Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Дальневосточный юридический институт
Кафедра административного права
КУРСОВАЯ работа
на тему: Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией
Хабаровск 2009
План
Введение
Глава I. Административно–процедурные меры обеспечения административного процесса в ОВД
1.1 Административно–процессуальные меры обеспечения административного процесса Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД)
1.2 Организация органами внутренних дел контроля за объектами лицензионно–разрешительной системы
1.3. Меры, принимаемые органами внутренних дел, по обеспечению паспортно-регистрационной системы
Глава II. Административно–юрисдикционные меры обеспечения административного процесса в ОВД
2.1 Формы и методы административно-юрисдикционной деятельности милиции по охране общественного порядка при авариях и катастрофах
2.2 Природоохранительная административно–юрисдикционная деятельность органов внутренних дел
2.3 Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства
Заключение
Список литературы
Введение
Основное отличие административного процесса от иных видов юридических процессов состоит в содержании процедурных (процессуальных) правил и требований. Для административного процесса характерны совершения различных групп действий и видов деятельности, содержания и степени законодательной детализации процессуальной формы. Виды административно-процессуальной деятельности с точки зрения их процедуры, как правило, более просты в сравнении с классическими видами юридического процесса - уголовным и гражданским. Традиционным требованиям процессуальной формы соответствует производство по делам об административных правонарушениях и производство по делам об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, ведущиеся по правилам гражданского судопроизводства.
В данной работе предпринята попытка раскрыть сущность и виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
В выполнении задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-процессуальными средствами. Эта деятельность непосредственно направлена на защиту личности, ее прав и свобод, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями. От ее эффективности во многом зависит состояние правопорядка.
Целью которая ставилась в данной работе является изучение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Для достижения поставленной цели мною выдвигаются следующие задачи:
- дать понятие административного процесса, его признаков и принципов
- охарактеризовать специфику административного процесса в органах внутренних дел
- изучить стадии административного процесса.
Глава I. Административно–процедурные меры обеспечения административного процесса в ОВД
Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность:
а) административно-процедурная;
б) административно-юрисдикционная.
В первом случае имеются в виду распорядительные действия органов внутренних дел по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это - реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий.
1.1 Административно – процессуальные меры обеспечения административного процесса Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД)
Реализация надзора за дорожным движением возложена на дорожно-патрульную службу (далее - ДПС), являющуюся головным структурным подразделением Государственной инспекции.
Целевое назначение ДПС заключается в осуществлении оперативно-профилактических, контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участии в охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
К основным задачам службы отнесены: охрана жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их прав и интересов, а также интересов общества и государства; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере дорожного движения.
Основными способами несения службы являются: контроль за поведением участников дорожного движения, предостережение их от совершения противоправных действий, пресечение правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочных действий.
Под контролем при несении службы понимается визуальное, либо осуществляемое с помощью специальных технических средств наблюдение за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При осуществлении контроля за дорожным движением с использованием транспортных средств могут применяться:
- открытый контроль - на автомобилях или мотоциклах, имеющих специальную окраску;
- скрытый контроль - на автомобилях без специальной окраски и опознавательных знаков (решение о его проведении принимается руководителем соответствующего подразделения);
- смешанный контроль - одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет обычную окраску, а второй - специальную.
При осуществлении открытого контроля за дорожным движением используются следующие методы: движение в потоке транспортных средств для предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения; движение впереди транспортного потока для предупреждения превышения установленной скорости движения; остановка у опасных в аварийном отношении мест для предупреждения совершения дорожно-транспортных происшествий; остановка в местах наиболее интенсивного движения транспортных средств и пешеходов для предупреждения нарушений правил дорожного движения.1
Предостережение участников дорожного движения состоит в воздействии на их поведение путем присутствия сотрудника на определенном маршруте или участке движения.
Пресечение нарушения заключается в применение инспектором ДПС мер административного пресечения к нарушителю правил дорожного движения либо требований иных нормативных правовых актов в области охраны безопасности дорожного движения.
К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.
При несении службы нарядами ДПС основное внимание должно быть уделено выявлению и пресечению нарушений правил дорожного движения, которые являются основными причинами ДТП.
П.Р. Федореев указывает, что для решения возложенных на ДПС задач, ее сотрудники наделяются государственно-властными полномочиями к которым, в частности, относятся полномочия по: предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; применению мер административного воздействия к нарушителям правил дорожного движения; регулированию дорожного движения; производству неотложных действий на месте ДТП; оказанию помощи участникам дорожного движения; контролю за содержанием в исправном и безопасном для движения состоянии улиц и дорог, дорожных сооружений и др.2
Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.
Сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам в следующих случаях: в защите от противоправных посягательств на их жизнь и здоровье, а также в охране их собственности; в разъяснении специфики поведения и проезда по территории обслуживаемого маршрута; в организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП, доставлении их в лечебные учреждения; в транспортировке поврежденных транспортных средств.
Контроль за работой сотрудников ДПС на постах и маршрутах патрулирования осуществляется путем проведения гласных и негласных (скрытых) проверок руководством строевого подразделения, уполномоченными на то сотрудниками подразделений Государственной инспекции, сотрудниками других служб (по специальному указанию руководства соответствующего органа внутренних дел).
Деятельность строевого подразделения ДПС оценивается по следующим основным показателям: состоянию аварийности на обслуживаемой территории; участию в борьбе с преступностью и охране общественного порядка; направленности административной практики на предупреждение ДТП; состоянию дисциплины и законности в деятельности сотрудников подразделения; отношению населения к деятельности строевого подразделения.
Основным ведомственным нормативным актом, регламентирующим порядок регистрации автомототранспортных средств на территории Российской Федерации, являются «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения», утвержденные приказом МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624.3
К объектам регистрации отнесены автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащие организациям независимо от организационно-правовых форм, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6 месяцев.
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников пользующиеся и (или) распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В этих целях в регистрационные подразделения Государственной инспекции предоставляются:
а) заявление;
б) документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий;
в) документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника при совершении регистрационных действий;
г) документы об уплате установленных налогов и сборов;
д) регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если паспорт выдавался в установленном порядке;
е) транспортное средство, за исключением случаев его утилизации. При наличии обстоятельств, препятствующих представлению транспортных средств, допускается представление актов их осмотра, выданных с соблюдением установленного порядка;
ж) справка-счет, выданная организацией-изготовителем, торговой организацией, предпринимателем, или иной документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат;
з) регистрационные знаки транспортных средств или регистрационные знаки «ТРАНЗИТ» и (или) регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию.
В процессе рассмотрения соответствующих заявлений сотрудниками регистрационных подразделений осуществляются проверочные действия. В частности, устанавливается личность собственников транспортных средств либо их представителей. В необходимых случаях такая проверка может проводиться по учетным данным подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел.
Проверке подлежат документы, удостоверяющие право собственности на транспортное средство, паспорт транспортного средства и иные представленные документы. Указанная проверка осуществляется с применением технических средств на соответствие подлинности документов (выявление поддельных или измененных каким-либо иным способом).
В установленном порядке проводится проверка документов по федеральному учету утраченных, похищенных документов АИПС «Документ», а также транспортных средств и номерных агрегатов по учетам угнанного и похищенного транспорта.4
Производится осмотр транспортного средства, в процессе которого осуществляется:
а) контроль за безопасностью конструкции регистрируемого транспортного средства путем определения соответствия указанной конструкции требованиям нормативных документов, устанавливающих необходимые параметры транспортных средств;
б) контроль за подлинностью номеров агрегатов и регистрационных знаков (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом) и их соответствием данным, указанным в документах, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, номерной агрегат, регистрационных документах и (или) паспорте транспортного средства.
В случае обнаружения признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представленным документам или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) такие документы, регистрационные знаки задерживаются, а в орган внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения.
Осуществляется контроль за соблюдением собственниками либо их представителями сроков для регистрации транспортных средств. В случае нарушения установленных сроков к заявителям принимаются меры административного принуждения в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
По окончании соответствующих процедур регистрационные подразделения Государственной инспекции в зависимости от характера обращения собственника транспортного средства либо его представителя совершают следующие действия: регистрируют транспортные средства; производят изменение регистрационных данных; - снимают с учета транспортные средства; производят временную регистрацию места пребывания зарегистрированных в Государственной инспекции транспортных средств.
