Иcтopия oтeчecтвeннoгo гocyдapcтвa и пpaвa
Контрольная работа
Иcтopия oтeчecтвeннoгo гocyдapcтвa и пpaвa
1. Политическая и общественная жизнь славян
По византийским источникам установлено, что славяне в VI в. занимали огромную территорию от Дуная до Вислы и делились на три большие группы: склавинов, антов и венедов. Первые обитали между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы, вторые — в междуречье Днестра и Днепра, в нижнем их течении и в Причерноморье, третьи — в бассейне Вислы. Исследователями высказано мнение, что указанные три группы в дальнейшем развитии дали три ветви славянства: южную (склавины), западные (венеды) и восточную (анты). Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-либо различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечая единство языка, единство обычаев и законов1.
Единство славян находило выражение в их общественном устройстве. Славяне в VI в. переживали последнюю стадию развития общинно-родового строя. Основой общественной организации у славян стала патриархальная семейная община. Государства у славян в VI в. еще не было. Наряду с народным собранием существовали племенные вожди или князья. Вожди славянских племен принадлежали к зарождавшейся родоплеменной знати, выделявшейся по своему имущественному положению из основной массы населения. В VI в. племенная раздробленность еще не была преодолена славянами.
Однако тенденция к созданию более прочного единства у них уже имелась. Этому в немалой степени способствовала та обстановка постоянной войны, которую вели славяне против Византии на протяжении почти всего VI века. В ходе этой борьбы создавались союзы славянских племен.
Основным занятием славян являлось земледелие, ставшее уже повсеместно пашенным. Обработка земли велась с помощью тягловой силы орудиями плужного типа, возделывался широкий круг зерновых культур: пшеница, рожь, зернобобовые и волокнистые культуры. Подсека и перелог, игравшие еще большую роль, особенно в северных районах, начинали вытесняться двух- и трехпольной системой с паровым клином. Большое значение в хозяйстве славянина имело животноводство. Охота и рыболовство были распространены повсеместно.
Распространение пашенного земледелия на всей территории расселения славян означало огромный прогресс по сравнению с подсечной системой, бытовавшей прежде.
Другим важным показателем роста производительных сил у восточных славян было развитие ремесла. В некоторых славянских поселках обнаружены десятки домниц, в которых выплавлялось железо. Раскопки показывают, что в славянских домах занимались прядением, выделывали меха, кожи, производили посуду. Несомненно, часть произведенного продукта шла на обмен.
Ремесленное производство создало предпосылки для возникновения городов как центров ремесла. К началу X в. некоторые славянские города-укрепления, такие как Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород, превратились в центры ремесленного производства.
Вместе с тем VII—IX вв. явились временем развития внешних экономических связей восточных славян со странами Востока, Византией, а также со странами Прибалтики. Великий Волжский торговый путь связал землю восточных славян с племенами Среднего Поволжья и дальше — через Хвалынское (Каспийское) море — с Востоком. Днепровский путь связал восточных славян с Византией. А к концу IX в. как Волжский торговый путь, так и днепровский путь «из варяг в греки» получили свое продолжение на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.
По археологическим данным, существенной чертой общественного строя славян VII—IX вв. является наличие уже повсеместно сельской или территориальной общины как союза индивидуальных хозяев (малых семей), в собственности которых находятся жилище, орудия труда, продукт труда и обрабатываемый участок земли. Небольшой размер жилища на 4—5 человек, размещение и размер хозяйственных построек, небольшой запас продуктов — все это свидетельствует об индивидуальном характере хозяйства славян. Об этом же говорит факт сбора дани у славян с «дыма», то есть дома.
Исходя из последующего развития крестьянской общины, можно предположить в славянской общине VIII—IX вв. наличие коллективной собственности на землю, в известных случаях — коллективный труд и пережитки родового строя в быту, в правосознании и идеологии.
