История советского авторского права
ОЧЕРК ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО АВТОРСКОГО ПРАВА
То, что в дореволюционной России именовалась «авторским правом», было на самом деле правом, охранявшим интересы предпринимателей, занимавшихся издательской деятельностью, от притязаний авторов, создававших произведения литературы, искусства, науки.
Дореволюционное право вовсе не ставило своей задачей сделать творчество отдельных авторов достоянием широких масс народа, способствовать культурному общению многочисленных народностей, населявших царскую Россию, «тюрьму народов», по выражению Ленина.
Дореволюционные «порядки», насквозь реакционные, не считавшиеся. с культурными интересами общества, принижавшие личность автора, лишавшие автора плодов его творческого труда, были уничтожены Октябрьской социалистической революцией, упразднены Советским социалистическим государствам.
На месте отмененного ретроградного законодательства дореволюционной России Советское государство, руководимое Коммунистической партией, создало самое прогрессивное в мире подлинное авторское право, которое стоит на страже культурных интересов многомиллионных масс Советского многонационального государства, а вместе с тем действенно охраняет как имущественные, так и личные неимущественные интересы авторов. Советское авторское право — это социалистическое право.
Решительные законодательные мероприятия Советского государства в области авторского права стали возможными после коренного изменения в экономике страны, изменения, последовавшего в результате победы Октябрьской социалистической революции, сломившей капиталистический строй. Законы Советской власти об издательской деятельности, об авторском праве опирались на новую социалистическую экономику и оказывали благотворное влияние на темпы культурного развития страны в новых условиях.
Проследить соотношения между ходом правотворческой деятельности Советского государства в области авторского права и ходом строительства социализма в нашей стране — это задача настоящего очерка истории советского авторского права.
Однако для правильного понимания процесса создания советского социалистического авторского права, то есть системы принципиально противоположной так называемому «авторскому праву» эксплуататорских государств, необходимо рассмотреть в основных чертах ту систему норм «авторского права», которая действовала при свергнутом революцией эксплуататорском режиме царского и временного правительств.
Это необходимо не только для того, чтобы раскрыть принципиальную противоположность социалистического авторского права праву эксплуататорскому, но и для того, чтобы уяснить себе этапы, по которым развертывалась правотворческая деятельность Советского государства в области авторского права.
1. Общие замечания
То, что в дореволюционной России именовалась «авторским правом», было на самом деле правом, охранявшим интересы предпринимателей, занимавшихся издательской деятельностью, от притязаний авторов, создававших произведения литературы, искусства, науки.
Дореволюционное право вовсе не ставило своей задачей сделать творчество отдельных авторов достоянием широких масс народа, способствовать культурному общению многочисленных народностей, населявших царскую Россию, «тюрьму народов», по выражению Ленина.
Дореволюционные «порядки», насквозь реакционные, не считавшиеся. с культурными интересами общества, принижавшие личность автора, лишавшие автора плодов его творческого труда, были уничтожены Октябрьской социалистической революцией, упразднены Советским социалистическим государствам.
На месте отмененного ретроградного законодательства дореволюционной России Советское государство, руководимое Коммунистической партией, создало самое прогрессивное в мире подлинное авторское право, которое стоит на страже культурных интересов многомиллионных масс Советского многонационального государства, а вместе с тем действенно охраняет как имущественные, так и личные неимущественные интересы авторов. Советское авторское право — это социалистическое право.
Решительные законодательные мероприятия Советского государства в области авторского права стали возможными после коренного изменения в экономике страны, изменения, последовавшего в результате победы Октябрьской социалистической революции, сломившей капиталистический строй. Законы Советской власти об издательской деятельности, об авторском праве опирались на новую социалистическую экономику и оказывали благотворное влияние на темпы культурного развития страны в новых условиях.
Проследить соотношения между ходом правотворческой деятельности Советского государства в области авторского права и ходом строительства социализма в нашей стране — это задача настоящего очерка истории советского авторского права.
Однако для правильного понимания процесса создания советского социалистического авторского права, то есть системы принципиально противоположной так называемому «авторскому праву» эксплуататорских государств, необходимо рассмотреть в основных чертах ту систему норм «авторского права», которая действовала при свергнутом революцией эксплуататорском режиме царского и временного правительств.
Это необходимо не только для того, чтобы раскрыть принципиальную противоположность социалистического авторского права праву эксплуататорскому, но и для того, чтобы уяснить себе этапы, по которым развертывалась правотворческая деятельность Советского государства в области авторского права.
2. Авторское право дореволюционной России
Авторское право возникло в России только в начале XIX века, притом в необычайно урезанном виде 1. Не случайно царское правительство впервые признало за автором исключительное право воспроизведения своих сочинений путем печати... в Уставе Цензурном, изданном 22 апреля 1828 г. Уже в законе 8 января 1830 г. дореволюционное русское законодательство, следуя западноевропейским образцам, начинает трактовать право автора на созданное им произведение как право собственности, которым можно торговать. Произведение рассматривается как «имущество благоприобретенное», и сочинителю (или переводчику) пожизненно предоставляется исключительное право издания и продажи его произведений. Наследники сочинителей пользуются этим правом в течение 25 лет. Впоследствии (1857 г.) этот срок был продлен до 50 лет. В 1887 году при очередном издании Х тома Свода законов авторское право впервые выделяется из недр Устава Цензурного и получает особое место — в приложении к ст. 420, Х тома, ч. 1, И здесь авторское право по-прежнему рассматривается как разновидность права частной собственности2. Эта точка зрения прямо и вполне откровенно соответствует сущности миросозерцания буржуазии. Для буржуазии личное достоинство человека, его творчество — это товары. Буржуазия «...превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бес- численных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли» 1.
Самое выгодное для эксплуататоров в теории «литературной собственности» — это логический базис, подводимый этой теорией под отрицание какого-либо права за автором, если автор продал свое произведение издателю. Издатель-коммерсант, купивший чужое произведение, становится его полным «собственником», подобно тому как покупатель дома или вагона зерна, становится неограниченным, полным собственникам этих объектов торгового оборота. С развитием капитализма в России авторское право приобретает для буржуазии больший интерес, поскольку издательской деятельностью начинают заниматься многие предприниматели. Изменившаяся экономика заставляет дореволюционного законодателя обратить внимание на авторское право: этого требуют интересы издательств в первую очередь. В результате появляется закон об авторском праве 20 марта 1911 г.2, который довольно подробно определяет авторские отношения.