На зарегистрированное транспортное средство выдаются свидетельство о регистрации транспортного средства, регистрационные знаки и в установленных случаях - паспорт транспортного средства. В других случаях выдаются иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами.
На каждое зарегистрированное транспортное средство заполняется карточка учета автомототранспорта.
Транспортные средства подлежат снятию с учета в случаях: заключения договора о прекращении (отчуждении) права собственности на транспортные средства; изменения места жительства физического лица или юридического адреса организации, за которым они зарегистрированы, если новое место жительства (юридический адрес) находится за пределами территории, на которую распространяется деятельность подразделения ГИБДД, зарегистрировавшего транспортное средство, а также возникновения иных оснований для изменения места регистрации; утилизации (списания) транспортных средств; вывоза транспортных средств за пределы Российской Федерации, за исключением случаев временного вывоза.5
На снятые с учета транспортные средства (за исключением случаев об их утилизации) заполняются и выдаются паспорта транспортных средств и регистрационные знаки «ТРАНЗИТ», о чем в графе «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ» паспорта транспортного средства делается запись «ТРАНЗИТ» с указанием серии, номера, даты выдачи и срока действия знаков, которая заверяется подписью должностного лица и печатью регистрационного подразделения.
Поддержание надлежащего технического состояния транспортных средств является одним из необходимых условий обеспечивающих безопасность дорожного движения.6
Важная роль в решении этой задачи принадлежит Государственной инспекции, осуществляющей соответствующие контрольные и надзорные полномочия в процессе надзора за дорожным движением, производстве регистрационных действий с автотранспортными средствами, проведении государственного технического осмотра. Последнее направление деятельности ГИБДД является основным в области надзора за техническим состоянием автомо-тотранспортных средств.
Порядок проведения государственного технического осмотра определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации».7
Государственный технический осмотр транспортных средств проводится по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.
На Государственную инспекцию возлагается обязанность заблаговременно информировать владельцев о порядке представления транспортных средств на государственный технический осмотр.
Актуальной задачей при проведении государственного технического осмотра является выявление похищенных транспортных средств. Для ее решения: проводится проверка соответствия типа, модели, номерных знаков, идентификационных номеров шасси (рамы), кузова и двигателя данным, записанным в свидетельстве о регистрации (техническом паспорте, талоне), паспорте транспортного средства; осуществляется проверка учетных данных автомототранс-портных средств по федеральной базе транспортных средств, находящихся в розыске, с использованием АИПС «Розыск» или «Автопоиск»; применяются приборы для выявления признаков подделки идентификационных номеров кузовов и агрегатов транспортных средств, регистрационных и водительских документов.8
При обнаружении признаков подделки регистрационных документов или документов на право владения, пользования или управления транспортным средством, расхождении номеров агрегатов с записями в паспорте транспортного средства и иных регистрационных документах, признаков сбивания или несанкционированного нанесения номеров на агрегатах и узлах документы изымаются, транспортное средство в установленном порядке задерживается. В целях фиксации выявленного факта в присутствии понятых составляется акт, от водителя (владельца) транспортного средства (документа) отбирается объяснение. Собранные первичные материалы направляются на рассмотрение начальника горрайоргана внутренних дел.
В процессе осмотра транспортных средств решаются и иные задачи, в частности, выявляются транспортные средства, скрывшиеся с мест дорожно-транспортных происшествий; предупреждаются и пресекаются преступления и административные правонарушения, связанные с эксплуатацией транспортных средств; уточняются численность транспортных средств, их принадлежность и иные регистрационные данные; производится проверка наличия квитанций или платежных поручений об уплате налога, взимаемого с владельцев транспортных средств, и сборов в связи с проведением государственного технического осмотра.
Следует отметить, что к решению основной задачи - оценке технического состояния транспортных средств - ГИБДД вправе при наличии определенных условий привлекать соответствующие предприятия, выдавая им разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств. В этих случаях Государственный технический осмотр транспортных средств проводят комиссии предприятия. Работники Государственной инспекции при необходимости могут оказывать комиссии методическую и практическую помощь.
Государственная инспекция осуществляет надзор за проведением или подготовкой к проведению государственного технического осмотра.
На все транспортные средства, прошедшие государственный технический осмотр, Государственной инспекцией выдается владельцам талон о прохождении государственного технического осмотра установленного образца.
1.2 Организация органами внутренних дел контроля за объектами лицензионно – разрешительной системы
Контроль органами внутренних дел за объектами лицензионно-разрешительной системы в основном осуществляется в двух направлениях: за оборотом оружия и за частной детективной и охранной деятельностью. Организация контроля возложена на руководителей МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, УВД на транспорте, горрайорганы внутренних дел.
Осуществление контроля позволяет органам внутренних дел выявлять нарушения правил оборота оружия, нарушений, связанных с деятельностью частных детективных и охранных предприятий, граждан, незамедлительно реагировать на выявленные нарушения и применять предусмотренные законом меры административного и уголовного воздействия.
Ведомственными нормативными актами МВД России детализирована деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью. Инструкцией о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия предусмотрены следующие направления контроля: за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием и патронами; за передачей оружия; за приобретением оружия; за коллекционированием и экспонированием оружия; за обеспечением сохранности и безопасности хранения оружия; контроль за перевозкой оружия.
Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия имеют право производить осмотр оружия в местах его производства, торговли, экспонирования, хранения и уничтожения. Изымать и уничтожать оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории Российской Федерации. Требовать от юридических лиц и граждан предоставления устной или письменной информации для выполнения контрольных функций.9 При выявлении нарушений имеют право давать обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока. В случае выявления грубых нарушений, которые могут повлечь ущерб, хищение либо неправомерное использование оружия, производить опечатывание помещений мест торговли оружием, их экспонирования, временно ограничивать доступ работников к ним либо запрещать ведение торговой деятельности до устранения выявленных нарушений. В случае возникновения обстоятельств, при которых не обеспечивается сохранность оружия, сотрудники милиции изымают оружие и передают его на хранение в органы внутренних дел. По фактам нарушений установленных правил оборота оружия выписываются письменные предупреждения, а при совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении.
Проверка объектов хранения оружия осуществляется сотрудниками милиции не реже одного раза в квартал. О проверке объекта составляется акт проверки в двух экземплярах. Из них один передается руководителю юридического лица, а второй приобщается к наблюдательному делу. Осуществление проверок объектов, используемых в качестве складов по хранению оружия и патронов, а также торговых предприятий проводится не реже одного раза в месяц. В проведении таких проверок непосредственное участие принимают руководители органов внутренних дел либо их заместители - начальники милиции общественной безопасности. Граждан-владельцев оружия проверяют не реже одного раза в год. При изъятии оружия и патронов составляется протокол, который в течение суток вместе с актом проверки объекта или рапортом о проверке гражданина-владельца оружия докладывается руководству органа внутренних дел для принятия решения в установленном порядке.