Частная собственность и основанный на ней индивидуальный труд с неизбежностью вели к имущественному, а значит, и социальному неравенству. Выделение из общины имущественной верхушки свидетельствовало об образовании экономически сильной группы, которая стремилась ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям.
Этот процесс нашел свое выражение в появлении к концу IX — началу X в. богатых славянских погребений наряду с бедными, обнаруженных археологами в крупнейших славянских городах, и в образовании на территории славянских поселений обособленных укреплений — замков, где жили выделившиеся из общины представители экономически могущественной верхушки.
Все эти явления отразились в замечательном памятнике древнерусского права — Древнейшей Русской Правде, записанной в XI в. при Ярославе Мудром, но в своей основе относящейся к кануну образования Древнерусского государства.
Древнейшая Русская Правда рисует нам, несомненно, общество правящего слоя и остального населения, еще не освободившееся до конца от оболочки родового строя. Существует еще такой важнейший институт родового строя, как кровная месть и круговая порука. Но родовые связи уже начинают заменяться связями территориальными. Основная общественная организация, с которой имеет дело Древнейшая Правда, — это «мир», территориальная сельская община (слово «мир» сохранило в русском языке значение территориальной сельской общины вплоть до XX в.). Однако население этих «миров» уже перестало быть однородным по своему социальному составу.
Древнейшая Правда ярко отразила появление внутри славянских «миров» привилегированного слоя. Основное внимание она уделяет защите интересов «мужей» — термин, которым в Древнейшей Правде обозначена социальная верхушка общества славян. «Муж» тесно связан с общиной. Он живет «в своем миру». Но в противоположность рядовым общинникам «муж» не является человеком труда — земледельцем. Это преимущественно военный человек. Живет «муж» в «хоромах», окруженный многочисленной «челядью», которая работает на него.
Основную массу «челяди» составляют рабы, хотя в ее составе все больше появляется и не рабов из числа общинников, которые, разорившись, потеряли свою свободу и попали в зависимость от богатых «мужей». «Хоромы» были не только жилищем «мужей», но и центром владений земель, лугов и различных угодий, на которые накладывал свою руку «муж», захватывая их у общины и превращая в свою наследственную частную собственность — «отчину» (термин, от которого произошло слово «вотчина» — обозначение феодальной земельной собственности в России). Вместе с ростом экономического богатства росла и политическая мощь «мужей». Возникновение имущественного неравенства у славян шло одновременно с образованием государства.
Из византийских источников можно заключить, что у антов VI в. государства еще не было, их князья являлись военными предводителями, не нарушавшими прерогатив и прав народных собраний, их войска составлялись из всего вооруженного народа. Дружина у князей еще отсутствовала. Военная добыча в основном доставалась воинам: ценности и пленные делились, а завоеванная земля заселялась победителями.
В процессе дальнейшего развития славянских племен в VII—IX вв. на Восточно-Европейской равнине постепенно изжились элементы народоправства. Выделившаяся верхушка из славянской общины — «мужи» (по терминологии Древнейшей Русской Правды), захватила в свои руки органы племенного самоуправления. Группируясь вокруг племенного князя, «мужи» составляли его вооруженную дружину, с помощью которой князь мог уже противопоставить свою власть пережиточным органам родового самоуправления и использовать их в интересах народившихся господ.
Нормы обычного права, сложившиеся в общине, изменились применительно к новым условиям. Зашита складывающейся феодальной собственности — главная цель этих изменений. Рядовой общинник, ведущий свое мелкое хозяйство, потерял черты воина и стал земледельцем. Война являлась делом князя и дружины. Так в ходе длительного развития складывались отдельные элементы государственного аппарата.
В целом имеющиеся источники (Русская летопись, арабские источники) делят славянские племена на две группы: южную, состоявшую из полян, северян и вятичей, и северную, состоявшую из словен, кривичей и включавшую в себя ряд неславянских племен. Эти два союза славянских племен явились ядром складывавшегося Древнерусского государства.
