Конституционно-правовой статус человека и гражданина (работа 2)

Содержание

Введение

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Институт гражданства

Конституционный принцип равноправия граждан

Социально-экономические права

Политические права

Личные права и свободы

Права социальных, национальных и других общностей

Конституционные обязанности личности

Гарантии конституционных прав, способы выполнения конституционных обязанностей

Права и обязанности граждан при чрезвычайном положении

Заключение

Источники и литература

Введение

Конституционное (государственное) право зарубежных стран возникло и развивалось под влиянием западных либерально-индивидуалистических концепций, выдвигавших на первый план естественные неотчуждаемые права человека. В данной отрасли права рассматриваются и конституционно-правовые основы общественного строя того или иного государства, взаимодействие ветвей власти. Отсюда мы видим, что конституционное право определяет структуру, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной администрации, отношения с нею гражданина.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Данное значение конституционного права объясняется прежде всего особой значимостью регулируемых им общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся  в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества. Это доказывает актуальность темы данной контрольной работы.

Цель данной работы рассмотреть конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Задачами является ознакомление с теоретическими правовыми положениями: рассмотреть понятие, предмет, источники конституционно-правового статуса личности в зарубежных стран.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Права человека являются естественными и неотчуждаемы­ми правами, которые принадлежат ему по рождению, к числу неотчуждаемых прав обычно относят право на жизнь, свободу, личную безопасность, неприкосновенность личности и т. п.

Что же касается прав гражданина, то они связаны с фактом гражданства, т. е. принадлежности лица к определенному госу­дарству или политическому обществу. К таким правам относят избирательные права, право на объединение в определенные по­литические партии и союзы и т. д.

В странах тоталитарного социализма права человека и граж­данина представляли как бы единое целое, а важное значение придавалось правам граждан и правам трудящихся. Так, в Кон­ституции Китая право на образование и отдых предоставлено только трудящимся гражданам.

Ряд прав и обязанностей человека и гражданина возникают только по достижении определенного возраста: например, право на труд — с 16 лет, воинская обязанность — с 18 лет, а право собственности возникаете момента рождения, иногда и до рождения, когда наследниками могут стать дети, родив­шиеся после смерти наследодателя.

В настоящее время основы правового статуса личности и гражданина определяются международным правом. Конститу­ции многих государств делают ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООП 1948 г. и Международные пакты о правах человека 1966 г. Международное право устанавливает следую­щее:

— внутреннее законодательство не должно противоречить зафиксированным в международных актах основным правам че­ловека и общечеловеческим ценностям;

— не может быть абсолютной свободы и абсолютных прав, они могут быть ограничены на основании закона и только в той части, в какой это допущено конституцией на основе требова­ния международного права и в определенных целях;

— запрещается использовать права с целью нанесения ущер­ба правам и законным интересам других юридических и физи­ческих лиц;

— права конкретной личности ограничены правами других лиц.

В странах тоталитарного социализма социалистическая кон­цепция прав человека исходила из принципов коллективизма. В демократических государствах приоритет отдается личным и политическим правам и свободам. В то время как в мусульман­ском праве права человека связаны с его религиозной принад­лежностью и полом.

По конституции Сирии 1973 г. президентом республики может быть только мусульманин. Во многих мусульманских странах женщины не имеют избирательных прав, они, будучи наследницами, получают половину доли наследства, а их пока­зания в суде (двух женщин) приравниваются к показаниям од­ного мужчины.

В Океании правовой статус лица зависит от его принадлеж­ности к определенному племени.

Институт гражданства

Правовое положение конкретного лица зависит от его ста­туса (гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с двойным гражданством. Особый статус имеют беженцы (не граждане государства их пребывания), а также вынужденные переселенцы (граждане) и др.

