Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды
Федеральное агентство по образованию РФ
Саратовский государственный университет имени
Чернышевского Н.Г.
Исторический факультет
Кафедра конституционного и муниципального права.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ
"Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды"
Выполнил: студент VI курса,
заочного отделения исторического факультета СГУ
Специальность 021100 Юриспруденция
Ермачкова Виктория Вениаминовна.
Проверил: Мясников
Саратов, 2010 г.
План работы
Введение
1. Понятие экономического стимулирования природоохранной деятельности
2. Плата за загрязнение окружающей природной среды как средство экономического стимулирования
3. Налогообложение как средство экономического стимулирования охраны окружающей природной среды
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Экономика в современном понимании охватывает условия и формы производства и обмена товаров, а также способы их распределения.
На первый взгляд экономика вроде не имеет отношения к экологии. И действительно, исторически экономика развивалась относительно независимо, не принимая во внимание экологические факторы. Однако общество всегда зависело от природных ресурсов и состояния биосферы, только эта зависимость в экономических системах не учитывалась.
"Глубинная связь экономики и экологии выявилась, когда стало реальным обратное воздействие изменённой людьми природы (а не просто природы!) на человека, его хозяйство" - считает доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Боголюбов С.А.1
Экологический кризис есть, по существу, результат традиционной экономической политики. Непосредственной причиной экологического кризиса во многом явилась погоня за узко понимаемой прибылью, когда эксплуатируется не только рабочая сила, но и природные ресурсы, когда себестоимость продукции уменьшается за счет загрязнения среды.
В экологичной экономике цели производства должны определяться скорее принципами экологии и безопасными для здоровья людей условиями труда, нежели только законами прибыли. Это значит, что производство должно строиться на началах всеобщей пользы, а не утилитарной прибыли.
Использование различных природных ресурсов (а значит, и их истощение), а также определенное загрязнение среды неизбежны при любой экономической деятельности. Это непосредственно связано с процессами производства и потребления. Например, количество угарного газа, попадающего в атмосферу, связано с количеством и качеством топлива, сжигаемого в автомобильных двигателях различных типов; спуск загрязненной воды в озера и реки зависит от уровня производства стали, бумаги, тканей и т.п. Количество грязной воды в каждом случае определяется технологическими характеристиками конкретной отрасли.
В принципе в любом производстве всегда можно тратить гораздо меньше энергии, горючих и минеральных ресурсов. Почему же не делается этого? Дело здесь в отношении затрат на внедрение новой технологии и ущерба от сохранения старой. Перестройка производства – дело всегда затратное. Чтобы решиться на это, кроме угрозы наказания, моральных стимулов, необходимы также экономические стимулы.
Из данных примеров следует, что для экологичной экономики требуются изменения как в соотношении основных направлений общественного производства, так и в характере, культуре потребления населения. Важнейшие предпосылки экологической экономики – это формирование правовых и организационных условий для рационального природопользования; создание научно-технического потенциала для перевода экономики на природосберегающую основу; ориентация производства на увеличение доли продукции конечного потребления, сведение к минимуму "производства ради производства"; создание замкнутых производственных циклов и уменьшение производственных отходов; отражение в системе учета производства продукции стоимости природных ресурсов.
Состояние природной среды определяется деятельностью обычных потребителей, предпринимателей, фермеров. Поэтому необходимо принятие обществом новой экономической политики, опирающейся на сотрудничество всех слоев общества при принятии важных решений по созданию новых производств, использованию альтернативных ресурсов и т.п.
Основой устойчивого развития становиться система открытых конкурирующих рынков, цены которых отражают стоимость ресурсов. Если цены на ресурсы установлены объективно, конкурентная борьба заставляет производителей экономить ресурсы. Если загрязнение природной среды будет отождествляться у предпринимателей с ресурсами, "потерянными" для производства, то стремление снизить стоимость заставит производителей уменьшить вредные отходы, особенно когда это будет связано с расходами на ликвидацию экологических последствий или выплату штрафов. Конкурентная борьба, присущая свободным рынкам, - основной фактор, способствующий созданию новых технологий. А новые технологии необходимы для более рационального использования ресурсов.
Переход к экономическому стимулированию производителей в виде разнообразных льгот означает формирование новой эколого-экономической ситуации, в которой экологические требования входят в общую систему ценностей.
1. Понятие экономического стимулирования природоохранной деятельности
Развивать экономику и обеспечивать охрану окружающей среды можно посредством экономического стимулирования природоохранной деятельности. Экономическое стимулирование является одним из способов решения проблем охраны окружающей среды путем поощрения предпринимательской деятельности, в процессе которой решаются вопросы охраны природы.
