Механизм государства. Понятие государственного органа
Курсовая: Механизм государства. Понятие государственного органа.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА 6
Понятие механизма государства 6
Структура механизма государства, понятие государственного органа 9
ГЛАВА II. Механизм современного Российского государства 15
Принципы формирования и функционирования механизма государства российского 15
Классификация российских государственных органов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 23
ВВЕДЕНИЕ
Государство, возникающее на определенном этапе экономического развития в целях рационального управления обществом не может и недолжно в полной мере отождествляться с теми учреждениями, которые собственно и создаются для реализации тех функций, направлений деятельности, которые присущи этим образованиям. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а лишь только наделяет их властными полномочиями.
Иными словами, в этом проявляется такая важнейшая особенность государственной власти, а именно, эта власть проявляется в деятельности государственных органов и учреждений и образующих механизм (аппарат) этой власти (часто отождествляемый в обыденном сознании с высшими органами государства), государственной именно поэтому. Потому, вполне оправданным можно считать такую зависимость между ними, когда именно функциям государства принадлежит определяющая роль при формировании его механизма.
Исторически, органы государства (учреждения) подстраиваются, вынуждены подстраиваться «в такт» бьющемуся сердцу государства, его сущности, основам, выражаемом вовне в изменении его функций.
Так, если в обществе большую роль, большее значение приобретают вопросы национальных противоречий, то соответственно неизбежно на первый план высвечиваются такие элементы механизма государства как органы и учреждения насилия и принуждения. Поэтому исследование такого вопроса как структурная организация, механизм государства и представляет особую ценность, актуален. Иными словами, успешное, эффективное решение сложных внутренних и внешних задач, стоящих перед государственным образованием, что во многом определяет его роль в мировом сообществе, зависит от механизма государства, слаженной работы всех его составных частей и структурных элементов, создания и совершенствования необходимой для этого нормативно – правовой базы, что и определяет его актуальность.
Соответственно, теоретическое исследование этой проблематики, комплекса вопросов, связанных с механизмом государства, имея поддержку стороны конституционного права, административного права и некоторых других правоведческих отраслей, используя их выводы и достижения, относится к предмету историко – теоретических наук и в первую очередь теории государства и права, как базовой в научном изучении такого феномена как государство.
Соответственно и исследование проблематики, связанной с механизмом государства, должно занять одно из ведущих мест в юридической науке, в отдельных ее отраслях, и особенно в общей теории государства и права.
Однако несмотря на определенное продвижение в изучении отдельных звеньев государственного механизма со стороны конституционного (государственного), административного права и некоторых других отраслей правоведения, в теоретической разработке проблемы механизма Российского государства в целом наблюдается известное отставание.
Целью настоящей работы и является его познание, познание сущности государственного аппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства, определение понятия, описание его важнейших признаков, выведение структуры и ее функционально разнообразных основных частей – таковы основные задачи, решаемые на пути достижение цели работы.
Структура работы: введение, глава первая «Понятие механизма государства, государственный аппарат. Структурные элементы механизма», глава вторая «Механизм современного Российского государства», заключение и список использованных источников.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА
Понятие механизма государства
Власть, непрерывно воздействуя на общественные процессы, государственная власть особо, не может обходится без той реальной организационной, материальной основы, которую составляет его механизм. Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства1.
Понятие «механизм государства» тесно связано с понятием «государственный аппарат». Последнее принято употреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления.
Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие «государственный аппарат» в науке административного права. В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.
Иными словами, «механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное вещество, из которого оно состоит», «механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства»2.
В определении понятия, сформулированным выше, как форме мышления, содержащей основные, существенные, наиболее важные признаки этого явления, можно найти ответы, в наиболее полной форме описывающее этот механизм.
Во – первых, механизм государства представляют собой систему, обладающую в свою очередь признаками целостности (такое свойство, которое основано на том, что существуют единые принципы организации и деятельности) и иерархичности. Иерархичность подразумевает структурную организацию, первичными элементами (частями) которой являются государственные органы и учреждения, связанные между собой субординацией и координацией.
А собственно сознательную деятельность осуществляют государственные служащие (чиновники, управленцы). В ее обеспечение необходимы орудия (учреждения) принуждения – вооруженные отряды людей, тюрьмы и проч., в соответствии с техническим уровнем эпохи. Собственно, при помощи такого механизма и осуществляется власть и выполняются функции государства.