Последний этап создания Древнерусского государства источники связывают с образованием «Руси», «Русской земли», и народами, создающими это государство, — «русами» или «росами».
Известия о «Руси» и «русах», или «росах», появляются в различных источниках начиная с VI века. Еще более многочисленны свидетельства источников о Руси и русах VIII—IX веков. В IX в. русы выступают уже как мощная сила, обладающая политической организацией, возглавляемой князьями; они получают широкую известность далеко за пределами своего обитания. Свидетельства источников позволяют определить и место обитания русов в VI—IX веках. Это — район среднего течения Днепра и его притока — реки Роси. При впадении реки Роси в Днепр на высоком неприступном берегу стоялглавный город русов — Родня. Эту область издревле называли Русью, или Русской землей. Позднее, когда первенствующее положение в союзе племен Приднепровья заняли поляне, наименование Русь, Русская земля было перенесено на более широкую область с центром в Киеве, а затем усвоено и Древнерусским государством.
В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов — русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности.
Тем не менее в историографии существуют расхождения по поводу того, что представляет собой в первой половине X в. этническое образование под названием «Русь». Одни авторы исходят из того, что речь следует вести о государстве с четко оформившейся центральной властью, включавшем в себя большую часть территории, заселенной восточными славянами, и имеющем столицей Киев2.
Другие полагают, что единое государственное образование еще не сформировалось, Киев не приобрел значения бесспорно главного центра, на территории Восточной Европы одновременно существовали разные варяжские группировки с независимыми конунгами-предводителями3.
Выдвинуто, в частности, предположение, что Киев стал резиденцией русского князя только в 30-е годы X века4. Конунги (по-славянски «князья») — варяжские предводители, стоявшие во главе военных дружин. Конунги нанимались на службу в городах или захватывали власть в городах и становились городскими владетельными князьями. Атак как городу обыкновенно подчинялась окружавшая его волость, то в таком случае образовывалось целое княжество.
Суммируя указанные данные, можно предположительно заключить, что складывание государства Русь завершилось только к концу X в. с ликвидацией местных княжений и переходом всех восточнославянских земель под непосредственную власть киевской династии, когда на территориях всех бывших союзов племенных княжеств были посажены наместники киевского князя. Сам Киев к этому времени был признан главным центром Руси, власть принадлежала княжескому роду, контролировавшему огромную территорию непосредственно и, по меньшей мере, такую же — через признающих верховенство киевского князя местных князей.
В силу исторических особенностей возникновения государственной организации на Руси исходным ее типом была авторитарная система. В своей основе она представляет собой групповую властную структуру с несколькими относительно независимыми несамодостаточными субъектами управления. Каждый из них выступает как относительно закрытая группа людей, объединившихся для реализации своих особых интересов, или властная корпорация.
Авторитарная государственная организация Киевской Руси основывалась на родовых отношениях. Порядок княжеского владения определялся в соответствии с генеалогической и территориальной общностью обычно-правового уклада, разработанного в теории В.О. Ключевского о «лествичном восхождении» князей с одного стола княжеского на другой по известной очереди. «Очередь эта определялась старшинством лип и устанавливала постоянно колебавшееся, изменчивое соотношение наличного числа князей с количеством княжеских волостей или владений. Все наличные князья по степени старшинства составляли одну генеалогическую лествицу»5.
Точно так же вся Русская земля представляла лествииу областей по степени их значения и доходности. Порядок княжеского владения основывался на точном соответствии ступеней обеих этих лествиц, генеалогической и территориальной, лествииы лип и лествииы областей».
На верху лествииы стоял старший из князей, великий князь киевский. Правя Русью и родичами, великий князь в особо важных случаях принимал решения не один, а собирал князей на общий совет, действовал как представитель и исполнитель всего державного княжеского рода.