Тенденция охранить интересы приобретателя авторского права в ущерб интересам самого автора совершенно очевидна и в царском законе об авторском праве от 20 марта 1911 г. Прежде всего автору предоставлено право не только уступать предпринимателю правомочие на издание произведения, но и вообще отчуждать полностью свое авторское право (ст. 6958). Это «право» автора создает прочную юридическую базу для закабаления автора издателем. «Продав» свое право, автор не был гарантирован даже от искажения издателем проданного произведения. Правда, царский закон формально запрещал издателю дополнять, изменять, сокращать произведение без согласия автора. Но запрещение это по существу сводилось на нет специальной оговоркой: вносить изменения в произведение нельзя, но.., кроме таких, «вызываемых явной необходимостью изменений, в согласии на которые автор не мог бы по доброй совести отказать». Так, при жизни автора его произведение могло появиться в свет в изуродованном виде, если «добрая буржуазная совесть» издателя оказывалась в согласии с подобным насилием над волей автора.
Царский закон позволял предпринимателям не только «покупать» авторское право навсегда, но признавал возможной запродажу на пять лет вперед всех будущих произведений автора (ст. 6959). Уплатив однажды «покупную цену», издатель на пять лет становился хозяином всей творческой деятельности автора.
Купив за гроши у начинающего автора все его будущие произведения, издатель вправе был за те же гроши, без всяких дальнейших доплат, издавать произведения этого автора, уже завоевавшего себе известность. Закон 20 марта 1911 т. в ст. 6959 явно стремился закрепить закабаление автора издателем-капиталистом.
Не забыл царский закон и о художниках. Статья 69551 говорила, что отчуждение художником художественного произведения не переносит на приобретателя авторского права на это произведение, «если в договоре не упомянуто об это м». Более сильный экономически заказчик всегда мог на точном основании ст. 69551 закона связать художника по рукам и ногам, «купив» не только вещь, но и самое право автора, лишив тем самым автора и права издания своего произведения, и права показать свое произведение публично, например на выставке. Речь шла здесь о всяком художественном произведении, в частности о пейзажах, натюрмортах. Право же повторять, выставлять и издавать портреты и бюсты, сделанные с заказчика, всегда предоставлено только заказчику, его наследникам, но никогда не художнику, не скульптору (ст. 69552).
Закон не говорил, правда, что с заключением издательского договора автор лишался в пользу издателя авторского права в полном его объеме. Этим издательский договор отличался от продажи или запродажи авторского права. Однако издателю предоставлялось право и без согласия автора изменять произведение по «доброй совести», поскольку такое изменение вызывалось «явной необходимостью».
Коммерческая необходимость, разумеется, могла быть также явной. Если переделка книги сулила более успешную распродажу тиража, то можно было «законно» сослаться на «явную необходимость изменения».
Таким образом, и в этом случае закон, благоприятствовавший издателю-предпринимателю, закреплял его право исказить по своему усмотрению результат творчества автора.
3. Советское законодательство по авторскому праву в период 1918—1925 гг.
Пока молодое Советское государство вынуждено было направлять все свои силы на подавление сопротивления свергнутых классов внутри страны, на оборону страны от нападения внешних врагов, на борьбу с хозяйственной разрухой, не было возможности и необходимости ставить во всей широте вопрос о создании нового, социалистического авторского права.
Тем не менее и в самом разгаре борьбы с контрреволюцией и интервенцией, в последовавший затем период напряженнейшей работы по восстановлению народного хозяйства страны и укрепления социалистического базиса советское законодательство немало сделало в области культурного строительства, в области охраны нарождавшейся социалистической культуры, защиты интересов авторов, делавших первые вклады в сокровищницу этой новой культуры.
Декрет Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве» 1 — первый советский закон по авторскому праву, дал социалистическое регулирование авторских отношений. Немедленная организация и развитие государственной издательской деятельности — это основная цель декрета. «В первую очередь должно при этом быть .поставлено дешевое народное издание русских классиков»,— говорилось в декрете. Советская власть решила вместе с тем сочинения некоторых авторов, срок авторского права которых уже истек2, перевести «из области частной собственности в область общественности». Для этого декрет предоставил Государственной комиссии по просвещению право объявлять такие сочинения государственной монополией, однако не дольше, как на пять лет3. Комиссии предлагалось воспользоваться этим правом «по отношению к корифеям литературы, творения которых перейдут, согласно настоящему закону, в собственность народа». Таким образом, декрет от 29 декабря 1917 г., во-первых, исходил из того, что права авторов, возникшие до Октябрьской революции, полностью сохраняются. Именно поэтому декрет предлагал монополизировать и переиздать сочинения только тех классиков, «срок авторского права которых истек»; во-вторых, декрет изымал из сферы деятельности частных издательств вое национализированные Советской властью сочинения русских писателей 4.
Национализированные беллетристические сочинения авторов, умерших не позднее 31 декабря 1917 г., могли издаваться «каждым гражданином Советской республики России без всякого на то разрешения со стороны государства»5. Тем самым отвергалось наследование авторского права после лиц, умерших 1 января 1918 г. и позднее, и, кроме того, не допускались частные посмертные издания произведений этих авторов.
Рассмотренные акты 1917 и 1918 гг. не давали, конечно, ответа на многие вопросы авторского права. Так, неразработанным остался вопрос о праве на произведения сценические, на произведения изобразительных искусств, об авторском траве переводчика 1, о защите авторского права от правонарушений и т. д.
Вопросы эти получили свое разрешение несколько позднее — в декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием»2. И этот декрет касается прежде всего вопроса о национализации авторского права. Объектами национализации по декрету от 26 ноября 1918 г. могут быть не только произведения умерших авторов-беллетристов, как было установлено ранее, но «всякое как опубликованное, так и неопубликованное научное, литературное, художественное произведение, в чьих бы руках оно ни находилось...» (ст. 1 декрета). Достоянием РСФСР могли теперь объявляться также «все произведения любого умершего автора».