Структура механизма государства различается в различных государствах. На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияют множество факторов:
1. этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);
2. особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;
3. размеры территории;
4. национальный состав населения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);
5. географическое положение страны;
6. научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей. Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим.
Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль.
Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.
Итак, функции и задачи, присущие государству непосредственно осуществляются посредством деятельности его механизма. То есть государство как таковое, проявляет себя вовне, становиться живим организмом и функционирует как объективная реальность не иначе как через свой механизм, его структурные элементы, сознание тех служащих, которые работают в этих структурных подразделениях.
Поскольку механизм государства, обладая определенной структурой, состоит из соответствующих органов, логично его познание начать с анализа понятие и существенных признаков его элементов – государственных органов, обладающих своеобразием и различительными признаками, особо выделяющих их среди других субъектов управления.
Структура механизма государства, понятие государственного органа
Итак, единый целостный механизм государства в целях реализации присущих ему функций расчленяется на составные части – органы и подсистемы, расположенные в определенной иерархии: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации. Такая структура изменчива и разнообразна, но при всех условиях в его структуре существуют органы управления и органы принуждения, при этом управление и принуждении зачастую переплетаются между собой, в этом проявляется общесоциальная и классовая сущность государства. Множество столетий государственный аппарат был неразвит, а органы не были дифференцированы по составу и компетенции. Так, в рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел3. Механизм же современного государства может быть отмечен высокой степенью сложности и многообразием органов и учреждений, подразделяющихся на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция 4.
Таким образом, орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков обычно относят следующие. Во – первых, государственный орган наделен государственно – властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно - властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.
Государственные учреждения тесно примыкают к ним, государственным органам, но собственно не наделены властными полномочиями, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др. «В понятии государственно-властного полномочия особенно наглядно проявляются единство и органическая взаимосвязь государства и права, механизма государства в целом и отдельного государственного органа. Лишь при наличии у той или иной организации или учреждения всех перечисленных выше взаимосвязанных между собой элементов, образующих понятие государственно-властного полномочия, можно определить, что это государственный орган. Наличие государственно-властных полномочий, обладание ими - важнейший признак государственного органа, в тесной связи с которым находятся и другие его признаки». Во – вторых, государственный орган как часть механизма государства обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью. Каждый государственный орган выполняет свойственные ему функции соответственно его компетенции, роли и места в механизме государства. Государство, его механизм функционируют через отдельные государственные органы, функции государства в целом осуществляются посредством реализации функций отдельных государственных органов. Тот или иной государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в выполнении различных функций государства – таков третий признак. Для выполнения своих функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами – четвертый. И наконец, последний, их существование невозможно без персонала (коллектива) людей. «Существование государственной власти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое название». Тут нужно отметить, что речь идет в первую очередь о тех, кто замещают государственные должности, являются государственными служащими.
Рассмотренные признаки органа государства в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства и позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства.
Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:
· по принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные органы);
· в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора.
Среди распорядительно-исполнительных органов:
а) органы социально-культурной сферы,
б) органы экономики,
в) правоохранительные органы.
· в зависимости от способов формирования выделяют:
а) первичные органы,
б) производные органы.
Первичные органы образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися. Производные органы образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения (Государственная Дума - первичный, правительство - производный).
· в зависимости от сферы деятельности:
а) высшие органы,
б) центральные органы,
в) местные органы.
· в соответствии с федеральным устройством государства:
а) федеральные (центральные),
б) органы субъектов федерации.
Основной классификацией является классификация органов государства по содержанию их властных полномочий:
· представительные (законодательные) органы - осуществляют законодательную деятельность. В РФ - Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации
· исполнительно-распорядительные - занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ - Президент, Правительство, министерства, ведомства;
· судебные органы - осуществляют правосудие.
· органы надзора. · органы местного самоуправления.
Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.
Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими - надзорными - полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это - орган надзора со специфическими полномочиями.
ГЛАВА II. Механизм современного Российского государства
Принципы формирования и функционирования механизма государства российского
Формирование и функционирование механизма (аппарата) государства осуществляется на ряде идей, требований, отправных начал, в науке обычно именуемых принципами. Их классификация по степени охвата возможна на две категории – общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, все составляющим его государственным органам, и частные, действие которых распространяется лишь на действие некоторых звеньев государственного механизма, отдельных органов, или групп органов.
