 ст. 124 ГК).

Общее правило о том, что участие указанных субъектов в гражданском обороте регулируется нормами о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или их особенностей (п.2 ст.124 ГК), представляет собой юридическо-технический прием, обусловленный целями правовой экономии. В основе такого приема лежит сходство, имеющееся как в некоторых признаках данных субъектов, так и в форме их выступления в гражданских правоотношениях.

В научной литературе распространено мнение, согласно которому РФ, ее субъекты и муниципальные образования являются особыми субъектами (лицами) гражданского права. Соглашаясь в целом писания правового характера, регулирующие ту или иную общественную сферу (например, имущественный оборот).

Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливает функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера.

Публичными образованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности поскольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.

1.2 Виды публичных образований

Обобщающий термин «публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Самостоятельными видами публичных образований признаются:

    Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п.1 ст.1 Конституции РФ);

    Субъекты Федерации, входящие в состав Федерации, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п.1 ст.65 Конституции РФ);

    Муниципальные образования – городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п.1 ст.131 Конституции РФ; п.1 ст.2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. №131-ФЗ).

1.3 Правовой режим деятельности публичных образований

По общим правилам к публичным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях (п.2 ст.124 ГК). Это означает, что публичные образования, не являясь юридическими лицами, приравниваются к последним с позиций владения имуществом, выступления в гражданском обороте и т.п.

Исключения, вытекающие из закона, могут предусматривать:

    Нормы, которые применимы исключительно к публичным образованиям, т.е. нормы регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях (см., например, ст.214,215,306 ГК и т.д.);

    Нормы, так или иначе устанавливающие ограничения в правовом режиме публичных образований по сравнению с юридическими лицами (см., например, ст.1063 ГК, абз.2 ст.2 ФЗ «О простом и переводном векселе» от 11 марта 1997г., согласно которому публичные образования вправе обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом).

Исключения из общего порядка гражданско-правового регулирования, вытекающие из особенностей публичных образований, не могут толковаться в смысле оснований для приоритетной защиты прав и интересов отдельной категории субъектов и для безосновательного переложения негативных имущественных последствий ненадлежащей деятельности указанных субъектов на иных участников гражданского оборота.

Положения об особенностях публичных образований трактуются судами как допускающие освобождение публичных образований от несения ответственности по своим обязательствам, если в бюджете отсутствует на это денежные средства.[2, ст.345]

1.4 Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных отношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они выступают через выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они выступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований, осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в рамках своих полномочий.

Полномочия муниципальных органов по участию в гражданско-правовых отношениях определены в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. в частности, органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в использование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты. [4;ст.125]

1.5 Субъекты публичной собственности

В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности – государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множество субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п.3 ст.214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст125 ГК).

Субъектами права муниципальной собственности в п.1 ст.215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования – собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст.125, п. 2 ст.215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа. Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом. Владельцами принадлежащих государству акций или долей участия приватизационных предприятий выступают соответствующие фонды государственного имущества. А при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды от имени отчуждателя выступают соответствующие таможенные органы. Приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы. Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов.

1.6 Объекты публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения, а также оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизационных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.

Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом (п.5 ст.214 ГК). В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Глава 2. Право муниципальной собственности

Муниципальная собственность является самостоятельной формой собственности, однако в силу ее публичного характера она близка к государственной.

Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (местная администрация, мэры, префекты и т.д.)

Все имущество, составляющее муниципальную собственность, может быть разделено на две группы:

    Имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;

    Средства соответствующего местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или иного муниципального образования.

Основания возникновения муниципальной собственности можно разделить на общегражданские и специфические для муниципальной собственности. К числу последних относятся поступления от приватизации имущества, местные налоги и штрафы, плата, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории данного образования, отчисления от федеральных налогов и сборов, финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления. Сюда же относятся поступление в муниципальную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать собственнику; недвижимое имущество, выкупленное у собственника для муниципальных нужд, в том числе в связи с изъятием земельного участка.