Декрет СНК РСФСР от 26 ноября 1918 г. впервые, без всякой отсылки к дореволюционному законодательству, установил право автора на созданное им произведение, запретил всякое нарушение авторского права (контрафакцию), урегулировал вопрос о вознаграждении авторов и в соответствии с декретом «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918г. отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству.
В ст. 3 декрета от 26 ноября 1918 г. было установлено, что «не объявленные государственным достоянием произведения не могут быть при жизни автора размножаемы и распространяемы иначе, как по соглашению с автором».
Поскольку в ст. 5 того же декрета автору произведения, объявленного государственным достоянием, обеспечивался гонорар по ставкам, определяемым Народными комиссариатами просвещения и труда, очевидно, что издание какого-либо не национализированного произведения без соглашения с автором влекло обязанность издателя уплатить автору гонорар именно по этим государственным ставкам.
Кроме того, в ст. 11 декрета от 26 ноября 1918 г. устанавливалось, что самостоятельное издание, размножение, распространение
1 Постановлением Народного комиссариата по просвещению от 9 марта 1918 г. было установлено только право государства реквизировать любой перевод произведений, монополизированных государством (причем за переводчиком сохранялось право на вознаграждение за свой труд).
и публичное исполнение произведений, вопреки постановлению настоящего декрета, «влечет за собой ответственность, как за нарушение государственной монополии». Лиц, нарушивших право автора не национализированного произведения, декрет считал лицами, опасными для советского правопорядка, и предлагал наказывать их «как за нарушение государственной монополии». Это вполне понятно. Речь ведь шла о пресечении попыток частных предпринимателей обогатиться за счет нарушения охраняемого Советским государством авторского права.
Вопрос о наследовании авторского права в декрете от 26 ноября 1918 г. был решен, как мы отметили, в соответствии с декретам от 27 апреля 1918 г.1: нуждающиеся и нетрудоспособные родственники умершего автора получали содержание от государства в пределах имущества умершего автора; в это имущество входил и авторский гонорар, становившийся после смерти автора государственным достоянием (ст. 7 декрета от 26 ноября 1918 г.). Этот порядок распространялся как на наследников авторов, произведения которых были национализированы, так и на наследников авторов, произведения которых не были национализированы.
Такое правило могло поставить в тяжелое положение издателя, если смерть автора наступала до выпуска ненационализированного произведения в свет. Наследники автора по действовавшим тогда правилам не могли продолжать договорные отношения с издателем. Поэтому декрет 26 ноября 1918 г. особо оговаривал, что издатель ненационализированного произведения вправе был выпускать это произведение еще в течение шести месяцев после смерти автора 2.
Издатель произведения умершего автора, произведения которого не были признаны достоянием республики, обязан был (ст. 9 декрета) вносить в народный банк «суммы, равные гонорару, который причитался бы автору». Из этих сумм и производились выплаты на содержание нуждающихся и нетрудоспособных родственников или супруга умершего автора.
Представляет интерес решение вопроса об издании частной переписки, дневников и тому подобных произведений умерших авторов, то есть таких произведений, которые не предназначались к напечатанию.
Дореволюционное право ставило вопрос об издании такого рода документов в полную зависимость от воли наследников — как наследников автора произведения, так и наследников адресата, которому произведение, например письмо, было передано. Здесь имелись в виду всякие наследники—даже самые отдаленные родственники или даже вовсе посторонние умершему лица, наследовавшие по завещанию. Такой режим должен был длиться 50 лет (ст. ст. 69528 и 69529, т. X, ч. 1 Свода законов). По истечении 50 лет решение вопроса об издании переписки умершего лица ставилось в зависимость от воли как пережившего супруга и детей автора документа, так и пережившего супруга и детей адресата этого документа. Такой порядок наглухо закрывал народу доступ ко многим документам, имевшим, может быть, большое историческое значение: интересы общества приносились в жертву произволу даже со стороны лиц, никакого отношения к автору не имевших. Наследник становился частным собственником документов, а право частной собственности для буржуазного законодателя неприкосновенно, если не считать тех случаев, когда интересы мелкого собственника нужно принести в жертву интересам крупного капитала.
В советском декрете от 26 ноября 1918 г. (в ст. 4) претензии лиц, посторонних умершему автору, были вовсе устранены. Для издания частной переписки, дневников и тому подобных произведений, не предназначавшихся к напечатанию, требовалось согласие только супруга умершего автора и его близких родственников. Но и это согласие в необходимых случаях могло быть заменено разрешением органа Советского государства — Народного комиссариата по просвещению.
Социалистическая идея предпочтения общественного интереса интересам отдельного лица получила свое новое выражение в декрете от 29 июля 1919 г.1. Декрет отменил все ограничительные условия, на которых бывшие владельцы передавали свои архивы в публичные библиотеки и музеи. Архивы стали доступны советским исследователям, и за Народным комиссариатом по просвещению было закреплено право первого издания всяких публикаций из этих архивов.
Кабальные договоры, которые издатели заключали с авторами, пользуясь «дозволением» дореволюционного закона, были признаны недействительными. Раскрепощению авторов был посвящен специальный декрет от 10 октября 1919 г.2 Он впервые признал недействительными сделки, по которым издатель навсегда становился полным собственником «купленного» у автора произведения. Издатель теперь мог приобрести у автора только право на издание произведения; это право всегда было ограничено сроком. Теория «литературной собственности», корнями уходившая в старое общество, допускавшая «продажу» авторского права, была решительно и навсегда отвергнута Советским социалистическим государством. Реквизитами всякого издательского договора отныне признавались: письменная форма, число экземпляров печатаемого произведения, размер полистной оплаты и срок, «в который издателем может быть использовано приобретенное право».
Этот принцип остается неизменным принципом советского авторского права и в настоящее время.
Неизменным остался и другой принцип, установленный декретом 10 октября 1919 г.: «Если полистная плата, условленная в договоре, ниже нормы тарифа, то такой договор считается недействительным»,—говорилось в ст. 2 декрета от 10 октября 1919 г. Такая формулировка не содержала в себе прямого указания на то, что в подобных случаях договор становился недействительным только в части соглашения о размере оплаты автора (ст. 37 ГК), что вместо недействительной части соглашения должен применяться тариф, установленный государством. Но и при этой недоговоренности интересы автора достаточно охранялись, так как издатель, лишаясь договорной основы издания, вынужден был добиваться нового соглашения с автором, для того чтобы реализовать, например, заготовленный для распространения тираж издания.
Таковы в основном черты советского авторского права, как они сложились к 1925 году, когда впервые регулирование авторского права было дано в союзном законодательстве.
4. «Основы авторского права» 1925 и 1928 гг.
Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права»1 дало регулирование социалистического авторского права в общесоюзном масштабе в условиях строившегося социализма в период новой экономической политики.
Постановление 1925 года повлекло за собой перестройку республиканского законодательства по авторскому праву. Законодательство союзных республик не стало на путь включения норм авторского права в свои гражданские кодексы. Законы об авторском праве, изданные в союзных республиках, за одним лишь исключением, были приняты как отдельные акты, не входящие в систему ГК.
Большинство положений, установленных в Основах авторского права 1925 года, перешло в последующее советское законодательство об авторском праве, в частности в Основы авторского права 1928 года, и сохраняет свою силу и в настоящее время.
Основное положение постановления от 30 января 1925 г.: «Авторское право на произведение как появившееся в свет... на территории Союза СCP, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками, независимо от их гражданства», дословно воспроизведено в действующем Законе 1928 года.
Уже в 1925 году советское законодательство допускало любую форму объективизации авторского права, указывая на рукописное или эскизное оформление авторского замысла только как на пример, как на частные, хотя и очень распространенные случаи объективизации творчества.
Авторское право уже в 1925 году было распространено «на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и формы его воспроизведения, а равно достоинство и назначение...» (ст. 2 Основ авторского права 1925 г.). Эта широкая формулировка без изменений вошла в действующее законодательство.
Перевод чужого произведения на другой язык в Основах 1925 года был признан самостоятельной разновидностью объекта авторского права.
Напротив, только временное значение в постановлении «Об основах авторского права» 1925 года имело установление срока существования авторского права при жизни автора на произведения в области науки, литературы, изобразительного искусства. В ст. 6 постановления «Об основах авторского права» 1925 года предусматривалось, что «авторское право, за некоторыми изъятиями, принадлежит автору в течение 25 лет со времени появления его произведения»1. Норма, устанавливавшая срочность авторского права для автора, выражала общую тенденцию законодательства первого периода нэпа допускать частные имущественные права только с определенными ограничениями. В одних случаях ограничивался объем правомочий, в других — срок их существования. Так, например, наследование допускалось согласно ст. 416 ГК (в редакции 31 октября 1922 г.) на сумму не свыше 10000 рублей. Дома граждан, как правило, могли возводиться только на срочном праве застройки (ст.ст. 71—81-г ГК).
Установление срока существования авторского права было направлено в основном против чрезмерного расширения прав издателей, против эксплуататорской деятельности частных издательских предприятий.
После исчезновения в нашей стране частных издательств нормы, ограничивающие сроком авторское право на произведение литературы, искусства или науки, утратили свой смысл 2. Поэтому в Основах авторского права СССР 1928 года мы не находим уже подобной нормы: вместо нее устанавливается принцип бессрочности авторского права при жизни автора.
В постановлении ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права» (в ст. 12) устанавливалось, что «авторское право в части или в целом может быть отчуждено по издательскому договору или иным законным способом, причем характер использования авторского права должен быть определен в точности договором».
В чем могли состоять иные способы отчуждения авторского права, кроме издательского договора, в Основах не упоминалось, если не считать особого случая принудительного выкупа произведения Правительством СССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде рукописи (ст. 15 Основ авторского права 1925 года). Требование союзного закона о точном определении прав издателя, получаемых по договору от автора, было реализовано в республиканском законодательстве.
Бессрочная уступка автором исключительного права на издание своего произведения была допущена Законом об авторском праве РСФСР от 11 октября 1926 г. только социалистическим организациям: государственным, профессиональным, партийным и кооперативным издательствам (ст. 14).
Уступка авторского права другим издательствам (то есть частным издательствам) допускалась на срок не свыше 5 лет «лишь по издательскому договору».
Издательский договор с частными предприятиями на произведения музыкальные и музыкально-драматические не был ограничен каким-либо сроком.
Интересна судьба нормы Основ авторского права 1925 года, допускавшей бессрочную уступку автором своего авторского права. Такая уступка была разрешена, как мы видели, только в пользу социалистических издательств. В ст. 15 Основ авторского права СССР 1928 года мы находим формулировку, близкую к формулировке Основ 1925 года: «Авторское право в части или в целом может быть отчуждаемо по издательскому договору, завещанию или иным законным способом».
Законодательство союзных республик 1928—1929 гг., как и законодательство союзных республик 1926—1928 гг., не знает договора об уступке или бессрочном отчуждении авторского права издательствам, отличного от издательского договора. В ст. 17 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 г.1 «Об авторском праве» прямо было сказано: «Отчуждение издательствам правомочий, вытекающих из авторского права, допускается не иначе, как по издательскому договору (разрядка наша.—Б. А. и Е. Ф.)». Почти то же самое сказано в этом Законе и об отчуждении авторского права «на постановку и публичное исполнение неизданного драматического, музыкального, пантомимного, хореографического или кинематографического произведения» 2. Между тем срок издательского договора, по законодательству РСФСР, как известно, с 1928 года ограничен четырьмя годами, а срок постановочного договора тремя годами.
Закон Украинской ССР от 6 февраля 1929 г. об авторском праве4 в ст. 16 воспроизводит ст. 16 Основ авторского права СССР от 16 мая 1928 г., упоминая не только об отчуждении авторского права в целом или в части по издательскому договору или по завещанию, но и об отчуждении авторского права «иным законным способом». Более того, в ст. 18 украинского Закона от 6 февраля 1929 г. воспроизводится формулировка Основ авторского права СССР 1925 года: разрешается бессрочно отчуждать авторское право по издательскому договору с социалистическими организациями, издательские договоры с издательствами, которые принадлежат частным лицам, могут заключаться не более чем на срок в 5 лет»5. Эта норма, сохранившаяся до сих пор в украинском Законе, давно является анахронизмом, поскольку в УССР частных издательств не существует. Вопрос же о сроке в издательском договоре решается ныне в УССР на основании Типового издательского договора, утвержденного СНК УССР 6 октября 1944г. № 13336.
Этот Типовой издательский договор ограничивает действие всякого конкретного издательского договора, заключаемого в УССР, сроком в 3 года.
Отсюда следуют два вывода: 1) предельный пятилетний срок договора, предусмотренный для некоторых случаев в украинском Законе об авторском праве от 6 февраля 1929 г., заменен трехлетним сроком, обязательным для всех издательских договоров7,
2) законодательство УССР, так же как и законодательство РСФСР, не знает никакого другого типа договора, кроме издательского, по которому авторское право могло бы отчуждаться в пользу издательства.
Поэтому нужно считать, что бессрочное отчуждение авторского права, упоминаемое в Основах авторского права СССР 1925 года (ст. 12), а позднее — в ст. 16 Основ авторского права СССР 1926 г., возможно в сущности только при принудительном выкупе авторского права государством (ст. 15 Основ 1925 года и ст. 20 Основ 1928 года). Нужно заметить, что своим правом принудительного выкупа авторского права Советское государство не пользовалось.
В заключение отметим, что Основы 1925 года (как и Основы 1928 года) сохраняли за автором право на полную неприкосновенность произведения (ст. 13 Основ 1925 года, ст. 18 Основ 1928 года). Издатель, как и зрелищное предприятие, лишен права по своему усмотрению, без согласия автора, вносить какие-либо изменения или дополнения в произведение, в заглавие его и в обозначение в нем имени автора. Издатель без согласия автора или его наследника не управомочен также снабжать произведение иллюстрациями.
Таким образом, советское социалистическое право впервые дало автору полную и действительную защиту результата его творческого труда — гарантировало охрану нематериального интереса автора1.
5. Тенденции развития советского авторского права в период завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму
В настоящее время продолжают действовать законы об авторском праве, появившиеся в условиях строящегося социализма. Сохраняют свою силу и Основы авторского права, утвержденные постановлением ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1928 г.2, и законы об авторском праве союзных республик: в РСФСР — закон от 8 октября 1928 г.3, в Украинской ССР — закон от 6 февраля 1929 г.4, в Белорусской ССР — закон от 14 января 1929 г.6, в Грузинской ССР — закон от 30 августа 1929 г., в Армянской ССР—закон от 10 февраля 1930 г., в Туркменской СОР—закон от 26 сентября 1928 г., в Узбекской ССР—закон от 14 октября 1936 г., в Азербайджанской ССР нормы авторского права составляют ст.ст. 461—486 ГК.
Но это вовсе не означает, что после 1928—1929 гг. нельзя отметить дальнейшего развития советского авторского права. Оно было необходимо, поскольку наша страна шла в направлении завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. Можно указать ряд нормативных актов, которые отчасти дополняли прежнее законодательство по авторскому праву, а отчасти и изменили смысл норм, возникших ранее.
В дальнейших главах этого тома курса изучаются подробно не только Основы авторского права СССР 1928 года и республиканские законы об авторском праве союзных республик, но также и другие нормативные акты, изданные позднее, а равно и практика их применения, административная и судебная.
Но на некоторых из этих позднейших постановлений необходимо, хотя бы вкратце, остановиться уже сейчас, в историческом очерке. Это необходимо для того, чтобы вскрыть тенденции развития нашего авторского права.
Прежде всего, нужно отметить, что законодательство 1928— 1929 гг. строило авторское правоотношение независимо от трудового правоотношения. Хотя Основы авторского права СССР и законы союзных республик об авторском праве рассматривают авторское вознаграждение, гонорар, как разновидность оплаты труда, однако право на оплату труда по трудовому договору и право на оплату труда по издательскому договору стоят параллельно, не завися одно от другого. Позднейшее законодательство и судебная практика существенно сблизили право лица, работающего по трудовому договору, и право автора на вознаграждение.
В судебной практике это направление можно отметить уже в конце двадцатых и в начале тридцатых годов. Так, Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР в 1929 году отказалась признать право на авторское вознаграждение за лицом, составившим в. порядке исполнения служебного задания научно-популярную инструкцию (справочник) по борьбе с вредителями зерна и продуктов его переработки 1.
По другому делу, также 1929 года. Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР писала, между прочим:
«Составитель В. являлся управделами завода, на обязанности которого лежало составление официальных отчетов, ...спорный труд принадлежит коллективу администрации завода, причем для объединения работы и составления очерка гр-ну В. Предоставлено было служебное время...». Исходя из мысли о том, что один и тот же труд, составление очерка-отчета о работе завода, не может оплачиваться дважды — авторским гонораром и заработной платой, Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР отменила решение суда о взыскании в пользу В. авторского вознаграждения за составление очерка-отчета1.
Совершенно такую же позицию Гражданская кассационная коллегия Верховного Суда РСФСР заняла и по делу П. (1928 г.). Фактические обстоятельства сложились по этому делу иначе, чем по двум приведенным выше делам, но принципиальная позиция Верховного Суда РСФСР осталась неизменной: «Суду при пересмотре дела,— писала в своем определении Гражданская кассационная коллегия,— надлежит проверить, в каких условиях протекала работа ответчика по составлению атласа и в каких взаимоотношениях во время этой работы ответчик находился с другими работниками кабинета университета. Суд должен обсудить вострое об условиях работы ответчика над составлением атласа в связи с § 10 Положения о кабинете, где (лит. «в») говорится о том, что кабинет составляет иллюстрированный материал по экономике и истории и т. д.» 2.
Такую же позицию заняла впоследствии Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда СССР. Так, по делу К. (1940 г.) коллегия указывала, между прочим, «...по долгу службы К. как заведующий отделом художественной литературы, обязан был отредактировать имевшийся в портфеле издательства сборник, составленный Г., произвести сверку текстов и внести необходимые изменения, не требуя за это специального вознаграждения в форме авторского гонорара» 8.
Такое решение вопроса о соотношении авторского и трудового правомочия служащего получило свое выражение и в нормативных актах. Так, 15 января ,1929 г. СНК РСФСР издал постановление «О ставках вознаграждения за использование в промышленности произведений изобразительных искусств». Статья 2 этого постановления признала за художниками, состоящими на службе в промышленных предприятиях, авторское .право на произведения, созданные ими в силу трудового договора. Точно так же на основании постановления СНК СССР от 1 ноября 1929 г. Народный комиссариат труда СССР издал постановление от 11 ноября 1929 г. № 356 «Об условиях труда работников искусств, печати и просвещения, обслуживающих нанимателей по отдельным заданиям». В ст. 1 этого постановления НКТ СССР указывается, между прочим, что условия труда работников печати, обслуживающих по отдельным заданиям по своей специальности одно или несколько предприятий или учреждений, «регулируются общим законодательством о труде с изъятиями, предусмотренными настоящим постановлением». То же самое относится и к работникам изобразительных искусств. Таким образом, работники печати, корреспонденты, хроникеры-репортеры, интервьюеры, референты, статьевики-фельетонисты, карикатуристы-иллюстраторы, рецензенты, очеркисты, фоторепортеры, выпускающие художники, корректоры, редакторы энциклопедий, внешние редакторы издательств (п. «б» ст. 2 постановления НКТ СССР от 11 ноября 1929 г.), а равно работники изобразительных искусств: художники-живописцы, скульпторы, архитекторы, композиторы, плакатисты, музейные специалисты, музейные эксперты, графики-иллюстраторы, эксперты-тарификаторы, художники-графики (п. «а» ст. 2 того же постановления) рассматриваются не как субъекты авторского правоотношения, а как субъекты трудового правоотношения. Это подчеркивается в ст. 3 постановления НКТ СССР от 11 ноября 1929 г., где сказано, что постановление не распространяется «на лиц, урегулировавших свои отношения с издательствами в договорах, предусмотренных законодательством об авторском праве». Здесь, следовательно, проводится та же самая идея, которую мы отмечали в судебной практике: право работника па вознаграждение за авторский труд определяется либо нормами гражданского (авторского) права, либо по нормам права трудового, по не определяется теми и другими нормами одно- временно.
Однако личные неимущественные права автора всегда oxpa-чяются законом об авторском праве, даже когда труд автора оплачивается по нормам трудового права, а не по нормам авторского права.
Та же тенденция сближения трудового и авторского (гражданско-правового) правоотношения проявляется в настоящее время в вопросе оплаты труда научных работников. Плановые работы работников научно-исследовательских учреждений и учебных заведений считаются, как правило, оплаченными той заработной платой, которую получает научно-исследовательский персонал исследовательских институтов и профессорско-преподавательский персонал высших учебных заведений. Разумеется, личные неимущественные права авторов в полной мере охранены законодательством об авторском праве. Дело идет только о том, что закон рассматривает заработную плату и авторский гонорар как явления одного порядка, не допуская, как правило, удвоения оплаты труда. Но в таком случае в настоящее время невозможно проводить принципиальное разграничение между тем и другим видом оплаты труда 1.
В отдельных случаях получение преподавателем высшего учебного заведения или сотрудником научно-исследовательского института их штатных окладов не оказывает влияния на их право получить за издаваемые труды авторское вознаграждение. В этих случаях заработная плата не зачитывается в счет авторского гонорара. Так обстоит дело с оплатой авторов учебников для высших учебных заведений. Но этот особый порядок (устранение зачета одного вида вознаграждения за труд в счет другого вида) не колеблет результатов подчеркиваемого нами положения: авторское вознаграждение, гонорар, есть разновидность оплаты труда.
Эта последняя мысль находит себе выражение и в названной выше ст. 2 постановления СНК РСФСР от 15 января 1929 г. «О ставках вознаграждения за использование в промышленности произведений изобразительных искусств» 2.
Очевидно также, что эта норма имеет в виду использование произведения — объекта авторского права — для нужд организации за вознаграждение, предусмотренное в трудовом договоре, только в пределах, указанных тем же договором. За этими пределами действие трудового права прекращается, действует только гражданское авторское право.
Стремительный рост социалистической культуры неоднократно требовал совершенствования организационных форм учреждений, руководящих деятельностью издательств, театров, кино, а также правовой структуры издательских, кинематографических и зрелищных предприятий. С образованием союзно-республиканского Министерства культуры СССР в этом министерстве сосредоточено руководство, деятельностью издательств, театров, организации, действующих в области кино, механической записи музыкальных, драматических и других произведений.
Министерство культуры СССР направляет также деятельность союзов работников творческих профессий: Союза советских писателей СССР, Союза советских композиторов СССР, Оргкомитета Союза советских художников СССР.
Союз советских писателей был образован в осуществление постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций»3. Устав Союза, утвержденный СНК СССР 17 февраля 1935 г.4, признал целью Союза «активное участие советских писателей своим художественным творчеством в социалистическом строительстве, защиту интересов рабочего класса и укрепление Советского Союза путем правдивого изображения истории классовой борьбы пролетариата, классовой борьбы и строительства социализма в нашей стране, путем воспитания широких трудящихся масс в социалистическом духе».
Пересмотр Устава вторым Всесоюзным съездом писателей в 1954 году имел задачей расширить круг деятельности Союза, прежде всего путем вовлечения в него наиболее широких кругов советских писателей, улучшить его организационную структуру, приблизить Союз к делу борьбы каждого писателя за неуклонное повышение своего мастерства. Но основная цель Союза остается неизменной.
Как и другие союзы работников творческих профессий, Союз писателей призван осуществлять и правовую защиту интересов своих членов. Он организует юридическую помощь членам Союза, прежде всего в вопросах авторских отношений, представительствует от их имени в государственных и общественных учреждениях, производит экспертизы в спорах, связанных с авторскими отношениями.
Постановлением СНК СССР от 28 июня 1934 г.1 при Союзе советских писателей был образован Литературный фонд Союза ССР, основной задачей которого является «содействие членам Союза советских писателей СССР путем улучшения их культурно-бытового обслуживания и материального положения, а также оказание помощи растущим писательским кадрам путем создания для них необходимых материально-бытовых условий» (ст. 2 названного постановления СНК СССР).
Литературный фонд осуществляет свою деятельность, поддерживая тесную связь с работой издательств и зрелищных предприятий.
Для образования средств литературного фонда издательства и редакции журналов, выпускающие художественно-литературные произведения, театры драматические, детские, колхозно-совхозные и театры миниатюр, а также культурно-просветительные учреждения и организации, устраивающие спектакли и литературные вечера, производят денежные взносы. Эти взносы исчисляются в процентном отношении к суммам вознаграждения, выплачиваемым авторам; если речь идет о спектаклях или о литературных вечерах, то процент исчисляется от суммы валового сбора.
При Союзе советских композиторов, созданном в силу постановления СНК СССР от 4 мая 1939 г., постановлением СНК СССР от 20 сентября 1939 г. организован Музыкальный фонд СССР «в целях содействия творческой деятельности советских композиторов и музыковедов, а также улучшения их материально-бытового положения». Средства музыкального фонда образуются за счет взносов, производимых издательствами, выплачивающими вознаграждение авторам музыкальных произведений, а также отчислений от сборов театров, ставящих музыкальные спектакли, опера, оперетта, балет или эстрадные концерты) 1. На однородных началах организованы Художественный фонд СССР и Архитектурный фонд.
В 1932 году было организовано Управление по охране авторских прав РСФСР2, преобразованное в 1938 году во Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП). Ныне Всесоюзное управление по охране авторских прав действует на основании Положения о нем, утвержденного секретариатом Союза писателей СССР 8 февраля 1956 г.
Согласно Положению, Управление состоит в ведении Союза писателей СССР и имеет основной задачей охрану прав авторов при издании и публичном исполнении литературных (но не научных), драматических и музыкальных произведений, включая кино-, радио- и телевизионные передачи и механическую запись.
На Всесоюзное управление по охране авторских прав возлагается также сбор с издательств и зрелищных предприятий установленных отчислений в литературный и музыкальный фонды СССР. Управление в качестве представителя авторов взимает со зрелищных предприятий, культурно-просветительных учреждении, а в подлежащих случаях с других организаций авторский гонорар за публичное исполнение произведений, а также инкассирует авторский гонорар, не выплаченный издательствами авторам при издании их произведений, а равно и потиражное вознаграждение авторов за сценарии и написание музыки к кинокартинам и авторское вознаграждение за использование произведений в механической записи.
Управление ведет учет авторов, имеющих право на вознаграждение за публичное исполнение их произведений, и перечень исполняемых публично произведений, авторское право на которые охраняется действующим законодательством.
По заявлению авторов, Управление производит регистрацию произведений, разрешенных к изданию или публичному исполнению
Одной из функций Всесоюзного управления по охране авторских прав является оказание авторам юридической помощи по вопросам, связанным с изданием и публичным исполнением произведений. Помощь оказывается путем консультаций, переписки, а когда это оказывается необходимым, путем защиты интересов авторов в судебных органах.
В случае необходимости Управление принимает меры для установления авторских прав отдельных авторов на то или иное произведение и оказывает авторам содействие в урегулировании их взаимоотношений и расчетов, в частности путем проведения экспертиз. По заявлению соавторов, Управление регистрирует соглашения о соавторстве.
С осуществлением задач Управления по оказанию авторам юридической помощи связаны и собирание и систематизация им нормативных актов, связанных с авторским правом СССР.
Всесоюзное управление по охране авторских прав распространяет свою деятельность на всю территорию СССР. В союзных республиках оно организует на основании решений правления Союза писателей СССР республиканские управления пли отделения; в краях, областях, автономных республиках, городах и крупных населенных пунктах создается сеть уполномоченных. В случае надобности создаются межобластные отделения.
Общее руководство деятельностью Всесоюзного управления по охране авторских прав осуществляет правление Союза писателей СССР, по согласованию п необходимых случаях с Союзом советских композиторов. Во главе Управления стоят директор и его заместитель. Средства Управления образуются из установленных отчислений от инкассируемых Управлением сумм авторского гонорара и процентов по текущим счетам в Госбанке, на которых хранятся инкассированные Управлением суммы до их передачи по назначению.
Сбор авторского гонорара и отчислений в литературный и музыкальный фонды производится уполномоченными Управления и его республиканских и межобластных управлений и отделений. Уполномоченные обязаны наряду со сбором гонорара и отчислений оказывать авторам содействие в защите их авторских прав при издании и публичном исполнении произведений.
В ведении Управления состоит отдел распространения драматических произведений для театров и эстрады, действующий на основании особого Положения, утверждаемого Управлением.
Со времени издания Основ авторского права и законов союзных республик об авторском праве не раз возникала потребность в дополнении и усовершенствовании советского авторского права.
Быстрое развитие в СССР кинематографии потребовало многочисленных дополнений к нормам законов об авторском праве, регулирующим отношения авторов сценариев с кинематографическими предприятиями. Типовые киносценарные договоры, выработанные, а затем переработанные Министерством кинематографий СССР в 1940, 1943, 1951—1952гг., я, наконец. Типовой сценарный договор для художественных фильмов, утвержденный Министерством культуры СССР 22 февраля 1956 г., так же как единое Положение о съемочной группе (см. ниже), утвержденное тем же министерством в 1947 году (и ныне перерабатываемое), и другие административные акты, относящиеся к этой области отношений, направлены на укрепление творческого содружества авторов киносценариев, кинорежиссеров и исполнительских коллективов киностудий в целях создания идеологически и художественно полноценных кинофильмов.
Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1948 г. установлены ставки авторского гонорара при радиопередачах. Практика распространила их и на авторские гонорары в телевидении.
Впервые утвержден 24 марта 1956 г. Типовой постановочный договор.
В то же время все еще ждут и настойчиво требуют устойчивого правового регулирования отношения, возникающие в связи с записью произведений на граммофонные пластинки и телевидением (см. ниже).
Почти неурегулированным остается ряд отношений авторов произведений изобразительных искусств, все шире используемых издательствами, научными, художественными организациями, а также в промышленности и в быту.
Размер вознаграждения за использование произведений изобразительных искусств все еще не достаточно определен нормативными актами.
Наконец, многие положения авторского права как в сфере имущественных, так и в области неимущественных отношений авторов устарели.
Необходимо признать, что, невзирая на неустанное развитие советского авторского права, рост советской культуры и советского народного хозяйства обогнал это развитие. Советское авторское право, продолжая выражать незыблемый социалистический принцип охраны творческой личности и имущественных интересов автора в сочетании с интересами общества, требует существенных изменений и дополнений в ряде своих конкретных норм.
История авторского права
Средние века
В Средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно.
Новое время
1710 год. Впервые принят закон — Статут королевы Анны, вводящий авторское право. Закон, принятый британским парламентом, защищает авторов книг, карт и чертежей. Автор произведения обладает правами на своё творение на протяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имеет право продлить его ещё на 14 лет. Регистрация производится в судах. В том же году литератор Джон Бэрри из Филадельфии защитил свою книгу «Книга Филадельфийского Произношения».
1802 год. Авторским правом разрешено защищать любые издания, вышедшие из типографии.
1831 год. Право на авторское право получают композиторы. Нотные записи их произведений запрещено перепечатывать и продавать без разрешения. Срок действия копирайта продлен до 28 лет с правом пролонгации ещё на 14 лет.
1841 год. Первый громкий судебный процесс об авторском праве. Суд признал виновным в нарушении архивиста, который опубликовал письма первого президента США Джорджа Вашингтона в своём журнале.
1853 год. Известная писательница Гарриет Бичер-Стоу обратилась в суд с иском против издателя, который самовольно перевел её книгу «Хижина дяди Тома» на немецкий язык и начал продавать книгу в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдал издателя, постановив, что перевод — это не просто копирование.
1856 год. Авторским правом разрешено защищать драматические произведения.
1865 год. Авторское право распространяется на фотографии.
1870 год. Все работы по регистрации авторских прав принимает на себя Библиотека Конгресса США. Копирайт распространён на художников и скульпторов. Отдельно отмечено, что право не запрещает переводить литературное произведение на иностранный язык или создавать сценические инсценировки на его основе.
1886 год. Подписано первое полномасштабное международное соглашение о защите авторских прав — Бернская конвенция. Целью конвенции было обеспечить взаимное признание авторских прав различными государствами и установление международных норм для их защиты. Европейские страны договорились создать единую процедуру регистрации авторских прав, а не регистрировать копирайт в каждом отдельном государстве. Бернская Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. К примеру, в 1908 году было принято решение установить срок действия права в срок жизни автора плюс 50 лет. США присоединились к Бернской Конвенции только век спустя — в 1988 году.
1891 год. США заключили первое соглашение о международной защите авторских прав. Принятие этого закона инициировали американские писатели. Так как США не присоединились к Бернской Конвенции, «пираты» начали активно издавать в США книги европейских писателей по очень низкой цене. Продукция американских писателей по этой же причине стала продаваться плохо.
1897 год. Музыкальные произведения запрещено исполнять без разрешения автора.
XX век
1909 год. Принято правило, согласно которому авторские права приобретаются после первой публикации (обнародования) произведения. Срок действия права увеличен — разрешено продлевать на 28 лет.
1912 год. Авторским правом разрешено защищать кинофильмы. Ранее они считались отраслью фотографии. Права на фильм принадлежат режиссёру, сценаристу и композитору.
1952 год. В Женеве, под патронажем ЮНЕСКО, подписана Всемирная конвенция об авторском праве (ВКАП).
1953 год. Авторским правом разрешено защищать абсолютно все литературные произведения.
1967 год. В Стокгольме государства-члены БИРПИ подписали конвенцию, учреждающую создание Всемирной организации по интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO).
1971 год. В Париже произошел последний пересмотр Бернской конвенции о защите авторских прав.
1978 год. Срок действия копирайта вновь продлён. Теперь он действует до смерти автора и остаётся в силе ещё 50 лет.
1980 год. Копирайтом разрешено защищать компьютерные программы.
1982 год. В законодательство США вносятся дополнения, которые позволяют приговорить нарушителей закона об авторских правах к крупным штрафам и тюремному заключению.
1983 год. Знаковый судебный процесс. Британская энциклопедия подала в суд на органы школьного образования США, обвинив их в том, что они изготавливают для школ учебные телепередачи, в которых активно используют информацию энциклопедии. Эти передачи транслируются по многим школам, кроме того, доступ к записям имеют все желающие школьники и их родители. Суд встал на сторону Британской Энциклопедии, посчитав, что педагоги нарушили закон об авторских правах.
1987 год. Известный писатель Джером Сэлинджер подал в суд на писателя Йена Хэмилтона, который подготовил его литературную биографию. Сэлинджер обвинил Хэмилтона в незаконном использовании писем, полученных Хэмилтоном от адресатов Сэлинджера. Суд запретил публикацию биографии.
1990 год. Копирайтом разрешено защищать архитектурные проекты, компьютерную графику, художественные инсталляции и перформансы.
1991 год. Объектом судебного спора стали телефонные книги. Одна компания-издатель подала в суд на другую, обвинив её в том, что она напечатала аналогичную информацию. Суд постановил, что адреса и телефоны жителей того или иного города не могут защищаться копирайтом, потому что являются «коллекцией фактов», которую каждый вправе собирать и публиковать.
1992 год. Запрещено переписывать и воспроизводить музыкальные записи без разрешения владельцев прав на них. Частная звукозапись разрешена исключительно для домашнего пользования.
1993 год. Первый процесс о нарушении прав копирайта в Интернете. Журнал Playboy засудил владельца интернет-сайта, который вывесил на нём отсканированные фотографии девушек из журнала.
1994 год. Запрещена нелегальная запись выступлений музыкантов и перезапись видеоклипов. В том же году известный музыкант Рой Орбисон подал в суд на группу 2 Live Crew, которая спародировала один из его хитов. Суд встал на сторону 2 Live Crew.
1995 год. Прецедентный судебный процесс о нарушении авторских прав в Интернете. Один из пользователей сервера вывесил на нём материалы, защищённые копирайтом. Владелец авторских прав подал в суд на владельца сервера. Суд оправдал ответчика.
1998 год. Срок действия авторских прав продлен. Он действует до смерти автора и плюс 70 лет после этого.
Новый закон ограничил возможности использования компьютеров для копирования и воспроизводства произведений, защищаемых авторским правом. Копирайтом разрешено защищать форму корпуса судна.
XXI век
2001 год. Журналист, внештатный сотрудник газеты Нью-Йорк Таймс, выиграл процесс против этого издания. Причиной иска стало то, что издательство выложило ряд его материалов в базу данных, предлагаемую для коммерческого использования.