Так, в качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Федеральном законе «О системе государственном службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации и иных федеральных законах.
Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Принцип гуманизма - основывается на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой, соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Классификация российских государственных органов
Помимо разделения государственных органов в зависимости от того, представляют ли они собой - коллективное образование или воплощаются в одном лице, занимающем государственную должность, - имеются и другие основания их классификации.
По такому критерию, как юридический источник их легитимности, органы государства подразделяются на:
а) органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
б) органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента РФ, аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших судебных органов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).
Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму— вторичными, производными от первых.
По действию в пространстве, т. е. в соответствии с территорией, на которую распространяется деятельность государственных органов, они подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом, согласно данному критерию, суды, прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам.
По действию во времени государственные органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, согласно Конституции и законам Российской Федерации, конституциям и уставам субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут существовать государственные органы, создание и деятельность которых носят временный характер. Они непосредственно связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением военного положения).
На основе принципа разделения властей, в зависимости от того, к какой ветви власти относятся, государственные органы делятся на законодательные, исполнительные, судебные.
Опираясь на конституционно выделяемые на основе разделения властей структурные подразделения государственного механизма и учитывая выполняемые составляющими их органами функции, т. е. на основе структурно-функционального анализа, можно выделить следующие виды (группы, подсистемы) органов, образующих механизм современного Российского государства.
1. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент РФ как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти, подобно тому, как это закреплено в Конституциях Франции, Германии, Италии.
Согласно Конституции РФ, Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент России в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. 2. Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным постоянно действующим органом Российской Федерации является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочиями, главное среди которых - издание федеральных законов. Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием РФ, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации.
3. Органы исполнительной власти. Согласно Конституции РФ, исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства РФ и заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Правительство РФ: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе РФ отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента России. Вся разносторонняя деятельность Правительства РФ осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных федеральных органов исполнительной власти.
Понятием системы исполнительных органов государственной власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма Российского государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской федерации порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация Президента РФ, включая входящие в нее соответственно ее подразделениям государственные органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
4. Суд, прокуратура и другие органы, непосредственно стоящие на страже законности и правопорядка. Судебная власть — одна из ветвей власти, такая же опора государства, как законодательная и исполнительная власти. Согласно Конституции, правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды. Конституционный Суд РФ рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешений, экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2000. – 616 с.
2. М.И. БАЙТИН. Механизм современного Российского государства. Электронное издание статьи.
3. Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986, - 639 с.
4. Алексеев С. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА * М. 1998.
5. Теория государства и права. Учебное пособие для студентов СГА. 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Функции государства - основные направления деятельности государства по
управлению главными сферами социальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач. Функции различаются по направленности деятельности государства на внешние и внутренние. Они, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сфер общественной жизни на экономические, социально-политические и идеологические. Внутри страны современное государство осуществляет в сфере экономики: непосредственное управление объектами государственной собственности, регулирование деятельности субъектов негосударственных форм собственности, концентрацию и распределение финансовых средств, установление таможенного режима; в социально-политической сфере: управление системой здравоохранения, социального обеспечения и благоустройства, обеспечение экологической безопасности, регулирование отношений между социальными и национальными группами, общественными и религиозными объединениями, охрану общественного порядка; в идеологической сфере: управление развитием науки, образования, культуры, регулирование деятельности средств массовой информации, формирование общенациональной идеологии, охрану памятников истории и культуры; иные внутренние функции. В области внешней политики современное государство организует политическое и экономическое взаимодействие с другими странами, культурное сотрудничество с ними, управляет обороной страны, разведкой и контрразведкой, участвует в оборонительных и иных международных союзах. Осуществляя функции, государство решает такие основные задачи, как согласование деятельности различных субъектов общественной жизни, реализацию их интересов на международной арене, обеспечение внутренней и внешней безопасности, поддержание порядка и стабильности в обществе. Достижение этих задач государство осуществляет различными методами.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
Государственный аппарат - система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников), выполняющих задачи по реализации функций государства и принимающих соответствующие обязательные решения.Государство в обществе реально существует в виде государственного аппарата, управляющего различными сферами социальной жизни. Государственный аппарат состоит из людей (государственных служащих, чиновников), которые готовят, принимают и проводят в жизнь властные решения в рамках структурных подразделений государственного аппарата - органов государства,
Структура государственного аппарата определяется задачами и функциями, которые государство осуществляет на том или ином этапе развития общества. Для каждого такого этапа характерны свои особенности в построении государственного аппарата, Организация аппарата однотипных государств, реализующих сходные задачи и функции, имеет общие черты. Это выражается, прежде всего, в принципах построения государственного аппарата. Так организация и деятельность всех современных цивилизованных государств базируется на принципах народовластия, разделения властей, верховенства права. Общая тенденция изменений государственного аппарата в историческом плане состоит в усложнении его организации, в увеличении численности чиновников по отношению к массе управляемого населения. Это связано с расширением в ходе развития человеческой цивилизации социальных сфер, требующих управления в масштабах всего общества.
