Методика расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними
Министерство образования Республики Беларусь
Частное учреждение образования
"Институт парламентаризма и предпринимательства"
Кафедра права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Криминалистика"
на тему: "Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними"
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка 5 курса, группы № 22625
Социально - экономического факультета,
специальности "Правоведение"
В.Ю. Коршунова
"_____"______________2009 г.
РУКОВОДИТЕЛЬ:
кандидат юридических наук, доцент
_________________
"_____"______________2009 г.
Минск 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Глава 2. Порядок производства, расследование уголовных дел, судебная практика о преступлениях несовершеннолетних
2.1 Порядок производства по уголовным делам, совершенными несовершеннолетними
2.3 Судебная практика по делам о преступлениях несовершеннолетних
Глава 3. Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними, единая система мер реагирования на такие преступления
Заключение
Список использованных источников
Введение
Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.
Лица, совершившие запретные Уголовным кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:
Убийство (ст.139)
Причинение смерти по неосторожности (ст.144)
Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст.147)
Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст.149)
Изнасилование (ст.166)
Насильственные деяния сексуального характера (ст.167)
Похищение человека (ст.182)
Кражу (ст. 205)
Грабеж (206)
Разбой (ст. 207)
Вымогательство (ст. 208)
Угон транспортного средства или маломерного водного судна (ст.214)
Умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья ст.218)
Захват заложника (ст.291)
Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст.294)
Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст.309)
Хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (ст.327)
Хулиганство (ст.339)
Заведомо ложное сообщение об опасности (ст.340)
Осквернение сооружений и порчу имущества (ст.341)
Побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (ст.413) [19, c.39]
Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния. [19, c.40]
Законодательством Республики Беларусь субъектом преступления (субъектом уголовной ответственности) признается физическое лицо, которое в момент совершения преступления находится в состоянии вменяемости и достигло определенного возраста. [19, c.40]
Формирование сознания человека, его характера, навыков и привычек начинается с рождения и в основном заканчивается к моменту наступления совершеннолетия. Способность же сознавать характер своих действий, их общественную опасность и руководить своим поведением наступает уже к достижению 16-летнего возраста. Исходя из этого, ч.1 ст.27 УК устанавливает общее правило, согласно которому уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. [19, c.41]
Однако некоторые преступления по своему характеру таковы, что несовершеннолетние сознают их общественную опасность и противоправность в более раннем возрасте. В связи с этим в ч.2 ст.27 УК делается перечень преступных деяний (всего 21), за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста.
Перечень преступлений, данный в ч.2 ст.27 УК, является исчерпывающим. В него включены различные по своему характеру и степени общественной опасности преступления: от преступлений, не представляющий большой общественной опасности (напр., простое хулиганство - ч.1 ст.339), до особо тяжких преступлений (напр., убийство - ст.139). Общим для всех этих преступлений является то, что даже несовершеннолетние, достигшие 14-летнего возраста, сознают общественную опасность и противоправность этих деяний. [19, c.42]
Однако, если несовершеннолетний, достигший 14 лет, совершает общественно опасное деяние, ответственность которая наступает с 16 лет, но в его действиях одновременно имеются признаки другого преступления, предусмотренного ч.2 ст.27 УК, то он подлежит уголовной ответственности. В таком случае его действия необходимо квалифицировать по одной из статей УК, указанной в ч.2 ст.27 (п.13 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних (Судовы вестнiк. 2002. № 3. С.10-15). Например, за насилие в отношение работника милиции в целях воспрепятствования его законной деятельности либо из мести за выполнение служебной деятельности, выразившееся в причинении менее тяжкого телесного повреждения (ст.364), несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет будут нести ответственность за умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст.149). [19, c.42]
По уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, всегда должен быть точно установлен возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения). Лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная с ноля часов следующих за днем рождения суток. Обычно устанавливается согласно документам: свидетельству о рождении, паспорту и др. При отсутствии соответствующих документов для определения возраста несовершеннолетнего органы расследования или суд обязаны назначить судебно-медицинскую экспертизу.
В случаях установления возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения подсудимого следует считать последний год того года, который назван экспертом, а при определении минимального и максимального количества лет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возраста такого лица (п.14 постановления от 28 июня 2002 г. № 3). [14, c.2]
Части 1 и 2 ст.27 УК для уголовной ответственности требуют достижения соответственно 16-летнего или 14-летнего возраста ко времени совершения преступления.
