Источники земельного права (работа 3)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СИБИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Контрольная работа

ЧИТА – 2008

1. Источники земельного права

Понятие источников земельного права.

Нередко понятие «источник права» используется в смысле источника правовых норм, т.е. содержания права.

Термин «источник права» может употребляться и в качестве способа выражения содержания соответствующей правовой нормы, т.е. формы выражения права. В теории права под юридическими источниками или формами права понимаются официальные формы выражения и закрепления и соответственно изменения или отмены действующих правовых норм.

Применительно к разным системам права известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина (так называемое «право юристов»), религиозный памятник («священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право.

Источниками земельного права являются нормативные правовые договоры, в том числе и международные договоры, и нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения.

Нормативные правовые договоры заключались Российской Федерацией с субъектами Российской Федерации. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. между Российской Федерацией и субъектами РФ отнес регулирование вопросов природопользования, охраны окружающей среды, земельное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Признаки, присущие источнику права:

1. нормативно-правовые акты являются носителями государственно-властной силы;

2. имеют нормативный характер, т.е. рассчитаны на многократное применение;

3. акты адресованы неопределенному числу объектов;

4. обязательны для исполнения всеми субъектами.

Источниками земельного права являются нормативный правовой акт и нормативный правовой договор, которые устанавливают, изменяют или отменяют земельно-правовые нормы – юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.

Виды источников земельного права

Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные законы, основной целью которых является регулирование земельных отношений (условно такие законодательные акты называются «специальными»); федеральные законы, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные федеральные законы.

Нормативные указы президента РФ также являются источниками земельного права. Далее, такими источниками служат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Особого внимания заслуживает вопрос об иерархии федеральных законов, о приоритете действия одного федерального закона в отношении другого. Некоторые разъяснения по этому поводу содержатся в решениях Конституционного суда РФ.

Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

2. Земельный контроль

Государственный земельный контроль.

Статьи 71 – 73 ЗК предусматривают осуществление государственного, муниципального, общественного и производственного земельного контроля.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформления на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; выполнение иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, лесозаготовительных и иных работ и др.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель контроль за соблюдением выполнения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Муниципальный земельный контроль

В соответствии со ст. 72 ЗК муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Компетенцию органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере определяют статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Общественный земельный контроль

Осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями, гражданами: контроль за соблюдением порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель (ст. 72 ЗК).

Земельный кодекс наделяет органы территориального общественного самоуправления правом осуществления общественного земельного контроля. Учитывая роль и значение общественных объединений, ЗК возлагает на них функции общественного земельного контроля.

Производственный земельный контроль

Согласно ст. 73 ЗК производственный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе хозяйственной деятельности на земельном участке.

Лица, которые ведут деятельность на земельном участке, независимо от того, на каком титуле они им обладают, обязаны осуществлять производственный земельный контроль.

Главная задача производственного земельного контроля – проверка соблюдения всех предусмотренных земельным и иными отраслями законодательства требований, касающихся обеспечения рационального использования и охраны земель.

Лицо, которое использует земельный участок в каких-либо производственных целях, обязано организовать производственный земельный контроль и сообщить об этом в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Задача

Гражданин Петров подарил Гражданину Осипову дачный земельный участок площадью 0,3 га. Договор дарения был заключен в письменной форме и нотариально удостоверен. Земельный участок был передан одаряемому по передаточному акту.

1. С какого момента у одаряемого возникает право собственности на земельный участок?

2. Какие требования к форме договора дарения земельного участка предъявляет действующее законодательство?

1. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

2. В соответствии с п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Государственная регистрация является одной из форм государственного контроля над законностью заключаемых сделок.

Государственная регистрация прав проводится специальными учреждениями юстиции на всей территории Российской Федерации. Разработана система записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Несоблюдение формы договора и государственной регистрации договора может вызывать различные последствия.

Сделки, оформленные с нарушением требований о соблюдении нотариальной формы и государственной регистрации, считаются ничтожными (п. 1 ст. 165 ГК РФ).

Список используемой литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 20 февраля 2007 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 430 с. – (Кодексы и законы России).

2. Земельный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 октября 2007 года). – Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2007. – 111 с.

3. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

4. Гражданское и предпринимательское право. Сборник документов. Ч. 1 /Под общ. ред. Т.В. Богачевой. – М.: ТОН – Остожье, – 1999. – 960 с.

5. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2007. – 671 с.