Система мер экономического стимулирования предполагает усиление заинтересованности хозяйствующих субъектов в выполнении требований законодательства об охране окружающей среды и тем самым снижение возложенного на них в первую очередь налогового бремени. Экономическое стимулирование, с одной стороны, обеспечивается путем регулирования налогообложения, установления льгот, проведения специальной политики в области акцизов, кредитования и т.д., с другой стороны, предполагает специальное налогообложение экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий.
Меры экономического стимулирования охраны окружающей среды сформулированы в ст. 14 ФЗ "Об охране окружающей природной среды"2 от 10.01.2002. №7, предусматривающей:
- установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранительным, при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;
- освобождение от налогообложения экологических фондов;
- передачу части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов;
- применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;
- введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий
- применение льготного кредитования предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды.
2. Плата за загрязнение окружающей природной среды как средство экономического стимулирования
Постановлением Правительства от 12 июня 2003 г. №344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления"4 и Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду"5 были установлены формы правовых режимов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ организуют работу по корректировке размеров платежей конкретных природопользователей; при этом учитываются затраченные ими в отчетном периоде средства на выполнение природоохранных мероприятий.
Мероприятия считаются природоохранными, если в результате их реализации повышается экологичность выпускаемой продукции; сокращается объем потребления природных ресурсов (свежей воды, атмосферного воздуха, земельных, минеральных и лесных ресурсов); сокращаются объемы выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ, отходов; снижается концентрация токсичных выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
Затраты на проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, предусмотренные проектно-технической документацией на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и т.д. основного производства, должны осуществляться в рамках реализации проектов. Поэтому не подлежат зачету текущие затраты на газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и необходимые для получения планируемой продукции из минерального сырья; затраты на газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы, системы вентиляции и кондиционирования), предназначенные для установления нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах, и т.п.
Решение вопроса об освобождении от платы за загрязнение или о частичном понижении ее размеров зависит от того, соблюдает ли природопользователь установленные ему допустимые нормативные показатели выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитов размещения отходов. Такие решения принимают органы исполнительной власти субъектов Федерации.
Например, от платы за загрязнение окружающей среды (или частичное понижение платы) могут освобождаться природопользователи, осуществляющие деятельность в социальной и культурной сферах, а также природопользователи, находящиеся на бюджетном финансировании, природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения от населения и объектов социально-культурной сферы; природопользователи, осуществляющие размещение бытовых отходов от населения на соответствующих полигонах твердых бытовых отходов при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации на основе действующих правил и т.д.
3. Налогообложение как средство экономического стимулирования охраны окружающей природной среды
С целью приоритетного решения экологических вопросов в условиях к перехода к рынку необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающей льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.
Эти положения частично реализуются Налоговым Кодексом РФ.5 Система налоговых льгот должна включать:
- уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных предприятий;
- налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т.п.).
Льготное по экологическим соображениям налогообложение может предусматривать:
- уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом;
- прямое сокращение налогов (с использованием коэффициентов, дифференцированных по системе льготного налогообложения);
- исключение отдельных видов расходов из валового дохода;
- соответствующее использование подсистемы налогового кредита.
Льготное налогообложение должно применяться и к территориям с высокой экологической напряженностью. В зонах экологического бедствия вся прибыль предприятий должна оставаться на данной территории (без отчисления в областной, краевой, республиканский и федеральный бюджеты).
Заключение
Экологическая ситуация в мире, которую можно охарактеризовать как состояние экологического кризиса, наряду с обострением глобальных социально-экономических и политических проблем, требует остановки опасных тенденций и изменение курса развития современной цивилизации. Одно из основных противоречий – столкновение между экономическим ростом и необходимостью ограничения его природоемкости. Для решения этой сложнейшей проблемы требуется сочетание политической воли, международных усилий и смены парадигмы экономики, заключающейся в переходе от экономической системы цивилизации к эколого-экономической системе.
Важнейшей задачей, стоящей перед мировой экономикой, является определение способов включения экологических издержек в себестоимость производства продукции. Если в ценах на сырье и продукцию не будут заложены социальные издержки, и если не будет установлена стоимость используемого воздуха, воды и земельных ресурсов, которые в настоящее время являются бесплатными приемниками отходов, то ресурсы и дальше будут использоваться нерационально, а степень загрязнения скорее всего будет возрастать.
Список использованных источников и литературы
1. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая).
2. ФЗ "Об охране окружающей природной среды"2 от 10.01.2002. №7-ФЗ.
3. Постановление Правительства от 12 июня 2003 г. №344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
4. Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007. №204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду
5. Акимова Т.А., Хаськин В.В. Экология. М., 2006 г.
6. Боголюбов С.А. Экологическое право. М., 2005 г.