Конституционное право (работа 4)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Каковы особенности предмета и метода конституционного права зарубежных стран? 4
2. Как соотносятся между собой понятия: «автономия» и «федерация», «суверенитет» и «федерация»? 7
3. Найдите основные сходства и различия в формировании парламентов США и Франции. 12
4. Сравните основные характеристики исполнительной и законодательной власти Беларуси и России. В чем заключается их основные различия? 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
Список используемой литературы: 19
ВВЕДЕНИЕ
Государство, политика, право и законодательство, являются, как, известно, объектами исследования различных гуманитарных наук юриспруденции, социологии, политологии и т.д.
Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого существования ранее классовое общество и государства.
Теория государства и права, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения теории государства и права невозможно анализировать современные политические процессы и явления.
В конституциях современных стран обычно воспроизводятся и закрепляются основные принципы теории разделения властей. В их число входят глава государства, органы исполнительной и законодательной власти.
Каковы особенности предмета и метода конституционного права зарубежных стран?
Термин «конституционное (государственное) право зарубежных стран» имеет три значения:
отрасль права, которая, с одной стороны, представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в различных правовых актах — конституциях, законах, декретах президента и т.д., а с другой — регулирует определенную группу общественных отношений;
наука — совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах;
учебная дисциплина — предмет преподавания в высшей школе.
Следует учитывать, что конституционное (государственное) право зарубежных стран не является отраслью права, существует конституционное право той или иной страны. Поэтому, при изучении дисциплины «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», можно говорить о комплексном и сравнительном изучении конституционного (государственного) права многих стран мира, об ответвлении от единой науки конституционного права.
Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считают синонимами. Аргументом данной позиции может служить анализ круга регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где смысл употребления одного или другого термина примерно одинаков. Соответственно, выбор термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Например, в США и Франции используется термин «конституционное право», а в Германии, не менее демократической стране, чем вышеуказанные, — «государственное право».
В отечественной литературе по данному вопросу существует мнение о том, что в Великобритании, США, Франции к началу ХIХ в. утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее.
В современном мире лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же большинство обозначает основополагающую отрасль своей правовой системы термином «конституционное право».
Конституционное (государственное) право как отрасль права появилась в западных странах с зарождением в них буржуазных отношений и начавшимися в связи с этим процессами демократизации. Следовательно, на повестку дня встали новые задачи правового регулирования. Во-первых, в основу функционирования государства были положены новые принципы: народный суверенитет и народное представительство, которые, в свою очередь, актуализировали проблему создания и обоснования целого ряда институтов, представляющих собой механизм их реализации (гражданство, политические права, избирательное право, парламент, местное самоуправление). Во-вторых, демократизация потребовала четкой регламентации основ устройства государства и его взаимоотношений с человеком для того, чтобы обеспечить предсказуемость и прозрачность действий государственной власти. Тем самым изначально делался акцент на ограничение публичной власти народным суверенитетом. Необходимость правового регулирования такого рода отношений привела к возникновению новой отрасли права, которая сначала в правовой доктрине Англии (где буржуазные отношения начали складываться раньше, чем в других странах), а с появлением первых документов, официально именовавшихся конституциями (США, Польша, Франция), — и в других странах, стало именоваться конституционным.
Как следует из вышесказанного, изначально для предмета конституционного права было характерно единство двух блоков общественных отношений:
основы устройства государства и его взаимоотношений с человеком;
политических отношений, связанных с обеспечением воздействия населения на публичную власть.
Первая группа отношений, образующих предмет конституционного права, регулируется преимущественно нормами, содержащимися в конституциях того или иного зарубежного государства, и детализируется другими отраслями права. Вторая группа регулируется не только конституцией, но и другими источниками конституционного права. Следовательно, с одной стороны, конституционное право образует важнейшие отношения между человеком, обществом и государством, а с другой — отношения политического характера, которые выражаются в воздействии населения на публичную власть.
Конституционное право отличается от других отраслей права не только предметом, но и методом воздействия на своих субъектов. Как и в других отраслях права, в конституционном праве применяется метод запрета. Однако чаще всего применяется метод обязывания, а также метод дозволения.
Методы конституционного права - совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.
Методы:
управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);
обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);
дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);
запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).
Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.
Конституционное право - есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.
Следует отметить, что отличительным для конституционного права является метод императивно-властного воздействия. Специфика данного метода заключается не в равенстве сторон, а в прямом осуществлении власти, поскольку один из субъектов конституционных правоотношений — государство — реализуя свою власть, тем самым обязывает других субъектов выполнять властные предписания.