Хотя часть 1 ст.27 УК устанавливает уголовную ответственность за большинство преступлений с 16-летнего возраста, фактически, несовершеннолетние, достигшие этого возраста, не могут быть субъектами ряда преступлений, поскольку для субъектов этих преступлений требуются дополнительные признаки, которыми не могут быть судьями, поэтому ответственность по ст.392 УК несут только взрослые люди. [14, c.2]
Из смысла многих статей Особенной части Уголовного Кодекса вытекает, что уголовная ответственность за совершение преступлений, предусмотренных в них, наступает по достижении 18-летнего возраста. К таким преступлениям относятся: воинские, должностные, некоторые преступления против правосудия и др. В некоторых же статьях Особенной части Уголовного Кодекса прямо говорится о необходимости достижения 18-летнего возраста лицом, совершившим преступление. Так, ст.169 УК прямо указывает на то, что ответственность за развратные действия несут только лица, достигшие 18-летнего возраста. [14, c.2]
Часть 3 ст.27 УК предусматривает случаи совершения общественно опасных деяний несовершеннолетними лицами, достигшими предусмотренного ч.1 и 2 ст.27 УК возраста, когда они не сознают фактического характера и общественной опасности своего деяния вследствие умственной отсталости.
Такие несовершеннолетние не подлежат уголовной ответственности. В отличие от невменяемости неспособность лица сознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния в этих случаях возникает не в результате болезненного расстройства психики, а вследствие отставания его в умственном развитии. [14, c.3]
Для установления наличия умственной отсталости должна быть проведена психологическая экспертиза, или вопросы об умственной отсталости могут быть поставлены на разрешение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Если судом будет установлено, что несовершеннолетний обвиняемый вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния, то суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.27 УК, постановляет оправдательный приговор (п.15 постановления от 28 июня 2002 г. № 3). [14, c.5]
Хотя несовершеннолетие не включено в перечень смягчающих ответственность, предусмотренных ст.63 УК, оно все-таки является таковым. Об этом свидетельствуют многие нормы УК.
Так, согласно ст.118 УК лицо, впервые совершившее в возрасте до 18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с передачей его под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих, по их просьбе, если исправление несовершеннолетнего возможно без привлечения его к уголовной ответственности.
В соответствии со ст.117 УК несовершеннолетнему, совершившему преступление, не представляющее большой общественной опасности, или впервые менее тяжкое преступление, если его исправление возможно без применения наказания, суд может постановить обвинительный приговор, заменив наказание принудительными мерами воспитательного характера. [14, c.7]
Глава 1. Уголовная ответственность несовершеннолетних
Уголовная ответственность лица, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, наступает в соответствии с положениями Уголовного кодекса Республики Беларусь с учетом правил, предусмотренных V разделом.
Выделение специальной главы, регламентирующей особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, является существенным шагом на пути реализации требований Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил), утв. резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября1985 г. Указанные правила предписывают в рамках каждой национальной юрисдикции "предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям…". [14, c.7]
При решении вопросов уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, следует руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 " О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" [Изменения и дополнения: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 112, 6/375); Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 167, 6/494)]. [14, c.8]
Под несовершеннолетними в уголовном праве понимаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Исходя из степени социальной зрелости несовершеннолетних, законодатель дифференцированно подходит к установлению их ответственности в зависимости от достижения 14 или 16-летнего возраста. Поэтому применительно к указанной категории субъектами уголовной ответственности являются лица, совершившие преступления в возрасте от 14 до 18-и лет. Лица, не достигшие 14 - летнего возраста, именуются малолетними и уголовной ответственности не подлежат независимо от степени тяжести совершенных ими общественно опасных деяний. [14, c.9]
Законодатель презюмирует наличие способности осознавать социальную значимость своих действий и руководить ими при достижении лицом определенного возраста. Однако такой формальный подход не исключает необходимость учитывать различную степень социальной зрелости несовершеннолетних, возможные задержки их психофизиологического развития. При наличии данных, вызывающих сомнение в умственном развитии несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние, следует назначать психологическую или психолого-психиатрическую экспертизу в соответствии с требованиями ст.226-228 УПК. При этом на разрешение психолого-психиатрической экспертизы может быть также поставлен вопрос, было ли способно лицо, совершившее общественно опасное деяние, сознавать его фактический характер или общественную опасность. На разрешение эксперта-психолога должен быть поставлен вопрос: соответствует ли умственное развитие несовершеннолетнего его возрасту. [14, c.9]
Если судом будет установлено, что несовершеннолетний, обвиняемый вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния, то суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.27 УК, постановляет оправдательный приговор (п.15 постановления от 28 июня 2002 г. № 3). [14, c.9]
С целью выяснения, не находился ли несовершеннолетний обвиняемый в состоянии уменьшенной вменяемости во время совершения общественно опасного деяния, также необходимо назначать судебно-психиатрическую или судебную психолого-психиатрическую экспертизу.
