Институт трудового стажа
Содержание
Введение
1 Институт трудового стажа в условиях пенсионной реформы
2 Виды трудового стажа
2.1 Общие положения
2.2 Страховой стаж
2.3 Непрерывный трудовой стаж
2.4 Специальный трудовой стаж
Заключение
Список литературы
Введение
Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации обусловил необходимость проведения пенсионной реформы в целях адаптирования пенсионных отношений к условиям рыночной экономики.
12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации1, в статье 7 которой определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В развитие данной конституционной нормы в рамках пенсионной реформы принят целый пакет федеральных законов, посвященных регламентированию пенсионных отношений.
В рамках этих законов резко снизилась значимость такого правового института как трудовой стаж. Правильно это или нет – ответит дальнейшая практика. Однако, как видно из списка литературы категория трудового стажа как правового института явно обделена вниманием исследователей.
Исходя из изложенного, тема исследования института трудового стажа представляется актуальной.
Учитывая специфику данной темы, работа является в основном обобщением целого спектра нормативных актов, в которых содержатся нормы о трудовом стаже.
1 Институт трудового стажа в условиях пенсионной реформы
Основной Закон РФ - Конституция РФ закрепляет как основное направление социальной защиты государства, так и гарантию реализации права граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца государственной пенсией и социальными пособиями.
Структура новой пенсионной системы определила перечень первоочередных законов по пенсионной реформе, предметам их правового регулирования.
Подготовка пенсионной реформы началась 1 апреля 1996 г., когда был принят Федеральный закон N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"1, вступивший в действие 1 января 1997 г.
Согласно этому Закону работодатели обязаны зарегистрировать в органах Пенсионного фонда РФ каждого работника и оформить ему страховое пенсионное свидетельство. На основании предоставленных данных работникам присваивается пожизненный индивидуальный номер и заводится персональный лицевой счет. На этом счете учитываются все перечисленные страховые взносы и страховые периоды трудовой и иной деятельности, а также суммы заработка за каждый месяц страхового стажа. Право на пенсию стало напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и от точного исполнения требований Закона о персонифицированном учете.
Основные направления пенсионной реформы в Российской Федерации отражены в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 4632:
совершенствование обязательного (государственного) страхования, индивидуального персонифицированного учета;
развитие добровольного дополнительного пенсионного страхования;
создание профессиональных пенсионных систем.
Пенсионная система Российской Федерации включает в себя три подсистемы:
государственную (обязательную);
негосударственную (необязательную);
смешанную.
Основная задача Программы пенсионной реформы - изменение формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее на основе трех составных частей:
базовой (фиксированной части);
страховой (дифференцированной части, которая зависит от результатов труда человека);
накопительной (части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица).
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"1. В этом Законе определены тарифы страховых взносов. Они зависят от пола и возраста сотрудника, размера его годового дохода.
С 1 января 2002 г. Закон РФ от 20 ноября 1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации утратил силу. Основополагающими законодательными актами, которые устанавливают нормы и условия нового пенсионного обеспечения, являются следующие:
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"1;
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" 2.
Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"3, Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"4. Действуют и другие ранее принятые нормативные правовые акты.
Закрепление права граждан на пенсию происходит и в региональных актах, социально-партнерских соглашениях, коллективных и трудовых договорах. В них могут устанавливаться дополнительные основания пенсионного обеспечения для отдельных категорий работников, увеличиваться размеры пенсий по сравнению с федеральными актами.
В пенсионном праве дифференциация законодательства на общее и специальное имеет свои особенности. К основаниям дифференциации объективного характера можно отнести половой признак, условия труда и природно-климатические условия, в которых осуществлялась деятельность гражданина, степень утраты трудоспособности, наличие иждивенцев, многодетность женщины или наличие у нее ребенка-инвалида, проживание на зараженных радиацией территориях или участие в ликвидации последствий аварий, связанных с радиационным загрязнением.