2. Как соотносятся между собой понятия: «автономия» и «федерация», «суверенитет» и «федерация»?
Федерация (от лат. «foederatio» -союз, объединение) – это сложная форма государственного устройства, поскольку федеративное государство состоит не только из административно-территориальных единиц, но и государственных образований, т.е. частей, обладающих определенным суверенитетом. Данная форма государственного устройства имеет значительно меньшее распространение, чем унитарная. Тем не менее девятая часть государств мира - это федерации, и в них проживает около трети населения земного шара. К современным федерациям относятся: Россия, США, Индия, ФРГ, Австралия, Канада, Мексика и другие государства.
Федерация как форма государственного устройства характеризуется следующими признаками.
Во-первых, федерация представляет собой единое союзное государство, состоящее из двух или более государственных образований (республик, штатов, земель, кантонов и др.), за которыми иногда признается статус относительно самостоятельных государств. Эти государственные образования именуются субъектами федерации. Они обладают государственным суверенитетом, часть которого делегируют федерации, имеют свое административно-территориальное деление и могут содержать в своем составе территориальные и экстерриториальные автономии.
Во-вторых, в федеративном государстве в отличие от унитарного существуют две системы высших органов государственной власти: высшие органы самой федерации (федеральные органы) и высшие органы ее субъектов (региональные органы).
Федеральные органы осуществляют власть на всей территории страны, региональные – только на территории соответствующих субъектов федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) федеральных и региональных органов закрепляется в конституции страны или в федеративном договоре. При этом в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов федерации, в других (Германия, Индия, Россия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется совместная компетенция центра и субъектов.
В-третьих, территория федеративного государства складывается из территорий его субъектов. Исключение составляют федерации, в состав которых наряду с субъектами входят и другие территориальные образования: федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения и т.д.
В-четвертых, в федеративном государстве кроме конституции и законодательства федерации существуют конституции или конституционные акты и законодательство субъектов федерации.
Правда, при этом должно соблюдаться одно условие: конституции (конституционные акты) и законодательство субъектов не могут противоречить конституции и законодательству федерации.
В-пятых, в федеративных государствах существует, как правило, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать интересы этих субъектов федерации.
В-шестых, в федеративных государствах наряду с федеральным гражданством может существовать гражданство субъектов федерации.
В литературе по теории государства и права можно встретить указание и на некоторые другие признаки федерации.
Федерации, несмотря на сравнительно небольшую их численность как в прошлом, так и в настоящем (в современном мире насчитывается всего 24 федеративных государства), подобно унитарным государствам, не являются однотипными и тоже подразделяются на определенные виды. Так, по способу возникновения различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации создаются «сверху», в результате принятия конституции или специального закона (например, Индия, Пакистан).
Договорные же федерации создаются «снизу», в результате заключения федеративного договора между ранее самостоятельными государствами (США, СССР и др.).
В зависимости от того, на какой основе создается федерация, различают федерации, основанные на союзе, и федерации, основанные на автономии. В федерациях, основанных на союзе, субъекты федерации сохраняют свой суверенитет (хотя и не в полном объеме) и имеют право выхода (сецессии) из состава федерации (СССР, Эфиопия и др.). В федерациях, основанных на автономии, субъекты федерации более ограничены в суверенных правах и не обладают правом сецессии (США, Швейцария и др.). Такие федерации во многом схожи с унитарными государствами, части которых обладают политической автономией.
Однако отождествлять их все же не следует, поскольку субъекты федераций, основанных на автономии, имеют, как принято считать, больше самостоятельности.
Исходя из принципов, на основе которых могут строиться федерации, различают национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации. Национальные – это федерации, построенные по национальному (этническому) принципу. Субъекты таких федераций отличаются друг от друга национальным составом населения, его культурой, обычаями и традициями. Как правило, национальные федерации возникают в связи с реализацией права наций на самоопределение, т.е. права наций самостоятельно решать вопрос о своей государственности. В прошлом к национальным относились все социалистические федерации (СССР, РСФСР, Чехо-Словакия, Югославия), в настоящее время такими федерациями являются, например, Бельгия и Эфиопия. Территориальные – это федерации, которые строятся уже по территориальному принципу. Субъекты таких федераций не отличаются друг от друга национальным составом населения и другими особенностями, поскольку образование территориальных федераций не связывается с реализацией права наций на самоопределение, а рассматривается как способ децентрализации управления обществом. Современные федеративные государства – это преимущественно территориальные федерации (США, ФРГ и др.). Национально-территориальные – это федерации, в которых одни субъекты оформлены по национальному принципу, а другие – по территориальному. Примером такой федерации может служить современная Российская Федерация. В ее составе имеются субъекты, сформированные как по национальному (республики, автономная область, автономные округа), так и по территориальному принципу (края, области и два города – Москва и Санкт-Петербург).