Согласно ч.2 ст.29 и ч.1 ст.116 УК совершение несовершеннолетним обвиняемым общественно опасного деяния в состоянии уменьшенной вменяемости вследствие болезненного расстройства психики или умственной отсталости как смягчающее ответственность обстоятельство. [14, c.9]
С учетом степени умственной отсталости, а также характера общественной опасности совершенного несовершеннолетним преступления суд может ограничиться в отношении него применением принудительных мер воспитательного характера. Однако, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, несовершеннолетний был неспособен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния, то такой несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности. [14, c.10]
Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних имеет множество весьма существенных отличительных черт, которые необходимо учитывать при применении самого сурового вида воспитательного воздействия, которым является наказание. Именно с этой целью законодатель в УК выделяет специальный раздел, в котором изложены особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет. Данные особенности обусловлены сугубо возрастными признаками субъектов преступления и направлены на значительное смягчение уголовной ответственности.
Сконцентрированные в разделе V положения имеют приоритет перед другими нормами УК, в которых регламентируются аналогичные вопросы. Однако данный раздел теснейшим образом связан с другими разделами Общей части. Положения об уголовном законе, преступлении, вине, условиях уголовной ответственности, обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и другие применяются к несовершеннолетним в той же мере, как и к взрослым. Одновременно в ряде иных статей Общей части содержатся относящиеся к несовершеннолетним нормы, которые не вошли в V раздел.
Производство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований уголовного и уголовно-процессуальных законов, максимально способствовать обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, назначения справедливого наказания, предупреждению новых преступлений. [14, c.10]
Глава 2. Порядок производства, расследование уголовных дел, судебная практика о преступлениях несовершеннолетних
2.1 Порядок производства по уголовным делам, совершенными несовершеннолетними
Статья 429 УПК Республики Беларусь применяется при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими на день совершения преступления восемнадцатилетнего возраста. Порядок производства по делам о преступлениях несовершеннолетних определяется общими правилами УПК и главой 45 УПК Республики Беларусь. [20, c.240]
Согласно ч.2 ст.181 и ст.189 УПК по всем делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет, независимо от достижения совершеннолетия к началу производства по делу, обязательно предварительное следствие.
По уголовным делам, по которым подозреваемым или обвиняемым признан несовершеннолетний, обязательно участие защитника, законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, педагога (психолога). [20, c.241]
При наличии у несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого родителей или других законных представителей их участие в уголовном деле обязательно. Законный представитель допускается к участию в уголовном деле постановлением следователя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в деле законному представителю разъясняются его права, указанные в статье 57 УПК.
Следователь вправе по окончании предварительного следствия вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие, а ознакомить с этими материалами его законного представителя. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если в ходе предварительного следствия установлено, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого. Об этом следователь выносит мотивированное постановление. О таком случае к участию в деле должен быть допущен другой законный представитель несовершеннолетнего. Неявка законного представителя несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого, надлежащим образом извещенного о месте и времени проведения следственных действий с участием несовершеннолетних, не препятствует проведению следственных действий при наличии письменного согласия на это несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого (ст.436 УПК). [20, c.241]
Право на защиту, реализуемое в соответствии со ст. ст.41, 43, 44 УПК, предусматривает возможность участия в качестве защитника в уголовном процессе наряду с адвокатом близких родственников либо законных представителей несовершеннолетнего обвиняемого. По смыслу ч.3 ст.44 УПК участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в качестве защитника не влечет прекращения его полномочий как законного представителя. [20, c.241]
Если несовершеннолетний обвиняемый не имеет родителей и иных законных представителей, то следователь в соответствии с ч.2 ст.56 УПК признает его законным представителем орган опеки и попечительства.