Как считает А.Л.Островский, при осуществлении проверок организаций, осуществляющих торговлю оружием, сотрудники органов внутренних дел в первую очередь устанавливают наличие лицензий на торговлю оружием, разрешений на хранение оружия вне мест, указанных в лицензиях. Проверяют техническую укрепленность мест торговли, экспонирования и хранения оружия, надежность сохранности оружия в торговых витринах, на прилавках, а также мер безопасности при обращении с ним. Вместе с тем проверяется наличие и правильность заполнения учетной документации, порядок внутреннего контроля за обращением оружия и патронов лицами, ответственными за их сохранность и ведение учета, продавцами (материально-ответственными лицами) и работниками, допущенными к производству работ с оружием и патронами, их транспортированию и сопровождению при перевозке, а также наличие материалов проверок по фактам недостачи, порчи, утраты оружия и патронов. При проведении внезапных проверок по решениям руководителей органов внутренних дел может выясняться часть вопросов и истребоваться документы исходя из цели проверки.10
Проверки юридических лиц и граждан, занимающихся коллекционированием или экспонированием оружия и патронов, осуществляются сотрудниками органов внутренних дел совместно с представителями специально уполномоченных органов по сохранению культурных ценностей с учетом соблюдения требований по обеспечению конфиденциальности сведений об оружии и их владельцах. Проверки таких юридических лиц проводятся не реже одного раза в квартал, а граждан Российской Федерации - не реже одного раза в год. В ходе плановых проверок деятельности юридических лиц, осуществляющих коллекционирование и экспонирование оружия, сотрудники органов внутренних дел устанавливают: 11 соответствие их деятельности нормативным актам, положениям уставных, учредительных документов, внесенным в них изменениям и дополнениям, лицензиям на коллекционирование или экспонирование оружия и патронов, разрешениям на их хранение вне мест, указанных в лицензиях; наличие актов приема (передачи) оружия и договоров, заключенных с владельцами оружия и патронов об участии в проведении экспонирования либо актов приема изъятого и конфискованного оружия, переданных музеям уполномоченными на то органами для соответствующего хранения, актов историко-культурных и искусствоведческих экспертиз на коллекционируемое оружие и паспортов на коллекции, отдельные модели коллекционируемого оружия; порядок внутреннего контроля за обращением оружия, документов выдачи оружия хранителям, специалистам и лицам, ответственным за проведение экспертиз, исследовательские работы, экспонирование, транспортирование и другие виды работ; порядок допуска работников юридических лиц к работе с оружием, перевозке, сопровождения при перевозках, экспонировании, а также организация допуска посетителей в залы с экспозициями, специалистов в фондохранилища, обеспечение сохранных мер; своевременность и полнота устранения нарушений, выявленных при проверках сотрудниками органов внутренних дел, исполнение предписаний.
При проведении проверок условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан, сотрудники внутренних дел выясняют: соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов моделям зарегистрированного оружия; наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика, обитого железом; условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию.
Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за перевозкой и транспортировкой оружия и патронов выясняют: соответствие деятельности предприятий-перевозчиков требованиям, предъявляемым к обороту оружия и, в частности, к правилам перевозки; наличие лицензий, копий договоров на перевозку оружия; наличие товарно-транспортных, сопроводительных и иных документов, на основании которых осуществляется перевозка; документов, удостоверяющих личность сопровождающих лиц и подтверждающих их право на хранение и ношение оружия; наличие необходимого количества охранников.12
В ходе осуществления контроля за частной детективной и охранной деятельностью органы внутренних дел используют предоставленное им право в соответствии с Законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»13 и ведомственными нормативными актами МВД России. Одним из них является Инструкция «О порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью»,14 которой предусмотрены следующие направления:
- проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности;
- проверка соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия и специальных средств;
- участие совместно с другими компетентными органами негосударственных образовательных учреждений в контроле за осуществлением подготовки кадров для частных детективных и 6х-ранных предприятий, служб безопасности, в том числе огневой подготовки;
- рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопросам соблюдения налоговых и иных финансовых обязательств частными детективными и охранными предприятиями, службами безопасности.
При осуществлении контроля за частной детективной и охранной деятельностью сотрудники органов внутренних дел имеют право в пределах своей компетенции требовать от частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности, негосударственных образовательных учреждений предоставления соответствующих документов, а также получать необходимую для этого устную или письменную информацию.15
В процессе осуществления контроля за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью сотрудники органов внутренних дел обязаны выявлять нарушения правил оборота оружия, а также нарушения в деятельности частных детективов и охранников, при обнаружении нарушений органы внутренних дел принимают необходимые меры к их устранению. С этой целью в соответствии с действующим законодательством органам внутренних дел предоставлено право:
безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации;
изымать оружие и патроны, предусмотренные законом «Об оружии» при наличии следующих оснований: отсутствия лицензий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю им, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешений на хранение или хранение и ношение оружия; аннулирование в установленном порядке указанных лицензий и разрешений; нарушений юридическими лицами или гражданами установленных правил передачи, приобретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия; выявления самодельных или переделанных владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими характеристиками; смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества, а также смерти гражданина, имевшего на законных основаниях боевое или служебное оружия; ликвидации юридического лица;
при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами предписаний об устранении этих нарушений;
аннулировать лицензии и разрешения на приобретение, хранение, хранение и ношение оружия, выданные гражданам, при нарушении ими правил оборота оружия, систематически нарушающим общественный порядок; при наличии медицинского заключения, препятствующего владению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; страдающим психическими заболеваниями. Аннулирование лицензии или разрешения влечет изъятие имеющегося оружия и патронов к нему;
аннулировать лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаях нарушения либо неисполнения требований законодательства, регулирующего частную детективную и охранную деятельность, либо при неисполнении предписаний органов внутренних дел частными детективными и частными охранными предприятиями.
При установлении правонарушений, образующих составы преступлений, и административных правонарушений, сотрудники органов внутренних дел привлекают виновных лиц к уголовной или административной ответственности.
Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения, связанные с установкой на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела ночного видения (ст. 20.9. КоАП РФ), незаконным изготовлением, продажей или передачей пневматического оружия (ст. 20.10 КоАП РФ), нарушением сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11 КоАП РФ), стрельбой из оружия в не отведенных для этого местах (ст.20.13 КоАП РФ) и др..16
Аннулирование лицензий и разрешений, связанных с оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью проводится органами внутренних дел в следующих случаях: добровольного отказа от лицензии или разрешения, ликвидации юридического лица либо смерти собственника оружия; систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований нормативно-правовых актов, регулирующих оборот оружия; возникновения обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии или разрешения; конструктивной переделки владельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему, повлекшей изменение баллистических и других технических характеристик оружия и патронов к нему; нарушения либо неисполнения частным детективом (предприятием, объединением), частным охранником (предприятием) требований нормативных актов, регулирующих частную детективную и охранную деятельность.
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за: превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст.203 УК РФ); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст.217 УК РФ); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст.218 УК РФ); незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.222 УК РФ); незаконное изготовление оружия (ст.223 УК РФ); небрежное хранение огнестрельного оружия (ст.224 УК РФ); ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.225 УК РФ).17 Законодательством предусматривается наступление уголовной ответственности и за совершение иных деяний, связанных с нарушениями правил оборота оружия и частной детективной и охранной деятельности.
1.3 Меры, принимаемые органами внутренних дел, по обеспечению паспортно-регистрационной системы
Паспортно-регистрационная система является одним из эффективных средств, используемых в целях охраны общественного порядка, обеспечения государственной и общественной безопасности, борьбы с различными правонарушениями. Для достижения этих целей органы внутренних дел осуществляют следующие основные функции: оформление регистрации и снятие граждан с регистрационного учета; ведение адресно-справочной работы; осуществление контроля за соблюдением гражданами, должностными и юридическими лицами законодательства, регулирующего передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также законодательных и иных нормативных актов о регистрационном учете населения; решение правоохранительных задач при осуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета; учет при регистрации лиц, имеющих судимость; информирование населения о принятых правовых актах, касающихся регистрационного учета граждан.18
Важнейшей функцией органов внутренних дел, как считает А.П. Алегин, является осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а также, законодательных и иных нормативных актов о регистрационном учете населения.19
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил паспортно-регистрационной системы как один из видов административной деятельности органов внутренних дел осуществляется преимущественно гласными методами. Однако некоторые специфические возможности рассматриваемой системы активно используются в деятельности оперативно-розыскных аппаратов милиции.
Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил, осуществляемая при сочетании гласных и негласных методов, представляет собой совокупность организационных и практических мероприятий, направленных на выполнение требований паспортно-регистрационной системы. В процессе реализации этих мероприятий предупреждаются правонарушения лиц, проживающих без документов или без регистрации, а также лиц, в прошлом совершивших преступления; выявляются лица, подозреваемые в совершении преступлений и скрывающиеся от органов правосудия либо проживающие по подложным или поддельным документам; производится розыск конкретных, известных органам внутренних дел и безопасности лиц, совершивших преступления, и т.д.
