Информация как объект гражданских прав (работа 2)

Информация как объект гражданских прав

Зверева Елена Арсеньевна, судья Арбитражного суда г. Москвы, председатель судебного состава этого суда. Кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву.

Родилась 26 января 1958 г. в Москве. Окончила ВЗЮИ. С 1975 г. работает в Арбитражном суде г. Москвы.

Награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Автор ряда статей в юридических журналах и книги "Ответственность предпринимателя за нарушение договорных обязательств".

Статья 128 ГК РФ относит информацию к объектам гражданских прав наряду с вещами (включая деньги и ценные бумаги), иным имуществом, в том числе имущественными правами; работами и услугами; результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами.

Законодатель, как видно из перечня ст. 128 ГК РФ, рассматривает информацию в качестве особого объекта гражданских прав, отличного от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности и нематериальных благ.

Этот факт не всегда получает адекватное отражение в специальной литературе и правотворчестве. Точка зрения о том, что информация может в определенном отношении рассматриваться как объект права собственности, высказывается с большей или меньшей категоричностью рядом специалистов. Как правило, она вытекает из отрицания необходимости строгого разграничения между такими понятиями, как информация, с одной стороны, и информационные ресурсы, с другой стороны.

Указанная точка зрения находит свое выражение и в правовых актах. Так, например, в п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" информационные ресурсы г. Москвы определяются как "информация (независимо от способа ее представления, хранения или организации), содержащаяся в информационных системах и относимая в соответствии с настоящим Законом к собственности города Москвы". Тем самым информация, во-первых, отождествлена с информационными ресурсами (в связи с чем утрачивает смысл формулировка "независимо от способа ее представления, хранения или организации"), во-вторых, отнесена к объектам права собственности. Между тем, по смыслу ст. 209 ГК РФ, объектом собственности может быть только имущество, к каковому информация, в соответствии с перечнем видов объектов гражданских прав, данным в ст. 128 ГК РФ, не относится.

Согласно дефинициям ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация - это "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (абз. 2); информационные ресурсы - это "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)" (абз. 7). На первый взгляд здесь информация не отождествляется с информационными ресурсами, которые определяются как документы в составе информационных систем. Однако, вводя в этой же статье Федерального закона понятие "документированная информация", связывающее два предыдущих понятия, законодатель отождествляет его с понятием "документ": "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (абз. 4), - тем самым фактически становясь на позицию отнесения информации (по крайней мере, в той ее части, которая представлена в виде документов) к объектам имущественных прав. Следовательно, определяя собственника информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения как субъекта, в полном объеме реализующего полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами (абз. 11), законодатель фактически признает за ним право собственности на информацию.

Такая позиция не согласуется не только с концепцией информации как особого объекта гражданских прав, выраженной в ст. 128 ГК РФ, но и с объективными свойствами информации, присущими ей в силу ее природы, а также с обычным словоупотреблением.

Обобщая результаты научных исследований информации, можно выделить следующие сущностные характеристики информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования и функционирования:

системный характер информации, проявляющийся в том, что информация выступает средством системной организации материи, а кроме того, и сама предполагает системную организацию;

субстанциональная несамостоятельность информации, проявляющаяся в невозможности для нее существовать и функционировать без материального носителя;

преемственность информации, связанная с ее субстанциональной несамостоятельностью и проявляющаяся в том, что всем изменениям информации сопутствуют изменения в материальных системах, носящие поступательный характер, что обеспечивает преемственность состояний, как на физическом, так и на информационном уровне;

неисчерпаемость информации, проявляющаяся в том, что информация при передаче информации от одного носителя к другому может остаться на первом носителе, иными словами, ее количество не уменьшается в результате использования. Вследствие этого информация может иметь неограниченное число пользователей и при этом оставаться неизменной;

трансформируемость информации, т.е. возможность передавать одно и то же содержание в разной форме;

универсальность информации, проявляющаяся в том, что ее содержание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности;

релевантность информации, понимаемая как комплексное качество, характеризующее степень соответствия информации потребностям системы.

В социальных системах перечисленные основные свойства информации принимают более сложные формы, чем в физических и биологических системах, что обусловлено принципиально новым уровнем сложности самих социальных систем, к каковым относятся социальные группы, отдельные человеческие индивиды как члены этих групп, а также коллективы, организации и общество в целом.

Будучи одним из субстанциальных свойств, атрибутов материи, наряду с временем и пространством, информация по самой своей природе не может быть отнесена к имуществу и соответственно не может быть объектом имущественных правоотношений.