Князь киевский считался всего лишь старшим среди других князей и в отличие от князей местных назывался «великим князем русским». Местные князья были относительно самостоятельными в своих владениях. А все вместе они нераздельно владели Русской землей всего княжеского рода. Таков был порядок авторитарной государственной организации в Киевской Руси, его корпоративная структура.
Военная демократия как форма общественных отношений появилась у славян в VII—VIII веках. Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Племенные союзы, возникшие как военные объединения, требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.
Дружина получала от князя содержание и жалованье деньгами, съестными припасами и другими предметами, которые она собирала для него в виде дани. Кроме того, уже в ранние времена дружинники стали получать земельные участки и угодья и владеть селами. Семьи старших дружинников (имеется в виду и возраст, и социальное положение) или бояр, сосредоточивая в своих руках значительную земельную собственность, закладывают основание высшего сословия или родовой землевладельческой аристократии.
Таким образом, древнерусское государство, созданное древнерусской народностью, явилось колыбелью трех крупнейших славянских народов — великороссов, украинцев и белоруссов.
В целом Древняя Русь развивалась в том же направлении, что и крупнейшие страны Европы. Она обладала огромным государственнообразующим потенциалом и высокоразвитой сферой феодальных институтов. И только ордынское разорение, вызвавшее крайне тяжелые последствия, предопределило деформацию естественного хода исторического развития.
2. Причины и предпосылки создания советского государства и права. II Всероссийский съезд Советов и его решения
Февральская революция 1917 г. завершила долгий процесс разрушения легитимности государства Российской империи. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство.
Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образовано Совещание товарищей министров.
Временное правительство считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации в состав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций.
Овладеть ситуацией Временное правительство не смогло и переживало все более тяжелые и длительные правительственные кризисы: 3-4 мая, 3-23 июля, 26 августа-24 сентября. В результате этих кризисов менялся состав, уже 5 мая правительство стало коалиционным, но все три коалиции были непрочными. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило два процесса - децентрализация (вследствие ослабления государственного аппарата и местнических устремлений буржуазии) и демократизация - под сильным давлением снизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления. Упраздненные должности заменялись комиссарами Временного правительства. В первые дни революции на местах в противовес Советам буржуазия создавала комитеты общественных организаций, которые сотрудничали с комиссарами.
Уникальность русской буржуазной революции 1917 г. в том, что с первых ее дней в стране стали формироваться два типа государственности - буржуазная республика и советская власть (двоевластие). История дала России редкую возможность: сравнить наглядно, в деле, два разных проекта государственного строительства и сделать выбор. При этом выбор делался в два тура - на основании сравнительно мирного "соревнования" (февраль 1917 г. - октябрь 1917 г.), а затем в ходе военного столкновения (1918-1921 гг.).
Эти два типа государственности были не просто различны по их идеологии, социальным и экономическим устремлениям. Они находились на двух разных и расходящихся ветвях цивилизации. То есть, их соединение, их "конвергенция" в ходе государственного строительства были невозможны. Разными были фундаментальные, во многом неосознаваемые идеи, на которых происходит становление государства - прежде всего, представления о мире и человеке.
Вдохновители Февраля были западниками, их идеалом была буржуазная республика с опорой на гражданское общество и рыночную экономику - на то, чего в России реально еще не было. Сам этот идеал был несовместим с устремлениями всех остальных, помимо буржуазии, классов и сословий. После короткого периода общего ликования на "празднике революции" Временное правительство стало испытывать нарастающее отчуждение, а потом и сопротивление не только крестьян и рабочих, но и части имущих классов. Да и сама либеральная буржуазия России еще не оторвалась от культурных корней традиционного общества, и ее проект был внутренне противоречив.
Совершенно иначе, нежели у буржуазного государства, пошел процесс легитимации у Советов. Наполнение содержанием зародившихся в Советах форм государственности и обретение ими легитимности происходило в основном снизу, стихийно.