Организационные и практические мероприятия по осуществлению контроля за соблюдением установленных правил паспортно-регистрационной системы органы внутренних дел реализуют в тесном взаимодействии с местными подразделениями Федеральной миграционной службы, органами безопасности, прокуратуры, учреждениями государственной статистики, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями и общественностью, а в пограничных зонах - также с подразделениями и частями органов пограничной службы.20
Такое взаимодействие, осуществляемое в самых разнообразных формах (например, совместного планирования и участия в реализации практических мероприятий, обмена опытом), несомненно, позволяет не только успешно решать многие узкоспецифические задачи Федеральной миграционной службы, других правоохранительных и иных государственных органов, но и в целом способствует укреплению правопорядка и, следовательно, паспортно-регистрационного режима в стране.
Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением паспортно-регистрационных правил возлагается на руководителей подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел, которые анализируют правоприменительную практику; обеспечивают планирование, сбор и анализ практики применения данных правил; разрабатывают предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере; контролируют выполнение участковыми инспекторами милиции функциональных обязанностей по рассматриваемой линии работы; проводят инструктажи и совещания с личным составом органов внутренних дел и лицами, ответственными за регистрацию; ведут разъяснительную работу среди населения.
В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил важная роль принадлежит участковым уполномоченным милиции, которые несут полную ответственность за состояние паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых участках. В своей работе они опираются на помощь внештатных сотрудников милиции, добровольных народных дружин, общественных пунктов охраны порядка, уличных, домовых комитетов и других сил общественности.
Контроль за соблюдением паспортно-регистрационных правил, осуществляемый органами внутренних дел, занимает важное место в обеспечении паспортно-регистрационной системы. Его основное назначение состоит в выявлении нарушений правовых норм, регламентирующих рассматриваемую систему. Однако следует иметь в виду, что в процессе такого контроля выявляются лица, ведущие антиобщественный образ жизни, совершающие хулиганские действия в квартирах и т.п. Своевременное выявление таких лиц позволяет принять в отношении их необходимые меры и тем самым нередко исключить возможность совершения ими более серьезных противоправных деяний. Следовательно, контроль за соблюдением паспортно-регистрационного режима одновременно имеет большое значение и в профилактике иных, не связанных с паспортными правилами правонарушений, в том числе преступлений.
Основным методом осуществления данного контроля являются проверки, которые проводятся в соответствии с планами работы соответствующих органов внутренних дел. В ходе проведения таких проверок обращается внимание на места возможного нахождения нарушителей паспортно-регистрационного режима в жилом секторе; выявляются и берутся на учет владельцы домов и квартир, систематически сдающие жилую площадь лицам сомнительного поведения; проводятся обходы нежилых помещений (подвалов, котельных, чердаков, сараев и т.п.), которые могут использоваться для проживания нарушителями паспортно-регистрационных правил. Подобные проверки в жилом секторе с согласия граждан разрешается производить в период с 6 до 22 часов местного времени при наличии достоверных данных о нарушении паспортно-регистрационных правил.21
Осуществляя контроль за работой должностных лиц, ответственных за регистрацию, по мнению О.А.Бойченко, сотрудники органов внутренних дел проверяют своевременность и правильность регистрации и снятия с регистрационного учета в домоуправлениях, общежитиях, гостиницах, домах отдыха, санаториях, пансионатах.22 Эти проверки необходимо проводить особенно тщательно, поскольку скрывающиеся преступники и злостные неплательщики алиментов нередко стремятся к проживанию именно в тех местах, где паспортно-регистрационный режим не соблюдается надлежащим образом.
Лица, виновные в нарушении паспортно-регистрационных правил, в зависимости от тяжести содеянного могут быть привлечены к административной ответственности.
Глава II. административно – юрисдикционные меры обеспечения административного процесса в ОВД
2.1 Формы и методы административно-юрисдикционной деятельности милиции по охране общественного порядка при авариях и катастрофах
Формы и методы деятельности милиции по охране общественного порядка при чрезвычайных ситуациях носят подвижный характер и определяются правовым положением, содержанием деятельности и конкретными задачами.
Исходные положения об организации и осуществлении охраны общественного порядка установлены государством в нормативно правовом порядке, а непосредственно формы управленческой деятельности большинство авторов подразделяют на правовые и неправовые.23
Первые в свою очередь классифицируются по содержанию (на правотворческие и правоприменительные), по целенаправленности (на внутренние и внешние), по форме выражения (на словесные и конклюдентные).
Правоприменительная деятельность в свою очередь подразделяется на регулятивную и правоохранительную.
К неправовым формам управленческой деятельности относятся организационные, материально-технические и иные действия, носящие функционально-обеспечительный характер.
Универсальными методами государственного управления являются убеждение и принуждение.24 Убеждение как метод деятельности милиции при авариях и катастрофах заключается в воздействии на волю и сознание людей с целью побуждения их к добровольному соблюдению административно-правовых норм.
Сотрудники милиции в качестве гарантий прав и свобод граждан при авариях и катастрофах наряду с убеждением применяют и административное принуждение, которое представляет собой принудительное воздействие, основанное на юридически обязательном предписании, исполнение которого гарантируется государством.
Совокупность форм и методов (приемов и способов) охраны общественного порядка в науке административного права принято называть тактикой3.
Компетенция милиции при ликвидации аварий и катастроф осуществляется в единой системе государственных органов, непосредственно созданной для этого.
Это российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).25
Данная система в том числе обеспечивает готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также осуществляет ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства органов внутренних дел входят в состав сил и средств РСЧС на всех уровнях управления, на МВД России, в частности, возложены функции по обеспечению общественного порядка и охране материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также руководству созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС в сфере охраны общественного порядка.26
Для охраны общественного порядка в зоне аварии организуется патрульно-постовая служба. При этом используются как виды нарядов, предусмотренные действующим Уставом ППС МОБ, так формируются специальные наряды и группы, предназначенные для выполнения специфических задач в зоне аварии.
К первой группе относятся пешие патрули и посты, патрули на автомобилях, «традиционные» наряды, задачей которых является охрана общественного порядка, обеспечение личной и имущественной безопасности граждан как в зоне аварии, так и на примыкающей территории.
Особенности организации и тактика несения службы этими нарядами обусловлены рядом обстоятельств, как правило, сопутствующих аварии: деморализация населения, попавшего в зону аварии; наличие жертв из числа граждан, а иногда и сотрудников милиции; угроза возникновения пани ки; нарушение путей сообщения и линий связи; наличие большого количества товарно-материальных ценностей, временно оказавшихся без охраны; хаотическое, неорганизованное перемещение населения; повышенные физические и психические нагрузки на личный состав; возможная активизация преступного элемента в зоне аварии, а также другие дестабилизирующие факторы.
Таким образом, к обычным обязанностям по поддержанию общественного порядка на заданных маршрутах и прилегающей территории добавляются специфические: контроль за обстановкой в зоне аварии, оказание помощи по спасению людей и материальных ценностей, разъяснение населению обстоятельств происшествия, предупреждение и пресечение распространения ложных слухов, выявление и задержание провокаторов и подстрекателей.
Как правило, в условиях аварии возникает потребность в выставлении дополнительных постов охраны. Эти посты выставляются: для охраны специальных объектов; в пунктах сбора вывозимого (эвакуируемого) имущества (когда его охрана не может быть обеспечена силами собственника); в пунктах сбора эвакуируемых из зоны аварии, а также в местах хранения останков погибших.
В обязанности этих нарядов входит, помимо охраны имущества, допуск уполномоченных лиц, а также контроль за законностью вывоза охраняемого имущества.
На основных магистралях, ведущих в зону аварии, выставляются контрольно-пропускные пункты, которые предназначены для регулирования беспрепятственного проезда специальных формирований и выезда транспортных средств с пострадавшими и имуществом.
Ко второй группе организационно-правовых форм построения охраны общественного порядка относятся оперативные группы, которые создаются исходя из конкретных условий аварии.
