Биржи во времена НЭПА
Содержание
Введение
1. История развития биржи и ее современное состояние
1.1. Исторические сведения о возникновении биржевой торговли
1.2. Появление биржи в России
1.3. Современный биржевой рынок. Показатели динамики биржевой торговли
2. Биржи во времена НЭПа
2.1. Изменения в экономике и причины возникновения биржи в условиях НЭПа (1921-1927 гг.)
2.2. Фондовые биржи
2.3. Биржи труда во времена НЭПа
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В данной работе будет рассматриваться тема биржи в Советский период во времена НЭПа.
За годы Советской власти многие институты и механизмы рыночной экономики ушли из жизни России, и только теперь, в период политической нестабильности и экономической разрухи, свойственных всякой болезни роста общества, они возвращаются в сознание людей. Среди этих учреждений к нам постепенно вернулась биржа.
После свертывания НЭПа все биржы разогнали, и только совсем недавно она снова вошла в нашу экономику. С тех пор биржа изменилась, но не настолько, чтоб ее не узнать, изменилась, но не во многом. Все функции, которые она выполняла тогда, она выполняет и сейчас с завидным постоянством. Присмотримся же попристальней к нашей давней знакомой.
В учебнике Макконнелла биржа упоминается "как высокоразвитый рынок, на котором покупатели и продавцы ... акций, облигаций и сельскохозяйственной продукции со всего мира устанавливают контакт друг с другом ". Биржа есть чисто конкурентный рынок, т.е. такой механизм, на котором можно наблюдать действие рынка и его законов. При разработке капиталистической идеологии Макконнелл одним из 6 принципов и институтов опирается на пример функционирования биржи. Система цен или рыночная система наиболее выпукло проявляет себя именно здесь, на бирже.
Не будь этого примера, сей принцип потерял бы большую часть своей убедительности.
Биржа в классическом понимании это:
1) место, где регулярно в одно и тоже время проводят торги по определенным товарам;
2) объединение торговцев и биржевых посредников, которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение; абсолютное большинство бирж - это не прибыльные организации, члены биржи получают выгоду не от ее функционирования, а от своего участия в торгах.
Развитие бирж шло вместе с развитием национальных экономик европейских государств. В числе своих предков биржа может отыскать торговые площади, уличные рынки, городские торговые ряды, базары (мы к этому сейчас возвратились), множество ярмарок, которыми, кстати сказать, так богата была Россия. По мере развития экономических отношений появилась необходимость упорядочить, организовать на постоянно действующей основе рыночные механизмы, заключенные в добиржевых формах экономических отношений.
Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие аспекты.
В первой главе работы будет рассмотрена история развития биржевого дела.
Во второй главе работы будет представлено состояние экономики во время НЭПа (1921-1927гг.) и раскрыт механизм действия биржи во время НЭПа.
1. История развития биржи и ее современное состояние
1.1 Исторические сведения о возникновении биржевой торговли
Современные биржи и принципы, лежащие в основе биржевой торговли товарами, имеют многовековую историю становления и развития.
Древняя Греция и Древний Рим уже имели опыт формализованной торговли с центральным рыночным заведением, с общими товарообменными операциями, с денежной системой, с практикой заключения контрактов на поставку товаров в договорные сроки. В период расцвета Римской империи торговые центры под названием fora vendalia (рынки продажи) являлись центрами реализации товаров, которые римляне привозили из отдаленных уголков империи. В Японии прообраз биржевой торговли существовал еще в I веке н.э. Но это были экономические институты, выработанные народами других цивилизации. Тем не менее многие принципы торговли современных бирж и их аналогов в других культурах похожи. Современные же биржи непосредственно связаны с жизнью и творчеством народов западноевропейских, и анализируя формы биржевой торговли, можно увидеть особенности психического, социального и экономического строя западноевропейской культуры.
Западноевропейский суперэтнос (этническая система, состоящая из нескольких этносов-народов, возникших одновременно в одном регионе, проявляющаяся в истории как мозаичная целостность) заявил о своем рождении во времена Карла Великого и его империи, т.е. в начале IX века. А уже к XI веку народы Западной Европы достигают своей зрелости. Именно к концу XI и началу XII столетия можно отнести появление средневековых ярмарок Англии и Франции. К середине XII века эти ярмарки уже весьма крупные, многообразные. По мере развития специализации некоторые ярмарки стали средоточием торговли между английскими, фламандскими, испанскими, французскими и итальянскими купцами. В XIII столетии наиболее распространенными и обычными были сделки с расчетом наличными на месте и немедленной поставкой товара; однако уже в это время начали практиковать заключение контрактов на более позднюю поставку товаров в оговоренные сроки со стандартами качества, устаналиваемым по образцам.
Этимологически понятие "биржа" происходит от греческого bipga (сумка, кошелек), немецкого borse и голландского bturs по месту ее первого появления в XV веке в г. Брюгге (Нидерланды). Дело в том, что в этом городе на площади возле дома знатного менялы и маклера Van der Burse , на котором был герб из трех кошельков, собирались купцы из разных стран для обмена торговой информацией, покупки иностранных векселей и других торговых операций без предьявления конкретного предмета купли-продажи. Но буквально в считанные годы эта биржа, давшая название новому типу экономических отношений, уступила первенство возникшей в 1460 году Антверпенской бирже, которая благодаря географическому положению города и его торговым связям приобрела уже мировое значение.
В XV-XVI вв. биржи возникали в местах появления мануфактур в Италии и Голландии как проявление необходимости в развитии внешней торговли при операциях с крупными партиями товаров. По образу Антверпенской биржи были созданы Лионская (1545), Лондонская Королевская (1566) и другие биржи, которые были в основном товарными и вексельными. В 1602 году была организована Амстердамская биржа, игравшая в XVII в. главную роль в мировой торговле, на ней впервые предметом биржевых сделок стали акции только что возникших первых акционерных компаний.
В США товарные рынки существуют уже с 1752 г.; на них шла торговля товарами отечественного производства, продуктами домашнего изготовления, текстильными изделиями, шкурами и кожами, металлами и лесоматериалами1.
Первоначально возникла биржа реального товара, то есть форма оптовой торговли, адекватная домануфактурному и мануфактурному производству. Ее отличительными чертами, которые присущи и современным биржам, являлись регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность заранее установленным правилам. Наиболее характерным типом биржевых операций являлись сделки с наличным товаром. На этом этапе биржевая торговля лишь устанавливала связь между купцом и производителем или потребителем. Учреждение бирж шло крайне медленно и ограничивалось преимущественно ведущими для международной торговли портами.