Наряду с объективными основаниями дифференциации в последнее время получили развитие субъективные основания в зависимости от социального положения гражданина.
Приняты законодательные акты, касающиеся льготного пенсионного обеспечения военнослужащих, государственных служащих, работников органов и учреждений прокуратуры, работников налоговой полиции и таможенной службы, т.е. параллельно развивается и система специального законодательства, устанавливающего льготные пенсии, и она существенно отличается от общей условиями и нормами пенсионного обеспечения, в которых существенное место занимает институт трудового стажа.
2 Виды трудового стажа
2.1 Общие положения
Трудовой стаж - это продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном порядке и порождающая определенные правовые последствия (назначение пенсий, пособий, установление льгот).
Трудовая деятельность - это время, в течение которого работник выполнял определенную трудовую функцию у конкретного работодателя на основании заключенного между ними трудового договора, или договора подряда, или договора поручения, но при одном условии: в период работы определенного лица в качестве подрядчика или исполнителя организация-работодатель уплачивает за него страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Иная общественно полезная деятельность - это прохождение военной службы, время участия в оплачиваемых общественных работах, периоды ухода одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
По целевому назначению различают четыре вида трудового стажа:
общий;
специальный;
непрерывный;
Традиционное выделение различных видов трудового стажа ставится напрямую со специфическими юридическими фактами, с возникновением которых законодатель связывает те или иные виды социального обеспечения1.
Так, общий трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.
Специальный трудовой стаж – уже из самого определения понятно, что законодатель ведет речь о специфической работе. Под специальным трудовым стажем понимается продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических районах страны, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению и других периодов, с которыми связано льготное (или по особым правилам) обеспечение трудовыми пенсиями.
Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе.
Общий стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке (п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ), используется при назначении пенсии по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.
Специальный стаж - это продолжительность работы в определенных условиях труда, должностях, природно-климатических условиях независимо от перерывов в трудовой деятельности, принимается во внимание при назначении пенсий на льготных основаниях и дает право выхода на пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста (п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ).
Непрерывный стаж - это продолжительность последнего периода непрерывной работы, иной общественно полезной деятельности (п. 1 Постановления Кабинета министров СССР от 1 июля 1991 г. N 432 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР по вопросам занятости населения"1), кроме случаев, когда трудовой стаж прерывается, а когда остается непрерывным. Используется для исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности.
Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых за него уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Стаж государственной службы - выслуга лет федеральных государственных служащих за периоды службы (работы) в должностях, определяемых Президентом РФ.
Таким образом, трудовой стаж – это важный институт в праве социального обеспечения, влияющий на порядок начисления пенсий и других социальных выплат.
2.2 Страховой стаж
По новому законодательству условием для назначения трудовой пенсии по старости наряду с достижением установленного возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет является наличие страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 173-ФЗ).
При полном отсутствии страхового стажа как такового устанавливаются государственные пенсии.
Согласно Федеральному закону N 173-ФЗ - это время фактической работы и (или) иной деятельности, в течение которого страхователем уплачивались за работника страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, или иная общественно полезная деятельность (при условии, что ей предшествовали и (или) за ней следовали периоды фактической работы и иной деятельности, в течение которых страхователем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ), а именно:
период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Исчисление трудового стажа производится в календарном порядке. При совпадении по времени нескольких периодов трудовой или иной деятельности учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии.
В организациях и на предприятиях вопросами учета стажа занимается отдел кадров или управление персоналом на основании трудовой книжки и льготной справки, если работник имеет право на досрочную пенсию.
Неполный общий трудовой стаж рассчитывается следующим образом: если имеющийся по состоянию на 1 января 2002 г. общий трудовой стаж застрахованного лица составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то величина расчетного пенсионного капитала определяется исходя из расчетного размера трудовой пенсии при полном общем трудовом стаже, т.е. стажевый коэффициент полагается равным СК = 0,55.
Затем полученная величина расчетного пенсионного капитала умножается на отношение числа месяцев фактически имеющегося трудового стажа (СТ) по состоянию на 1 января 2002 г. к числу месяцев полного общего трудового стажа (СТполн).
Расчетный пенсионный капитал при неполном общем трудовом стаже:
ПК = (0,55 x ЗР / ЗП x СЗП + повышения - БЧ) x Т x СТ / СТполн.
При этом необходимо обратить внимание, что требуемый полный стаж СТполн различается для мужчин (25 лет, или 300 месяцев) и женщин (20 лет, или 240 месяцев).
При назначении пенсии по старости в возрасте 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) у застрахованных лиц в ближайшие годы будет иметься продолжительность стажа по состоянию на 1 января 2002 г. 25 - 35 лет, т.е. больше требуемого.
В период до 2013 г. определение "стартового" пенсионного капитала производится одновременно с назначением трудовой пенсии. Величина капитала определяется "обратным" счетом из расчетного размера пенсии по состоянию на 1 января 2002 г. с учетом стажевого коэффициента и отношения заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране:
при наличии общего трудового стажа у мужчин 25 лет и более, у женщин 20 лет и более по состоянию на 1 января 2002 г. стажевый коэффициент определяется в размере 0,55 и увеличивается на 0,01 за каждый полный год стажа сверх указанного, но не более чем на 0,20;
отношение заработков учитывается в размере не свыше 1,2, а для лиц, проживавших на 1 января 2002 г. на Крайнем Севере, - в более высоком размере в зависимости от районного коэффициента - не свыше 1,4 - 1,9;
при имеющемся стаже на 1 января 2002 г. менее требуемой продолжительности расчетный пенсионный капитал определяется с использованием стажевого коэффициента 0,55 с последующим умножением капитала на соотношение имеющегося стажа и требуемого;
при назначении пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца величина капитала подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности стажа инвалида или умершего кормильца и 180 месяцев.
При определении расчетного пенсионного капитала используется тот же ожидаемый период выплаты трудовой пенсии, что и при расчете ее страховой части.
В общий трудовой стаж в целях конвертации приобретенных пенсионных прав в капитал не включаются следующие периоды:
обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, интернатуре;
пребывание граждан, проживавших в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР;
нахождение в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны;
проживание в г. Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.);
уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;
уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми;
проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
проживание за границей жен (мужей) работников советских (российских) учреждений и международных организаций.
Существует порядок представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного страхования.
Сведения о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, приобретенных застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (далее - сведения о трудовом (страховом) стаже), представляются в целях осуществления оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Страхователи с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г. в сроки, согласованные с территориальными органами, представляют сведения о трудовом (страховом) стаже на всех работающих у них застрахованных лиц по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторским и лицензионным договорам за исключением застрахованных лиц - получателей трудовых пенсий по старости и инвалидности.
Копии сведений о трудовом (страховом) стаже, представленных в территориальный орган страхователем, хранятся у страхователя в соответствии с правилами, установленными для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.
Застрахованные лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, и застрахованные лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, представляют сведения о трудовом (страховом) стаже в том же порядке, что и юридические лица, но предъявляют первичные документы, подтверждающие эти сведения.
Копии сведений о трудовом (страховом) стаже, представленных в территориальный орган застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, хранятся у этих лиц.
Застрахованные лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, и неработающие застрахованные лица представляют сведения о трудовом (страховом) стаже в том же порядке в территориальный орган лично по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день страховой стаж – это самый важный вид трудового стажа в праве социального обеспечения, т.к. он влияет на начисление трудовой пенсии, которая является самым распространенным видом социального обеспечения.
Далее будут рассмотрены основные виды трудового стажа, от которых напрямую зависит порядок предоставления социального обеспечения.
2.3 Непрерывный трудовой стаж
Непрерывный стаж - это продолжительность последнего периода непрерывной работы, иной общественно полезной деятельности (п. 1 Постановления Кабинета министров СССР от 1 июля 1991 г. N 432 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР по вопросам занятости населения" ), кроме случаев, когда трудовой стаж прерывается, а когда остается непрерывным. Используется для исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности.
