Методология и практика особенностей обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЗЫСКАНИЯ С ДОЛЖНИКА
1.1. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника
1.2. Обращение взыскания на имущество должника по расчетам
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАРАБОТОК ДОЛЖНИКА, ОТБЫВАЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ
2.1. Порядок удержания алиментов в случае нахождения должника в местах лишения свободы
2.2. Практика обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
С осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также с лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание производится из всего заработка без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
Применение меры наказания в виде исправительных работ предполагает, что осужденный остается по общему правилу в прежнем трудовом коллективе, но из его доходов, согласно ст. 50 УК, осуществляются удержания в размере от 5 до 20%. В случае если на доходы должника обращается взыскание по исполнительным документам, размер взыскания исчисляется без учета удержаний, произведенных на основании ст. 50 УК. Таким образом, размер всех удержаний из доходов должника, осужденного к исправительным работам, состоит из денежной суммы, взыскиваемой в порядке, установленном ст. 66 Закона об исполнительном производстве, а также денежных средств, удерживаемых на основании ст. 50 УК (до 20%).
При применении мер наказания в виде лишения свободы из заработной платы, пенсий и доходов осужденного производятся удержания для возмещения стоимости питания, одежды и коммунально-бытовых услуг (ст. ст. 99, 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. При обращении взыскания по исполнительным документам размер взыскания исчисляется без учета указанных удержаний.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение особенностей обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание.
Тематика сущности и особенностей слабо изучена отечественными, поэтому актуальным является посвятить работу систематизации, накоплении и закреплении знаний об особенностях обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание.
Актуальность и важность данной проблемы, а также недостаточная теоретическая разработанность, необходимость совершенствования и повышения эффективности обусловили выбор темы исследования и определили круг исследуемых вопросов.
Целью данной курсовой работы является освещение вопросов методологии и практики особенностей обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- исследование теоретических основ, раскрывающих общие вопросы взыскания с должника;
- анализ особенностей обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание.
При написании работы возникли трудности с поиском библиографической базы, посвященной освещению изучаемого вопроса в связи со слабой изученностью указанной тематики, однако глубокое и всестороннее изучение источников обусловило подробное раскрытие выбранной темы работы.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВЗЫСКАНИЯ С ДОЛЖНИКА
1.1. Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника
В современном обществе, к сожалению, очень часто возникают ситуации, когда между людьми возникают отношения "взыскатель–должник". И согласно федеральному законодательству, должник обязан выплатить долг. Если у должника отсутствует имущество или его недостаточно для полного погашения взыскиваемых сумм, тогда обращается взыскание на его заработную плату и иные виды доходов.
Согласно Федеральному закону "Об исполнительном производстве" размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов. С должника может быть удержано не боле 50% доходов до полного погашения взыскиваемых сумм. Ограничения размера удержаний не применяются при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещении за ущерб, причиненный преступлением. В этих случаях размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней платежей и выдач не может превышать 70%.
Взыскание обращается также и на причитающуюся должнику стипендию, пенсию, вознаграждения за использование авторского права, права на открытие, изобретение.
На определенных условиях взыскивается задолженность и с лиц, отбывающих наказание. С осужденного к исправительным работам взыскание по исполнительным документам должно производиться из всего заработка без учета удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда. С осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также с лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание производится из всего заработка без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
По решению суда, судебному приказу долг может взыскиваться с пособия по социальному страхованию.
Взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые:
в возмещение вреда, причиненного здоровью;
в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;
лицам, получившим увечья при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам;
за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством РФ;
организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.
Взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника обращается при исполнении решений о взыскании периодических платежей, взыскании суммы, не превышающей двух минимальных размеров оплаты труда, при отсутствии у должника имущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм (ст.64 Федерального закона об исполнительном производстве). При этом размер удержаний из зарплаты и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, и не может быть более 50% заработка даже при удержании по нескольким исполнительным документам.
Взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые: 1) в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; 2) лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц; 3) в связи с рождением ребенка; многодетным матерям; одиноким отцу или матери; на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей; пенсионерам и инвалидам I группы по уходу за ними; потерпевшим на дополнительное питание, санаторно-курортное лечение, протезирование и расходы по уходу за ними в случае причинения вреда здоровью; по алиментным обязательствам; 4) за работу с вредными условиями труда или в экстремальных ситуациях, а также гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф или аварий на АЭС, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации; 5) организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также на выходное пособие, выплачиваемое при увольнении работника.
Из денежной суммы, в том числе полученной путем реализации имущества должника, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы на совершение исполнительных действий. Оставшаяся денежная сумма используется для удовлетворения требований взыскателя. Денежная сумма, оставшаяся после удовлетворения всех требований взыскателя, возвращается должнику.
Очередность удовлетворения требований взыскателя установлена ст.78 Федерального закона об исполнительном производстве, а списания денежных средств со счета - ст.855 ГК РФ (с изменениями и дополнениями).
Если должник добровольно не выполняет исполнительный документ в срок, установленный приставом, последний выносит постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. При неисполнении исполнительного документа неимущественного характера исполнительный сбор с должника-гражданина составляет 5 МРОТ, с должников-организаций - 50 МРОТ. Из суммы исполнительного сбора 30% отчисляют в федеральный бюджет, а остальную сумму - во внебюджетный фонд развития исполнительного производства. При отмене судебного акта и прекращении исполнительного производства сбор возвращают должнику.
Взыскатель вправе внести на депозитный счет подразделения судебных приставов-исполнителей аванс в размере, достаточном для производства соответствующих расходов либо их части. Аванс может быть использован на розыск должника или его имущества. При завершении исполнительного производства аванс полностью возвращают взыскателю. Расходы на совершение исполнительных действий взыскивают с должника и вносят полученные средства на депозитный счет подразделения с последующим возмещением внебюджетному фонду развития исполнительного производства. В случае прекращения исполнительного производства из-за отмены постановления, на основании которого был выдан исполнительный документ, расходы по совершению исполнительных действий относят на счет федерального бюджета.
Ответственность за неисполнение исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, предусмотрена ст.85 Федерального закона об исполнительном производстве. В случае допущения таких нарушений пристав выносит постановление о наложении на должника штрафа в размере до 200 МРОТ и назначает ему новый срок исполнения исполнительного документа. При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается (400 МРОТ, 800 МРОТ, 1600 МРОТ и т.д.).
После повторного неисполнения без уважительных причин исполнительного документа пристав выносит представление о привлечении должника к административной или уголовной ответственности. Постановление о наложении штрафа утверждает старший судебный пристав, оно может быть обжаловано в 10-дневный срок.
Неисполнение требований исполнительного документа банком или иной кредитной организацией о взыскании средств с должника влечет взыскание штрафа в размере 50% от суммы, подлежащей взысканию.
За неисполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника, а также несообщение должником об увольнении с работы, о новом месте работы или месте жительства виновные граждане и должностные лица подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 МРОТ, а за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий - приводу, о чем выносится соответствующее постановление, которое утверждает старший судебный пристав. Это постановление может быть обжаловано в соответствующем суде в 10-дневный срок.
При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законных требований судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности (ст.87 Федерального закона об исполнительном производстве).
Согласно ст.91 Федерального закона об исполнительном производстве взыскатель вправе предъявить юридическому лицу иск о взыскании подлежащей удержанию суммы, не удержанной по вине этой организации. При этом взыскатель освобождается от уплаты государственной пошлины.
Если возникает спор о принадлежности имущества, на которое обращено взыскание, заинтересованные физические и юридические лица вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи.
Когда не выполняется исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника, ущерб, причиненный организации выплатой ему денежных сумм, может быть взыскан с руководителя или иного работника этой организации, виновных в неисполнении исполнительного документа, в порядке, определенном ГПК РФ.
1.2. Обращение взыскания на имущество должника по расчетам
Глава 22 "Исполнение обязательств" ГК РФ предусматривает надлежащее исполнение обязательств в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исполнение обязательств обеспечивается неустойкой, залогом, имуществом, на которое распространяются права залогодержателя (ст.340 ГКРФ), а ст.348-350 ГК РФ предусмотрены обращение взыскания на заложенное имущество и его реализация. Выполнение обязательств обеспечивается также удержанием имущества, поручительством, банковской гарантией, задатком.