О признании органа опеки и попечительства законным представителем несовершеннолетнего обвиняемого и о допуске представителя к участию в производстве по уголовному делу следователь выносит мотивированное постановление.
Законными представителями несовершеннолетнего обвиняемого или лица, совершившего общественно опасное деяние, не могут быть признаны родители (усыновители), лишенные родительских прав; опекуны или попечители, освобожденные органами опеки и попечительства от выполнения своих обязанностей; лица, признанные недееспособными; лицо, которому вменяемым обвиняемому деянием, предусмотренным уголовным законом, причинен вред; лицо, которому причинен вред общественно опасным деянием. [20, c.242]
Если указанные препятствия возникли после признания лица законным представителем несовершеннолетнего обвиняемого, следователь решает вопрос о прекращении участия данного лица в предварительном следствии и принимает меры к замене его другим законным представителем.
С момента допуска защитника (адвоката) в производство по делу его участие является обязательным при проведении следственных действий с обвиняемым. Несоблюдение этих требований при допросе обвиняемого, а также при проведении с ним иных следственных действий в соответствии со ст.105 УПК лишает юридической силы добытые доказательства, которые признаются недопустимыми, а поэтому не могут быть положены в основу обвинения, а также использованы для доказывания любого обстоятельства, указанного в ст.89 УПК. [20, c.242]
При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого участие педагога или психолога обязательно. Педагог вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, прокурор разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего, о чем делается отметка в протоколе допроса (ст.435 УПК). [20, c.242]
Исходя из требований ст.435 УПК, показания несовершеннолетнего обвиняемого, данные в отсутствие педагога или психолога, не имеют юридической силы, в соответствии с ч.5 ст.105 УПК признаются недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения, а также использованы для доказывания обстоятельств, указанных в ст.89 УПК.
Допуская к участию в допросе несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии педагога или психолога, необходимо удостовериться в его личности и компетентности, а также установить, нет ли препятствий, исключающих такое участие (ст.86 УПК). [20, c.243]
В случае достижения несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым восемнадцатилетнего возраста участие: защитника подозреваемого или обвиняемого обязательно и продолжается до окончания производства по уголовному делу; законных представителей подозреваемого или обвиняемого в предварительном расследовании или в судебном разбирательстве прекращается, о чем в соответствии с частью пятой статьи 56 УПК Республики Беларусь орган, ведущий уголовный процесс, выносит мотивированное постановление (определение); педагога или психолога при допросе подозреваемого или обвиняемого необязательно. [20, c.243]
Статья 432 УПК Республики Беларусь предусматривает, что при решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр в порядке, предусмотренном ст.123 УПК Республики Беларусь. Задержание, а также заключение под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения могут применяться к несовершеннолетнему при наличии оснований, указанных в статьях 108, 111, 112 и 117 УПК Республики Беларусь, в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. О задержании, заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей немедленно ставятся в известность родители или другие законные представители несовершеннолетнего (ст.432 УПК). [20, c.243]
Несовершеннолетний обвиняемый может быть отдан под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и других заслуживающих доверия лиц, а также администрации специального детского учреждения, в котором он находится, только до достижения им совершеннолетия по письменному ходатайству лица, которому он отдается.
При производстве расследований уголовных дел и принятии решения о применении к подозреваемому или обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу в МВД Республики Беларусь существует порядок согласования применения такой меры пресечения с руководством предварительного расследования УВД области, а в отношении несовершеннолетних обвиняемых - лично с начальником предварительного расследования УВД области.
Вызов несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, к следователю производится через их родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специальном детском учреждении, - через администрацию этого учреждения (ст.433 УПК). [20, c.244]
Статья 434 УПК Республики Беларусь предусматривает, что допрос несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день. При допросе несовершеннолетних подозреваемого или обвиняемого защитник, участие которого в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса обязательно, вправе с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте записи показаний. [20, c.244].
2.2 Расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних с участием взрослых
При расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних с участием взрослых надлежит тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и несовершеннолетним, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или иное антиобщественное поведение. [20, c.245]
Уголовная ответственность взрослого за вовлечение несовершеннолетнего в преступление или иное антиобщественное поведение наступает при доказанности умышленной вины (прямого или косвенного умысла), то есть что он был достоверно осведомлен о несовершеннолетнем возрасте вовлекаемого лица.