Поначалу обретение Советами власти происходило даже вопреки намерениям их руководства (эсеров и меньшевиков). Никаких планов сделать Советы альтернативной формой государства у создателей Петроградского совета не было. Их целью было поддержать новое правительство снизу и "добровольно передать власть буржуазии". Та сила, которая стала складываться в противовес Временному правительству и которую впоследствии возглавили большевики, была выражением массового стихийного движения. Эсеры и меньшевики, став во главе Петроградского совета, и не предполагали, что под ними поднимается неведомая теориям государственность крестьянской России, для которой монархия стала обузой, а правительство кадетов - недоразумением.
Потом в Советах стала расти роль большевиков (работали "будущие декреты"). История прекрасно показывает этот процесс: власть совершенно бескровно и почти незаметно "перетекла" в руки Петроградского совета, который передал ее II Съезду Советов.
Таким образом, стихийный процесс продолжения Российской государственности от самодержавной монархии к советскому строю, минуя государство либерально-буржуазного типа, обрел организующую его партию (большевиков) и первое обоснование в политической философии (Апрельские тезисы Ленина).
3 июля было нарушено неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским советом ("двоевластие"), была расстреляна демонстрация под советскими лозунгами. Сформированное 24 июля правительство стало сдвигаться вправо, его председатель А.Ф.Керенский (перешедший в партию эсеров) занял и посты военного и морского министра; в третьем правительстве он был председателем и Верховным главнокомандующим.
Революционная демократия в лице Петроградского Совета требовала передачи власти в руки "революционного пролетариата и крестьянства". Сменился состав президиума Совета: в состав нового вошли большевики и левые социал-революционеры. Председателем избран Бронштейн (Троцкий).
В начале октября большевики составляли большинство в советах. Фактически в стране было 2 силы: либо диктатура пролетариата, либо военная диктатура. Однако альтернатива в этот период возникла другая: либо Временное правительство, либо диктатура пролетариата.
12-14 сентября Ленин обращается в ЦК партии, настаивает на захвате власти путем вооружённого восстания, на передаче власти советам. 10 октября на заседании ЦК принято решение о вооружённом восстании. Процесс захвата власти происходил явно и открыто. Съезды Советов и большевистская печать призывали к восстанию. Когда 25 октября в столице началось вооруженное столкновение, на стороне правительства не оказалось никакой вооруженной силы.
После свержения Временного правительства деятельность Петроградского ВРК получила иное направление. ВРК был высшим органом власти в стране с 10 часов утра 25 октября 1917 года и до принятия II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов воззвания "Рабочим, солдатам и крестьянам" в 5 часов утра 26 октября 1917 года.
На съезде было представлено более 400 Советов. Из 673 делегатов съезда 390представляли большевиков, 179 — их союзников левых эсеров. Правые эсеры и меньшевики имели меньшинство на съезде. Их лидеры выступили с провокационными контрреволюционными заявлениями. Осудили социалистическую революцию и демонстративно покинули заседание съезда. Но рядовые члены этих фракций остались в зале заседания.
Первым принятым съездом документом, который в сжатом виде объяснял смысл и цель происходящего, было написанное Лениным обращение — «Рабочим, солдатам, крестьянам!». Документ содержал перечень наиболее острых проблем, волновавших подавляющее большинство населения России, и заявлял о готовности рождающейся власти решить их радикально и без проволочек.
В нем говорилось: «Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки...
Съезд постановляет: вся "власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые и должны обеспечить подлинный революционный порядок». Тем самым съезд объявил единственной законной властью России власть Советов. Россия стала Советской "республикой!
Принципиальным, поставленным на съезде в числе первых, был вопрос о партийной структуре Советской власти: будет ли она опираться на все советские партии или ее характер будет определять лишь партия-победительница — большевики со своими союзниками? Делегаты от меньшевиков и эсеров осудили насильственные действия по захвату власти; выход из сложившегося по вине большевиков положения они видели в создании коалиционного правительства, включающего все силы революционной демократии. И съезд первоначально одобрил эту, изложенную Ю. О. Мартовым, позицию.