ОРГАН ГОСУДАРСТВА
Орган государства - часть государственного аппарата, организационно обособленная от других, наделенная властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретной сферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими его частями в единый государственный механизм. Орган государства представляет собой специализированную часть государственного аппарата, осуществляющую управление конкретными социальными объектами и наделенную для этого строго определенной властной компетенцией. Он формально обособлен от других органов, имеет собственную структуру, материальную и финансовую базу. Каждый орган государства, частично реализуя общие функции и задачи, связан путем подчинения или координации с другими органами государства. Взаимосвязанные между собой в процессе осуществления властных полномочий органы, составляют действующий (функционирующий) государственный механизм. Государственный орган имеет внутреннюю структуру (управления, отделы, службы). Взаимоотношения служащих государственного органа определяются возложенными на них правами и обязанностями. Среди них по статусу выделяются должностные лица, наделенные правом самостоятельно принимать властные решения. В зависимости от своего назначения органы современного государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. По сфере действия они делятся на верховные (центральные) и местные; по объему полномочий - на органы общей и специальной компетенции; по порядку формирования - на выборные и назначаемые.
ПРИНЦИП НАРОДОВЛАСТИЯ
Народовластие - принцип организации и деятельности современного государственного аппарата, в соответствии с которым единственным источником власти в стране признаются ее граждане, а полномочия отдельных органов государства считаются производными от власти народа и осуществляются по его поручению. В современном обществе легитимной (законной) признается только такая государственная власть, которая действует по воле народа. В соответствии с этим принципом народ наделяется правом формировать верховные государственные органы, контролировать их деятельность, самостоятельно принимать ответственные государственные решения. Народ обладает неотъемлемым правом изменять органы государства, действующие вопреки его воле. Формами народовластия являются непосредственная и представительная демократия. Путем непосредственной демократии население страны или ее части принимает
окончательное решение по тем или иным государственным вопросам. Эти решения не требуют утверждения каким-либо государственным органом и не могут быть им отменены. Основными каналами непосредственной демократии являются референдум (всенародное голосование по отдельным политическим вопросам или проектам законов), решения собраний (сходов) граждан и др.Путем представительной демократии население страны, его различные социальные слои и группы реализуют свои интересы через представителей (депутатов, должностных лиц) в государственных органах. Они избираются на основе всеобщего, равного и, как правило, прямого голосования. Население не только избирает представителей, но и контролирует их деятельность через общественные объединения, средства массовой информации, различные формы отчетности перед народом.
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Разделение властей - принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Законодательные органы представлены выборными от народа парламентами, советами, собраниями. Они определяют основные направления политики государства путем принятия законодательных актов, в том числе бюджета государства, и контролируют деятельность исполнительной власти. Исполнительные органы представлены сформированными в выборном или назначаемом порядке правительством, министерствами, управлениями, департаментами. Они осуществляют путем принятия подзаконных решений и оперативной работы непосредственное управление различными областями социальной жизни (экономикой, культурой, образованием, внешней политикой, обороной и т.д.). Судебные органы представлены конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой. Они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения. Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы исполнительной власти распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.
1 В учебных издания понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность // Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2000. – с. 158.
2 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2000. – с. 157
3 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2 – е изд., изм и доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2000. – с. 159
4 Там же