Промышленная революция вызвала громадное расширение спроса на сырье и продовольствие, привела к увеличению объема и номенклатуры торговли, усилила требования к однородности качества товара и регулярности поставок. Необходимость удовлетворения этих требований машинного производства обусловило трансформацию биржи первоначального типа, приспособление ее к новым условиям. В частности, наряду с предоставлением рыночного места, организацией биржевого торга и фиксацией торговых обычаев, к числу основных функций биржи стали относиться установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котирование цен, урегулирование споров (арбитраж) и информационная деятельность. Биржи постепенно превратились в центры международной торговли.
Быстрые темпы роста торгового оборота, возникновение мирового рынка затруднили ведение торговли на основе наличных партий товара. Массовое производство требует уверенности не только в поставках сырья, цены которого подвержены значительным колебаниям, но и в получении прибыли на капитал, в том числе уже затраченный на выпуск продукции, находящийся в стадии реализации в товарной форме. Резкие колебания цен, заметно повышая риски, ограничивают уверенность в получении прибыли. В результате ведущую роль в биржевых операциях приобрели сделки на срок с реальным товаром, гарантировавшие предпринимателям поставку товара требуемого качества в нужный срок по ценам, обеспечивавшим возможность получения прибыли.
Следующим этапом в развитии биржевой торговли явилось возникновение фьючерсной (оптовой заочной, безналичной) торговли. История современной фьючерсной торговли началась на Среднем Западе США в начале 1800-х годов. Она тесно связана с развитием коммерческой деятельности в Чикаго и торговлей зерном на Среднем Западе.
Хаос в сфере спроса и предложения, проблемы перевозок и хранения заставили фермеров и торговцев заключать контракты с последующей поставкой товаров.
Заблаговременные, предварительные контракты на поставку кукурузы впервые были заключены купцами-речниками, которые получали зерно от фермеров поздней осенью и в начале зимы, но должны были хранить его до тех пор, пока кукуруза достаточно высохнет для погрузки на судно, а река освободится от льда. Чтобы уменьшить риск от падения цен во время зимнего хранения, эти торговцы отправлялись в Чикаго и там заключали контракты с переработчиками на поставку им зерна весной. Таким образом они гарантировали себе покупателей и цены на зерно. 13 марта 1851 г. был заключен контракт на 3 тыс. бушелей (около 75 т) кукурузы с поставкой в июне - первый в своем роде.
К концу XIX столетия фьючерсная торговля набрала обороты так, что появилась необходимость формализации торговой практики, стандартизации контрактов, установления правил поведения и расчетов, порядка разрешения споров, процедуры улаживания разногласий. А в начале ХХ века с образованием новых товарных бирж фьючерсная торговля стала разрастаться все более и более1.
Это краткая история становления биржевого рынка на Западе. А теперь обратимся к развитию бирж в России.
1.2 Появление биржи в России
Сравнительно с Западом русский этнос моложе лет на 300-400, и все процессы развития народа и всех форм проявления жизни народной у нас запаздывают на те же самые сроки.
Первая биржа в России была учреждена Петром I в 1703 году и открыта в Петербурге. В отстроенном специально для нее в 1705 году здании Петр лично установил часы биржевых собраний. Будучи введенной сверху в принудительном порядке и при существовавшей в то время неразвитой экономической системе, биржа бездействовала почти 100 лет. Оживление наступило лишь с 20-х годов XIX века, когда в обращение поступают облигации Государственных займов; с 1827 г. - акции.
В последующем Российские биржи возникают в Кременчуге (1834); Москве (1839); Рыбинске (1842); Одессе (1848); Нижнем Новгороде (1848).
Быстрый переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года дает толчок к появлению бирж во многих городах Российской Империи. Как правило, их появление связано с развитием хлебной торговли. В 90-е и последующие годы биржевое дело получает дальнейший импульс развития в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, появлением коммерческих банков, развитием подтоварного кредита под хлеб.
В начале века до 1913 года появляется еще 50 бирж. В целом к началу войны их общее количество достигло 115.
По сравнению с западными русские биржи обладали спецификой. Их отличал, во-первых, низкий уровень биржевой техники, что было связано с неразвитостью инфраструктуры. Как следствие, на русских биржах не получили распространения сделки на срок. Но не было жесткой регламентации правил заключения сделок1.
Во-вторых, в силу того что русское купечество представляло собой размытую, аморфную массу, биржи брали на себя функцию представительства их интересов. Во многих биржевых уставах прямо указывалось на это. Ни одна западная биржа не выполняла этой функции, ибо представительство интересов купечества в этих странах осуществлялось через торговые палаты, которые были созданы в результате длительной политической и экономической борьбы предпринимателей за свои цели.
В-третьих, обыденное отношение к биржам в России всегда было неоднозначным.
Часто преобладало мнение, что порядочному человеку там делать нечего.
Бурное развитие капитализма в России породило тенденцию "европеизации" русских бирж. Однако этому процессу не суждено было завершиться.
1893: Министерство финансов установило ряд ограничений для операций на бирже без посредничества маклеров. Ревизию книг маклеров проводило Министерство финансов.
1895: введено положение о необходимости получения разрешения Министерства финансов на допуск ценностей к котировке на бирже.
1911: по данным Министерства торговли и промышленности в России насчитывается 87 бирж, большинство из которых товарные биржи, на них доминируют сделки купли-продажи сельхозпродуктов и сырья.
1914, 16 июля: фондовые биржи закрываются. В январе 1917 года снова открываются, а в феврале закрываются опять2.
1.3 Современный биржевой рынок. Показатели динамики биржевой торговли
В настоящее время преобладают фьючерсные биржи. Биржи реального товара сохранились лишь в некоторых странах и имеют незначительные обороты. Они являются одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развивающихся странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. Наиболее крупные биржи реального товара действуют сейчас именно в развивающихся странах, например в Индии – по джутовым изделиям, в Индонезии - по каучуку и кофе, в Малайзии - по олову. В отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.
Но обратимся к фьючерсной торговле. Фьючерсная торговля - один из наиболее динамичных секторов мирового хозяйства. Особенно быстрыми темпами биржевая торговля росла в послевоенное время. Это нашло отражение в увеличении числа биржевых товаров, возникновении новых фьючерсных бирж. Однако наиболее ярко расширение масштабов биржевых операций проявилось в росте среднегодовых объемов сделок.
Таким образом, в неизменных ценах биржевой оборот с товарами увеличился почти в 12 раз, что по темпам роста значительно превосходит большинство других показателей развития мировой экономики (торговли, производства, денежной эмиссии и т.п.).