В настоящее время все большее распространение получает классификация, согласно которой федерации подразделяются на симметричные и асимметричные.
Эта классификация строится на учете правового положения субъектов федерации, их качественной однородности, а также наличии в составе федерации территориальных образований, не являющихся субъектами. Симметричные – это федерации, состоящие только из равноправных субъектов и не имеющие в своем составе каких-либо иных территориальных образований. К таким федерациям можно отнести Аргентину, Бразилию и Мексику. Асимметричные – это федерации, которые не отвечают критериям симметричных федераций. Их можно подразделить на три группы. К первой группе относятся федерации, в составе которых наряду с субъектами существуют и другие территориальные образования – федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения и др. К таким федерациям можно отнести, например, США, Австралию, Индию. Ко второй группе относятся федерации, которые состоят только из субъектов, но эти субъекты не являются однородными. Например, в Российской Федерации в качестве субъектов федерации выступают республики, края, области, автономная область, автономные округа и два города.
Третью группу составляют федерации, состоящие тоже только из субъектов, причем однородных, однопорядковых субъектов, но эти субъекты не являются равноправными и занимают разное правовое положение в составе федерации.
Такую асимметричную федерацию называют иногда «скрытой асимметрией». В качестве примера подобной федерации может служить Германия. В составе этого государства нет никаких других территориальных образований, кроме субъектов, именуемых землями.
Однако земли имеют разное число голосов в верхней палате парламента – бундесрате, что говорит о их неодинаковом правовом положении и характеризует данную федерацию как асимметричную.
3. Найдите основные сходства и различия в формировании парламентов США и Франции.
Формирование верхней палаты посредством непрямых (косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции: Сенат - верхняя палата парламента Франции, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 8 - в заморских департаментах, 5 - в заморских территориях. Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосованием.
Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в США. При избирании Сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма ( в отличие от пропорциональной системы выборов нижней палаты). Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть и, как правило, "связан" обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии).
В соответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Срок полномочий нижней палаты каждого созыва колеблется от 2 до 7 лет. Так, в США Палата представителей избирается на 2 года, Национальное собрание Франции – на 5 лет.
В некоторых странах для верхней палаты, в отличие от нижней, не установлен срок полномочий, либо этот срок более длительный. Их состав обновляется полностью либо по частям, что дает верхней палате существенные организационные преимущества, обеспечивает непрерывность законодательной власти.
Например, Сенат США обновляется каждые 2 года на одну треть. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования, например высокий возрастной ценз (иногда он составляет 30 – 40 лет) и др.
Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой. Пост председателя верхней палаты либо избирается самой палатой (Франция), либо занимается высшим должностным лицом (США - Вице-президент).
Парламент (палата) - как единое целое - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, если они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности.
Важной составной частью парламентов являются их комиссии (комитеты). Они образуются либо на весь срок парламентских полномочий, либо на каждой сессии. Почти во всех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии (согласительная комиссия, задачей которой является выработка согласованных решений при возникновении разногласий между палатами по тому или иному вопросу). Постоянные комиссий имеются во всех парламентах, но помимо этого в некоторых могут создаваться и временные комиссии для рассмотрения конкретного законопроекта или иного вопроса либо для подготовки сложных вопросов, относящихся к ведению нескольких комиссий (смешанные).
Заседания комиссий в большинстве, стран проходят за закрытыми дверями, отчеты о них не печатаются и, следовательно, деятельность их не подвержена контролю со стороны общественности.
Депутаты, не являющиеся членами этих комиссий, могут присутствовать на заседаниях либо по специальному разрешению руководства, либо если обсуждается внесенный ими вопрос. Комиссии вправе приглашать экспертов, чиновников и других должностных лиц. В США стали допускаться открытые заседания парламентских комиссий. Состав комиссий (а соответственно и их председателей), как правило, пропорционален численности парламентских фракций. Сами по себе комиссии необходимы, как правило, для обработки депутатов группами давления, достижения межпартийных компромиссов, делового обсуждения вопросов. Их роль неодинакова в различных странах, не все они обладают правом законодательной инициативы, правом контроля за правительством и административным аппаратом. Однако во всех парламентах постоянные комиссии предварительно рассматривают внесенные в парламент законопроекты, хотя в регламентах некоторых парламентов такая процедура признается необязательной. Выполняя эту функцию, постоянные комиссии могут существенно влиять на судьбу и на содержание указанных проектов.
