Конституции императоров
Конституции императоров
Введение
Римское право занимает в истории человечества исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Зародилось оно в далекой глубине времени – тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.
Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себя другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, – и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своей властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.
Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.
Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем, еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережье Средиземного моря шел оживленный международный торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивался в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистраты должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.
Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуальность – основные начала этого целого.
1. Понятие конституции
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.
Конституция - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.
Регулирующая роль конституции касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную организацию, но и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом оказывает формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни – государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» (установление, построение) и восходит к временам Римской империи. Конституциями назывались указы римских императоров. В средние века конституциями закреплялись привилегии и вольности феодалов. С течением времени понятие конституции эволюционировало.
В нынешнем понимании, как единый правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий права и свободы граждан, определяющий социально-политическое и государственное устройство, конституции появились в качестве противовеса монархии, абсолютизму в результате победы буржуазно-демократических революций на американском и европейских континентах. Прототипами европейских конституций стали конституционные хартии периода провозглашения независимости английских колоний в Америке. Французская революция восприняла американскую конституционную идею, а из Франции она распространилась на другие европейские государства.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти. Всё сказанное характерно и для Конституции России. Поэтому можно говорить, что Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Конституции императоров
Принцепс (лат. princeps – первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Различалось несколько видов императорских конституций:
эдикты – нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;
декреты – судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;
рескрипты – ответы на запросы должностных и частных лиц;
мандаты – общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.
Конституции римских императоров у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи. Главным из этих видов является императорский эдикт, издававшийся в силу общего императору с другими магистратами jus edicendi, действовавший как и все другие эдикты, лишь во время жизни императора и отличавшийся от них только тем, что имел целью не столько устанавливать правовые нормы, сколько обеспечивать приведение их в исполнение. Последней чертой эдикт стоит близко к другому виду – мандату или инструкции чиновникам и управителям провинций относительно порядка и способа разрешения разного рода вопросов и юридических казусов.
Мандаты, подобно эдиктам, имели силу лишь во время жизни издавшего их императора и должны были быть возобновлены его преемником, если была нужда в сохранении их предписаний. Другие два вида конституции составляют проявления судебной деятельности императора и дают аутентическое толкование действующего права. Из них декреты, подобно преторским актам того же имени, являются непосредственными судебными решениями императора в качестве первой инстанции или по апелляции к нему на решение низшего суда, а рескрипты или ответы императора на вопросы, обращенные к нему магистратами или тяжущимися сторонами по поводу встречавшихся затруднений в разрешении спора, очень сходны с обязательными для судьи ответами юристов, имевших так назыв. jus respondendi. Право частных лиц на обращение к императору с такого рода вопросами, совершавшееся путем подачи просьб (libelli, praeces, supplicationes), устанавливается со времени Адриана. Чиновники имели его и раньше; их просьбы носили название relationes, consultationes, suggestiones. Ответы императора выражались либо в особом письме (epistola – форма, употреблявшаяся по преимуществу в ответ на просьбы чиновников), либо прямо на самой просьбе, в sub>scriptio (обычно на просьбах частных лиц). Ни один из всех этих видов императорских конституций не является выражением законодательной власти императора, которой у него на первых порах и не было, по характеру установления и первоначальной формы империи.
Правомерной формой законодательства оставался, за почти полным прекращением роли народных собраний, сенатусконсульт, который мог быть издан и по предложению (oratio) императора. Однако, со времени Адриана юриспруденция признает за всеми видами конституции безусловную силу закона (legis vicem), а силу сенатусконсульта видит уже не в нем самом, а в вызывающей его oratio императора. Императорская власть получает, таким образом, законодательные функции, и все ограничения последних теряют свое значение; юриспруденция относит постановления императоров не к jus honorarium, a к jus civile. Упадок юриспруденции с III столетия и сосредоточение законодательства в руках императора ведет к непомерному росту двух из названных видов конституции – эдиктов и рескриптов.
Эдикт становится общей формой императорских законов и обнимает все другие – обращение к народу (эдикт в старом смысле), к чиновникам (мандаты) и к сенату (orationes), отчего и получает название edictum или lex generalis. Рескрипт, оставаясь формой аутентического толкования законов, поглощает собой декрет. Постепенно увеличиваясь в числе (со времени Диоклетиана мы имеем, напр., до 1000 рескриптов), оба эти вида возбуждают вопрос о взаимном отношении содержащихся в них узаконений. Раньше все виды конституции имели одинаковую силу закона, обязательного для всех, и только тем из них присваивалось ограниченное действие предписания, касавшегося лишь данного дела, в которых об этом было специально упомянуто (так назыв. constitutio personalis). Коллизии отдельных решений с общими законами заставили сделать попытку иначе определить это отношение. Константин объявил недействительными все рескрипты, которые были несогласны с общим правом; Аркадий ограничил силу рескриптов только делами, по поводу которых они были изданы. Валентиниан III и Юстиниан снова, однако, расширяют значение рескриптов. Первый признает общую силу за теми из них, в которых сказано, что они имеют общеобязательное значение, а второй – и за теми, в которых вообще содержится толкование действующего права.