Непрерывный трудовой стаж сохраняется:
если перерыв в работе не превысил трех недель в случае увольнения после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин;
если перерыв в работе не превысил двух месяцев в случае:
поступления на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;
поступления на работу в Российской Федерации после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях Российской Федерации за границей или в международных организациях;
поступления на работу в Российской Федерации граждан, переселившихся из стран, с которыми Россия заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран (двухмесячный период в этом случае исчисляется начиная со дня приезда в Россию);
если перерыв в работе не превысил трех месяцев в случае:
поступления на работу лиц, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также при поступлении на работу рабочих и служащих, увольняемых из частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил РФ в связи с проведением мероприятий по сокращению их в соответствии с решениями Правительства РФ;
поступления на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям (кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа), по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа (трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности, дня вынесения заключения об этом врачебно-консультационной комиссией (ВКК) либо дня, по который была установлена инвалидность);
поступления на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);
поступления на работу учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом 4-х классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов;
независимо от продолжительности перерыва в работе в случае:
поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;
поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям, кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа (это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям, например за выслугу лет, если они одновременно имеют право на пенсию по старости).
Согласно п. 23 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера1, в соответствии с действующими нормативными актами, непрерывный трудовой стаж сохраняется:
если перерыв в работе не превысил двух месяцев:
при поступлении на работу после окончания срока трудового договора, сезонной и временной работы;
при поступлении на работу после окончания работы на выборных должностях;
при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность в пределах районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, а также районов, где надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и размерах, которых предусмотрены Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 (этот порядок сохранения стажа работы распространяется и на других членов семьи, проживающих с работниками, переводимыми на другую работу);
при поступлении на работу лиц, уволившихся с работы в связи с уходом за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением (независимо от того, работали ли они в это время в других районах страны); двухмесячный период в этих случаях исчисляется со дня, когда отпала необходимость такого ухода;
при поступлении на работу после увольнения в связи с отказом от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием или отказом от продолжения работы в связи с существенным изменением условий труда;
при поступлении на работу после увольнения в связи с нарушением администрацией законодательства о труде, коллективного или трудового договора;
при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с восстановлением на работе лица, ранее выполнявшего эту работу;
при поступлении на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации;
при поступлении на работу после увольнения в связи с неудовлетворительным результатом испытания;
при поступлении на работу после увольнения по соглашению сторон;
если перерыв в работе не превысил трех месяцев за работниками, высвобождаемыми после 4 февраля 1991 г. в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (за данными работниками сохраняется на период трудоустройства (не свыше 6 месяцев) непрерывный трудовой стаж и средняя заработная плата по прежнему месту работы.
Законодательством установлены также сроки другой продолжительности непрерывного стажа:
для депутатов;
для сотрудников, уволенных из органов внутренних дел при условии их поступления на работу или учебу не позднее трех месяцев после увольнения, не считая времени переезда к месту постоянного жительства;
для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей время военной службы зачитывается в непрерывный стаж работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года;
для беременных женщин и матерей, имеющих детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста;
для мэра Москвы, кроме случаев отрешения его от занимаемой должности, если перерыв между днем прекращения работы в должности мэра и днем поступления на новое место работы не превысил одного года;
для членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденных на время выборов от основной работы, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж; при этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения полномочий;
для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, установлено, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости, время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж;
для лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом, за одним из родителей в случае расторжения им трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 16 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом, сохраняется непрерывный трудовой стаж для исчисления пособия по временной нетрудоспособности при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста;
для обучающихся в среднем профессионально-техническом училище засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если перерыв между днем окончания училища и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлено, что гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, сохраняется после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства, но не более чем на четыре месяца или по решению местных органов исполнительной власти на срок до двенадцати месяцев непрерывный трудовой стаж;
для государственных служащих при невозможности трудоустройства гарантируется сохранение непрерывного трудового стажа при ликвидации и реорганизации государственного органа, организации или предприятия; в случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы;
лицам, входившим в состав Правительства РФ и освобожденным от занимаемых должностей в связи с изменениями в структуре Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, сохраняется непрерывный трудовой стаж в течение шести месяцев после прекращения полномочий;
для сотрудников, восстановленных на службе в органах налоговой полиции, в дальнейшем федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в непрерывный стаж службы засчитывается время с момента их увольнения до даты подписания приказа о восстановлении на службе1.
Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:
систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;
прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;
вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;
утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;
совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
требование профсоюзного органа;
увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставом о дисциплине;
совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы.
В случае же установления работнику инвалидности в срок непрерывного трудового стажа включается весь срок инвалидности и еще три месяца (предусмотренные для принятия мер к трудоустройству).
Таким образом, непрерывный стаж продолжает играть важную роль в праве социального обеспечения, т.к. он влияет на начисление и на размер пособий по социальному страхованию.
2.4 Специальный трудовой стаж
Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В обновленном законодательстве ФЗ «О трудовых пенсиях»; ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует.
Однако, то, что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным трудовым стажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях1.
С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.
Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:
пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание);
времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).
Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.
Специальный стаж работы исчисляется для определенных категорий граждан:
федеральных государственных и муниципальных служащих;
федеральных, арбитражных, мировых судей;
работников здравоохранения и социального обеспечения;
работников образования;
работников, занятых на вредных условия производства.
Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.
В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан. Среди таких нормативных актов необходимо выделить:
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"1;
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"2;
Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"1;
Постановление СМ РСФСР от 5 июля 1991 г. №384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава"2;
Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет"3 и др.
Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.
Наиболее сложные вопросы связаны с правилами подсчета выслуги лет.
Пример из практики.
Управлением пенсионного фонда Г. отказано в назначении пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, поскольку на момент обращения за назначением пенсии ее специальный трудовой стаж, связанный с педагогической деятельностью, составил 22 года 11 месяцев 21 день, тогда как в силу ст.80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В специальный стаж, дающий право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью, период службы младшим сержантом-телеграфистом с июля 1988 года по сентябрь 1990 года включен не был.
При вынесении решения об удовлетворении жалобы суд первой инстанции руководствовался положением абз.1 п.3 ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации - один день военной службы за два дня работы. Принимая во внимание указанную норму, районный суд сделал вывод о том, что время нахождения на военной службе включается в любой стаж работы, в том числе и в стаж работы по специальности, что в свою очередь дает право на назначение пенсии за выслугу лет.
Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда указанное решение отменено, по делу постановлено новое решение об отказе в удовлетворении жалобы. Постановлением президиума областного суда определение судебной коллегии отменено, решение районного суда оставлено в силе.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила постановление президиума областного суда, оставив в силе кассационное определение, по следующим основаниям.
Вывод суда первой инстанции, поддержанный президиумом областного суда, ошибочен, поскольку сделан без учета специальной нормы, изложенной в абз.2 п.3 ст.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Исходя из анализа абз.1 и 2 п.3 ст.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", можно сделать вывод о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абз.2 п.3 ст.10 данного Закона.
Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может.
Вывод суда о том, что время нахождения на военной службе включается в любой стаж работы, в том числе и в стаж работы по специальности, что в свою очередь дает право на назначение пенсии за выслугу лет, признан неправильным1.
Как уже было отмечено, в настоящее время законодательство о специальном стаже находится в процессе реформирования. Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.
Заключение
Рассмотрение трудового стажа в современном праве социального обеспечения возможно только в русле реформирования законодательства о пенсионном обеспечении. И среди существенных недостатков современной пенсионной реформы специалисты отмечают, что размер стажа практически не влияет на размер будущей пенсии работника. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров.
Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа - суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
И возможно, что порядок начисления пенсий может измениться в ближайшее время, по причине того, что сегодняшняя модель пенсионного обеспечения и пенсионного страхования многими специалистами признается провальной. В том числе подвергается критике и игнорирование трудового стажа, которая ведет к уравниловке и стимуляции выплаты работодателями «черных» и «серых» зарплат.
Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (И это несмотря на принятие целого комплекса законов). Несомненно, что необходимо их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа, зачастую даже противоречащие друг другу, «разбросаны» по десяткам разноуровневых нормативных актов.
Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих акта, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами.
Список литературы
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля 2008 г.) // "Российская газета" от 31 декабря 2001 г.
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изменениями от 25 октября 2001 г., 31 декабря 2002 г., 9 мая 2005 г., 19 июля 2007 г.) // "Российская газета" от 10 апреля 1996 г.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г.)//"Российская газета" от 20 декабря 2001г.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г., 6 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 13 мая 1998 г.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 2 июня 1998 г.
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г., 7 марта, 18, 21 июля 2005 г., 17 мая, 8, 29 ноября 2007 г.) // "Российская газета" от 12 января 1993 г.
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 2 июня 1998 г.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // "Российская газета" от 20 января 1996 г.
Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // "Российская газета" от 5 августа 1992 г.
Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" (с изменениями от 17 сентября 1999 г.) // "Российская газета" от 26 мая 1998 г.
Постановление СМ РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава" (с изменениями от 12 августа 1992 г.) // СПС «Гарант»
Постановление Кабинета Министров СССР от 1 июля 1991 г. N 432 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР по вопросам занятости населения" // Собрание постановлений Правительства СССР, 1991 г., N 20, ст. 78
Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (с изменениями от 1 октября 1999 г.) // "Российские вести" от 21 ноября 1996 г.
Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" (с изменениями от 11 июля 1991 г.) // СПС «Гарант»
Судебная праткика:
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2002 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2002 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2002 г. - №12.
Специальная литература:
Комментарий к Трудовому Кодексу РФ / Под ред. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. – М.: Спарк, 2007
Курс права социального обеспечения / Лугшникова М.В., Лушников А.М. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. - 600 c.
Право и социальная защита / Миронова Т.К. - М.: Права человека, 2006.
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
1 Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изменениями от 25 октября 2001 г., 31 декабря 2002 г., 9 мая 2005 г., 19 июля 2007 г.) // "Российская газета" от 10 апреля 1996 г.
2 Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" (с изменениями от 17 сентября 1999 г.) // "Российская газета" от 26 мая 1998 г.
1 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.
1 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.
2 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г., 24 сентября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 20 декабря 2001 г.
3 Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г., 6 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 13 мая 1998 г.
4 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г., 7 марта, 18, 21 июля 2005 г., 17 мая, 8, 29 ноября 2007 г.) // "Российская газета" от 12 января 1993 г.
1 Курс права социального обеспечения / Лугшникова М.В., Лушников А.М. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. С. 284.
1 Постановление Кабинета Министров СССР от 1 июля 1991 г. N 432 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР по вопросам занятости населения" // Собрание постановлений Правительства СССР, 1991 г., N 20, ст. 78
1 Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" (с изменениями от 11 июля 1991 г.) // СПС «Гарант»
1 Комментарий к Трудовому Кодексу РФ / Под ред. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. – М.: Спарк, 2007. С 437.
1 Право и социальная защита / Миронова Т.К. - М.: Права человека, 2006. С. 57.
1 Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г.) // "Российская газета" от 2 июня 1998 г.
2 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // "Российская газета" от 20 января 1996 г.
1 Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // "Российская газета" от 5 августа 1992 г.
2 Постановление СМ РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава" (с изменениями от 12 августа 1992 г.) // СПС «Гарант»
3 Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (с изменениями от 1 октября 1999 г.) // "Российские вести" от 21 ноября 1996 г.
1 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2002 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2002 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2002 г. - №12. - стр. 15.