Для биржевой торговли товарами в послевоенные годы и особенно в последних два десятилетия было характерно усиление ее концентрации по биржам, фьючерсным рынкам и странам. Это нашло отражение в росте объема сделок, заключаемых в среднем на одной бирже1.
Усиление концентрации торговли по биржам и фьючерсным рынкам было связано с закрытием мелких фирм, что привело к абсолютному сокращению их числа, несмотря на постоянные попытки создания новых. Одной из основных причин этого сокращения явилась тенденция к образованию универсальных бирж, на которых торговля ведется сразу несколькими разнородными товарами.
Помимо сосредоточения биржевой торговли товарами по биржам и фьючерсным рынкам существенно возросла ее концентрация по странам, ибо, как и любая другая сфера мирохозяйственных связей, биржевая торговля отражает соперничество ведущих развитых стран.
Приведенные выше цифры демонстрируют известную асинхронность, неравномерность развития биржевой торговли в ведущих ее центрах. Это было связано как с различиями в наборе товаров, составляющих предмет биржевой торговли в этих странах, так и с долгосрочной ориентацией преимущественно на внутренние рынки, а не на мировой.
На динамику биржевой торговли в целом и отдельным товарам в частности, а также на ее структурные изменения важное влияние оказывают такие факторы, как состояние рыночной экономики и особенно валютно-финансовой системы, государственное вмешательство, фазы цикла, сдвиги в монополизации рынков и формах осуществления торговли реальным товаром, положение на каждом конкретном товарном рынке, научно-технический прогресс, степень товарности производства, тенденции в торговле сырьем, полуфабрикатами, использование заменителей, международные товарные соглашения, совершенствование техники биржевой торговли, появление новых видов товаров и т. д2.
2. Биржи во времена НЭПа
2.1 Изменения в экономике и причины возникновения биржи в условиях НЭПа (1921-1927 гг.)
Распределительный механизм, созданный государством еще в годы Гражданской войны, широко использовал работу потребительской кооперации. В августе 1918 г. был принят Декрет об обязательном обмене, в котором кооперация рассматривалась как инструмент распределения продуктов. В ноябре 1918 г., когда все торговые предприятия были национализированы, склады и лавки кооперативов остались в их управлении, но под контролем Наркомпрода. Последний назначал своих представителей в правление областных и губернских объединений кооперативов. (Эта мера совпала с временным возвращением меньшевиков и эсеров в Советы.) Национализация московского Народного банка покончила с финансовой независимостью кооперативов.
В декабре 1918 г. Съезд рабочих кооперативов усилил представительство в Центросоюзе для этой категории объединений. В марте 1919 г. все типы кооперативов (рабочие и общегражданские) объединялись в единый распределительный орган — Потребительскую коммуну, в которую «включалось все население». Потребительские коммуны объединялись в губернские союзы, избиравшие своих делегатов в Центросоюз (система кооперативов повторяла систему Советов); кооперативный отдел ВСНХ был закрыт, и контроль за системой возлагался на Наркомпрод.
В январе 1920 г. имущество производственных и кредитных кооперативов было передано потребительской кооперации, создана единая сеть кооперации во главе с бюрократизировавшимся Центросоюзом. Завершилось огосударствление кооперации.
В РСФСР Наркомат продовольствия, которому в самом начале нэпа были поручены товарообменные операции (с использованием кооперативного распределительного аппарата), вскоре утратил эту функцию. В мае 1922 г. при СТО была создана Комиссия по внутренней торговле (Комвнуторг), преобразованная в 1924 г. в Наркомат внутренней торговли. Наркомпрод при этом был ликвидирован. В 1925 г. Наркомторг объединился с Наркомвнешторгом1.
В марте 1921 г. Х съезд РКП(б) принял резолюцию «О замене продовольственной разверстки продовольственным налогом». Разверстка как способ государственных заготовок заменялась натуральным налогом, не стесняющим «правильного и спокойного ведения хозяйства на основе свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами». После сдачи налога производители получали право обменивать оставшиеся у них «излишки» на нужные им товары.
Обмен предполагалось проводить как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах. Закон допускал обменные операции только в пределах «местного хозяйственного оборота». В общегосударственном масштабе товарообмен планировался вначале как система дополнительных заготовок сельхозпродукции, осуществляемых после уплаты населением налога. Проведение товарообмена должно было сдерживать развитие частной торговли и подготовить условия для последующей замены торговли натуральным продуктообменом.
По Генеральному договору, заключенному Наркомпродом с Центросоюзом, товарообменные операции сосредоточивались в руках потребительской кооперации. Контрольные функции и право устанавливать обменные эквиваленты Наркомпрод оставлял за собой. Нередко продорганы на местах своими действиями стесняли операции потребкооперации. Развитие свободного обмена весной 1921 г. вызвало новое оживление «мешочничества», в производящие губернии хлынула огромная масса индивидуальных заготовителей. Кооперации, не располагавшей большими средствами, приходилось конкурировать с частными торговцами; монополии, предоставленные кооперации, не соответствовали ее реальным возможностям. Уже в июне 1921 г. Центросоюз предложил перейти от натурального обмена к купле-продаже1.
В июле 1921 г. ВСНХ РСФСР принял постановление, разрешавшее промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы «местного оборота» и переходить к купле-продаже. В августе 1921 г. эти принципы были подтверждены Наказом СНК «О новой экономической политике», новый договор между Наркомпродом и Центросоюзом был заключен уже на денежной основе.
Правовое оформление торгового оборота шло по двум направлениям: по пути легализации тех или иных конкретных форм торговой деятельности и включения в оборот вес новых предметов. В июле 1921 г. был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров.
С мая 1921 г. законодатель рекомендовал местным органам власти избегать излишней регламентации частнохозяйственной деятельности. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощенный (явочный) порядок регистрации, пересмотрены допустимые размеры использования наемного труда (с десяти рабочих в 1920 г. до двадцати на одно предприятие по июльскому декрету 1921 г.). Законом была предусмотрена денационализация мелких и кустарных предприятий. Более крупные предприятия передавались в аренду и концессии частным лицам (собственником при этом оставалось государство).
В 1922 г., когда рынок, торговый оборот, коммерческий метод ведения дел приобрели большое значение в организации всего народного хозяйства в целом, возникла нужда в общей кодификации частных имущественных прав и закреплении их в едином документе. Таким документом стало майское постановление ВЦИК РСФСР 1922 г. «Об основных частных имущественных правах», в котором был провозглашен принцип «все, что не запрещено, — дозволено». (Декларированные в постановлении имущественные права детально развернуты в статьях принятого четвертой сессией ВЦИК девятого созыва Гражданского кодекса РСФСР.)