Однако вскоре, под давлением Ленина и Троцкого, отверг ее. В знак протеста меньшевики и правые эсеры покинули съезд. В результате в избранный новый ВЦИК вошли 62 большевика и 29 левых эсеров, но определенное количество мест было зарезервировано и для «ушедших» советских партий. Правительство же, из-за отказа левых эсеров войти в него, оказалось чисто большевистским.
Огромное значение имело принятие съездом первых декретов: о мире, о земле. Декрет о мире наряду с вполне конкретными предложениями о заключении мира между враждующими государствами, об опубликовании всех тайных дипломатических актов, об отказе от аннексий и контрибуций, провозглашал принципы долговременной внешней политики России - мирное сосуществование и “пролетарский интернационализм”, право наций на самоопределение.
Документ, призванный стимулировать революционные процессы в Европе, произвел сильное впечатление на правящие круги и трудящиеся массы воюющих стран. Он содержал, во-первых, призыв заключить всеобщий демократический мир без аннексий и контрибуций; во-вторых, был обращен как к правительствам, так и к народам, которые должны были стать самостоятельными субъектами борьбы за выход из войны.
Вместе с тем Советское правительство заявило о своей готовности рассмотреть и всякие другие условия мира, выдвинутые какой-либо воюющей державой, и обратилось ко всем странам — участникам войны с предложением о немедленном заключении перемирия на 3 месяца, в течении которых должны быть закончены переговоры мире. Декретом предусматривалась отмена тайной дипломатии, опубликование тайных договоров, заключенных царским и Временным правительствами.
Декрет о мире разоблачил перед всем человечеством грабительский характер первой мировой войны и явился могучим призывом для всех стран покончить с ней.
В Декрете о земле, провозглашалась отмена помещичьей собственности на землю без выкупа, она объявлялась общенародным достояниемПровозглашались многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное), конфискация помещичьих земель и имений, переходивших в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов. Земля переходила “во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней”, производилась “социализация” земли.
Для руководства пo осуществлению земельных преобразований в Декрет о земле был включен как его составная часть крестьянский «Примерный наказ» о земле, составленный еще до победы Октябрьской революции. Этим наказом узаконивалась всенародная (государственная) собственность на землю, недра, леса, воды (общественного значения). Купля-продажа, а также сдача земли в аренду запрещались. Применение наемного труда для обработки земли не допускалось. В соответствии с желаниями крестьян устанавливалось уравнительное землепользование, т.е. земля делилась по трудовой или потребительской норме.
По Декрету о земле крестьянство получило безвозмездно 150 млн. десятин земли, принадлежавшей до революции помещикам, буржуазии, монастырям и царской фамилии. Крестьяне освобождались от ежегодных арендных платежей и от расходов на покупку земли в сумме свыше 700 млн. руб. золотом, а также от долга Крестьянскому земельному банку, составившего в 1914 г. более 3 млрд. руб. Крестьянству было передано помещичьего инвентаря стоимостью более 300 млн. руб.
Позже эти положения были закреплены в Декрете “О социализации земли” в январе 1918 г.
Декрет о земле ликвидировал феодально-крепостнические пережитки в деревне, сохранившиеся после реформы 1861 г.. помещичью кабалу, а также открыл большие возможности для развития производительных сил в сельском хозяйстве и для улучшения жизненных условий трудового крестьянства.
II съезд Советов принял также решения об отмене смертной казни на фронте, об освобождении арестованных по распоряжению Временного правительства революционных солдат и офицеров, членов земельных комитетов.
II Всероссийский съезд Советов принял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировав, таким образом, первое в мире рабоче-крестьянское правительство, председателем которого был избран В. И. Ленин. Этот декрет определил основы правового положения Советского правительства. Практическая же деятельность Совета Народных Комиссаров (СНК) свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего подзаконную исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов — актов законодательного характера.
Руководство отдельными отраслями государственной жизни поручалось комиссиям (вскоре они стали называться народными комиссариатами), председатели которых входили в СНК. Народные комиссариаты, как указывалось в декрете, обязывались в тесном единении с массовыми организациями рабочих, крестьян, солдат, матросов и служащих обеспечить проведение в жизнь программы, сформулированной II Всероссийским съездом Советов.
Наркоматы наследовали функции прежних министерств. Осуществляли в рамках своей компетенции планирование, управление, принимали непосредственное участие в законотворчестве. 4 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию о праве СНК издавать неотложные декреты в рамках общей программы Всероссийского съезда Советов. Таким образом, три органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.
Формирование однопартийной системы в Советской России было обусловлено историческими обстоятельствами. Она сложилась не сразу после Октябрьской революции, а значительно позднее. Объясняется это тем, что сотрудничество с партиями меньшевиков и правых эсеров, демонстративно покинувшими II съезд Советов, а затем перешедшими в противоположный лагерь, стало в этих условиях невозможным.
Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которые оформлялись тогда в самостоятельную партию. Но они отказались послать своих представителей в Совнарком и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли в состав ВЦИК.
Готовность большевиков опираться исключительно на пролетариии и беднейшее крестьянство углубляла раскол и толкала общество на путь гражданской войны. Большинство политических сил России оцепили события 25—27 октября как «большевистский переворот» и не признали решения II съезда.
Сразу же была предпринята попытка подивить мятеж вооруженным путем. Керенскому удалось убедить генерала Краснова двинуть на Питер войска, однако под Гатчиной они потерпели поражение. Одновременно в Петрограде меньшевики и эсеры совместно с кадетами и монархистами создали «Комитет спасения Родины и Революции», который восстанием в городе должен был поддержать поход Краснова. Однако организованное ими выступление юнкеров без труда было подавлено. 1 ноября Керенский сложил с себя обязанности премьер-министра и Верховного главнокомандующего и, переодевшись в матросскую форму, скрылся.
Таким образом, II Всероссийский съезд Советов от имени 20 млн. избирателей, участвовавших в выборах делегатов, узаконил и закрепил победу Великой октябрьской социалистической революции, свергнувшей буржуазно-помещичью власть и установившей диктатуру пролетариата в форме Советов, руководимых большевиками. Съезд утвердил, ленинскую программу деятельности Советского государства и историческими декретами о мире и о земле приступил к практическому осуществлению этой программы6.
К началу ноября 1917 г. Россия была лишена прежних органов центральной власти и управления, а большевистский Совет Народных Комиссаров оказался единственным, хотя и признаваемым далеко не всеми правительством. Это обстоятельство создавало большие трудности как при создании новых органов власти, так и для реализации провозглашенного на II съезде политического курса.
Советская правовая система начала формироваться с первого дня создания советского государства. Акты правительства по предложению Ленина было решено называть Декретами – по примеру парижской Коммуны. До принятия Конституции РСФСР 1918 г. центральные органы государственной власти и государственного управления приняли ряд декретов, при помощи которых разрешали наиболее существенные проблемы становления и развития социалистической государственности.
В течение нескольких месяцев – с 25 октября 1917 г. до середины февраля 1918 г. – советская власть установилась почти на всей территории России. В результате октябрьского переворота советы из органов оппозиции превратились в органы новой формирующейся власти. Необходима была сильная централизованная власть и такую власть предложила партия большевиков. В короткий срок были упразднены старые центральные органы власти: Сенат, Государственная канцелярия, Синод, министерства, судебная система и карательные учреждения.
Одновременно с ликвидацией старой государственной машины шло строительство нового советского аппарата в центре и на местах. Высшим органом государственной власти являлся Всероссийский съезд Советов, а между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК руководил деятельностью советов на местах. В состав первого ВЦИК входили 62 большевика, 290 левых эсеров, 6 меньшевиков и несколько представителей других партий.
По декрету СНК от 22 ноября 1917 г. была создана система новых судебных учреждений. В качестве основной судебной инстанции был учреждён институт местных судей, избираемых Советами. Дела о контрреволюционной деятельности, мародёрстве, хищениях, саботаже и т.д. рассматривали революционные трибуналы, избираемые губернскими или городскими Советами.
По постановлению Наркома внутренних дел от 28 октября 1917 года была создана рабоче-крестьянская милиция, а 7 декабря 1917 года для борьбы с контрреволюцией была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия(ВЧК). 15 января 1918 года Советское правительство приняло декрет о создании рабоче-крестьянской Красной Армии.
II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов утвердил принцип полновластия и единовластия Советов на местах в решении местных дел. Съезд также объявил о ликвидации должности комиссаров Временного правительства на местах. Декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. упразднялись все сословия и сословные деления граждан и сословные организации и учреждения.
Развернулось создание Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в деревнях и волостях. Городские и земские учреждения были упразднены. Их функции перешли к Советам.
Bыбopы на cъeзды Coвeтoв были мнoгоcтупeнчатыe. Hизoвыми opгaнaми влacти являлись ceльcкиe и гoродcкиe Coвeты, избиpaвшиecя нeпocpeдcтвeннo избиpaтeлями, и иx испoлитeльныe кoмитeты.
Уже к концу 1917 г. насчитывалось 30 исполкомов губернских Советов, 121 городской исполком, 286 уездных, 6088 волостных исполкомов. Вместе с районными и областными Советами на местах было образовано 7550 органов управления, в которых работало свыше 100 тыс. трудящихся.
Начался процесс слияния Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. было установлено право избирателей отзывать своих выборных в том числе и из местных Советов. Местные Советы создавали свои вооруженные формирования (отряды рабочей милиции), что усиливало их власть7.
3. Задача
В 1043 г. княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит купцом Воиславом и его холопами. Во втором смерд Вышата убил жителя соседней деревни в драке, вызванной спором из-за межи.
Каким будет решение суда по этим делам?
«Русская Правда», устанавливала, что убийство вора, на месте преступления не считалось преступлением и наказания не влекло (ст.38 Краткой Правды).
38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит.
Надо полагать, что Вышата подрался и убил такого же как он селянина –смерда, за убийство которого он должен заплатить штраф в 5 гривен (ст.23 Краткой Правды).
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
Литература
Бёрхин И.Б. История СССР. 1917-1971гг. – М.: Высшая школа,1972.
Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. - М.,1997.
Иcтopия oтeчecтвeннoгo гocyдapcтвa и пpaвa / Пoд peд. O.И. Чиcтякoвa.-M., 1996.
Каpа-Муpза С.Г. Истоpия советского госудаpства и пpава.- М., 1996.
Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т.1: Курс русской истории.Ч.1.- М.,1987.
Проценко Ю.Л. Древнерусское государство и право: Лекция. — Волгоград: Издательство Вол ГУ. 2000.
Свердлов М.Б. Образование Древнерусского государства (историографические заметки). – М.,1995.
Скрынников Р.Г. История российская IX – XVII вв.- М.1997.
1 Проценко Ю.Л. Древнерусское государство и право: Лекция. — Волгоград: Издательство Вол ГУ. 2000.
2 Свердлов М.Б. Образование Древнерусского государства . (историографические заметки). – М.,1995.
3 Скрынников Р.Г. История российская IX - XVIIвв.- М.1997.
4 Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века,-М.,1997.
5 Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т.-М.,1987 Т.1:Курс русской истории.Ч.1.С.185.
6 Бёрхин И.Б. История СССР. 1917-1971гг. – М.: Высшая школа,1972.
7 Каpа-Муpза С.Г. Истоpия советского госудаpства и пpава.- М., 1996.