Естественно, что большими правами наделяются граждане данного государства, поэтому они несут и несравненно больше обязанностей (воинская обязанность). Иностранцы имеют пас­порт своего государства, в стране пребывания им выдается вид на жительство, они не служат в армии страны пребывания, не платят налоги (если между странами имеется соглашение об ис­ключении двойного налогообложения) и т. д. Лица без граждан­ства, в отличие от иностранцев, не пользуются дипломатиче­ской защитой какого-либо государства, как иностранцы, они могут быть принудительно высланы из страны пребывания. Лица с двойным гражданством наделены правами и несут обя­занности в соответствии с законодательством тех государств, гражданами которых они являются. Такая обязанность, как служба в армии, разрешается дипломатическим путем.

В конституционном праве ряда зарубежных государств упо­требляются термины «гражданство» и «подданство». О правовом положении было сказано ранее, что же касается термина «под­данство», то он применяется только в монархиях, т. к. отражает связь конкретного человека с монархом, т. е. это звучит как подданный его величества.

По своему положению граждане различаются как:

— урожденные в данной стране;

— натурализованные, принятые в гражданство в соответст­вии с действующим законодательством.

Остановимся на способах приобретения гражданства, их два:

1) по рождению;

2) натурализация.

Эти способы являются самыми распространенными, кроме них существуют менее распространенные, к которым относят:

1) оптацию — выбор гражданства страны в связи с перехо­дом территории от одного государства к другому .или же про­возглашение определенной территории прежнего государства независимым новым государством;

2) трансферт — переход территории, который сопровожда­ется изменением гражданства без права выбора (имело место после второй мировой войны).

Существует несколько способов утраты гражданства:

1) по инициативе лица, подавшего заявление о своем выходе;

2) лишение гражданства осуществляется против воли лица по инициативе государства.

Во многих зарубежных странах законодательство запрещает высылку из страны граждан, такая практика имела место в странах бывшего социалистического содружества; в отношении иностранцев этот Институт возможен, но только по постанов­лению суда (Румыния), а в Мексике полномочиями по высылке иностранцев из страны наделен орган исполнительной власти.

Выдача лица одного государства другому для производства предварительного следствия или суда (экстрадиция) возможна в соответствии с заключенным международным договором или же без такового, не допускается выдача лиц, в отношении кото­рых возбуждено уголовное преследование по политическим мо­тивам.

Конституционный принцип равноправия граждан

В большей части конституционные права и свободы граждан подразделяются на 4 группы, к которым относят:

— права и свободы, обусловленные равноправием граждан (например, перед законом);

— социально-экономические и культурные права (право на труд, на использование культурных ценностей);

— политические права и свободы граждан (свобода полити­ческих объединений для влияния на органы государственной власти);

— личные права и свободы граждан (например, неприкосно­венность личности).

Международное право особое внимание уделяет такому кон­ституционному праву, как равноправие, а вот неравные права граждан в зависимости от пола, расы и вероисповедания явля­ются дискриминацией. Разновидностью национальной дискри­минации в ряде прибалтийских стран является языковая диск­риминация, которая направлена соответственно против русско­язычного населения. В таких странах, как США, Канада и ряд других, имеются резервации для коренных племен, которые ог­раничивают их свободу, закрепляя, таким образом, на опреде­ленных землях. Необходимо заметить, что население племен налогов не платит, но и в общественной жизни государства участия соответственно не принимает.

Социально-экономические права

В ряде стран социально-экономические права нашли консти­туционное подтверждение, к их числу относятся:

— право собственности и ее наследования, многие консти­туции предусматривают национализацию отдельных отраслей хозяйства (Франция, Мексика), а в условиях военного времени возможна даже и реквизиция — временное изъятие собствен­ности для обороны. Следует заметить, что конкретное имуще­ство у собственника может быть изъято только для обществен­ных целей и только на основе закона;

— право на труд, в ряде конституций демократических стран допускается принудительный труд, который возможен на военной службе, по приговору суда или в условиях военного времени;

— право на отдых означает, что в конце недели предоставля­ется один или два выходных дня, которые оплачиваются рабо­тодателем;

— право на забастовку (стачку), являющееся коллективным прекращением работы с выдвижением ряда требований, адресо­ванных работодателю;

— право на охрану здоровья зачастую зависит от системы здравоохранения в конкретной стране;

— право на образование;

— право на социальное обеспечение. Для выплаты пенсий создается пенсионный фонд, состоящий из средств бюджета, налоговых отчислений из заработной платы и отчислений пред­приятий.