Окончательное разграничение между этими видами конституции так и не состоялось. Юристы, поэтому, стали делить К. не по форме их издания, а по содержанию. Общие конституции (С. generales) обнимали нормы, общеобязательные для всех, личные конституции (С. personales) – обязательные лишь для данного рода лиц и дел. Различение общих и личных К. было, однако, делом чрезвычайно трудным. В IV в. появляется новый вид конституции, внесших еще новое осложнение в их состав: так назыв. leges и sanctiones pragmaticae или просто pragmatica, занимавшие середину между рескриптами и эдиктами. Они выдавались и по просьбе частных лиц, но большей частью по просьбе и на имя корпораций, городских общин и т.п.
По содержанию они, между прочим, имели целью разрешение противоречий в законах и рескриптах. Отсутствие правильного отношения между различными видами конституции, вместе с увеличением их количества, делало отправление правосудия все труднее и труднее и все настойчивее вызывало мысль о необходимости кодификации.
Кодекс Грегориана
Историки из Университетского колледжа Лондона собрали воедино 17 фрагментов пергамента, вероятно, содержащего Кодекс Грегориана. Это самый древний из известных сборников законов, собранный римским юристом во время правления императора Диоклетиана (284−305 года н.э.).
Кодекс включал в себя законы, изданные со времен правления императора Адриана в 117−138 годах н.э.
Впоследствии части Кодекса Грегориана включались в новые своды законов, вплоть до кодекса Юстиниана – развитого свода римского гражданского права, составленного в 529−534 годах при византийском императоре Юстиниане.
Ученые уже в течение десяти лет исследуют социальные, юридические и политические особенности законодательства Римской империи. Кодекс Грегориана – самый старый свод законов, и его содержание до наших дней дошло лишь частично. Ни одной его существующей копии не известно.
Ученые Коркоран и Салуэй изучали пергаменты, фрагменты текста на которых ранее не были никак идентифицированы. Скорее всего, они были написаны в Константинополе, столице Восточной Римской империи. Однако смысл текстов оставался непонятым.
Сейчас ученые сделали вывод, что им удалось обнаружить одну из оригинальных копий Кодекса Грегориана.
«Надписи на фрагментах выведены ясным каллиграфическим латинским шрифтом и датируются, вероятно, 400−м годом н.э. Используется множество сокращений, характерных для текстов законов. Присутствие на страницах текста с обеих сторон указывает, что они скорее принадлежат древней книге, чем свиткам или отдельным запискам», – рассказывает Салуэй.
По словам исследователей, фрагменты содержат ответы императоров на вопросы правового характера, внесенные общественностью.
«Ответы скомпонованы в хронологическом порядке и сгруппированы в тематические главы. В тексте выделены заголовки, внесены правки, между строками внесены замечания читателей. Замечания показывают, что эта копия текста активно использовалась», – сообщил Салуэй.
Ученые отмечают, что содержание совместимо с тем, что ранее было известно о Кодексе Грегориана. Однако на пергаментах содержатся и новые данные, о которых ранее ничего известно не было.
«Эти фрагменты – прямое свидетельство первоначальной версии Грегорианского кодекса», – уверен Коркоран.
Он и его коллеги уверены, что им удалось найти копию самой первой версии древнеримского свода законов.
Кодекс Гермогениана
Гермогениан (Hermogenianus) – римский юрист IV в. по Р. X. Сведений о его жизни не сохранилось никаких; известно только, что он автор «Juris epitome», самостоятельной переработки извлечений из предшествующих ему юристов, изложенных в коротких положениях без указания литературы. Сочинение родственно с «Sententiae» Павла (см.) и изложено в порядке преторского эдикта и позднейших Дигест Юстиниана, в которые и вошло из него некоторое количество отрывков. По всей вероятности, Г. был и автором так называемого «Гермогенианова кодекса», составляющего дополнение к кодексу Грегориана и содержащего импер. конституции 291–295 гг. и рескрипты имп. Валентиниана от 364 и 365 гг. Сохранившиеся до нас отрывки из «Epitomее» Г. изданы Lenel'ем в «Palingenesia juris civ.», а отрывки кодекса изданы в посланий раз Наеnеl'ем в 1837 г.
Кодекс Гермогениана (лат. Codex Hermogenianus) – кодификация императорских конституций Диоклетиана и его преемников, предпринятая ок. 325 г. римским юристом по имени Гермогениан (или Гермоген).
Сведений о его жизни не сохранилось никаких; известно только, что он автор «Juris epitome», самостоятельной переработки извлечений из предшествующих ему юристов, изложенных в коротких положениях без указания литературы. Сочинение родственно с «Sententiae» Павла и изложено в порядке преторского эдикта и позднейших Дигест Юстиниана, в которые и вошло из него некоторое количество отрывков.