4. Сравните основные характеристики исполнительной и законодательной власти Беларуси и России. В чем заключается их основные различия?
Исполнительная власть России
Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, согласно ст. 110 Конституции РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Свою деятельность Правительство Российской Федерации «осуществляет на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных Указов Президента Российской Федерации».
Правительство РФ - это коллегиальный орган, состоящий из «Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров».
Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 года, по сути являющийся документом, составляющим вместе с Конституцией РФ правовую базу деятельности Правительства РФ, детально регламентирует порядок формирования Правительства, его полномочия, организацию деятельности и взаимоотношение его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы и освобождается от неё на основаниях, предусмотренных законом.
Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Законодательная власть России
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Исполнительная власть Беларусии
Президент Республики Беларусь — Глава государства.
Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь — центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
Законодательная власть Беларусии
Законодательную власть Белоруссии осуществляет парламент, состоящий из двух палат. Формируется парламент на 4 года. Верхняя палата - Совет Республики, состоит из 64 человек, формируемых косвенными выборами от 6 областей по 8 человек. 8 человек избираются городским советом Минска, 8 человек назначаются президентом страны.
Нижняя палата - Палата представителей, состоит из 110 депутатов избираемых прямыми выборами.
Палаты избираются совместно. Работа парламента осуществляется в рамках 2-х сессий: а) со 2 октября, не более 80 дней; б) со 2 апреля, не более 90 дней.
Законодательная инициатива принадлежит: Президенту страны, депутатам парламента, Правительству, гражданам численностью 50 тыс. чел. Президент республики избирается народом на основе мажоритарной системы абсолютного большинства на 5 лет. Требования к кандидату - 35 лет, 10 лет постоянного проживания в республике, гражданин республики по рождению.
Судебная власть осуществляется тремя высшими судами: Высшим хозяйственным судом, Конституционным судом, Верховным судом.
Конституционный суд состоит из 12 судей: 6 назначаются Президентом страны, 6 избираются Советом Республики. Срок полномочий - 11 лет. Предельный возраст - 70 лет.
Белоруссия является простым унитарным государством. Страна состоит из 6 областей. В областях избираются Советы граждан сроком на 4 года.
Основные различия законодательных органов власти России и Беларусии
Вопросы: |
Россия |
Беларусия |
Кому принадлежит законодательная власть |
Федеральное собрание |
Парламент |
Из каких палат состоит высший орган законодательной власти |
Государственная Дума – нижняя палата Совет Федерации- Верхняя палата |
Верхняя палата - Совет Республики Нижняя палата - Палата представителей |
Кто может стать депутатом нижней палаты? |
Гражданин РФ, достигший 21 года |
|
Кто может стать депутатом верхней палаты? |
Гражданин РФ, достигший 21 года |
|
Численный состав верхней и нижней палаты |
Верхняя палата – 178 Нижняя палата – 450 |
Верхняя палата – 64 Нижняя палата – 110 |
Порядок формирования Верхней палаты |
2 представителя от каждого субъекта РФ |
56 членов избираются органами местного самоуправления, 8 назначаются Президентом. |
Порядок формирования нижней палаты |
225 по одномандатным избирательным округам, 225 по федеральному избирательному округу |
избирается прямыми выборами. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы. Государственное право в каждой стране является основной отраслью национальной системы права и представляет собой совокупность юридических норм, выражающих либо волю правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества.
Конституционное право закрепляет:
- основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.;
- механизмы политической власти;
- организацию и формы осуществления политической власти на основе принципа разделения властей;
- государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.
Конституционное (государственное) право - основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.
Конституционное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права, и, таким образом, определяет основы других отраслей системы права - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), справочная система «Гарант»
2. Конституция США: Текст и постатейный комментарий: В 2 ч. – М., 1984.
3. Конституция Италии
4. Конституция Белоруссии
5. Конституция Франции
6. Алебастрова И.А., Конституционное право зарубежных стран,. М:Юрайт-М, 2001
7. Арановский К.В., Государственное право зарубежных стран, М:ИНФРА-М, 2000
8. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации, НОРМА-ИНФРА-М, 2000
9. Бихари М., Парламентаризм // Мир политики. Суждения и оценки западных политологов. М., 1992
10. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996
11. Златопольский Д.Л., Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии, М.:Зерцало, 2000
12. Ковешников Е.М., Конституционное право Российской Федерации, М.,2001
13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник - М.: Юрист, 1995
14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М., БЕК, 1999
15. Мишин А.А., Конституционное (государственное) право зарубежных стран, М.: Белые альвы, 2000