Политические права

Все политические права непосредственно связаны с участи­ем в общественно-политической жизни и нормировании органов государственного управления. В ряд политических прав, нашед­ших свое конституционное закрепление, вошли:

— свобода выражения мнения через средства массовой ин­формации и т. п., что в конечном счете означает полное отсут­ствие цензуры;

— свобода объединения в политические партии;

— свобода собраний и митингов, а также демонстраций.

Личные права и свободы

Личные права и свободы определяют положение личности в обществе.

В число таких прав входят:

1) право на жизнь. Юридически этот термин трактуется как то, что человека могут лишить жизни по приговору суда с не­пременным обязательным участием присяжных заседателей;

2) свобода и личная неприкосновенность означают, что ли­шить человека свободы можно только на законных основани­ях, по приговору суда. Личная же неприкосновенность означа­ет, что арест или же полицейское задержание могут происхо­дить с соблюдением целого ряда формальностей, установлен­ных законом и только на определенный срок, который во многих странах составляет 48—72 часа;

3) достоинство личности, суть этого личного права заключа­ется в том, что в конституционном порядке запрещено приме­нение пыток, жестокое обращение, а также медицинские экспе­рименты без согласия лица;

4) свобода совести — это свобода вероисповедания;

5) неприкосновенность жилища означает, что войти в жили­ще гражданина без его согласия невозможно, кроме случаев, не терпящих отлагательств, к числу которых относят производство обыска по постановлению суда;

6) тайна переписки, телеграфных и телефонных сообщений;

7) свобода передвижения и выбор места жительства по лич­ному усмотрению конкретного лица на территории страны. Лицо имеет право эмигрировать в другую страну и вправе воз­вратиться в свою страну.

Права социальных, национальных и других общностей

Здесь необходимо заметить, что в странах тоталитарного со­циализма конституция закрепляла право наций на самоопреде­ление, что означало право выхода субъекта федерации из соста­ва федерации.

Так, в конституции Португалии 1976 г. имеется норма о пра­вах политической оппозиции как конкретной общности, бук­вально это означает, что оппозиция имеет право на доступ к официальным документам правительства, т. е. право на инфор­мацию.

Конституция Китая 1982 г. предусматривает право, а пра­вильнее сказать привилегию, для городских жителей на пред­ставительство в выборных органах государственной власти.

В конституциях некоторых государств закреплено коллек­тивное право пенсионеров, трудящихся, детей, молодежи, без­работных и т. п. Следует обратить внимание на то обстоятель­ство, что коллективные права, о которых замечено выше, не могут осуществляться в индивидуальном порядке (например, один человек не может быть наделен правом на самоопределе­ние и т. д.).

Конституционные обязанности личности

Конституциями зарубежных государств устанавливаются основные обязанности и человека, и гражданина. Так, все лица, живущие в конкретной стране, обязаны сохранять окружаю­щую среду и природу, бережно относиться к ее богатствам. Гражданин несет несравнимо большие обязанности, т. к. его дол­гом является защита отечества, т. е. существует всеобщая во­инская обязанность для гражданина определенного возраста, кроме того, гражданин должен иметь основное общее образова­ние, а кроме того, он должен участвовать в выборах.

В странах бывшего социалистического лагеря существовали и другие обязанности, к числу которых были отнесены: обязан­ность трудиться, беречь государственную тайну и соблюдать об­щественный порядок.