Так, указывает С.Ю.Паничкин, при необходимости изоляции зоны аварии производится ее оцепление, для чего формируется группа оцепления, которая в зависимости от обстановки выполняет свои функции путем выставления постов или сплошных цепочек по периметру зоны.27
Ее задачи - не допустить к месту происшествия притока посторонних граждан и транспортных средств, задерживать правонарушителей, пытающихся скрыться из оцепленного района или проникнуть через рубеж оцепления, и направлять их на фильтрационный пункт.
При необходимости эвакуации пострадавших, населения, задержанных, а также материальных ценностей формируется группа эвакуации. Сотрудники этой группы обходят дома и квартиры, разъясняют гражданам необходимость эвакуации, принимают меры по охране оставленных жилищ.
Кроме того, они привлекаются для сопровождения автобусов с эвакуируемыми к посадочным площадкам, обеспечивают установленную очередность посадки и др.
В то же время успешное выполнение задач каждым сотрудником милиции, независимо от вида наряда или оперативной группы, прямо зависит от знания им некоторых общих положений и правил, характерных для любых аварий и катастроф.
Это относится к механизму поведения людей, оказавшихся в зоне аварии и подвергшихся в результате этого физическим и/или психологическим травмам. Вступая в служебные контакты с такими людьми, а тем более применяя те или иные формы административного принуждения, сотрудник милиции должен учитывать, что сразу после аварии большинство из них прибывает в состоянии острого психологического шока.
Эти люди плохо понимают, что произошло, у них резко снижается способность к целенаправленным действиям. Затем шоковое состояние постепенно проходит и наступает депрессия. Необходимо учитывать это и отличать злостное неподчинение своим требованиям от естественной в экстремальных условиях растерянности.
Другое, общее для всех сотрудников, требование касается максимальной собранности и внимательности. Необходимо фиксировать малейшие изменения в поведении людей, которые являются признаком обострения обстановки, возникновения паники, указывают на назревание беспорядков, и принимать меры к своевременному их устранению.
2.2 Природоохранительная административно – юрисдикционная деятельность органов внутренних дел
Природоохранительная деятельность органов внутренних дел осуществляется в следующих организационных формах:
1) на основе сочетания этой функции с задачами по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями;
2) взаимодействия с иными субъектами природоохранительной деятельности и оказания им содействия;
3) охраны обособленных объектов природы на основе договоров самостоятельно;
4) обеспечение соблюдения природоохранительного законодательства на объектах, подведомственных МВД России.
Рассмотрим названные виды деятельности подробнее.
1. Сотрудникам управлений (отделов) охраны общественного порядка, горрайоргана внутренних дел, уголовного розыска, ГИБДД и других служб при осуществлении их непосредственных обязанностей вменяются обязанности по выявлению нарушений правил рыболовства и охоты, установлению перекупщиков рыбы, пушнины и т.д., усилению оперативного прикрытия объектов ловли, переработки и реализации рыбной продукции, пунктов сдачи пушнины. Работники патрульно-постовой службы, участковые инспектора милиции в процессе охраны общественного порядка должны пресекать нарушения природоохранительного законодательства в местах массового отдыха трудящихся, курортных и пригородных зонах, парках, коллективных садах. Участковые инспектора, осуществляя общий надзор на закрепленных за ними участках, обращают внимание на поведение лиц, от которых можно ожидать незаконного лова рыбы, на использование в этих целях моторных лодок, катеров их владельцами. В местностях, богатых лесными дарами (зверьем, дичью, грибами, ягодами) или с водоемами с ценными породами рыб, объектами наблюдения должны быть и почтовые отделения, нередко используемые правонарушителями для пересылки добытого незаконным путем в другие населенные пункты.
Работники милиции на водном транспорте, решая задачу охраны общественного порядка, также оказывают содействие государственным инспекциям в выполнении контрольно-надзорных функций по обеспечению санитарных, ветеринарно-эпидемиологических и других специальных режимов.
Работники ГИБДД принимают непосредственное участие в охране атмосферного воздуха. В процессе контроля за техническим состоянием автотранспорта они выявляют и пресекают факты эксплуатации транспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах отработанных газов превышает установленные нормативы. Помимо этого, Госинспекция контролирует работу автопредприятий по уменьшению вредных выбросов двигателей, предупреждает выпуск на линию транспортных средств с неисправными двигателями, обеспечивает контроль за соблюдением ГОСТа при проектировании новых моделей машин. Кроме того, работники ГИБДД обращают внимание органов местного самоуправления на необходимость установления соответствующих знаков на дорогах, где возможны наезды на животных, выявляют и пресекают факты перевозки браконьерами предметов незаконной охоты и рыбной ловли.28
На МВД России во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами возложены функции обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.
Огромный ущерб природе наносят лесные пожары: огнем уничтожаются запасы древесины на корню, иногда ценные и редкие виды растительности, фауна, заготовленная древесина. В результате пожаров снижаются защитные, санитарно-гигиенические, водоохранные и иные полезные функции лесов.
Оказание содействия иным субъектам природоохранительной деятельности осуществляется органами внутренних дел путем взаимодействия с государственными инспекциями охотничьего и рыбного надзора, другими органами, совместного проведения профилактических мероприятий. К числу организационных форм взаимодействия относятся: совместное проведение рейдов, патрулирование, выставление контрольных постов, засад, заслонов, проведение обходов, объездов и т.д. Такие мероприятия проводятся обычно в местах возможного браконьерства, сбыта продукции незаконной охоты и рыболовства, в местах скопления рыбы или охотничьей дичи, во время весеннего и осеннего перелета птиц, сезона охоты, в местах нерестилищ и т.п.
Работники милиции оказывают содействие органам здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного надзора при проведении ими мероприятий, связанных с обеспечением соблюдения санитарно-гигиенических и противо-эпидемиологических правил, проведении ими карантинных мероприятий при эпидемиях и эпизоотиях. Милицией оказывается помощь различным природоохранительным органам при оказании им противодействия. Так, работники санитарно-эпидемиологических станций иногда вынуждены обращаться за помощью в связи с необходимостью обеспечить им допуск на территорию экологически опасных объектов для взятия там образцов и проведения экспертных исследований. Органы лесного хозяйства обращаются к работникам милиции за содействием в пресечении незаконной вырубки деревьев.29 Силы органов внутренних дел привлекаются к тушению лесных пожаров, а также к мероприятиям по охране и защите лесов в периоды высокой пожарной опасности для ограничения посещения посторонними лесов, въезда в них транспортных средств, проведения определенных видов работ.
Значительный объем природоохранительной деятельности органов внутренних дел составляют деятельность подразделений милиции, создаваемых для охраны отдельных объектов природы, имеющих важное хозяйственное или экологическое значение. Они содержатся за счет соответствующих министерств и ведомств. Милиция обеспечивает охрану водохранилищ, снабжающих питьевой водой города и населенные пункты. Охраняя их, милиция предупреждает и пресекает нарушения установленных правил на обслуживаемой территории: сооружение строений, палаток, въезд и стоянку машин, их мойку, разжигание костров, порчу зеленых насаждений и травяного покрова, засорение воды и берегов, пользование моторными лодками и т.д.
Милиция обеспечивает исполнение требований заповедного режима, предусматривающего запрет охоты, рыбной ловли, рубки леса, сбора дикорастущих растений, ягод и т.п. в государственных заповедниках или заказниках. В некоторых областях милиция охраняет памятники природы, а также памятники культуры. В некоторых городах создаются подразделения милиции по охране зеленых насаждений, имеющих оздоровительное, защитное и культурно-эстетическое значение. Решение об их охране от уничтожения и повреждения, а также о порядке их охраны выносится органами государственной власти. В отдельных случаях милицией охраняется не весь зеленый фонд города, а только часть его (ботанические сады, дендрарии и т.п.). В этих случаях договоры на охрану заключаются с соответствующими органами, учреждениями Российской Академии наук, другими научными учреждениями.
В ряде регионов создаются подразделения милиции за счет средств рыбодобывающих предприятий или рыболовецких колхозов для охраны рыбных запасов и борьбы с хищениями рыбопродуктов.