Имущество, входящее в муниципальную собственность, соответствующим образом регистрируется комитетами по управлению муниципальном имуществом. Осуществляя правомочия собственника, органы местного самоуправления могут совершать любые разрешенные законом сделки. Особо следует отметить право муниципальных органов передавать имущество в хозяйственное ведение и оперативное управление, а также право на приватизацию муниципального имущества.[4;ст.125]

2.1 Понятие приватизации публичного имущества

Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. По ранее действовавшему закону продавцом приватизируемого имущества могло быть только соответствующее публично-правовое образование в лице комитета по управлению федеральным, иным государственным или муниципальным имуществом, который принимал решение о приватизации конкретного объекта, и фонда соответствующего имущества, который выступал в роли продавца в гражданско-правовой сделке по отчуждению (продаже) конкретного имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п.1 ст.9 Закона о приватизации могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%. Очевидно, однако, что в этой роли не могут также выступать другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица. По ранее действовавшему закону круг покупателей приватизируемого имущества был более узким.

В качестве объектов приватизации могут выступать:

    Предприятия и другие имущественные комплексы;

    Здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

    Земельные участки;

    Жилые помещения;

    Акции открытых акционерных обществ.

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находившегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движимое имущество переходит из публичной в частную собственность в результате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продукции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных гражданско-правовых сделок по отчуждению, а не в порядке приватизации. Что касается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, то отчуждение этих ценных бумаг свидетельствует о переходе корпоративных или обязательственных, но не вещных прав (тем более что сами эти акции, как правило, существуют в бездокументальной форме, представляя собой объект не вещных, а обязательственных прав) и должно производится в особом порядке, установленном для уступки удостоверенных таким способом прав.

Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами (п.5 ст.29 Закона о приватизации).

Приватизацию следует отличать от иных (общегражданских) способов отчуждения находящегося в публичной собственности имущества, но и от более узкого понятия разгосударствления. Последнее обычно связывается с переходом имущества государственных (или муниципальных) предприятий в собственность созданных их трудовыми коллективами юридических лиц.

Другой разновидностью приватизации является коммерциализация государственных и муниципальных предприятий. Под ней обычно понимается выделение из состава таких предприятий или их объединений имущества их структурных подразделений в качестве базы для образования новых юридических лиц – самостоятельных хозяйственных обществ, в том числе созданных работниками этих подразделений. Коммерциализация, т.е. создание коммерческих организаций – хозяйственных обществ на базе имущества торгов, трестов, комбинатов и иных считавшихся «государственными предприятиями» управленческих структур, наиболее широко использовалась в сфере торговли и бытового обслуживания еще до принятия специального законодательства о приватизации. Она стала основной формой «малой приватизации», т.е. приватизации мелких и некоторых средних предприятий.

2.2 Способы приватизации

В довольно ограниченных рамках в качестве способа приватизации государственных и муниципальных предприятий сохранялась аренда их имущества с правом последующего выкупа, рассматривающаяся еще в конце 80-х годов как основной путь приватизации («разгосударствления»). (п.2 ст.15 Закона о приватизации предприятий).Во всех остальных случаях арендатор приватизируемого предприятия (в роли которого выступает юридическое лицо, созданное его работниками) вправе в общем порядке создать открытое акционерное общество с государственным участием и впоследствии участвовать в приобретении его акций. В таком случае арендатор публичного имущества получает теперь право первоочередного приобретения акций такого общества.

Приватизация путем внесения вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст.23 Закона о приватизации) означает создание хозяйственных обществ с государственным или муниципальным участием. По смыслу законодательства о приватизации доля публично-правового образования в таких обществах не должна превышать 25%, иначе такая сделка не считается совершенной с надлежащим субъектом приватизации и может быть призвана недействительной.

Продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий, находившихся в государственной и муниципальной собственности, до принятия нового Закона о приватизации также считалась, особой разновидностью приватизации, либо решение о ликвидации такого предприятия одновременно рассматривалось и в качестве решения о его приватизации. Такая продажа осуществлялась соответствующим фондом имущества в ходе ликвидации предприятия и должна была производиться исключительно на открытых аукционах, причем, как правило, в виде отдельных «имущественных лотов».

Объекты незавершенного строительства (недостроенные и не сданные в эксплуатацию имущественные комплексы либо отдельные здания, сооружения и тому подобные объекты), в том числе входящие в состав имущества государственных и муниципальных предприятий (находящиеся на их балансе), приватизировались по решению соответствующих комитетов по управлению имуществом с учетом мнения министерств и ведомств, в том числе после их выделения из состава имущества приватизируемых предприятий, путем их продажи на аукционах или по конкурсу либо путем создания на их базе открытых акционерных обществ с последующей продажей их акций.

