Информация как объект гражданских прав (работа 1)
Департамент образования администрации Владимирской области
Гороховецкий колледж
Контрольная работа
По дисциплине: Гражданское право
на тему: Информация как объект гражданских правоотношений
Специальность 030503 Правоведение
Выполнил студент гр. ПВ-3
Д.А. Олисов
Проверил:
А.И. Тимонин
Гороховец
2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие информации как объекта гражданского права
Статус информации в гражданском праве
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека теснейшим образом связана с получением из окружающего мира информации, переработкой и обменом информацией. В условиях построения правового государства информация, как важнейший ресурс общества, приобретает все большее значение.
Большое количество подходов к определению понятия информации, существующее в настоящее время, бесспорно, говорит о том, что естественнонаучные отрасли знания в этом вопросе до сих пор находятся в состоянии поиска. Необходимо отметить, что имеют место комплексные исследования, посвященные широкому кругу вопросов статуса информации, одновременно существуют научные разработки, касающиеся правовых проблем отдельных видов и групп информационных объектов. Тем не менее, несмотря на определенную разработанность данной тематики, проблемы гражданско-правового регулирования отношений по использованию информации не потеряли актуальности, особенно с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации), а также части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ КАК ОБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Под объектами гражданских прав понимаются те блага (как материальные, так и нематериальные), по поводу которых складываются гражданские правоотношения. Правовое регулирование объектов гражданских прав осуществляется подразделом 3 раздела 1 ГК РФ.
В соответствии со ст. 128 ГК РФ выделяются следующие виды объектов гражданских прав:
1) имущество - вещи, включая деньги и ценные бумаги, а также имущественные права;
2) работы и услуги (действия);
3) информация с момента вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (1 января 2008 г.) исключается из перечня объектов гражданских прав. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), отнесена к объектам следующего вида, т.е. к интеллектуальной собственности;
4) результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); в редакции, действующей с 1 января 2008 г., - охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);
5) нематериальные блага.
Информация в соответствии Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Особенности информации как объекта гражданских правоотношений заключаются в том, что это нематериальное, непотребляемое благо, которое обладает способностью к неограниченному тиражированию.
Служебная и коммерческая тайны регулируются ст. 139 ГК РФ, которая с 1 января 2008 г. утрачивает силу, а также Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".
С 1 января 2008 г. информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), относится к интеллектуальной собственности и регулируется помимо указанного Закона гл. 75 ГК РФ "Право на секрет производства (ноу-хау)".
Признаки информации, составляющей коммерческую тайну:
1) это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также о способах осуществления профессиональной деятельности, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
2) отсутствует свободный доступ к информации на законном основании. Если информация становится общедоступной (например, опубликована), она теряет правовой режим тайны и может разглашаться любыми лицами, в том числе дававшими ранее обязательство о ее неразглашении;
3) обладателем информации в отношении нее введен режим коммерческой тайны, т.е. принимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране ее конфиденциальности.
Коммерческая тайна защищается гражданско-правовыми способами. В частности, предусмотрено взыскание убытков, причиненных незаконным получением, разглашением сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну.
СТАТУС ИНФОРМАЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
Если следовать Закону об информации, то сущность структуры информации определяется взаимодействием двух форм ее проявления или выражения - сведений и сообщений, которые хотя и дополняют друг друга, обладают принципиально разными свойствами. Сведения - это эффективный инструмент познания, характеризующий его идеальную сторону, т.е. оставляющий за пределами рассмотрения процесс его закрепления. Передача сведений между субъектами информационного обмена осуществляется посредством сообщений (сигналов), т.е. сообщение - материализованная информация.
Определив информацию как сведения, законодатель тем самым указывает на ее субъектный и предметный характер. Субъектный характер информации выражается в том, что она актуально или потенциально принадлежит кому-то. В то же время информация - это всегда сведения о чем-либо, то есть они всегда предметны. В связи с этим можно выделить свойства, характеризующие информацию как правовую категорию, исходя из ее определения, приведенного в Законе об информации, это:
физическая неотчуждаемость,
содержательность и независимость форм предоставления сведений.
Центральное место в Законе об информации занимает ст. 5, называемая "Информация как объект правовых отношений", которая устанавливает, что информация может быть объектом различных правоотношений, как-то: публичных, гражданских и иных.
Информация довольно часто выступает как компонент правовых отношений, имеющий информационное (или преимущественно информационное) содержание для обозначения тех объектов гражданских прав, источником ценности которых является информация.
В действующем ГК РФ законодатель оперирует этим термином в ряде статей, свидетельствующих о том, что в этих объектах и отношениях можно выделить информационную составляющую. Например:
ст. 19 устанавливает обязанность гражданина принимать необходимые меры по предоставлению информации своим должникам и кредиторам о перемене своего имени;
ст. 67 гарантирует участникам хозяйственного товарищества или общества право на получение информации о деятельности товарищества или общества;
ст. 495 говорит о том, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже;
в ст. 726 сказано о том, что подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации и иного использования предмета договора подряда;
ст. 727 говорит, что если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемой законом, то сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны;
ст. 857 вводит понятие "банковская тайна";
в ст. 946 содержится понятие "тайна страхования";
ст. 1045 регламентирует, что каждый товарищ в договоре простого товарищества имеет право на ознакомление со всей документацией по ведению дел товарищества.