В некоторых подразделениях милиции Сибири, Урала, Дальнего Востока введены должности сотрудников, содержащиеся за счет лесохозяйственных органов. Они призваны осуществлять противопожарные мероприятия в лесах и на предприятиях лесопромышленного комплекса. В горрайорганах, расположенных в лесных районах, подверженных лесным пожарам, за счет лесохозяйственных предприятий создаются группы инспекторов милиции, обязанностью которых является проведение профилактики лесных пожаров, принятие оперативно-розыскных мер по установлению виновных лиц, возбуждение уголовных дел и проведение дознания, оказание помощи работникам лесохозяйственных предприятий в охране лесов от пожаров, контроль за соблюдением противопожарных правил организациями, предприятиями, гражданами.30
Важным направлением природоохранительной деятельности органов внутренних дел является обеспечение соблюдения природоохранительного законодательства на объектах, подведомственных МВД России. В основном это касается организаций, имеющих собственное производство. В своей деятельности они выступают как природопользователи. Реализуя свое право природопользования, они обязаны строго соблюдать закрепленные действующим законодательством экологические требования.
МВД России принимает меры по улучшению природоохранной деятельности. В МВД, ГУВД, УВД созданы постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организации контроля и координации природоохранительной деятельности в регионах, а также кустовые лаборатории по охране окружающей среды при ГУВД, УВД и др. В число важнейших вопросов совершенствования природоохранительной деятельности органов внутренних дел включены: организация и обеспечение взаимодействия с территориальными природоохранительными органами, финансирование мероприятий, проведение совместных проверок, распространение передового опыта, разработка нормативов предельных выбросов загрязняющих веществ, контроль за их соблюдением и др.31
Для осуществления обязанностей в сфере природоохранительной деятельности органы внутренних дел (милиция) наделены определенными полномочиями, в том числе по применению мер административного принуждения. В целях предупреждения нарушений им предоставлено право требовать от юридических и физических лиц предоставления соответствующих документов и письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций по осуществлению разрешительной системы. Им предоставлено право решения вопросов о выдаче или отказе в выдаче лицензии на продажу и приобретение, а также на хранение и ношение оружия. Милиция осуществляет проверки сохранности оружия и безопасности его хранения, а также безопасности хранения взрывчатых и отравляющих веществ; производит осмотр оружия и мест его производства, продажи, хранения и уничтожения; проверяет соблюдение правил перевозки опасных транспортных грузов, документов на право охоты, рыболовства и т.д.
В случае обнаружения правонарушений применяются меры административного пресечения. К ним относятся: аннулирование лицензий и разрешений на продажу, приобретение, хранение и ношение оружия; выдача предписаний об устранении правонарушений в сфере разрешительной системы, противопожарной безопасности и безопасности дорожного движения; изъятие оружия, орудий охоты, рыбной ловли, документов; запрещение эксплуатации технически неисправных транспортных средств; приостановление работы предприятий, производственных участков, проведения отдельных видов работ при нарушении правил пожарной безопасности. Для пресечения нарушений, связанных с незаконной охотой и рыбной ловлей, применяется задержание правонарушителей.32
В соответствии с законом при совершении лесонарушений или нарушении правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также нарушении законодательства об охране и использовании животного мира в целях составления протокола, если личность нарушителя не может быть установлена на месте нарушения, работники милиции могут производить доставление этих лиц в милицию или в помещение органов местного самоуправления и осуществлять административное задержание. В целях обеспечения правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административном правонарушении допускается личный досмотр, досмотр вещей, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов. Досмотр, как правило, осуществляется в присутствии собственника или владельца. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых и в отсутствие собственника (владельца). О личном досмотре или досмотре вещей составляется протокол или делается запись в протоколе об административном правонарушении либо в протоколе об административном задержании. В качестве меры административно-процессуального обеспечения применяется изъятие орудий и продукции незаконного промысла (охотничьих ружей, капканов, плавучих и других транспортных средств и т.д.). Запрещенные орудия промысла сдаются на базы (склады) или в другие места под сохранную расписку. Рыба, икра осетровых и лососевых, а также мясо животных во избежание порчи сдаются рыбозаводам или торгующим организациям с оформлением приемной накладной или квитанции. При передаче дела в следственные или судебные органы судьба изъятых орудий (предметов) решается этими органами. Запрещенные орудия лова владельцам не возвращаются, а передаются предприятиям или рыболовецким колхозам для использования при изготовлении разрешенных орудий или уничтожаются. Изъятое оружие, технически пригодное к эксплуатации, подлежит реализации через предприятия, имеющие право на продажу таких видов оружия. Изъятое оружие, непригодное для дальнейшей эксплуатации, уничтожается органами внутренних дел, за исключением боеприпасов для газового оружия самообороны и аэрозольных устройств, снаряженных раздражающими веществами, которые передаются безвозмездно предприятиям по продаже данного оружия для дальнейшей утилизации.
Административная природоохранительная деятельность органов внутренних дел включает в себя широкий круг мероприятий организационного характера: аналитическую работу, планирование природоохранной деятельности и организацию реализации намеченных мероприятий, организацию взаимодействия между службами и подразделениями органов внутренних дел и с другими природоохранительными органами, распространение положительного опыта и т.д.
2.3 Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства
Реализация законодательства о борьбе с пьянством и алкоголизмом составляет одно из направлений административно-юрисдикционной деятельности всех служб и подразделений органов внутренних дел (милиции), но непосредственное выполнение задач предупреждения и пресечения нарушений антиалкогольного законодательства возложено на милицию общественной безопасности.33
Конкретизация задач борьбы с пьянством и алкоголизмом выражается в функциях аппаратов, подразделений и служб милиции общественной безопасности, закрепленных в законодательных и ведомственных нормативных актах. Организация деятельности аппаратов, подразделений служб милиции общественной безопасности в сфере борьбы с пьянством и алкоголизмом складывается из функций прогнозирования, анализа, планирования, координации, контроля, нормативно-правового, информационного, научно-методического, материально-технического обеспечения и др.
Предупреждение и пресечение пьянства и алкоголизма осуществляются также в процессе организации и непосредственного руководства ходом проведения специальных операций по выявлению нарушителей антиалкогольного законодательства, разработки рекомендаций и соответствующих указаний по расстановке сил и средств, формировании, внедрении и распространении передового опыта административно-юрисдикционной деятельности различных аппаратов, подразделений и служб органов внутренних дел (милиции) по предупреждению и пресечению нарушений, совершенных на почве пьянства и алкоголизма.
Функции по предупреждению и пресечению пьянства и алкоголизма выполняют подразделения милиции общественной безопасности путем:
- выявления лиц, в том числе подростков, а также вовлекающих их в пьянство родителей и иных лиц, склонных к злоупотреблению спиртными напитками, проведения с ними профилактической работы с целью формирования здорового образа жизни;
- внесения предложений в соответствующие органы о рациональном размещении строящихся и функционирующих торговых предприятий, кафе, ресторанов и других учреждений, реализующих спиртные напитки, в связи с их потенциальным и негативным влиянием на криминогенную обстановку в конкретном районе населенного пункта;
- регулярного обследования территории и особенно мест концентрации лиц, склонных к пьянству, и алкоголиков (подвалы, чердаки, рынки, магазины, культурно-зрелищные учреждения, станции и остановки общественного транспорта и т.п.);
- привлечения правонарушителей антиалкогольного законодательства к административной ответственности.
При выявлении факта правонарушения, например, распития спиртных напитков в общественных местах, сотрудник милиции обязан: 1) немедленно потребовать прекращения противоправного поведения; 2) проверить документы, удостоверяющие личность нарушителя; 3) зафиксировать выявленные в них сведения; 4) установить и записать данные о свидетелях, объяснить им их права и обязанности в соответствие с действующим законодательством.34
Проанализировав ситуацию, действия и поведение нарушителя, характер совершенного правонарушения, следует либо предупредить нарушителя, либо составить протокол об административном правонарушении.
Если сложившиеся на месте правонарушения обстоятельства препятствуют возможности установить личность нарушителя и имеются основания для его доставления в орган внутренних дел, сотрудник милиции вправе принять все предоставленные ему законом меры, о чем затем докладывает рапортом руководству органа.
Лица, задержанные за появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, находящиеся в средней и тяжелой степени опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе, помешаются в медицинский вытрезвитель (центр социальной помощи), находящийся в ведении милиции общественной безопасности.
Доставление и помещение в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в общественных местах в пьяном виде, как правило, осуществляются экипажами автомобилей «Спецмедслужбы», которые обязаны предварительно проверить возможное наличие у доставляемых предметов, могущих быть используемыми для нападения или причинения себе телесных повреждений.
При обнаружении наркотических средств либо предметов, указывающих на возможную причастность доставляемых лиц к совершению преступлений, они доставляются в орган внутренних дел.
Запрещается доставлять в медицинский вытрезвитель лиц, имеющих черепно-мозговые травмы и иные опасные для жизни повреждения, симптомы острого пищевого отравления или наркотического опьянения, находящихся в состоянии алкогольного психоза. Сотрудники милиции, обнаружившие таких лиц на улицах или в иных общественных местах, обязаны вызвать на место скорую медицинскую помощь.
Доставление несовершеннолетних в медицинский вытрезвитель производится только при невозможности установить их личность, местожительство и передать родителям (лицам, их заменяющим) либо представителям учреждений, на которых возложены обязанности по их содержанию и воспитанию, в приемник-распределитель для несовершеннолетних.
Факт доставления в медицинский вытрезвитель регистрируется, составляется протокол о доставлении (помещении) и привлечении виновного к административной ответственности или мерам общественного воздействия.
Рассмотрим меры предупреждения и пресечения наиболее распространенных правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом.
Среди непосредственных причин ДТП, имеющих тяжкие последствия (превышение установленной скорости движения; недисциплинированность пешеходов, игнорирование правил применения ремней безопасности и мотошлемов и т.д.), статистика выделяет управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Именно поэтому Правила дорожного движения (ПДД) запрещают водителю «управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и иного)... передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения...».35
Административная ответственность за правонарушения на транспорте, связанные с нарушением антиалкогольного законодательства, предусмотрена ст. 12.8.КоАП РФ.
За управление транспортными средствами в состоянии опьянения к административной ответственности привлекаются лица независимо от того, являлось ли оно (транспортное средство) самоходной машиной либо находилось на прицепе у другого транспортного средства, а также как долго управлял виновный транспортным средством - важен лишь факт приведения его в движение.36
Немаловажное значение для привлечения к ответственности за данные виды правонарушений имеет установление прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает не только факт собственного опьянения, но и правовой запрет на управление транспортным средством в данном состоянии.
В целях предупреждения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения органы внутренних дел (милиция) наделены правами останавливать транспортные средства, в том числе и принудительно, осуществлять проверку документов и освидетельствование водителей на предмет установления факта нахождения их в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Эти и иные административно-предупредительные меры направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и являются средствами не наказания, а предупреждения возможного возникновения аварийной ситуации и вредных последствий в результате совершения дорожно-транспортных происшествий.
Сотрудник милиции (как правило, подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД), останавливая транспортное средство, обязан не только установить состояние водителя, но и его личность и правовые основания управления этим транспортным средством, поскольку вероятен факт передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения. При этом для привлечения к административной ответственности важно лишь согласие владельца на передачу управления и не обязательно, что управление осуществляется в его присутствии или в отсутствие. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, противоправна и в тех случаях, когда она допущена владельцем, не имеющим права на управление принадлежащим ему транспортным средством, или лицом, которое распоряжается транспортным средством на законном основании, например по доверенности, в процессе выполнения водителем обязанностей инструктора во время обучения учеников-водителей.
К мерам административного пресечения фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения относятся: административное задержание, отстранение водителя от управления транспортным средством, задержание документов на право управления транспортным средством.
Применение органами внутренних дел (милицией) этих мер не означает наложение на водителей административных взысканий, а имеет цель в принудительном порядке прекратить (пресечь) представляющие определенную опасность для дорожного движения противоправные действия, не допустить причинения вреда окружающим, а также обеспечить соответствующие условия для привлечения виновных лиц к ответственности.
Среди правонарушений, связанных с нарушением антиалкогольного законодательства и относящихся к сфере охраны общественного порядка, наибольшую распространенность и общественную опасность представляют: распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.20 КоАП РФ); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ); появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст.20.22 КоАП РФ) и др.
Общественная опасность данных правонарушений состоит в том, что они имеют масштабные социально-экономические, медико-биологические, нравственные и иные последствия, оказывающие негативное влияние не только на деформацию социальных ценностей и личности, но и на мотивацию противоправного поведения. Связь пьянства с противоправным поведением, характеризующимся демонстративными проявлениями явного неуважения к общественной нравственности, очевидна и указывает на необходимость комплексного подхода к борьбе с нарушениями антиалькогольного законодательства и посягательствами на общественный порядок.
Административное законодательство устанавливает правовой запрет на распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и других общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство, и общественную нравственность.
Особенностью предупреждения и пресечения этих нарушений антиалкогольного законодательства является установление сотрудниками милиции соответствующего поведения виновного лица, свидетельствующего о прямом умысле на распитие спиртных напитков, но не образующего состава административного правонарушения мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительное приставание к гражданам и т.п.) и других действий, нарушающих общественный порядок.
Применение органами внутренних дел (милицией) мер административного предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, должно сочетаться с профилактикой этих антиобщественных явлений, способствующей укреплению правопорядка в общественных местах. Эти меры реализуются как в рамках общесоциальной системы предупреждения правонарушений, состоящей из экономических, организационных, пропагандистско-воспитательных, педагогико-психологических и т.п. мероприятий и направленной на утверждение здорового образа жизни и правомерного поведения граждан, так и в форме индивидуально-воспитательной работы с лицами, злоупотребляющими спиртными напитками.37
Важность административно-предупредительных мер объясняется тем, что применение антиалкогольного законодательства, определяющего правовые запреты и ответственность за его нарушение, вне профилактического обеспечения не приводит к сокращению рассматриваемой категории правонарушений.
Особое место в профилактике правонарушений, связанных с пьянством и алкоголизмом, занимают служба участковых инспекторов милиции и милиция общественной безопасности, сотрудники которых осуществляют административно-юрисдикционную деятельность, как правило, в жилом секторе и в общественных местах. Реализуя профилактические функции, сотрудники этих и иных служб органов внутренних дел (милиции) изучают жилой массив в целях выявления и проведения предупредительных профилактических бесед с лицами, склонными к пьянству и алкоголизму, установления источников приобретения ими спиртных напитков, а также лиц, предоставляющих свое жилье посторонним гражданам для систематического употребления, хранения и изготовления запрещенных спиртных напитков. По этим направлениям профилактической работы необходима организация взаимодействия с аппаратами уголовного розыска в части, касающейся, например, выявления среди пьяниц и семейных дебоширов лиц, представляющих оперативный интерес, находящихся в розыске и т.п.
Профилактике мелкого хулиганства, иных правонарушений может служить предупреждение гражданина о недопустимости появления в общественном месте в пьяном виде (при условии, если не допускаются нарушения общепринятых норм поведения, образующих самостоятельный состав административного правонарушения), поскольку это лицо может стать объектом грабежа, разбоя и других противоправных посягательств.
К числу профилактических мероприятий органов внутренних дел (милиции) относится их участие в работе государственных органов и общественных организаций по формированию и развитию духовных и интеллектуальных способностей граждан, созданию здоровых условий для их труда, быта и отдыха, упрочению национальных культурных традиций, проведению антиалкогольной пропаганды среди различных групп населения, внесению в соответствующие инстанции предложений о благоустройстве обслуживаемой территории и рациональном размещении культурно-зрелищных, спортивных, образовательных учреждений, торговых предприятий, реализующих спиртные напитки и т.д.
Целям предупреждения и пресечения пьянства среди несовершеннолетних служит, предусматривающая ответственность за доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и наказание в виде наложения штрафа.
Борьба с пьянством и алкоголизмом - важная социальная задача, ее реализация зависит от активной и последовательной работы органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, каждого гражданина.
Заключение
Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность:
а) административно-процедурная;
б) административно-юрисдикционная.
Административный процесс может быть представлен в качестве урегулированной административно-процессуальными нормами деятельности исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в порядке реализации задач и функций исполнительной власти.
Меры процессуального обеспечения, являясь разновидностью мер административного принуждения, применяются милицией в целях обнаружения правонарушений, установления личности нарушителей, обнаружения доказательств и создания иных условий для объективного, всестороннего и полного рассмотрения дел о правонарушениях.
В конечном счете назначение этих мер состоит в том, чтобы создать необходимые условия для реализации норм материального права, устанавливающих ответственность за правонарушения. Их применение служит целям реализации преимущественно административных взысканий. В отдельных случаях мерами административно-процессуального обеспечения создаются необходимые условия для реализации уголовно-правовых санкций.
Таким образом, применение названных мер обусловлено необходимостью реализации различных мер государственного правового (преимущественно административного) принуждения. По отношению к последним они имеют вспомогательное, обеспечительное значение, что и нашло отражение в их названии.
Достижение названных целей административно-процессуального принуждения осуществляется посредством реализации мерами процессуального обеспечения различных функций. С учетом характера этих функций все рассматриваемые меры могут быть сведены в три основные группы: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; процессуальные меры исполнения административных взысканий.
Меры административно-процессуального пресечения заключаются в принудительном ограничении свободы передвижения лица, совершившего правонарушение (или подозреваемого в его совершении), в целях пресечения нарушения и обеспечения выполнения им своих процессуальных обязанностей.
Меры, направленные на получение доказательств, создают условия для установления факта правонарушения и личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела.
К ним относятся: проверка документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы; личный досмотр вещей и транспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр служебных помещений.
Обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
Органы внутренних дел, осуществляющие исполнение вынесенных ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений судей, наделены правом совершения принудительных действий по реализации предписаний, содержащихся в этих актах.
Список литературы
Конституция Российской Федерации.-М.: Новости, 2005.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: Юрайт, 2005.
Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» // СЗ РФ. 1993. № 7. Ст. 562.
Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Под ред. А.Коренева.-М.: Юрайт, 2001.
Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л.Попова. -М.: Юристъ, 2005.
Александрова И.Л. Административно-процессуальная деятельность // Профессионал.- 2004.-№ 4.
Алехин А.П.Крамолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. -М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.-С.229.
Баглай М.В. Конституционное право России.-М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2005.
Бакаев А.А. Предупреждение и пресечение нарушений, связанных с пьянством // Вестник МВД.- 2002.-№1.
Боголюбов А.В. Экология и право // Экологический вестник.- 2004.
Бойченко О.А. Особенности контроля ОВД за работой должностных лиц, ответственных за регистрацию // Право.- 2004.-№ 5.
Винокурова Н.С. Справочник сотрудника лицензионно-разрешительной системы.-М.: Щит и меч, 2004.
Волчкова А.А. Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств // ПДД.- 2004.-№ 1.
Гирько С.И. Научно – практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМН, 2005.
Горячев В.В. Административно–процессуальные нормы // Правоведение.- 2004.-№ 11.
Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМЕН, 2005.
Додонов О.Н., Румянцев А.Л. Большой российский юридический словарь. -М.: ИНФРА-НОРМА-М, 2004.
Ибрагимова А.М. Административно – процессуальные отношения //
Козлов Ю.М. Административное право России. -М.: Юристъ, 2004.
Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Л.Попова.-М.: Юристъ, 2005.
Коренев В.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная- М.: Щит и меч, 2004.
Стариков Ю.Н. Курс общего административного права. Часть третья. -М.: Зерцало, 2003.
1 Иващенко Ю.А. Роль ППС в охране общественного порядка // Вестник МВД.- 2002.-№ 4.-С.63.
2 Федореев П.Р. Патрульно-постовые службы ОВД // Вестник МВД.- 2003.-№ 4.-С.9.
3 «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения»: Приказ МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624 // Российские вести, № 13, 23.01.97.
4 Воронов А.М. Регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним // Безопасность движения.- 2003.-№ 5.-С.18.
5 Татарян В.Г. Задачи и принципы организации работы ГИБДД // Транспорт.- 2004.-№ 4.-С.19.
6 Волчкова А.А. Надзор за техническим состоянием автотранспортных средств // ПДД.- 2004.-№ 1.-С.63
7 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации».
:Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 // СЗ РФ, 10.08.98, № 32,ст. 3916.
8 Александров А.И. Особенности технического осмотра автотранспортных средств // Транспорт.- 2004.-№ 8.-С.52.
9 Семенов В.М. Контроль органами внутренних дел за объектами ЛРС // Оружие.- 2004.-№ 5.-С.19.
10 Островский А.Л. Контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием // Вестник МВД.- 2005.-№ 1.-С.18.
11 Винокурова Н.С. Справочник сотрудника лицензионно-разрешительной системы.-М.: Щит и меч, 2004.-С.441.
12 Лактионова Т.В. Осуществление контроля за перевозкой и транспортированием оружия и патронов // Вестник МВД.- 2004.-№ 6.-С.19.
13 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»: Закон РФ от 11.03.92. № 2487-1 ( в ред. от.10.01.2003) // СЗ РФ.1992. № 12.Ст.1316.
14 «О порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью»: Инструкция. Приказ МВД РФ от 22.08.92. № 292 ( в ред. 14.11.1994) // Вестник МВД.1992.-№ 8.
15 Коренев В.П. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная- М.: Щит и меч, 2004.-С.164.
16 Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМЕН, 2005.-С.389.
17 Рарог А.И. Уголовная ответственность за преступления, связанные с оружием // Российский следователь.- 2005.-№ 2.-С.33.
18 Рашидханов Р.К. К проблеме паспортно – регистрационной системы // Правозащитник.- 2002.-№ 6.-С.83.
19 Алегин А.П. Функции паспортно - регистрационной системы России // Вестник МВД.- 2003.-№ 4.-С.22.
20 Зиядова Д.З. Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением паспортно-регистрационных правил.-М.: ВНИИ МВД РФ. 2005.-С.28.
21 Беляев В.П. Контроль органов внутренних дел за соблюдением паспортно – регистрационных правил // Миграционные процессы.- 2004.-№ 1.-С.94.
22 Бойченко О.А. Особенности контроля ОВД за работой должностных лиц, ответственных за регистрацию // Право.- 2004.-№ 5.-С.18.
23 Алехин А.П.Крамолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. -М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.-С.229.
24 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Под ред. А.Коренева.-М.: Юрайт, 2001.-С.158.
25 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // СЗ РФ.1995. № 19.Ст.183
26 Организация охраны общественного порядка: Учебник. Под ред. Л.Л.Попова.-М.: Ось-89.-С.89.
27 Паничкин С.Ю. Проблемы повышения эффективности деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях. -М.: ВНИИ МВД РФ, 2004.-С.63.
28 Пресухин Р. Природоохранительная деятельность органов внутренних дел // Природа.- 2004.-№ 2.-С.93.
29 Осипюк А.А. Взаимодействие ОВД с иными субъектами природоохранной деятельности // Вестник МВД.- 2002.-№ 9.-С.52.
30 Журавкин О. Экологическое право России. -М.: Юристъ, 2004.-С.185.
31 Боголюбов А.В. Экология и право // Экологический вестник.- 2004.-С.11.-С.23.
32 Стариков Ю.Н. Курс общего административного права. Часть третья. -М.: Зерцало, 2003.-С.552.
33 Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции)» // СЗ РФ. 1993. № 7. Ст. 562.
34 Бакаев А.А. Предупреждение и пресечение нарушений, связанных с пьянством // Вестник МВД.- 2002.-№1.-С.10
35 Леушин А.В. Комментарий к Правилам дорожного движения. -М.: Новости, 2004.-С.299
36 Гирько С.И. Научно – практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. -М.: ЭКЗАМН, 2005.-С.551.
37 Коровников А.В. Вопросы административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства // Право и экономика.- 2004.-№ 7.-С.13.