Обращение взыскания на имущество должника по Указу Президента РФ "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций" от 14.02.96 N 199 (в ред. от 25.07.2000) производится, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или договором, только после получения взыскателем либо лицом, осуществляющим взыскание, отметки банка, обслуживающего расчетный (текущий) счет должника, о недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований взыскателя. Банк, получив исполнительный лист либо формленное в установленном порядке требование лица, осуществляющего взыскание, о взыскании денежных средств, обязан в 3-дневный срок осуществить взыскание либо сделать отметку о полном или частичном его неисполнении в связи с отсутствием на расчетном (текущем) счете должника денежных средств. Невыполнение этого требования банком влечет ответственность по ч.1 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
В суточный срок со дня получения лицом, осуществляющим взыскание, исполнительного листа либо оформленного в установленном порядке требования о взыскании денежных средств с отметкой банка о полном или частичном неисполнении взыскания оно направляет должнику письменное требование о погашении задолженности, содержащее уведомление о предстоящем обращении взыскания на имущество должника в случае неисполнения данного требования. Решение об обращении взыскания на имущество должника принимается не позднее 5-дневного срока со дня вручения должнику требования. Должник вправе обжаловать решение взыскателя, а также действия должностных лиц, выполняющих требование взыскателя, но это не приостанавливает исполнения взыскания, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Арест или административный арест на имущество должника налагается лицом или органом, уполномоченным на это федеральным законом, не позднее одного месяца со дня вручения должнику требования взыскателя. В необходимых случаях арест может быть наложен одновременно с вручением требования взыскателя, если задолженность не будет погашена до наложения ареста на имущество должника.
Арест налагается лишь на то имущество должника, которое принадлежит ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления, за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте, независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
Обращение взыскания на наличные денежные средства должника производит лицо, осуществляющее взыскание. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфе кассы должника и находящиеся в изолированном помещении этой кассы, а также денежная наличность независимо от места ее хранения, которая значится по бухгалтерским (кассовым) документам должника, подлежат изъятию независимо от согласия должника незамедлительно по их представлении или обнаружении, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При обращении взыскания на имущество должника в первую очередь реализуется имущество, непосредственно не участвующее в производстве, - ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и др.; во вторую очередь - готовая продукция (товары), атакже иные материальные ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве; в третью очередь- объекты недвижимости иного имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве; в четвертую очередь - имущество, предназначенное другим лицам по договорам аренды, займа, проката или иным договорам после принятия мер по их расторжению.
Если арбитражным судом возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника к моменту реализации имущества, на которое обращено взыскание, то до рассмотрения дела в арбитражном суде реализация имущества должника не производится.
В тех случаях, когда налагается арест на имущество должника третьей или четвертой очереди реализации, лицо или орган в 3-дневный срок после осуществления ареста направляет в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Минимуществе России уведомление с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя.
Копию такого уведомления направляют в налоговый орган в 3-дневный срок после ареста имущества. Налоговый орган в недельный срок со дня получения уведомления направляет в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве): справку о сумме задолженности должника перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами и сумме начисленных штрафных санкций, установленных на последний отчетный период, предшествующий аресту имущества должника; копию бухгалтерского отчета должника за последний отчетный период с отметкой налогового органа; иные материалы, необходимые для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве).
Должник вправе просить орган, обладающий в соответствии с федеральным законом правом на принятие решения, об отсрочке исполнения решения (реализации имущества должника) до рассмотрения вопроса о несостоятельности (банкротстве).
Вопрос о возбуждении в арбитражном суде дела о несостоятельности (банкротстве) должника решается в двухнедельный срок Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве), которое уведомляет о возбуждении дела лиц, осуществляющих взыскание.
Имущество должника реализуется путем продажи в течение 2 месяцев со дня наложения ареста, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Имущество продается на комиссионных началах организацией, уполномоченной лицом, осуществляющим взыскание. Оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов суммы от реализации имущества за вычетом расходов на обращение взыскания направляют должнику.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАРАБОТОК ДОЛЖНИКА, ОТБЫВАЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ
2.1. Порядок удержания алиментов в случае нахождения должника в местах лишения свободы
Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Но все чаще вопрос об уплате алиментов решается не путем взаимного соглашения, а в судебном порядке. Только за I полугодие 2006г. в Курганский городской отдел УФССП России по Курганской области на принудительное исполнение поступило более 800 исполнительных документов по взысканию алиментов.