К числу объектов гражданского права, имеющих информационное содержание, можно отнести и такие нематериальные блага, как доброе имя, честь, достоинство и деловая репутация (ст. 150 ГК РФ). Так как они являются оценочными моральными категориями, их информационный характер заключается в том, что три последних из названных, с одной стороны, основаны на определенной информации о субъекте, а с другой - сами несут эту информацию. Кроме того, урон этим благам может быть нанесен "распространением сведений", т.е. информации.
Сказанное свидетельствует, что в рассмотренных отношениях (имеющих информационное содержание) информация не является отдельным объектом гражданско-правового регулирования и не становится сущностью подобных отношений, а может представлять собой способ оформления, форму существования определенных отношений.
По мнению некоторых исследователей1, информация является самостоятельным объектом по отношению к объектам интеллектуальной собственности, безналичным деньгам, бездокументарным ценным бумагам и другим аналогичным объектам, имеющим информационное содержание. При этом подчеркивается, что такие объекты не являются объектами правоотношения в информационной сфере. Информацию, не обладающую признаками объекта гражданских правоотношений, называют информационной составляющей2.
Самостоятельное положение информации как объекта гражданских прав не раскрывается ни в тексте действующей редакции ГК РФ, ни в его части четвертой, ни в тексте Закона об информации. А с 1 января 2008 г. законодатель из ст. 128 ГК РФ выводит информацию из числа объектов гражданских прав, при этом вводит понятие охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, а в ст. 11 Закона об информации устанавливает правовой режим права собственности и иных вещных прав на материальные носители документированной информации. В то же время (как уже отмечалось выше, без нормативного обоснования и закрепления дефиниции понятия "информация" в ГК РФ) законодатель продолжает оперировать этим термином в ряде статей части IV ГК РФ, например в ст. 1300 "Информация об авторском праве"; ст. 1310 "Информация о смежном праве"; ст. 1333 "Изготовитель базы данных"; ст. 1465 "Секрет производства (ноу-хау)"; ст. 1467 "Действие исключительного права на секрет производства"; ст. 1470 "Служебный секрет производства" и т.д. Тем самым, по нашему мнению, законодатель растворил информацию среди объектов гражданских прав, как-то: вещного, прав интеллектуальной собственности, работ, услуг и т.д., что свидетельствует о законодательном закреплении конструкции сочетания средств института права собственности и авторского права.
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что в части первой ГК РФ3 законодатель неслучайно в ст. 128 при перечислении объектов гражданских прав расположил "информацию" между "работами и услугами" и "результатами интеллектуальной деятельности". По нашему мнению, законодатель считал, что информация - это не результат интеллектуальной деятельности, и не вещь, и не имущество, и на нее должен распространяться особый правовой режим в зависимости от формы и способа предоставления информации. По мнению В.А. Лапача, такое расположение информации имеет глубокий смысл, поскольку "распоряжение информацией, предоставление информации есть фактическая действительность (услуга), но не акт распоряжения субъективным правом, ибо последнего просто не существует"4. Отсюда очевидна необходимость закрепления понятия информации как гражданско-правовой категории, исходя из свойств, которые должны отражать содержательную сторону информации и определяемых характером общественных отношений, а также методами их регулирования.
Ряд исследователей5 для целей правового опосредования отношений по поводу информации приходят к выводу о существовании пяти ее составляющих свойств:
физическая неотчуждаемость,
обособляемость,
информационная вещь (продукт),
тиражируемость,
организационная форма.
Близкой к изложенной является позиция В.А. Копылова, который дополнительно выделяет еще одно свойство - экземплярность информации6.
Физическая неотчуждаемость - одно из свойств, которое следует из легального определения информации и заключается в том, что ее особенностью является физическая неотчуждаемость от носителя информации, т.е. информация не может существовать сама по себе, при этом обязательным атрибутом существования является ее материальный носитель. Уничтожение носителя может привести в конечном итоге к исчезновению информации.
Обособляемость как свойство связана с тем условием, что для включения информации в гражданский оборот необходимо ее овеществление в виде символов, знаков, волн. Только материализованная информация (на материальном носителе) обособляется от обладателя информации и может существовать самостоятельно, т.е. становится оборотоспособной.
Тиражируемость информации характеризуется возможностью в неограниченном количестве тиражироваться (распространяться) без изменения содержания самой информации, при этом информация не исчезает при потреблении и может быть использована многократно. Данное свойство характеризует информацию при юридическом закреплении объема прав по ее использованию лицами, обладающими такой информацией.
Экземплярность как свойство информации отражает возможность введения понятия учета копий документа, а отсюда и механизма регистрации и учета оригинала документа, что широко используется при обращении информации ограниченного доступа. Однако данное свойство является спорным в связи с выделением такого свойства информации, как тиражируемость, которая также предусматривает при закреплении объема прав по использованию информации учет его экземпляров.