Смысл включения информации в перечень объектов гражданских прав раскрывает ст. 139 ГК РФ, предусматривающая защиту служебной и коммерческой тайны. Законодатель не определяет содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, и не приводит их перечень, поэтому к коммерческой тайне могут быть отнесены любые знания, включая практический опыт специалистов, применяемые не только в производстве, но также в торговле, маркетинге, менеджменте, иных управленческих услугах. Нормы о коммерческой тайне содержатся и в ряде других законов, в частности Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с последующими изм.) (ст. 10, 15), Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с последующими изм.) (ст. 40, 47, 58).

В части 1 ст. 139 ГК РФ перечислены условия отнесения информации к служебной или коммерческой тайне: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. По смыслу этой нормы ясно, что первые из двух перечисленных в ней признаков должны быть соединены разделительным союзом "или". Сохранение в тайне служебной информации, как правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя это и не исключено).

Таким образом, гражданско-правовой смысл понятий коммерческой и служебной тайны различен, что не мешает объединить их в родовое понятие конфиденциальной информации, которое помимо них охватывает и некоторые другие виды информации, отличные как от коммерческой, так и от служебной тайны (примером такой информации может служить личная или семейная тайна). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 и включает 6 видов информации, различающейся по своему предметному содержанию. Это: 1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; 3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); 4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); 5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); 6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Исключения из общей нормы ст. 149 ГК РФ устанавливаются законом или иным правовым актом. Так, Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" к ним, в частности, отнесены: сведения, содержащиеся в учредительных документах хозяйственных обществ; сведения по установленным нормам отчетности о планово-хозяйственной деятельности; сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов, нарушения антимонопольного законодательства, и др. Предприятия и предприниматели обязаны представлять эти сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других организаций, обладающих таким правом в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 10 Закона об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом следующие виды документов:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Согласно ч. 4 ст. 10 Закона об информации отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (с последующими изм.), который в ст. 8 (ч. 2) устанавливает три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Основанием определения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, является их соответствие степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений (ч. 1 ст. 8 Закона о государственной тайне). Порядок определения размеров ущерба и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности согласно ч. 3 ст. 8 Закона устанавливаются Правительством РФ в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением от 4 сентября 1995 г. N 870.

Согласно п. 5 ст. 10 Закона об информации отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением предусмотренной ст. 11 данного Закона, касающейся использования персональных данных (т.е. информации о гражданах), перечень которых утвержден Указом Президента РФ N 188. К конфиденциальной информации в соответствии с Законом, кроме информации, содержащей государственную тайну, и информации, содержащей коммерческую и служебную тайну, относятся, в частности, такие виды информации, как: информация, передаваемая путем переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 138 УК РФ); касающаяся тайны усыновления (ст. 155 УК РФ); банковская тайна (ст. 183 УК РФ); личная и семейная тайна (ст. 137 УК РФ); информация, являющаяся объектом авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ; Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"); информация, содержащая банковскую тайну (ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона РФ "О банках и банковской деятельности").

Указанные нормы регулируют правоотношения, возникающие по поводу использования информации и складывающиеся из права на доступ к информации и соответствующей обязанности ее предоставлять, и права на тайну и ее защиту и, с другой стороны, ответственность за ее нарушение. Эти правоотношения вытекают из таких объективных свойств информации, определяемых ее онтологическим статусом как одного из атрибутов материи, как неисчерпаемость информации и ее системный характер, выражающийся на социальном уровне во включенности информации в деятельность социальных субъектов, чем и определяется ее практическая ценность.

Социальные субъекты могут выступать в качестве объекта информации для других субъектов, причем на основании получаемой информации происходят формирование отношения к представленному в ней субъекту, его оценка и принятие решений о взаимодействии с ним или отказе от такого взаимодействия.

