Лишение и ограничение родительских прав
Лишение и ограничение родительских прав
«На протяжении всей человеческой истории брак является социальным основанием, порождающим отношения не только супружества, но и родительства. Брак - это уникальная форма удовлетворения потребности человека в детях (в своем продолжении), а для человечества в целом - это основной способ простого воспроизводства населения».
Рождение ребенка с необходимостью влечет за собой установление прав и обязанностей родителей. Согласно ст. 47 Семейного кодекса РФ «права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке». Факт рождения ребенка удостоверяется органами записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Согласно п.1 ст. 14 ФЗ «О записи актов гражданского состояния» Основанием для государственной регистрации рождения является:
- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды;
- документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой (далее - частнопрактикующий врач), - при родах вне медицинской организации;
- заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи».
Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, то отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган ЗАГС совместного заявления отцом и матерью ребенка. Как видим, отсутствие брака между родителями ребенка нисколько не умаляет их прав и обязанностей по отношению к ребенку. И, соответственно, отсутствие брака не позволяет одному из родителей манкировать своими родительскими обязанностями.
Семейный кодекс устанавливает равные права и обязанности родителей по отношению к своим детям. Родительские права прекращаются по достижению детьми возраста 18 лет, либо эмансипации (приобретение по решению суда полной дееспособности ребенком до достижения 18 лет).
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Если родители, при осуществлении своих родительских прав злоупотребляют ими, либо осуществляют в форме, унижающей честь, достоинство ребенка или нарушают принцип физической неприкосновенности детей, равно как игнорируют выполнение своих обязанностей иным образом, - такие родители несут ответственность, установленную законом.
Стоит отметить, что родители могут нести различную юридическую ответственность, в том числе и уголовную. Некоторые специалисты выделяют семейно-правовую ответственность: «Наиболее актуальным признаком семейно-правовой ответственности является рассмотрение ее как обязанности лица претерпеть лишение права или иные дополнительные неблагоприятные последствия». [Однако кажется, что сущностью любой негативной юридической ответственности является обязанность претерпеть неблагоприятные последствия, в том числе и посредством лишения определенных прав – прим. авт.]. Такое вольно-абстрактное толкование системы юридической ответственности не кажется оправданным, однако, можно выделить особую санкцию, применяющуюся исключительно в семейных правоотношениях - лишение родительских прав.
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.
Лишение родительских прав производится в судебном порядке по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, по заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей.
Родители, лишенные родительских прав отца, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав. Однако, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.
Стоит отметить, что лишение родительских прав или лишение отцовства не является абсолютным, т.е. на всю жизнь. Родительские права могут быть восстановлены в судебном порядке, если родители существенно изменили свое поведение в положительную сторону.
Хочется отметить, что круг дел, касающихся лишение отцовства и обязанностей, а также прав детей весьма широк и разнообразен.
Согласно постановлению пленума ВС РФ от 06.02.2007 г. №7 «К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся: споры о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей; об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников; о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения; о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований; о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения; о лишении родительских прав отца; о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав; об отмене ограничения родительских прав и другие».
Также данные категории дел сопряжены с участием в них государственных органов по контролю и надзору за осуществлением прав граждан, в том числе несовершеннолетних. Не стоит забывать и о наличие мощного психофизиологического фактора, существенно усложняющего производство по данным делам. Стороны, спорящие о праве, зачастую не в силах трезво оценивать ситуацию из-за психологического давления. Поэтому лишь грамотные, трезво думающие специалисты могут высококлассно осуществлять защиту прав своих клиентов, будь то родители или дети.
Помимо лишения родительских прав Кодекс (ст. 73 СК) предусматривает в качестве самостоятельной формы защиты прав и законных интересов ребенка также ограничение родительских прав. Ограничение родительских прав представляет собой отобрание ребенка у родителей без лишения их родительских прав. Ограничение родительских прав в случае виновного противоправного поведения родителей (одного из них) может выступать в качестве меры (формы) их ответственности.
Сам термин "ограничение родительских прав" является новеллой СК. Ограничение родительских прав возможно при условии, что родители не лишены родительских прав, поскольку последнее обязательно предполагает отобрание у них ребенка. Вопрос об ограничении родительских прав решается в судебном порядке.