Кодекс Феодосия
Кодекс Феодосия (Codex Theodosianus), первый официальный сборник распоряжений римских императоров с нач. 4 в., составлен в 435 комиссией из 16 юристов, назначенной восточно-римским императором Феодосией II (опубл. 15 февр. 438). Изданию кодекса Феодосии предшествовали частные кодификации, не имевшие официального значения: Кодекс Грегориана (содержал распоряжения – конституции императоров с 196 по 295) и Кодекс Гермогениана (содержал более поздние конституции). Оба кодекса известны только в отрывках.
Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделённых на главы – титулы, включал все конституции, действовавшие в 313–437. По мысли Феодосия, кодекс должен был составить единое целое с кодексами Грегориана и Гермогениана, к-рые были таким образом официально санкционированы. Кодекс Феодосия был принят соправителем Феодосия – западно-римским императором Валентинианом III и приобрёл обязательную силу и в Западной Римской империи.
В кодексе Феодосия получили отражение те изменения, которые произошли в государстве и социальной жизни Римской империи, т.е. главным образом её феодализация.
Кодекс Юстиниана
Ко́декс Юстиниа́на – часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодекс Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизмененные согласно потребностям времени. Рост новелл, противоречие их со старыми предписаниями, огромное количество конституций, потерявших всякую практическую цену, но включенных в старые кодексы, побудили Юстиниана к изданию нового кодекса, рядом с другими законодательными трудами. Комиссии, назначенной в феврале 528 г., было предписано выработать новый кодекс, имея в виду лишь современные практические нужды. Поэтому ей предоставлено было право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т.д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отмененное позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и выяснять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т.д.
Работа продолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с 16-го вступил в действие. Последовавшее затем издание Дигест и Институций, принесшее с собой ряд изменений в праве, сделало, однако, необходимой переработку этого кодекса, она была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда, и в 534 г. был издан, вместо кодекса 529 г., кодекс 534 г., названный «C odex repetitae praeleclionis» (кодекс 2-го изд.). Этот кодекс только и дошел до нас, в том виде, в каком он существует в изданиях Corpus'a juris civilis, т.е. не совсем полным. Веронеский палимпсест начала VII столетия, содержавший в себе полный кодекс, дошел до нас с пробелами. Остальные древнейшие рукописи кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг кодекса.
Заключение
В результате вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. Конституции императоров.
Принцепс (лат. princeps – первый) как законодатель приходит на смену народу. Римляне обосновывали власть императора, его право издавать законы тем, что сам народ посредством особого закона о власти принцепса переносит на него всю свою власть. Принцепс пожизненно воплощает в себе волю народа.
Различалось несколько видов императорских конституций:
эдикты – нормы общего действия. Они выставлялись на побеленных деревянных досках у резиденции принцепса;
декреты – судебные решения, обычно в ответ на апелляцию на решения судов низших инстанций;
рескрипты – ответы на запросы должностных и частных лиц;
мандаты – общеобязательные указания чиновникам, которые вышли из употребления.
С императора Константина ведущую роль начинают играть эдикты, которые рассматриваются как нормы общего действия (leges generales). В этот период именно конституции (leges) становятся основой для принятия судебных решений, а к мнениям юристов (ius) прибегают лишь при отсутствии закона.
2. Эдикты магистратов.
Полномочия издавать правообразующие эдикты имели только некоторые магистраты, наделенные высшей властью (imperium): преторы, правители провинций, курульные эдилы в пределах своей компетенции (рыночная торговля). Вступая в должность, магистрат делал программное заявление о своей будущей деятельности, какие правила будут лежать в ее основе, в каких случаях будут даваться иски и т.д. Этот эдикт назывался постоянным в отличие от непредвиденных, издаваемых по конкретным делам. Постоянный эдикт был обязателен для издавшего его магистрата в течение года, на который избирался магистрат. Это позволило Цицерону назвать постоянные эдикты «законом на год» (lex annua).
С течением времени магистраты удачные нормы своих предшественников переносили в свои эдикты, в связи с чем различались эдикты новые и перенесенные. Так создавалась система магистратского (преторского, так как наибольшее значение в этой сфере имели преторские эдикты) права.
Правотворческая деятельность магистратов развивалась постепенно. Сначала претор лишь содействовал применению цивильного права, помогал его осуществлению, применению, подкрепляя своими исками; затем он стал дополнять цивильное право, заполняя его пробелы; наконец, претор начал изменять и исправлять цивильное право, приспосабливая его к новым отношениям. При этом он не имел формального права отменять цивильное право, но признавал новые отношения, оставляя цивильное право голым (nudum ius), не имеющим исковой защиты.
Список используемой литературы
1. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 2004. С. 784.
2. Зерцало. Журнал юридической библиографии. М., 1997. С. 128.
3. Иванов А.А. Римское право. М., 2007. С. 416.
4. Киселева Н.А. Римское право. М., 2007. С. 240.
5. Кудряшов И.В. Римское право. М., 2006. С. 128.
6. Новицкий И.Б. Римское право. М., 2007. С. 246.
7. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. Учебник. М., 2006. С. 448.