В соответствии со ст.211 Гражданского процессуального кодекса РФ документы, выдаваемые судом по взысканию алиментов, подлежат немедленному исполнению. При получении исполнительного листа по взысканию алиментов судебный пристав-исполнитель незамедлительно уведомляет должника о возбуждении в отношении его исполнительного производства, направляет запросы в регистрирующие органы о наличии у должника счетов в отделениях банка, имущества, принадлежащего неплательщику на праве собственности. В случае неисполнения требований исполнительного документа должником и при наличии задолженности по уплате алиментных обязательств более двух минимальных размеров оплаты труда судебным приставом-исполнителем применяется уже весь комплекс мер принудительного взыскания: списываются денежные средства, находящиеся на банковских счетах должника, арестовывается имущество, принадлежащее «нерадивому родителю» на праве собственности, с последующей реализацией, направляются требования об удержании долга по месту работы должника, в том числе и в места лишения свободы. В случае злостного уклонения от уплаты алиментов приставом по истечении 4 месяцев с момента предупреждения должника об уголовной ответственности за подобные действия направляются материалы по ст.157 УК РФ для привлечения неплательщика к уголовной ответственности.
При обращении взыскания на заработок должника, отбывающего наказание, судебный пристав-исполнитель, установив достоверность информации о нахождении неплательщика в местах лишения свободы, направляет в бухгалтерию исправительного учреждения документы с требованием, предписывающим порядок и размер удержания задолженности по алиментам. К требованию прилагаются реквизиты взыскателя для перечисления денежных сумм с указанием его домашнего адреса. В случае отсутствия данных о месте жительства взыскателя судебный пристав-исполнитель обязан установить его местонахождение: направляются запросы в Информационный центр Управления внутренних дел, Адресное бюро. В целях недопущения халатности по исполнению требования документа бухгалтер исправительного учреждения предупреждается приставом об ответственности за неисполнение возложенных на него обязанностей по перечислению денежных средств, предоставления неверных сведений о доходах должника, несвоевременное перечисление удержанных сумм взыскателю. Согласно ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, взыскание алиментов с осужденных, находящихся в местах лишения свободы, производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию. Взыскатель уведомляется о поступивших на его счет денежных средств по взысканию алиментов почтовым извещением.
Но трудности по исполнению документов, предписывающих взыскание задолженности по алиментам с осужденных, отбывающих наказание, возникают не при расчете периода и суммы взыскания и не при уведомлении взыскателя о произведенных перечислениях. Дело в том, что сам факт нахождения должника в местах лишения свободы еще не говорит о его трудовой занятости, хотя почему-то в обывательском сознании прочно укрепилась причинно-следственная связь «сидит - значит работает». На сегодня совсем небольшое число осужденных трудоустроено и получает определенный доход; чаще всего это лица, отбывающие наказание в колониях с поселением. Поэтому жалобы взыскателей на «бездействие» судебного пристава – исполнителя по взысканию алиментных обязательств, как правило, необоснованны. Нужно понимать, пристав сам заинтересован в скорейшем исполнении требований исполнительного документа, но и обеспечить должников, отбывающих наказание, рабочими местами он не в силах.
Однако, отсутствие трудоустройства при нахождении должника в местах лишения свободы не означает «прощение долга». При освобождении неплательщика документы, предписывающие взыскание алиментных обязательств, направляются вновь судебному приставу для исполнения. Размер задолженности по содержанию ребенка за период отбывания наказания в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ начисляется исходя из средней заработной платы в РФ, действующей на момент взыскания задолженности.
Проблема трудоустройства лиц, отбывающих наказание и имеющих задолженность по алиментам, должна решаться на самом высоком законодательном уровне. Исходя из особой социальной значимости алиментных обязательств это проблема не местного, а федерального значения: освобождение должника из мест лишения свободы еще не говорит о его готовности и наличии возможности погасить задолженность по алиментам.