Следует также устанавливать, осознавал ли взрослый либо допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления.
Под иным способом вовлечения несовершеннолетнего в преступление необходимо понимать действия, направленные на возбуждение у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений. Такие действия могут быть сопряжены с применением как физического, так и психического воздействия (убеждение, обман, запугивание, уверение в безнаказанности, подкуп, возбуждение чувства мести, зависти и других низменных побуждений, а равно инициирование преступления советами о месте и способе совершения преступления, обещанием сокрыть следы преступления, оказать содействие в сбыте похищенного и т.п.). [20, c.245]
Расследуя дела о преступлениях несовершеннолетних с участием взрослых, необходимо учитывать следующее:
а) если взрослый вовлек несовершеннолетнего, достигшего возраста, установленного ст.27 УК, в совершение конкретного преступления, но сам участия в нем не принимал, то действия несовершеннолетнего квалифицируются по статье, предусматривающей ответственность за преступление, которое он совершил, а действия взрослого - по этой же статье, ст.16 УК и по соответствующей части ст.172 УК;
б) если взрослый вовлек несовершеннолетнего, не достигшего возраста, установленного ст.27 УК, в совершение конкретного преступления, но сам участия в нем не принимал, в силу ч.3 ст.16 УК он несет ответственность за содеянное как исполнитель преступления, и его действия квалифицируются по статье, предусматривающей ответственность за преступление, совершенное несовершеннолетним, и по соответствующей части ст.172 УК. [20, c.245]
Преступление, предусмотренное ст.172 УК, считается оконченным с момента, когда несовершеннолетний в результате воздействия взрослого начал приготовление к совершению преступления. Если несмотря на указанное воздействие несовершеннолетний не стал участвовать в преступлении, действия взрослого расцениваются как покушение на вовлечение несовершеннолетнего в преступление.
Преступление, ответственность за которое наступает по ст.173 УК, является оконченным с момента вовлечения несовершеннолетнего в антиобщественное действие, указанное в статье, независимо от того, совершил ли несовершеннолетний какое-либо из этих противоправных действий.
В случае привлечения лица к ответственности по ст. ст.172, 173 УК в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого наряду с другими обстоятельствами совершения преступления следует указывать способ вовлечения несовершеннолетнего в преступление или антиобщественное поведение. [20, c.246]
Уголовное дело в отношении несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослыми, может быть выделено в отдельное производство в ходе предварительного следствия, если это не создаст препятствий для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела. К несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослыми, применяются правила главы 45 УПК. [20, c.246]
2.3 Судебная практика по делам о преступлениях несовершеннолетних
Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 " О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" [Изменения и дополнения: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 112, 6/375); Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 167, 6/494)] обращает внимание судов, что лицу, впервые совершившему в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается. [14, c.10]
Несовершеннолетний признается впервые совершившим преступление,
если предыдущее общественно опасное деяние было совершено им до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо за это деяние истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, или судимость была погашена или снята в установленном законом порядке. [14, c.11]
Если несовершеннолетний обвиняемый совершил первое преступление, не представляющее большой общественной опасности, а затем совершил любое другое преступление, то за первое преступление согласно ч.1 ст.115 УК наказание в виде лишения свободы не назначается.
Судам иметь в виду, что в ч.2 ст.115 УК в зависимости от категории преступлений установлены ограничения только по назначению максимальных сроков в виде лишения свободы лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет. При назначении минимального срока лишения свободы необходимо руководствоваться положениями ч.1 ст.57 УК, по которой этот срок составляет шесть месяцев. [14, c.11]
Если несовершеннолетний обвиняемый ко дню постановления приговора достиг восемнадцати лет, то отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительной колонии в условиях общего режима (ч.4 ст.115 УК), а за преступления, совершенные по неосторожности, - в исправительных колониях в условиях поселения (п.1 ч.4 ст.57 УК).
Судам надлежит учитывать, что лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, в соответствии со ст.109 УК не может быть назначено дополнительное наказание в виде конфискации имущества. Неприменение к такому лицу этого вида дополнительного наказания за преступления, по которым конфискация имущества является обязательной, не требует ссылки на ст.70 УК.