С этим свойством информации связан институт защиты чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ). Названная статья корреспондирует с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Гражданское законодательство России наряду с общим правилом о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан предусматривает право на судебную защиту деловой репутации организаций (предприятий) (п. 7 ст. 152 ГК РФ), что обусловлено сложившимися экономическими отношениями, необходимостью усиления защиты предпринимательской деятельности. В качестве способа защиты чести, достоинства, деловой репутации ГК РФ предусматривает опровержение распространенных порочащих сведений, устанавливая для его использования три необходимых условия, которые должны наличествовать в совокупности. Во-первых, эти сведения должны быть порочащими. Как явствует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", порочащими считаются сведения, "содержащие утверждения о нарушении гражданином или организацией действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство" (абз. 2 п. 2 Постановления). Во-вторых, эти сведения должны быть распространены. В указанном Постановлении Пленума ВС РФ сказано, что под распространением следует понимать "опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио- и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации (СМИ), изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе и устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу", причем здесь же специально отмечается, что сообщение сведений лицу, которого они касаются, наедине не рассматривается как распространение (абз. 1 п. 2 Постановления). В-третьих, порочащие сведения не должны соответствовать действительности (абз. 2 п. 2 Постановления). При этом бремя доказывания возлагается на лицо, распространившее сведения (п. 1 ст. 152 ГК РФ). Право на опровержение порочащих сведений, которые были распространены в СМИ (п. 2 ст. 152 ГК РФ), подтверждено в ст. 43 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", порядок опровержения подробно регламентирован в ст. 44 Закона. В частности, опровержение должно быть набрано тем же шрифтом, на том же месте полосы; если опровержение дается по радио или телевидению, оно должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение, и т.д. Необходимо заметить, что порядок, устанавливаемый ст. 43 - 45 Закона о средствах массовой информации, - это порядок реализации права на опровержение порочащих сведений без обращения в суд, путем обращения лица, о котором были распространены порочащие сведения, непосредственно в средство массовой информации, в котором были распространены сведения, что не противоречит вытекающему из п. 2 ст. 152 ГК РФ праву на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации вне зависимости от обращения в средство массовой информации. Последнее обстоятельство специально разъясняется в Постановлении Пленума ВС РФ от 18 августа 1992 г. N 11. В нем отмечено: "Пунктами 1 и 7 ст. 152 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а юридическое лицо - сведений, порочащих его деловую репутацию. При этом законом не предусмотрено обязательного предварительного обращения с таким требованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к средству массовой информации, распространившему указанные выше сведения" (п. 5 Постановления).

Пункт 5 ст. 152 ГК РФ подтверждает возможность использования для защиты чести, достоинства и деловой репутации помимо специальных и общие способы защиты, такие, как возмещение убытков и компенсация морального вреда. Имущественный и неимущественный вред, возникший в результате нарушения чести, достоинства и деловой репутации, подлежит возмещению по нормам, содержащимся в гл. 59 ГК (обязательство вследствие причинения вреда) и др. В пункте 6 ст. 152 ГК РФ содержится такой специальный способ защиты чести, достоинства и деловой репутации, используемый при анонимном распространении сведений, как признание судом распространенных сведений не соответствующими действительности. В действующем ГПК РФ не установлен специальный порядок рассмотрения таких требований, однако представляется, что они могут рассматриваться в порядке особого производства, согласно подп. 10 п. 2 ст. 264 ГПК РФ, предусматривающему рассмотрение судом дела об установлении "других имеющих юридическое значение фактов", помимо перечисленных в предыдущих подпунктах.

Необходимо отметить, что распространителем является не автор публикации, а средство массовой информации, которое и выступает в качестве ответчика.

Что касается морального вреда, вытекающего из факта распространения порочащих сведений, то в соответствии со ст. 151 ГК РФ он компенсируется лишь гражданам, что явно вытекает из формулировок статьи. В частности, в ч. 2 ст. 151 ГК РФ сказано, что при определении размеров компенсации морального вреда суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Очевидно, что это требование не может быть выполнено судом в случае, если лицом, которому причинен вред распространением порочащих сведений, является юридическое лицо, поскольку оно не может претерпевать нравственные и физические страдания. Этому выводу противоречит разъяснение, содержащееся в Постановлении Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", распространяющее возможность компенсации морального вреда и на юридических лиц (п. 5 Постановления). Как представляется, ссылка на п. 7 ст. 152, мотивирующая данную позицию Пленума Верховного Суда РФ, является некорректной, поскольку в законодательной формулировке этой нормы содержится явное указание на то, что она распространяет на защиту деловой репутации юридического лица правила только ст. 152 ГК РФ, но не ст. 151 ГК РФ.

Итак, в основе качественных характеристик информации как объекта правоотношений, получающих закрепление в позитивном праве России, лежат объективные свойства информации как одного из атрибутов материи. Будучи связанной с материей в силу свойства системности и выражаясь в материальных носителях, но в то же время не представляя собой материальных предметов, информация является принципиально особым объектом гражданских прав, что получило законодательное закрепление в ст. 128 ГК РФ, представляющей информацию как объект прав, отдельный от имущества, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности, нематериальных благ.