Организационная форма выделена для характеристики информации, находящейся в обороте. Как правило, это документ, который может выступать в различных организационных формах сочетания частных и публичных интересов, как-то: оригинал документа, копии, банк данных, база данных, библиотека, фонд, архив и т.д. Следует отметить, что документированность не является необходимым свойством информации: огромное количество сведений, принадлежащих субъектам гражданского права и предоставляемых в гражданском обороте, существуют в недокументированной форме. Информация все же должна обладать свойством автономности и организационно-структурной обособленности, то есть присутствовать не как информация вообще и ни о чем, а как какой-либо конкретный системный набор знаков. В этой связи информация может объективироваться в самостоятельные документы, электронные документы и т.д.
Релевантность (от англ. relevant) означает "относящийся к делу". То есть не всякая информация может выступать как объект гражданских прав, а только та, которая относится к делу, нужна, полезна и способна удовлетворять различные потребности субъектов, служить средством реализации их экономических и духовных интересов. Потребительская ценность информации как объекта оборота обусловливает, в свою очередь, и его экономическую ценность, заключающуюся в наличии у него определенной стоимости и способности к эквивалентному обмену. Ненужная информация не имеет никакой ценности и относится "к разряду информационного шума", то есть не задействованной, по существу, в отношениях информационного обмена в обществе. Данное свойство отражает качественный и ценностный характер информации как гражданско-правовой категории.
С учетом вышеизложенного, обобщая результаты научных исследований, представляется необходимым выделить юридически значимые характеристики информации, обусловливающие ее как правовую категорию (общие свойства): физическая неотчуждаемость информации от их обладателя; содержательность и независимость форм предоставления сведений, а также свойства гражданско-правового характера (особые свойства) информации: обособляемость; тиражируемость; организационная форма; релевантность, что, по нашему мнению, довольно полно отражает ее характеристики с точки зрения гражданско-правовой категории.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, приведенных выше высказываний, а также учитывая не только теоретическое, но и практическое значение информации, с учетом выделенных как общих, так и особых свойств информации, для введения ее в контекст гражданско-правовой категории необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа регулирования информационных правоотношений (ст. 3 Закона об информации) - конституционный принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- допустимость ограничения доступа к информации только федеральными законами (ст. 3 Закона об информации). Несмотря на различие требований по допуску субъектов в оборот, их положение в процессе его осуществления характеризуется равенством, предопределяемым особенностями имущественного статуса, т.е. информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения;
- сделки, предметом которых является информация, не должны противоречить действующему законодательству (ст. 5, 6 Закона об информации). Информация довольно часто выступает как компонент правовых отношений, и в частности договор, рассматриваемый в качестве "идеальной формы активности участников гражданского оборота", возникающих, например, при купле-продаже товаров, их рекламирования, защите прав потребителей и т.д.;
- информация должна быть полезна для субъекта. Любые сведения должны быть каким-то образом зафиксированы в их совокупности, одним из проявлений которых (основным) является документ (ст. 11 Закона об информации), и определяются они как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Носителем при этом может выступать любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде;
- документированная информация, будучи классифицирована по какому-либо критерию, образуют информационную систему (ст. 2 Закона об информации), из которой, в свою очередь, может быть выделен информационный продукт или услуга. Это полностью согласуется с мнением о том, что информация является объективным свойством материального мира и существует независимо от сознания и воли людей, а социальный характер приобретает в процессе реализации тех или иных отношений, с той лишь оговоркой, что информация в этом случае должна пониматься как данные.
Таким образом, самостоятельная имущественная ценность и оборотоспособность информации как гражданско-правовой категории позволяет сохранить (включить вновь) ее в составе перечня объектов гражданских прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация как объект гражданского права характеризуется сложностью. Многочисленность объектов, ее составляющих, и различия в их правовом режиме представляют значительные трудности при выработке общего подхода к установлению и регулированию единого правового режима информации. Но некоторые общие принципы, характерные только для информации, существуют. Их полное выявление и всестороннее исследование еще предстоит науке. Однако уже сегодня существует большое количество проблем, как законодательных, так и правоприменительных.
Необходимо принятие ряда новых законов и внесение изменений в уже действующие. Только тогда можно будет говорить о соответствии правовой системы быстро меняющимся условиям жизни, ибо право - один из главных регуляторов общественного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть первая) в ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть вторая) в ред. от 17.07.2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Гражданский Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (часть четвертая) в ред. от 08.11.2008 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
Башаратьян М.К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. 2006. N 12.
Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Юрист. 2006. N 6. С. 34.
Карташян А.Г. Гражданско-правовой режим коммерческой информации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
Копылов В.А. Информационное право: Учебник. М., 2005.
Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. М., 2002.
Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве. // Гражданское право, 2007, N 2.
1 Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 18.
2 Карташян А.Г. Гражданско-правовой режим коммерческой информации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 14.
3 По состоянию на 1 марта 2007 г., в ред. Федерального закона N 13-ФЗ от 5 февраля 2007 г.
4 Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. М., 2002. С. 235.
5 Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Юрист. 2006. N 6. С. 34.
6 Копылов В.А. Информационное право: Учебник. М., 2005. С. 49 - 50.