2.3 Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, огосударствленной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота. Этим, в частности, объясняется отсутствие специальных норм о приватизации в Гражданском кодексе и в других общих актах гражданского законодательства.

Проводимая в России приватизация государственного и муниципального имущества стала одним из главных направлений экономических преобразований, направленных на отказ от господствующей роли государства в экономике. Она преследовала следующие основные цели:

    Политическую – появление слоя собственников («среднего класса»);

    Экономическую – создание конкурентоспособных товаропроизводителей;

    Фискальную – дополнительный источник доходов бюджетов (либо снятие с них части расходов по содержанию, например, жилищного фонда);

    Социальную-соблюдение интересов населения (общества) при разделе государственного имущества.

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизируемого являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего – договорами купли-продажи, а приобретение «бездокументарных акций» - договором об уступке прав требования) и подпадают под действие общих норм гражданского права. Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Порядок осуществления этого правомочия и установлен специальными нормами.

В соответствии со ст. 217 ГК порядок приватизации должен устанавливаться специальными законами, а общие правила о приобретении и прекращении права собственности применяются здесь лишь в той мере, в какой соответствующие отношения не урегулированы указанными законами.

Порядок приватизации определяет лишь процедуру (способы) приватизации, но не ее объекты. Последние устанавливают соответствующие публичные собственники, руководствуясь своими интересами и нормативными актами. К сожалению, ранее принятые государственные программы приватизации практически не учитывали прав и интересов государственных и муниципальных собственников.

2.4 Приватизационные ценные бумаги

Для вовлечения в процесс приватизации всего населения, а не только работников приватизируемых предприятий всем гражданам в качестве предъявительских ценных бумаг были выданы приватизационные чеки («ваучеры»), на которые в течение срока их действия можно было приобрести акции приватизируемых предприятий. При этом было установлено, что значительную часть (от 35-до 90%) таких акций можно было приобрести лишь за «ваучеры», которые поэтому в тот период активно скупались у населения. Новый закон о приватизации в ст.12 установил, что законным (общеобязательным) средством платежа при приватизации признается денежная единица (валюта) РФ, т.е. рубль, но не приватизационные ценные бумаги. Однако в п.2 ст.12 указано, что специальным законом в этом качестве могут быть признаны также «целевые долговые обязательства РФ». [4;ст.125]

Муниципальные образования создаются по модели образований государственных, однако в отличие от последних органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ, п.5 ст.14 Закона РФ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ). По сути, муниципия выступает в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных образований к государственным по принципам их организации и деятельности позволяет рассматривать их совместно.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст.125 ГК). В роли таких органов могут выступать представительный орган местного самоуправления, выборный глава муниципального образования (если такая должность предусмотрена) и иные органы местного самоуправления. При участии муниципий в гражданских отношениях представительные органы могут играть более важную роль по сравнению с исполнительными, чем это предусмотрено для государственных образований.

2.5 Приватизация публичных предприятий путем их преобразования в акционерные общества

Приватизация крупных и части средних государственных и муниципальных предприятий проводилась путем их преобразования в акционерные общества открытого типа в соответствии с ранее действовавшим Законом о приватизации предприятий и Положением о коммерциализации государственных предприятий и с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа. Такое преобразование в соответствии с названными актами осуществлялось следующим образом.

Первоначально рабочая комиссия предприятия, включенного в перечень объектов приватизации в соответствии с программой приватизации, готовила план приватизации и устав будущего акционерного общества (по типовым формам), представляя их затем в соответствующий комитет по управлению имуществом. Последний утверждал эти документы, что считалось решением о приватизации данного предприятия, и представлял устав общества на государственную регистрацию в качестве единственного учредителя. Акционерное общество, возникшее после обычной государственной регистрации, становилось правопреемником государственного или муниципального предприятия (причем никаких специальных передаточных документов не составлялось). После этого комитет по управлению имуществом передавал свои акции соответствующему фонду по управлению имуществом. Одновременно формировался совет директоров общества и готовилось его первое общее собрание, а трудовой коллектив выбирал один из вариантов льгот по приобретению акций этого общества. В завершение приватизации соответствующий фонд имущества осуществлял продажу акций общества.