Гарантии конституционных прав, способы выполнения конституционных обязанностей

Гарантии конституционных прав в большей степени зависят от уровня развития экономики, правовой культуры общества и степе­ни его демократизации. Гарантии подразделяются на:

— политические, нашедшие свое воплощение в странах то­талитарного социализма;

— экономические — это ликвидация безработицы.

Политические связаны с многочисленными нормами осуще­ствления власти народа: многопартийностью, свободой оппози­ции и т. п.

Важной же юридической гарантией является наличие пра­вового государства.

Конституционные права граждан защищаются всей систе­мой судебной власти в стране, это значит, что любой гражданин вправе обратиться с иском по поводу нарушения его конститу­ционных прав. Защита конституционных прав граждан являет­ся специальной обязанностью конституционных судов. Кроме того, гражданин может обращаться в международные органы для правовой защиты, к числу которых относятся комитет ООН по правам человека или Европейский суд в Страсбурге, в слу­чае, если государство является участником соответствующей конвенции.

Права и обязанности граждан при чрезвычайном положении

На территории страны или же в стране в целом при наличии массовых общественных беспорядков или при локальных кон­фликтах актом главы государства или правительства может быть введено военное, осадное или чрезвычайное положение. В изданном главой государства или правительством акте указы­вается точный срок действия чрезвычайного положения, терри­тория, на которой оно распространяется, а также перечислены вводимые ограничения конституционных прав граждан. Издан­ный акт немедленно доводится до всего населения и вступает в силу через несколько часов после его оповещения. Конституции ряда стран прямо указывают на то, что при введении чрезвы­чайного положения немедленно созывается парламент для кон­троля за действием исполнительной власти; например в Брази­лии установлен в конституционном порядке пятидневный срок созыва парламента. После введения чрезвычайного положения сразу же запрещаются собрания, демонстрации и свобода пере­мещения, вводится цензура на радио и телевизионные пере­дачи, досмотр автотранспортных средств и ряд других огра­ничений.

При объявлении военного положения некоторые полномо­чия гражданских органов власти переходят к органам военного управления, которые становятся органами гражданскими.

В тяжелых для страны ситуациях вводится осадное положе­ние. При указанных ситуациях вводится комендантский час с запретом появления на улицах без соответствующих пропусков, которые выдаются гражданам военными властями (например, как это было в Албании в 1997 г.).

Заключение

В данной работе рассмотрена тема конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Изучение конституционного (государственного) права зарубежных стран помогает повышению профессиональной квалификации юристов, развивает умение мыслить правовыми категориями.

При изучении данной отрасли права применяются, прежде всего, историко-правовой  и сравнительно-правовой методы познания.

Права человека являются естественными и неотчуждаемы­ми правами, которые принадлежат ему по рождению, к числу неотчуждаемых прав обычно относят право на жизнь, свободу, личную безопасность, неприкосновенность личности и т. п.

Личные права и свободы определяют положение личности в обществе.

В число таких прав входят:

1) право на жизнь.

2) свобода и личная неприкосновенность

3) достоинство личности, суть этого личного права заключа­ется в том, что в конституционном порядке запрещено приме­нение пыток, жестокое обращение, а также медицинские экспе­рименты без согласия лица;

4) свобода совести

5) неприкосновенность жилища

6) тайна переписки, телеграфных и телефонных сообщений;

7) свобода передвижения и выбор места жительства по лич­ному усмотрению конкретного лица на территории страны.

Что же касается прав гражданина, то они связаны с фактом гражданства, т. е. принадлежности лица к определенному госу­дарству или политическому обществу. К таким правам относят избирательные права, право на объединение в определенные по­литические партии и союзы и т. д.

Источники и литература

    Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. - М.: Право и закон, 1998 г.

    Конституция США: Текст и постатейный комментарий: В 2 ч. Москва1984

    Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. Пер. с нем. / Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991. — Приводится по: Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л.А. Окунькова. —М.: Издательская группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997.

    Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

    Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

    Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1996 г.

    Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристь, 2000г.

2