В 1923 г. была проведена денежная реформа, в обращение вводилась новая денежная единица с золотым обеспечением и проводился обмен старых денег на новые. В ходе реформы сформировалась финансовая «ортодоксальная» политика (сбалансированный бюджет, твердые налоговые поступления, активный внешнеторговый баланс), противопоставленная идее «диктатуры промышленности». Политика Наркомфина столкнулась с политикой ВСНХ.
На теоретическом уровне противоречие выразилось в борьбе концепции Преображенского о превалировании промышленности над другими отраслями хозяйства (и эксплуатации социалистической индустрией досоциалистических форм производства) и концепции Бухарина, основанной на идее союза индустрии с крестьянским рынком, ее питающим. Первая установка предполагала централизованное планирование и высокие темпы реализации, вторая настаивала на эволюционном и постепенном развитии, важную роль отводила кооперации1.
До августа 1921 г. государственные промышленные предприятия снабжались сырьем и сбывали спою продукцию исключительно через заготовительные центры главков. Наказ СНК (август 1921 г.) «О новой экономической политике» заложил основы для перевода госпредприятий на начала хозяйственного расчета. Предприятиям предоставлялось право приобретать и сбывать товары на свободном рынке. Для пополнения оборотных средств предприятия часто прибегали к убыточной распродаже сырья и продукции. Стремление ряда предприятий выступать самостоятельными субъектами оборота выразилось в усилении процесса образования хозрасчетных трестов, свободно оперирующих на рынке. Законодательного оформления тресты не получали с осени 1921 до апреля 1923 г., когда был принят специальный Декрет о трестах.
В целях упорядочения сбытоснабженческой деятельности трестов с 1922 г. начали создаваться торговые объединения — синдикаты. На первых порах сами синдикаты поддались увлечению чисто торговой деятельностью, что привело к участию в их операциях большого числа частных посредников. Усилению частного торгового посредничества способствовали также неразборчивость трестов в выборе клиентуры и слабость сбытового аппарата трестов и синдикатов.
С проблемой частного посредничества государственная промышленность столкнулась уже в начале нэпа. В августе 1921 г. госпредприятия получили право привлекать частных лиц в качестве поставщиков необходимой продукции. Позднее законодатель легализовал запрещенную в 1920 г. подрядную деятельность частных лиц по заказам госорганов. Затем частное посредничество начало использоваться в сфере товарообменных и торговых операции. В октябре 1921 г. СНК установил трехступенчатую очередность выбора госорганами посредников на рынке: предприятия сначала обращаются к кооперативной организации, затем — к кустарю и лишь в случае неудовлетворительного ответа этих контрагентов — к «частным лицам вообще».
С 1923 г. началось вытеснение частных посредников. В феврале 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между госорганами, и частный посредник мог участвовать лишь в заключении сделок между госорганом и частым лицом. Этим Декретом было положено начало размежеванию двух рыночных секторов — обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, не имели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частных представителей госорганов. Законом «О торговых агентах» (октябрь 1925 г.) этот институт в государственном секторе упразднялся1.
Усиление государственного регулирования торгового оборота активизировало деятельность товарных бирж — организаций, в деятельности которых сочетались хозяйственно-оперативные и контрольно-регулирующие функции, История советской биржи началась летом 1921 г. Инициатором их создания была кооперация. Несколько позже к их организации приступил ВСНХ. Первые биржи действовали на основе своих уставов, ориентированных на уставы центральных бирж Москвы, Петрограда и Киева.
В августе 1922 г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общую правовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуру и порядок работы вновь возникавших организаций Заседатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. В июне 1922 г. ВСНХ обратился к биржам с предложением усилить привлечение частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржами». Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз для частных предприятий, желающих участвовать в работе бирж.
В сентябре 1922 г. СТО принял постановление «О регистрации внебиржевых сделок госпредприятий», предписывавшее госорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенных вне биржи. Тем самым биржевая регистрация должна была усилить контроль государства за сделками частных лиц. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядом организационных мер: биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полностью или частично назначались губернскими экономическими совещаниями.
По определению НК Внуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло экономическими мерами решать задачи по регулированию товарооборота, которые не могли быть разрешены административным путем. Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР в марте 1924 г. Там определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют на началах самоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ни частными организациями, это общественные организации. В составе бирж создавались секции частной торговли. Для координации работы бирж учреждалось Бюро съездов биржевой торговли1.
Переход к новой экономической политике и интенсивное развитие товарного оборота определили специфику всех организационно-правовых форм хозяйствования и соответствующих им правовых институтов. Имущественный оборот в условиях многоукладности по своей структуре состоял из государственного планового оборота (где преобладали методы централизованного регулирования); государственного товарного оборота (где взаимоотношения между государственными предприятиями строились на договорной основе); частного товарно-потребительского (мелкие товаропроизводители и потребители); частного капиталистического оборота.
В условиях переходного периода плановые и товарные элементы тесно переплетались. С этим была связана двойственность правового положения хозяйственных субъектов. Имущественный фонд предприятия, его деятельность, связи с другими предприятиями оказывались подчиненными действию двух правовых режимов — автономного (частноправового), поскольку предприятие участвовало в товарном обороте и находилось под воздействием товарно-хозяйственных регуляторов, и регулируемого (публично-правовою), поскольку оно входило в систему планового хозяйства и подчинялось воздействию плановых органов.
С переходом к нэпу вновь стал актуальным вопрос о правовой форме хозяйственных предприятий. Перед законодателем встали проблемы, ранее ему не известные: определить четкие правовые рамки деятельности частных предприятий, установить правовые нормы взаимодействия государственной, кооперативной и частной промышленности; разработать правовую базу для государственных предприятий, которая позволила бы им наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры. Сторонники рыночной системы заявляли: «Нэп требует решительного, единого, централизованного законодательства, направленного ценой уступок интересам частных лиц и буржуазной идеологии на развитие производительных сил страны. В отношении гражданского права это означает восстановление основных положений гражданского законодательства, действующего в западноевропейских государствах».
2.2 Фондовые биржи
Биржам суждено было возродиться на недолгий период в советский период.
Это произошло в июле-декабре 1921 г. (первые годы НЭПа). Биржи возникли стихийно по всей стране. Но их эффективность была низкой.
В биржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны, - продовольствие и фураж. Текстиль, сырье, металлические и кожевенные изделия, топливо были представлены на биржах не значительно.
В советский период функции биржи заключались в определении спроса и предложения, регламентировании сделок и котировке цен. Как видим, они совпадают с функциями бирж в дореволюционный период.В конце 20-х годов советские биржи были ликвидированы.
Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалось купля-продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободному курсу.Если курс червонца поднимался выше официального паритета,Госбанк скупал золото и иностранную валюту на бирже, выпуская дополнительное количество червонцев, и наоборот. В результате этого в течение 1923 года курс червонца повышался по отношению к иностранным валютам. Так, если на 2 января1924 года курс доллара на Московской бирже составлял 2 руб. 20 коп., то к 1 апреля 1924 года он достиг 1 руб.95,5 коп. и на этом уровне остановился. То же самое происходило с фунтом стерлингов, франков, маркой и другими валютами. Уже в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира1.
В настоящее время после биржевого бума охватившего всю территорию бывшего СССР разговоры по поводу бирж поутихли. Это я считаю признаком того, что биржи в том виде, котором они появились в России в посткоммунистический период, заняли свою функциональную нишу в экономике и по мере своих возможностей решает задачи, стоящие перед ней. Что будет дальше, покажет время. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что при определенной политической стабильности в стране биржи будут развиваться больше в качественную сторону. Конечно они будут не похожи на биржи развитой рыночной экономики, главное, чтоб они проносили реальную пользу всему народному хозяйству. К тому же не стоит ждать скорых обильных плодов биржевой торговли в России, ибо экономика у нас значительно моложе западной. За ними настоящее, но за нами будущее.
В ходе развития биржевой торговли среди всех товаров, которые продают и покупают на рынке, выделились особые биржевые товары, которые являются предметом торговли. Эти товары должны обладать рядом свойств (массовый спрос, качественная однородность, взаимозаменяемость отдельных партий товара с точки зрения потребителя) и должны быть признаны в качестве годных каждой конкретной биржей2.
2.3 Биржи труда во времена НЭПа
Тема российского рынка труда 20-х годов поднималась на страницах "Социса" в 1989 г. Черных А.И. Автором рассматривался общий ход развития рынка труда и анализировались масштабы, причины и последствия безработицы. Обращение к опыту НЭПа объяснялось тогда началом экономических реформ и появлением нового феномена безработицы. Данная статья, отстоящая от работы А.И. Черных на 10 лет, продиктована иными реалиями - потребностью в эффективном управлении рынком труда и безработицей1. К сожалению, прошлый опыт, сохранивший ценность до наших дней, почти забыт. Труды ученых 20-х гг. не переиздавались и не реферировались. Мы проанализируем деятельность бирж труда в годы НЭПа, методы и органы регулирования рынка труда. В частности, предполагается, рассмотреть такую важную функцию биржи труда, как трудовое посредничество. В рыночном обществе трудовое посредничество - одна из инфраструктурных характеристик, направленная на сближение спроса и предложения труда, способствующая сокращению трансакционных издержек. В 20-е гг. наряду с прогнозированием, организацией подготовки и переквалификацией кадров, социальной реабилитацией безработных и другими функциями, возложенными на биржу труда, посредничество выступало регуляционным механизмом рынка труда.
Анализом безработицы и трудового посредничества в те годы занимались научные деятели и сотрудники Народного Комиссариата Труда (НКТ), в частности, Я.И. Гиндин, Л.Е. Минц, П. Заводовский, Аристов, А.И. Исаев, A.M. Аникс и др. Их книги и статьи - это не только обзоры, но также глубокий монографический анализ структуры и генезиса российской безработицы, разработка прикладных методов управления ею. Работы так называемых практиков - это отчеты, заметки, репортажи с мест, их делали внештатные корреспонденты и рядовые регистраторы бирж труда, материалы публиковались на страницах журналов "Голос работника", "Вопросы труда", газеты "Трудовой посредник". Накоплен огромный фактологический массив данных. Так, в библиографии по рынку труда, составленной А. Исаевым в 1925 г., указано более 120 работ, посвященных вопросам организации и реорганизации бирж в 20-е годы, и более 100 работ об их деятельности1.
Безработица в годы НЭПа - продолжение тех процессов, которые начались после отмены крепостного права в России и развития капитализма. Возникновение наемного труда создало благоприятную почву для коммерческой деятельности частных посредников, ставших вскоре монополистами на рабочем рынке. Они практиковали варварские методы, как считает В.А. Гаген, которые ничуть не решали проблему. В конце XIX века в стране появилось общественное движение, выступавшее за создание некоммерческих бирж труда -рекомендательных контор, собиравших сведения о претендентах. Однако выяснилось, что благотворительные биржи оказались неконкурентоспособными "из-за несовершенстваструктуры". После Октябрьской революции безработица была объявлена "наследием капитализма", с которым следовало бороться. Уже в первые полгода после 1917 г. на ленинградской и московской биржах предложение преобладало над спросом. "Военный коммунизм" проходил на фоне закрытия частных фабрик, роста безработицы, национализации предприятий и вмешательства в производство профсоюзов. Причиной безработицы также служили недостаток сырья и топлива при военном положении, рассогласовании привычных хозяйственных связей, демобилизация армии, демилитаризация военной промышленности, выбросившая массы так называемых "оборонцев" - крестьян, нанятых в годы войны. В летние месяцы 1918 г. на каждые 100 предложений труда было всего 33 рабочих места. В это время биржи труда работали на началах посредничества, однако при стремительном росте безработицы они отошли от модели рекомендательных контор, поскольку не могли обеспечить провозглашенного права на труд. Биржи были переименованы в Органы учета и распределения рабочей силы. На них возлагалось снабжение кадрами народного хозяйства из числа безработных, а также переброска рабочей силы, контроль за условиями труда, статистический учет движения рабочей силы, назначение пособий, организация общественных работ. Штат работников Органов учета был укомплектован партийными и профсоюзными активистами. Кроме того, число бирж труда, которых до февральской революции было всего 6, увеличилось к сентябрю 1918 г. до 238, а корреспондентских пунктов - до 91. Практика централизации спроса и предложения труда, а также распределения работ в порядке общей очереди закреплялась Положением о биржах труда от 31 января 1918 г. Ликвидация частного трудового посредничества государственным сопровождалась введением обязательного найма рабочей силы. В результате частные конторы, посреднические бюро при профсоюзах, Союзы безработных для трудоустройства солдат к концу 1918 г. были ликвидированы.