По новому закону составленные предприятием документы считаются заявкой на его приватизацию, которая подается в соответствующий орган по управлению имуществом и затем рассматривается и утверждается государственными органами в порядке, предусмотренном ст. 15 Закона о приватизации. В случае принятия решения о приватизации данного предприятия комиссия по его приватизации создается соответствующим органом по управлению публичным имуществом. Комиссия готовит план приватизации, утверждаемый назначившим органом.

Работникам приватизируемых предприятий законодательство о приватизации разрешало приобретать акции таких обществ на льготных условиях.

    Они были вправе безвозмездно получить 25% привилегированных (неголосующих) акций (на сумму не выше 20 минимальных зарплат одного работника) и приобрести еще 10% обыкновенных (голосующих) акций на льготных условиях: по закрытой подписке и с рассрочкой оплаты, а также со скидкой 30% от номинальной стоимости (первый вариант).

    Они могли приобрести до 51% обычных акций общества (т.е. заведомо контрольный пакет) преимущественно перед другими приобретателями, однако за полную (номинальную) стоимость (второй вариант).

    Наконец, с согласия членов трудового коллектива группа работников могла создавать товарищество (по сути - полное) на срок до одного года, взяв на себя в этот период всю ответственность за деятельность предприятия (в том числе своим имуществом), с тем чтобы по его окончании и выполнении других предусмотренных планом приватизации условий иметь право на приобретение 30% его голосующих акций по номиналу и еще 20% таких же акций на льготных условиях (в рассрочку и со скидкой 30% от номинала) (третий вариант).

Подавляющее большинство работников предприятий выбрали второй вариант, дающий возможность сохранения контроля над приватизационным предприятием.

Для сохранения государственного контроля за рядом приватизационных предприятий, имеющих особо важное народнохозяйственное значение, в федеральной особенности закреплялись контрольные пакеты акций (на срок от 3 лет, который в ряде случаев затем продлевался), а также выпускалась «золотая акция», позволяющая при отсутствии «контрольного пакета» акций в течение срока ее действия (первоначально до 3 лет) использовать право вето при принятии решений общим собранием акционерного общества.

Одним из перспективных способов приватизации в настоящее время можно считать преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества со 100% публичным участием (ст.20 Закона о приватизации). Такие «компании одного лица», формально будучи частными собственниками своего имущества, фактически находятся под полным государственным контролем, выполняя волю и реализуя интересы своего единственного акционера.

2.6 Продажа приватизированных объектов по конкурсу и на аукционах

Основной формой приватизации мелких и средних предприятий (со средней численностью работающих до 200 человек и с определенной балансовой стоимостью основных фондов) стала продажа их имущества по конкурсу и на аукционах. Она осуществлялась соответствующими фондами имущества, которые выступали в качестве продавцов.

На аукционе приватизируемые имущественные комплексы или отдельные объекты продаются покупателям, предложившим в ходе торгов наивысшую цену (п.1 ст.22 Закона о приватизации). При этом для продажи имущества мелких предприятий или отдельных объектов недвижимости использовался открытый аукцион, тогда как для реализации имущества средних предприятий использовался закрытый аукцион (закрытый тендер), предусматривающий ограниченный круг участников. Закрытые тендеры были рассчитаны на привлечение солидных инвесторов, хотя фактически привлекли участие подставных лиц и исключение реальных торгов. Действующий Закон о приватизации в ст.22 не проводит различия между открытыми и закрытыми аукционами (кроме случая продажи акций на специализированном аукционе, который должен проводится только в форме открытых торгов).[5; ст. 557]

2.7 Государство как собственник

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, но в отличие от физических или юридических лиц не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст.125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом государство не лишается права собственности, если закрепляет имущество за каким-либо юридическим лицом. Оно не только ограничивает свои возможности по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Однако такое ограничение – лишь особый юридико-технический прем, позволяющий государству вводить в гражданский оборот свое имущество. На самом деле государство осуществляет правомочия собственника и тогда, когда создает (учреждает) государственные юридические лица (унитарные предприятия и бюджетные учреждения) или управляет ими.