Если минимальные пределы наказания, указанные в санкции статьи Особенной части УК, превышают максимальные пределы соответствующего вида наказания, предусмотренного ст. ст.110-115 УК, то при назначении наказания лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, в пределах, установленных названными статьями, ссылка на ст.70 УК не требуется.
Когда минимальный предел соответствующего вида наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК ниже максимального предела, установленного для данного вида наказания ст. ст.110-115 УК, то при назначении лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, наказания ниже низшего предела, предусмотренного за данное преступление, применяется ст.70 УК с приведением обоснований в описательно-мотивировочной части приговора.
При назначении наказания несовершеннолетнему организатору (руководителю) организованной группы не менее 3/4 срока наиболее строгого вида наказания необходимо руководствоваться не только ч.2 ст.66 УК, но и ст. ст.110-115 УК, ограничивающими максимальные пределы сроков каждого из видов наказания, которые согласно ст.109 УК могут быть применены к лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет.
При исчислении 3/4 срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, надлежит исходить из максимальных сроков и размеров, установленных в ст. ст.110-115 УК, если они ниже, чем предусмотрено в соответствующей статье Особенной части УК. Если максимальный срок наиболее строгого вида наказания, предусмотренного статьей Особенной части УК, по которой обвиняется несовершеннолетний организатор (руководитель) организованной группы, равен максимальному пределу, установленному ст. ст.110-115 УК, или ниже его, то 3/4 срока наиболее строгого наказания исчисляется из максимального размера, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК. [14, c.12]
Назначая наказание лицу, совершившему преступление в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, по правилам ст.69 УК, при исчислении не более половины максимального срока или размера наказания необходимо исходить из максимальных сроков (размеров), установленных в ст. ст.110-115 УК, а также из максимального срока (размера) избранного вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, если максимальные сроки (размеры) наказания равны или ниже, чем указанные в ст. ст.110-115 УК.
Наказание в виде штрафа назначается лицу, совершившему преступление в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в соответствии с правилами, установленными частями 1 и 2 ст.50, ст.111 УК, и не может превышать 20-кратного размера базовой величины, установленной на день постановления приговора, а за корыстные преступления - стократного размера.
По смыслу ст.111 УК минимальный размер штрафа лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, не может быть менее однократного размера базовой величины, установленной на день постановления приговора.
При назначении наказания в виде штрафа лицу, совершившему в возрасте до восемнадцати лет преступление, предусмотренное статьей Особенной части УК, содержащей административную преюдицию, следует руководствоваться положениями ст.111 УК.
Разъяснить судам, что по смыслу ч.1 ст.117 УК осуждение несовершеннолетнего за преступление, не представляющее большой общественной опасности, с применением принудительных мер воспитательного характера возможно и при совершении нескольких таких преступлений, а также при наличии прежней непогашенной судимости.
В соответствии со ст.117 УК несовершеннолетнему одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного характера, например предупреждение и возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему. [14, c.13]
Глава 3. Предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними, единая система мер реагирования на такие преступления
В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и введения единой системы мер реагирования на такие преступления издан совместный приказ Прокуратуры и МВД Республики Беларусь, который обязывает прокурорам и начальникам ОВД осуществлять личный контроль и надзор за расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Следователям и лицам, производящим дознание, при установлении личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, а также после предъявления обвинения несовершеннолетнему, к которому в качестве меры пресечения не применено заключение под стражу, заполнять справку установленной формы на каждое такое лицо и отрывной талон направлять в течение суток в инспекцию по делам несовершеннолетних (ИДН) по месту жительства. По каждому преступлению, совершенному несовершеннолетним в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, устанавливать обстоятельства употребления им спиртных напитков, потребления наркотических, лекарственных или других средств, влекущих одурманивание, а также причастных к этому взрослых, на каждое из которых заполнять справку установленной формы и отрывной талон направлять в ИДН по месту жительства. При расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних приобщать к делам справку установленной формы на выявленное лицо, а также сведения из ИДН, характеризующие несовершеннолетнего. В течении 3 суток с момента принятия соответствующего решения направлять в ИДН и комиссию по делам несовершеннолетних: копию о прекращении производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего; справку-характеристику в отношении несовершеннолетнего (после окончания производства предварительного расследования, в т. ч. прекращении производства по уголовному делу по основаниям не исключающим вины несовершеннолетнего), а также в отношении обвиняемого, к которому не применена мера пресечения в виде заключения под стражу. При расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних незамедлительно информируются: органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении и лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ; органы управления образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в общеобразовательных учреждениях; органы социальной защиты, органы опеки - о выявлении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, чьи родители по той или иной причине не исполняют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей; комиссию по делам несовершеннолетних, органы комитета по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в организации занятости и позитивном влиянии общества. [18, c.2]
В летний период в масштабах Республики Беларусь с 1 мая по 1 сентября по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних проводится межведомственная специальная программа "Забота".