Основания ограничения родительских прав. Согласно п. 2 ст. 73 СК основанием для ограничения родительских прав может являться опасная для ребенка обстановка, которая возникла не по вине родителей, а по независящим от них объективным причинам. К ним могут быть отнесены различные обстоятельства: болезнь родителей на протяжении длительного времени, включая психическое расстройство, стечение тяжелых обстоятельств (например, затяжной семейный конфликт, в результате которого ребенок предоставлен сам себе) и т. п. При этом закон не связывает ограничение в родительских правах с обязательным установлением недееспособности или ограниченной дееспособности родителей (ст. 29-30 ГК).
С другой стороны, подобная опасная для ребенка обстановка может быть результатом виновного противоправного поведения родителей (родителя), систематическое оставление ребенка без присмотра, частые скандалы в семье в связи с употреблением родителями спиртных напитков, вступление в интимные отношения в присутствии детей, содержание наркопритона и т.п. В таком случае суд, не установив достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, вправе вынести решение об ограничении родительских прав (отобрании ребенка).
Для ограничения родителей (одного из них) в родительских правах важно установить наличие реальной угрозы для жизни, здоровья и воспитания ребенка со стороны родителей в результате их поведения, причем не имеет значения, виновного или нет. Именно опасная для ребенка обстановка в семье создает необходимость отобрания ребенка у родителей. В результате применения такой меры права и интересы ребенка получают защиту. В том случае, когда ограничение родительских прав применяется в отношении родителей, действовавших виновно, оно является для них мерой семейно-правовой ответственности. Ограничение родительских прав может быть как временной санкцией в отношении таких родителей, то есть предшествующей лишению родительских прав, так и самостоятельной мерой. Применение судом ограничения родительских прав как временной меры преследует цель предупредить родителей о недопустимости нарушения прав ребенка и дать им возможность исправить свое поведение и отношение к исполнению родительских обязанностей. Как следует из п. 2 ст. 73 СК, если в течение шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав родители (один из них) не изменили своего поведения, то орган опеки и попечительства обязан по истечении указанного срока предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей родительских прав и до истечения шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав.
На практике вопрос об ограничении родительских прав может возникнуть при рассмотрении судом дела о лишении родительских прав, когда будет установлено, что требование о лишении родительских прав по тем или иным причинам не подлежит удовлетворению, но оставление ребенка у родителей опасно для него. Именно в таких случаях суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей и о его передаче на попечение органов опеки и попечительства (ст. 74 СК).
Порядок ограничения родительских прав. Рассмотрение судом дел об ограничении родительских прав согласно п. 3 ст. 73 СК производится по иску:
а) близких родственников ребенка — дедушки, бабушки, братьев, сестер;
б) органов и учреждений, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, включая органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, воспитательные учреждения;
в) дошкольных образовательных учреждений, то есть детских садов различного типа и центров развития ребенка;
г) общеобразовательных учреждений, т.е. начальных, основных, средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий;
д) других учреждений (здравоохранения, социальной защиты и др.);
е) прокурора.
Предъявление иска об ограничении родительских прав возможно только к родителям (или одному из них), так как ограничение родительских прав не распространяется на лиц, заменяющих родителей (опекунов, попечителей, усыновителей, приемных родителей).
Дела данной категории рассматриваются судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством в порядке, аналогичном лишению родительских прав (ст. 70 СК) с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 73 СК). Орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка и представляет суду заключение о целесообразности ограничения родительских прав.
За родителями, ограниченными в родительских правах, так же как и за родителями, лишенными родительских прав, сохраняется обязанность содержать своего ребенка (п. 2 ст. 74 СК). Поэтому суд одновременно с требованием об ограничении родительских прав должен в соответствии с п. 5 ст. 73 СК решить вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей, ограниченных в родительских правах.
При удовлетворении иска об ограничении родительских прав суд обязан согласно п. 6 ст. 73 в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган загса по месту государственной регистрации рождения ребенка.
Правовые последствия ограничения родительских прав. Правовые последствия ограничения родительских прав как для родителей, так и для ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, определены в ст. 74 СК. Главным образом они касаются родителей, носят императивный характер и по своему содержанию значительно уже правовых последствий лишения родительских прав. При лишении родительских прав, а оно носит бессрочный характер, родители полностью теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав (ст. 71 СК). Ограничение родительских прав — это, как правило, временная мера, которая влечет утрату права родителей только на личное воспитание ребенка (п. 1 ст. 74 СК). Родители, ограниченные в родительских правах, теряют также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Кроме того, как следует из содержания ст. 121 СК, родители, ограниченные в родительских правах, не вправе быть законными представителями своих детей и выступать в защиту их прав и интересов. Таким образом, родители, ограниченные в родительских правах, сохраняют некоторые имущественные права, основанные на факте родства с ребенком, например, право на получение алиментов от совершеннолетнего ребенка, право наследовать по закону после его смерти или на пенсию по случаю потери кормильца.