С точки зрения порядка осуществления права собственности все имущество, принадлежащее государству, разделяется на две части: государственную казну (не совпадающую с казначейством) и имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами (унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями). Казна состоит из бюджетных средств и иного имущества, не закрепленного за каким-либо государственным юридическим лицом на особом вещном праве. Бюджетные средства – это, как правило, денежные средства в безналичной форме, находящиеся на счетах казначейства.

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение федеральной собственностью, а также ее приватизацию (за исключением жилых помещений), является Министерством имущественных отношений РФ (Министерство РФ) и его территориальные органы на местах. Эти органы:

    Осуществляют приватизацию и разграничение государственной собственности;

    Управляют и распоряжаются имуществом Российской Федерации;

    Являются учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;

    Осуществляют права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности;

    Выступают в качестве арендодателей государственного имущества;

    Закрепляют государственное имущество на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и бессрочного пользования;

    Дают согласие не залог государственного имущества;

    Совершают иные действия.

Указанные действия органы системы Минимущества РФ совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества.

Второй по значению системой органов, уполномоченных от имени государства управлять и распоряжаться федеральным имуществом, являются фонды имуществ во главе с Российским фондом федерального имущества. Эти органы осуществляют функции:

    Владению переданными им объектами приватизации до момента их продажи, в том числе по осуществлению полномочий государства как акционера (участника) в хозяйственных обществах;

    Продаже переданных им объектов приватизации;

    Выступлению на основании поручения Правительства РФ учредителем хозяйственных обществ;

    Получению и перечислению денежных средств, полученных в результате приватизации;

    Осуществлению от имени РФ выпуска государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации.

Государство становится собственником имущества при прекращении (в том числе принудительном) на него права частной собственности по основаниям, предусмотренным ст.225 ГК (в отношении бесхозных вещей), 228 (находок), 231 (безнадзорных животных), 223 (кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), 238 (имущества, которое не может принадлежать данному собственнику), 240 (бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), 242 (при приватизации) и 243 (при конфискации), а также в иных случаях.

2.8 Государство как субъект ответственности

Всякий раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-правового отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение прав и охраняемых законом интересов другого участника этих отношений и наоборот. Это общее правило, касающееся гражданско-правовой ответственности. Однако говоря о государстве как субъекте ответственности, нужно вести речь об ином – об особых случаях внедоговорной ответственности государства за вред, причиненный в определенных ситуациях.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания либо акта государственного органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению.

Государство отвечает перед реабилитационными жертвами допущенных им политических репрессий на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991г.и принятых во исполнение его других нормативных актов. Эта ответственность конкретизирована в Положении о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иными путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г.№926. Действие этого Положения распространяется только на случаи ответственности государства, поскольку в нем идет речь и о возврате имущества, сохранившегося в натуре, что нельзя считать ответственностью.

В ряде случаев государство может принимать на себя обязанность компенсировать ущерб, понесенный теми или иными лицами, причем подобное возмещение не всегда относится к мерам ответственности. Так, согласно ст.306 ГК в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, причиненные собственнику убытки, в том числе стоимость его имущества, возмещаются государством. Принятие закона, как правило, акт правомерный. Поэтому возмещение убытков не будет мерой ответственности. Но если закон, на основании которого было прекращено право собственности, противоречит Конституции РФ или международно-правовым нормам, государство должно нести ответственность за неправомерные действия, например, в случае принятия закона о национализации какого-либо имущества без компенсации его стоимости.

2.9 Участие государства во внешнеторговом обороте

Общепризнано, что власть государства распространяется только на его территорию и некоторые другие пространства в соответствии с нормами международного права. Следовательно, за пределами своей территории государство власть обычно не осуществляет. Однако оно не теряет при этом такого своего важнейшего качества, как суверенитет. И при вступлении государства в гражданско-правовые отношения за пределами своей территории этого нельзя не учитывать.

Специфика участия государства во внешнеторговом обороте вытекает из того, что ему приходится действовать на чужой территории (под чужой властью). Принцип равноправия государств в международных отношениях здесь пересекается с суверенитетом государства на своей территории. Результатом такого пересечения является признание за государством, участвующим во внешнеторговом обороте, иммунитета. Иммунитет государства представляет собой его суверенитет, но как бы продолжительный за пределы государственной территории. Иммунитет означает невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей территории, без его согласия.