Однако неверно считать, что централизация найма рабочей силы решила проблему безработицы, если учесть явную перегруженность Отделов распределения. В годы НЭПа на 100 безработных приходилось 62,2 места и 50,1 посылок. Следовательно, из 100 безработных только половина посылалась на работу. С ликвидацией параллельного трудового посредничества избыток труда к 1919 г. превратился в кадровый дефицит. Причин тому несколько. С одной стороны, низкий уровень оплаты труда привел к нарушению трудовой мотивации занятых, что вызвало падение уровня производительности труда. С другой стороны, национализированные предприятия не проявляли инициативы, не стремились к рационализации производства. По оценке А. Аникста, вплоть до января 1921 г. хозорганы составляли программы увеличения штатов на 200-300%, не обращая внимания на недоиспользование уже занятых. Кроме того, хозяйство столкнулось не просто с дефицитом рабочей силы, а с дефицитом квалифицированной рабочей силы, частью отозванной на партийную и профсоюзную работу, частью мобилизованной в ряды Красной Армии, частично ушедшей самотеком в деревню (причины: низкая заработная плата, недостаток топлива и продовольствия, голод). Ситуация осложнилась отсутствием какого-либо статистического бюро, которое вело бы учет рабочей силы и определяло объем самотечного движения1.
Фиктивное преобладание спроса над предложением, распыление трудовых ресурсов, ухудшение их качества - все это привело к появлению особого института трудовой мобилизации, т.е. принудительного привлечения к труду. По стране прокатилась волна вербовок, отзывов квалифицированных рабочих из Красной Армии. Шагом, который закрепил монополию государства на рынке труда, явилось провозглашение 3 мая 1919 г. принципа всеобщей трудовой повинности, запрещающим отказываться от предложенного места. В итоге произошел закономерный переход к плановому снабжению предприятий трудовыми ресурсами, с характерной для него всеобщей, но неэффективной занятостью, принудительным закреплением человека за рабочим местом. Безработица из явной перешла в латентную. Таково было наследие, оставленное НЭПу «военным коммунизмом». Переход к НЭПу, передача мелких и средних предприятий частникам, опора на хозрасчет и стремление к удешевлению себестоимости продукции вызвали движение за рациональное использование рабочей силы. В научной литературе безработица с массовым высвобождением избыточного труда сразу стала ключевой проблемой. К началу 1922 г. всего безработных по стране насчитывалось свыше 100 тыс. человек, а к маю 1924 г. официально зарегистрировались уже 1424 тыс. безработных. Таким образом, за два с половиной года, по официальным данным, безработица выросла примерно в 14 раз.
Источники новой, "восстановительной" безработицы были иными, нежели военной. При "военном коммунизме" рынок труда был неорганизованным, экономически распыленным, но к 20-м годам он был уже охвачен сетью Органов распределения. На первых порах основным источником безработицы служили: (1) массовый отток рабочей силы из деревень в город, возвращение фабрично-заводских рабочих в связи с ростом производства, увеличением реальной заработной платы и улучшением условий жизни в городе (рост притока кадров обгонял рост промышленности в 2 раза; (2) массовое высвобождение избыточных малоквалифицированных работников, нанятых при трудмобилизации (Процент недоиспользования рабочего времени продолжал расти. По данным А. Аникста, он достиг своего пика к середине 1922 г. и составил 59%, однако в конце 1922 г. начались серьезные сокращения кадров); (3) сокращение штатов госучреждений (к 1922 г. 33% от общего числа безработных составили совслужащие, охваченные структурной безработицей); (4) демобилизация Красной Армии; (5) вступление на рынок подростков и лиц, ранее не работавших по найму (большей частью женщин и разорившихся мелких собственников, не пригодных к физическому труду). В итоге в начале НЭПа из 150 тыс. зарегистрированных безработными чернорабочих было 30 тыс., индустриальных рабочих 33 тыс., лиц интеллигентного труда 37,2 тыс. Трудоустройство последних было осложнено дальнейшим сокращением штатов совслужащих. В отличие от безработицы 1917—1918 гг. наметились тенденции увеличения спроса на индустриальный, но уменьшения спроса на интеллигентный труд, труд женщин, подростков и др. Постепенно формируется сегментация рынка труда, источники которой появились уже в начале НЭПа.
Таким образом, с одной стороны, безработица как следствие восстановления народного хозяйства не могла уже быть разрешена военно-принудительными методами. Она требовала мер экономического порядка. С другой стороны, очень пестрый состав идущих работу и источников пополнения рынка труда, большая доля структурной безработицы требовали социальных мер. Правительство решилось на методы государственного регулирования рынка труда.
В развитии институтов государственного регулирования рынка труда и трудового посредничества можно выделить два периода: 1) адаптация государственного посредничества к нуждам рынка (1921-1924 гг.); 2) его демонополизация (1924-1927 гг.). Становление трудового посредничества на первом этапе НЭПа определялось идеологическими установками о помощи рабочему классу. Государственное регулирование означало, что все операции по найму сосредоточиваются в одном месте, а работа распределяется в порядке общей очереди между добровольно обращающимися на биржу и в связи с принципом наибольшей нуждаемости1.
Однако новые методы отличались от практики трудмобилизации, во-первых, правом безработного не регистрироваться, если он не намерен трудиться, во-вторых, правом отказаться от предлагаемой работы. Работодатель, хотя и нес уголовную ответственность за нанятых, не мог отказаться от присланного работника. Услуги биржи труда стали бесплатными, принципы ее деятельности закреплялись Постановлением НКТ (Наркомтруда) от 12.04.1922 г.
В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.
Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические операции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков1.
Во-первых, предоставление льгот усилило поток мнимых безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, затрудняли работу биржи, делали невозможным подсчет истинных масштабов безработицы. Сотрудники биржи не успевали проверить квалификацию и отсутствие заработка у каждого соискателя. Административные меры "чистки", предпринятые в 1922-1923 гг., позволили снять с учета от 30% до 60% граждан. Однако потери восполнялись в считанные месяцы. После второй чистки был введен новый принцип регистрации - по признаку стажа и квалификации. Квалифицированные посылались на работу в первую очередь, остальные регистрировались как "ищущие труда". Во-вторых, не все квалифицированные рабочие регистрировались на бирже труда. Ограничение в регистрации способствовало развитию подпольного рынка труда. В-третьих, профсоюзы требовали снимать с работы не члена профсоюза с заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработать где-нибудь один месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать "пролетарским элементом", в числе безработных к 1924 г. оказалось 42,1% членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства.