Как было показано, к правам на информацию, вытекающим из ее объективной природы и определяемых ею интересов социальных субъектов, относятся право на получение информации, право на ограничение получения информации другими субъектами, а также право на опровержение порочащей информации; к обязанностям, вытекающим из собственно информационных правоотношений, вытекают обязанность предоставлять информацию и обязанность опровергать порочащую информацию. В связи с этим точки зрения, согласно которым информация как таковая может выступать в качестве объекта имущественных прав, прав, вытекающих из договора о выполнении работ (оказании услуг), а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, представляются неверными (объекты этих прав имеют информационный характер, но их нельзя отождествлять с собственно информацией).

Анализ действующего гражданского законодательства Российской Федерации показывает, что основанием для указанных точек зрения служат некоторые нормы ГК РФ. В частности, ч. 1 ст. 129, раскрывающей понятие оборотоспособности объектов гражданских прав, формулирует это понятие таким образом, что оно приобретает универсальность, распространяясь на все объекты гражданских прав, включая и информацию: "Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте". Между тем, как мы знаем, информация, в силу своей объективной природы, выражающейся, в частности, в ее неисчерпаемости, не может отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Становясь доступной новому субъекту и присваиваясь им, она не отчуждается от субъекта, который обладал ею до этого.

Избежать указанного противоречия можно, лишь толкуя норму ч. 1 ст. 129 в том смысле, что объекты гражданских прав могут участвовать в обороте постольку, поскольку это не противоречит их природе.

Специфика информации как объекта гражданских прав не учтена и в ст. 2 ГК РФ, определяющей отношения, регулируемые гражданским законодательством. Согласно ч. 1 этой статьи гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Как видим, в статье последовательно перечислены отношения, объектами которых являются все объекты гражданских прав, указанные в ст. 128 ГК РФ, за исключением информации, которая, как мы знаем, не сводима ни к имуществу, ни к работам и услугам, ни к результатам интеллектуальной деятельности, в том числе интеллектуальной собственности, ни к нематериальным благам.

С учетом всего сказанного с целью приведения правового статуса информации как объекта гражданских прав в соответствие с ее объективной природой как субстанциального свойства материи и вытекающих из нее объективных свойств информации, а также с целью устранения обнаруженных противоречий в законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения, складывающиеся по поводу информации как особого объекта гражданских прав, представляется целесообразным предложить некоторые изменения и дополнения в ряд норм.

Часть 1 ст. 129 ГК РФ изложить в следующей редакции (мною выделены предлагаемые изменения):

"1. Объекты ИМУЩЕСТВЕННЫХ прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте".

Часть 1 ст. 2 ГК РФ изложить в следующей редакции:

"1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВ (ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПРАВО НА ОГРАНИЧЕНИЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДРУГИМИ СУБЪЕКТАМИ, ПРАВО НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ ПОРОЧАЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ), исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников".

Абзац 4 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" изложить в следующей редакции:

"документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией и реквизитами, позволяющими ЕГО идентифицировать".

Пункт 1 ст. 2 Закона г. Москвы "Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы" изложить в следующей редакции:

"информационные ресурсы города Москвы - ДОКУМЕНТЫ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ в информационных системах и относимые в соответствии с настоящим Законом к собственности города Москвы".

Предлагаемые изменения и дополнения ни в коей мере не затрагивают правоотношений, объектами которых являются документы (информационные ресурсы), работы и услуги, связанные с обработкой, хранением или предоставлением информации, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага. Они призваны лишь отразить специфику информации как особого объекта гражданских прав.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

    "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.12.1990 N 395-1 "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР".

    ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ".

    ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ".

    ЗАКОН РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ".

    ЗАКОН РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ".

    "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.02.1995 N 24-ФЗ "ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 25.01.1995).

    "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995).

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.02.1996 N 17-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР "О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РСФСР" (принят ГД ФС РФ 07.07.1995)

    "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).

    "ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002).

    УКАЗ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СВЕДЕНИЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА".

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О ПЕРЕЧНЕ СВЕДЕНИЙ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ".

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ, К РАЗЛИЧНЫМ СТЕПЕНЯМ СЕКРЕТНОСТИ".

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 18.08.1992 N 11 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКШИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ГРАЖДАН, А ТАКЖЕ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ".

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА".

    ЗАКОН г. Москвы от 24.10.2001 N 52 "ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ".