Идеологическое многообразие Российской Федерации
Московский гуманитарно-экономический институт
Северо-Западный филиал г. Мурманск
Курсовая работа
Учебная дисциплина: «Конституционное право России»
ТЕМА:
«Идеологическое многообразие Российской Федерации»
2006 год
Оглавление
Введение
Глава I. Сущность идеологического многообразия
Функции и уровни идеологии
Сущность идеологического многообразия
Глава II. Политические идеологии и организационно-правовые формы общественных объединений
Понятие общественных объединений
Виды общественных объединений
Политические общественные объединения
Современные политические идеологии
Заключение
Список литературы
Введение
Тема курсовой работы звучит следующим образом: «Идеологическое многообразие РФ». Следует определить ряд мотивов, которые закреплены именно в таком названии, оговорить актуальность, новизну, основную идею работы.
Актуальность темы исследования: Примечательно, что за последний год идеологическая проблематика уходит на «второй план» в области официальных социально-философских дискуссий в нашей стране.
1. Связано ли это со смутным ощущением нарождающейся национальной идеи (которую пока еще не ясно, как нужно формулировать в условиях становящейся «вертикали» власти), или же явная популярность вопроса «какой должна быть идеология в современной России».
2. Привела к исчерпанности поверхностных решений этой проблемы, и сейчас последуют серьезные теоретические разработки - судить пока рано.
Однако актуальность любых работ по идеологии очевидна и связана; с двумя моментами:
во-первых, существует определенный вакуум теоретических исследований феномена идеологии как проблемы. И дело, не только и не столько в том, что совсем недавно мы получили возможность открыто обсуждать этот вопрос или просто не успеваем включать в свой арсенал работы западных теоретиков. Проблема гораздо глубже: существенные сдвиги в самоопределении философии, онтологический поворот, произошедший в двадцатом веке, проблематизирует целую традицию рассмотрения ряда ключевых понятий.
Во-вторых, именно наше общество за последние полтора десятилетия претерпевает значительные изменения. Произошедший сдвиг во всех сферах жизни порождает ряд внутренних проблем, характерной особенностью которых оказывается несоответствие между новыми условиями жизни, старыми схемами деятельности и несформированность общих ориентиров и критериев для выработки новых схем. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные и взаимоопределяемые понятия места и функции, самореализации и социальной роли. Это приводит к дезориентированности, «бессмысленности», некачественности общественной деятельности, к сбоям, поломкам, «непростроенности» форм ее протекания: Именно на этом? фоне актуализируется проблема формирования идеологии как некой общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного человека и общественного «организма» в целом. Ситуация осложняется тем, что мы сталкиваемся с непривычным фоном идеологического плюрализма, пришедшего на смену моноидеологии СССР (статья 13 Конституции РФ гласит: «В России признается идеологическое многообразие»). Наконец, изменения, происходящие в современном мире и связанные с формированием общего социального - пространства, «становлением мировой цивилизации», делают чрезвычайно актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных культур, различных обществ, вопрос об основаниях и средствах интеграции различных ценностей и идеологий. Таким образом, идеология; фактически перестает быть периферийной темой, научных рассуждений — она, предстает в качестве конкретного предмета социально - исследования.
Степень научной разработанности темы: Идеологическая проблематика стала предметом исследования получившая свое освещение в трудах: А.С. Ахиезера, К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, В.К. Кантора; А.А. Кара-Мурзы, В. А. Козлова, И.А. Косолапова, М.А. Краскова, Д.С. Львова, Э.М. Мирского, Ж.Т. Тощенко, Г.В. Осипова, В.Б. Пастухова, Н.С. Розова, И.Г. Яковенко, Ю.Г. Волкова, В.С. Малицкого, В.В. Панину, В.И. Сороковикову, О.Д. Волкогонову, И.М. Попову.
В ходе написания курсовой работы были использованы такие методы как: анализ, синтез, сравнение, а так же изучение литературы и нормативно-правовых актов.
Объект исследования: ряд концепций и теорий, проблематизирующих и описывающих, идеологию с точки зрения ее происхождения, сущности, функций, ее отношения к другим идеологиям, науке, религии, выявляющих ее, связь с типами общества, сознанием, познанием.
Предмет исследования: сущностные характеристики, тенденции и перспективы развития идеологии.
Цель исследования: Раскрыть сущность идеологического многообразия, функции и уровни идеологии. Рассмотреть понятие и виды общественных объединений, дать характеристику политической идеологии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
на основании анализа развития понятия «идеология» дать определение вышеназванного понятия, используемое в курсовом исследовании;
исследовать идеологическую ситуацию в современном мире посредством теоретического анализа наиболее распространенных идеологических концепций;
проанализировать идеологическую ситуацию в современной России;
провести историко-теоретический анализ предпосылок возникновения и развития идеологии;
провести анализ основного содержания идеологии, истории и перспектив ее развития.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I.Сущность идеологического многообразия
Статья 13 Конституции РФ 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Согласно приведенной статьи устанавливается мера и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.
Идеология — это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений.
1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом.
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.
3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации.
4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями.
5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое Многообразие.
Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.
Зависимость государственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы государственной власти или лица придерживаются различных идеологических воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993г.
Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение своих сторонников в те или иные государственные структуры, что еще раз убедительно продемонстрировали выборы в Федеральное Собрание.
Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч.3 данной статьи Конституции принцип политического многообразия, многопартийности.
Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.
Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в представительных органах.
Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, в уставе, положении или ином основополагающем акте общественного объединения должны быть определены цели, задачи, структура и территория деятельности общественного объединения, условия и порядок приема и выхода членов, их права и обязанности, полномочия, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.
Равенство общественных объединений перед законом проявляется также в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности.
Во-первых, это возможность свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в формировании органов государственной власти и управления и в выработке их решений, представление и защита законных интересов своих членов и осуществление иных полномочий в соответствии со своими уставами и законодательством России.
Во-вторых, это права всех общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность, создавать в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения. Денежные средства равным образом могут формироваться из вступительных и членских взносов (если это предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов, пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной деятельности, не запрещенной законом.
В ч.5 ст.13 Конституции предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещаются создание и деятельность общественных объединений. Если при регистрации устава проверяются цели общественного объединения, то после регистрации — его действия. И то и другое возложено на учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, которые вправе требовать от руководящего органа общественного объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам, связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения.
Федеральным законом «Об общественных объединениях», принятым Государственной Думой Российской Федерации 14 апреля 1995г., предусматриваются обязанности общественных объединений: соблюдать законодательство России, общепризнанные принципы и нормы международного права, свои уставы и иные учредительные документы, ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия, представлять данные о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае нарушения общественными объединениями ч.5 ст.13 Конституции, а также совершения иных действий, противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят в руководящие органы данных общественных объединений представление об указанных нарушениях и устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на срок до шести месяцев решением соответствующего суда на основании заявления прокурора.
Орган, регистрирующий общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или не признаны судом как основанные на законе.
В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации; ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия; принимать участие в выборах; использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.
Если в течение установленного срока общественное объединение устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока общественное объединение вправе возобновить свою деятельность.
Функции и уровни идеологии
Для более четкого понимания сущности идеологии в жизнедеятельности человека, в функционировании общественной системы, необходимо определить ее функции.
Познавательная функция идеологии означает, что в различных теоретических формах идеологии осуществляется познание Вселенной, общества, человека, а также систематизация полученного знания. Таким образом происходит творческое развитие идеологии. Никто же не станет отрицать, что в таких теоретических формах идеологии, как философия, политология, социология, политэкономия, этика, эстетика и др., осуществляется познание мира, места и роли человека в мироздании и т.д.
Оценочная (аксеологическая) функция дает вполне конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм поведения, а именно: нравственных, эстетических, правовых, политических, экономических и др.
Программно-целевая функция идеологии показывает цели, разрабатывает программы их достижения и регламентирует тем самым поведение людей в обществе (например, шариат как норма поведения мусульманина).
Футурологическая функция моделирует будущее развитие общества, дает представление о лучшем устройстве общества, к которому необходимо стремиться всем гражданам.
Интегрирующая функция предполагает, что идеологии интегрируют знания и на основе высших знаний и ценностей объединяют личностей в большие социальные группы, придавая целостность и устойчивое состояние обществу, как социальному организму.
Регулятивная функция идеологии. Идеология регулирует поведение, деятельность индивида и групп людей во всех сферах общества.
Защитная функция идеологии проявляется в борьбе идеологий, когда ведется бескомпромиссная идеологическая борьба и психологическая война идеологий. В настоящее время осуществляется конкуренция и сосуществование идеологий в условиях столкновения цивилизаций Востока и Запада.
Социально-организующая функция определяет принципы организации и управления жизнью общества. Фактор идеологии «вписан» в мир общественной жизни и человеческой культуры, что очень хорошо просматривается в развитых и сложных цивилизациях.
Кроме перечисленных функций современные идеологоведы выделяют и другие. Например, В.Н. Кузнецов отмечает теоретическую, прогностическую, эвристическую, практическую функции, причем, как он пишет: «…практическая функция идеологических практик четко ориентирована на поддержку людей, семей, общества и государства:
идеология способствует пониманию людьми общих целей и целей другого человека;
идеология снижает духовную и социальную напряженность;
идеология помогает понять необходимость назревших перемен в обществе и государстве;
идеология содействует сохранению и развитию традиций, идеалов, ценностей, норм и пониманию обязанностей, ответственности и долга;
идеология помогает пониманию и усвоению сути смысла жизни каждого человека;
идеология формирует и разъясняет значимость и содержание российской мечты, важной для конкретного человека и общества в целом;
идеология поддерживает понимание достоинства и честности для отдельного человека, для семьи, для общества и для государства»1.
Кроме характерных черт и функций идеологии следует также выделять уровни идеологии.
Теоретический уровень идеологии предполагает разработку, внедрение и функционирование в сознании личностей фундаментальных знаний и ценностей, являющихся основой той или иной идеологии. В большей степени этот уровень развития и функционирования идеологического учения связан с профессиональными идеологами, специально занятыми разработкой основополагающих идей и принципов идеологии.
Второй уровень идеологии связан с разработкой и внедрением общедоступных идеологических знаний и ценностей, приемлемых для массового изучения и внедрения в сознание масс народа. Часто данный уровень отождествляют с массовой идеологической пропагандой и агитацией, поэтому ряд исследователей этот уровень определяют как пропагандистский.
Третий уровень идеологии предполагает формирование и функционирование идеологических ценностей на уровне обыденных идеологических представлений и взглядов.
Обыденные идеологические представления образуются двумя путями: первый означает, что идеологи - профессионалы, особенно пропагандисты, разрабатывают примитивные, элементарные идеологические представления и идеи, рассчитанные на самый примитивный уровень усвоения идеологических идей и ценностей. Второй путь предполагает, что идеологические взгляды и представления вырабатываются самостоятельно индивидами в их повседневной жизни. Это обычно взгляды, формируемые личностями в сфере общения и быта (как правило, это рассуждения о политике в компании сослуживцев и друзей).
В любой идеологической системе необходимо выделять также такой уровень идеологии, который можно определить как идеологическая психология. Этот уровень обычно отождествляют с политической психологией масс народа. К данному уровню идеологии следует отнести идеологические чувства и эмоции, которые могут формироваться самостоятельно индивидами.
Во время противостояния идеологических систем отношение между идеологиями (на психологическом уровне) проявляется как психологическая война в бескомпромиссной борьбе идей. К данному уровню следует отнести также элементы бессознательного, проявляющиеся в идеологических чувствах и эмоциях.
1.2 Сущность идеологического многообразия
Определяя сущность идеологии в целом, следует отметить, что идеология есть не только и не столько учение об идеях, а гораздо более широкое объемное явление социальной жизни, являющееся одновременно и теоретическим мировоззрением, и системой вытекающих из мировоззрения регулятивов, установок, норм поведения, и определенной системой идеологического воздействия. К идеологии следует отнести также идеологические институты и организации, которые разрабатывают и внедряют идеологические знания и ценности в сознание народа. Но главное идеологию можно определить как систему знаний и ценностей, лежащих в основании становления, развития и формирования общества.
С этой точки зрения мы увидим, что любое общество основывалось на определенной системе знаний и ценностей, без этой системы знаний общество просто бы не существовало. Идеологические знания это как раз то, что отделяет человеческое общество от животного стада, так же как освоенные и добытые индивидом знания определяют сущность человека и отличают личность от животного существа. Каковы идеологические знания, лежащие в основании развития общества, таково и общество. В течение многих тысячелетий идеологические знания и ценности проявлялись в различных формах, в форме мифа, религии, философии и других идеологических учениях.
Сущность идеологии проявляется в ее свойствах, качествах и характерных чертах. Определяя идеологию, как особую социальную структуру общества, можно выделить следующие характерные черты идеологий. Важнейшей чертой идеологии является то, что она всегда давала целостную картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире. Все известные нам идеологии, оказавшие влияние на ход развития человеческих цивилизаций, обязательно давали целостную картину мира. Ибо идеологии мира прежде всего формировали мировоззрение индивидов, а затем уже, дав определенную картину мироздания, определяли регулятивы поведения людей в мире в соответствии с представлениями о месте и роли человека в мироздании. Как известно, Священное писание иудеев и христиан, как основа библейской идеологии, начинается с творения мира Богом в течение шести дней. В других религиозных идеологиях Древнего Египта, Вавилона, Индии обязательно давались картина мира и процесс его творения в религиозной интерпретации. В религиозно-светских идеологиях, особенно в эпоху Нового времени, давались развернутые картины мироздания. Наиболее полные представления о мире мы видим в философских системах Декарта, Спинозы, Шеллинга, Гегеля, Гумбольдта. В XX в. такой религиозно-светской картиной мира представляется система мира, изложенная Тейяром де Шарденом в его знаменитой работе «Феномен человека». Если обратиться к светским идеологиям, то в той или иной мере представления о мире и роли человека в нем обязательно присутствуют в идеологическом учении. Так, марксистский диалектический материализм как раз и давал материалистическую картину мира при рассмотрении проблем материи, пространства, времени, движения, сознания, соотношения природы и общества и т.д. Даже идея Ф. Ницше о вечном возвращении являлась основой построения ницшеанской картины мира. К сожалению, в современной России, когда шел спор об идеологии, ряд авторов выступил с отрицанием мировоззренческой черты идеологии: «Идеология не является всеобъемлющей картиной действительности, объединяющей всех и каждого в силу своей истинности»1. Но, как мы выяснили, идеологии всегда давали человеку целостное представление о мире, обществе, человеке, это и есть мировоззренческая сторона любой идеологии. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза: «Картина мироздания, “естественный порядок вещей” во все времена были важнейшим аргументом в воздействии на сознание в любом обществе. Картина мироздания служит для человека тем основанием, на котором строятся представления об идеальном или допустимом устройстве общества…
Идеология, обосновывающая политический порядок, производственные отношения и т.д., соотносится с понятиями, в которых человек мыслит свое существование в обществе. А они неразрывно связаны с картиной мира и пониманием места человека в этом мире. Предложив новую картину мира, зарождающаяся европейская наука наполнила эти понятия новым содержанием или даже впервые сформулировала их. Важнейшими по своему идеологическому значению стали понятия “свобода” и “прогресс”»2.
Следующей важной чертой идеологии является то, что идеологии мира всегда интегрировали, синтезировали знания и ценности, выработанные предшествующими поколениями, заимствуя ранее полученные знания и вымыслы из других идеологий. Так, при создании христианской идеологии были заимствованы, а затем переработаны идеологические знания и ценности египетской, вавилонской, персидской (зороастризма) идеологий; особой переработке были подвергнуты знания и ценности античной идеологии Древней Греции и Рима. Основой, фундаментом христианской идеологии стала библейская идеология иудеев. Что касается ислама, то в идеологии мусульман можно выделить такие идеологические источники, как иудаизм, христианство, зороастризм и, конечно, идеологические идеи и фантазии арабских племенных религий. Интересно, что Библию иудеев и христиан исламские теологи считают черновым вариантом Корана. Источниками марксистской идеологии, как всем известно, являются немецкая философия, английская политэкономия, французский утопический социализм, а также знания французских историков эпохи Реставрации с их идеями классов и классовой борьбы, от которых был один шаг к марксистской теории классовой борьбы, диктатуре пролетариата и партийности идеологии в целом.
Особенным качеством, свойством идеологий является то, что правящая идеология синтезирует знания, добытые в различных сферах жизни общества, особенно в сфере духовной культуры. Когда мы говорим, что идеологии интегрировали знания, то здесь следует отметить, что они синтезировали не только ранее добытые предшествующими поколениями знания других идеологий, но и синтезируют знания, полученные в различных сферах общества. В любом обществе существуют знания, которые производятся в различных социальных сферах, особенно в такой, как духовное производство, где знания специально вырабатываются дифференциальными науками.
Идеологии как раз и выполняют роль интеграторов знаний, добытых в различных сферах общества. Между идеологическими знаниями и знаниями, добытыми в различных сферах, в том числе и в дифференциальных науках, существует определенное взаиморазвитие. Так, идеологические интегральные знания развиваются за счет новых знаний, добытых в различных сферах и науках, а знания дифференциальных наук, в свою очередь, на основе целостных, интегральных знаний правящей идеологии. Поэтому в обществе существует определенный идеологический механизм прогрессивного взаиморазвития дифференциальных и интегральных знаний, являющийся важнейшим механизмом развития и функционирования общества. Кроме мировоззренческого познавательного и гносеологически систематизаторского характера, идеология имеет и функциональный характер. Правда, многие западные идеологоведы и социологи, такие как О. Лемберг, Н. Луман, Т. Парсонс и др., считали, что идеологии имеют исключительно функциональный характер, и поэтому полностью отрицали познавательный аспект идеологий.
К функциональной стороне идеологии следует отнести ряд черт, имеющих функциональный характер. Среди них такое свойство, как то, что идеология стимулирует, мобилизирует и направляет человеческое поведение, интегрируя при этом действия людей в обществе.
Таким образом, идеология, кроме познания, направлена на то, чтобы вызывать активные действия больших масс людей и, главное, мобилизировать их на осуществление поставленных в идеологии программных целей. Как систематизированное учение, служащее определенной цели, идеология представляет собой единое целое, спаянное одной целью, пронизанное общей идеей. Идеологические идеи и ценности во все времена объединяли, интегрировали индивидов вокруг определенных задач и целей, создавая идеологический механизм взаимосвязи больших групп людей в определенные социальные сферы и общества в целом. Поэтому прав один из создателей структурно-функционального анализа в социологии Р. Мертон, утверждавший, что в обществе есть «высшие ценности», которые интегрируют индивидов в социальные системы, придавая целостность обществу в целом. Разумеется, нетрудно догадаться, что такими объединяющими «высшими ценностями» Р. Мертона являются знания и ценности правящей идеологии. Идеология, ориентируя людей на осуществление определенных целей, мотивирует поведение личностей, призывая их к действиям, направленным на реализацию программных задач и целей. Можно сказать также, что «задача идеологии, – писал К. Гирц, – сделать возможной автономную политику, создав авторитетные концепты, которые бы придали ей смысла, и убедительные образы, которые бы сделали ее доступной для восприятия»1.
К функциональным свойствам идеологии необходимо отнести также то, что любая идеология является организующей формой общественной жизни, она побуждает людей действовать и, следовательно, жить. Такое понимание сущности идеологии развивал в начале XX в. известный русский ученый, впервые разработавший системный анализ управления общественными процессами, А.А. Богданов. Он утверждал, что идеология представляет собой «организующую форму общественной жизни», как «орудие организации общества, производства, классов и вообще всяких общественных сил и элементов»2. Придавая общественной жизни людей определенную форму, т.е. осуществляя определенный способ существования жизни индивидов, идеология побуждает людей действовать, придавая смысл их жизни, ибо индивиды, потерявшие смысл жизни, это уже не целеустремленные личности. Ярким тому подтверждением является жизнь современных россиян после начавшейся деидеологизации российского общества: никто толком не знает, для чего он живет, живет просто так, без цели, без смысла, лишь бы выжить и все.
Как бы резюмирующим свойством идеологии является то, что идеологии в целом определяли становление, развитие и функционирование обществ в истории человечества. Мы уже отмечали, что перед тем, как образуется новое общество, в начале создается идеологическое учение о новом обществе, вырабатываются определенные нравственные, политические, социальные знания и ценности. Затем, на основе новых идеологических знаний, преобразуется, обычно революционным путем, старое общество и создаются новые социальные структуры и сферы жизнедеятельности людей, т.е. образуется новое, более прогрессивное общество. Если рассмотреть любое общество, то можно легко выяснить, на основе каких знаний и ценностей оно организовано, развивается и функционирует, чем оно отличается от другого общества. Такими знаниями, лежащими в основании общества, и являются знания и ценности правящей, или государственной, идеологии. С отрицанием этих знаний, с разрушением идеологической структуры разрушается само общество, основанное на этих идеологических идеях, принципах, ценностях. Разумеется, между развитием идеологической структуры и другими сферами общества существует диалектическое взаимодействие, проявляющееся в форме идеологического механизма прогрессивного взаиморазвития идеологической структуры и социальных сфер, или идеологии и общества в целом.
Глава II.Политические идеологии и организационно-правовые формы общественных объединений
2.1 Понятие общественных объединений
Статья 30 Конституции РФ закрепляет, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.
Основной нормативный акт регулирующий правовое положение общественных объединений - это Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.) Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
В статье 5 Федерального Закона закреплено понятие общественных объединений: - под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Учредители, члены и участники общественного объединения (статья 6 Федерального Закона).
Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
2.2 Виды общественных объединений
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм:
общественная организация;
общественное движение;
общественный фонд;
общественное учреждение;
орган общественной самодеятельности.
Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).
Общественная организация.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
Общественное движение.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественный фонд.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно -государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.
Общественное учреждение.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).
В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Орган общественной самодеятельности.
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
2.3 Политические общественные объединения
Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.
Политическим общественным объединением не может быть признано:
объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;
объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;
объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);
объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;
объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;
объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;
объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.
2.4 Современные политические идеологии
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимно дополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все - таки бросают вызов данному состоянию.
Основные современные идеологии - либерализм, социализм, консерватизм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.
Либерализм
В европейской общественно-политической литературе понятие «либерализм» появилось в начале XIX века. Термин «либерализм» происходит от латинского “liberalis”- свободный, имеющий отношение к свободе. Все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, нескованной рамками традиций. Либерализм, как сложное структурное явление, принадлежащее одновременно философской, идеологической и политической сферам, предстает как историко-философская доктрина и политическая идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его знаменем социальных слоев, и как более или менее массовое организованное движение.
В мировозренчиский комплекс классического либерализма вошли представления о свободе групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеи космополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и индивидуализма с подчеркиванием самоценности личности. В экономической области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений со стороны государственной власти, простора для частной инициативы, максимально свободных условий для развертывания частного предпринимательства. В сфере политики он основывается на признании прав человека, на разделении законодательной и исполнительной властей, на свободе выбора занятий, свободе конкуренции, что реализуется в требовании правового государства.
Концептуальное кредо классического либерализма включает в себя утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенство от рождения всех людей; провозглашение автономии индивидуальной воли; требование создания государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека, что определяет договорный характер отношений между государством и обществом; убеждение в необходимости верховенства закона как инструмента социального контроля и вразумности ограничения объема и сфер деятельности государства; утверждение важности защищенности государства частной жизни человека и свободы его действий в рамках закона и т.п. В классическом либерализме свобода еще не вступает в конфликтующие отношения взаимопологания и взаимоотрицания с равенством. Свобода рассматривается как равная свобода для всех. Равенство же толкуется как равенство в свободе того же круга граждан.
В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма, нередко обозначаемый в литературе разными терминами: «неолиберплизм», «социальный либерализм», «либерал-реформизм». Для политической идеологии либерал - реформизма характерны ориентации на социальное реформирование, стремление примерить равенство и свободу, отстаивание идеи согласия всех и подчеркивания нейтральности либеральной политики.
Своеобразно сложилась судьба либерализма в современной России. Русская либеральная мысль зародилась и оформилась в рамках западничества. Но на русской почве он обрел свои специфические черты. Первые теоретические разработки либерального образа мыслей представлены в произведениях К.Д. Ковелина, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева.
Одной из центральных тем в русском либерализме является рассмотрение проблемы личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве. Для русской либеральной мысли в период, когда она только заявила о себе на общественной арене, характерна сильная антидемократическая тенденция. Она проявляется, например, в склонности опираться на принцип монархизма. На грани XIX-XX веков наметилась иная тенденция: постепенное сближение либеральных лозунгов с демократическими программами. В русском либерализме на раннем этапе присутствовало сильное консервативное начало, что можно считать закономерным. Другая особенность русского либерализма связанна с тем, что ко времени его зарождения Россия еще оставалась крепостной страной.
В XIX и XX веках либерализм пережил три тяжелых кризиса. Первый кризис политической идеологии либерализма возник, когда «партия движения» XIX век превратилась в «партию статус кво», отодвинув на задний план интересы самого значительного политического движения того времени – рабочего движения. Истоки кризиса лежали в обострении антагонизма между равенством и свободой. Ответом на этот кризис стало возникновение либерал - реформизма. Второй кризис либеральной доктрины разродился после второй мировой войны. В тот период достижения и идеалы правового и конституционного государства, за которые в течение столетия выступал либерализм, перестали находить отклик во многих странах Европы. Третий и продолжающийся ныне кризис либерализма связан с нарастающим влиянием, системы обострившихся глобальных проблем, цивилизационых противоречий.
Консерватизм
Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентов современных политических идеологий. Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. Сам термин «консерватизм» произошел от латинского “conservo” – сохраняю, охраняю. В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной формы; другой – на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводства прежней. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования морально-религиозного порядка и несовершенство человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; утверждения о необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм.
В России консервативный тип мышления наглядно выявляется в мировоззрении славянофилов. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультра реакционной идеологии и лево радикальной, которая в середине и конце XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде (народники, эсеры, анархисты). Судьба консерватизма в России была трагической. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посередине.
В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения: традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное. Они тесно переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции, собственные истоки и создавая неоднородное, сложноструктурное целое, которое обозначают понятием «современный консерватизм».
Социализм
Социализм (от латинского “socialis” – общественный) как политическая идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Следы подобных мечтаний встречаются уже на ранних ступенях классово организованного человеческого общества, играют заметную роль в средние века, в Новое время, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в последней трети XIX – первой половине XX века. От многочисленных социальных утопий и теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных бедствий с отношениями собственности на средства производства, на необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в социальной сфере.
Свою классическую форму социалистические идеи начали приобретать вместе с утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням нового общества, делали его объектом острой социальной критики.
Социалистическая идея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве людей перед богом. Принципом характеристики социализма в России является то, что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической организацией социалистического дела.
Заключение
В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство - это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом и идеологическом плюрализме, свободе прессы и т. п.
В ходе изучения данной работы можно увидеть актуальность данной проблемы, которая определяется тем, что плюрализм политической, идеологической жизни стал реальностью современного российского общества.
Политическая дифференциация России выдвигает проблему использования накопленного теоретического потенциала для осмысления происходящих в обществе процессов, для вовлечения в демократические преобразования различных социальных сил.
При анализе идеологической ситуации выявляются проблемы переходного состояния современного общества. Социально-экономическое развитие страны сопровождается резкой поляризацией общества, политической нестабильностью. Переходное состояние всех сфер жизни приводит к несформированности социальных интересов и путей их реализации, неоднородности политической элиты. Существенное влияние оказывает динамизм в развитии политической ситуации, меняющаяся расстановка сил, смена той или иной группой идеологических ориентиров. С точки зрения необходимых предпосылок гражданского мира, в стране отсутствует согласие относительно прошлого, согласие по поводу будущего. Конфронтационный характер политической, идеологической жизни проявляется в противопоставлении либеральных, социалистических идей; борьбе либеральной и националистической идеологий; противостоянии приверженцев демократии и диктатуры.
Решением проблемы на наш взгляд является смена общественного строя, объективно приводящего к необходимости замены старой идеологии новой, но - какой? Этот вопрос является предметом дальнейших размышлений, дискуссий, как представителей теоретической мысли, так и практических политиков. Несомненно, одно: переход от идеологического монизма к плюрализму является отличительной чертой современного этапа общественной жизни России.
Список литературы
Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.)
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. С. 65
Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследований. 1997. № 3. С. 16
Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. С. 20 – 21
Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 225 – 267
Богданов А.А. Наука об общественном сознании. Пг., 1923.
Малицкий В.С. Идеология: история и современность. М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2005. – 250 с.
Лапаев В.В. Становление российской многопартийности // СОЦИС. 1996. № 8.
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. М.,2001.
Политическая история России. Хрестоматия. Сост. Коваленко В.И., Медушевский А.Н. М.,1995.
Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И. Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12
Тощенко Ж.Т. Какой быть российской национальной идее // Куда идет Россия? М. 1997. С. 360
Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. "Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие", М., 1996 г.
http://www.niiss.ru/rus1996_5_ideolog.shtml
1 Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. С. 65.
1 Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследований. 1997. № 3. С. 16.
2 Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. С. 20 – 21. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. Перспективы интегральной идеологии // Политические исследований. 1997. № 3. С. 16
1 Гирц К. Идеология как культурная система // Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 225 – 267.
2 Богданов А.А. Наука об общественном сознании. Пг., 1923.