Учение об иммунитете государства наиболее подробно развито в международном частном праве. Различают несколько разновидностей иммунитета – судебный, от принудительного обеспечения иска и от принудительного исполнения судебного решения. Эти виды иммунитета означают, что государство без его согласия неподсудно судам другого государства. Что в отношении имущества государства без его согласия не могут быть предприняты принудительные меры по обеспечению иска и что, наконец, даже вынесенное против государства судебное решение не может быть без его согласия принудительно исполнено (например, ст.435 ГПК).

Государство может отказаться от своего иммунитета. Применительно к внутреннему обороту оно сделало это. Достаточно обратиться к правилу п.1 ст.124 ГК, согласно которому государство выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений. Однако это правило не распространяется на внешнеторговый оборот, что вытекает из ст.12 ГК. Поскольку особенности ответственности государства в отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности, в данном случае, нельзя вести речь ни о каком равенстве.

Закон об иммунитете государства пока что не принят. Однако следуя исторической традиции, иммунитет государства в международных отношениях, скорее всего, будет определен как абсолютный, т.е. не допускающий без согласия государства никаких принудительных действий в отношении него со стороны других государств, международных организаций, иностранных физических и юридических лиц. Концепция функционального иммунитета, согласно которой государство пользуется им лишь в международных публично-правовых отношениях, а в рамках коммерческих отношений выступает наравне с другими лицами, вряд ли когда-либо получит в России широкое распространение.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования непосредственно осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях. Установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными правовыми актами субъектами РФ (ст.11 Законами РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»). Иной (непредпринимательской) деятельностью за пределами РФ государство вправе заниматься и без специального дозволения, содержащегося в законе.

Выступление на внешнем рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта от имени Российской Федерации регламентируется главой 14 БК. Внешние долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

    Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    Договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

    Международных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет (ст.98 БК). Принимать на себя внешние долговые обязательства в настоящее время может только Российская Федерация, но не ее субъекты или муниципальные образования. От имени РФ осуществлять внешние заимствования и выдавать гарантии может Правительство РФ или уполномоченный им в соответствии с БК РФ федеральный орган исполнительской власти. [1, ст.215]

2.10 Компетенция глав администраций муниципальных образований в гражданском обороте

Согласно п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в п.1 ст.125, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющих статус этих органов по п.1 ст.125 – от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами.

Учредительные документы: ФЗ»Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г.

Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998г. №8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

ФЗ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (в ред.от 27 февраля 2003г.).

ФЗ от 21 марта 2001г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в ред.от 27 февраля 2003г.)

ФЗ от 14 ноября 2002г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Признание публичных образований полноправными участниками гражданского оборота и распространение на режим их деятельности принципа юридического равенства свидетельствуют о существующей у публичных образований равной возможности быть субъектами отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования.

Выступления в гражданском обороте опосредующем перемещение товаров, работ, услуг, невозможно без участия, в первую очередь, в неимущественных отношениях.

Публичные образования являются также полноправными участниками обязательных отношений, причем как договорного, так и внедоговорного характера. Первый из них образуют те договорные обязательства, в которых публичные образования выступают наравне с иными участниками гражданского оборота.

Второй вид составляют договорные обязательства, в которых публичные образования является исключительными субъектами. Особенности субъектного состава второго вида обязательств сказываются на порядке их заключения, исполнения и прекращения.

Муниципальные образования участвуют как в имущественных, так и в неимущественных отношениях, связанных с осуществлением и распоряжением исключительными правами.

Список используемой литературы

    Гражданское право. Том 1. («ВЕЛБИ») 2008г. А.П.Сергеев.

    Гражданское право. Том 1 2-е издание.(Москва.; изд. «БЕК») 2000г. Е.А.Суханов.

    Гражданское право. 6-е изд. (Москва «проспект») 2002г. А.П.Сергеев; Ю.К.Толстой.

    Гражданское право. (Москва;«КНОРУС») 2005г. А.П.Фоков; Ю.Г.Попонов; И.Л.Черкашина; В.А.Черкашин.

    Гражданское право. 2-е изд.(Москва; «БЕК») 1998г. Е.А.Суханов.