2.2. Практика обращения взыскания на заработок должника, отбывающего наказание
Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Но все чаще вопрос об уплате алиментов решается не путем взаимного соглашения, а в судебном порядке. Только за 1-е полугодие 2006 г. в Курганский городской отдел УФССП России по Курганской области на принудительное исполнение поступило более 800 исполнительных документов по взысканию алиментов.
В соответствии со ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФ документы, выдаваемые судом по взысканию алиментов, подлежат немедленному исполнению. При получении исполнительного листа по взысканию алиментов судебный пристав-исполнитель незамедлительно уведомляет должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства, направляет запросы в регистрирующие органы о наличии у должника счетов в отделениях банка, имущества, принадлежащего неплательщику на праве собственности. В случае неисполнения требований исполнительного документа должником и при наличии задолженности по уплате алиментных обязательств более двух минимальных размеров оплаты труда судебным приставом-исполнителем применяется уже весь комплекс мер принудительного взыскания: списываются денежные средства, находящиеся на банковских счетах должника, арестовывается имущество, принадлежащее «нерадивому родителю» на праве собственности, с последующей реализацией, направляются требования об удержании долга по месту работы должника, в том числе и в места лишения свободы. В случае злостного уклонения от уплаты алиментов приставом по истечении 4 месяцев с момента предупреждения должника об уголовной ответственности за подобные действия направляются материалы по ст. 157 УК РФ для привлечения неплательщика к уголовной ответственности.
При обращении взыскания на заработок должника, отбывающего наказание, судебный пристав-исполнитель, установив достоверность информации о нахождении неплательщика в местах лишения свободы, направляет в бухгалтерию исправительного учреждения документы с требованием, предписывающим порядок и размер удержания задолженности по алиментам. К требованию прилагаются реквизиты взыскателя для перечисления денежных сумм с указанием его домашнего адреса. В случае отсутствия данных о месте жительства взыскателя судебный пристав-исполнитель обязан установить его местонахождение: направляются запросы в информационный центр Управления внутренних дел, адресное бюро. В целях недопущения халатности по исполнению требования документа бухгалтер исправительного учреждения предупреждается приставом об ответственности за неисполнение возложенных на него обязанностей по перечислению денежных средств, предоставление неверных сведений о доходах должника, несвоевременное перечисление удержанных сумм взыскателю. Согласно ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ взыскание алиментов с осужденных, находящихся в местах лишения свободы, производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию. Взыскатель уведомляется о поступивших на его счет денежных средствах по взысканию алиментов почтовым извещением.
Но трудности по исполнению документов, предписывающих взыскание задолженности по алиментам с осужденных, отбывающих наказание, возникают не при расчете периода и суммы взыскания и не при уведомлении взыскателя о произведенных перечислениях. Дело в том, что сам факт нахождения должника в местах лишения свободы еще не говорит о его трудовой занятости, хотя почему-то в обывательском сознании прочно укрепилась причинно-следственная связь «сидит – значит, работает». На сегодня совсем небольшое число осужденных трудоустроено и получает определенный доход; чаще всего это лица, отбывающие наказание в колониях с поселением. Поэтому жалобы взыскателей на «бездействие» судебного пристава-исполнителя по взысканию алиментных обязательств, как правило, необоснованны. Нужно понимать, пристав сам заинтересован в скорейшем исполнении требований исполнительного документа, но и обеспечить должников, отбывающих наказание, рабочими местами он не в силах.
Однако отсутствие трудоустройства при нахождении должника в местах лишения свободы не означает «прощение долга». При освобождении неплательщика документы, предписывающие взыскание алиментных обязательств, направляются вновь судебному приставу для исполнения. Размер задолженности по содержанию ребенка за период отбывания наказания в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ начисляется исходя из средней заработной платы в РФ, действующей на момент взыскания задолженности.
Проблема трудоустройства лиц, отбывающих наказание и имеющих задолженности по алиментам, должна решаться на самом высоком законодательном уровне. Исходя из особой социальной значимости алиментных обязательств это проблема не местного, а федерального значения: освобождение должника из мест лишения свободы еще не говорит о его готовности и наличии возможности погасить задолженности по алиментам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первый этап судебной и правовой реформы в нашей стране был связан прежде всего с совершенствованием конституционного, гражданского и процессуального законодательства. Реформа материального права показала необходимость обеспечения условий для реализации и принудительного осуществления прав всеми заинтересованными участниками гражданского оборота и публично-правовых отношений. Поэтому в 1997 году с принятием федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" система принудительного исполнения была организована на совершенно иных принципах, что позволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы. Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ - еще один вид федеральных органов исполнительной власти.