Ее реализация заключается в:
профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в летний период, изучении организации их досуга и обеспечения контроля за его поведением;
своевременном выявлении и постановке на учет несовершеннолетних правонарушителей и их родителей, а также других взрослых граждан, способствующих правонарушениям несовершеннолетних;
пресечении групповой и рецидивной преступности среди несовершеннолетних;
профилактике пьянства, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних;
предупреждения негативного влияния на подростков со стороны родителей, ведущих антиобщественный образ жизни;
недопущения вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность;
организации индивидуально-профилактической работы с подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, принятии к ним и их родителям мер, предусмотренных законодательством;
контроле за организацией работы с несовершеннолетними и дислоцируемых на обслуживаемой территории оздоровительных, военно-спортивных и иных лагерях для обеспечения в период их функционирования общественного порядка и проведения мероприятий по профилактике правонарушений, предупреждения фактов травматизма и гибели детей. [5, c.2]
Заключение
Исходя из изложенного, можно сделать выводы, что большую роль в предупреждении преступлений несовершеннолетних играет профилактика. Так в целях предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Беларусь создано специальное подразделение милиции - инспекция по делам несовершеннолетних (далее ИДН).
ИДН РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ строят свою работу по зональному принципу. Размеры и границы территории, объектов транспортной деятельности, обслуживаемых старшими инспекторами по делам несовершеннолетних и инспекторами по делам несовершеннолетних определяются начальниками РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ с учетом оперативной обстановки, численности инспекторов ИДН. Численность инспекторов ИДН не должна быть менее одного инспектора на одну тысячу пятьсот несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, проживающих на обслуживаемом участке.
Правовую основу деятельности ИДН составляют:
Закон Республики Беларусь № 430-3 от 19.10.1993 "О правах ребенка" (с изменениями и дополнениями от 25.11.2000).
Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-3 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях".
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 № 1599 "Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности КДН".
Постановление МВД Республики Беларусь от 27.10.2003 № 242 "Об утверждении Инструкции по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел" (в редакции Постановлений МВД Республики Беларусь от 23.08.2004 № 189 и от 26.11.2007 № 309, от 28.11.2008 № 353).
Инспекции по делам несовершеннолетних осуществляют работу с несовершеннолетними правонарушителями, родителями и лицами, их заменяющих, отрицательно влияющими на воспитание детей в следующих направлениях:
1. Проводят работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних:
освобожденных из мест лишения свободы;
осужденных, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено, а также осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
совершивших преступление, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия либо административного взыскания или вследствие акта амнистии, а также совершивших общественно-опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
обвиняемых в совершении преступлений и нее заключенных под стражу в период предварительного расследования;
вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
совершивших правонарушения, влекущие меры общественного воздействия или административного взыскания;
употребляющих спиртные напитки либо допускающих немедицинское потребление наркотических средств, а также лекарственных или других средств, влекущих одурманивание;
систематически самовольно уходящих из семьи в возрасте до 16 лет или самовольно уходящих из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
злостно уклоняющихся от учебы, работы, а также ведущих иной антиобщественный образ жизни.
2. Участвуют в проведении воспитательной работы с несовершеннолетними и принимают меры к пресечению правонарушений и иных антиобщественных поступков несовершеннолетних.
3. Выявляют родителей и лиц, их замещающих, злостно не выполняющих обязанностей по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений, и проводят с ними профилактическую работу.
4. Направляют в течение не более трех часов с момента обнаружения заблудившихся, подкинутых, а в неотложных случаях и других оставшихся без родительского попечения детей и подростков в учреждения органов здравоохранения или приемники-распределители для несовершеннолетних.
5. Информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту работы или учебы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их замещающих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений. Администрация по месту работы или учебы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их замещающих, обязана в месячный срок сообщить инспекции по делам несовершеннолетних о мерах, принятых по результатам рассмотрения информации.
6. Вносят предложения в соответствующие государственные органы и общественные организации о назначении воспитателей и иных представителей общественности для проведения с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, индивидуальной воспитательной работы, привлечения этих несовершеннолетних к общественно полезной деятельности, участию в спортивных и других кружках и секциях, по организации их досуга.
7. Направляют в соответствующие государственные органы и общественные организации материалы о фактах противоправного поведения несовершеннолетних, отрицательного влияния на них со стороны родителей, лиц, их замещающих, или иных лиц, а также о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность для принятия предусмотренных законом мер.
В случае совершения преступления до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в зависимости от тяжести совершенного проступка и с учетом характеристики несовершеннолетнего, возможно рассмотрение вопроса о его направлении в специальные учебно-воспитательные или специальные лечебно-воспитательные учреждения.
К специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся специальные школы закрытого типа и специальные профессионально-технические училища закрытого типа.
К специальным лечебно-воспитательным учреждениям относятся специальные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих недостатки физического или психического развития либо заболевания, вызывающие необходимость их содержания, лечения, воспитания и обучения в этих учреждениях.
Следует особо отметить, что несовершеннолетний, бродяжничающий, уклоняющийся от учебы, совершающий административные правонарушения и иные противоправные действия, не подпадающие под действия Уголовного кодекса, направлению в специальные учебно-воспитательное учреждение не подлежит.
В специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и содержания, в случаях, если они:
совершили общественно опасное деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо в следствии отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний;
осуждены с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. [13, c.57]
Список использованных источников
Закон Республики Беларусь № 430-3 от 19.10.1993 "О правах ребенка" (с изменениями и дополнениями от 25.11.2000).
Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-3 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Закон Республики Беларусь "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" от 10 ноября 2008 года.
Закон Республики Беларусь "Об органах внутренних дел Республики Беларусь" от 17 июня 2007 года.
Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях".
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г., с изменениями и дополнениями на 19 июля 2005 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО "Юр - спектр", Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО "Юр - спектр", Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007
О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь,20 февраля 1991 г. (в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 362-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО "Юр - спектр", Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.
О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - №7, 2/136; 2002. - № 7, 2/830; 2004. - №175, 2/1070; 2005. - № 179, 2/1152.
О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29: Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 года № 180 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - № 37, 1/1164; 2005. - № 137, 1/6727.
О совершенствовании работы с населением: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 года № 2 // Эталонный банк данных Национального центра правовой информации Республики Беларусь "Эталон".
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2003 № 1599 "Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности КДН".
Постановление МВД Республики Беларусь от 27.10.2003 № 242 "Об утверждении Инструкции по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел" (в редакции Постановлений МВД Республики Беларусь от 23.08.2004 № 189 и от 26.11.2007 № 309, от 28.11.2008 № 353).
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 " О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" (Изменения и дополнения: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 112, 6/375); Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. № 9 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 167, 6/494).
Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь № 1 "О вежливом и внимательном отношении сотрудников внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к гражданам" от 1 января 2005 года.
Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь № 7 "Об участии сотрудников органов внутренних дел в воспитательно-профилактической работе с населением" от 3 января 2007 года.
Положение о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь от 4 декабря 2007 года.
Совместный приказ Прокуратуры Республики Беларусь и МВД Республики Беларусь № 24/107 от 12.06.2001 "О системе мер реагирования на преступления, совершаемые несовершеннолетними".
Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №76.2/50; 2002. - №75.2/861; 2003. - №80.2/969; №83.2/974; 2004. - 123.2/1058; 2005. - №73.2/1110; №74.2/1112; №120.2/1134; №121.2/1139; №121.2/1140; 2006. - № 1, 2/1168; №; № 6, 2/1179, с изменениями и дополнениями.
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, 16 июля 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №77-78.2/71; 2000. - №47.2/152; 2003. - №80.2/969; №83.2/974; 2005. - №74.2/1112; №121, 2/1137; № 175, 2/1144; 2006. - № 1, 2/1168; № 6, 2/1179, с изменениями и дополнениями.