В результате при большом объеме безработицы лишь немногие подходили работодателям. Возник неудовлетворенный спрос. Хозяйственники, недовольные посылом некачественной рабочей силы, увидели в государственном регулировании тормоз в развитии промышленности, настаивая на демонополизации биржи труда. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно, предприятия начали сами подыскивать себе высококвалифицированных работников, как-то: кассиров, руководителей отделов и подразделений. Корреспондент костромской газеты "Красный мир" писал: "В день, когда требование на рабочую силу поступает на биржу, она осаждается безработными от профсоюза, который указывает персонально кандидатов, инвалидами с ярлычками для внеочередной посылки, женщинами из Женотдела, Губкомиссией помощи демобилизованным и 300 беженцами из Поволжья. В результате всестороннего нажима биржи труда теряет посреднические функции и вынуждена делать отступления от требований нанимателя"1.
Затрудняла деятельность биржи труда также неэффективная внутренняя организация и условия труда. Тесные помещения ограничивали пропускную способность, возникали очереди безработных и толчея. Кроме того, сказывалась неукомплектованность штатов бирж, тяжелые условия труда, приравнивание функций кадрового эксперта к работе секретаря-регистратора. Средняя заработная плата работника биржи составляла 36 р. 80 к., в некоторых местах - 15 рублей (для сравнения: средний рабочий получал 100 рублей). Квалификация была низкой, поскольку грамотные люди уходили на хозяйственную работу. В середине 1923 г. появились новые ограничения, в частности, установлен предельный радиус найма через биржу - 15 верст, а также введен трехдневный срок исполнения спроса. Нередко раньше других трудоустраивались родственники. Против протекционизма и кумовства широкую кампанию развернули профсоюзы. Проведенные ими обследования обнаружили, что, например, "статистик первого разряда" на деле оказывался конторщиком-регистратором, а на частных предприятиях 100% спроса проходило с последующей регистрацией. В итоге биржи труда до 1924 г., захватив монополию, так и не смогли эффективно регулировать рынок труда. Государство выделяло деньги на социальную помощь безработным, а не подыскивало для предприятий нужные кадры. Местным биржам приходилось идти на многочисленные отступления от действующих правил. Так, Оренбургская биржа труда в 1923 г. предоставляла право безработным самим подыскивать работу по истечении "биржевого стажа". Ленинградская биржа предоставляла такое право внезависимости от времени и очереди, но с последующей регистрацией. Все биржи захлебывались от потока мнимых безработных. Учтя опыт мест, НКТ в 1924 г. издает постановление "О прекращении выдачи билетов безработным лицам, состоящим на учете бирж труда". С отменой льгот поступление на биржи труда уменьшилось, и единственным мотивом обращения стало реальное получение работы. Добровольное обращение работников, разрешение вольного найма означало демонополизацию государственного посредника1.
В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн. безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале 1924 г. их число возросло до 83. Зато кумовство на вольном рынке приобрело еще большие масштабы. В августе 1924 г. произошла очередная чистка зарегистрированных безработных, их численность сократилась на 40%. Прекратилось административное преследование нанимателя за отказ от найма безработного. Контроль же за соблюдением норм трудового законодательства передается органу охраны труда, а также профсоюзам, которые сразу стали развивать практику коллективных договоров. Определение категорий льгот по платежам — учреждениям, назначающим платежи, например, коммунальной службе. Юридически демонополизация трудового посредничества была установлена Положением о Биржах труда в 1925 г., хотя НКТ СССР оставил за собой право на обязательный найм через посреднические органы, но в исключительных случаях. Первыми результатами демонополизации стали повышение качества деятельности бирж и переход от пассивного посредничества к активному. Отделение посредничества от социальных мер открывало свободу действий. С 1924г. усиливается информационная функция бирж - учреждена газета "Трудовой посредник", публикующая объявления о вакансиях и претендентах. Бюро, организованные по профессиональному признаку, вырабатывали методы посредничества, устанавливая отношения со своим кругом потенциальных работодателей, в том числе соглашения об использовании производственных мощностей для проведения практической экспертизы. Улучшается качественный состав претендентов. Волна судебных процессов над "ответственными" работниками, уличенными в растратах, стимулировала обращение работодателей в бюро трудоустройства, которые имели высокую репутацию. Однако плотность услуг вызвала сомнения работодателей: приходилось платить за то, что раньше предоставлялось бесплатно1.
Правда, вскоре плата, введенная как временная мера для покрытия издержек по реорганизации посредничества, была отменена, к недоумению уже потратившихся на подбор рабочей силы руководителей.
С первыми шагами индустриализации рынок труда перестает напоминать капиталистический. Началось сворачивание НЭПа и переход к плановой экономике, при которой надобность в традиционных биржах труда полностью отпала. Их заменили отделы кадров и бюро по трудоустройству.
Заключение
В курсовой работе была рассмотрена тема биржи в Советский период во времена НЭПа. На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.
С 1923 г. началось вытеснение частных посредников. В феврале 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между госорганами, и частный посредник мог участвовать лишь в заключении сделок между госорганом и частым лицом. Этим Декретом было положено начало размежеванию двух рыночных секторов — обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, не имели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частных представителей госорганов. Законом «О торговых агентах» (октябрь 1925 г.) этот институт в государственном секторе упразднялся.
Усиление государственного регулирования торгового оборота активизировало деятельность товарных бирж — организаций, в деятельности которых сочетались хозяйственно-оперативные и контрольно-регулирующие функции, История советской биржи началась летом 1921 г. Инициатором их создания была кооперация. Несколько позже к их организации приступил ВСНХ. Первые биржи действовали на основе своих уставов, ориентированных на уставы центральных бирж Москвы, Петрограда и Киева.
В августе 1922 г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общую правовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуру и порядок работы вновь возникавших организаций Заседатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. В нюне 1922 г. ВСНХ обратился к биржам с предложением усилить привлечение частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржами». Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз для частных предприятий, желающих участвовать в работе бирж.
В сентябре 1922 г. СТО принял постановление «О регистрации внебиржевых сделок госпредприятий», предписывавшее госорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенных вне биржи. Тем самым биржевая регистрация должна была усилить контроль государства за сделками частных лиц. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядом организационных мер: биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полностью или частично назначались губернскими экономическими совещаниями.
По определению НК Внуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло экономическими мерами решать задачи по регулированию товарооборота, которые не могли быть разрешены административным путем. Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР в марте 1924 г. Там определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют на началах самоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ни частными организациями, это общественные организации. В составе бирж создавались секции частной торговли. Для координации работы бирж учреждалось Бюро съездов биржевой торговли. В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.
Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические операции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков.
В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн. безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале 1924 г. их число возросло до 83..
С первыми шагами индустриализации рынок труда перестает напоминать капиталистический. Началось сворачивание НЭПа и переход к плановой экономике, при которой надобность в традиционных биржах труда полностью отпала. Их заменили отделы кадров и бюро по трудоустройству.
Биржам суждено было возродиться на недолгий период в советский период. Это произошло в июле-декабре 1921 г. (первые годы НЭПа). Биржи возникли стихийно по всей стране. Но их эффективность была низкой.
В биржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны, - продовольствие и фураж. Текстиль, сырье, металлические и кожевенные изделия, топливо были представлены на биржах не значительно.
В советский период функции биржи заключались в определении спроса и предложения, регламентировании сделок и котировке цен. Как видим, они совпадают с функциями бирж в дореволюционный период. В конце 20-х годов советские биржи были ликвидированы.
Список используемой литературы
Аникст А. Современная безработица в России и борьба с нею // Вестник труда. - 1922.- № 2.
Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 117-122.
Биржевой портфель (Книга биржевика, Книга биржевого коммерсанта, Книга брокера)/ Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: "СОМИНТЕК", 1992. - 496с.
Гаген В.А. К вопросу об организации указания труда в России. - СПб., 1902.
Герман Л. Работа местных органов Наркомтруда // Вопросы труда. - 1924. № 9. - С.21-27.
Герчикова И. Международные товарные биржи. Вопросы экономики. -1991. - Т 7. - 439с.
Гиндин Я. Безработица и трудовое посредничество. - М.: Вопросы труда. 1925.
Гиндин Я.И. Новые формы работы бирж труда (с приложением постановлений и распоряжений Наркомтруда СССР о реорганизации Бирж труда). - М.: Вопросы труда. 1924.
Гиндин Я.И. Профсоюзы и безработица (1917-1927). - М., 1927.
Завидовский П. Состояние рынка труда и наши ближайшие задачи // Вопросы труда. - 1924. - № 1. - Приложение. С. 11-17.
Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (За период 1917-1924 гг.). - М.: Вопросы труда. 1924.
Исаев А. Указатель литературы по рынку труда и борьбе с безработицей. - М.: Изд-во "Вопросы труда", 1925.
Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. - М.: Юристъ, 1999. – 612 с.
История государства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., Сенцов А.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 1999. – 514 с.
Кешян В.Г. Биржевой рынок: Страницы истории и становления в соврем. Условиях / Вступ. ст. Видяпина В.И. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. – 350 с.
Кондратьев Д. "...Где пристойно, сделать биржу": [О прошлом и настоящем биржи] // Родина. - 1996. - № 9. - С. 73-76.
Маневич В. Функции товарной биржи и основные направления биржевой политики в условиях перехода к рынку. - М.: Вопросы экономики, 1991. - Т 10. - 673с.
Минц Л.Е. Рынок труда в России (за 1922 и 1 пол. 1923 гг.). - М., 1923.
Об основных задачах Отделов труда в области регулирования рынка труда // Известия НКТ СССР. - 1922. - № 2. - С. 4-8.
Советская товарная биржа. 20-е г г.: Док. и материалы / Сост. коммент. и вступ. ст. Московченко Н.В. - М.: Дело. 1992. – 342 с.
Тайны биржевых спекуляций: Сборник / Сост. Коптяев А.А. – СПб.: Лик, 2001. – 110 с.
Тимошина Т.М. Экономическая история России : Учебное пособие /Под. Ред. Проф. М.Н. Чепурина.- 8-е изд. стер. - М.: Юстицинформ, 2002. -416с.
Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. - М: Былина, 2000. – 602 с.
Целыковская Е.А. Советская товарная биржа 20-х годов: какой она была // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. - СПб.: 1993. - Вып. 3. - С. 115-119.
Черных А.И. Рынок труда в 20-е годы // Социологические исследования. - 1989. - № 4. - С. 118-126.
Яковлев А.А. К становлению советских товарных бирж. - М.: Экономические науки. - 1991. - Т 11. - 397с.
1 Кешян В.Г. Биржевой рынок: Страницы истории и становления в соврем. Условиях / Вступ. ст. Видяпина В.И. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. – С. 55.
1 Кешян В.Г. Биржевой рынок: Страницы истории и становления в соврем. Условиях / Вступ. ст. Видяпина В.И. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. – С. 56.
1 Тимошина Т.М. Экономическая история России : Учебное пособие /Под. Ред. Проф. М.Н. Чепурина.- 8-е изд. стер. - М.: Юстицинформ, 2002. – С. 209.
2 Тимошина Т.М. Экономическая история России : Учебное пособие /Под. Ред. Проф. М.Н. Чепурина.- 8-е изд. стер. - М.: Юстицинформ, 2002.
1 Тайны биржевых спекуляций: Сборник / Сост. Коптяев А.А. – СПб.: Лик, 2001. – С. 77.
2 Тайны биржевых спекуляций: Сборник / Сост. Коптяев А.А. – СПб.: Лик, 2001. – С. 78.
1 Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. - М.: Юристъ, 1999. –С. 466.
1 Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. -М: Былина, 2000. –С. 401.
1 Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. -М: Былина, 2000. –С. 402.
1 История государства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., Сенцов А.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. -М.: Проспект, 1999. –С. 315.
1 История государства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., Сенцов А.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. -М.: Проспект, 1999. –С. 316.
1 Кондратьев Д. "...Где пристойно, сделать биржу": [О прошлом и настоящем биржи] // Родина. - 1996. - № 9. - С. 73.
2 Яковлев А.А. К становлению советских товарных бирж. - М.: Экономические науки. - 1991. - Т 11. – С. 123.
1 Черных А.И. Рынок труда в 20-е годы // Социологические исследования. - 1989. - № 4. - С. 118.
1 Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (За период 1917-1924 гг.). - М.: Вопросы труда. 1924.
1 Завидовский П. Состояние рынка труда и наши ближайшие задачи // Вопросы труда. - 1924. - № 1. - Приложение. С. 11.
1 Гиндин Я.И. Новые формы работы бирж труда (с приложением постановлений и распоряжений Наркомтруда СССР о реорганизации Бирж труда). - М.: Вопросы труда. 1924.
1 Герман Л. Работа местных органов Наркомтруда // Вопросы труда. - 1924. № 9. - С.21.
1 Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 117.
1 Аникст А. Современная безработица в России и борьба с нею // Вестник труда. - 1922.- № 2.
1 Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 118.