После 1997 года данная Служба смогла улучшить работу системы принудительного исполнения. Однако наряду с достижениями проявились более глубоко и зримо многие проблемы исполнительного производства, которые не получили разрешения в ранее принятых федеральных законах, обозначились пробелы в правовом регулировании. В этих условиях встал вопрос о дальнейшем совершенствовании нормативной основы как деятельности органов принудительного исполнения, так и самого исполнительного производства.
Ряд специалистов высказался за необходимость разработки полноценного Исполнительного кодекса РФ, который бы вобрал оправдавшие себя положения федеральных законов "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", устранил и ликвидировал многочисленные пробелы, свел воедино разрозненные положения федерального законодательства, так или иначе регулирующие вопросы исполнительного производства. Конечная цель любой реформы, в том числе и в данной сфере, - повысить уровень защиты прав граждан и организаций, улучшить эффективность и результативность работы органов принудительного исполнения, обеспечив тем самым стабильность гражданско-правовых и публично-правовых отношений.
С этой целью Администрацией Президента РФ образована рабочая группа по разработке кодифицированного акта в сфере исполнительного производства, которая начала свою деятельность под эгидой и при активной поддержке Департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ. Одним из первых вопросов, обсуждаемых и положительно решенных группой, стал вопрос о правовой форме кодифицированного акта и его предполагаемой структуре. Рабочая группа принялась за разработку Исполнительного кодекса Российской Федерации. Почему именно Кодекса, а, например, не федерального закона? Потому что объем материала, нуждающегося в кодификации, и уровень решаемых проблем требуют разработки акта, который как по статусу, так и по масштабу может быть только Кодексом.
Сразу оговоримся, разработка такого акта - дело новое, поскольку аналогов в нашей стране, у соседей по СНГ и странам дальнего зарубежья не было. Поэтому авторы данной статьи во главу угла поставили разработку структуры и решение ряда принципиальных вопросов, которые будут определять содержание проекта Исполнительного кодекса РФ (далее - ИК). Мы сознательно выносим их на обсуждение, поскольку для нас крайне важно узнать мнение специалистов (как практиков, так и занимающихся правовой доктриной) о структуре и возможном содержании ИК.
Можно выделить несколько значимых вопросов для обсуждения, определяющих работу над структурой и содержанием ИК:
1. Предмет ИК: должен ли он охватывать только процесс исполнения либо включать и вопросы организационного плана - организацию и полномочия Службы судебных приставов, ее должностных лиц? Мы считаем, что в определенных пределах в ИК необходимо решение вопросов организации органов принудительного исполнения в части регулирования исполнительного производства. Ведь при одновременном закреплении в Кодексе вопросов организации и процедур исполнения будет достигнута большая целостность правового регулирования.
Вместе с тем мы полагаем, что целесообразна разработка отдельного федерального закона об органах принудительного исполнения, который бы в целостном виде регламентировал организацию данного федерального органа исполнительной власти.
2. Соотношение ИК с иным законодательством, регулирующим вопросы принудительного исполнения, - гражданским, о несостоятельности, процессуальным и другим. Нам представляется более верным следующий вариант: без прямого и непосредственного дублирования ИК должен содержать развернутые процедуры, "алгоритмы" действий судебного пристава-исполнителя, позволяющие ему работать в рамках определенной юридической модели. Кодекс в этом плане должен быть относительно подробным, исключая по возможности усмотрение как со стороны судебного пристава-исполнителя, так и других участников исполнительного производства. Мы должны избежать главного недостатка действующего исполнительного законодательства - внешне процессуальное по форме и названию, оно на самом деле не содержит развернутых процедур юридической деятельности, чем и должно отличаться процессуально-процедурное право.
3. Структура ИК. С точки зрения структуры представляется оправданным сложившееся в нашей стране деление кодифицированных актов на общую и особенную части. Соответственно ИК будет также разделяться на общую и особенную части. При этом в первой части будут регулироваться статические вопросы организации и порядка исполнительного производства, а в особенной - вопросы динамики, т. е. порядок осуществления отдельных видов исполнительных действий.