Лица, ограниченные судом в родительских правах, не имеют права быть усыновителями (п. 1 ст. 127 СК), опекунами - или попечителями (п. 3 ст. 146 СК), приемными родителями (п. 1 ст. 153 СК), то есть воспитателями чужих детей.
Что же касается самого ребенка, в отношении которого родители ограничены в родительских правах, то за ним, как и в случае лишения родителей родительских прав, сохраняется согласно п. 3 ст. 74 СК право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также все имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками. В результате соблюдается принцип первоочередной защиты прав и законных интересов детей. В этих же целях п. 2 ст. 74 СК устанавливает, что ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.
Результатом удовлетворения иска об ограничении родительских прав становится отобрание ребенка у родителей (одного из них). Поэтому Кодексом (п. 4 ст. 74 СК) предусмотрено, что в ситуации, когда решение об ограничении родительских прав принято судом в отношении обоих родителей, ребенок должен быть передан на попечение органа опеки и попечительства, который определит дальнейшее устройство ребенка в установленном законом порядке. На него же возлагается защита прав и интересов ребенка (ст. 121 СК).
Учитывая, что ограничение родительских прав по общему правилу является временной мерой и что основанием ограничения родительских прав не всегда является виновное поведение родителей, закон (ст. 75 СК) допускает контакты ребенка с родителями, ограниченными в родительских правах.Однако, поскольку родители, ограниченные в родительских правах, утрачивают право на личное воспитание ребенка (ст. 74 СК), их контакты с ним согласно ст. 75 СК могут осуществляться лишь в интересах ребенка и не могут рассматриваться в качестве права, подлежащего обязательной реализации. Такие контакты (свидания, встречи, телефонные переговоры и т.п.) возможны лишь при условии, что они не оказывают на ребенка вредного влияния. В ст. 75 СК не уточняется, что следует понимать под вредным влиянием родителей на детей. Практика показывает, что его формы могут быть самыми различными (нахождение родителя на свидании с ребенком в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подстрекательство ребенка к совершению правонарушений, издевательство над ребенком, вмешательство в процесс воспитания ребенка и т.п.). Указанное условие вполне обоснованно и вызвано необходимостью осуществления определенного контроля за контактами родителей, ограниченными в родительских правах, с детьми, со стороны заинтересованных лиц и органов, несущих ответственность за воспитание ребенка (орган опеки и попечительства, опекун (попечитель), приемные родители ребенка, администрация воспитательного учреждения, где находится ребенок). Не случайно, что от их разрешения (согласия) зависит принципиальная возможность осуществления подобных контактов родителей с ребенком. При этом достаточно согласия одного из перечисленных лиц, непосредственно осуществляющего заботу о ребенке, защиту его прав и интересов.
Отмена ограничения родительских прав. Согласно п. 1 ст. 76 СК отмена ограничения родительских прав производится по иску родителей (одного из них) решением суда, если будет установлено, что отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка. Одновременно с отменой ограничения родительских прав суд разрешает вопрос о возвращении отобранного ребенка родителям (одному из них). Как следует из смысла п. 1 ст. 76 СК и ст. 68 СК, суд вправе, а не обязан возвращать ребенка родителям при отмене ограничения родительских прав. При рассмотрении требования родителей (одного из них) о возврате ребенка суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в его удовлетворении, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка, даже несмотря на удовлетворение требования родителей об отмене ограничения родительских прав.
Рассмотрение судом вопроса об отмене ограничения родительских прав возможно только по иску родителей (одного из них), чьи родительские права были ограничены, в порядке гражданского судопроизводства. Ответчиком по делу об отмене ограничения родительских прав выступает то лицо, которое предъявляло иск об ограничении родительских прав. В том случае, когда отобранный ребенок был передан на воспитание опекуну (попечителю) или в приемную семью, то опекун (попечитель) или приемные родители будут соответчиками по делу. Дело об отмене ограничения родительских прав рассматривается с участием органа опеки и попечительства (ст. 78 СК), который может выступать и в качестве ответчика по делу (если решение об ограничении родительских прав было принято судом по иску органа опеки и попечительства). Представляется, что основанием для подачи иска может быть твердое убеждение родителей в том, что отпали основания, послужившие причиной для принятия судом решения об ограничении родительских прав (выздоровление родителей, отмена решения суда о признании их недееспособными, изменение в лучшую сторону собственного поведения и т.п.). Однако при любых обстоятельствах изложенные в исковом заявлении доводы родителей (одного из них) должны быть подтверждены иными доказательствами и, прежде всего, мнением самого ребенка и заключением органа опеки и попечительства по существу заявленных требований (ст. 78 СК). Если же представленные родителями доводы не найдут своего подтверждения в судебном заседании и суд придет к выводу, что возвращение ребенка родителям противоречит его интересам, то суд в соответствии с п. 2 ст. 78 СК вправе отказать в удовлетворении иска родителей об отмене ограничения в родительских правах.
Применение таких мер защиты интересов ребенка, как лишение родительских прав или ограничение родительских прав, требуют обязательного судебного разбирательства и вынесения судом соответствующего решения, что, естественно, не может быть сделано достаточно быстро. В то же время на практике возникают ситуации, когда действия по защите прав ребенка должны быть осуществлены немедленно, так как существует серьезная и реальная угроза жизни или здоровью ребенка. Поэтому Кодекс (ст. 77 СК) предусматривает принципиальную возможность немедленного отобрания ребенка у родителей (в административном порядке) органом опеки и попечительства до принятия решения судом о лишении последних родительских прав или об ограничении их в родительских правах при следующих условиях:
а) в случае непосредственной угрозы, жизни ребенка или его здоровью, носящей прямой и явный характер, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью ребенка в силу самых разнообразных причин (избиения родителями, от голода из-за непредоставления пищи, истязаний и т.п.);
б) вынесение органом местного самоуправления по результатам рассмотрения сообщения о наличии такой угрозы соответствующего акта об отобрании ребенка (постановление, распоряжение и т.п.);
в) исполнение данного акта органом опеки и попечительства в безотлагательном порядке (то есть немедленно).
Конкретное название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка законом не определяется и в разных субъектах РФ может быть различным. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. ,№ 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты, наименования которых определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 77 СК орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить об отобрании ребенка прокурора. Это связано с обязанностью прокуратуры осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека (в том числе за законностью отобрания детей у родителей) и принимать при наличии соответствующих оснований предусмотренные законом меры, включая возбуждение уголовного дела в отношении родителей (в случае совершения ими преступления в отношении детей). Прокурор (или его заместитель) наделен правом на принесение протеста на решение органа местного самоуправления об отобрании ребенка (если оно незаконно или необоснованно) или на внесение представления органу местного самоуправления об устранении допущенных нарушений закона (ст. 26-28 Закона РФ от 17 января 1992 г № 2202 "О прокуратуре РФ").
При отобрании ребенка у родителей (одного из них) на основании акта органа местного самоуправления одновременно на орган опеки и попечительства возлагается обязанность обеспечить временное устройство ребенка. Подобное устройство, как носящее временный характер, возможно прежде всего в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных центрах помощи детям и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Здесь ребенку кроме временного проживания и обеспечения содержания может быть оказана при необходимости экстренная медико-социальная помощь. Однако с учетом чрезвычайного характера меры по отобранию ребенка он может быть помещен органом опеки и попечительства и в иных учреждениях (воспитательном учреждении, школе-интернате, доме (базе) отдыха, санатории и т.п.). Ребенок может быть также передан родственникам (дедушке, бабушке и др.), если таковые имеются и изъявили желание принять ребенка.
Отобрание ребенка органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью возможно и у лиц, заменяющих ему родителей: опекунов (попечителей) (с последующим отстранением их от выполнения опекунских, попечительских обязанностей — п. 3 ст. 39 ГК); приемных родителей (договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью соответственно расторгается — п. 2 ст. 152 СК); усыновителей (усыновление в последующем отменяется в судебном порядке по иску органа опеки и попечительства — ст. 141—142 СК).
В целях охраны прав отобранного ребенка и определения его дальнейшей судьбы п. 2 ст. 77 СК установлена обязанность органа опеки и попечительства обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка.