Исковое заявление в хозяйственный суд
Готовим исковое заявление в хозяйственный суд
К сожалению, не всегда юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при обращении в хозяйственный суд удается грамотно составить исковое заявление. Закономерным следствием подачи иска с нарушениями действующего законодательства будет возврат истцу такого заявления либо отказ в его принятии. В первую очередь хотелось бы обратить внимание на то, что возврат искового заявления и отказ в его принятии влекут за собой различные правовые последствия. В первом случае истец, устранив нарушения, может вновь подать в суд исковое заявление, во втором - он лишается права на обращение в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
Статья 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее -ХПК) предусматривает случаи, когда суд может оставить исковое заявление без движения и установить срок, в течение которого истец должен устранить допущенные нарушения. При своевременном устранении причин, послуживших основанием для оставления искового заявления без движения, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству. Это способствует рассмотрению споров в более короткие сроки. Но далеко не все истцы используют такую возможность, предоставляемую хозяйственным судом. Так, из общего числа возвращенных заявлений почти в половине случаев первоначально суд выносил определение об оставлении искового заявления без движения.
Анализ причин, по которым суд отказывал в принятии заявлений либо возвращал их, позволяет выделить наиболее типичные нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования при обращении в суд с иском.
Основанием для отказа в принятии искового заявления чаще всего служит то обстоятельство, что иск заявляется к лицу, не обладающему процессуальной правоспособностью, или же к субъекту хозяйствования, находящемуся в процедуре банкротства. В соответствии с абзацем 2 ст. 54 ХПК лицами, участвующими в деле, являются стороны. Согласно ч. 1 ст. 58 ХПК сторонами в хозяйственном процессе являются истец и ответчик, а в силу ч. 3 той же статьи ответчиками являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, к которым предъявлен иск.
В судебной практике нередко встречаются случаи, когда иск предъявляется не к самому юридическому лицу, а к его обособленным подразделениям - филиалам, представительствам, которые в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) не являются юридическими лицами. При таких обстоятельствах суд отказывает в принятии искового заявления. Обращаясь в суд с иском, субъект предпринимательской деятельности должен помнить, что ответчиком по делу может быть только юридическое лицо, даже если договор заключался с его обособленным подразделением.
Также не все субъекты хозяйствования знают, что суд откажет в принятии искового заявления, поданного к предприятию, находящемуся в процедуре банкротства, поскольку требования кредиторов к такому должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 18.07.2000 № 423З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Как же оформить исковое заявление так, чтобы суд не оставил его без движения или не возвратил его?
Общие требования к исковым заявлениям
Прежде всего, хочется обратить внимание субъектов хозяйствования на то, что при составлении искового заявления необходимо руководствоваться нормами ст. 159, 160 ХПК, строгое соблюдение которых позволит избежать многих распространенных ошибок.
Как известно, исковое заявление подается в суд в письменной форме. Как правило, заявление подписывается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем. Однако когда заявление подписывают другие лица, следует помнить, что к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие их полномочия на предъявление иска. Например, на практике возможны такие ситуации, когда в отсутствие руководителя исковое заявление подписывает его заместитель. В таких случаях к заявлению прикладывается соответствующий приказ (о нахождении директора в командировке, отпуске и т.д.). Ну и конечно, юрисконсульт, подписывая заявление, должен не забыть приложить доверенность.
В самом тексте искового заявления следует указывать:
наименование хозяйственного суда;
полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты. Необходимо подчеркнуть, что иск к индивидуальному предпринимателю должен содержать адрес его реального места жительства (а не адрес прописки), а иск к юридическому лицу - его почтовый адрес. Это даст возможность суду обеспечить надлежащее извещение участников процесса о возбуждении производства по делу, а также во многих случаях позволит избежать отложения рассмотрения дела в связи с неизвещением сторон. Однако когда почтовый адрес предприятия или адрес места жительства предпринимателя истцу не известен, допустимым является указание юридического адреса ответчика, содержащегося в учредительных документах;
цена иска, если иск подлежит оценке. Если иск носит имущественный характер, то в заявлении необходимо указать цену иска, которая определяется в соответствии с ч. 1 ст. 128 ХПК. Например, подается заявление о взыскании с ответчика основного долга, пени за просрочку платежа, процентов за пользования чужими денежными средствами. Тогда сумма вышеуказанных требований составит цену иска, в которую при этом не включается государственная пошлина, уплаченная истцом;
расчет взыскиваемой суммы. Если цена иска определяется путем арифметических вычислений, в заявлении должен содержаться расчет цены иска, который также может быть выполнен в виде отдельного документа;
обстоятельства, на которых основаны исковые требования. Так, основания возникновения обязательства ответчика перед истцом в заявлении можно изложить следующим образом: «во исполнение заключенного между сторонами договора, истец по товарнотранспортной накладной поставил продукцию ответчику, который в установленный срок оплату не произвел (произвел частично). В соответствии с условиями договора за несвоевременную оплату предусмотрена ответственность в виде пени. Таким образом, у ответчика перед истцом возникло обязательство по уплате основного долга и пени».
доказательства, подтверждающие основания исковых требований, то есть в тексте заявления необходимо сослаться на доказательства обоснованности заявленных требований (указать номер и дату заключенного договора, товарнотранспортной накладной и т.д.);
требования со ссылкой на акты законодательства. Истец должен сослаться на нормы права, которые, по его мнению, подлежат применению по делу. Например, в иске о взыскании задолженности по договору куплипродажи истец может сослаться на норму ст. 290 ГК, предусматривающую, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а также на ст. 424 ГК (договор куплипродажи) и ст. 427 ГК (срок исполнения обязанности передать товар). Однако окончательный вывод о применении актов законодательства к отношениям сторон сделает суд, который не вправе не принять заявление, в котором сделана ссылка на ненадлежащую норму закона;
сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором. Законодательством может быть предусмотрено, что прежде чем обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта (например, решения) государственного органа, заявитель должен обжаловать его в вышестоящий орган. Также ГК предусматривает, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Ну и конечно, до подачи иска необходимо соблюсти досудебный порядок, когда это прямо предусмотрено договором, заключенным между сторонами. Однако даже если договор не содержит таких условий, не будет лишним, если истец приложит к заявлению письма, претензии, направленные в адрес ответчика, полученные на них ответы;
перечень прилагаемых к исковому заявлению документов. В частности, к исковому заявлению необходимо приложить копии иска в количестве экземпляров, равном числу ответчиков, а также документы, подтверждающие:
соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если это установлено законодательством или договором;
обстоятельства, на которых основаны исковые требования;
государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска;
уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере.
Уплата государственной пошлины
Субъект предпринимательской деятельности Республики Беларусь, обращаясь с заявлением в хозяйственный суд, должен определить размер государственной пошлины исходя из ставок государственной пошлины, установленных в приложении 3 к Закону Республики Беларусь от 10.01.1992 № 1394ХII «О государственной пошлине» в редакции Закона от 26.12.2007 № 301З (далее - Закон).
Наименование документов и действий, за которые взимается государственная пошлина |
Ставки государственной пошлины |
1. С исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имущества, о понуждении к исполнению обязательства о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество, а также встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе при цене иска: |
|
1.1. до 1 000 базовых величин |
5% от цены иска, но не менее 1 базовой величины |
1.2. от 1 000 до 10 000 базовых величин |
5% от 1 000 базовых величин + 3% от суммы, превышающей 1 000 базовых величин |
1.3. свыше 10 000 базовых величин |
1% цены иска, но не менее суммы, установленной в п. 1.2 |
2. С исковых заявлений неимущественного характера, заявлений о признании недействительными полностью либо частично актов органов государственного управления или иных органов, не имеющих нормативного характера, подаваемых: |
|
2.1. юридическими лицами: |
|
2.1.1. в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь |
20 базовых величин по каждому требованию (акту) |
2.1.2. в другие хозяйственные суды |
10 базовых величин по каждому требованию (акту) |
2.2. индивидуальными предпринимателями и гражданами в хозяйственные суды |
5 базовых величин по каждому требованию (акту) |
3. С исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении хозяйственных договоров, о признании сделок недействительными, подлежащих рассмотрению: |
|
3.1. в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь |
20 базовых величин |
3.2. в других хозяйственных судах |
10 базовых величин |
При этом необходимо отметить, что если истец уплатит государственную пошлину в меньшем размере, чем установлено законодательством, то суд оставит исковое заявление без движения, и только если государственная пошлина не будет доплачена -возвратит иск. Истец же, допустивший переплату государственной пошлины при обращении в суд, по окончании рассмотрения дела получит справку на возврат излишне уплаченной суммы.
Однако недостаточно правильно определить размер государственной пошлины, подлежащий уплате. Необходимо также грамотно оформить платежный документ, который следует приложить к заявлению только в подлиннике. В соответствии со ст. 127 ХПК, а также со ст. 13 Закона государственная пошлина по делам и заявлениям, рассматриваемым хозяйственными судами, уплачивается или взыскивается в республиканский бюджет, хотя субъекты хозяйствования нередко уплачивают государственную пошлину в местный бюджет, а также допускают и другие недочеты при оформлении платежных документов.
Так, п. 2 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.2005 № 23 «О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине» в редакции постановления от 28.03.2007 № 6 (далее - постановление Пленума) устанавливает, что уплата государственной пошлины может быть произведена за лицо, подающее исковое заявление, за счет средств этого лица его законным представителем, который в силу учредительных документов уполномочен выступать от имени плательщика пошлины или уполномоченным представителем, осуществляющим свои полномочия на основании доверенности, содержащей полномочие на уплату государственной пошлины.
В судебной практике имеют место случаи, когда в подтверждение уплаты государственной пошлины к заявлению прилагается платежный документ, в котором в качестве плательщика указан, например, Иванов И.И. (как правило, когда пошлина уплачивается наличными денежными средства по квитанции). Здесь истцы должны помнить, что если государственную пошлину уплачивает руководитель юридического лица, то в платежном документе должно быть указано: Иванов И.И. - директор ОАО «Д». Однако если пошлину уплачивает любой другой работник предприятия, то к заявлению необходимо приложить доверенность, подтверждающую полномочия данного лица на уплату государственной пошлины.
Наряду с этим п. 2 постановления Пленума предусматривает, что уплата государственной пошлины может быть произведена и третьими лицами за счет средств лица, подающего исковое заявление. Поэтому необходимо обратить внимание на то, что если за ОАО «Д», подающее иск, государственную пошлину уплачивает ЗАО «Л», то к материалам заявления необходимо приложить доказательства того, что государственная пошлина уплачена именно за счет средств ОАО «Д» (например, документы, подтверждающие задолженность плательщика перед истцом).
Кроме того, в соответствии с тем же п. 2 постановления Пленума платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату пошлины именно по тому исковому заявлению, к которому документ приобщен. То есть в платежном документе в назначении платежа истец должен указать: «государственная пошлина за подачу искового заявления в хозяйственный суд Гомельской области к СПК «Т».
Устранение нарушений в исковом заявлении
Рассмотрим случаи, когда суд возвращает исковое заявление, не оставляя его без движения с установлением срока для устранения допущенных нарушений.
Так, по общим правилам подсудности, установленным ст. 49 ХПК, иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Если же стороны своим соглашением подсудность не изменяли, а исковое заявление подается в нарушение правил ст. 49, суд такое заявление возвратит. Например, хозяйственный суд Гомельской области возвратил заявление ДРУП «Н» (Гомельский район), поданное к ООО «Б» (г. Могилев), поскольку из материалов дела следовало, что общие правила подсудности сторонами не были изменены, вследствие чего ДРУП «Н» с исковым заявлением следовало обращаться в хозяйственный суд Могилевской области.
Основанием для возврата заявления служит также обстоятельство, когда в одном иске соединены несколько требований, не связанных между собой по основаниям возникновения или представленными доказательствами. Так, требование о взыскании долга по оплате товара и требование о взыскании пени за просрочку его оплаты будут связаны между собой по основаниям возникновения. Или, скажем, акт сверки, свидетельствующий о задолженности, возникшей у ответчика в связи с неисполнением отдельных договоров, будет единым доказательством, подтверждающим несколько требований. В противном же случае суд исковое заявление возвратит.
Так, в хозяйственный суд поступило исковое заявление ЧПУП «М» о взыскании с СПК «Н» задолженности за выполненные работы, а также пени и процентов за просрочку в оплате работ. Данное заявление было возвращено судом, поскольку из представленных материалов следовало, что взыскиваемая задолженность возникла в связи с неоплатой ответчиком ремонтных работ, произведенных истцом во исполнение договора № 177 от 23.05.2007 и договора № 193 от 05.06.2007, то есть двух отдельных самостоятельных договоров.
В заключение отметим, что только качественная подготовка искового заявления позволит заявителю своевременно реализовать свое право на обращение в хозяйственный суд, а в случае удовлетворения заявленных требований - быстрее возвратить в хозяйственный оборот денежные средства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь».
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. 11 января 1999 г. № 238-З. Принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года. Одобрен Советом Республики 18 декабря 1998 года..
3. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999 - 159с.
4. Закон Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. № 314-З «О внесении изменений и дополнений в хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь». Принят Палатой представителей 22 июня 2004 года. Одобрен Советом Республики 30 июня 2004 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 06.09.2004, № 138-139, рег. № 2/1064 от 13.08.2004).
5. Каменков В. С. , Жандаров В. В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2000 - 224с.
6. Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В. С. Каменков, С. В. Лунев, В. В. Жандаров, А. А. Гариовский: Под общ. ред. В. С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.