4. Важный вопрос для обсуждения - система построения особенной части ИК. Что мы будем брать за критерий дифференциации регулирования порядка совершения исполнительных действий: 1) статус должника (физические и юридические лица); 2) содержание исполнительных действий, в частности, передача имущества, взыскание денежных средств, реализация имущества с целью получения денежных средств, совершение должником активных действий либо воздержание от них; 3) особенности правового положения имущества должника, например, ценные бумаги, имущество под залогом, движимое и недвижимое имущество и т. д.
Нам представляется, что в структуре особенной части ИК исходным критерием должен быть характер мер принудительного исполнения, которые во многих случаях единообразны и не зависят от статуса должника (например, в отношении недвижимого имущества), и только в некоторых случаях дифференцированы, например, исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов возможно только в отношении граждан.
5. Государство как должник. Надо ли включать в ИК порядок исполнения в тех случаях, когда должником является государство, федеральный бюджет, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления? С одной стороны, это острые и злободневные вопросы, поскольку государство является одним из крупнейших должников в гражданском обороте. С другой стороны, здесь нет определенности в регулировании, есть только попытки юридического разрешения данного вопроса в Бюджетном кодексе РФ, законах о федеральном бюджете и других актах. Проблема в том, что это вопрос не столько юридический, сколько экономический и политический: ответственность государства за свои действия перед гражданами. Мы полагаем, что с учетом особого правового статуса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления поставленные вопросы нуждаются в специальном правовом регулировании в ИК.
6. Детализация исполнительных процедур. Полагаем, что здесь следует попытаться соблюсти баланс между необходимой конкретизацией и чрезмерной детализацией, которая может снизить разумную инициативу судебного пристава-исполнителя и взыскателя. Следует учитывать, что по сложившейся юридической традиции и правопониманию в отличие от закона кодекс предполагает детальное правовое регулирование определенной сферы юридической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
Конституция Российской Федерации / Москва: «Новая Волна», 1993 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации / М.: Издательская группа ИНФРА-М - Норма, 2004 г.
Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. По состоянию на 01.08.2002 года Издательство: Т.Д."Элит-2000". 2002.
Научная литература
Дьяченко М. С. Привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление обвинения // Уголовный процесс / Под общ. ред. П.А.Лупинской.М., 1995. С. 276.
Карнеева Л.М. Особенности предъявления обвинения и допрос обвиняемого в условиях деятельности органов внутренних дел. М., 1989.
Комментарий к Уголовно-процессуальному Кодексу РФ от 22 ноября 2001 года Рыжаков А.П. Издательство: Инфра-М, 2002.
Ларин А. М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс в России: Лекции-очерки / Отв. ред. проф. В.М. Савицкий. М.: БЕК, 1997.
Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. М., 1997. Гл. 13.
Уголовный процесс. Учебник (с источниками нормативных материалов, образцами процессуальных документов, схемами и библиографией) / Отв. ред. проф. К.Ф. Гуцснко. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Зерцало, 1997.
Уголовный процесс/Под общ. ред. П.А. Лупинской. М., 1995. Гл. X. § 9—10.
Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. проф. П.А. Лупинская М.:
Уголовный процесс: Учебник. Общая часть / Отв. ред. проф. В.П. Божьев. М,: Спарк, 1997.
Учебник уголовного процесса / Отв. ред. А.С. Кобликов. М., 1995. Гл. XI, § 16.
Учебник уголовного процесса / Отв. ред. проф. А.С. Кобликов. М.: Спарк, 1995.
Черкасов А.Д; Громов Н.А. О допросе обвиняемого с позиции презумпции невиновности // Государство и право. 1995. № 12. С. 70—75.
ШадринВ.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. Волгоград, 1997. Гл. 2. С. 64—135.
Юристь, 1995; Уголовно-процессуальнос право России. Учебник / Отв. ред. проф. П.А. Лупинская. М.: Юристъ, 1997.
Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник / Отв. ред. канд. юрид. наук. В.Н. Галузо. М.. Зерцало, 1998.
2